Исаковский биография личная жизнь

Исаковский биография личная жизнь thumbnail

Биография

В биографии Михаила Исаковского не было атак и окопов. Полуслепой сын крестьянина, на всех фото запечатленный в очках, был белобилетником. Вместо литератора сражались его стихи, ставшие песнями. «Катюши» били по врагам реактивными снарядами, а бойцы, как заклинание, повторяли строки поэта: «Все, что было загадано, все исполнится в срок».

Детство и юность

Михаил Васильевич — ровесник 20-го века. Будущий поэт родился в разгар зимы 1900 года и стал 12-м ребенком в семье деревенского почтальона. Из 13 детей, которым дали жизнь отец и мать, до зрелых лет дожили только пятеро.

Обстоятельства рождения и нищету, сопровождавшую детство, Исаковский впоследствии тщательно описал в стихотворении «Дума о Ленине». Однако в строках

«Я все-таки рос и годов с десяти
Постиг, что одна мне наука открыта,
Как лапти плести да скотину пасти»

литератор все-таки покривил душой. Благодаря занятию Василия Назаровича маленький Миша имел доступ к газетам, журналам и книгам и при небольшой помощи отца научился читать и писать. Грамотного вундеркинда соседи сделали писарем. Михаил не просто записывал нехитрые мысли односельчан, но старался делать это красиво и душевно, так шлифовалось литературное мастерство будущего поэта.

19 января 1900 г. родился поэт Михаил #Исаковский.

В лесу прифронтовом → https://goo.gl/8RkbC9
(Матвей Блантер – Михаил…

Опубликовано Мелодия Понедельник, 18 января 2016 г.

Михаил Исаковский в молодости

В дальнейшем многие стихотворения Исаковского (в том числе самое первое, опубликованное в газете в 1914 году) написаны в форме писем. В других произведениях «весточки» упоминаются, и адресату становится на душе «и спокойно, и радостно».

Осенью 1910 года в соседнем с родным для Миши селом Глотовка открылась земская школа, куда мальчика приняли сразу в 2-й класс. Большую роль в образовании Исаковского сыграли учительница Екатерина Сергеевна Гаранская, разглядевшая литературные способности крестьянского сына и подготовившая его к поступлению в 4-й класс частной гимназии в Смоленске, и член городской управы Михаил Погодин, выхлопотавший для подростка стипендию и показавший его окулистам.

После 6-го класса Исаковский прервал образование и, чтобы помочь семье, пошел учительствовать в земскую школу, которую недавно окончил. Революцию Михаил встретил с энтузиазмом, а в 1918 году вступил в ВКП (б). В 19 лет юноша уже редактировал уездную газету, а в 21 его направили работать в смоленское областное издание «Рабочий путь».

Личная жизнь

Исаковский трижды вступал в брак, все жены поэта носили отчество Ивановна. Первый роман Михаила был служебным. Молоденькая Ираида трудилась в той же газете «Рабочий путь», в которой он работал секретарем, заведующим литературным отделом и ночным редактором.

После свадьбы молодожены поселились в 8-метровой каморке в редакции. Ираиде приходилось готовить еду в коридоре до прихода остальных сотрудников. Деньги молодой муж тратил на книги и на пиво, которое распивал с друзьями.

В 1923 году родился единственный ребенок Михаила Васильевича — дочь Лена. Однако брак это не спасло. Исаковский влюбился в хирурга Лидию Ивановну и попросил у Ираиды развод.

Михаил Исаковский и его дочь Елена

Первая супруга не держала зла на поэта. В пожилом возрасте Ираида Ивановна пела в народном хоре. Женщина скончалась в 1977 году, причиной смерти стал рак. Всю жизнь Елена Михайловна выписывала газету «Рабочий путь», в редакции которой познакомились ее родители.

Второй жене Михаил посвятил стихотворение «В лесу прифронтовом», ставшее при помощи композитора Матвея Блантера знаменитой песней. Поскольку Исаковский и Лидия Ивановна на момент написания произведения находились в эвакуации в Чистополе, стих впервые был опубликован в газете «Красная Татария».

Дочь поэта признавала, что вторая жена отца подарила мужчине счастье в личной жизни. Михаил и Лидия прожили вместе 30 лет. Овдовев, поэт делился переживаниями с младшим другом и коллегой Александром Твардовским. Одиночество было тягостно литератору, и он женился в третий раз.

