Игорь золотусский биография личная жизнь

Игорь золотусский биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Золотусский.

И́горь Петро́вич Золоту́сский (род. 28 ноября 1930, Москва) — российский историк литературы, писатель, литературный критик, журналист.

Исследователь жизни и творчества Николая Гоголя.

Член Союза писателей СССР (1963), Русского ПЕН-центра. Был сопредседателем (с октября 1991 по 1996) и первым секретарем (с февраля по апрель 1992) Союза российских писателей (членство в СРП приостановлено на неопределенный срок), членом редколлегии, затем (с 1993) общественного совета «Литературное обозрение», альманаха «Круг чтения». Президент Международной ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры»[1], председатель гоголевского Фонда в Москве, почетный председатель Общества любителей российской словесности. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна».

Сын разведчика П. А. Золотусского.

Биография[править | править код]

Родился в 1930 году в Москве в семье военнослужащего. Отец был репрессирован в 1937 году, мать в 1941. Воспитывался в детдоме, который, по воспоминаниям Золотусского, представлял собой лагерь без колючей проволоки, где единственным методом воспитания было насилие, а несогласие подавлялось[2]. В 1949 году с серебряной медалью окончил «Первую мужскую школу имени В. И. Ленина» (в прошлом — Симбирская классическая гимназия; ныне — Гимназия № 1 имени В. И. Ленина) в Ульяновске.

Окончил филологический факультет Казанского университета (1954). Работал учителем в школе (1954—1956), корреспондентом газеты «Молодой дальневосточник» (Хабаровск, 1956—1958). корреспондентом Хабаровского радио (1958—63).

В 1961 году на Всероссийском семинаре молодых критиков Корней Чуковский высоко оценил его способности литературного критика. Переехав сначала во Владимир, а потом в Москву, Золотусский начал работать в «Литературной газете»[3], в 60-е годы часто печатался в журнале «Урал».

Корреспондент «Литературной газеты» (1967—1971), обозреватель журнала «Литературное обозрение» (1978—1990), редактор «ЛГ» по разделу русской литературы (1990—1994). В октябре 1990 года подписал «Римское обращение».

Награды и премии[править | править код]

  • Орден Дружбы (24 ноября 2010 года) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[4]
  • Орден «Знак Почёта» (1984)
  • Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР (27 ноября 1980 года) — за активную литературную и общественную деятельность[5]
  • Премии журнала «Огонёк» (1979, 1983), «ЛГ» (1988)
  • Премия Александра Солженицына (2005) — за масштабность художественно-критических исследований современной словесности и глубинное постижение гения и судьбы Гоголя; за верность, в независимом поиске, традициям и нравственному достоинству русской литературы[6]
  • Литературная премия им. Н. В. Гоголя

Публикации[править | править код]

Книги о русской литературе

  • Фауст и физики. — М.: Искусство, 1968.
  • Тепло добра. — М.: Советская Россия, 1970.
  • Час выбора. — М.: Современник, 1976. — 320 с., 25 000 экз.
  • Гоголь. (ЖЗЛ). — М.: Молодая гвардия, 1979, 1984, 1998, 2005 (выходила в Вильнюсе на литовском — 1982; в Софии на болгарском — 1982; в Братиславе на словацком — 1989).
  • Монолог с вариациями. — М.: Советская Россия, 1980.
  • Душа и дело жизни. Очерки о Гоголе. — М.: Правда, 1981.
  • Очная ставка с памятью. — М.: Современник, 1983.
  • По следам Гоголя. — М.: Детская литература, 1984, 1988. — ISBN 5-08-001129-7
  • Трепет сердца. — М.: Современник, 1986. — 540 с., 25 000 экз.
  • Фёдор Абрамов: личность, книги, судьба. — М.: Советская Россия, 1986.
  • Гоголь. Лермонтов. Жуковский. — М.: Правда, 1986.
  • Поэзия прозы. — М.: Советский писатель, 1987.
  • В свете пожара. — М.: Современник, 1989. — ISBN 5-270-00347-3.
  • Исповедь Зоила. Статьи, исследования, памфлеты. — М.: Советская Россия, 1989. — ISBN 5-268-00324-0.
  • Крушение абстракций. — М.: Современник, 1989. — ISBN 5-270-01067-4
  • На лестнице у Раскольникова. Эссе последних лет. — М.: Фортуна Лимитед, 2000. — ISBN 5-85695-021-6.
  • От Грибоедова до Солженицына. — М.: Молодая гвардия, 2006. — ISBN 5-235-02937-2.
  • Гоголь в Диканьке. — М.: Алгоритм, 2007. — ISBN 978-5-9265-0398-9.
  • Прощай, XX век. — М.: Алгоритм, 2008. — ISBN 978-5-9265-0341-5.
  • Нигилисты второй свежести. Раздумья на исходе эпохи. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. — ISBN 978-5-94535-106-6.
  • Интеллигенция. Смена вех. — Русский мир, 2008. — ISBN 978-5-89577-105-1.
  • Смех Гоголя. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. — ISBN 978-5-94535-092-2.

