Игорь моисеев национальность личная жизнь дети
Игорь Моисеев – кто по национальности?
О нём так пишут: «Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф 20 века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры».
Справка. Хореограф – это специалист, занимающийся постановкой или обучением танцам. Хореограф может заниматься постановкой и обучением всем существующим видам танцев, в том числе: 1) бальные танцы; 2) балет; 3) народные и национальные танцы; 4) современные танцы; 5) фигурное катание и танцы на льду; 6) театральные постановки; 7) художественная гимнастика.
Игорь Моисеев ставил грандиозные физкультурные парады на Красной площади еще при Сталине. Он ставил балетные постановки. Он создал при Сталине в 1937 Ансамбль народных танцев – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева – и руководил этим ансамблем более 70 лет. Хотя никогда не состоял в компартии, хотя 18 раз вызывали его партийные чиновники и требовали вступить в партию. Он отказывался, ссылаясь, что верит в Бога. Главная его задача – творческая обработка бытующих в то время в СССР и на Земном шаре образцов фольклора. Начал Игорь Моисеев с русских народных танцев, потом в его программе было уже около 60 танцев народов СССР и других народов Земного нара. Он создал и школу для подготовки артистов в этот Ансамбль. Для этого Ансамбля не было Железного Занавеса. Моисеев со своими артистами большую часть времени в году выступал на Земном шаре в других странах.
Многие жиды: Игорь Моисеев – еврей!
Многие жиды причисляли и причисляют Игоря Моисеева к жидам. Прежде всего потому, что он знаменитый, и хочется этого знаменитого хореографа причислить к жидам, чтобы возвысить жидовское племя над русскими и другими гоями. Говорят, что и фамилия Моисеев – жидовская, она от Моисея, который вывел жидов из Египта, встречался на горе Синай с Богом и получил от Бога каменные скрижали – Концепцию и Программу действий для жидовского народа. Добавляют, что Моисеев играл на сцене Прекрасного Иосифа – библейского героя-жида, который подмял с жидами под себя Египетский народ. Добавляют, что Моисеев в Сталинское время организовывал на сцене пляски жидовские, например Еврейский танец на сверхпопулярную у жидов народную мелодию — Хава Нагила! Добавляют, что Игорь Моисеев всю свою долгую жизнь, а он прожил 101 год, дружил и сотрудничал с жидами…
В ЕЖЕВИКЕ (Академическая Вика-энциклопедия по еврейским и израильским темам) заявлено: его отец — Моисеев Александр Михайлович, адвокат, а его мать — Грэн Анна Александровна, модистка, из семьи румынских евреев.
На сайте «Еврейский мемориал» в краткой биографии указано также, что его мать – из семьи румынских евреев. И дана фотография его могильного памятника. А на этом сайте дают фотографии только жидовских могильных памятников. Создатели сайта уверены, что Игорь Моисеев – жид.
О том, что Моисеев жид (из семьи румынских жидов) – во многих биографических справках в Интернете…
И потому Игоря Моисеева весьма восхваляли и восхваляют жиды во всех странах Земного шара…
*****
Но конкретных доказательств, что мать его – жидовинка, полужидовинка или четверть-жидовинка – жиды не предоставили ни одного. Моисеев – фамилия часто у жидов (например, педераст-певун Боря Моисеев), но она бывает также у русских. К сожалению, дружили, дружат, сотрудничали и сотрудничают с жидами и многие русские. Многие русские самки даже совокупляются с жидами, а многие выходят даже замуж за жидов и рожают детенышей от жидов… Христианский Закон Ярослава Мудрого о запрете совокуплений христаин с жидами давно нарушается в России…
Игорь Моисеев: Я не еврей!
Игорь Александрович Моисеев родился в Киеве 8 (21) января 1906 года.
О национальности своих родителей он рассказ в своей книге “Я вспоминаю… Гастроль длиною в жизнь”, которая вышла из печати в 1994 году.
