Иван пырьев личная жизнь дети

Иван пырьев личная жизнь дети thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 6 сентября 2020;
проверки требуют 26 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пырьев.

Ива́н Алекса́ндрович Пы́рьев (4 (17) ноября 1901, с. Камень — 7 февраля 1968, Москва) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951)[1].

Биография[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Иван Пырьев родился в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби, Алтайский край) в крестьянской семье. В 1904 году отец был убит в драке, мать отправилась в город на заработки, и Иван воспитывался в большой семье деда-старообрядца Осипа Комогорова. С восьми лет помогал по хозяйству, был пастухом, учился в церковно-приходской школе[2].

В 11 лет переехал в Мариинск к матери, но после ссоры с отчимом ушёл из дома. Скитался, подрабатывал поварёнком, помощником в колбасной лавке, торговцем папиросами в поездах, продавал газеты.

В конце 1915 года сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал, был дважды ранен, награждён Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней. В мае 1918 года заболел тифом. После выздоровления записался в ряды Красной армии. Служил рядовым красноармейцем, затем политруком, в 1920 году был направлен в Екатеринбург агитатором в политотдел 4-й железнодорожной бригады[3].

Актёр[править | править код]

Параллельно учился в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта.

В Екатеринбурге три месяца играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе под псевдонимом Алтайский. В конце лета 1921 года в город приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

С 1921 года Пырьев служил актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта, где его учителями были Михаил Чехов и Сергей Эйзенштейн, но из-за разногласий по поводу постановки «На всякого мудреца довольно простоты» он покинул театр и некоторое время самостоятельно ставил спектакли в клубах, пока его не пригласил к себе Всеволод Мейерхольд[2].

В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС) Мейерхольда, учился там же на режиссёрском отделении[1]. До 1925 года играл в Театре Мейерхольда, где, в частности, исполнил роль Алексиса Буланова в «Лесе», затем покинул и его[2].

Режиссёр[править | править код]

В 1925 году начал свою деятельность в кинематографе, впоследствии став крупнейшим советским комедиографом. Работал ассистентом и помощником режиссёров Юрия Тарича и Евгения Иванова-Баркова на киностудиях «Госкино», «Пролеткино» и «Союзкино»[2].

В 1929 году поставил свою первую сатирическую ленту «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. За ней последовал «Государственный чиновник», который сразу лёг «на полку», и Пырьеву пришлось перемонтировать его с ущербом для содержания.

Антифашистский фильм «Конвейер смерти» (1933) стал первой звуковой картиной «Мосфильма» и позволил Пырьеву приступить к подготовке масштабной экранизации «Мёртвых душ»: к сценарию был привлечён Михаил Булгаков, музыку должен был писать Дмитрий Шостакович, декорациями занимался Николай Акимов, а роль Плюшкина согласился исполнить Всеволод Мейерхольд. Однако после того как в 1936 году в газете «Правда» была опубликована известная статья «Сумбур вместо музыки», задумку пришлось оставить[2].

В 1936 году снял фильм «Партийный билет», где прообразом главного антигероя послужил поэт Павел Васильев. Несмотря на успех картины, руководство киностудии подвергло её критике, Пырьева на два года отстранили от работы, уволили, после чего он был вынужден перейти на Киевскую киностудию, что положило начало новому периоду в его творчестве[2].

Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1949), романтические музыкальные фильмы «В 6 часов вечера после войны» (1944) и «Сказание о земле Сибирской» (1947). Во всех этих фильмах главные роли исполнила его жена, актриса Марина Ладынина.

В последние месяцы Великой Отечественной войны выезжал на 2-й Украинский фронт для проведения документально-хроникальных съёмок и принимал участие в подготовке фильма о штурме Берлина[2].

В 1950—1960 годах отошёл от комедии, увлёкшись экранизациями произведений Фёдора Достоевского: «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968). «Идиот» был признан лучшим фильмом года по версии журнала «Советский экран», как и «Братья Карамазовы», во время съёмок которых Пырьев скончался, и завершали картину исполнители главных ролей Кирилл Лавров и Михаил Ульянов[4].

Общественная деятельность[править | править код]

В 1946 году Пырьев стал первым за долгое время главным редактором журнала «Искусство кино», который не издавался с начала войны. Его стараниями журнал быстро возродился; по воспоминаниям Ростислава Юреньева, из-за нехватки кадров они вынуждены были публиковать статьи под множеством псевдонимов[5]. Вскоре началась кампания борьбы с космополитизмом, но из-за благожелательных рецензий на фильмы Эйзенштейна, Козинцева и других Пырьев в 1948 году был смещён с поста в связи с «утратой бдительности»[5].