Проза

  • Обитаемый остров. Очерки. — Ярославль, 1965.
  • Пока мы вместе. Повести. — М.: Детская литература, 1971.

Работы на телевидении[править | править код]

  • Вечера в доме Гоголя (1992—1996)
  • Нравственные проповеди (1996)
  • Петербургские сюжеты (1998)
  • Двух гениев полёт (2001)
  • Оправдание Гоголя (2009)
  • Николай Карамзин. Несть лести в языце моем (2011)

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Подольская И. И. Золотусский, Игорь Петрович // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. — М. : Советская энциклопедия, 1962—1978. Т. 9: Аббасзадэ — Яхутль. — 1978. — Стб. 317.

Ссылки[править | править код]

  • Страница И. П. Золотусского на сайте ИМЛИ РАН
  • Басинский П. В. Гоголь в десяти сериях // Российская газета — Федеральный выпуск. — 23.08.2006. — № 4151 (0).
  • Павлов Ю. М. Игорь Золотусский: путь критика // «Литературная Россия», 2006, № 39
  • Игорь Золотусский: никакой душевной болезни у Гоголя не было // РИА Новости, 10.03.2009.

Источник

Фото: Юлия Майорова.Российская газета: Как вы пришли к Гоголю?

Игорь Золотусский: Однажды я устал от каждодневной критической жизни. В какой-то момент мне стало не хватать воздуха. Меня потянуло к капитальной работе. Я вдруг понял, что я просто неуч. Да, я окончил Казанский университет. Ну и что? Нас пичкали Лениным, Сталиным, диаматом, истматом. Мне, наконец, захотелось вкусить настоящей культуры. Почему я взял Гоголя? Мне показалось, что я смогу подойти к нему с литературной точки зрения, с точки зрения стиля, присутствия Гофмана, какой-то иной реальности. Но когда я ближе подошел к нему, меня захватила история его души.

Читайте также:  Наталья козелкова биография личная жизнь

Меня захватила эпоха, которой я не знал. Я стал читать журналы, газеты тех лет. Я стал по-настоящему образовываться. Передо мной раскинулось безбрежное поле русской литературы. Это было счастливейшее время моей жизни. Но главное, я полюбил Гоголя как человека. Это чувство может казаться непрофессиональным, но я убежден: когда пишешь биографическую вещь, героя надо просто любить, иначе ничего не получится.

Мне захотелось Гоголя защитить. Ведь Гоголя раннего отделяли от Гоголя позднего, говорили, что он заблудился, чуть ли не с ума сошел.

РГ: Так считали не только коммунисты, но и Набоков.

Золотусский: Гоголь притягивал меня неодолимо, как черная звезда летчиков в одном американском фильме. Его портреты висели в моей комнате. Меня ревновали к нему мама и жена. В конце концов я на этом надорвался. У меня пошла кровь из желудка. Потом все, что я написал, я выбросил. Я потонул в этом океане фактов, о которых раньше не знал. Я написал пятнадцать листов, и все это оказалось детским лепетом, самой настоящей графоманией. Это была болезнь, но счастливая болезнь. Настоящий роман с Гоголем. Гоголь подвел меня к тому взгляду на жизнь, которого я и сейчас придерживаюсь.

В конце концов я все-таки написал огромную книгу, которую моя жена нещадно сократила.

РГ: Сейчас вышло уже пятое ее издание.

Золотусский: Это главное дело моей жизни, и я счастлив, что его завершил.

РГ: Вам никогда не хотелось написать о ком-то еще?

Золотусский: Есть два героя. Это Лермонтов и Лесков. Но хватит ли меня на это?

РГ: Недавно вы стали председателем новорожденного Гоголевского фонда. Каковы его задачи?

