Игорь моисеев биография личная жизнь дети

Игорь моисеев биография личная жизнь дети thumbnail

Биография

Моисеев Игорь Александрович – величайший балетмейстер и хореограф ХХ века. Ему удалось совершить революцию в танце. Он сделал народный танец достоянием мировой культуры.

Детство и юность

Родился Игорь Моисеев 21 января 1906 года в Киеве в семье обедневшего дворянина. Его отец Александр Михайлович был юристом, вел юридическую практику. В совершенстве владел французским языком и часто посещал Париж, где и познакомился с будущей женой и матерью Игоря – Грэн Анной Александровной. По профессии она была модисткой.

Хореограф Игорь МоисеевХореограф Игорь Моисеев

Так как Александр Михайлович работал в Киеве, супруги решили перебраться жить туда. Но вскоре после рождения сына Игоря его отца посадили в тюрьму за крамольные высказывания в сторону властей. В это время мать увезла мальчика в Париж и устроила его в пансион. А сама вернулась в Россию, чтобы вызволить мужа из заключения.

Жить в пансионе мальчику было непросто. Он был на 2 года младше остальных детей, поэтому они постоянно его обижали. Да и воспитатели не учитывали его возраст, предъявляя к нему те же требования, что и к старшим ребятам. Например, наказывали, сажая в темный карцер. Как только в Киеве отца оправдали и он вышел из тюрьмы, мать забрала Игоря и вернулась с ним в Россию, в Москву.

Игорь Моисеев в молодостиИгорь Моисеев в молодости

Александр Михайлович боялся, что на сына пагубно повлияет улица, поэтому старался его заинтересовать историей, восточной культурой. Мать учила Игоря музыке и рисованию. Когда мальчику исполнилось 14 лет, отец решил отдать его в балетную студию. Так он стал брать уроки балета у Веры Ильиничны Масоловой – бывшей балерины Большого театра.

Уже через 3 месяца преподавательница отвела Игоря в хореографический техникум Большого театра. Женщина была уверена, что мальчик должен учиться именно там, и никакие вступительные экзамены ему не страшны. Так и вышло, его зачислили в класс главного балетмейстера Большого театра – Александра Горского.

Игорь МоисеевИгорь Моисеев

В это время семья Моисеевых жила крайне бедно. Отец зарабатывал на жизнь тем, что преподавал французский язык, а мать бралась за любую предложенную ей работу – чаще перешивала старые вещи. Денег катастрофически не хватало. Игорь отощал и на фоне этого стал болеть. По этой причине был вынужден пропустить учебный год, хотя пророчили ему окончание техникума на год раньше положенного.

В итоге, ему было 18, когда его взяли в труппу Большого Театра. Первые роли были малозаметными, танцевал в массовке, и зарплата была соответствующая. Получив первые заработанные деньги, молодой человек сразу же отправился в магазин и купил новый чайник. Их старый уже давно исхудал и постоянно тек, им приходилось каждый раз его замазывать оконной затиркой. Эта покупка в семье вызвала гордость и ликование.

Балет

Вскоре в театр пришел новый балетмейстер Касьян Голейзовский. Его постановки в коллективе вызвали бурные дискуссии, возмущались и по поводу оформления спектаклей, и из-за новизны пластики, да и выбранная тема – конфликт между личностью и властью – не устраивала. Многие ведущие артисты просто отказывались от работы с ним. Поэтому в основном в его постановках танцевали молодые артисты.

Игорь Моисеев в балете «Саламбо»Игорь Моисеев в балете «Саламбо»

Сначала главная партия в спектакле «Легенда об Иосифе Прекрасном» была отдана Василию Ефремову. Игорю Моисееву была отведена главная роль во втором составе. Но по причине болезни Ефремова основную партию стал танцевать Игорь Александрович. Позже ему досталась партия солиста и в балете «Теодолинда».

Но тут произошло непредвиденное. Ему пришлось пойти против воли руководства театра и заступиться за Голейзовского. По этой причине его сначала уволили, вскоре восстановили, но партий не давали. Целый год он был без работы. «Опала» завершилась случайно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер надорвал спину, ему срочно искали замену. Выбрали Игоря Моисеева.