В 1954—1957 годах был директором «Мосфильма», затем руководил творческим объединением «Луч» там же[1]. Пырьев начал масштабную перестройку кинопроизводства студии, в короткие сроки сумел «многократно увеличить её производственные мощности, решить проблему звука, произвести полное техническое переоснащение всей производственной цепочки, в том числе подготовить студию к полному переходу на производство цветных фильмов»[2].

В 1956 году выступил инициатором создания Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме», которыми руководил с 1957 по 1965 год[1].

Пырьев также активно опекал начинающих талантливых режиссёров, в том числе помогая пройти цензуру; именно он вызвал на «Мосфильм» Григория Чухрая, Александра Алова и Владимира Наумова со студии Довженко[6]. Он же практически силой заставил документалиста Эльдара Рязанова взяться за постановку музыкальной комедии «Карнавальная ночь», несмотря на всё упорство, что положило начало его карьере[7]. По совету и протекции Пырьева Леонид Гайдай снял историко-революционную драму «Трижды воскресший», которая помогла ему вернуться в кино после «опальной» комедии «Жених с того света», а затем громко заявить о себе в киноальманахе «Совершенно серьёзно» (1961), также созданном под руководством Пырьева[8].

После долгих попыток сумел добиться организации Союза кинематографистов СССР вместе с Александром Згуриди, который, будучи профессиональным юристом, помог обосновать его экономическую независимость от государства[9]. Руководил СК вплоть до 1960 года.

Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва, член КПСС с 1956 года[1].

Скандалы и слухи[править | править код]

Памятник на Новодевичьем кладбище Москвы

Существует версия, что Пырьев разрушал жизни молодых актрис, отказавших ему в притязаниях, из мести запрещая студиям их снимать. Одной из жертв так называемого «чёрного списка» считается Екатерина Савинова, снимавшаяся в «Кубанских казаках»: во время якобы деловой встречи она дала Пырьеву пощёчину в ответ на попытку ухаживать за ней. Из-за этого и другие режиссёры, такие как Всеволод Пудовкин и Григорий Чухрай, приглашая Савинову на пробы, в итоге отказывали ей, и актриса заработала нервный срыв[10]. Её муж Евгений Ташков подтверждал в интервью, что из-за некоего влиятельного режиссёра (его он не хотел называть по имени) Савинова долго жила без больших ролей, но при этом отрицал слухи о том, что это стало причиной смерти актрисы (причиной послужила психическая болезнь, развившаяся на фоне осложнений от бруцеллёза)[11]. Кроме Савиновой в «список» часто заносят Клару Румянову[12], Людмилу Марченко и её друзей — актёров Владимира Гусева и Аллу Будницкую[13], а также ряд других актрис.

Как писал режиссёр Георгий Натансон, «О Пырьеве шли слухи, что он хулиган, матерщинник и даже антисемит. Но в реальности это не подтвердилось. Его друзьями были Михаил Ромм, Сергей Юткевич, Александр Столпер, Леонид Луков…»[14].

Смерть[править | править код]

7 февраля 1968 года, вернувшись со съёмок «Братьев Карамазовых», Иван Александрович лёг и умер во сне. Медицинское освидетельствование установило шесть инфарктов, перенесённых «на ногах» во время работы[4]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (7 участок).

На VI Московском международном кинофестивале (1969) Пырьеву посмертно присудили специальный приз жюри за выдающийся вклад в киноискусство[1].

Личная жизнь[править | править код]

  • Первая жена — Ада Войцик (1905—1982), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935).
    • Сын — Эрик Иванович Пырьев (1931—1970).
  • Вторая жена — Марина Ладынина (1908—2003), актриса. Народная артистка СССР (1950).
    • Сын — Андрей Ладынин (1938—2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.
  • Третья жена — Лионелла Скирда (род. 1938), актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1991).
Читайте также:  Юнна мориц личная жизнь муж дети

Фильмография[править | править код]

Режиссёр[править | править код]