Золотусский: Прежде всего создание музея Гоголя в Москве. Ведь музея фактически не существует. Победили амбиции директора библиотеки имени Гоголя на Никитском бульваре и коммерческих структур, которые занимают соседнее здание. Вторая задача – это воссоздание первоначального облика могилы Гоголя. Гоголь сначала был похоронен в Свято-Даниловом монастыре, на его могиле стояли Голгофа и Крест. Надо выполнить волю Гоголя, которая записана в “Выбранных местах из переписки с друзьями”: “Не ставьте надо мной никакого памятника, христианина недостойного”.

РГ: Зачем его прах перенесли на Новодевичье?

Золотусский: В 1931 году Даниловский монастырь был превращен в тот самый детский приют, о котором я рассказал. Детский приемник-распределитель ГУЛАГа НКВД. Монахов выгнали, кельи уничтожили, на окнах появились решетки, у ворот охрана, поверх стен колючая проволока. Фактически это была детская тюрьма, куда собирали беспризорников, детей войны или детей “врагов народа”. Оттуда их распределяли: кого в колонию, кого в детский дом. Просуществовал этот приемник до середины 80-х годов. Кладбище было уничтожено, и надо было известные могилы перенести на Новодевичье. Тогда же из Симонова монастыря перенесли могилу Дмитрия Веневитинова. Но у меня есть документ, где сказано, что все кости положили в один гроб, а потом уже расставили памятники. Я об этом говорил публично по телевидению, когда мы встречались с Зиновием Гердтом.

Сохранились записки советского писателя Владимира Лидина, которые опубликовал Никита Михалков в “Российском архиве”. Но я и до этого знал, что Лидин отрезал кусок сюртука Гоголя и переплел в него “Мертвые души”.

РГ: Что вы думаете о легенде, будто Гоголь перевернулся в гробу?

Золотусский: Гроб поднимали с большой глубины. Он находился не просто в земле, а в гроте, который уходил вбок. Пока они его нашли, пока подняли, естественно, там все перевернулось. Лидин держал наготове “Лейку” и хотел сфотографировать прах, но уже наступили сумерки, и он не сумел.

РГ: Раз мы коснулись мистики… Когда-то вы достаточно нетрадиционно писали о “Мастере и Маргарите” Булгакова. Скоро будет показан сериал по роману режиссера Владимира Бортко. Вы верите, что эта экранизация, кажется, пятая по счету, будет наконец удачной?

Золотусский: Я не разделяю восторга нашей интеллигенции по поводу этого романа. Главной книгой Булгакова я считаю “Белую гвардию”. А “Мастер и Маргарита” – это большой советский фельетон. И потом идея, что зло можно победить только с помощью зла, меня совсем не устраивает. Что остается в романе? Только любовь. Но Маргарита – ведьма. На этом романе лежит густой слой того, что о нем написано и придумано. Я не уверен, что Владимир Бортко, хотя это прекрасный режиссер, сможет свободно подойти к роману. Он вынужден будет удовлетворить интеллигентские стремления видеть в Булгакове то, что не является в нем самым сильным. Булгаков сам это чувствовал. Он говорил: “Я буду наказан за этот роман”.

Читайте также:  Елена борщева из камеди вумен биография личная жизнь

РГ: Когда весной вам вручали премию Александра Солженицына, вы произнесли речь, в которой сказали, что ваш приход в критику связан с трагической судьбой вашего отца и местью за него. Поэтому одна из ваших ранних статей называлась “Рапира Гамлета”?

Золотусский: Это связано не только с отцом, но и с матерью. Четыре месяца спустя после ареста отца арестовали и мою маму. Поэтому чувство обиды, перерастающее в чувство мести, стояло за обеими фигурами.

РГ: Кем был ваш отец?

Золотусский: Крупным разведчиком. Еще ребенком я дважды пересек Атлантический океан.

РГ: В каком году это было?

Золотусский: 1933-1934 годы. В 33-м году отец был в Германии. Как-то в отделе прессы внешней разведки мне показали тогдашние паспорта отца – огромное количество паспортов! В частности, у него была фамилия Буковский. Другой раз он взял фамилию своего старого друга большевика Сойфера. И так далее. Когда горел Рейхстаг, я с отцом ехал в машине с Восточного вокзала Берлина в гостиницу. Мы оказались возле пожара, и штурмовики нас остановили. У отца был фальшивый американский паспорт. В машине сидел ребенок (я), и было много коробок с американскими наклейками. Согласно легенде, отец был американским коммерсантом. Нас отпустили. Они не хотели связываться с американцами. Но представьте себе, если бы отца разоблачили. Не нужен был бы Димитров.