Дочь родила Исаковскому двух внучек, Татьяну и Наталью. В 2006 году Елена Михайловна Сальникова принимала деятельное участие в лечении мачехи — третьей жены отца Антонины Ивановны. В публикации «Московского комсомольца» даже ошибочно называли заболевшую даму матерью Елены. Пожилые женщины, несмотря на нужду в средствах, приняли совместное решение не передавать права на песни, написанные на слова Исаковского, Юлию Гусману — режиссеру фильма «Парк советского периода».

Михаил Исаковский и Александр Твардовский

Внучка поэта Татьяна Никандровна Шаперина вспоминает, что Алексея Маресьева (прототипа героя произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», жившего в Москве в одном подъезде с Исаковским) она воспринимала как легенду, а автора «Катюши» просто как деда. 16-летняя Таня показывала свои первые стихи дедушке, но Михаил Васильевич посоветовал наследнице не заниматься «бумагомарательством», поскольку плохих поэтов в Советском Союзе и так избыток.

Среди талантов деда Татьяна выделяет умение почти слепого мужчины находить грибы по запаху и удивительное чувство юмора. Сейчас женщина (как до кончины в 2015 году ее мать) участвует в вечерах памяти Михаила Васильевича и привлекает к сохранению его доброго имени правнука поэта Владимира и праправнука Максима.

Творчество

Особенностью творчества Михаила Васильевича, кроме напевности слога и отмеченного придания стихам формы писем, выступает преобладание звуковых и осязательных образов над зрительными. Последние если и присутствуют, то несколько размыты, неслучайно одно из любимых слов поэта — «туманы» («поплыли туманы над рекой», «и пока за туманами видеть мог паренек»).

Эта особенность была результатом плохого зрения литератора, но позволяла читателю почувствовать запах и вкус плодов (в стихотворении «Вишня»), услышать звуки гармони, которая «словно ищет в потемках кого-то». Многие строки Исаковского стали крылатыми: «Если смерти — то мгновенной, если раны — небольшой», «Вино с печалью пополам», «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе», «Каким ты был, таким ты и остался».

Читайте также:  Биография личная жизнь григория александрова

О том, что он поэт-песенник, Исаковский узнал случайно. В 1935 году в Москве Михаил Васильевич пошел в кино. Журнал, демонстрировавшийся перед фильмом, рассказывал о народных хорах. В песне, исполняемой Хором имени Пятницкого, мужчина узнал свое стихотворение «Вдоль дороги».

Михаил Исаковский и Матвей Блантер

Большинство композиций на стихи уроженца Глотовки написаны Матвеем Блантером. К их числу относится и самая трагическая советская песня о войне и ее последствиях «Враги сожгли родную хату». В основе стихотворения Михаила Васильевича — биография старшего брата поэта Нила. Вернувшийся с фронта солдат увидел не дом и жену, а пепелище и могильный камень.

В конце жизни Исаковский сосредоточился на переводах, благодаря которым русскоязычные читатели познакомились с произведениями не только белорусских и украинских, но и венгерских и итальянских авторов. Михаил Васильевич практически ничего не видел и рождавшиеся строки записывал привезенными из ГДР толстыми фломастерами.

Смерть

Летом 1971 года с тяжелейшим инфарктом Исаковский попал в ту же больницу, в которой лежал Твардовский. Из-за плохого самочувствия друзья не встретились. После смерти Александра Трифоновича Михаилом Васильевичем овладела депрессия.

Через полтора года после кончины младшего друга, в июле 1973-го, ушел из жизни и Исаковский. Могила автора строк «А коль придется в землю лечь, так это ж только раз» находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Имя поэта носят улицы в Смоленске и подмосковном Строгино, а также переулок в Донецке. Песни на слова уроженца Глотовки продолжают звучать по радио и телевидению, а в Смоленской области, в Доме культуры, на строительство которого Исаковский в 1943 году направил Государственную премию, работает музей песни «Катюша».

В 2015 году тиражом 100 экземпляров вышел альманах «Воспоминания о М. В. Исаковском и не только…», объединивший под одной обложкой мемуары первой жены, дочери и внучки поэта. В книге также опубликованы стихи всех трех женщин и рассказы, написанные Еленой Михайловной.

Библиография

  • 1921 — «По ступеням времени»
  • 1927 — «Провода в соломе»
  • 1931 — «Избранники земли»
  • 1932 — «Война с тараканами»
  • 1934 — «Вдоль да по дороге…»
  • 1944 — «Здравствуй, Смоленск!»
  • 1945 — «Песни о Родине»
  • 1951 — «На родных просторах»
  • 1952 — «О поэтическом мастерстве»
  • 1958 — «Летят перелетные птицы
  • 1964 — «Ты по стране идешь…»
  • 1968 — «О поэтах, о стихах, о песнях»
  • 1971 — «На Ельнинской земле»
  • 1971 — «Под небом России»
  • 1973 — «На Ельнинской земле»

Источник

Михаил Васильевич Исаковский родился 7 (19) января 1900 года в деревне Глотовка Ельнинского уезда, ныне Всходский район Смоленской области, в крестьянской семье.