Игорь Моисеев: «Мой отец был юристом. Он принадлежал к обедневшему дворянскому роду, а юридическое поприще, можно сказать, досталось ему по наследству от дедушки, который был мировым судьей. Великолепно владея французским языком, отец часто бывал в Париже, где чувствовал себя в своей стихии. Там он встретил и свою будущую жену, мою мать. Она, полуфранцуженка-полурумынка, по профессии была модисткой. Вскоре после знакомства мои родители уехали в Россию: у отца была адвокатская практика в Киеве. В политическом отношении отцу были близки идеи анархизма. Он придерживался принципа, что всякая власть есть насилие. Поэтому и в правоведении у него часто возникали конфликтные ситуации. В царское время из-за своих крамольных высказываний он просидел под следствием довольно долгое время. В тюрьму он попал вскоре после моего рождения. Когда это случилось, мать увезла меня в Париж и оставила в пансионе. А сама вернулась в Россию хлопотать за отца. Жизнь в пансионе оказалась очень трудной. Воспитывались там дети шести-семи лет, я был младше их на два года. Поэтому дети меня всегда обижали. А наши наставники предъявляли ко мне те же требования, что и к остальным. Я даже сидел один в темном карцере. Отцу удалось оправдаться: как юрист он смог грамотно себя защитить, и его отпустили. С его освобождением закончились и мои мучения в пансионе — мать тут же забрала меня, и мы уехали в Россию».
Добавим фрагмент из статьи Игоря Шевелёва «Игорь Моисеев: штрихи к портрету», опубликованный в «Российской газете» 20 января 2006 года.
Игорь Моисеев::
“Мою фамилию часто принимают за еврейскую, на самом же деле такие фамилии, как Моисеев, Абрамов, чисто русские, – говорит Моисеев. – Когда мы приехали в Биробиджан, на перроне нас встречала толпа людей с огромным плакатом: “Да здравствует наш Моисеев!” Биробиджанцы решили, что приехал знаменитый ансамбль во главе с евреем Моисеевым. Ко мне прибежал мой зам по хозяйству Михаил Евсеевич Волынский и с восторгом сообщил: “Игорь Александрович! Они хотят сделать для нас большой банкет!” “Ну, банкет так банкет. Я очень рад”. С этим Волынский исчез и, как я потом узнал, разговорился с людьми, накрывавшими столы. “Наверное, вы думаете, что Моисеев еврей? Он совершенно не еврей. Он русский”. Те вдруг всполошились: “Как русский?! А мы думали, что еврей…” “Нет, он русский, но он ничего… очень рад”, – попытался успокоить их Михаил Евсеевич, видимо, сообразив, что зря затеял этот разговор. Но устроители не только не успокоились его заверениями, но, напротив, стали собирать со столов продукты и складывать их в корзины. Волынский вернулся как в воду опущенный. “Вы знаете, они не хотят давать банкет”. “А почему?” “Они узнали, что вы не еврей”. “Да? А кто же им сказал?” “Я сказал”. “Зачем же вы говорили… Ну, побыл бы немножко евреем. Хорошо бы покушали”. Так банкет не состоялся, потому что Моисеев не еврей”.
https://www.luchmir.com/Iskusstvo/1Moiseev100.htm
Таким образом, на половину – русский, на четверь – француз и на четверть – румын. По-простому говоря, – «дворняга». Тоже интересная тема. В реальности в России «дворняги» часто в симбиозе с жидами. Русская беда, дискриминация русских большинство «дворняг», кроме обрусевших, – совсем не трогает.
*****
Жидам, которые не верят Игорю Моисееву и полагают, что он скрыл жидовское происхождении матери, посоветуем съездить в Румынию, покопаться в архивах, поискать документы о его матери.
Семья.
Моисеев жил в гражданском браке с примой Большого театра Ниной Подгорецкой. Потом женился на солистке ансамбля Тамаре Зейферт. Потом на солистке своего ансамбля Ирине Моисеевой (в девичестве – Чагадаева). Он познакомился с ней, когда ей было всего 16, а женился на ней за год до её 40-летия. До этого она была замужем за сыном маршала Конева и имела от него дочь. Прожили вместе Игорь Моисеев и Ирина 33 года.