Постановщик Игорь МоисеевПостановщик Игорь Моисеев

Однако этот творческий простой заставил артиста задуматься. Если раньше он считал, что весь мир крутится вокруг танцев, то теперь он захотел сам лично поставить спектакли. В 1926 году Игорь Александрович вместе с режиссером Симоновым поставили балет «Красавица с острова Лю-Лю». И это стало ярким событием среди московской публики.

А спустя год ему поступило предложение стать постановщиком балета «Футболист» на сцене Большого Театра. На тот момент ему было 24 года.

Игорь Моисеев на репетицииИгорь Моисеев на репетиции

В 1937 году организовал первый в стране ансамбль народного танца. В 1943 году при ансамбле открыл школу-студию. Позже по его примеру ансамбли народного танца были созданы как в бывших республиках нашей страны, так и за границей.

Еще при жизни Моисееву удалось стать легендой. Он объединил страны и континенты. С каждых гастролей он «привозил» новый танец – югославская дзюрдевка, аргентинское гаучо, венесуэльская хоропа, мексиканская сюита.

Хореограф Игорь МоисеевХореограф Игорь Моисеев

Он не побоялся напомнить о забытых корнях не только России, но другим странам. В Голландии ему рукоплескали стоя, а местная газета после концерта написала, что русские танцую как дьяволы. Ансамбль Моисеева ждали во Франции, Китае, Италии – любое их выступление проходило при аншлаге.

У Игоря Александровича целый музей премий и наград. Но это и не удивительно, ведь Моисеева смело можно назвать изобретателем – именно он создал и развил собственный танцевальный жанр – сценический народный танец.

Личная жизнь

Игорь Александрович Моисеев был трижды женат. Первой его супругой стала прима Большого театра Нина Борисовна Подгорецкая. Их отношения продлились недолго и в итоге окончились разводом.

Игорь Моисеев и его вторая жена Тамара ЗейфертИгорь Моисеев и его вторая жена Тамара Зейферт

Второй женой балетмейстера стала Тамара Алексеевна Зейферт – танцовщица, заслуженная артистка РСФСР. Она была младше Игоря Александровича на 10 лет. В браке у них родилась дочь Ольга.

Девочка решила пойти по стопам родителей и тоже подалась в балет, где добилась больших успехов. Ее сын Владимир – внук Игоря Моисеева – тоже связал свою жизнь с танцем. Он солист Большого театра и создатель Русского национального балетного театра.

Игорь Моисеев и его третья жена Ирина ЧагадаеваИгорь Моисеев и его третья жена Ирина Чагадаева

В 1974 году балетмейстер женился в третий раз. Его избранницей стала Ирина Алексеевна Чагадаева. Разница в возрасте супругов составляла 19 лет. В ансамбле она танцевала с 1943 года.

Смерть

Великий хореограф прожил долгую и значительную жизнь. Умер он 2 ноября 2007 года в Москве. Ему был 101 год. Скончался Игорь Александрович в больнице от сердечной недостаточности. В последние годы мужчина страдал ишемической и гипертонической болезнями.

Панихида и прощание с Игорем Моисеевым состоялись в Концертном зале имени Чайковского – на сцене, где он поставил более 300 постановок. Эта цифра вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Похоронили артиста на Новодевичьем кладбище.

Партии

  • Иосиф – «Легенда об Иосифе Прекрасном», постановка К. Голейзовского
  • Рауль – «Теолинда», постановка К. Голейзовского
  • Раб – «Корсар», постановка А. Горского
  • Мато – «Саламбо», постановка А. Горского
  • Футболист – «Футболист», постановка Л. Лащилина и И.Моисеева
  • Узбек – «Светлый ручей», постановка Ф. Лопухова

Источник

Игорь Моисеев // Фото: Наталья Логинова / PhotoXPress.ru

Жизнь великого балетмейстера — настоящий учебник, по которому можно изучать историю страны. Он прошел через двадцатый век, пережив все его революции и войны. «Неизбежное встречай достойно» любил повторять Игорь Моисеев. Так он давал понять, что ход событий человек изменить не может, но в его власти достойно прожить собственную жизнь. Смысл своей он видел в творчестве, которому преданно служил двадцать четыре часа в сутки.