Окончил начальную школу. Крайняя нужда заставила его уйти из 6-го класса гимназии. В 1919 становится редактором газеты г. Ельня. В 1921 переезжает в Смоленск и в течение 10 лет сотрудничает в редакции областной газеты «Рабочий путь». В 1931 Исаковский переезжает в Москву. К этому времени он был уже известным поэтом.

Еще в детские годы Исаковский начал писать стихи (в 1914 в московской газете «Новь» опубликовал стихотворение «Просьба солдата»). В 1921 в Смоленске вышли 3 маленькие книги стихов Исаковского («По ступеням времени», «Взлеты», «Четыреста миллионов»). Однако началом своей литературной деятельности поэт считал 1924, когда были напечатаны стихотворения «Подпаски», «Родное» и др. В 1927 в Москве вышла книга «Провода в соломе». Затем появились сборники «Провинция» (1930), «Мастера земли» (1931), «Четыре желания» (1936) и др. Поэзия Исаковского посвящена русской деревне.

Всероссийскую славу Исаковскому принесли его песни, которые он начал писать с середины 30-х («Прощание», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша», «Шел со службы пограничник», «На горе — белым-бела» и др.).

Большое место в поэзии Исаковского занимает Великая Отечественная война. Поэт воспевает подвиги русских воинов, героизм тружеников в тылу; в его стихах звучит голос простых людей («Русской женщине», «Слово о России» и др.). Много песен создал поэт в годы Великой Отечественной войны: «До свиданья, города и хаты», «В прифронтовом лесу», «Ой, туманы мои…», «Огонек», «Где ж вы, где ж вы, очи карие», «Лучше нету того цвету» и др. Успешно продолжает работать поэт в этом жанре и в послевоенные годы («Услышь меня, хорошая», «Снова замерло все до рассвета», «Летят перелетные птицы» и др.). Положенные на музыку композиторами В.Г. Захаровым, М.И. Блантером и др., песни Исаковского поются во всем мире.

Сила поэзии Исаковского в близости к жизни. Поэт пишет всегда по глубокой душевной потребности. Поэтому и политические темы выражены в его стихах лирически, взволнованно. По выражению А. Твардовского, Исаковский «…нашел для насущной политической, часто непосредственно агитационной темы средства выражения лирические, задушевные, располагающие сердца к тому, о чем идет речь в произведении». По своей форме и языку поэзия Исаковского отличается ясностью, народностью. Ей чужды сложные метафоры и сравнения, изощренные ритмы и размеры. Исаковский умело использует богатства русского языка, его способность передать любые оттенки чувств и мыслей. Многие строчки стихов и песен Исаковского стали обиходными выражениями.

Читайте также:  Николай бурляев биография личная жизнь фото семьи

Отличительная черта поэзии Исаковского — ее песенность и музыкальность. Почти каждому стихотворению присуща внутренняя мелодия, соответствующая тем чувствам и думам, которые выражает поэт. Творчество Исаковского развивает плодотворные традиции русской классики. Тесно связаны стихи Исаковского и с устным народным творчеством, с народной лирической песней, с частушкой. Исаковский использует особенности фольклора, его традиционные размеры, символику, приемы психологического параллелизма, композиционные повторы и др. Подобно народным песням, песни Исаковского сюжетны. Исаковский дважды удостоен Сталинской премии: в 1943 — за тексты песен: «Шел со службы пограничник», «Провожанье», «И кто его знает», «Катюша» и др., в 1949 — за сборник «Стихи и песни».

Кроме многочисленных поэтических сборников издал книгу «О поэтическом мастерстве». Отдал много времени переложению и обработке старинных песен и сказок, известен переводами с украинского, белорусского и других языков. Перевёл в частности произведения Тараса Шевченко «Катерина», «Гоголю» и др. Белорусских поэтов: Янки Купалы «А кто там идёт?», «Извечная песня», «Никому», «Над рекою Аресой», «Мальчик и лётчик» (последнее стихотворение любил Юрий Гагарин), Якуба Коласа «Сымон-музыкант», Аркадия Кулешова «Знамя бригады» (с перевода Исаковского на сербско-хорватский язык поэму Кулешова перевёл черногорский поэт Родован Зогович и она стала популярной среди югославских партизан), Адама Русака «Будьте здоровы»; сербские народные песни. Автобиографическая книга «На Ельнинской земле» (1969).