Она тоже – потомственная дворянка. Ирина Моисеева: «Впервые род Чагадаевых упомянут в грамоте 1524 года великого князя московского Василия III. В «имперский период» семья жила в Петербурге, в Москву после революции переехал мой отец — князь Алексей Дмитриевич Чагадаев-Саканский, учредитель и вице-президент Царскосельского автомобильно-спортивного общества. Папа участвовал в Первой мировой, за храбрость получил Георгия IV степени. В Москве служил инженером на автозаводе имени Сталина. Был необыкновенно красив, только маленького роста. Мама из культурной мещанской семьи, владела пятью иностранными языками и работала в переводческом отделе Библиотеки имени Ленина
(Газета «Культура», 06. 02. 2015).
https://portal-kultura.ru/articles/data/83272-moiseeva-boyalas-bolshe-chem-stalina/
Умер Игорь Моисеев в 2007 году.
===========
Сборник «Жидовский Телеящик» в более полном объеме и Основы Русского Космизма читать здесь:
https://www.pravda-pravo.ru/forum/index.php?board=25.0
https://17m.forum24.ru/
https://forum.17marta.ru/index.php?board=81.0
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 августа 2019;
проверки требуют 15 правок.
И́горь Алекса́ндрович Моисе́ев (8 (21) января 1906, Киев — 2 ноября 2007, Москва) — советский и российский артист балета, танцовщик, балетмейстер, хореограф, педагог, общественный деятель. Народный артист СССР (1953)[5]. Герой Социалистического Труда (1976). Лауреат трёх Сталинских (1942, 1947, 1957), Ленинской (1967), Государственной премии СССР (1985) и Государственной премии РФ (1996). Кавалер трёх орденов Ленина (1958, 1976, 1986).
Биография[править | править код]
Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве, где работал адвокатом его отец Александр Михайлович Моисеев — русский дворянин родом из Орловской губернии. Матерью Игоря была модистка Анна Александровна Грэн, «полуфранцуженка, полурумынка». Родители познакомились в Париже, где Игорь также провёл несколько детских лет и свободно говорил по-французски. Был единственным ребёнком в семье[6][7].
Учился в Москве, в частной балетной студии (1920). Его отец считал, что танцы улучшают осанку, и боясь «тлетворного» влияния улицы на 14-летнего подростка, отвёл его в балетную студию бывшей балерины Большого театра В. Мосоловой, находившуюся недалеко от их дома.[8] Спустя два-три месяца после начала занятий преподавательница отвела Игоря в Государственную балетную школу ГАБТ (ныне Московская академия хореографии). Моисеев вступительный экзамен сдал[9].
В 1924 году окончил Государственную балетную школу ГАБТ (педагоги Иван Смольцов и Александр Горский) и был принят в труппу Большого театра, где работал до 1939 года. С 1931 года — солист. Уже в 1930 году начал работать как балетмейстер.
В 1930-е годы ставит ряд физкультурных парадов на Красной площади, спектакли в Армянской студии Рубена Симонова, даёт уроки дуэльного кодекса в МХТ, преподаёт в Московском хореографическом училище, заведует секцией хореографии в Театре народного творчества (1936)[10].
В 1933 году окончил Университет искусств.
В 1937 году, заручившись поддержкой председателя Совета народных комиссаров Вячеслава Молотова, создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца (ныне Ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева). Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года. С того времени — бессменный художественный руководитель и постановщик танцев ансамбля.
Вместе с ансамблем беспрерывно гастролировал по СССР (с 1938) и за рубежом (с 1945).
В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году — организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва), которым руководил до 1970 года[11].
Ставил торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.
Моисеев вспоминал, что от него 18 раз требовали вступить в КПСС. Но он неизменно отказывался по принципиальным соображениям.
— А почему вы не хотите вступить в партию?
— Потому что я верю в Бога и не хочу, чтобы вы меня за это прорабатывали на своих собраниях.[12]
Член коллегии Большого театра (с 1985), член президиума Российской Академии искусств (с 1996), член комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, член Совета деятелей культуры, науки и образования при МИД России.
Автор статей по хореографии, автобиографической книги «Я вспоминаю…Гастроль длиною в жизнь».
