Искра бабич биография личная жизнь
Искра Бабич, её муж, дочь и персонажи её главного фильма – Александр Михайлов и легендарная собачка
Советский кинематограф подарил нам очень много добрых фильмов. “Мужики!” среди них – один из самых добрых, и заставляющих задуматься. А как щемит сердце от некоторых сцен фильма – танец Стёпки, продажа коровы, и самые трогательные – с собакой!
Искре Леонидовне Бабич, режиссёру этого замечательного фильма, сегодня исполнилось бы 88 лет.
Давайте вспомним эту женщину, а также её семью – мужа-актёра и дочь-певицу!
Искра Бабич в молодости. Из архива её двоюродной сестры З.Зарицкой, источник: rewizor.ru/cinema/reviews/mujiki-baby-i-derevenskiy-dom-kinorejissera-iskry-babich/
Известно о Бабич немного. Загадки – даже в дате рождения. Во многих источниках, и даже на её памятнике указан 1938 год. Но попадается и 1932 год. Учитывая, что в 1956 году Искра Леонидовна закончила режиссёрский факультет ВГИКа, то настоящий год рождения – скорее 1932, не могла же она в 18 лет закончить вуз.
Искра Бабич в молодости. Из архива её двоюродной сестры З.Зарицкой, источник: rewizor.ru/cinema/reviews/mujiki-baby-i-derevenskiy-dom-kinorejissera-iskry-babich/
Первой режиссёрской самостоятельной работой Искры Бабич была студенческая короткометражка “Надя” (1956). Затем был фильм “Пастух” (1957) по Шолохову, тоже короткометражный.
Л.Шапоренко и Г.Юматов в фильме “Первое свидание” (1960)
Потом пошли полнометражные ленты – “Первое свидание” (1960) и “Половодье” (1962). На последней картине она хотела, чтобы её имя сняли с титров – Бабич считала, что деревня в фильме выглядит ненатурально, получилась ложь…
Галина Яцкина в фильме “Половодье” (1962)
Деревенскую жизнь она знала хорошо, и её любимой темой в искусстве было наблюдение за душой человека на фоне этой жизни.
После этого случая Искра Леонидовна почти двадцать лет не снимала фильмов – сосредоточилась на административной деятельности, была заместителем директора на многих картинах (в том числе и на “Дерсу Узала”, которую снимал легендарный Акира Куросава).
“Мужики!” были возвращением в режиссуру, и это был грандиозный успех!
Искра Бабич на съёмках. Фото из открытых источников.
Мужем Искры Бабич был актёр Афанасий Кочетков, снявшийся во множестве фильмов (в том числе и у жены). Только Максима Горького он сыграл в семи лентах!
Афанасий Кочетков в роли Горького в фильме “Так рождается песня” (1957)
Дочь, Ольга Кочеткова, закончила ГИТИС. В последней картине Бабич, “Прости меня, Алёша” (1983), она сыграла главную роль и спела песни, которые сама написала.
Песни были жизнью Ольги, и судьбу свою она связала с музыкой. Играла на гитаре, писала песни, была вокалисткой рок-группы “Ю”. К сожалению, начала много пить… Впрочем, за папой этот грех тоже водился, а вот мама не пила совсем.
Но об Ольге – позже.
Ольга Кочеткова на сцене. Источник: fb.ru
Тем временем Искра Леонидовна полностью оставила кино (хотя остались нереализованные идеи) и поселилась в деревне.
Жить за городом она любила всегда. Сначала снимала каждое лето дачу на Оке, а потом купила дом в селе Поплевино Рязанской области. Дом привела в порядок. Огород не сажала, но цветы выращивала, увлекалась сбором трав в лесу. Кочетков тоже приезжал, с удовольствием занимался крестьянской работой, но жил больше в Москве – в театре работал, в кино снимался.
Кстати, жил там и пёс, снимавшийся в “Мужиках”. Уж не знаю, изначально ли он принадлежал Искре Леонидовне, или же она его потом забрала, но жизнь свою он закончил точно в Поплевино (к сожалению, не от старости – попал под машину).