Читайте также:  Барун собти биография личная жизнь дети

Моисеев никогда не хвалил своих артистов. Относился к себе и к ним строго. «Вас так хорошо принимают, а вы так плохо танцуете!», — мог остудить накал страстей после грандиозного концерта.  Интересно, что в его ансамбле не было солистов. Мэтр считал коллектив единым целым, в котором каждый танцор может подменить своего коллегу: «Кто назовет себя солистом, того я уволю из ансамбля», — говорил он.

Жизнь великого хореографа вместила в себя целую эпоху // Фото: Кадр из передачи

Его боялись и обожали. Как вспоминают артисты ансамбля, тот, кто попадал к нему в кабинет на разговор, запоминал эту встречу навсегда. Такова была сила харизмы и обаяния великого хореографа.

ТРУДНОЕ ДЕТСТВО

Семья Моисеевых жила очень бедно. Отец — в прошлом юрист, пытался заработать уроками французского языка. Мать прекрасно шила и бралась за любую работу. Однако случались дни, когда в доме было нечего есть. Игорь часто болел — так на его здоровье сказались безденежье и голод. 

Как в жизни Игоря Моисеева появился балет? По семейной легенде отец будущей легенды стал свидетелем страшной уличной драки. Вернувшись домой, он с порога заявил сыну, что завтра же запишет его в балетную школу, чтобы уберечь от дурного влияния.

Моисеев строго относился к себе и своим ученикам // Фото: Социальные сети

Педагоги только руками всплеснули, когда увидели, какой талант к ним привели. Мальчик обладал хорошими данными, был очень пластичным и музыкальным. Уже через месяц Игорь оказался в лучшей кузнице балетных кадров страны — хореографическом техникуме Большого театра. Родители сначала не собирались делать из мальчика звезду театральных подмостков. Но потом рассудили, что профессия танцора спасет их сына от политики и страшных сталинских репрессий.

В дальнейшем это станет жизненным кредо Игоря Моисеева.  «Я жил по солдатскому принципу — поближе к кухне, подальше от начальства», — расскажет он в мемуарах.

ГЛАВНЫЙ ТЕАТР СТРАНЫ

В Большом театре Игорю Моисееву прочили большое будущее, заметив его талант, быстро начали вводить в спектакли. С первой зарплаты он принес домой чайник, чем очень обрадовал мать. Они кипятили воду в дырявом, покупка нового казалась несбыточной мечтой.

В Большом театре Игорю Моисееву прочили будущее солиста, но он занялся постановками танцев // Фото: Наталья Логинова / PhotoXPress.ru

Обстановка в театре была далеко  неспокойной. Игорь попал в число фаворитов молодого балетмейстера Касьяна Голейзовского, новаторские спектакли которого никак не хотела принимать старая гвардия. Интриги и подковерная возня очень мешали работе. Театральная молодежь написала письмо на имя директора в поддержку своего кумира. Активистов из Большого театра немедленно убрали. В списке уволенных артистов Игорь нашел свою фамилию, и… показал характер!

Он отправился на прием к самому наркому просвещения Луначарскому. Буквально на следующий день его восстановили на рабочем месте. Вдумчивый юноша с горящими глазами вызывал симпатию и доверие. Луначарский даже начал приглашать его к себе на знаменитые «четверги». Вместе с поэтом Владимиром Маяковским, французским писателем Анри Барбюсом и режиссером Александром Таировым они обсуждали проблемы культуры, играя в бильярд.

Правда, праздновать победу оказалось рано. Руководство театра по-прежнему видело в Моисееве врага, и не давало ему ролей.

«Мой творческий простой длился более года. Даже коробка с гримом, которую выдают артисту в начале сезона, оказалась у меня нераспечатанной. Для молодого артиста, уже ставшего солистом театра, положение было невыносимым. Я ежедневно приходил в театр, выполнял со всеми класс и после этого оказывался свободным», — рассказывал Игорь Моисеев.

Спасение пришло неожиданно. Партнер примы-балерины Екатерины Гельцер получил травму и в спектакль срочно ввели опального артиста Моисеева. Он был невероятно рад. Однако год без работы заставил его серьезно задуматься, — что, если не только танцевать, но и начать ставить танцы самому?