С середины 1960-х годов увлекался филателией. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером ещё в середине 1950-х годов во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки, посвящённые танцам и костюмам мира.
Могила И. Моисеева на Новодевичьем кладбище Москвы.
Скончался на 102-м году жизни 2 ноября 2007 года от осложнений гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Семья[править | править код]
Был женат трижды:
- Первая жена — Нина Борисовна Подгорецкая (1902—1977), прима-балерина Большого театра, участвовала в создании ансамбля народного танца. Заслуженная артистка РСФСР (1947).
- Вторая жена — Тамара Алексеевна Зейферт (1918—2005), танцовщица, педагог-репетитор. Народная артистка РСФСР (1958).
- Дочь — Ольга Игоревна Моисеева (род. 1943), солистка ансамбля и педагог-репетитор, Заслуженная артистка РСФСР (1973).
- Внук — Владимир Борисович Моисеев (род. 1963), артист балета, балетмейстер. Заслуженный артист Российской Федерации (1996), создатель Русского национального балетного театра.
- Дочь — Ольга Игоревна Моисеева (род. 1943), солистка ансамбля и педагог-репетитор, Заслуженная артистка РСФСР (1973).
- Третья жена (с 1974 года) — Ирина Алексеевна Моисеева (род. 1925, урождённая Чагадаева), артистка народно-сценического танца, солистка (с 1941 года) и педагог Ансамбля народного танца. Заслуженная артистка РСФСР (1958). После смерти И. Моисеева — председатель творческой коллегии, руководящей ансамблем.[13]
Память[править | править код]
- В Москве, на доме, где жил артист, установлена мемориальная доска.
- Ансамбль народного танца носит имя И. Моисеева.
- Творчеству Моисеева посвящены документальный фильм «Вечное движение» («Perpetuum mobile», 1967) и телефильм «Балет Игоря Моисеева» (1982).
- Дмитрий Щербина в роли Бориса Евсеева — художественного руководителя Государственного академического ансамбля народного танца СССР (прототип ГААНТ СССР п/р И.А. Моисеева) в сериале «Березка»
Репертуар в Большом театре[править | править код]
Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)
- «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Горского — Раб
- «Конёк-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, редакция А. Горского — Раб, мазурка
- «Теолинда» Ф. Шуберта, балетмейстер К. Голейзовский — Рауль
- «Иосиф Прекрасный» С. Василенко, балетмейстер К. Голейзовский — Иосиф
- «Футболист» В. Оранского, собственная постановка — Футболист
- «Саламбо» А. Арендса в постановке А. Горского — Мато
- «Красный мак» Р. Глиэра — Ма Ли-чен
Первый исполнитель партий[править | править код]
- 1932 — «Саламбо» А. Арендса, собственная постановка — Мато
- 1933 — «Дионис» А. Шеншина, «Шопениана», «Чарда», балетмейстер К. Голейзовский — Солист
- 1935 — «Светлый ручей» Д. Шостаковича, балетмейстер Ф. Лопухов — Узбек
Постановки в Большом театре[править | править код]
Балеты
- 1930 — «Футболист» В. Оранского (совместно с Л. Лащилиным и Л. Жуковым)
- 1930 — «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ)
- 1932 — «Саламбо» А. Арендса (с добавлением музыки А. Глазунова, В. Небольсина и А. Цфасмана)
- 1935 — «Три толстяка» В. Оранского
- 1958 — «Спартак» А. И. Хачатуряна
Танцы в операх
- 1930 — «Загмук» А. А. Крейна
- 1930 — «Турандот» Дж. Пуччини
- 1932 — «Демон» А. Г. Рубинштейна
- 1933 — «Любовь к трём апельсинам» С. С. Прокофьева
- 1936 — «Кармен» Ж. Бизе
Ансамбль народного танца[править | править код]
С 1937 года — руководитель созданного им «Ансамбля народного танца СССР» (в 1991 переименован в «Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева», с 2007 года — имени Игоря Моисеева).