  1. 1929 — Посторонняя женщина
  2. 1930 — Государственный чиновник
  3. 1931 — Понятая ошибка (отстранён от работы)
  4. 1933 — Конвейер смерти
  5. 1936 — Партийный билет
  6. 1937 — Богатая невеста
  7. 1939 — Трактористы
  8. 1940 — Любимая девушка
  9. 1941 — Свинарка и пастух
  10. 1942 — Секретарь райкома
  11. 1944 — В 6 часов вечера после войны
  12. 1947 — Сказание о земле Сибирской
  13. 1949 — Кубанские казаки
  14. 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с Й. Ивенсом)
  15. 1951 — Песня молодости (документальный) (совм. с Д. Васильевым)
  16. 1954 — Испытание верности
  17. 1958 — Идиот
  18. 1959 — Белые ночи
  19. 1961 — Наш общий друг
  20. 1964 — Свет далёкой звезды
  21. 1968 — Братья Карамазовы (завершён К. Лавровым и М. Ульяновым)

Сценарист[править | править код]

  • 1928 — Оторванные рукава (совм. с Б. Юрцевым)
  • 1928 — Переполох (совм. с А. Аравским)
  • 1928 — Третья молодость (совм. с А. Аравским)
  • 1930 — Будьте такими (совм. с Л. Соловьёвым)
  • 1931 — Понятая ошибка (совм. с П. Ильиным)
  • 1931 — Токарь Алексеев
  • 1933 — Конвейер смерти (совм. с В. Гусевым и М. Роммом
  • 1951 — Мы за мир (документальный) (совм. с А. Фроловым)
  • 1954 — Испытание верности (совм. с П. Туром и Л. Туром)
  • 1958 — Идиот
  • 1959 — Белые ночи
  • 1962 — Наш общий друг (совм. с В. Логиновым)
  • 1964 — Свет далёкой звезды
  • 1968 — Братья Карамазовы

Актёр[править | править код]

  • 1923 — Дневник Глумова (короткометражный) — клоун-фашист

Художественный руководитель[править | править код]

  • 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах)

Архивные кадры[править | править код]

  • 1978 — Иван Пырьев (документальный)
  • 2006 — Иван Пырьев (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2006 — Три с половиной жизни Ивана Пырьева (документальный)
  • 2007 — 50-е: Иван Пырьев. Иван-строитель (из документального цикла «История киноначальников, или Строители и перестройщики»)
  • 2007 — Марина Ладынина. От страсти до ненависти (документальный)
  • 2010 — Клара Лучко. Поздняя любовь (документальный)
  • 2018 — Список Пырьева (документальный); ТВЦ
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
  • Народный артист СССР (1948)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за фильм «Трактористы» (1939)
  • Сталинская премия второй степени (1942) — за фильм «Свинарка и пастух» (1941)
  • Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Секретарь райкома» (1942)
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944)
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за фильм «Сказание о земле Сибирской»
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за фильм «Кубанские казаки» (1949)
  • Георгиевский крест 3-й степени
  • Георгиевский крест 4-й степени
  • Три ордена Ленина (1938, 1948, ?)
  • Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961)[15]
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Международная премия мира (1952) — за документальный фильм «Мы за мир» (1951)
  • МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фильм, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
  • МКФ трудящихся в ЧССР (Главная премия, фильм «Сказание о земле Сибирской», 1948)
  • МКФ в Карловых Варах (Премия Труда, фильм «Кубанские казаки», 1950)
  • ВКФ в Киеве (Вторая премия, фильм «Идиот», 1959)
  • МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Белые ночи», 1959)
  • МКФ в Эдинбурге (Диплом, фильм «Идиот», 1959)
  • МКФ в Москве (Специальный приз (посмертно), за выдающиеся заслуги в развитии киноискусства, 1969)[16]

Память[править | править код]