После этого мы оказались в Париже, оттуда через Марсель отец отправился в Америку и взял нас матерью с собой. В Америке мы узнали про убийство Кирова. В Америке жили два моих дяди и моя тетя. Они были евреи и эмигрировали из России еще до революции. Тогда отец тоже уехал с ними, некоторое время жил в Америке, работал на заводе Форда. Но когда случилась революция, он вернулся в Россию.

РГ: Что было дальше?

Золотусский: В 1936 мы вернулись через Финляндию в СССР. Отца исключили из партии и в 1937 году арестовали. Это происходило при мне на 2-й Мещанской улице, сейчас улица Щепкина. Нас с матерью выбросили из квартиры, поселили в какой-то угол. В начале войны арестовали мать, меня отвезли в Даниловский монастырь, где тогда был детский приемник ГУЛАГа НКВД.

С этого момента во мне начинает нарастать чувство обиды и, не скрою, мести. Когда кастелянша походя кинула мне, что мои родители “враги народа”, я схватил со стола чернильницу и бросил ей в голову. Если бы попал, то, возможно, убил бы.

РГ: Куда вас распределили?

Золотусский: В образцовый московский детдом макаренковского типа на станции Барыбино Павелецкой дороги. Директором там был тот человек, который в “Педагогической поэме” назван Карабановым. Незадолго до моего появления его сняли с работы за то, что он жестоко избивал детей. Если кого-то из них ловили на краже овощей с интернатовского огорода, он заводил его в свой кабинет, ставил перед ним ведро огурцов, говорил: “Жри”. Когда ребенок начинал давиться, избивал его ногами. В детдоме при загадочных обстоятельствах погиб его сын, и он стал просто зверем, считая, что сына убили детдомовцы.

Мой отец работал ссыльным в Севжердорлаге, между Котласом и Воркутой. У него в паспорте стояла цифра 39. То есть 39 областных городов ему были запрещены. Попадется – новый арест. Каким-то чудом отец вывез меня к себе. У него была новая семья.

Мы трудно жили. И тогда чувство мести переросло во мне в желание кем-то стать, что-то сделать, может быть, даже прославиться. В конце концов это вылилось в то, что я получил серебряную медаль в школе, которую с медалью окончил Владимир Ленин.

РГ: Как вы пришли к литературе?

Золотусский: У нас был замечательный педагог Михаил Павлович Черненко. Старый интеллигент, окончил Петербургский университет, знал несколько языков. Он был знаком с Экзюпери. Экзюпери приезжал в Воронеж на наши заводы, где делали самолеты. Михаил Павлович рассказывал, что Экзюпери никак не мог заснуть в командирской комнате, потому что на него со стен и потолка падали клопы. Было лето, он попросил вынести его кровать на летное поле и там замечательно выспался.

Михаил Павлович был человек тихий, выпивающий. В городе его очень уважали, потому что был образованнее всех. Он рецензировал все выпускные сочинения по литературе. Когда я впервые отвечал перед ним урок, он сам преподнес мне урок. “Вы, Золотусский, не говорите, а изрекаете”. Я это навсегда запомнил. Потом я стал одним из его любимых учеников. Он сказал мне: “Вы должны все предметы сдать на “пять” и получить медаль”. И я сделал это. Но дирекция школы была против того, чтобы давать мне медаль. Ведь я сын “врагов народа”. Тогда Михаил Павлович пригрозил, что занизит баллы другим ученикам. Так я стал медалистом, и мое имя появилось на мраморной доске вместе с Лениным. Медаль мне вручали в областном театре. Отец сидел там и плакал.

Читайте также:  Григорий лепс биография личная жизнь жена дети фото

После университета мне предложили остаться в аспирантуре, но я распределился под Хабаровск школьным учителем.

РГ: Вы были хорошим учителем?

Золотусский: Я быстро вошел в конфликт с директором, с учебником и, что самое печальное, с детьми. Я требовал от шестиклассников, чтобы они самостоятельно мыслили, был довольно жесток с ними. Во мне не была изжита детдомовская безжалостность. Школьники даже стреляли в меня ночью через окно. Сейчас я сожалею о своем педагогическом опыте. Хотя старшеклассники меня любили. Мы с ними запирались, читали вслух “Гамлета”.

Из школы я перешел в хабаровскую молодежную газету. Стал пописывать и попал на семинар в Переделкино. Корней Чуковский прочитал мою статью “Рапира Гамлета”, был восхищен, сказал мне, что хочет перевести ее на английский язык. Он посоветовал мне бросить все и заниматься только литературой. Так начался мой литературный путь.