Поставленные танцы[править | править код]
- Танцы народов мира:
- Русские танцы:
«Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)» - Белорусские танцы:
«Лявониха», «Крыжачок», «Полька „Янка“», «Бульба», «Полька „Мама“», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)» - Украинские танцы:
«Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец) - Молдавские танцы:
«Жокул маре (большой жок (танец)), Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла» - Киргизские танцы:
«Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек» - Узбекские танцы:
«Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец „Сафаили“ (национальный погремушечный инструмент)» - Таджикские танцы:
«Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)» - Казахский танец «Кок-пар»
- Еврейские танцы в рамках Еврейской сюиты
- Монгольские танцы:
«Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов» - Башкирский танец «Семь красавиц»
- Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)
- Танец казанских татар
- Танец крымских татар «Черноморочка»
- Калмыцкие танцы:
«Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец - Осетинский танец «Симд»
(массовый танец) - Грузинские танцы:
«Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец) - Азербайджанские танцы:
«Чабаны», «Десмолы», «Газахи» - Армянская «Майнуки» из четырёх танцев
- Цыганский танец
- Латвийские танцы (сюита из трех танцев)
- Литовские танцы (сюита из пяти танцев)
- Эстонские танцы:
«Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев» - Польские танцы:
«Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт» - Венгерские танцы:
«Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами» - Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)
- Румынские танцы:
«Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец» - Финский танец «Комическая полька»
- Немецкий танец «Немецкий вальс»
- Китайские танцы:
«Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима» - Корейский танец «Санчонга»
- Якутский танец «Добрый охотник»
- Нанайские танцы:
«Нанайская народная игра „Фехтование на палках“», «Борьба двух малышей» (сценка) - Чувашский танец
- Марийский танец
- Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»
- Чешский танец «Чешская полька»
- Словацкий танец
- Греческие танцы:
«Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец» - Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»
- Испанские танцы:
«Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки) - Ирландский танец «Молодость»
- Югославские танцы:
«Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)
- Русские танцы:
- Танцы Латинской Америки:
- Аргентинские танцы:
«Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья». - Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)
- Венесуэльский танец «Хоропо»
- Аргентинские танцы:
- Танцы США:
«Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл) - Цикл «Картинки прошлого»:
«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажёры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита „Семейные радости“» - Цикл «Советские картинки»:
«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита „День на корабле“», «Футбол» (хореографическая сценка) - Дорога к танцу (класс-концерт):
«Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька» - На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
«Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал» - Ночь на Лысой горе (в двух картинах):
«Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского) - Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
«Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал» - Балет Спартак. Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):
«Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов» - Эстрадный номер «Полька-лабиринт».
Фильмография[править | править код]
Участие в фильмах[править | править код]
- 1961 — За рампой – Америка (документальный)
- 1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
- 1967 — Perpetuum mobile. Вечное движение (документальный)
- 1984 — И снова звёздный час! (документальный)
- 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
Архивные кадры[править | править код]
- 2006 — 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
- 2012 — Игорь Моисеев. Ушел, чтобы остаться (документальный)
Награды и звания[править | править код]
Награды СССР и Российской Федерации:
- Герой Социалистического Труда (20 января 1976 года) — за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения[14]
- Три ордена Ленина:
- первый (1958)
- второй (1976)
- третий (20 января 1986 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения[15]
- Орден Октябрьской Революции (1981)
- Два ордена Трудового Красного Знамени:
- первый (1940)
- второй (20 января 1966 года) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с шестидесятилетием со дня рождения[16]