  • Именем режиссёра названа одна из улиц на западе Москвы.
  • На доме в Москве, где в последние годы жизни жил и работал режиссёр (Смоленская улица, дом 10), установлена мемориальная доска[17].
  • Один из переулков в Камень-на-Оби носит его имя.
  • Кинотеатр «Звезда» в Камне-на-Оби носит имя И. Пырьева; также на здании — мемориальная доска в честь режиссёра[18].
  • На набережной Камня-на-Оби установлен бюст режиссёра.
  • В телесериале 2015 года «Людмила Гурченко» роль режиссёра исполнил актёр В. Мищенко.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 Кино. Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. 340—341. — 637 с.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Анна Лис. Иван Пырьев. Чапаев.
  3. Захаров С. А. Это было недавно… Записки старого свердловчанина. — Свердловск: Средне-уральское книжное издательство, 1985. — С. 137. — 190 с.
  4. 1 2 Рогнеда Яценко. Рогнеда Яценко. Судьба Марины. Коллекция Караван историй (5 сентября 2017).
  5. 1 2 Любовь Аркус. Живой журнал. Сеанс (13 августа 2009).
  6. Аркус Л. Ю. Новейшая история отечественного кино, 1986-2000. — М.: Сеанс, 2004. — С. 66. — 754 с. — ISBN 5-901586-04-2.
  7. Афанасьева О. В. Эльдар Рязанов. Ирония судьбы, или…. — М.: Алгоритм, 2016. — 240 с. — ISBN 978-5-906789-26-6.
  8. Пупшева М., Иванов В., Цукерман В. Гайдай Советского Союза. — М.: Эксмо, 2002. — С. 49, 63, 438. — 444 с. — ISBN 5-699-01555-8.
  9. Наталья Дардыкина. Жизнь Человека кинематографического века: вдова о легендарном режиссёре Александре Згуриди. Московский комсомолец (7 апреля 2016).
  10. ↑ Ненужная Фрося. Трагическая судьба Екатерины Савиновой. Аргументы и факты (17 апреля 2013).
  11. Татьяна Булкина. Поклон советскому кино. — М.: Издательский дом «Московия», 2011. — С. 290—294. — 384 с. — ISBN 5-7151-0333-9.
  12. ↑ Клара Румянова
  13. ↑ Секс наш и не наш. Почему россияне высмеивают жертв и сочувствуют агрессорам? | Republic.ru
  14. Натансон Г. Г. 320 страниц про любовь и кино. Мемуары последнего из могикан. — М.: Астрель, 2012. — 318 с.
  15. ↑ Иван Александрович Пырьев * Биография * Фотография
  16. ↑ Пырьев, Иван Александрович — RuData.ru
  17. ↑ Пырьев Иван Александрович
  18. ↑ «Звезда» экрана, или Кинотеатр сегодня

Ссылки[править | править код]

  • Надгробие И. А. Пырьева
  • Пырьев Иван Александрович
  • Биографии. История жизни великих людей.

Источник

Иван Пырьев

Иван Пырьев

Иван Александрович Пырьев. Родился 4 (17) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби Алтайского края) – умер 7 февраля 1968 года в Москве. Советский кинорежиссёр, сценарист, актёр театра и кино, педагог, общественный деятель. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Народный артист СССР (1948). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

Иван Пырьев родился 4 (17 по новому стилю) ноября 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии (ныне город Камень-на-Оби Алтайского края) в семье крестьян.

Отец – Александр Пырьев, был убит в драке в 1904 году, когда Ивану едва исполнилось три года.

Рано оставшись сиротой, воспитывался в семье деда по матери Осипа Комогорова. Семья была старообрядческой. С ранних лет был приучен к крестьянскому труду – работать начал в возрасте восьми лет, пас коров.

Во время Первой мировой в возрасте 14 лет сбежал на фронт. Несмотря на несовершеннолетие, воевал, был дважды ранен. Имел боевые награды: Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней.

В мае 1918 года переболел тифом. После выздоровления стал бойцом Красной армии. Начинал от рядового, затем был политруком и агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. Там раскрыл свои творческие таланты во время подготовки агитационных сценариев и театрализованных постановок политического характера. И сам часто выступал на сцене в качестве актера.

Работая армейским политагитатором, занимался в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с будущим знаменитым режиссером Григорием Александровым.

Иван Пырьев в молодости

Иван Пырьев в молодости

Иван Пырьев был одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В Екатеринбурге месяца три под фамилией Алтайский играл небольшие роли в профессиональной драматической труппе. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву.

С 1921 года – актёр 1-го Рабочего театра Пролеткульта. Играл в спектаклях «Мексиканец» у Сергея Эйзенштейна и «Лес» у Всеволода Мейерхольда.

В 1923 году окончил актёрское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской (ГЭКТЕМАС), учился там же на режиссёрском отделении.

В 1923 году сыграл в кино – в короткометражном немом фильме «Дневник Глумова» Сергея Эйзенштейна – кинофельетоне для спектакля Первого Рабочего театра Пролеткульта «Мудрец» по пьесе Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты».

Читайте также:  Сергей жилин личная жизнь дети жена

С 1925 года работал сценаристом и режиссёром на киностудиях «Госкино», «Пролеткино», «Союзкино» (ныне – «Мосфильм»). С 1926 года – помощник режиссёра на фильмах Ю. Тарича.