Кадр из фильма “Мужики!..”
А самой Бабич дожить свой век в деревне не довелось. Под конец жизни она уехала в Москву – лечить рак. Безрезультатно. В 2001 году её не стало. И она не узнала того, что случилось с её родными.
Дочь Ольга спасалась от пагубной привычки в служении Богу. Помогала восстанавливать храм, пела в церковном хоре. Своей семьи у неё не было. Последние дни не могла есть – страдала от панкреонекроза. В 2004 году Ольга Кочеткова отошла в мир иной, было ей всего 43 года.
Всё, что от неё осталось – роль в последнем фильме матери и песни, необычные, немного шаманские и очень грустные.
Через несколько месяцев не стало и Афанасия Кочеткова. У него тоже была своя болезнь – рак крови, он три раза проходил химиотерапию. Но роковым стал для него не рак, а инсульт. Однажды он пропал, и нашли его спустя восемь дней – на газоне, с травмой головы, с отсутствием речи. Известного актёра опознали не сразу. Ещё через восемь дней Кочеткова не стало…
Афанасий Кочетков. Одно из последних фото. из открытых источников.
Так закончилась история этой семьи.
А фильм “Мужики!” будут смотреть ещё долго!
Источники: rewizor.ru/cinema/reviews/mujiki-baby-i-derevenskiy-dom-kinorejissera-iskry-babich/, chtoby-pomnili.livejournal.com/232869.html,
kino-teatr.ru
Из всех советских кинрежиссеров-женщин именно Искра Леонидовна Бабич делала самое женское кино, воплощая в нем лучшие женственные качества: мягкость, простодушную доброту, радость к жизни. Но словно в чистом и теплом озере, сквозь приятную на ощупь гладь воды руки упираются в острые черные камни. В творчестве Искры Бабич за лучистым настроением ясно просматривается жестокая и грубая реальность, губительная для души ранимого человека. Несмотря на махровый соцреализм, в ее фильмах как будто открывается портал в другое измерение, где всё точно так же, но как-то… словно в раю. Это мы заглянули в душу творца. Удивительный это режиссер – Искра Бабич!
Чувствуется в ее судьбе некий трагизм, рок. Сотворив в советскую эпоху несколько скромных киношедевров, на пороге Перестройки Искра, словно предчувствуя грядущий ураган событий, испугалась, замкнулась и навсегда ушла из творческого процесса. Потом была долгая неизлечимая болезнь. Уже после ее смерти судьба сделала два контрольных выстрела: жуткими случились уходы из жизни ее мужа и дочери. Тот случай, когда неординарный творец с ранимой душой слишком близко приближается к границе между этим и тем миром. Вот такая метафизика пронизывает творчество Искры Бабич, одного из самых нераскрытых и недооцененных талантов в отечественном кинематографе, именно так!
Искра Леонидовна сняла за 25 лет всего 4 полнометражных фильма, и каждый из них по-своему очарователен. Даже молодежная мелодрама в стилистике соцреализма “Первое свидание“. Редкий случай, когда от “совка” хочется не плеваться, а любоваться им! Сразу видно, что режиссер – женщина, пока еще во многом молодая, наивная и простодушная. Но между прочим, режиссура уже на высоком уровне! Не случайно Искра Бабич считалась любимой ученицей Ивана Пырьева.
Самая известная ее лента – конечно же “Мужики“, классика, которая часто мелькает на телеканалах до сих пор. У Искры Бабич самые сильные образы – это молодые женщины. Здесь к ним прибавляется характерный мужской персонаж, “мужик”. Плюс дети, собачка. И острый социальный сюжет. Неудивительно, что фильм стал хитом 1983 года.
Потом был фильм “Прости меня, Алеша!“, очень откровенный и слезоточивый, но режиссура уже похрамывает, чувствуется некоторое творческое утомление. Наконец, “Половодье” 1963 года…
Если составить список самых незаметных шедевров советского кино (их еще называют “тихими шедеврами”), то “Половодье” обязано должно в нем оказаться. В “Половодье” простой сюжет: колхоз, коммунизм, доярка Даша получает звание героини труда и соответствующий орден.