Михаил Васильевич занимался политической деятельностью — он был депутатом Верховного совета РСФСР четырех созывов.

Михаил Исаковский умер 20 июля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Биография

Произведения

  • В дни осени
  • В поле
  • Снова замерло всё до рассвета

Критика

  • Народное многоголосье
  • «Певец души народной…» (К 70-летию Михаила Исаковского)
  • Солнечная система поэзии М. Исаковского

Ключевые слова: Михаил Исаковский,биография Михаила Исаковского,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Михаила Исаковского

Источник

Ìèõàèë Âàñèëüåâè÷ Èñàêîâñêèé
(1900—1973)

 ãîäû Âòîðîé ìèðîâîé âîéíû è íåñêîëüêî äåñÿòèëåòèé ñïóñòÿ ëþáèìîé ïåñíåé èòàëüÿíöåâ (ãäå âîîáùå-òî ãîâîðÿ, è ñâîèõ ïåñåí õâàòàåò) áûëà «Êàòþøà». Îíà ñòàëà ãèìíîì ïàðòèçàí, îñâîáîäèâøèõ îò ôàøèñòîâ Ðèì. Òîãäà íå òîëüêî Èòàëèÿ, âñÿ Åâðîïà, âåñü ìèð, â îæèäàíèè, à ïîòîì â ðàäîñòíîì ïðèâåòñòâèè ìèðà ïåë:

Ðàñöâåòàëè ÿáëîíè è ãðóøè,
Ïîïëûëè òóìàíû íàä ðåêîé.
Âûõîäèëà íà áåðåã Êàòþøà,
Íà âûñîêèé áåðåã íà êðóòîé.

Ñëîâà «ñìîëåíñêîãî ñîëîâüÿ Ðîññèè» Ìèõàèëà Èñàêîâñêîãî è ìóçûêà Ìàòâåÿ Áëàíòåðà ñòàëè ñâîèìè äëÿ ñîòåí ìèëëèîíîâ ëþäåé. Åñòü ëè áîëåå âûñîêàÿ îöåíêà òâîð÷åñòâà ïîýòà è êîìïîçèòîðà?

Íà ðîäèíå ïîýòà ñòîèò ïàìÿòíèê «Êàòþøå»: íà âûñîêîì áåðåãó âàëóí ñ ìåäíîé òàáëè÷êîé, íà êîòîðîé òåêñò ïåñíè, à ðÿäîì — áåñåäêà ñ áðåâåí÷àòûìè ñêàìåéêàìè ïîä íàâåñîì…

Ñåãîäíÿ òîæå ìíîãî ïîïóëÿðíûõ ïåñåí. Íå òàêèõ, ïðàâäà, íî âñå æå… Ìîòèâ ó íèõ ÷àñòî îäèí è òîò æå, êàê è ïðèïåâ: «Áóäåò-áóäåò ìîøêàðà Âåñåëèòüñÿ äî óòðà: Íûí÷å Ìóõà-Öîêîòóõà Èìåíèííèöà!»  ðàçãàð ýòîãî âåñåëüÿ íå ëèøíå âñïîìíèòü, ÷òî áûë (è îñòàëñÿ â ïàìÿòè!) â íàøåé ñòðàíå íå ïðîñòî «àâòîð ñëîâ», à âåëèêèé ïîýò Èñàêîâñêèé, íàïèñàâøèé î êðåñòüÿíèíå, êîòîðûé îò íóæäû ïðîäàåò êîðîâó, êîðìèëèöó ñåìüè:

Ïîä îñåííèì õîëîäêîì,
 ñóìðà÷íîì ðàññâåòå,
Ïîïðîùàòüñÿ ñ ìîëîêîì
Ìîë÷à âûøëè äåòè.
Âîò îíî ñåé÷àñ óéäåò,—
Íàäî íàãëÿäåòüñÿ.
È çàñòûëî ó âîðîò
Ñòðèæåíîå äåòñòâî.
À õîçÿèí, ñëîâíî âîð,
Ïîéìàííûé â äîðîãå,
Âñå ðàññìàòðèâàë â óïîð
Ñîáñòâåííûå íîãè.

Ó ïîýòà áîëüøå äâóõ ñ ïîëîâèíîé ñîòåí ñòèõîòâîðåíèé. Ñðåäè íèõ è òå, êîòîðûå ïîëâåêà ðàñïåâàëà îäíà øåñòàÿ ÷àñòü ñóøè, ÷àñòî äóìàÿ, ÷òî îíè íàðîäíûå.

