Ирина антонова биография личная жизнь

Ирина антонова биография личная жизнь thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2020;
проверки требуют 4 правки.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антонова.

Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013)[2] и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения[3][уточнить].

Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Участник Великой Отечественной войны.

Биография[править | править код]

Ирина Антонова родилась в Москве в семье участника Октябрьской революции, судового электрика, затем директора Института экспериментального стекла Александра Александровича Антонова и Иды Михайловны Хейфиц (умерла, когда ей было 100 лет и 5 месяцев).

С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре[4].

С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне[4]. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.

В 1945 году окончила МГУ, 10 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других[5].

В 1981 году вместе с пианистом Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.

Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже.

Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).

В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина[6].

11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России[7]. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ[2].

В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году[8], о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой[2][9].

В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея[2].

10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак[10]. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак[2].

Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.

После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина[11].

Семья[править | править код]

  • Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (1920—2011) , доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, заведующий сектором классического искусства Государственного института искусствознания[12].
    • Сын — Борис Ротенберг (1954). Инвалид с детства.

Взгляды и увлечения[править | править код]

Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане»[2].

Читайте также:  Биография василия щербакова личная жизнь

В апреле 2000 года подписала письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне[13][14].

В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[15].

Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.

Академические звания и степени[править | править код]

  • Действительный член АПН СССР (1989),
  • Действительный член Российской академии художеств (2001, член-корреспондент 1997),
  • Член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде (Испания),
  • Почётный доктор РГГУ,
  • Доктор искусствоведения

Награды[править | править код]

Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 года

Вручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 года

На церемонии вручения Государственной премии РФ. Кремль, 12 июня 2018 года

Ирина Александровна Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из восьми женщин, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек, Галиной Вишневской, Валентиной Матвиенко, Людмилой Вербицкой, Инной Чуриковой и Татьяной Дорониной):

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейного дела, сохранение и популяризацию отечественного и мирового культурного наследия[16]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры[17]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 марта 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного достояния России[18]
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю общественную деятельность[19]
  • Знак отличия «За благодеяние» (20 марта 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры, активную общественную деятельность, направленную на повышение уровня нравственности и толерантности в обществе, многолетнюю плодотворную деятельность[20].
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады[21]
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (21 июня 1979 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства[22]
  • Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года (8 июня 2018 года)[23]
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области просветительской деятельности) (27 мая 1996 года) — за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1981—1995 годы)[24]
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция),
  • Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года)[25].
  • Почётная грамота Правительства Москвы (19 марта 2002 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и в связи с юбилеем[26].
  • Общественная премия «Сокровищница Родины»[27].
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства[28] в 2001 году.
  • Золотая медаль имени Льва Николаева (2011) — за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры[источник не указан 564 дня].
  • Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея» за 2013 год.
  • Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии (12 июля 2013 года, Российский Императорский Дом) — в воздаяние заслуг перед Отечеством и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения[29].
  • Лауреат специальной номинации «За выдающийся вклад в сохранение и развитие российской культуры» в рамках Всероссийской премии финансистов «Репутация» (2012 год)[30].
  • Медали СССР.
  • Медали Российской Федерации.

Участие в телепроектах[править | править код]

  • Телеканал «Культура». «Пятое измерение»[31] (автор и ведущая).
  • К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в фильме Леонида Парфёнова «Глаз Божий» выступила рассказчиком о событиях, участником которых была сама. В игровых эпизодах Антонову в молодости сыграла Марина Зудина.
  • К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне в проекте «Дорога памяти»[32].

Публикации[править | править код]

  • Выставка картин Дрезденской галереи: Каталог / Составители: И. Антонова, А. Замятина. — М.: ГМИИ, 1955. — 128 с. — 125 000 экз. (обл.)
  • Антонова И. А. Веронезе: (Паоло Веронезе). — М.: Искусство, 1957. — 60, [30] с. — 20 000 экз. (обл.)

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Антонова, Ирина — статья в Лентапедии. 2012 год.
  • Интервью Ирины Антоновой телеканалу «Искусство ТВ», 2011
  • Пушкинский музей привезет в столицу картины Тициана и откроет новую выставочную площадку — Ирина Антонова
  • Мир не спасет, но жизнь обогатит: президент Пушкинского музея о красоте, искусстве и своей работе

Источник

Ирина Антонова — биография

Ирина Антонова — известный искусствовед, специализируется на итальянской живописи эпохи Возрождения. Доктор искусствоведения, награждена двумя Государственными премиями РФ. Ветеран ВОВ.

Читайте также:  Слава певица биография личная жизнь семья фото

Ее называли «Железной леди» Пушкинского музея, ведь Ирина Антонова 52 года занимала кресло директора этого культурного центра, и очень много сделала для его развития и процветания. Она довольна своей жизнью, так как считает, что прожила ее не зря, что все свои силы отдала любимому делу. Ведь для человека очень важно не просто приносить пользу людям, но и при этом испытывать удовольствие от того, что делаешь.