НОГИ ПОТОМ, СНАЧАЛА НЕСИ ДУШУ…

Неожиданно идея получила блестящее развитие. Танцы, которые Моисеев поставил для нескольких балетов, оказались очень успешными. Начинающий хореограф-постановщик написал письмо на имя Молотова. В нем он предлагал создать ансамбль народного танца,  обещая взять всю организационную часть на себя. «Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать», — прозвучало в ответ.

В репертуаре коллектива около 300 танцев народов мира // Фото: Социальные сети

Первая репетиция ансамбля народного танца состоялась 10 февраля 1937 года. Небольшая группа энтузиастов во главе с Игорем Моисеевым провели ее в здании Дома учителя в Леонтьевском переулке. В момент появления коллектива на свет его организатору был всего 31 год.

ЛЮБОВЬ ВОЖДЯ

Благодаря таланту Моисеева зрители увидели знаменитые  спортивные парады на Красной площади. Сталин посмотрел выступления физкультурников, созданные фантазией начинающего постановщика, и пришел в настоящий восторг. Он пожелал, чтобы тот, кто их ставил, продолжал и дальше выпускать столь успешные номера. Даже те, кто позже видел эти парады на экране, говорили о том, насколько зрелище завораживало.

Однажды Игоря Моисеева вызвали с гастролей правительственной телеграммой. В купе к перепуганному артисту зашли люди, одетые в форму сотрудников НКВД, взяли вещи и пригласили следовать за собой. Всю дорогу, пока его везли на Лубянку, Моисеев гадал, — арест это или нет? Оказалось, его услуги  потребовались Лаврентию Берии. Общество «Динамо» провалило генеральный прогон, Моисеев должен был в кратчайшие сроки поставить новый оригинальный номер. И он с задачей справился!

«Не волнуйтесь, товарищ Моисеев. Нет такой вещи, которую бы мы не сделали для того, чтобы парад удался. Поэтому продумайте наше выступление спокойно», — объявили ему.

После парада Моисееву звонил сам Берия и благодарил за прекрасную работу.

С 1938 года ансамбль начали приглашать выступать в Кремль. На пышном банкете после одного такого концерта кто-то положил руку на плечо Игорю Моисееву. Подняв глаза, он увидел перед собой Сталина. Вождь поинтересовался делами ансамбля. Моисеев не стал скрывать, что у них по-прежнему нет помещения. Место в  новом здании над станцией метро «Маяковская» тут же нашлось.

КРАСОТА — СТРАШНАЯ СИЛА

Оказавшись в фаворе у кремлевских начальников, ансамбль, большую часть которого составляли девушки, столкнулся с обратной стороной медали.

«Ситуации были — не дай бог! У моих девчонок была красота, у кремлевских начальников власть, надо ли объяснять? Я до сих пор помню, как Поскребышев грозил мне кулаком, погоди, мол, доберусь я до твоего ансамбля. Но нас спасало, что Сталин обожал ансамбль, и никто не смел нас тронуть», — рассказывал балетмейстер.

Будущая жена балетмейстера, Ирина Чагодаева, выступала в его ансамбле. Игорь Моисеев вспоминал, что при первой встрече его поразили огромные лучистые глаза девушки. Когда она шла по улице, на нее оглядывались прохожие, так она была хороша. Он посчитал, что лучшим способом уберечь Ирину от домогательств будет подумать о ее замужестве.

За красивой солисткой ухаживал сын маршала Конева.  Сам маршал интересовался у Моисеева, насколько девушка серьезна, можно ли ей доверять?

Читайте также:  Наталья вавилова биография личная жизнь муж

Жизнь распорядилась так, что мужем Ирины стал сам Игорь Моисеев. «Ирина — мой ангел-хранитель, который помогает мне во всем», — делился маэстро. В любви и согласии они прожили много лет.

Моисеев побывал со своим коллективом в шестидесяти странах мира // Фото: Кадр из передачи

 ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ

Игорь Моисеев сравнивал свою жизнь с путеводителем по странам и континентам. Он побывал со своим коллективом в шестидесяти странах мира. Во времена «железного занавеса» их едва ли не единственных выпускали на гастроли. Если надо было разрядить международную ситуацию, то посылали не дипломатов, а ансамбль. За границей они могли проводить по восемь месяцев в году.

