Ирина карташова биография и личная жизнь

Ирина карташова биография и личная жизнь thumbnail

Ирина Карташова – советская и российская актриса, прославившаяся многими заметными ролями на сцене театра Моссовета. Помимо этого, Ирина Павловна часто появлялась на экране (в основном в телеспектаклях), а также выступала в качестве актрисы озвучивания мультфильмов и зарубежных фильмов. Из этой статьи можно узнать биографию актрисы.

Ранние годы

Ирина Павловна Карташова родилась 4 ноября 1922 года в Санкт-Петербурге (на тот момент это был Петроград). Ирина была единственным ребенком в семье Павла Васильевича Карташова, главного экономиста института “ГИПРОМЕЗ”. Жили зажиточно, Ирина Павловна всегда вспоминала раннее детство как период баловства и вседозволенности. В 11 лет, после окончания начальной школы, Ирина прошла отбор на обучение в Ленинградское хореографическое училище имени Вагановой (современная Академия русского балета имени Вагановой).

В 1937 году Павел Карташов был репрессирован и расстрелян, а Ирину вместе с матерью отправили в ссылку. Девушка успела проучиться в хореографическом училище всего четыре года, однако навыки, полученные там, стали основополагающими в выборе дальнейшей профессии. Последние два класса школы Ирина Карташова заканчивала в ссылке.

В 1940 году Ирина и ее мать вернулись в Ленинград без реабилитации, они поселились у знакомых, и будущая актриса даже поступила в Ленинградский театральный институт (сейчас РГИСИ). Доучиться Карташова не успела: в 1941 году матери Ирины грозила повторная высылка, она решила скрыться в Саранске. Дочь, испугавшись дальнейшей разлуки, поехала следом, а вернуться не смогла уже из-за блокады.

Юная Ирина Карташова

Творчество

В Саранске Ирина Карташова сначала работала в госпитале, а затем, в 1942 году, была принята в труппу Музыкально-драматического театра Мордовии. В составе концертной бригады этого театра Ирина регулярно участвовала в выступлениях перед красноармейцами, побывала даже на Орловско-Курской дуге, застала боевые действия.

После окончания войны Ирина Павловна еще два года оставалась актрисой театра Мордовии, но в 1947 году решила переехать в Москву, где ее приняли в театр имени Моссовета. На его сцене Ирина Карташова служила в течение 70 лет – до конца своей жизни.

Ирина Карташова в фильме-спектакле "Френсис Дрейк"

На сцене театра Моссовета актриса исполнила более шестидесяти разноплановых и разнохарактерных ролей, среди которых Дездемона (“Отелло”), баронесса Штраль (“Маскарад”), Регана (“Король Лир”), синьора Леноре (“Вешние воды”), Катерина Ивановна (“Петербургские сновидения” по роману “Преступление и наказание”), госпожа Лазич (“ОБЭЖ”), леди Брекнелл (“Как важно быть серьезным”), миссис Даджен (“Ученик дьявола”), Мария Васильевна Войницкая (“Дядя Ваня”).

Дебют Ирины Карташовой на экране состоялся в 1968 году, в небольшой роли безымянной секретарши в картине “Штрихи к портрету В. И. Ленина”. На счету актрисы около тридцати киноролей, большинство которых – повторение театральных образов в одноименных телеспектаклях. Последней ролью в кино для Ирины Павловны стала Полина Алексеевна в сериале “Ефросинья”, выходившем с 2010 по 2013 год.

Карташова в фильме-спектакле "Конец Черных рыцарей"

Также на счету Ирины Карташовой более трехсот ролей озвучивания в дубляже зарубежных фильмов, среди которых “Римские каникулы”, “Красное и черное”, “Бабетта идет на войну” (голос Бриджит Бардо), “Рокко и его братья” (голос Анни Жирардо), “Фантомас против Скотланд-Ярда”, “Лев зимой” (голос Кэтрин Хепберн) и многие другие. Она принимала участие и в озвучивании мультфильмов, самые заметные роли – Женщина в мультфильме “Кот, который гулял сам по себе”, Американка в “Кентервильском привидении”, Нагайна в “Рикки-Тикки-Тави”.

В 1970 году Ирина Павловна получила звание “Заслуженная артистка РСФСР”, а в 1985-м стала народной. На ее счету около девяти различных наград, связанных с творчеством и участием в Великой Отечественной войне.

Личная жизнь

Актриса Ирина Карташова вышла замуж в 1950 году, ее первым и единственным до конца жизни мужем стал актер театра Моссовета Михаил Погоржельский. На фото ниже Ирина и Михаил на сцене.

Ирина Карташова с мужем

В 1951 году у супругов родился сын Дмитрий, избравший профессию журналиста и продюсера. Карташова и Погоржельский прожили вместе сорок пять счастливых лет до смерти Михаила Бонифациевича в 1995 году.

Актриса Ирина Карташова

Смерть

Актриса Ирина Карташова скончалась 14 мая 2017 года, не дожив полгода до своего 95-летнего юбилея. Она была кремирована, урна с прахом актрисы захоронена рядом с могилой ее мужа Михаила Погоржельского на Ваганьковском кладбище Москвы.

Источник

4 ноября 1922, Петроград, РСФСР — 14 мая 2017, Москва, РФ

Заслуженная артистка РСФСР (30.12.1970).
Народная артистка РСФСР (18.07.1985).

С 1940 по 1941 гг. – студентка Ленинградского Театрального Института им. Островского.

Участник Великой Отечественной войны.

Только окончила первый курс Ленинградского театрального института, в сентябре 41-го поехала в Саранск, в Ленинград так и не вернулась – блокада. Когда Мордовский театр формировал агитбригаду, даже не думала – двадцатилетняя артистка отправилась на фронт в 43-м. Побывала в самом пекле – на Орловско-Курской дуге.

С 1942 по 1947 гг. – актриса Мордовского государственного музыкально-драматического театра.
С 1947 года — актриса театра имени Моссовета.

Принимала участие в дубляже более 300 кинофильмов.
Среди них — «Римские каникулы», «Рокко и его братья», «Фантомас против Скотланд-Ярда», «Лев зимой», «Зорро», «Чисто английское убийство», «Рикки-Тикки-Тави» и многие другие).

На протяжении всей жизни была женой актера Михаила Бонифациевича Погоржельского. Вместе они прожили 46 лет.
Сын Дмитрий – корреспондент телекомпании НТВ в Германии.