Детство

Родилась Ирина Антонова в Москве 20 марта 1922 года. Ее родители были страстными любителями искусства. Отца звали Александр Антонов, в прошлом революционер, работал в качестве простого электрика на корабле, но всеми силами души стремился к миру искусства, в частности, к театру. Мама — Ида Антонова (в девичестве Хейфиц), играла на фортепиано, и именно она передала дочери любовь к музыке. Отец не просто любил театр, его приглашали в любительские постановки. Кроме этого ему нравилось стеклопроизводство, и в последующем это хобби стало делом всей его жизни — Александр дослужился до должности директора Института экспериментального стекла.

Ирина Антонова

Благодаря новой работе отца семейство перебралось в Германию в 1929 году, где они прожили до 1933 года. Ирина овладела немецким языком настолько, что свободно читала произведения классиков немецкой литературы в оригинале. После того, как власть в Германии перешла в руки нацистов, Антоновы вернулись в СССР.

Училась Ирина хорошо, с легкостью постигая все предметы. Она мечтала стать студенткой мехмата МГУ, но любовь к миру искусства пересилила, и девушка поступила в ИФЛИ (Институт истории, философии и литературы). Это учебное заведение работало семь лет,  в самом начале войны его закрыли, а студентов присоединили к МГУ. Антонова успела окончить только первый курс, потом поступила на медицинские курсы и до самой победы трудилась в госпитале.

После окончания войны Ирина восстановилась в вузе, окончила его, теперь уже в качестве студентки МГУ. После получения начала свою трудовую биографию в Пушкинском музее, поступила в аспирантуру, находившуюся при нем.  Антонова стала специалистом по итальянскому искусству эпохи Возрождения.

В 1961-м старший научный сотрудник музея им.Пушкина Ирина Антонова была назначена на должность директора этого музея, и проработала в этом качестве 52 года. 10 июля 2013 года она уволилась, и ее кресло заняла искусствовед Марина Лошак.

Карьера

Практически все время директора музея было посвящено работе, хотя в годы застоя она сталкивалась с массой трудностей. В те годы от искусства требовалось одно — прославлять идеи КПСС. Поэтому ей приходилось прикладывать много усилий не только при управлении музеем, но и в организации выставок. Цензуру, к сожалению, никто не отменял.

Ирина Антонова с Брежневым в 1981 году

В 60-е годы прошлого века нужна была определенная смелость и новаторские качества, чтобы продвигать современное западное искусство, которое власти страны Советов не только не приветствовали, а откровенно отвергали. Антонова осмелилась ослушаться саму Екатерину Фурцеву, Министра культуры СССР, пошла в разрез с политикой КПСС и сумела организовать выставки искусств современных художников — Матисса, Тышлера. Именно она содействовала проведению музыкальных вечеров в музее, на которых звучали произведения композиторов Шнитке, Стравинского, Рахманинова, творчество которых отвергало руководство Советского Союза.

В 60-е годы Ирина придумала такое культурное мероприятие, как Випперовские чтения, таким образом она почтила память своего учителя и по совместительству бывшего директора Пушкинского музея Виппера Б.Р.

В 70-е годы Антонова принялась полностью реорганизовывать  залы и экспозиции своего детища.

Ирина Антонова в музее

Ее старания закончились тем, что в одном зале музея расположились картины и советских художников и их зарубежных коллег. Посетителям музея выпала уникальная возможность сравнить творчество разных художественных школ и сделать свои выводы.

В 1974-м по настоянию директора музея проинспектировали все запасники музея, достали оттуда все полотна зарубежных художников, которые раньше находились в частных коллекциях Ивана Морозова и Щукина. На протяжении десятков лет они находились в запасниках, и только благодаря Антоновой переместились в отреставрированные помещения второго этажа музея.

К концу 70-х годов музей им.Пушкина начал достаточно плотно сотрудничать с западными выставками и музеями. Антонова провела колоссальную работу для того, чтобы самые большие музеи мира, такие, как нью-йоркский «Метрополитен», смогли продемонстрировать полотна выдающихся художников советским посетителям.

В 80-90-х годах прошлого века музей им.Пушкина вышел на совершенно новый уровень. Теперь в нем проводились выставки, по масштабу приравненные к мировым. Выставка под названием «Москва-Париж» получила статус события 20-го века, потому что впервые в ней участвовали картины художников Кандинского и Малевича, уже давно запрещенных в Союзе.

Ирина Антонова часто сопровождала экспонаты своего музея, которые отправлялись в разные страны. Эти поездки расширяли ее кругозор, сопутствовали знакомствам с известными людьми. Много выдающихся людей приезжало и к ней в музей, Антонова организовывала экскурсии по Пушкинскому музею для Рокфеллера, Миттерана, Хуана Карлоса, Ширака, Оппенгеймера, короля и королевы Нидерландов.

