Григорием васильевичем александровым биография личная жизнь

Григорием васильевичем александровым биография личная жизнь thumbnail

Биография

Советский режиссер Григорий Александров сумел преодолеть идеологические преграды середины 30-х и прославился в мировой киноиндустрии. Любимец представителей власти и муж легендарной Любови Орловой начал карьеру как актер, но вовремя осознал, что создавать фильмы значительно интереснее, чем вживаться в предложенные образы.

Детство и юность

Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.

Григорий Александров в молодостиГригорий Александров в молодости

Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.

Фильмы

Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.

В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».

Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»

Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.

После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.

Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»

Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.

Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.

Фильм Григория Александрова «Цирк»Фильм Григория Александрова «Цирк»

Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.

Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.

Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»

С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.

В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.

Личная жизнь

Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок – сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.

Григорий Александров и Любовь ОрловаГригорий Александров и Любовь Орлова

Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.

Григорий Александров с сыном и внукомГригорий Александров с сыном и внуком

Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.

Смерть

Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.

Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.

Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.

Фильмография

Актер:

  • 1923 – «Дневник Глумова», Глумов
  • 1925 – «Броненосец «Потемкин», старший офицер Гиляровский
  • 1929 – «Старое и новое», водитель трактора
  • 1938 – «Волга-волга», капитан спасательного буксира
  • 1970 – «Скворец и лира», генерал
Читайте также:  Оливия хасси биография личная жизнь

Режиссер:

  • 1924 – «Стачки»
  • 1927 – «Октябрь»
  • 1930 – «Спящая красавица»
  • 1932 – «Да здравствует Мексика!»
  • 1934 – «Веселые ребята»
  • 1936 – «Цирк»
  • 1938 – «Первое мая»
  • 1947 – «Весна»
  • 1953 – «Великое прощание»
  • 1967 – «Десять дней, которые потрясли мир»

Источник

Это был очень странный брак. 76-летний прославленный режиссер Григорий Александров женился на бывшей жене своего единственного сына Дугласа.

Любовь Орлова и Григорий Александров

Григорий Александров прославился своими комедиями “Веселые ребята”, “Цирк”, “Весна” и многими другими. Главные роли в них неизменно исполняла его жена и муза Любовь Орлова. Орлова и Александров вместе жили и работали. Для каждого из них этот брак был вторым. Первым мужем актрисы был политический деятель Андрей Берзин, но его арестовали и отправили в ГУЛАГ. Александров в первом браке был женат на девушке Ольге, участнице эстрадного коллектива “Синяя блуза”. В 1925 году у Григория и Ольги родился сын Дуглас, получивший столь необычное для России имя в честь знаменитого актера Дугласа Фэрбенкса.

Григорий Александров в молодости

Григорий Александров не часто уделял время семье, в то время он часто бывал с режиссером Сергеем Эйзенштейном заграницей. Вернувшись из очередной долгой поездки он узнал, что Ольга увлеклась другим мужчиной. Супруги развелись, Григорий полностью сосредоточился на кинокарьере. В то время он встретил свою единомышленницу Любовь Орлову. Орлова не хотела иметь детей, она хотела стать величайшей советской кинозвездой.

Григорий Александров и Любовь Орлова

Вместе они добились очень многого, стали самой знаменитой парой того времени. Орлова и Александров были известны далеко за пределами СССР. Среди их друзей были Чарли Чаплин, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и многие другие кинолегенды. Сталин подарил им огромный участок земли во Внуково, на котором они построили шикарную дачу. Жизнь Дугласа Александрова тем временем была несладкой. Он рано лишился матери, и остался фактически сиротой при живом отце, воспитывался то в детском доме, то у родственников матери.

дача Орловой и Александрова (фото Маргарет Бурк-Уайт)

Когда Дуглас повзрослел, отец попытался наладить с ним отношения, но было уже слишком поздно. Александров помог сыну поступить во ВГИК, дал небольшую роль в своем фильме “Встреча на Эльбе”. В 1952 году Дуглас угодил в тюрьму за антисоветскую агитацию, знаменитые родственники помочь ему не смогли (или не захотели). Через год Александров-младший вернулся из тюрьмы другим человеком. Он даже имя сменил, теперь его звали Василием. Вскоре Василий задумал жениться, его избранницей стала манекенщица Галина. Александров и Орлова его выбор не оценили. В 1954 году у Александрова-младшего родился сын, которого в честь талантливого деда назвали Григорием.