Триумф в одной стране сменялся небывалым успехом в другой. Моисеевцы легко «брали» города и страны. В Финляндии, — стране, где не принято слишком эмоционально проявлять чувства, они заставили зрителей разразиться овациями. Финские зрители,  демонстративно скрестившие руки на груди, в итоге громко хлопали советским танцорам.

В 1955 году ансамбль  первым из советских творческих коллективов побывал во Франции. «Если концерты моисеевского балета не заставят вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны», —  взрывалась восторгом французская пресса.

Ансамбль привез в Париж не только зажигательные и душевные танцы, но и стал законодателем моды. На следующий день после выступления француженки надели высокие сапоги и шапки а-ля рюс.

Сегодня в репертуаре коллектива около 300 танцев народов мира. Успех — постоянный спутник ансамбля Моисеева. Так было при его создателе и остается по сей день.

По материалам: km.ru, newtimes.ru, peoples.ru

Источник

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в городе Киев, Украина. Отец мальчика, Александр Михайлович работал адвокатом и являлся русским дворянином, родом из Орловской области. Мать, Анна Александровна Грэн изготавливала женские шляпки. Игорь был единственным ребенком в семье. Вскоре, вместе с родителями переехал в Москву, где в 1920 году окончил балетную студию.

     Его отец считал, что танцы улучшают осанку, и боясь «тлетворного» влияния улицы на четырнадцатилетнего подростка, отвел его в балетную студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой, находившуюся недалеко от их дома. Спустя три месяца после начала занятий преподавательница отвела Игоря в Московскую академию хореографии. Моисеев вступительный экзамен сдал и показав незаурядный талант направлен в студию при Большом театре, где преподавал известный балетмейстер Александр Горский.

     В 1924 году Игорь Моисеев принят в балетную труппу Большого театра. Через несколько лет стал уже солистом и одновременно балетмейстером. В то время артист поставил танцевальные сюиты в операх «Кармен», «Демон», «Любовь к трем апельсинам», «Турандот», а также балеты «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак», «Красный мак».

     В 1937 году Игорь Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца и в течение семидесяти лет, до самой смерти являлся его бессменным художественным руководителем. Ансамбль с успехом выступал более чем в шестидесяти странах мира. Балетмейстер участвовал в подготовке физкультурных парадов, спортивных и танцевальных праздников, концертов. Писал научные статьи по хореографии и издал книгу воспоминаний.

     В годы Великой Отечественной войны, в 1943 году Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца, а в 1966 году организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет», ставший позднее Государственным театром балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева, которым руководил до 1970 года.

     Моисеев ставил торжественные концерты и культурные программы, посвященные выдающимся событиям общественной жизни страны. Возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты мира.

     В 1985 году Игорь Александрович стал членом коллегии Большого театра. Параллельно входил в президиум Российской Академии искусств, являлся членом комиссии при Президенте России по Государственным премиям в области литературы и искусства, членом Совета деятелей культуры, науки и образования при Министерстве Иностранных Дел России.

     В 2006 году страна отметила 100-летие великого балетмейстера. Юбиляр при этом руководил постановкой концерта в честь своего юбилея.

     Мало кто знает, что Моисеев увлекался филателией. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки, посвященные танцам и костюмам мира.

     Игорь Александрович Моисеев скончался 2 ноября 2007 года в Москве на 102-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды СССР и Российской Федерации:

Герой Социалистического Труда (20 января 1976 года) – за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения

Три ордена Ленина

Орден Октябрьской Революции (1981)

Два ордена Трудового Красного Знамени

Орден «Знак Почета» (2 июня 1937 года) – за выдающиеся заслуги в деле развития оперного и балетного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (21 января 2006 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (12 июня 1999 года) – за выдающийся вклад в развитие культуры и в связи с 75-летием творческой деятельности

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (28 декабря 1995 года) – за заслуги перед государством, выдающийся вклад в развитие хореографического искусства

Орден Дружбы народов (11 апреля 1994 года) – за большой личный вклад в развитие хореографического искусства и мировой культуры

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Медаль «В память 800-летия Москвы»

Медаль «В память 850-летия Москвы»