Но дальше разворачивается драма на ровном месте. В Даше вдруг просыпаются запретные желания – быть любимой женой и свободной женщиной. Для героини труда это в высшей степени аморально. Поведение Даши не вписывается в советские шаблоны. Народ не понимает.
Искра Бабич показывает историю становления отношений Дарьи и Зиновия в колхозе. Как чувственно показаны их ссоры и примирения! Куда смотрела цензура?
Молодожены, преодолевая собственные страхи и критику со стороны, обосабливаются и создают собственное хозяйство. Надо же было придумать такой сюжет! Местами режиссер допускает прямо антикоммунистическую пропаганду, конечно же, невольно. Здесь можно серьезно придраться к сценарию и к режиссуре. Если бы Искра Бабич сдавала экзамен этим фильмом, наверняка получила бы “неуд”. Но спустя десятилетия сюжетные несуразности выглядят так мило и очаровательно, что хочется ими восхищаться.
Что мне нравится в работах Искры Бабич – это то, что как она подбирает актрис и как она их снимает. Она привлекает актрис не просто красивых, а эстетичных, с особой, очень женственной энергетикой. Искра любит снимать их крупным планом. Благодаря такому приему все ее фильмы живые и в хорошем смысле откровенные. Вот чего не хватало очень многим советским режиссерам…
У Искры Бабич в фильмах нет плохих людей. Даже условно отрицательные герои имеют возможность проявить доброту и понимание. Например, эта бабушка – председатель колхоза. Фирменный крупный план от режиссера.
В общем, есть за что любить советское кино – за таких удивительных художников, как Искра Бабич. Да и имя какое подходящее…
Режиссер игровых и документальных фильмов, сценарист
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983)
Режиссер фильмов:
«Прости меня, Алеша» (1983)
«Мужики!» (1981)
«Половодье» (1962)
«Первое свидание» (1960)
Сценарист фильмов:
«Прости меня, Алеша»
«Мужики!»
В январе 2009 года могло бы исполниться 71 год кинорежиссеру Искре Леонидовне Бабич, автору знаменитой советской мелодрамы «Мужики!»
А в марте 2009 года могло бы исполниться 79 лет ее мужу, народному артисту СССР Афанасию Ивановичу Кочеткову.
И в марте 2009 года была пятая годовщина смерти Ольги Кочетковой, рок-певицы, дочери Искры Бабич и Афанасия Кочеткова.
Мы знаем, пожалуй, только о громком уходе (в прямом и переносном смысле – из дома и из жизни) ведущего актера МХАТа. Летом 2004 года СМИ подробно рассказывали о кончине Афанасия Кочеткова — как он несколько дней скитался по Москве в беспамятстве, как врачи рядовой больницы, куда притащили неизвестного старика, не сразу опознали театральную знаменитость, как умер он в забытьи, лишь ненадолго придя в сознание… Сороковины Афанасия Ивановича в 2004 году совпали с датой смерти его жены, кинорежиссера Искры Бабич, – пятого августа.
Смерть жены и дочери народного артиста прошла мимо публики. Об Искре Бабич широкой аудитории известно до обидного мало! Даже из всемирной Интернет-копилки удалось выудить лишь краткую биографическую справку.
Искра Бабич родилась 10 января 1938 года. Окончила режиссерский факультет ВГИКа (1956, мастерская Ю. Геники). Режиссер игровых и документальных фильмов, сценарист. Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1983). Режиссер фильмов «Прости меня, Алеша» (1983); «Мужики!» (1981); «Половодье» (1962); «Первое свидание» (1960); сценарист фильмов: «Прости меня, Алеша», «Мужики!». Нигде не сказано, что она была любимой ученицей Ивана Пырьева. Представьте — даже фотографии нет…
Окружение Ольги Кочетковой в молодости было узким – в основном поклонники рока, певцы, барды, поэты и артистическая тусовка ГИТИСа. В зрелом возрасте стало еще уже – члены Клуба Православного Творчества и прихожане из общины Троицкой церкви на станции Перловка под Москвой, где она уединенно жила и так же умерла.