В 1928 году дебютировал как сценарист – вышли сразу три фильма по его сценариям: «Третья молодость», «Переполох», «Оторванные рукава».

В 1929 году представил свою первую режиссерскую работу – комедию «Посторонняя женщина» по сценарию Николая Эрдмана и Анатолия Мариенгофа. По сюжету в годы НЭПа комсомолец Павел Кудряшов, проводив беременную жену в деревню, приютил у себя отставшую от поезда молодую женщину. В чисто дружеских отношениях Павла к «посторонней» женщине местное мещанство усмотрело преступную связь, моралисты разослали письма, и вскоре в городе появились прокурор Казаринов (муж «посторонней») и жена Павла. Фильм, к сожалению, не сохранился.

Далее были фильмы «Государственный чиновник» и «Конвейер смерти».

А первой заметной работой стала лента 1936 года «Партийный билет» на злобу дня. В ней воспевались репрессии. При этом известный поэт Павел Николаевич Васильев (расстрелян в 1937 году) послужил прообразом главного отрицательного героя – «шпиона», «диверсанта» и «врага народа».

Широкую известность режиссеру принесла музыкальная комедия 1937 года «Богатая невеста» с Мариной Ладыниной в главной роли (Маринка Лукаш). По сюжету на уборке урожая в одном из украинских колхозов работают комсомольцы – тракторист Павло Згара (Борис Безгин) и колхозница Маринка, которые любят друг друга. Но счетовод Ковынько (Иван Любезнов) тоже давно вздыхает по Маринке и строит им разные козни. Фильм украсили песни Исаака Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача.

После успеха, выпавшего на долю фильма «Богатая невеста», Иван Пырьев получил признание зрителей, критики и лично И.В. Сталина. Режиссёр немедленно начал работу над следующей картиной, главным героем которой стал воин-танкист.

И в 1939 году на экраны вышла легендарная комедия Ивана Пырьева «Трактористы», в которой главные роли сыграли Марина Ладынина (Марьяна Бажан), Николай Крючков (Клим Ярко), Борис Андреев (Назар Дума) и Пётр Алейников (Савка). По сюжету демобилизованный танкист-дальневосточник Клим Ярко устраивается на работу в украинский колхоз, где живёт давно полюбившаяся ему Марьяна Бажан. Марьяна – знатная трактористка района, орденоносец и у неё много поклонников, от которых она мечтает избавиться, выдумав любовь к силачу и лодырю Назару. В сложную ситуацию попадает простодушный Клим, но, в конце концов, искренностью и трудолюбием завоевывает симпатии всего колхоза и любовь знаменитой Марьяны. В конце фильма они играют свадьбу.

Следующим шедевром Пырьева стала комедия 1941 года «Свинарка и пастух» – история любви вологодской свинарки Глаши (Марина Ладынина) и дагестанского пастуха Мусаиба (Владимир Зельдин). Свинарку Глашу и конюха Кузьму (Николай Крючков) из колхоза в Вологодской области посылают на сельскохозяйственную выставку в Москву. Кузьма пользуется успехом у девушек, ухаживает за Глашей, но она видит в нем легкомысленного и недалекого парня. Случайно на выставке она встречает дагестанского пастуха Мусаиба из горного аула, и они полюбили друг друга. Они договариваются снова встретиться на ВСХВ через год. По возвращении в колхоз Глаша добивается постройки нового свинарника, ухаживает за свиньями, изобретает кормилку для поросят. Мусаиб с собакой вступает в схватку с тремя волками, чтобы защитить лучших овец из отары. Мусаиб шлёт письма Глаше. Но никто не может их прочитать. Кузьма вызывается помочь и даёт Глаше фальшивку, в которой написал, что Мусаиб женился. Кузьма утешает несчастную Глашу. Их свадьба назначена на Петров день. Но на ВСХВ Мусаиб узнаёт о свадьбе Глаши и едет в её село. Он успевает приехать перед началом свадьбы и объясняется с Глашей – та с позором прогоняет Кузьму.

Иван Пырьев на съемках фильма “Свинарка и пастух”

Иван Пырьев на съемках фильма Свинарка и пастух

Картину «Свинарка и пастух» заканчивали снимать уже во время войны – по личному приказу Сталина у актеров была бронь. В течение первыx четырех военных месяцев во время воздушных налетов на Москву наряду с ночными дежурствами на крышах своих домов доснимался фильм. Владимир Зельдин позже вспоминал: “Сейчас тяжело вспоминать, но ведь самые первые сцены фильма – радостные встречи на сельхозвыставке: толпы посетителей, веселые знакомства – все это снималось под бомбежками. Приходилось прятаться в укрытия, работа продолжалась в две смены”.