Театр им. Моссовета:
«Отелло» (Дездемона)
«Московский характер» А. Софронова (Кружкова)
«Преступление директора Риггса» (Гарриет Говард)
«Роковое наследство» (Мери Джибсон)
«Товарищи москвичи» (Рита)
«Особое мнение» (Варя)
«Опасный перекресток» (Брянцева Вера Леонтьевна)
«В одном городе» (Евгения Владимировна)
«Маскарад» (Баронесса Штраль)
«Рассказ о Турции» (Хатче)
«История одной любви» (Катя)
«Кто смеется последним» (Вера)
«Алпатов» (Нина Леонидовна)
«Катрин Лефевр» (Графиня Корсо)
«Трое» (Татьяна Власьевна)
«Запутанный узел» (Раиса Капницкая)
«Король Лир» (Регана)
«Летом небо высокое» (Елена)
«Три камня веры» (Ольга Михайловна Лахтина)
«Последние гвоздики» (Марго)
«Третье желание» (Вера)
«Бунт женщин» (Дама в красном)
«Миллион за улыбку» (Карташева)
«Дядюшкин сон» (Софья Петровна Карпухина)
«На диком бреге» (Ольга)
«Странная миссис Сэвидж» (Миссис Пэдди)
«Шторм» (Шуйская)
«Петербургские сновидения» (Катерина Ивановна)
«Вешние воды» (Синьора Леноре)
«Дальше — тишина» (Анита)
«…Золото, золото — сердце народное!» («Жил-был за тридевять земель»)
«Другая» (Марьяна Владимировна)
«Турбаза» (Жена Дмитрия Дмитриевича)
«Бабье лето» (Нина Сергеевна Лаврова)
«Тощий приз» (Хуана)
«Сердце Луиджи» (Донья Долорес)
«Версия» (Зинаида)
«Кошки-мышки» (Эржбет Орбан)
«Живой труп» (Анна Дмитриевна Каренина)
«Смерть Пазухина» (Настасья Ивановна)
«ОБЭЖ» (Госпожа Лазич)
«Суд над судьями» (Фрау Бертхольт)
«Комната» (Галина Степановна)
«Егор Булычов и другие» (Мелания)
«Пчелка» (Старуха)
«Печальный детектив» (Сыроквасова Октябрина Перфильевна)
«Торможение в небесах» (Чирикова)
«Цитата» (Алевтина Васильевна)
«Дом Бернарды Альбы» (Бернарда)
«Как важно быть серьезным» (Леди Брэкнелл)
«Рюи Блаз» (Дуэнья)
«Мадам Бовари» (Элоиза Бовари)
«Скандал? Скандал… Скандал!» (Миссис Кэндер)
«На Золотом озере» (Этель Тэйер)
«Ученик дьявола» (Миссис Даджен)
«Обрученные» (Перпетуя, Старуха)
«Серебряный век» (Митрофановна)
«Фома Опискин» (Генеральша)
«Дядя Ваня» (Войницкая)
«Три сестры» (Анфиса)
Мадам де Розмонд – “Опасные связи” (реж. П.О.Хомский)
Графиня Хрюмина – “Горе от ума” (реж. А.Яцко)

Центральный Дом актёра им. А.А. Яблочкиной:
Главная героиня – “Моя судьба” (вечер-спектакль Ирины Карташёвой) – режиссер Павел Тихомиров
Надежда Леонидовна – “Театральная фантазия” П. Тихомиров – режиссёр Павел Тихомиров
Катерина Ивановна “Достоевские страсти” Ф.М. Достоевский – режиссёр Павел Тихомиров
“Три монолога” (юбилей-вечер Ирины Карташёвой) – режиссер Павел Тихомиров
Партнёрша – “Цикл вечеров “Разные судьбы” (Мария Кнушевицкая) – режиссёр Павел Тихомиров
Партнёрша и Подруга – “Блуждающая звезда – Этель Ковенская” (режиссёр П.Е. Тихомиров)

Медаль “В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина” (1970)
Медаль “Ветеран труда”
Медаль “В честь 50-летия Победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг.” (1995)
Медаль “850-летия Москвы” (1997)
Орден Дружбы (1998)
Медаль “В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг.” (2005)
Орден Почета (2008)
Медаль “В честь 65-летия Победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг.” (2010)
Медаль “В честь 70-летия Победы в Великой Отечественной 1941-1945 гг.” (2015)

Читайте также:  Михаил пореченков биография личная жизнь фото

последнее обновление информации: 09.06.20

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

Ирина Карташёва: новости >>

II Благотворительный Театральный марафон. Открытие

20 февраля 2013

27 марта 2010 года состоялось открытие II Благотворительного Театрального марафона.

Театр имени Моссовета «Серебряный век»

11 марта 2009

Вероятно, зритель, приходящий на спектакль «Серебряный век» театра имени Моссовета, ожидает увидеть роскошный салон предреволюционной эпохи.Ничего подобного. На всех афишах ясно-понятно подписано: «Сцены 1949 года в двух частях».

Трагедия преображения

28 апреля 2007

В конце 50-х годов стали ощутимы перемены в общественной атмосфере: умер И.В.Сталин, отгремел ХХ съезд КПСС, и Н.С. Хрущев разоблачил “антипартийную группу”… Тема неограниченной власти, превращающей властителя в тирана, безусловно, была необычайно актуальна.

Источник

…Ñóäüáà õðàíèëà åå äâàæäû. Îíà ïîêèíóëà Ëåíèíãðàä 8 ñåíòÿáðÿ 1941 ãîäà ïîñëåäíèì ïîåçäîì – íà ñëåäóþùèé äåíü íà÷àëàñü áîìáåæêà, çàãîðåëèñü Áàäàåâñêèå ñêëàäû, è ãîðîä îêàçàëñÿ â áëîêàäå. 9 àâãóñòà 1942 íåìöû âîøëè â Êèñëîâîäñê, äî êîòîðîãî Èðèíà íå äîåõàëà ÷óäîì – èç-çà òÿæåëîé àíãèíû, óëîæèâøåé åå â ïîñòåëü.

À âîò Èðèíèíîãî îòöà ñóäüáà íå óáåðåãëà. Ýêîíîìèñò Ïàâåë Êàðòàøîâ áûë ðàññòðåëÿí â 1937-ì ãîäó, à åãî æåíà ñ äî÷åðüþ óãîäèëè â ññûëêó. Äåòñòâî Èðèíû êîí÷èëîñü. Ïðîó÷èâøèñü ÷åòûðå ãîäà â çíàìåíèòîé âàãàíîâñêîé áàëåòíîé øêîëå, îíà òàê è íå ñòàëà áàëåðèíîé, à îáû÷íóþ øêîëó çàêàí÷èâàëà óæå â ññûëêå. «Íàøó ñåìüþ óíè÷òîæèëè ëèøü çà òî, ÷òî ðîäèòåëè áûëè èç äâîðÿíñêîãî ðîäà. Íèêîãäà ýòîãî íå çàáóäó è íå ïðîùó», – ãîâîðèò íàðîäíàÿ àðòèñòêà Ðîññèè Èðèíà Êàðòàøîâà, îäíà èç íåìíîãèõ ñòàðîæèëîâ òåàòðà Ìîññîâåòà, ïðîäîëæàþùèõ èãðàòü íà åãî ñöåíå.

… 1940-ì åé óäàëîñü âåðíóòüñÿ â Ïèòåð («Ìàìà ñî ìíîé ïîåõàòü íå ìîãëà, åé íå ðàçðåøàëîñü æèòü áëèæå ñòîêèëîìåòðîâîé çîíû îò Ìîñêâû è Ëåíèíãðàäà») è ïîñòóïèòü â òåàòðàëüíûé èíñòèòóò («Íà ïåðâîì êóðñå ó íàñ âîçíèê ðîìàí ñ áóäóùèì ìóæåì Ìèøåé Ïîãîðæåëüñêèì, íî òóò íà÷àëàñü âîéíà: îí ñðàçó óøåë íà ôðîíò, à ìåíÿ ìîáèëèçîâàëè ðûòü îêîïû. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî æèçíü êîí÷åíà, è íè÷åãî óæå íå áóäåò…»)

Èíñòèòóò ýâàêóèðîâàëè â Êèñëîâîäñê, à Èðèíà óåõàëà ê ìàìå â Ñàðàíñê, óñòðîèâøèñü ïèñüìîíîñöåì â âîåííûé ãîñïèòàëü («Êàê ðàíåíûå æäàëè ïèñåì îò ðîäíûõ – ýòî íåâîçìîæíî îïèñàòü!»). Ê òîìó æå îíà îêàçàëàñü àáñîëþòíûì äîíîðîì: åå ïåðâàÿ ãðóïïà ïîäõîäèëà âñåì.
 Ñàðàíñêå Èðèíà âïåðâûå âûøëà íà ñöåíó, ñûãðàâ Âèîëó â ñïåêòàêëå «Äâåíàäöàòàÿ íî÷ü» â ìåñòíîì ìóçûêàëüíî-äðàìàòè÷åñêîì òåàòðå («Ìíå äàëè áåëûé ïàðèê, ÿ íå çíàëà, êàê åãî íàäåòü, ñèäåëà ïåðåä çåðêàëîì è ïëàêàëà».)