Удивительно ли, что даже в Москве о матери и дочери горевали лишь самые близкие друзья? Но вот в типичном захолустье средней полосы – в селе Поплевино Ряжского района Рязанской области – Искру Бабич, ее звездного мужа Афанасия Кочеткова и талантливую дочь Ольгу помнят, как своих. Искра Бабич имела тут дом, где провела последние годы своей жизни – вплоть до того дня, как, смертельно больная, уехала в Москву. Думала – лечиться, но не всегда можно излечить рак…
Мир тесен. Ольга Кочеткова, угловатая героиня фильма «Прости меня, Алеша!», шаманка русского рока, автор и исполнитель талантливых и горьких песен, солистка рок-группы «Ю», в прошлом — студентка театроведческого факультета ГИТИСа. Буквально на пороге этого вуза с Ольгой познакомилась рязанка, мечтавшая стать актрисой – моя подруга Маргарита Хитрова. Она восхищалась песнями Ольги, бывала у нее в гостях в Москве, на улице Островитянова, общалась с Искрой Бабич и Афанасием Кочетковым. Потом и сама Рита «переквалифицировалась» на авторское исполнение песен. В середине 90-х она пригласила Ольгу Кочеткову в Рязань, и они дали турне по области. Тогда за плечами Ольги уже было несколько рок-фестивалей и нашумевших концертов – даже до ставшего чужим Таллинна группа доехала и произвела тихий и благопристойный, но все же фурор.
В те же годы Искра Леонидовна Бабич почти не уезжала из Поплевина. Много раз мы с Маргаритой хотели поехать к ней в гости. Мне очень хотелось познакомиться с прекрасным режиссером, порассуждать об искусстве, о кино, о «Мужиках!» и о мужиках, попросту, о «Мосфильме», где она многие годы работала заместителем директора картин, об Акиро Куросаве, с которым сотрудничала при постановке фильма «Дерсу Узала». Спросить, почему она предпочла административную деятельность второго режиссера творческой, хотя Иван Пырьев прочил ей «сольную» карьеру, – или уже тогда намечался переход к рыночным отношениям в кино, которые после перестройки испугали Искру Леонидовну настолько, что она выбрала поплевинское затворничество? И пишется ли ей в густой деревенской тишине?
Мы собирались, но все находились какие-то дела. Думалось, что успеем.
Не успели.
Наконец-то мы с Ритой приехали в Поплевино — как будто пришли на могилу. До настоящих могил далековато, они в Москве: Искра Леонидовна и Ольга погребены на Хованском кладбище, а Афанасий Иванович — на Троекуровском.
Дорогу постоянно сверяем со схемой, которую составил давний рязанский поклонник Искры Леонидовны, тоже давно ушедший из жизни, Александр Лаврухин, и все равно путаемся. Приходится переспрашивать. Тонем в крапиве и буйном, в рост человека, разнотравье. Нам говорят: «Пройдите разор, а следующий – Искрин дом». «Разор» – это заколоченное и разрушающееся жилье. Таких домов на сегодняшних Низах едва ли не половина.
Из проулка появляется женщина с сумкой, и мы в очередной раз справляемся, как найти дом Искры Бабич.
— Вы, что ли, купить приехали?
Не верится, что кто-то в здравом уме может покупать подобное жилье.
— Да нет. Мы хотели повидать тех, кто знал Искру Леонидовну.
— Ой, да кто ж ее тут не знал! Я знала и Искру, и Ольгу! Ольга-то все обедать в наше кафе ходила, на Верхи (Верхи, опять же по-местному, – часть села, примыкающая к автомобильной трассе, оазис цивилизации. – Е.С.). Слышала, тоже умерла? И отец их помер, по телевизору видела. Вот горе-то… Люди уж больно хорошие были, интеллигентные, уважительные. А дом заколочен стоит, вот я и думала — может, вы наследники либо покупатели… Следующий он по левому порядку. Да вы бабу Аню Упатову найдите, она с ними часто общалась.