«Äàí ïðèêàç: åìó — íà çàïàä, Åé — â äðóãóþ ñòîðîíó…», «Êàêèì òû áûë, òàêèì îñòàëñÿ, Îðåë ñòåïíîé, êàçàê ëèõîé!..», «Îé, öâåòåò êàëèíà â ïîëå ó ðó÷üÿ, Ïàðíÿ ìîëîäîãî ïîëþáèëà ÿ…», «Íà ïîçèöèè äåâóøêà Ïðîâîæàëà áîéöà…», «Óñëûøü ìåíÿ, õîðîøàÿ, Óñëûøü ìåíÿ, êðàñèâàÿ…», «Ãäå æ âû, ãäå æ âû, ãäå æ âû, î÷è êàðèå, Ãäå æ òû, ìîé ðîäèìûé êðàé?», «Ñíîâà çàìåðëî âñå äî ðàññâåòà — Äâåðü íå ñêðèïíåò, íå âñïûõíåò îãîíü…», «Ñ áåðåç, íåñëûøåí, íåâåñîì, Ñëåòàåò æåëòûé ëèñò…», «Ëåòÿò ïåðåëåòíûå ïòèöû  îñåííåé äàëè ãîëóáî酻, «Âðàãè ñîæãëè ðîäíóþ õàòó, Ñãóáèëè âñþ åãî ñåìüþ…»…

Ðàçâå íå ÷óäî: ñòðàíû òîé íåò, ëþäåé òåõ íåò, à «òå» ïåñíè îñòàëèñü!

Ìèõàèë Âàñèëüåâè÷ Èñàêîâñêèé ðîäèëñÿ 7(19) ÿíâàðÿ 1900 ã., â ä. Ãëîòîâêå, Åëüíèíñêîãî óåçäà, Ñìîëåíñêîé ãóá., â ìíîãîäåòíîé êðàéíå áåäíîé êðåñòüÿíñêîé ñåìüå. Èç òðèíàäöàòè äåòåé âûæèëî òîëüêî ïÿòåðî. Ìàëü÷èê ñ äåòñòâà ñòðàäàë íåèçëå÷èìîé áîëåçíüþ ãëàç.

Ìèøà ñàìîó÷êîé è ñ ïîìîùüþ îòöà Âàñèëèÿ Íàçàðîâè÷à ïðèîáùèëñÿ ê ãðàìîòå, ê 10 ãîäàì ñòàë åäèíñòâåííûì ãðàìîòååì íà âñþ îêðóãó. Äëÿ íåñêîëüêèõ äåðåâåíü îí ïèñàë ïèñüìà, â êîòîðûå âêëàäûâàë ñâîþ äóøó. Ýòî îñòàëîñü â íåì íàâñåãäà. Îí ïîçæå íàïèøåò ìíîãî ñòèõîâ, â íàçâàíèè êîòîðûõ áóäåò ñëîâî «Ïèñüìî».

 1910 ã. ìàëü÷èê ïîñòóïèë âî âòîðîé êëàññ íà÷àëüíîé çåìñêîé øêîëû. Èç-çà áîëåçíè è îòñóòñòâèÿ çèìíåé îäåæäû îí ó÷èëñÿ íà äîìó, áëàãî åìó ïîìîãàëà ó÷èòåëüíèöà — Å. Ãåðàíñêàÿ. ×åðåç òðè ãîäà Ìèøà ñ îòëè÷íûìè îöåíêàìè îêîí÷èë øêîëó. Íà âûïóñêíûõ ýêçàìåíàõ ïî ïðîñüáå ó÷èòåëåé îí ïðî÷èòàë äâà ñâîèõ ñòèõîòâîðåíèÿ — «Ñâÿòîé» è «Ì.Â. Ëîìîíîñîâ».