 1943-ì â ñîñòàâå ôðîíòîâîé áðèãàäû ìîðäîâñêîãî òåàòðà Èðèíà ïîïàëà íà Êóðñêóþ äóãó. («Íà ôðîíòå áûëî âñÿêîå….Îäíàæäû ìû âûñòóïàëè ïåðåä äåñàíòíèêàìè, òóò æå ñèäåë èõ êîìàíäèð. Ïîñëå êîíöåðòà êî ìíå ïîäîøåë åãî àäúþòàíò è ñêàçàë, ÷òî ïîëêîâíèê ïðîñèò ìåíÿ íà ìèíóòó ïîäîéòè ê íåìó. Åäâà ÿ ñäåëàëà ïàðó øàãîâ îò îñâåùåííîãî ìåñòà, êàê àäúþòàíò çàæàë ìíå ðîò è ïåðåäàë â ðóêè ïîëêîâíèêó. Ê ñ÷àñòüþ, ìíå óäàëîñü âûðâàòüñÿ è óáåæàòü ê ñâîèì àêòåðàì. Íà ñëåäóþùèé äåíü ïîëêîâíèê ïðèøåë èçâèíÿòüñÿ: «Ïðîñòèòå ìåíÿ, äåâî÷êà…Ýòî âñå âîéíà…»)
 òîì æå 1943-ì ãîäó Èðèíà ïîëó÷èëà âûçîâ èç ñâîåãî èíñòèòóòà, îñòàòêè êîòîðîãî áûëè ýâàêóèðîâàíû èç çàíÿòîãî íåìöàìè Êèñëîâîäñêà â Òîìñê. Îíà òóäà ïîåõàëà, íî íå äîåõàëà, çàäåðæàâøèñü â Íîâîñèáèðñêå, ãäå íàõîäèëñÿ Àëåêñàíäðèíñêèé òåàòð: åé ïðåäëîæèëè ïîðàáîòàòü â ñîñòàâå ìîëîäåæíîé ñòóäèè («Â ðåçóëüòàòå ÿ â ñâîé èíñòèòóò òàê è íå ïîïàëà, òàê ÷òî âû âèäèòå ïåðåä ñîáîé íåäèïëîìèðîâàííóþ àêòðèñó») .

 Ïèòåð îíà âåðíóëàñü â íà÷àëå 1944-ãî. Âñå ñòåêëà íà äîìàõ åùå áûëè çàêëååíû, íî ïîÿâèëîñü îùóùåíèå, ÷òî âîéíà èäåò ê êîíöó. Èðèíà óçíàëà, ÷òî ìíîãèå åå ðîäñòâåííèêè âî âðåìÿ áëîêàäû ïîãèáëè. Îíà ïðîäîëæàëà ðàáîòàòü â òåàòðå è ïîñòîÿííî åçäèëà â Ìîñêâó – õëîïîòàòü çà ìàìó, ÷òîáû òîé ðàçðåøèëè æèòü â Ëåíèíãðàäå. Óñëûøàâ îò çíàêîìîãî àðòèñòà èç òåàòðà Ìîññîâåòà, ÷òî Çàâàäñêèé èùåò àêòðèñó íà ðîëü Äåçäåìîíû, ðåøèëà çàéòè, ïîïðîáîâàòüñÿ. Ìîëîäàÿ àêòðèñà ðåæèññåðó ïðèãëÿíóëàñü è âñêîðå ïîëó÷èëà îò íåãî âûçîâ, ïåðåáðàâøèñü â 1947-ì ãîäó â Ìîñêâó («Ñêîëüêî æèâó, áóäó âñïîìèíàòü äîáðûì ñëîâîì Þðèÿ Àëåêñàíäðîâè÷à – èìåííî áëàãîäàðÿ åãî ñîäåéñòâèþ ìàìå, íàêîíåö, ðàçðåøèëè ïîñåëèòüñÿ ó ìåíÿ â Ìîñêâå».)

Ñ ìàëü÷èêîì, â êîòîðîãî Èðèíà áûëà âëþáëåíà íà ïåðâîì êóðñå, îíà âñòðåòèëàñü ñëó÷àéíî â 1949-ì ãîäó è ñ òåõ ïîð óæå íå ðàññòàâàëàñü. Ìèõàèë Ïîãîðæåëüñêèé – âïîñëåäñòâèè âåäóùèé àêòåð òåàòðà Ìîññîâåòà – ïîëó÷èë íà ôðîíòå òÿæåëîå ðàíåíèå, ïîñëå êîòîðîãî åãî êîìèññîâàëè åùå â 1942-ì ãîäó, íàãðàäèâ îðäåíîì Ñëàâû.  òðóïïó Çàâàäñêîãî îí ïîïàë â 1950-ì ãîäó è íàõîäèëñÿ â íåé äî ñàìîé ñìåðòè. Ó Ìèõàèëà Ïîãîðæåëüñêîãî áûëè èíòåðåñíûå ðàáîòû è â êèíî: â ôèëüìå «Ùèò è ìå÷» îí ñûãðàë íåìåöêîãî ãåíåðàëà, â «Îïåðàöèè «Òðåñò» – Âðàíãåëÿ, êîòîðûé, áëàãîäàðÿ àêòåðó, âïåðâûå ïðåäñòàë íà ýêðàíå âìåíÿåìûì ÷åëîâåêîì, â îòëè÷èå îò ïðåäûäóùèõ êàðòèí, ãäå åãî èçîáðàæàëè ïîëíûì èäèîòîì. («Ìîé ìóæ áûë óäèâèòåëüíî ñïîêîéíûì, ñïðàâåäëèâûì è íåñóåòëèâûì ÷åëîâåê. Åãî â òåàòðå âñå ëþáèëè. Îí áûë î÷åíü êðàñèâûé ìóæ÷èíà, íî ÿ åãî íèêîãäà íå ðåâíîâàëà, çíàëà, ÷òî ìîé ìóæ îäíîëþá. Ðåâíîâàë ëè îí ìåíÿ, ãðåøíèöó, íå çíàþ. Íàâåðíîå, ðåâíîâàë, íî ïîíèìàë, ÷òî ìåíÿ íåëüçÿ äåðæàòü íà ïðèâÿçè»).