Благодарность Президента Российской Федерации (20 января 2001 года) – за выдающийся вклад в развитие мирового хореографического искусства

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (26 декабря 2005 года) – за заслуги в развитии хореографического искусства, большой вклад в культурную жизнь Москвы и многолетнюю творческую деятельность

Иностранные награды:

Орден «Святой Александр» с короной (Болгария, 1945)

Офицер ордена Культуры (Румыния, 1945)

Орден Братства и единства (Югославия, 1946)

Командор ордена Возрождения Польши (Польша, 1946)

Кавалер ордена Полярной Звезды (Монголия, 1947)

Офицер ордена Культуры I степени (Венгрия, 1954)

Национальный орден Кедра II степени (Ливан, 1956)

Офицер ордена Культуры II степени (Венгрия, 1960)

Орден Сухэ-Батора (Монголия, 1976)

Орден Белого льва III степени (Чехословакия, 1980)

Офицер ордена Культуры III степени (Венгрия, 1989)

Командор ордена Гражданских заслуг (Испания, 1996)

Командор ордена Заслуг перед Республикой Польша (Польша, 1996)

Командор ордена Заслуг (Венгрия, 1997)

Орден «За заслуги» III степени (30 сентября 1999 года, Украина) – за значительный личный вклад в развитие украинско-российских культурных связей, весомые творческие достижения

Медаль «Моцарт» (ЮНЕСКО, 2001)

Командор ордена Звезды Румынии (Румыния, 2003)

Командор ордена Мая (Аргентина, 2004)

Орден «Данакер» (23 января 2006 года, Киргизия) – за большие заслуги в развитии и углублении кыргызско-российских отношений в области культуры и искусства

Орден князя Ярослава Мудрого V степени (3 марта 2006 года, Украина) – за выдающийся личный вклад в развитие культурных связей между Украиной и Российской Федерацией, многолетнюю подвижническую художественную деятельность

Премии:

Сталинская премия первой степени (1942) – за выдающуюся работу в области народного танца

Сталинская премия второй степени (1947) – за постановку программы «Танцы славянских народов» в ГААНТ СССР

Сталинская премия первой степени (1952) – за концертно-исполнительскую деятельность в составе ГААНТ СССР

Ленинская премия (1967) – за концертную программу ГААНТ СССР (1965)

Читайте также:  Гарри гордон биография личная жизнь

Государственная премия СССР (1985) – за новые программы ГААНТ СССР (1983-1984)

Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1995 год (1996)

Премия Международного фонда «За развитие культурных связей между США и Россией» (1995)

Российская независимая премия «Триумф» (1997)

Российская национальная премия «Овация» в номинации «Живая легенда» (2000)

Первая премия «Легенда века» (Правительство Москвы, 2001) – за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства и в связи с 95-летием со дня рождения

Премия «За беззаветное служение искусству танца» (Фонд Г. Улановой, 2004)

Международная премия «Вера и Верность» (Фонд Андрея Первозванного, 2006)

Национальная премия «Россиянин года» (2006)

Американская премия «Оскар» в области танца (1961, 1974)

Американская премия журнала «Данс Магазин» в области танца

Звания:

Народный артист Бурят-Монгольской АССР (1940)

Заслуженный артист России (27 октября 1942 года)

Народный артист России (1944)

Народный артист Молдавской ССР (1950)

Народный артист СССР (19 декабря 1953 года)

Народный артист Киргизской ССР (1976)

Почетный член Национального собрания Франции и член Французской Академии музыки и танца (1955)

Доктор наук Международной академии наук Сан-Марино

Почетный профессор Пекинской академии

Профессор Российской академии театрального искусства (1997)

Звание «Человек-Эпоха» (2005).