Þíîãî ïîýòà óñëûøàë Ì. Ïîãîäèí, âåäàâøèé íàðîäíûì îáðàçîâàíèåì â óåçäå. Íà ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà îí îòâåç Ìèøó ê ãëàçíûì âðà÷àì â Ñìîëåíñê, à çàòåì óñòðîèë åãî â ÷àñòíóþ ãèìíàçèþ Âîðîíèíà, âûõëîïîòàâ äëÿ íåãî â óåçäíîé óïðàâå 20-ðóáëåâóþ ñòèïåíäèþ. Çà íåñêîëüêî ìåñÿöåâ ïîäðîñòîê îñâîèë òðåõãîäè÷íûé êóðñ ãèìíàçèè è ïîñòóïèë ñðàçó â ÷åòâåðòûé êëàññ.  ýòî âðåìÿ â ìîñêîâñêîé ãàçåòå «Íîâü» áûëî íàïå÷àòàíî åãî ñòèõîòâîðåíèå «Ïðîñüáà ñîëäàòà». Ãèìíàçèñò ïî-ïðåæíåìó æèë âïðîãîëîäü, è ïî-ïðåæíåìó ïèñàë ñòèõè.  1916 ã. âûøåë ñáîðíèê þíîøåñêèõ ñòèõîâ «Ïî ñòóïåíÿì âðåìåíè».

Читайте также:  Азиза биография личная жизнь свадьба

Ïîñëå Ôåâðàëüñêîé ðåâîëþöèè Èñàêîâñêèé ïðèíÿë äåÿòåëüíîå ó÷àñòèå â ðàáîòå Èñïîëíèòåëüíîãî êîìèòåòà ó÷àùèõñÿ Ñìîëåíñêà, ìîëîäåæíîãî êëóáà è æóðíàëà ïðè íåì «Íàøà çàðÿ».  æóðíàëå Ìèõàèë îïóáëèêîâàë ñòèõîòâîðåíèå «Òîâàðèùè». ×åðåç ïîëãîäà îí ïåðåâåëñÿ â Åëüíèíñêóþ ãèìíàçèþ, íî èç-çà íóæäû ïîêèíóë åå.  äàëüíåéøåì îí âñåãî äîñòèã ñàìîîáðàçîâàíèåì.

Îêòÿáðüñêóþ ðåâîëþöèþ Èñàêîâñêèé ïðèíÿë âñåì ñåðäöåì. Ñòàë ó÷èòåëåì íà÷àëüíîé øêîëû, áûë èçáðàí ïîìîùíèêîì ñåêðåòàðÿ â ñåëüñêèé âîëîñòíîé Ñîâåò.

Âåñíîé 1918 ã. Èñàêîâñêèé â ïîèñêàõ õëåáà äëÿ îäíîñåëü÷àí îêàçàëñÿ ïîä Íîâî÷åðêàññêîì, áûë çàäåðæàí áåëî-êàçà÷üèì ïàòðóëåì, ïîñàæåí â òþðüìó è ÷óäîì èçáåæàë ðàññòðåëà. Ïîñëå ýòèõ ñîáûòèé îí âñòóïèë â ÂÊÏ(á) è çàíÿëñÿ ãàçåòíîé ðàáîòîé.  Åëüíå ñòàë ðåäàêòîðîì è åäèíñòâåííûì êîððåñïîíäåíòîì ñîçäàííîé èì óåçäíîé ãàçåòû.

Äâà ãîäà ïèñàë ñòàòüè, ôåëüåòîíû, ïåðåïèñûâàë âñå ñàì îò ðóêè (íå áûëî íè ìàøèíêè, íè ìàøèíèñòêè), êîððåêòèðîâàë, ó÷àñòâîâàë â âåðñòêå.  1921 ã. Èñàêîâñêîãî ïåðåâåëè íà ðàáîòó â ñìîëåíñêóþ ãóáåðíñêóþ ãàçåòó «Ðàáî÷èé ïóòü» (â íåé îí ïðîðàáîòàë 10 ëåò âûïóñêàþùèì, ñåêðåòàðåì, çàâ. îòäåëîì). Òîãäà æå â Ñìîëåíñêå âûøëè ïåðâûå ñáîðíèêè åãî ñòèõîâ: «Ïî ñòóïåíÿì âðåìåíè» è «Âçëåòû», à òàêæå äâå êíèãè ëîçóíãîâ. Ïóáëèêîâàëñÿ îí è â êîëëåêòèâíûõ ñáîðíèêàõ.

Ó÷åíè÷åñêèé ïåðèîä çàêîí÷èëñÿ â ñåðåäèíå 1920-õ ãã.  1926 ã. Èñàêîâñêîãî èçáðàëè ñåêðåòàðåì ïðàâëåíèÿ Ñìîëåíñêîãî îòäåëåíèÿ ÐÀÏÏ. À â ñëåäóþùåì ãîäó â Ìîñêâå âûøëà åãî êíèãà «Ïðîâîäà â ñîëîìå», êîòîðóþ çàìåòèë è âûñîêî îöåíèë Ì. Ãîðüêèé.  ñòðîþ çà÷èíàòåëåé ñîâåòñêîé ïîýçèè, âîçãëàâëÿåìîì Ìàÿêîâñêèì, Èñàêîâñêèé îêàçàëñÿ â òîé åãî ÷àñòè, ãäå ïîýòû ñòàðàëàñü îòîáðàçèòü ðåàëèè íîâîé äåðåâíè. Âûøëî íåñêîëüêî åãî êíèã, ïðîíèêíóòûõ íå òîëüêî ëèðèçìîì, íî è þìîðîì, è ñàòèðîé, íå ïîëó÷èâøèõ â äàëüíåéøåì ðàçâèòèÿ.