Источник

Игорь Золотусский родился 28 ноября 1930 года в городе Москва. Отцом мальчика являлся Советский разведчик. В связи с тем, что родители подверглись репрессии, с 1941 года, ребенок воспитывался в детском доме, который, по воспоминаниям самого Золотусского, представлял из себя лагерь без колючей проволоки, где единственным методом воспитания являлось насилие.

     В 1949 году, с серебряной медалью окончил «Первую мужскую школу имени Владимира Ильича Ленина». Позднее, завершил обучение на филологическом факультете Казанского университета.

     Трудовую деятельность начал в 1954 году, непосредственно после окончания ВУЗа, в качестве учителя средней школы. С 1956 года, работал корреспондентом газеты «Молодой дальневосточник», а в 1958 году, перешел на работу корреспондентом Хабаровского радио. Параллельно, всерьез занялся литературной деятельностью.

     В 1961 году, на Всероссийском семинаре молодых критиков Корней Чуковский высоко оценил способности литературного критика. Переехав сначала во Владимир, а потом в Москву, Золотусский приступил к работе в «Литературной газете». В шестидесятых годах регулярно печатался в журнале «Урал».

     С 1967 года, последовательно замещал должности корреспондента «Литературной газеты» и обозревателя журнала «Литературное обозрение». С 1990 по 1994 год, являлся редактором «Литературной Газеты» по разделу русской литературы.

     На протяжении длительного времени, Золотусский занимался исследовательской работой в сфере истории и литературы. В 2005 году, «за масштабность художественно-критических исследований современной словесности и глубинное постижение гения и судьбы Гоголя; за верность, в независимом поиске, традициям и нравственному достоинству русской литературы» Золотусский Игорь Петрович удостоен «Премии Александра Солженицына».

     Член Союза писателей СССР и Русского ПЕН-центра. Являлся сопредседателем и первым секретарем Союза российских писателей. Член редколлегии и общественного совета издания «Литературное обозрение» и альманаха «Круг чтения». Возглавлял Международную ассоциацию творческой интеллигенции «Мир культуры».

     Занимает должность председателя гоголевского Фонда Москвы. Почетный председатель Общества любителей российской словесности. Член жюри литературной премии «Ясная Поляна».

     В 2010 году, литературный критик отмечен Орденом Дружбы.

Книги о русской литературе

Фауст и физики. – М.: Искусство, 1968.

Тепло добра. – М.: Советская Россия, 1970.

Час выбора. – М.: Современник, 1976. – 320 с., 25 000 экз.

Гоголь. («ЖЗЛ»). – М.: Молодая гвардия, 1979, 1984, 1998, 2005 (выходила в Вильнюсе на литовском – 1982; в Софии на болгарском – 1982; в Братиславе на словацком – 1989).

Монолог с вариациями. – М.: Советская Россия, 1980.

Душа и дело жизни. Очерки о Гоголе. – М.: Правда, 1981.

Очная ставка с памятью. – М.: Современник, 1983.

По следам Гоголя. – М.: Детская литература, 1984, 1988. 

Трепет сердца. – М.: Современник, 1986. – 540 с.

Фёдор Абрамов: личность, книги, судьба. – М.: Советская Россия, 1986.

Гоголь. Лермонтов. Жуковский. – М.: Правда, 1986.

Поэзия прозы. – М.: Советский писатель, 1987.

В свете пожара. – М.: Современник, 1989.

Исповедь Зоила. Статьи, исследования, памфлеты. – М.: Советская Россия, 1989. 

Крушение абстракций. – М.: Современник, 1989. 

На лестнице у Раскольникова. Эссе последних лет. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. 

От Грибоедова до Солженицына. – М.: Молодая гвардия, 2006.

Гоголь в Диканьке. – М.: Алгоритм, 2007. – ISBN 978-5-9265-0398-9

Прощай, XX век. – М.: Алгоритм, 2008. – ISBN 978-5-9265-0341-5

Нигилисты второй свежести. Раздумья на исходе эпохи. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2008.

Интеллигенция. Смена вех. – Русский мир, 2008.

Смех Гоголя. – Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. 

Проза

Обитаемый остров. Очерки. – Ярославль, 1965.

Пока мы вместе. Повести. – М.: Детская литература, 1971.

Работы на телевидении[править | править код]

Вечера в доме Гоголя (1992-1996)

Нравственные проповеди (1996)

Петербургские сюжеты (1998)

Двух гениев полёт (2001)

Оправдание Гоголя (2009)

Николай Карамзин. Несть лести в языце моем (2011)

Источник