- Орден «Знак Почёта» (2 июня 1937 года) — за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства[17]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 января 2006 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность[18]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 1999 года) — за выдающийся вклад в развитие культуры и в связи с 75-летием творческой деятельности[19]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 1995 года) — за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие хореографического искусства[20]
- Орден Дружбы народов (11 апреля 1994 года) — за большой личный вклад в развитие хореографического искусства и мировой культуры[21]
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- Медаль «В память 800-летия Москвы»
- Медаль «В память 850-летия Москвы»
- Благодарность Президента Российской Федерации (20 января 2001 года) — за выдающийся вклад в развитие мирового хореографического искусства[22]
- Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (26 декабря 2005 года) — за заслуги в развитии хореографического искусства, большой вклад в культурную жизнь Москвы и многолетнюю творческую деятельность[23]
Иностранные награды:
- Орден «Святой Александр» с короной (Болгария, 1945)
- Офицер ордена Культуры (Румыния, 1945)
- Орден Братства и единства (Югославия, 1946)
- Командор ордена Возрождения Польши (Польша, 1946)
- Кавалер ордена Полярной Звезды (Монголия, 1947)
- Офицер ордена Культуры I степени (Венгрия, 1954)
- Национальный орден Кедра II степени (Ливан, 1956)
- Офицер ордена Культуры II степени (Венгрия, 1960)
- Орден Сухэ-Батора (Монголия, 1976)
- Орден Белого льва III степени (Чехословакия, 1980)
- Офицер ордена Культуры III степени (Венгрия, 1989)
- Командор ордена Гражданских заслуг (Испания, 1996)
- Командор ордена Заслуг перед Республикой Польша (Польша, 1996)
- Командор ордена Заслуг (Венгрия, 1997)
- Орден «За заслуги» III степени (30 сентября 1999 года, Украина) — за значительный личный вклад в развитие украинско-российских культурных связей, весомые творческие достижения[24]
- Медаль «Моцарт» (ЮНЕСКО, 2001)
- Командор ордена Звезды Румынии (Румыния, 2003)
- Командор ордена Мая (Аргентина, 2004)
- Орден «Данакер» (23 января 2006 года, Киргизия) — за большие заслуги в развитии и углублении кыргызско-российских отношений в области культуры и искусства[25][26]
- Орден князя Ярослава Мудрого V степени (3 марта 2006 года, Украина) — за выдающийся личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю подвижническую художественную деятельность[27]
Премии:
- Сталинская премия первой степени (1942) — за выдающуюся работу в области народного танца
- Сталинская премия второй степени (1947) — за постановку программы «Танцы славянских народов» в ГААНТ СССР
- Сталинская премия первой степени (1952) — за концертно-исполнительскую деятельность в составе ГААНТ СССР
- Ленинская премия (1967) — за концертную программу ГААНТ СССР (1965)
- Государственная премия СССР (1985) — за новые программы ГААНТ СССР (1983—1984)
- Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1995 год (1996)[28]
- Премия Международного фонда «За развитие культурных связей между США и Россией» (1995)[29]
- Российская независимая премия «Триумф» (1997)
- Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2000)
- Первая премия «Легенда века» (Правительство Москвы, 2001) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства и в связи с 95-летием со дня рождения[30]
- Премия «За беззаветное служение искусству танца» (Фонд Г. Улановой, 2004)
- Международная премия «Вера и Верность» (Фонд Андрея Первозванного, 2006)
- Национальная премия «Россиянин года» (2006)[31]
- Американская премия «Оскар» в области танца (1961, 1974)
- Американская премия журнала «Данс Магазин» в области танца[32]
Звания:
- Народный артист Бурят-Монгольской АССР (1940)
- Заслуженный артист РСФСР (27 октября 1942 года)
- Народный артист РСФСР (1944)
- Народный артист Молдавской ССР (1950)
- Народный артист СССР (19 декабря 1953 года)
- Народный артист Киргизской ССР (1976)
- Почётный член Национального собрания Франции и член Французской Академии музыки и танца (1955)
- Доктор наук Международной академии наук Сан-Марино
- Почётный профессор Пекинской академии
- Профессор Российской академии театрального искусства (1997)
- Звание «Человек-Эпоха» (2005).
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Сладков Л. Танец — жизнь моя // Филателия СССР. — 1975. — № 7. — С. 52-54
Ссылки[править | править код]
Игорь Александрович Моисеев. Сайт «Герои страны».
- Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева
- Ансамбль Игоря Моисеева. Москва 1962 год
- Ведущая: Оксана Пашина; гость: Елена Щербакова, художественный руководитель и директор ансамбля Игоря Моисеева. Дифирамб. Эхо Москвы (2 мая 2017). Дата обращения 7 февраля 2017.