 1951-ì â ñåìüå Ïîãîðæåëüñêèõ-Êàðòàøîâûõ ðîäèëñÿ ñûí Äìèòðèé – íûíå ïðîäþññåð òåëåïðîãðàìì ÍÒ â Ãåðìàíèè. («Êàê òðóäíî áûëî òîãäà ðàñòèòü ðåáåíêà, áóêâàëüíî ëþáóþ ìåëî÷ü ïðèõîäèëîñü äîñòàâàòü. Ê òîìó æå ìû âñå, âêëþ÷àÿ ìîþ ìàìó, þòèëèñü â îäíîé êîìíàòå. Ñìîòðþ, êàê íàøè äåâ÷îíêè â òåàòðå ñåé÷àñ âîñïîëíÿþò äåìîãðàôè÷åñêèé ïðîáåë, ðîæàÿ ïî äâà-òðè ðåáåíêà, è ðàäóþñü çà íèõ. Ìû ñåáå òàêîãî ïîçâîëèòü íå ìîãëè.»)
õõõ

– Ìíå ïîâåçëî, ÿ ðàáîòàëà ñ òàêèìè òèòàíàìè ñöåíû! Íèêîëàé Ìîðäâèíîâ, Âåðà Ìàðåöêàÿ, Ëþáîâü Îðëîâà, Ôàèíà Ðàíåâñêàÿ. Ðîñòèñëàâ Ïëÿòò… Ìû ñìîòðåëè íà íèõ êàê íà àïîñòîëîâ. Êàê ïðèíèìàëè Ðàíåâñêóþ â ñïåêòàêëå «Äàëüøå – òèøèíà»! Ëþäè ïîäíèìàëèñü íà ñöåíó, öåëîâàëè åé ðóêè, ïèñàëè ïèñüìà, ãäå ðàññêàçûâàëè, ÷òî ïîñëå òîãî, êàê óâèäåâ åå â ýòîé ðîëè, ñòàëè áåðåæíåå îòíîñèòüñÿ ê ñâîèì ðîäèòåëÿì. Ñåé÷àñ, êîãäà ìíå ïîïàäàåòñÿ íà ãëàçà êíèãà ñ àíåêäîòàìè «îò Ðàíåâñêîé», ÿ ÷óòü íå ïëà÷ó, ïîòîìó ÷òî ýòî íå èìååò íè÷åãî îáùåãî ñ òîé Ôàèíîé Ãåîðãèåâíîé, êîòîðóþ ÿ õîðîøî çíàëà. Ñ íåé íå âñåãäà áûëî ëåãêî è ïðîñòî, íî îíà áûëà ÷åëîâåêîì î÷åíü ãðóñòíûì, îäèíîêèì, íåâåðîÿòíî óìíûì è îáðàçîâàííûì. Äà, Ôàèíà Ãåîðãèåâíà ìîãëà ïîøóòèòü è óïîòðåáèòü, êàê ñåé÷àñ ãîâîðÿò, «íåïàðëåìåíòñêîå âûðàæåíèå», íî íå ýòî â íåé áûëî ãëàâíîå! Óæå ñàì ôàêò, ÷òî Ðàíåâñêàÿ äðóæèëà ñ Àõìàòîâîé, Ðèõòåðîì, Øîñòàêîâè÷åì, ãîâîðèò î íåé î÷åíü ìíîãîå.

Íèêîëàé Äìèòðèåâè÷ Ìîðäâèíîâ, îáëàñêàííûé ïóáëèêîé è âîçíåñåííûé åþ íà ïúåäåñòàë, áûë î÷åíü òðåáîâàòåëåí ê ñåáå. Ïåðåä ñïåêòàêëåì «Ìàñêàðàä» îí õîäèë çà êóëèñàìè è ïîñòîÿííî ÷òî-òî äåëàë ñî ñâîèìè ðóêàìè. Îäíàæäû ÿ íå âûäåðæàëà, ñïðîñèëà. «ß – âîëæñêèé ìóæèê, à èãðàþ àðèñòîêðàòà, – îáúÿñíèë îí ìíå. – Ìíå âñå âðåìÿ êàæåòñÿ, ÷òî ÿ ðàáîòàþ âî âðåìÿ ñïåêòàêëÿ ðóêàìè êàê-òî íå òàê». Îí âîîáùå î÷åíü ÷àñòî ïîâòîðÿë î ñåáå: «ß – ìóæèê ñ Âîëãè», áûë î÷åíü êîìïàíåéñêèì, ëþáèë ãîñòåé, ïåòü ïåñíè â çàñòîëüå. À âîò â òåàòðå, íàïðîòèâ, áûë êî âñåì ÷ðåçâû÷àéíî ñòðîã.

Читайте также:  Витольд петровский биография личная жизнь национальность его инстаграм

Êîãäà ÿ ðåïåòèðîâàëà Äåçäåìîíó, òî óæîñíî áîÿëàñü âñòðå÷è ñ Ìîðäâèíîâûì: îí ïîñëå âûõîäà ôèëüìà «Ìàñêàðàä» íàõîäèëñÿ íà ïèêå ñâîåé ñëàâû, à ÿ áûëà åùå ñîâñåì äåâ÷îíêîé. Ïîìíþ, êàê íà ãàñòðîëÿõ â ßëòå ÿ áûëà â òàêîé ýéôîðèè îòòîãî, ÷òî âïåðâûå óâèäåëà ìîðå. Çàêðóòèëèñü ðîìàíû… ß âå÷íî ãäå-òî ïðîïàäàëà è ïðèáåãàëà â òåàòð íà ñïåêòàêëü òîëüêî âå÷åðîì. Ìîðäâèíîâ âûçâàë ìåíÿ íà ðàçãîâîð è ñêàçàë: «Òû íå çäåñü, òû â äðóãîì ìåñòå, à ñöåíà ýòîãî íå ïðîùàåò. Çàïîìíè íà âñþ æèçíü».

Íèêîëàé Äìèòðèåâè÷ îòíîñèëñÿ ê òåàòðó, êàê ê õðàìó, è â îòëè÷èå îò Ïëÿòòà, íå ëþáèë ðîçûãðûøåé íà ñöåíå. Íî îäíàæäû è åìó ïðèøëîñü «ðàñêîëîòüñÿ». Áûëî ýòî òàê: ÿ, óæå ìåðòâàÿ, ëåæó íà âîçâûøåíèè, âíèçó – óáèòûå ßãî è Ýìèëèÿ, è âäðóã ñëûøó øåïîò Ìîðäâèíîâà: «Ïîä òîáîé íåò êèíæàëà?» Îòåëëî â ôèíàëüíîé ñöåíå äîëæåí çàêîëîòü ñåáÿ, à êèíæàë èñ÷åç. È òóò äîíîñèòñÿ øåïîò Ýìèëèè: «Äóøèòåñü óæ êàê-íèáóäü ñàìè!» Ó ìåíÿ æèâîò íà÷èíàåò êîëûõàòüñÿ îò õîõîòà. È Ìîðäâèíîâ, ñëåäóÿ ìèçàíñöåíå, êîãäà îí ïðèæèìàåò ê ñåáå ìåðòâóþ Äåçäåìîíó ñî ñëîâàìè «Äåâî÷êà ìîÿ áëåäíà, áëåäíà…», îòâîðà÷èâàåò ìåíÿ îò ïóáëèêè è ñ óëûáêîé ãîâîðèò: «Äà áîã ñ òîáîé, óæ ñìåéñÿ, ñêîëüêî õî÷åøü!»