Репертуар в Большом театре

Игорь Моисеев в партии Мато («Саламбо», 1932)
«Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, редакция А. Горского – Раб
«Конек-Горбунок» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, редакция А. Горского – Раб, мазурка
«Теолинда» Ф. Шуберта, балетмейстер К. Голейзовский – Рауль
«Иосиф Прекрасный» С. Василенко, балетмейстер К. Голейзовский – Иосиф
«Футболист» В. Оранского, собственная постановка – Футболист
«Саламбо» А. Арендса в постановке А. Горского – Мато
«Красный мак» Р. Глиэра – Ма Ли-чен

Первый исполнитель партий

1932 – «Саламбо» А. Арендса, собственная постановка – Мато
1933 – «Дионис» А. Шеншина, «Шопениана», «Чарда», балетмейстер К. Голейзовский – Солист
1935 – «Светлый ручей» Д. Шостаковича, балетмейстер Ф. Лопухов – Узбек

Постановки в Большом театре

Балеты

1930 – «Футболист» В. Оранского (совместно с Л. Лащилиным и Л. Жуковым)
1930 – «Тщетная предосторожность» П. Гертеля (совместно с А. Мессерером на сцене Экспериментального театра при ГАБТ)
1932 – «Саламбо» А. Арендса (с добавлением музыки А. Глазунова, В. Небольсина и А. Цфасмана)
1935 – «Три толстяка» В. Оранского
1958 – «Спартак» А. И. Хачатуряна

Танцы в операх

1930 – «Загмук» А. А. Крейна
1930 – «Турандот» Дж. Пуччини
1932 – «Демон» А. Г. Рубинштейна
1933 – «Любовь к трем апельсинам» С. С. Прокофьева
1936 – «Кармен» Ж. Бизе

Ансамбль народного танца

С 1937 года – руководитель созданного им «Ансамбля народного танца СССР» (в 1991 переименован в «Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева», с 2007 года – имени Игоря Моисеева).

Поставленные танцы

Танцы народов мира:

Русские танцы:

«Полянка», «Времена года. Сюита из двух танцев», «Вензеля», «Шестера. Уральский танец», «Задиристые частушки», «Русский перепляс», «Метелица (Снегурка)»

Белорусские танцы:

«Лявониха», «Крыжачок», «Полька «Янка», «Бульба», «Полька «Мама», «Юрочка (Деревенский Дон Жуан)»

Украинские танцы:

«Веснянки. Сюита» («Выход девушек (Девичья печаль)», «Прощание», «Гадание (Сцена с венками)», «Большой танец», «Каблучок», «Выход парубков», «Возвращение», «Встреча и величание», «Гопак», «Аркан» (гуцульский мужской пастушеский танец), «Танец девушки и двух парней» (гуцульский танец)

Молдавские танцы:

«Жокул маре (большой жок (танец)), Сюита» («Хора (Танец девушек)», «Чокырлия (Жаворонок)», «Жок», «Молдовеняска», «Коаса (Косари)», «Ла спэлат (Прачка)», «Сфределуш (сельскохозяйственный танец)», «Молдаваночка», «Хитрый Мокану. Сюита» («Танец парней», «Танец девушек», «Объяснение в любви», «Общий выход», «Сырба (очень быстрый танец)», «Юла»

Киргизские танцы:

«Юрта», «Кыз кумай (Догони девушку)», «Танец киргизских девушек»

Узбекские танцы:

«Пахта (Хлопок)», «Танец с блюдом», «Уйгурский танец «Сафаили (национальный погремушечный инструмент)»

Таджикские танцы:

«Танец девушек», «Мужской воинственный танец с кинжалом», «Танец с дойрой (восточное название бубна)»

Казахский танец «Кок-пар»

Еврейские танцы в рамках Еврейской сюиты

Монгольские танцы:

«Монгольские наездники», «Монгольская статуэтка», «Танец монгольских борцов»

Башкирский танец «Семь красавиц»

Бурятские танцы (сюита «Цам» из десяти танцев)

Танец казанских татар

Танец крымских татар «Черноморочка»

Калмыцкие танцы:

«Чичирдык (Парящий орел)», «Ишкымдык (Два всадника)», Торгутский танец

Осетинский танец «Симд»
(массовый танец)

Грузинские танцы:

«Картули (Лекури)», «Хоруми» (аджарский танец)

Азербайджанские танцы:

«Чабаны», «Десмолы», «Газахи»

Цыганский танец

Латвийские танцы (сюита из трех танцев)

Литовские танцы (сюита из пяти танцев)

Эстонские танцы:

«Эстонская полька через ножку», «Хиу-вальс. Эстонская сюита из трех танцев»

Польские танцы:

«Полонез», «Трояк», «Оберек», «Краковяк», «Мазурка», «Полька-лабиринт»