 1931 ã. Èñàêîâñêîãî íàçíà÷èëè ðåäàêòîðîì ìîñêîâñêîãî æóðíàëà «Êîëõîçíèê». ×åðåç ãîä æóðíàë çàêðûëè, íî ÷åðåç íåñêîëüêî ëåò ñîçäàëè ïîâòîðíî; âîçãëàâèë åãî Ì. Ãîðüêèé, à Èñàêîâñêèé ðàáîòàë â íåì êîððåñïîíäåíòîì. Ê ýòîìó âðåìåíè ñòèõè è ïåñíè ïîýòà çíàëà âñÿ ñòðàíà. Íà÷èíàÿ ñ 1934 ã., êîãäà íà åãî ñòèõè «Âäîëü äåðåâíè» íàïèñàë ìóçûêó îäèí èç ðóêîâîäèòåëåé õîðà èì. Ïÿòíèöêîãî Â. Çàõàðîâ, ïîýò ñîçäàë ìíîæåñòâî ïåñåí, ïîëó÷èâøèõ âñåíàðîäíóþ èçâåñòíîñòü.

Ïðèíÿâ ýñòàôåòó íàöèîíàëüíûõ ïîýòè÷åñêèõ òðàäèöèé, ïðåæäå âñåãî Íåêðàñîâà, îí áûë ïîíÿò è ïðèíÿò âñåìè. Âñå êðèòèêè â îäèí ãîëîñ çàÿâëÿëè (è çàÿâëÿþò ïîíûíå) î òîì, ÷òî ïåñíè íà ñëîâà Èñàêîâñêîãî æèâóò íå òîëüêî áëàãîäàðÿ íàïèñàííîé ê íèì ìóçûêå, íî è ñàìîñòîÿòåëüíî, êàê ñòèõîòâîðåíèÿ, ïîñêîëüêó îíè ñàìè ïî ñåáå íàïåâíû êàê ïåñíÿ.

Âåëèêóþ Îòå÷åñòâåííóþ âîéíó Èñàêîâñêèé ïðîæèë â ×èñòîïîëå. Ñìîëåíùèíà áûëà îêêóïèðîâàíà ôàøèñòàìè, îò÷èé äîì â Ãëîòîâêå ñîææåí. Ëèðèêà Èñàêîâñêîãî òåõ ëåò — íàñòîÿùàÿ ïîýòè÷åñêàÿ ëåòîïèñü âîéíû. «Ñîâåòñêàÿ Ðîññèÿ! Ðîäíàÿ íàøà ìàòü! Êàêèì âûñîêèì ñëîâîì Ìíå ïîäâèã òâîé íàçâàòü?  ãîäèíó èñïûòàíèé,  áîÿõ ñ îðäîé ãðîìèë Ñïàñëà òû, çàñëîíèëà Îò ãèáåëè âåñü ìèð». Åãî ñòèõè è ïåñíè âîåííûõ ëåò ñòàëè ôîëüêëîðîì.

Ñîçäàííàÿ åùå â 1939 ã. «Êàòþøà» â ãîäû âîéíû ñòàëà ðÿäîì ñ «Âñòàâàé, ñòðàíà îãðîìíàÿ» ïåñíåé-âîèòåëüíèöåé. Ãâàðäåéñêèå ðåàêòèâíûå ìèíîìåòû, ïîíà÷àëó íàçâàííûå «Ðàèñîé», íàðîä ïåðåèìåíîâàë â «êàòþøè». Íà ôðîíòå è â òûëó âîçíèêëî áîëåå ñîòíè ôîëüêëîðíûõ âàðèàíòîâ ïåñíè. Òàêóþ æå âñåíàðîäíóþ ëþáîâü èìåëè ìíîãèå ïåñíè, çà êîòîðûå îí áûë óäîñòîåí Ñòàëèíñêîé ïðåìèè çà 1943 ã.