Ðîñòèñëàâ ßíîâè÷ Ïëÿòò – ÷åëîâåê óäèâèòåëüíîãî îáàÿíèÿ, äîáðîòû è áåçîòêàçíîñòè – âñþ æèçíü êîìó-òî ïîìîãàë. Áóäó÷è ïîòðÿñàþùèì àêòåðîì, îò áîãà, îí ñîâåðøåííî èñêðåííå ñ÷èòàë, ÷òî áåç ðåæèññåðà îí íè÷òî. Ïëÿòò íå òåðïåë ìîäó íà âîäîëàçêè è âîëüíûé ñòèëü, îäåâàëñÿ âñåãäà ýëåãàíòíî – â êîñòþìå, ñ ãàëñòóêîì. Îáîæàë ðîçûãðûøè è ÷àñòî «ðàñêàëûâàë» íà ñöåíå ìîåãî ìóæà, Ìèøó Ïîãîðæåëüñêîãî, êîòîðûé áûë î÷åíü ñìåøëèâ. Ïîìíþ, íà ãàñòðîëÿõ â Ñâåðäëîâñêå, êîãäà øåë ñïåêòàêëü «Öåçàðü è Êëåîïàòðà», ãäå Ïëÿòò èãðàë Öåçàðÿ, à ìîé ìóæ åãî âîåíà÷àëüíèêà Ðóôèÿ, ïðîèçîøëà òàêàÿ èñòîðèÿ. Ìèøå òîãäà êàê ðàç ïðèñâîèëè çâàíèå çàñëóæåííîãî àðòèñòà. Âå÷åðîì – ñïåêòàêëü, ìóæ ãîâîðèò ìíå: «×óâñòâóþ, ÷òî-òî çàòåâàåòñÿ…»  îæèäàíèè ïîäâîõà îí (â ðîëè Ðóôèÿ), ïîäíèìàÿñü ïî ñòóïåíÿì íàâåðõ, îò âîëíåíèÿ, íåîæèäàííî äëÿ ñåáÿ, ïðîèçíåñ âìåñòî ôðàçû «Ñëàâà Öåçàðþ!» – «Ñëàâà Ðóôèþ!», íà ÷òî Ïëÿòò (â ðîëè Öåçàðÿ), ñòîÿùèé íà áàëêîíå, òóò æå îòîçâàëñÿ: «È çàñëóæåííî!»

Ìû ñ Ðîñòèñëàâîì ßíîâè÷åì ÷àñòî ïåðåñåêàëèñü â äóáëÿæå.  1950-1960 ãîäû ìîèì ãîëîñîì ñ ýêðàíà ãîâîðèëè ìíîãèå çàïàäíûå çâåçäû òîãî âðåìåíè – Îäðè Õåïáåðí, Ýëèçàáåò Òåéëîð, Ìàðèíà Âëàäè… ß ñäóáëèðîâàëà áîëüøå 300 êàðòèí. Äóáëÿæ â òå ãîäû áûë èñêóññòâîì: ÷òîáû ãîëîñ èäåàëüíî ëåã íà èçîáðàæåíèå, àêòåðàì óñòðàèâàëè òàêèå ïðîáû, ñëîâíî èì ïðåäñòîèò íàõîäèòüñÿ â êàäðå. Ñåé÷àñ âñå èçìåíèëîñü. Íåäàâíî ìåíÿ ïðèãëàñèëè íà äóáëÿæ – äàþò îòäåëüíóþ ôðàçó. ß óäèâèëàñü, ãîâîðþ: «Äàéòå ìíå âñþ ñöåíó!» À ìíå îòâå÷àþò: «Íó ÷òî âû, Èðèíà Ïàâëîâíà. Ìû òàê äàâíî íå ðàáîòàåì. Ìû äåëàåì âñå ïî ôðàçàì». Ïî-ìîåìó, ýòî ïîëíûé áðåä!

Òàê âîò î Ïëÿòòå. Îäíàæäû ìû îçâó÷èâàëè ñ íèì ìåêñèêàíñêèé ôèëüì. Îí äóáëèðîâàë îòöà, à ÿ – åãî äî÷ü, êîòîðàÿ óáåãàåò ñî ñâîèì âîçëþáëåííûì. Ãåðîé Ïëÿòòà ñòðåëÿåò â ëîäêó, è îíà òîíåò. È âîò – ôèíàëüíàÿ êàðòèíà, à ó Ïëÿòòà âäðóã íà÷èíàåò óð÷àòü â æèâîòå. Ðåæèññåð êðè÷èò: «Ñòîï! Áðàê! Ñöåíó íóæíî ïåðåçàïèñàòü!» À Ïëÿòò åìó ãîâîðèò: «Ïîäîæäèòå! Äàéòå ïîñëóøàòü. ß ñåáÿ ñëóøàë âî âñåõ èïîñòàñÿõ – êàê ìàÿóêàë êîòîì, ðû÷àë êðîêîäèëîì, à âîò çâóêà ñîáñòâåííîãî óð÷àùåãî æèâîòà ìíå â çàïèñè ñëûøàòü åùå íå ïðèõîäèëîñü». Çâóêîîïåðàòîð çàïóñòèë «êîëüöî» ñ çàïèñüþ íà ýêðàí è âñå îöåïåíåëè: çâóê óð÷àùåãî æèâîòà èäåàëüíî ñîâïàë ñ áóëüêàþùèìè çâóêàìè ëîäêè, èäóùåé êî äíó. Ïëÿòò íàñòîÿë, ÷òîáû òàê è îñòàâèëè: êàðòèíà øëà øèðîêèì ýêðàíîì ïî âñåé ñòðàíå, è åãî ýòîò ôàêò î÷åíü çàáàâëÿë. Çíàÿ, ÷òî ìíå ÷àñòî ïðèõîäèòñÿ âûñòóïàòü íà ðàäèî è õîäèòü íà âñòðå÷è ñî çðèòåëÿìè, ãäå ÿ ðàññêàçûâàþ îá èñêóññòâå äóáëÿæà, îí âñÿêèé ðàç ìíå íàïîìèíàë: «Íå çàáóäü ðàññêàçàòü ïðî òîò ñëó÷àé ñ ëîäêîé!», à ïîòîì ñïðàøèâàë: «Ðàññêàçàëà?» – «Êîíå÷íî!» – «Íó è êàê îíè îòðåàãèðîâàëè?» È òàê ïðîäîëæàëîñü âñÿêèé ðàç, ïîêà â îäíîé ðàäèîïåðåäà÷å ýòîò ýïèçîä íå âûðåçàëè: ñî÷ëè, ÷òî íåóäîáíî ðàññêàçûâàòü ñëóøàòåëÿì ïðî óð÷àùèé æèâîò íàðîäíîãî àðòèñòà ÑÑÑÐ. Ïëÿò, óçíàâ îá ýòîì, ñêàçàë: «Âîò èäèîòû!»