В 1944 году на экраны вышла музыкальная военная мелодрама «В шесть часов вечера после войны», также ставшая очень популярной среди советских зрителей. Главные герои – артиллерист Вася Кудряшов (Евгений Самойлов) и зенитчица Варя Панкова (Марина Ладынина) – расставаясь, обещали друг другу встретиться в шесть часов вечера после войны на Каменном мосту в Москве. Этой встречи они ждали пять долгих и тяжелых лет. Но они верили в нее даже тогда, когда смерть подходила совсем близко, и эта вера помогла им выжить.

Событием для советского экрана стала драма «Сказание о земле Сибирской». Главный герой Андрей Балашов (Владимир Дружников) до войны был пианистом, подавал большие надежды. Любил Наташу Малинину (Марина Ладынина), а Наташа любила его. Началась война. На фронте Андрей получил тяжёлое ранение. О рояле пришлось забыть. С горя Балашов уехал в Сибирь. Там, вдохновленный героическим трудом строителей Заполярья, он пишет симфоническую ораторию «Сказание о земле Сибирской», которая получает всеобщее признание.

Иван Пырьев на съемках

Режиссер героизировал колхозный быт, любовь к женщине не отделял от трудовых побед, описывал идеализированную жизнь и светлое будущее.

В 1949 году на экраны вышла музыкальная комедия «Кубанские казаки», получившая премию международного кинофестиваля в Карловых Варах и Сталинскую премию. Картина стала одним из первых цветных советских фильмов, снятых на пленке Шосткинского комбината. Съемки проходили в колхозе-миллионере «Кавказ» в станице Курганная. Лента имела огромный успех в прокате, а песни «Ой, цветет калина» и «Каким ты был, таким ты и остался» ушли в народ. После этого фильма исполнительница роли Даши Клара Лучко проснулась знаменитой. Никита Хрущев в 1956 году на XX съезде КПСС обвинил картину в «лакировке действительности», фильм надолго исчез с экранов. Фильм вернули зрителям лишь в 1968 году, уже во времена Леонида Брежнева, при этом из ленты вырезали все упоминания о Сталине.

Кроме режиссерской работы Пырьев занимался административной и общественной деятельностью.

В 1954-1957 годах – директор киностудии «Мосфильм», затем руководил там же творческим объединением «Луч».

С 1956 года – инициатор создания и руководитель (до 1960) Высших режиссёрских курсов при «Мосфильме».

Был главным редактором главного печатного органа кинематографистов – журнала «Искусство кино», заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР.

Основатель и первый руководитель Союза кинематографистов СССР. В 1957-1965 годах – председатель его оргкомитета.

В 1956 году вступил в КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва.

Современники характеризовали Пырьева как вспыльчивого и властного (имел прозвище «Иван Грозный»), требовательного и всемогущего, одни его боялись и называли самодуром, другие обожали.

В 1950-60-е режиссер экранизировал произведения Ф.М. Достоевского – «Белые ночи» (1960), «Идиот» (1958) и «Братья Карамазовы» (1968) в трех сериях.

«Идиот» был номинирован на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, и кроме того, получил специальный приз Московского международного кинофестиваля. Во время работы над последней серией ленты «Братья Карамазовы» Пырьев скончался.

В ночь на 7 февраля 1968 года он вернулся со съемок и умер во сне. Вскрытие показало, что 67-летний режиссер перенес несколько инфарктов «на ногах» – всего их у него было 6. Работу над «Братьями Карамазовыми» закончили Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. В том же году Ивану Пырьеву был присужден специальный приз жюри Московского международного кинофестиваля за выдающийся вклад в киноискусство.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Иван Пырьев

Рост Ивана Пырьева: 178 сантиметров.

Личная жизнь Ивана Пырьева:

Первая жена – Ада Игнатьевна Войцик (1905-1982), актриса, заслуженная артистка РСФСР (1935).

Иван Пырьев и Ада Войцик

Иван Пырьев и Ада Войцик

В браке родился сын – Эрик Пырьев (1931-1970). Сын вместе с мамой снялся в фильме «Иван Грозный» С. М. Эйзенштейна – Ада Войцик играла Елену Глинскую, а Эрик – Ивана Васильевича в детстве.