Бабу Аню мы нашли, и она показала нам длинный беленый каменный одноэтажный дом. И охотно пустилась в воспоминания:
– Люди очень хорошие. Искра-то жила здесь больше, чем Афанасий, сценарии писала. А потом раком заболела, да увезли ее в Москву, больше мы ее и не видели. Мы с ней вроде и ладили, а сильно-то не общались – она, когда писала, никого не хотела видеть.
Ольгу того паче жалко – такая молодая, на гитаре играла. Не пела никогда, только бренчала. Раз вот тут, у меня на порожке, и упала с гитарой. Это гости у меня были, я Ольгу позвала, она пришла, хотела сыграть, да и упади…
Афанасий год Искрин у меня здесь встречал, вот за этим самым столом. Крепко выпил, переживал очень, аж до слез. Мы, соседи, тоже собрались помянуть. Пил покойник сильно, чего греха таить. Ольга тоже пила, а Искра – ни-ни. Видно, потому дочь с матерью и не уживались. Мы примечали – вместе они тут, считай, не бывали. Ольга, как мать схоронила, сюда носу не казала.
Искра, чудная такая, цветы любила, цветники красивые держала, а огород не разбивала! Вообще травы любила. Бывало, оденет штаны, хуже твоих, – покосилась баба Аня на мои джинсы, – и идет в лес травы собирать. Все травку заваривала и пила, да, вишь, не помогло… На деревне ее уважали, хоть и нелюдимая была.
С фотографией Ольги, как сыщики, мы прошли от Низов до Верхов, спрашивая встречных, кто помнит эту девушку. На Верхах несказанно повезло.
— Конечно, помним! — мигом узнала фотографию буфетчица из придорожного кафе. — Ольга к нам частенько приходила, молочное брала. Желудком мучилась, бедная. А тут поблизости москвичи живут — вы к ним-то наведайтесь, они с Искрой дружили.
Старые знакомые Бабич и Кочеткова, Юрий Яковлевич и Людмила Алексеевна Томпаковы, легко пошли на контакт. Их дочь Татьяна была, наверное, лучшей подругой Ольги Кочетковой. Таня и Оля вместе учились в ГИТИСе, но не стали актрисами в классическом смысле, вместе работали в театре имени Маяковского техническими специалистами. Они и дом-то поплевинский купили по примеру Искры Бабич.
— Было время, мы гудели у Искры и Афанасия на Низах, — улыбнулась Людмила Алексеевна. – Афанасий – он же из крестьян – любил деревенскую жизнь безумно, она его оживляла. Бросался во все мужицкие дела, очертя голову. Мостки над речкой Мошей поставил, неподалеку от дома – белье стирать… А Ольга у нас то и дело ночевала, жила неделями. Она хорошая была девочка. Добрая, отзывчивая, но очень ранимая.
— Дня за три до ее смерти,— вспомнил Юрий Яковлевич,— я с ней говорил по телефону, узнавал о здоровье, еще накричал на нее, чтобы ела. Потом, как узнал, что ее больше нет, ругал себя за грубость. Она никакой пищи проглотить не могла, – видимо, боли от панкреонекроза были адские, а со стороны казалось капризом…
После смерти Искры Леонидовны (в 2002 году) Ольга если и приезжала в деревню – а поездки в Поплевино для нее были добрым ритуалом, она увозила отсюда стихи и песни! – то к Томпаковым, у себя не жила. Дом напоминал о матери, а Ольга, искренне уверовавшая в Бога к сорока годам, каялась, что виновата перед ней. К вере она шла долго, трудно, через крещение в юности, вместе с матерью, и множество мелких чудесных символов. Знамения сложились в мировоззрение. Жизнь ее на последнем этапе протекала под сенью храмов – и в Перловке, и в Поплевине она была ревностной прихожанкой, исполняла все требы. Поплевинскую церковь во имя Георгия Победоносца вместе с другими верующими восстанавливала собственными руками, когда храм открыл двери, постоянно общалась с батюшкой – отцом Александром. В перловской церкви Ольга пела в хоре, а дома у нее порой жила, отъедалась и отмывалась бродяжка по имени Надя.