Ëþáîâü Ïåòðîâíà Îðëîâà áûëà íàñòîÿùåé çâåçäîé. Ýòî ñåé÷àñ â òåàòðå «ìëå÷íûé ïóòü», à â íàøå âðåìÿ òàêèõ, êàê Îðëîâà, áîëüøå íå áûëî. Îíà, â îòëè÷èå îò äðóãèõ, óæå áûâàëà çà ãðàíèöåé, è ìû ñ îòêðûòûìè ðòàìè ñëóøàëè åå ðàññêàçû î âñòðå÷àõ ñ ×àïëèíûì, Ñàðòðîì… Ïîìíþ, îäíàæäû Ëþáîâü Ïåòðîâíà ñêàçàëà: «Çíàåòå, ÷òî îòëè÷àåò Ïàðèæ è ôðàíöóçîâ? Âîò ÿ ïåðåøëà óëèöó â íåïîëîæåííîì ìåñòå, ïîëèöåéñêèé ñäåëàë ìíå çàìå÷àíèå, íî êàê îí ýòî ïðåïîäíåñ! ß òóò æå ïîâåðèëà, ÷òî áîëåå î÷àðîâàòåëüíîé è êðàñèâîé æåíùèíû, ÷åì ÿ, â Ïàðèæå ïðîñòî íåò!».
Âàëåíòèíà Âàñèëüåâíà Ñåðîâà áûëà ìåíÿ ñòàðøå, íî ìû î÷åíü äðóæèëè è ÷àñòî áûâàëè ñ Ìèøåé ó íåå ñ Ñèìîíîâûì â ãîñòÿõ. Ìóæ÷èíû áûëè îò Ñåðîâîé áåç óìà: îíà áûëà íåâåðîÿòíî ïðèòÿãàòåëüíàÿ ñ åå ãîðÿùèìè ãëàçàìè, ïîðûâèñòûìè äâèæåíèÿìè, êðàñèâî ïåëà.  çàñòîëüå âñåãäà áðàëà â ðóêè ãèòàðó. Ê ñîæàëåíèþ, ïîçäíåå ó Âàëåíòèíû Ñåðîâîé ðàçâèëîñü ïàãóáíîå ïðèñòðàñòèå, âîçìîæíî, íå áåç ó÷àñòèÿ Ñèìîíîâà, êîòîðûé íà ñòàäèè óõàæèâàíèÿ ÿâëÿëñÿ ê íåé ñ ÿùèêàìè øàìïàíñêîãî è êîíúÿêà. Êîãäà Êîíñòàíòèí Ìèõàéëîâè÷ îò íåå óøåë, îíà íå ìîãëà â ýòî ïîâåðèòü è î÷åíü ïåðåæèâàëà…

Ñ Èåé Ñàâèíîé ìû áûëè î÷åíü äðóæíû: ïîñëå ðàçâîäà ñ ìóæåì îíà âîñåìü ìåñÿöåâ æèëà ó íàñ. Õàðàêòåð ó íåå âçðûâíîé, âñïûëü÷èâûé.  òåàòðå ãîâîðèëè, ÷òî Èéêà ñëóøàåòñÿ òîëüêî îäíîãî ÷åëîâåêà, ìîåãî ìóæà Ìèøó Ïîãîðæåëüñêîãî – ÷åëîâåêà ïîòðÿñàþùåé âûäåðæêè è ñïðàâåäëèâîãî. Èÿ íå òîëüêî òàëàíòëèâàÿ àêòðèñà, îíà åùå è ïîòðÿñàþùàÿ æóðíàëèñòêà. ×àñòî ÷èòàëà ìíå ñâîè ñòàòüè è ñïðàøèâàëà: «Íó êàê?»

Þðèé Àëåêñàíäðîâè÷ Çàâàäñêèé – óäèâèòåëüíî ñìåëûé ÷åëîâåê: â òå ñòðàøíûå ãîäû îí äîáèëñÿ äëÿ ìîåé ìàìû ðàçðåøåíèÿ æèòü â Ìîñêâå, âçÿë â òåàòð Ýòî÷êó Êîâåíñêóþ ïîñëå ðàçãðîìà åâðåéñêîãî òåàòðà è ãèáåëè Ìèõîýëñà (Çàâàäñêèé äðóæèë ñ Ìèõîýëñîì è ïðèãëàñèë îäíó èç âåäóùèõ àêòðèñ åãî òåàòðà ïîñëå åãî çàêðûòèÿ, íåâçèðàÿ íà åå «ñîìíèòåëüíîå ïðîèñõîæäåíèå» è ïðèíàäëåæíîñòü ðàçãðîìëåííîìó ÃÎÑÅÒó – Ø.Ø.). Ïîçæå åãî îáâèíÿëè â òîì, ÷òî ñòàâèë ïüåñû Ñàôðîíîâà. À êòî èõ òîãäà íå ñòàâèë?

Çàâàäñêèé ëþáèë æåíùèí, îí áûë íå îäèí ðàç æåíàò è ïîääåðæèâàë î÷åíü õîðîøèå îòíîøåíèÿ ñ áûâøèìè æåíàìè.

Åãî ðåæèññåðñêèå çàìå÷àíèÿ áûëè î÷åíü òî÷íû. Ïîìíþ, íà ðåïåòèöèè «Ïåòåðáóðãñêèõ ñíîâèäåíèé», ãäå ÿ â êîíöå ìèçàíñöåíû ïîñëå ðåïëèêè «Íó çàùèòèòå õîòü âû åå!» (Ëåáåçÿòíèêîâó – î Ñîíå – Ø.Ø.) ïàäàëà íà ñòîë, Çàâàäñêèé çàìåòèë: «×òî-òî òû î÷åíü êðàñèâî ïàäàåøü. Êàòåðèíà Èâàíîâíà íå ëåáåäü, îíà – ãàëêà ñî ñëîìàíûì êðûëîì».

Âîîáùå ýòî îäèí èç ëó÷øèõ ñïåêòàêëåé Ìîññîâåòà, æàëü, ÷òî îí îñòàëñÿ òîëüêî â íàøèõ âîñïîìèíàíèÿõ è íå áûë çàïèñàí íà ïëåíêó.  «Ïåòåðáóðãñêèõ ñíîâèäåíèÿõ» èãðàë ïðåêðàñíûé ñîñòàâ: Ãåðà Áîðòíèêîâ â ðîëè Ðàñêîëüíèêîâà, Ëåíÿ Ìàðêîâ â ðîëè ñëåäîâàòåëÿ, Ìèøà Ïîãîðæåëüñêèé â ðîëè Ñâèäðèãàéëîâà, Èÿ Ñàâèíà â ðîëè Ñîíè… Ìû, àêòåðû, ñàìè íàõîäèëèñü ïîä òàêèì ñèëüíûì âïå÷àòëåíèåì îò ïðîèñõîäÿùåãî íà ñöåíå, ÷òî è ïîñëå îêîí÷àíèÿ ñïåêòàêëÿ íå ìîãëè ðàññòàòüñÿ: ñîáèðàëèñü â ÷üåé-íèáóäü ãðèìåðíîé, èëè øëè ê òîìó, êòî æèë ðÿäîì ñ òåàòðîì. Óäèâèòåëüíî, êàê â òå ãîäû ÷èíîâíèêè ìèíèñòåðñòâà êóëüòóðû ñìîãëè ïðîïóñòèòü ñöåíó ñ ðàñïÿòèåì âî âñþ ñòåíó, âîçíèêàþùèì â ôèíàëå.