Читайте также:  Олег даль личная жизнь дети

Ада Войцик и Эрик Пырьев в фильме “Иван Грозный”

Ада Войцик и Эрик Пырьев в фильме Иван Грозный

Брак с Адой Войцик распался, когда Пырьев увлекся Мариной Ладыниной. Правда, не разводился с Адой до последнего, и сын Андрей Ладынин родился до их официального брака.

Вторая жена – Марина Алексеевна Ладынина (1908-2003), актриса театра и кино, народная артистка СССР.

Сын – Андрей Ладынин (1938-2011), кинорежиссёр, сценарист, актёр.

Благодаря Пырьеву Ладынина стала звездой всесоюзного масштаба. Она снялась в главных фильмах Ивана Пырьева – «Свинарка и пастух», «Трактористы», «Кубанские казаки» (а всего в девяти картинах). Была его музой долгое время.
Но и этот брак распался – Ладынина не вытерпела его измен. Марина Ладынина потребовала развод, но официально расторгать брак Иван Александрович противился – всеми силами пытался вернуть жену. Развод все-таки состоялся, а вместе с мужем и сыном, которого забрал Пырьев, Марина Ладынина лишилась всех ролей в кино и театре.

Иван Пырьев и Марина Ладынина с сыном

Иван Пырьев и Марина Ладынина с сыном

Третья жена – Лионелла Ивановна Пырьева (по второму мужу – Стриженова; урожденная – Скирда), актриса, заслуженная артистка РСФСР.

Лионелле Скирде было 22 года, когда они познакомилась – тогда Пырьев отчитал молоденькую актрису за опоздание на съемки. Они жили в одном доме, она – в комнате общежития, а он – в квартире. Так и завязалась их дружба, которая переросла в брак. Официально они поженились в за год до смерти Ивана Александровича.

Сама Лионелла Ивановна говорила: “Мы прожили шесть лет, не расставаясь, до 7 февраля 1968 года. Я помню каждую секунду, каждый его взгляд. Иван Александрович имел огромное значение в моей жизни. Он вложил в меня все, что только можно было вложить в человека, которого любишь”. Она отмечала, что ее совсем не смущала 37 летняя разница в возрасте: “Сейчас и 60 лет разницы не останавливают! Это не чувствовалось совершенно. В первое время, конечно, робела, называла его по имени-отчеству. Но потом его друг прекратил это безобразие”.

Впоследствии она вышла замуж за актёра Олега Стриженова.

Иван Пырьев и Лионелла Пырьева

Иван Пырьев и Лионелла Пырьева

Иван Пырьев слыл любвеобильным мужчиной. После его смерти многие актрисы стали рассказывать о том, что режиссер их домогался, а, получив отказ, ломал им карьеры.

Известно о длительных ухаживаниях Пырьева за актрисой Людмилой Марченко, сыгравшей Настеньку в его романтической драме «Белые ночи». Он дарил ей дорогие вещи, помог обзавестись квартирой, по слухам, именно из-за нее расстался с Ладыниной и хоте жениться. Но Марченко его отвергла. В ответ на это Пырьев перекрыл ей возможность сниматься.

Сестра актрисы Галина Дорожкина, вспоминала: «Отвергнуть самого Ивана Пырьева – всесильного режиссера, создателя Союза кинематографистов, да он любую прачку мог сделать кинозвездой! А мог любимую народом актрису уничтожить, задвинуть в тень, что не раз делал».

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Иван Пырьев и Людмила Марченко

Еще одна жертва – Екатерина Савинова. Ее, на тот момент уже замужнюю, утвердили на роль Любочки в картине «Кубанские казаки». Но вскоре Пырьев стал проявлять к молоденькой девушке недвусмысленный интерес. Однажды он позвал ее для «работы над ролью», но когда актриса поняла, что это лишь предлог, влепила режиссеру увесистую пощечину. Как результат – 10 лет Савинову не брали на главные роли, давая лишь эпизоды, многие даже без указания в титрах.

Екатерина Савинова

жертва домогательств Ивана Пырьева Екатерина Савинова

Гнев всесильного Пырьева настиг актрису Клару Румянову. В 23 года, сразу после окончания театрального, ее позвал в свою картину Иван Пырьев. Но Румянова, прочитав сценарий, заявила ему, что от роли она отказывается, сценарий ей не интересен, а фильм «Испытание верности» обречен на провал. Но провал в карьере обеспечили ей самой. И пока Пырьев возглавлял «Мосфильм», ни одна роль актрисе не досталась.