Читайте также:  Телеведущая муромцева биография личная жизнь

Антонова старалась привлечь в музей как можно больше посетителей, поэтому постоянно придумывала новые мероприятия, способные заинтересовать публику. Именно она придумала сочетание музыки и изобразительного искусства, которое впоследствии вылилось в проведение «Декабрьских вечеров» на пару с пианистом Рихтером.

Антонова и Рихтер играли в Пушкинском музее, и вскоре его уже воспринимали не только как музей, а настоящий островок музыки и искусства. Мировая общественность высоко оценила этот прогресс, понравилась новинка и жителям СССР.

Пушкинский музей

Самой скандальной выставкой за всю историю Пушкинского музея стала экспозиция, получившая название «Золото Трои». По мнению многих западных и российских искусствоведов, Антонова этой выставкой запятнала свою биографию. Ее обвиняли в том, что она замалчивала правду о золоте Трои, которое в 1945 году вывезли из побежденной Германии. До этого СССР уверял все мировое сообщество, что не имеет к этим событиям вообще никакого отношения.

В Советском Союзе и так много о чем умалчивалось, но до этого все, что имело историческую ценность, возвращалось туда, откуда его привезли. Яркий пример этого — Дрезденская галерея.

Тот факт, что золото достали из запасного фонда и представили публике, лишний раз подтверждал, что новое правительство России более открыто, чем руководство СССР.

В 1998-м отпраздновали столетний юбилей закладки первого камня при строительстве музея им.Пушкина. Тогда, в 1898 году, эту церемонию посетил император Николай II. По случаю празднования юбилея Большой театр дал грандиозный концерт, на котором присутствовали лучшие исполнители страны.

Исключительно стараниями Антоновой музей им.Пушкина вскоре занял свое достойное место в ряду с Эрмитажем, Лувром, Прадо, Метрополитен, Британским музеем.

Новый век принес и значительные перемены в жизни театра. Он стал заметно больше, теперь на его территории открылись музеи частных коллекций, импрессионистов, Детского центра. Однако Антонова считает, что этого ничтожно мало. Особенно, если учесть тот факт, что коллекция музея состоит из свыше 600 тысяч самых различных произведений, при этом в залах есть возможность разместить только 1,5 % от общего количества экспонатов. Директор музея считает, чтобы обеспечить ему полноценную работу, нужно отстроить настоящий музейный городок.

Правительство выделило средства на расширение музея, поэтому стоит надеяться на то, что в ближайшем будущем он превратится в настоящий городок культуры и искусства.

Личная жизнь

Ирина вышла замуж за искусствоведа Евсея Ротенберга, доктора наук, сотрудника Института истории искусствоведения. В 1954 году у них родился сын Борис, который стал одновременно гордостью и самой большой печалью супругов. Он рос очень талантливым мальчуганом, радовал родных своими успехами, развивался гармоничной личностью. Его все считали поздним, так как Ирина родила его в 32 года.

Ирина Антонова с Евсеем Ротенберг

Борис заболел, когда ему исполнилось семь лет. Это омрачило личную жизнь Ирины и ее мужа, с тех самых пор женщина поняла, что нет ничего более важного, чем здоровый ребенок, а все остальное не идет ни в какое сравнение с этим несчастьем. Антонова находила для сына самых лучших специалистов, но это не помогало, Борис навсегда остался в инвалидном кресле. Ирина волнуется только об одном — кто возьмет на себя заботы о сыне после ее смерти. В этом году ей исполнилось 98 лет, но она по-прежнему остается такой же активной и целеустремленной. К слову сказать, ее мама прожила 100 лет и 5 месяцев.

Ирина Антонова с мужем и сыном

В июле 2013 года она уволилась из музея по собственному желанию. Теперь она занимает должность президента этого музея, и также активно, как и раньше, участвует в его жизни. Ирина Антонова одна из советников президента РФ.

Заслуги

Ирина Антонова стала автором свыше сотни публикаций, внесла огромный вклад в развитие культурного наследия России. Эти заслуги не остались незамеченными. Антонова награждена орденами Октябрьской революции, «За заслуги перед Отечеством» всей степеней, Трудового Красного Знамени. Помимо этого кавалер итальянского ордена «За заслуги» и французского ордена Командора искусства и литературы. Является действительным членом Мадридской и Российской академий.

Параллельно с работой в музее, Антонова преподавала в Париже, в институте восточных языков, читала лекции по искусствоведению в МГУ и Институте кинематографии.

На протяжении двенадцати лет занимала должность вице-премьера совета музеев при ЮНЕСКО, теперь ей присвоено звание почетного члена.

Несмотря на достаточно преклонный возраст, Антонова часто посещает концерты, спектакли и цирковые представления. Два раза в неделю бывать на культурных мероприятиях  — именно такую привычку привили ей родители с раннего детства. А еще она с удовольствием водит машину, которую называет не иначе, как крепость.

Ссылки

  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Источник