Читайте также:  Павел прилучный и агата муцениеце свадьба фото биография личная жизнь семья

Èç ñòàðîãî ïîêîëåíèÿ â òåàòðå Ìîññîâåòà îñòàëèñü òîëüêî òðîå – ÿ, Êîëÿ Ëåáåäåâ è Òîëÿ Àäîñêèí. ß âñåãäà ëåãêî óæèâàëàñü è ñî ñòàðîæèëàìè è ñî âñåìè, êòî ïðèõîäèë â òåàòð ïîçæå, íà ïðîòÿæåíèè øåñòèäåñÿòè ëåò. Ìîëîäûå àêòåðû ïîäøó÷èâàþò íàäî ìíîé, íî îòíîñÿòñÿ ñ áîëüøèì óâàæåíèåì. Ó íàñ íåò ðàçäåëåíèÿ íà «îòöîâ» è «äåòåé»… Êîãäà ÿ åùå òîëüêî íà÷èíàëà ðàáîòàòü â òåàòðå, ìîëîäûõ ãåðîèíü èãðàëè ñîâñåì íåìîëîäûå àêòðèñû, è ìû äîëæíû áûëè æäàòü ñâîåãî ÷àñà. Òåïåðü âñå íàîáîðîò: ìîëîäûå àêòðèñû íåðåäêî èãðàþò è âîçðàñòíûå ðîëè. ×òî æå êàñàåòñÿ ìåíÿ, òî ÿ ñåé÷àñ ìíîãî ñíèìàþñü â ñåðèàëàõ, ãðåøíèöà.  «Åôðîñèíüå», íàïðèìåð, èãðàþ æåíùèíó, êîòîðàÿ 60 ëåò æèâåò â òàéãå.

õõõ

– Ó âàñ äâîðÿíñêèå êîðíè, âû ÷òî-òî çíàåòå î ñâîèõ ïðåäêàõ?

– Ó íàñ äîìà îá ýòîì íèêîãäà íå ãîâîðèëè. È çíàþ ÿ, ê ñîæàëåíèþ, î÷åíü ìàëî. Äåä ñî ñòîðîíû îòöà áûë ïðåäâîäèòåëåì äâîðÿíñòâà â Âîðîíåæñêîé ãóáåðíèè. Ïðåäêè ïî ìàìèíîé ëèíèè – âûõîäöû èç Ïîëüøè è ×åõèè. Èç âñåõ ñåìåéíûõ ðåëèêâèé ó ìåíÿ ñîõðàíèëèñü òîëüêî äâà ïîðòðåòà ìîèõ ïðåäêîâ òîãî âðåìåíè.

Ìàìà äîæèëà äî 80-òè ëåò. Îíà áûëà óäèâèòåëüíîé æåíùèíîé. Åå ïðåäêè èìåëè âèëëó â Íèööå, à îíà ïîêîðíî ïàñëà ãóñåé â ññûëêå è íèêîãäà íè íà ÷òî íå æàëîâàëàñü. Ïîñëåäíèå òðè ãîäà ïåðåä ñìåðòüþ ìàìà âåðíóëàñü â äåòñòâî è æèëà â èëëþçîðíîì ìèðå, ÷òî ñïàñàëî åå îò òÿæåëûõ âîñïîìèíàíèé. Ðîäèòåëè íàãðàäèëè ìåíÿ ëåãêèì õàðàêòåðîì, ÿ ñïîñîáíà ðàäîâàòüñÿ êàæäîìó äíþ, êàêîâ áû îí íè áûë.  äåíü ñìåðòè ìóæà – Ìèøà ïåðåä ñìåðòüþ äîëãî áîëåë – ìíå ïðèøëîñü âûéòè íà ñöåíó è èãðàòü ñïåêòàêëü…

õõõ

…Ãîâîðÿò, àêòðèñû â òåàòðå íå ìîãóò äðóæèòü, îñîáåííî åñëè èì ïðèõîäèòñÿ èãðàòü â î÷åðåäü îäíè è òå æå ðîëè. Òóò è ðåâíîñòü, è çàâèñòü, è ñîïåðíè÷åñòâî. Âïðî÷åì, íå âñåãäà. Çàèâèñèò îò ëè÷íîñòè, îò îáñòîÿòåëüñòâ. Âîò ñåé÷àñ, íàïðèìåð, ÿ âåçó Èðèíó Ïàâëîâíó èç Íåòàíèè â ßôôî, ãäå åå îæèäàåò àêòðèñà Ýòåëü Êîâåíñêàÿ, êîòîðàÿ â ñâîå âðåìÿ èãðàëà ñ íåé â î÷åðåäü è Äæóëüåòòó, è Äåçäåìîíó, è Ðåãàíó. Âñå ýòè ðîëè – çâåçäíûå, î êîòîðûõ ìå÷òàåò ëþáàÿ àêòðèñà. Ðîëè, ñïîñîáíûå âîçíåñòè íà ïúåäåñòàë. Èðèíà èãðàëà Äåçäåìîíó â òåàòðå Ìîññîâåòà óæå íåñêîëüêî ëåò, êîãäà Çàâàäñêèé ââåë íà íåå åùå îäíó àêòðèñó – Ýòåëü, ÷òî íè÷óòü íå ïîìåøàëî æåíñêîé äðóæáå.

–  «Êîðîëå Ëèðå» ÿ ñàìà ââîäèëà Ýòî÷êó íà ðîëü Ðåãàíû, êîãäà ïîòåðÿëà ãîëîñ. À êîãäà åé íå äàëè çâàíèÿ, óæàñíî çà íåå ïåðåæèâàëà: ýòî áûëà òàêàÿ íåñïðàâåäëèâîñòü! – ðàññêàçûâàåò ìíå àêòðèñà ïî äîðîãå. – Ê ñ÷àñòüþ, ó Ýòî÷êè òîãäà óæå áûëà îòäóøèíà – ñâîè êîíöåðòû, îíà ÷óäåñíî ïåëà.

…Îíè íå âèäåëèñü ëåò äåñÿòü, è òåïåðü ìîë÷à ñòîÿò íà ïîðîãå êâàðòèðû îáíÿâøèñü è åäâà ñäåðæèâàÿ ñëåçû. Èðèíà ïðèâåçëà Ýòî÷êå â ïàìÿòü î èõ òðåòüåé ïîäðóãå, óìåðøåé íåñêîëüêî ëåò íàçàä, ìàëåíüêèå ôàðôîðîâûå òàðåëî÷êè èç åå äîìà.

 èõ ìàëåíüêîé êîìïàíèè áûëî äâå Èðèíû – Ñîêîëîâà è Êàðòàøîâà – è Ýòåëü. Àêòðèñû ïðèäóìàëè ñåáå ïðîçâèùà: Òðÿñîãóçêà, ×èæ è Ìîãèëà, è äîâåðÿëè òîëüêî äðóã äðóãó.

– ß áûëà îáèæåíà íà âëàñòü çà ñâîé íàðîä, çà ðàçãðîìëåííûé åâðåéñêèé òåàòð, óáèéñòâî Ìèõîýëñà, – ðàññêàçûâàåò Ýòåëü, ïðîäîëæàÿ ñæèìàòü ðóêó ñâîåé ïîäðóãè, ñèäÿùåé ðÿäîì. – Ó Èðèøè â 1937-ì ðàññòðåëÿëè îòöà, à åå ìàìà – ÷èñòîêðîâíàÿ àðèñòîêðàòêà, ïåðåæèâøàÿ ññûëêè, âåðíóëàñü â äåòñòâî, ÷òî ñïàñàëî åå îò ñòðàøíûõ âîñïîìèíàíèé. Îíà öåëûìè äíÿìè ñèäåëà â êðåñëå ñ êóêëîé â ðóêàõ, ïðåáûâàÿ â ñâîåì ðîçîâîì ìèðå. ß íàøëà ïîäðóã, êîòîðûì ìîãëà ðàññêàçàòü âñå, à îíè – ìíå. Ìû âòðîåì ÷èòàëè â ãðèìåðêå çàïðåùåííîãî Ñîëæåíèöûíà. Ó íàñ áûë óñëîâíûé ñèãíàë – «êîôå». Ýòî ñëîâî òóò æå íóæíî áûëî ïðîèçíåñòè â ëþáîì êîíòåêñòå, êîãäà â ãðèìåðíóþ âõîäèë ÷óæîé ÷åëîâåê è ñòàíîâèëîñü îïàñíî ïðîäîëæàòü êðàìîëüíûå ñ òî÷êè çðåíèÿ ñîâåòñêîé âëàñòè ðàçãîâîðû.