Ñàìîå ïðîíçèòåëüíîå ñâîå ñòèõîòâîðåíèå «Âðàãè ñîæãëè ðîäíóþ õàòó» ïîýò íàïèñàë â 1945 ã. Ïåñíÿ «Ïðàñêîâüÿ» (ìóçûêà Ì. Áëàíòåðà) ïðîçâó÷àëà îäèí ðàç ïî ðàäèî è áûëà çàïðåùåíà íà 15 ëåò.

 1960 ã. Ì. Áåðíåñ íà ñâîé ñòðàõ è ðèñê èñïîëíèë åå âî Äâîðöå ñïîðòà â Ëóæíèêàõ. ×åòûðíàäöàòèòûñÿ÷íûé çàë ñëóøàë ïåñíþ ñòîÿ. Îïÿòü çàïðåòèëè, ïîêà Áåðíåñ íå èñïîëíèë åå â 1965 ã. íà «Ãîëóáîì îãîíüêå».

 1945—1946 ãã. æóðíàë «Íîâûé ìèð» îïóáëèêîâàë ïîýìó Èñàêîâñêîãî «Ñêàçêà î ïðàâäå». Ãëàâíûé ðåäàêòîð æóðíàëà À. Òâàðäîâñêèé ïîäòîëêíóë Èñàêîâñêîãî ê ðàáîòå íàä àâòîáèîãðàôè÷åñêèìè çàïèñêàìè. Ñ ãîäàìè Èñàêîâñêèé óâëåêñÿ ôîëüêëîðîì, ïåðåêëàäûâàë è îáðàáàòûâàë ñòàðèííûå ïåñíè è ñêàçêè (ðóññêèå, óêðàèíñêèå è áåëîðóññêèå).

 1964 ã. ïîýò ïåðåíåñ èíôàðêò è òÿæåëîå âîñïàëåíèå ëåãêèõ. Íåñìîòðÿ íà áîëåçíü, ïèñàë êðèòè÷åñêèå ðàáîòû, ñî÷èíÿë êíèãó «Íà Åëüíèíñêîé çåìëå», çàíèìàëñÿ äåïóòàòñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, ïåðåâîäèë ñ óêðàèíñêîãî, áåëîðóññêîãî, âåíãåðñêîãî, ñåðáñêîãî, ïîëüñêîãî, ëàòûøñêîãî, îñåòèíñêîãî, òàòàðñêîãî, âåíãåðñêîãî, óðäó, èòàëüÿíñêîãî ÿçûêîâ…

Ìèõàèë Âàñèëüåâè÷ áûë æåíàò òðèæäû. Ñ ïåðâîé æåíîé Èðàèäîé Èâàíîâíîé îíè ïðîæèëè 2 ãîäà è âìåñòå ðàáîòàëè â ðåäàêöèè “Ðàáî÷åãî ïóòè” â Ñìîëåíñêå. (Ò.Í. Øåïåðèíà, âíó÷êà Èñàêîâñêîãî). Ïîñëå ñìåðòè âòîðîé æåíû Ëèäèè Èâàíîâíû åìó ïîìîãàëà äî÷ü Ëåíà, à çàòåì òðåòüÿ æåíà âðà÷-õèðóðã Àíòîíèíà Èâàíîâíà

Èñàêîâñêèé ñêîí÷àëñÿ â Ìîñêâå 20 èþëÿ 1973 ã.

Çà ëèòåðàòóðíóþ ðàáîòó ïîýò áûë íàãðàæäåí 4-ìÿ îðäåíàìè Ëåíèíà è Çîëîòîé Ìåäàëüþ «Ñåðï è ìîëîò» Ãåðîÿ ñîöèàëèñòè÷åñêîãî òðóäà, 2-ìÿ îðäåíàìè Òðóäîâîãî Êðàñíîãî çíàìåíè, îðäåíîì «Çíàê Ïî÷åòà», áûë ëàóðåàòîì 2-õ Ãîñóäàðñòâåííûõ ïðåìèé ïåðâîé ñòåïåíè.

Äà ÷òî íàãðàäû?! Ôåíîìåí Èñàêîâñêîãî ìîæíî ïîíÿòü òîëüêî â àñïåêòå ôåíîìåíà Ðîññèè XX ñòîëåòèÿ, åñëè ïîíÿòü, ïî÷åìó ëþäè óòèðàëè ñëåçû, ñëóøàÿ ïåñíþ «Â ïðèôðîíòîâîì ëåñó» è ðûäàëè íàâçðûä ñ ïåðâîãî æå êóïëåòà «Âðàãè ñîæãëè ðîäíóþ õàòó».

Источник