Дома – чем не живые существа? – тоже имеют свою биографию.
У Искры Леонидовны была традиция – на лето снимать дом в деревнях средней полосы. Почему-то ее, уроженку Сочи, тянуло на Оку. До Поплевина была деревня Долгиниха, тоже в рязанских краях. Чем режиссеру приглянулось ряжское село? Теперь уже на этот вопрос не может ответить даже двоюродная сестра, теснейшая подруга Искры Бабич на протяжении всей жизни – Зоя Зарицкая. Они вместе покупали дом под Ряжском. Лет двадцать пять назад с частной собственностью было строго, но Искра Бабич так загорелась желанием иметь сельский дом, что упросила одну поплевинскую старушку составить завещание на избу. Под видом наследования дома скрывалась купля-продажа. Поначалу дом (да и само село!) пугал москвичек. Ночуя первый раз в поплевинской каменной избе, Зоя Кирилловна глаз не сомкнула до рассвета, чуть не плакала, а сестра гладила ее по голове и уговаривала: мол, здесь нам будет хорошо. Так и вышло – женщины привыкли к дому, полюбили его, и он ответил семье тем же… Искра прожила в нем семнадцать лет.
Теперь дом словно огорчен разлукой с любимыми – это сразу бросилось в глаза. Он крепкий, с новой железной крышей и остатками навеса над крылечком, ему бы жить и жить! Но неухоженный – без хозяйской руки и глаза. Лишенный хлопотливых переделок Искры Леонидовны, он тихо разрушается – выбиты окна, выщерблено крыльцо… Кто унаследует его, неизвестно. Как и мемуары, написанные Искрой Бабич в сельском уединении. После ее смерти записи перешли к мужу, затем, якобы, к его брату Федору Ивановичу. Артист говорил своим друзьям Томпаковым, что записи жены были очень интересны, но увидят ли они свет?
И вряд ли кто-то снимет фильм по сценарию, замысел которого Искра Леонидовна вынашивала все время отшельничества. Задумкой она поделилась лишь с Татьяной Томпаковой. После поездки в Поплевино наступила пора московских встреч, мы общались с Таней и Зоей Кирилловной.
– Искра Бабич любила экранизировать движения человеческой души на фоне сельского быта, – говорила Таня. – Его она знала очень хорошо и не терпела фальши. С первого своего фильма, «Половодье», хотела снять собственную фамилию из титров — за то, что изображенная в нем деревня выглядела ненатурально. Может, поэтому с 1989 года, с выхода на пенсию, почти все время проводила в Поплевине. Только иногда ездила в столицу на машине, сама за рулем. Кстати, собака, снимавшаяся в фильме «Мужики!», жила с Искрой в Поплевине. Но пес погнался за машиной и попал под колесо.
Бабич хотела снять последний фильм о памяти и любви: в сибирской деревне женщина, мать семейства, теряет мужа – тот, водитель, проваливается на самосвале под лед. Жена сначала ищет мужа, потом – его тело. Поиски затягиваются, и чтобы продолжать их, она продает все, что есть ценного, включая дом. Все осуждают вдову, просят подумать о детях, но она… продолжает безнадежные поиски.
– А Оля мечтала сыграть главную роль в пьесе о житии блаженной Ксении Петербургской… – добавила Таня.
Не сбылось ни то, ни другое. Скорее всего, и Афанасий Кочетков до последних дней надеялся сыграть самую главную для себя роль. Однако же…
Самый любимый народом фильм Искры Бабич — «Мужики!» — бойко продается в Интернет-магазинах на видеокассетах.
Афанасию Кочеткову поклонники на каждом спектакле устраивали овации.
Товарищи Ольги выпустили двойной альбом ее песен, соединив в один блок прижизненные альбомы «Деревня» (навеянный Поплевиным) и «Сожжение мусора».
Почему бы улицу Гулынки в селе Поплевине не переименовать в улицу Искры Бабич?
Отрывки из эссе «Поплевинские отшельники» Елены Сафроновой
10 января 1938 года – 5 августа 2001 года