13 ÿíâàðÿ 1953 ãîäà ó íàñ áûëî îáùåå ñîáðàíèå â òåàòðå è ëåêöèÿ ïîëêîâíèêà, êîòîðûé ÷èòàë âîåííîå äåëî, – ïðîäîëæàåò âñïîìèíàòü Ýòåëü. – È âîò ÿ ïîäíèìàþñü ïî ëåñòíèöå, à íàâñòðå÷ó Òîëÿ Àäîñêèí: «Ýòêà, íå õîäè òóäà! Òû ñåãîäíÿ «Ïðàâäó» ÷èòàëà?» ß âçÿëà ãàçåòó è óâèäåëà ñïèñîê «âðà÷åé-óáèéö», åâðåéñêèå ôàìèëèè… Øëà äîìîé è äóìàëà òîëüêî îá îäíîì: «Êàê ïîêîí÷èòü æèçíü ñàìîóáèéñòâîì? Êàê ýòî äåëàåòñÿ?»  òåàòð â òîò äåíü ïðèøëè ÍÊÂÄ-øíèêè è ñêàçàëè Çàâàäñêîìó, ÷òî ìåíÿ ïðèäåòñÿ ñîêðàòèòü, íà ÷òî îí îòâåòèë: «Åñëè ñîêðàòèòå Êîâåíñêóþ, ñîêðàùàéòå è ìåíÿ». Íî ÿ óçíàëà îá ýòîì ïîçæå. Óòðîì Èðèøêà Ñîêîëîâà ìíå ñîîáùèëà: «Ýòêà, òåáÿ íå ñîêðàòèëè!» ß íèêîãäà ýòîãî íå çàáóäó. Êòî òàêàÿ ÿ – åâðåéêà èç ïðîêëÿòîãî, ðàññòðåëÿííîãî è ðàçãðîìëåííîãî «æèäîâñêîãî» òåàòðà è êòî òàêîé Çàâàäñêèé – ÷åëîâåê ðóññêîé êðîâè. È âñå æå îí ìåíÿ òîãäà îòñòîÿë, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî ñàì ìîã çà ýòî äîðîãî çàïëàòèòü.

Èðî÷êèí ìóæ, Ìèøà Ïîãîðæåëüñêèé áûë ìîèì ñàìûì äîðîãèì è ëþáèìûì àêòåðîì, êîòîðûé âñþ æèçíü íàäî ìíîé èçäåâàëñÿ.  ñïåêòàêëå «Õèòðîóìíûå âëþáëåííûå» ó íàñ áûëà íåìàÿ ñöåíà: ÿ ñòîÿëà íà áàëêîíå, à îí âíèçó. Âñÿêèé ðàç Ìèøà òèõî ãîâîðèë ìíå: «Ãäå êîíôåòà?», è ÿ åìó åå íåçàìåòíî áðîñàëà. Íî îí âñå ðàâíî ïðîäîëæàë íàäî ìíîé ïîñìåèâàòüñÿ. È ÿ ðåøèëà åãî ïðîó÷èòü: êèíóëà îäíàæäû âìåñòî êîíôåòû áîã çíàåò ÷òî. Îí âçÿë â ðîò, âûïëþíóë è ñêàçàë: «ß òåáå îòîìùó».
Ïîìíèøü, Èðî÷êà, êàê ìû åçäèëè â Ïàðèæ, è ÿ êóïèëà ñåáå òàì ÷óäíîå ïàëüòèøêî è êðàñíûå ñàïîæêè? – ñïðàøèâàåò Ýòåëü ó ïîäðóãè. Òà ñ óëûáêîé êèâàåò, îæèäàÿ ïðîäîëæåíèÿ ðàññêàçà. – È âîò ÿ ïðèõîæó â íèõ â òåàòð è âñòðå÷àþ Ìèøó. Îí ïîñìîòðåë íà ìîè íîãè è ãîâîðèò: «Êðàñèâûå ñàïîãè». – «È î÷åíü äîðîãèå», – îòâå÷àþ ÿ åìó. Ïîòîì ó íàñ áûëà îáùàÿ ðåïåòèöèÿ çà ñòîëîì â êàáèíåòå ó Çàâàäñêîãî, íà çàòÿíóëàñü, íîãè ó ìåíÿ óñòàëè, è ÿ íåçàìåòíî ñíÿëà ñàïîæêè, à êîãäà ðåïåòèöèÿ êîí÷èëàñü, èõ íà ìåñòå óæå íå áûëî. ß îáûñêàëà òîãäà âåñü òåàòð. Íåò ìîèõ ñàïîæåê! Ïîøëà ê îäåâàëüùèöå Àäî÷êå, îíà äàëà ìíå êàêèå-òî øëåïàíöû èç áóòàôîðñêèõ, è ÿ ïîáðåëà â íèõ äîìîé. Ìàìà ñïðàøèâàåò: «×òî òàêîå? Ãäå òâîè ñàïîæêè?», à ÿ ÷óòü íå ïëà÷ó. Íà ñëåäóþùèé äåíü ìû èãðàëè ñïåêòàêëü «Õèòðîóìíûå âëþáëåííûå». Çàõîæó â ãðèìåðêó â ñòàðûõ áîòèíêàõ è âèæó – ñòîÿò ñâîè ñàïîæêè. À Ìèøà ãîâîðèò: «Ïîìíèøü, ÿ ñêàçàë òåáå, ÷òî îòîìùó?» Ýòî îí èõ ñïðÿòàë. – «À ÿ îá ýòîì äàæå íå çíàëà!» – ñìåÿñü, âîñêëèöàåò Èðèíà. – À ÿ òâîåãî ìóæà òîãäà ÷óòü íå óáèëà! Ãîâîðþ: «Êàêàÿ æå òû ñâîëî÷ü! Íó êàê, êàê ÿ òåïåðü ñìîãó ëþáèòü òåáÿ íà ñöåíå, êîãäà ÿ òåáÿ òàê íåíàâèæó!», – Ýòåëü äåëàåò ïàóçó è çàâåðøàåò ñâîé ðàññêàç. – Âîò òàê ïðåêðàñíî è âåñåëî ìû æèëè è áûëè î÷åíü ïðåäàíû äðóã äðóãó.

…Î ñâîåé òðåòüåé ïîäðóãå – Èðèíå Ñîêîëîâîé, àêòðèñå, ó êîòîðîé íèêîãäà íå áûëî ñåìüè è áëèçêèõ, Ýòåëü è Èðèíà çàáîòèëèñü äî ñàìîé åå ñìåðòè. Ýòåëü ïîñûëàëà åé èç Èçðàèëÿ äåíüãè, à Èðèíà ïîñòîÿííî íàâåùàëà è íàøëà ñèäåëêó, êîãäà òà ñòàëà ñîâñåì áåñïîìîùíàÿ. Åé æå ïðèøëîñü åå è õîðîíèòü…

Источник