Клара Румянова

жертва Ивана Пырьева Клара Румянова

Столкнулась с домогательствами режиссера и актриса Ия Арепина. Во время съемок он предложил артистке отношения, на что Ия ответила уверенным отказом и в гневе покинула съемки, кроме того, написала жалобу дирекции. Она сохранила собственное достоинство, но отверженный режиссер Ию не простил. За сорванные съемки она получила выговор, а заодно и скандальную славу актрисы, с которой никто не хочет работать.

Ия Арепина

жертва Ивана Пырьева Ия Арепина

Также отвергла ухаживания Пырьева актриса Ольга Бган – после фильма «Человек родился» дорога в кино для нее закрылась.

Стоит отметить, что последняя жена Пырьева – Лионелла Стриженова – выступала в его защиту, утверждая, что режиссера оговорили. “Я могу поклясться, что это все неправда, выдумки. Клара Румянова рассказывала, мол, когда он пригласил ее на одну из ролей и дал почитать сценарий, она зашла в кабинет и сказала: «Возьмите ваш плохой сценарий, я сниматься у вас не желаю!». Вы можете себе представить такое? Такого быть не могло! Все мечтали хоть какой-нибудь эпизодик получить у него в картине. Актеры, уже со со званиями, умоляли взять на пробу. Это был скромнейший, порой стеснительный, застенчивый человек. Я другого не знаю”, – отмечала она.

Относительно пощечины Савиновой: “Это ее муж, Женя Ташков, рассказывал. Я ему сказала: «Нельзя так! Зачем? Ты Бога не боишься?». Как это могло быть: его жена Марина Ладынина снималась в главной роли, а он пристает к Кате Савиной? Очень смешно!”.

О Людмиле Марченко: “Марченко хотела его вернуть. Она могла стать Пырьевой, но не захотела. Не верю ни в одну сказку ни одной актрисы, потому что это, как правило, рассказывали актрисы-неудачницы. Ничего у них не получалось, ну надо же что-то выдумать. И выдумывали для своей значимости всякие истории. А на самом деле этого не могло быть, потому что не могло быть никогда. Если и были у него романы, так они были на виду, все знали”.

Фильмография Ивана Пырьева:

1923 – Дневник Глумова (короткометражный)

Режиссерские работы Ивана Пырьева:

1929 – Посторонняя женщина
1930 – Государственный чиновник
1933 – Конвейер смерти
1936 – Партийный билет
1937 – Богатая невеста
1939 – Трактористы
1940 – Любимая девушка
1941 – Свинарка и пастух
1942 – Секретарь райкома
1944 – В 6 часов вечера после войны
1947 – Сказание о земле Сибирской
1949 – Кубанские казаки
1951 – Песня молодости (документальный)
1951 – Мы за мир (документальный)
1954 – Испытание верности
1958 – Идиот
1959 – Белые ночи
1961 – Наш общий друг
1964 – Свет далёкой звезды
1968 – Братья Карамазовы

Сценарии Ивана Пырьева:

1928 – Третья молодость
1928 – Переполох
1928 – Оторванные рукава
1930 – Будьте такими
1931 – Токарь Алексеев
1933 – Конвейер смерти
1951 – Мы за мир (документальный)
1954 – Испытание верности
1958 – Идиот
1959 – Белые ночи
1961 – Наш общий друг
1964 – Свет далёкой звезды
1968 – Братья Карамазовы

Звания и награды Ивана Пырьева:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942);
Народный артист СССР (1948);
Сталинская премия первой степени (1941) – за фильм «Трактористы» (1939);
Сталинская премия второй степени (1942) – за фильм «Свинарка и пастух» (1941);
Сталинская премия второй степени (1943) – за фильм «Секретарь райкома» (1942);
Сталинская премия второй степени (1946) – за фильм «В шесть часов вечера после войны» (1944);
Сталинская премия первой степени (1948) – за фильм «Сказание о земле Сибирской»;
Сталинская премия второй степени (1951) – за фильм «Кубанские казаки» (1949);
Георгиевский крест 3-й степени;
Георгиевский крест 4-й степени;
Три ордена Ленина;
Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1950, 1951, 1961);
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
Медаль «В память 800-летия Москвы»;
Международная премия мира (1952) – за документальный фильм «Мы за мир» (1951);
МКФ в Марианске-Лазне (Премия Труда и Премия за лучший цветной фил