Венгерские танцы:

«Чардаш», «Понтозоо», «Хлопушки» (танец точками с отбивкой по сапогам), «Прощание», «Девичий танец с бутылками на голове», «Танец со шпорами»

Болгарские танцы (сюита из пяти танцев)

Румынские танцы:

«Бриул», «Мушамауа» (веселый массовый танец), «Оашский танец»

Финский танец «Комическая полька»

Немецкий танец «Немецкий вальс»

Китайские танцы:

«Танец с барабанами», «Танец с лентами», «Сан ча коу» (На перекрестке), «Большая пантомима»

Корейский танец «Санчонга»

Якутский танец «Добрый охотник»

Нанайские танцы:

«Нанайская народная игра «Фехтование на палках», «Борьба двух малышей» (сценка)

Чувашский танец

Марийский танец

Вьетнамский танец «Танец с бамбуком»

Чешский танец «Чешская полька»

Словацкий танец

Греческие танцы:

«Сиртаки (Мужской танец)» (музыка М. Теодоракиса), «Танец девушек», «Общий хоровод», «Мужской танец четверками», «Общий финальный танец»

Итальянский танец «Сицилианская тарантелла La karetta»

Испанские танцы:

«Испанская баллада», «Арагонская хота» (музыка М. И. Глинки)

Ирландский танец «Молодость»

Югославские танцы:

«Сербиянка» (сербский танец), «Кукунешти» (сербский мужской танец), «Македонский женский танец», «Дзюрдевка» (черногорский воинственный танец), «Селянчица» (сербский танец), «Клятва» (македонский мужской танец)

Танцы Латинской Америки:

Аргентинские танцы:

«Маламбо», «Гаучо» (Танец аргентинских пастухов), «Таверна» (одноактная картина), «В таверне Радригес Пенья».
Мексиканская сюита («Сапатео», «Авалюлько»)
Венесуэльский танец «Хоропо»

Танцы США:

«Сквер-данс», «Назад к обезьяне» (пародия на рок-н-ролл)

Цикл «Картинки прошлого»:

«Подмосковная лирика», «Городская фабричная кадриль», «Трепак» (музыка П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик»), «Сюита из старинных русских танцев», «По дворам», «Ухажеры», «Полька-красотка с фигурами и комплиментами», «Скоморошьи игрища», «Еврейская сюита «Семейные радости»

Цикл «Советские картинки»:

«Колхозная улица», «Русская красноармейская пляска», «Призывники», «Партизаны», «Праздник труда – пятнадцать танцевальных фрагментов», «Флотская сюита «День на корабле», «Футбол» (хореографическая сценка)

Дорога к танцу (класс-концерт):

«Станок», «Середина», «Проходки», «Перепляс», «Украинский танец», «Гопак-коло», «Полька»
На катке (музыка Жака Оффенбаха, Иоганна Штрауса, Андрея Петрова):
«Вальс конькобежцев», «Девушка и юноша», «Соревнования вертунов», «Парад», «Галоп и финал»

Ночь на Лысой горе (в двух картинах):

«Ярмарка» (музыка народная), «Ночь на Лысой горе» (музыка М. П. Мусоргского)
Половецкие пляски (музыка А. П. Бородина):
«Выход Хана», «Танец пленниц», «Танец мальчиков», «Танец лучников», «Выезд всадников», «Общий танец», «Танец пастухов», «Воинственный танец», «Финал»
Балет Спартак.

Танцы из балета (музыка А. И. Хачатуряна):

«Вакханалия», «Выход гладиаторов», «Андобаты (Бой в слепых шлемах)», «Ретиарий и мермелон (Рыбак и рыбка)», Адажио, «Битва фракийцев и самнитов»
Эстрадный номер «Полька-лабиринт».

Фильмография

Участие в фильмах

1961 – За рампой – Америка (документальный)
1961 – СССР с открытым сердцем (документальный)
1967 – Perpetuum mobile. Вечное движение (документальный)
1984 – И снова звездный час! (документальный)
2006 – 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)

Архивные кадры

2006 – 100 лет неодиночества. Игорь Моисеев (документальный)
2012 – Игорь Моисеев. Ушел, чтобы остаться (документальный)

Источник