Дуглас (Василий) и Галина Крылова

На первом месте для Григория Александрова всегда стояло творчества. Организацией быта всегда занималась Любовь Орлова, она же заботилась о здоровье и самочувствие режиссера. Деньги тоже зарабатывала в основном Орлова. Она не только снималась в кино, но и выступала на сцене театра, давала концерты. Григорий привык к такому обращению, и когда актриса ушла из жизни, он был растерян. Кто теперь о нем позаботится? Режиссер попросил сына и его семью переехать к нему на дачу. Теперь всем заправляла Галина.

Григорий Александров с сыном и внуком

В 1978 году ушел из жизни 53-х летний Василий (Дуглас). 75-летний режиссер понимал, что скоро последует вслед за сыном. К тому времени стало понятно, что на Григория-младшего полагаться нельзя, он вырос непутевым молодым человеком, любил развлечения и красивых девушек, но совершенно не хотел работать. Александров ценил свой дом, тщательно оберегал архив. Он не хотел, чтобы всё это досталось внуку, который просто не понимал цены этим вещам. Тогда он принял решение жениться на вдове собственного сына, чтобы все наследство перешло к ней.

Григорий-младший с семьей

Галина заботилась о пожилом режиссере, следила за его здоровье, помогала сохранять архив. Официально она приходилась ему женой, но фактически была его сиделкой и помощницей. Этот брак продлился четыре года. Все наследство действительно досталось Галине, но она не долго им распоряжалась. Эта ещё не старая женщина пережила своего второго мужа всего на несколько лет. Знаменитая дача и архив перешли к Григорию-младшему. Случилось то, чего так боялся Александров. Внук переехал во Францию, дом сдавал кому попало, и тот вскоре пришел в негодность. Бесценный архив был большей частью разворован, а то, что осталось лежало в мусорных мешках.

Было интересно? Ставьте лайк (палец вверх) и подписывайтесь на канал

Источник

Кадр из фильма «Скворец и Лира», 1974 г.

Григория Александрова называли самым одарённым режиссёром довоенной эпохи. Но знаменитым его сделал не только талант, но и семейный союз с первой красавицей советского экрана Любовью Орловой.

Григорий и сам был видным мужчиной с крепкой фигурой, безупречной осанкой, выразительными ясными глазами. Первой супругой режиссёра стала Ольга Иванова, актриса популярного в те времена эстрадного коллектива «Синяя блуза».

Александров увидел Ольгу на сцене и влюбился с первого взгляда. Артистка ответила взаимностью, и вскоре влюблённые сыграли свадьбу.

Ольга подарила Григорию его единственного сына. Отец назвал мальчика Дугласом в честь своего любимого актёра Дугласа Фэрбенкса. Но появление ребёнка не спасло семью от краха.

Читайте также:  Светлана аллилуева биография личная жизнь дети

Однажды Александров уехал в командировку за границу. После возвращения домой он узнал, что у супруги завязался страстный роман с другим мужчиной. Обманутый муж тут же оформил развод.

Но Григорий недолго оставался один. Режиссёр проводил кастинг на роль Анюты в своём знаменитом фильме «Весёлые ребята». Именно тогда он впервые увидел молодую актрису Любовь Орлову.

Буквально на следующий день режиссёр пригласил актрису в Большой театр на творческий вечер. Они не остались на банкет, а решили прогуляться по вечерним улицам.

Григорий и Любовь были почти ровесниками и творческими людьми, у которых нашлось множество тем для беседы. Они сразу почувствовали, что им легко и хорошо вдвоём.

Кадр из фильма «Скворец и Лира», 1974 г.

Симпатия быстро переросла в глубокое чувство. Молодые люди поженились ещё до выхода «Весёлых ребят» на экраны. После оглушительного успеха картины карьера творческой пары начала стремительно развиваться. Григорий отдавал супруге главные роли в своих картинах. Именно он сделал Любовь Орлову знаменитой актрисой.

Они были гармоничной парой, которую связывала не только любовь, но и крепкая дружба. Супруги вели довольно замкнутый образ жизни, почти не общались с коллегами, не любили светские вечера и приёмы.

У них было много не только поклонников, но и недоброжелателей, которые обвиняли супругов в высокомерии и гордыне. Но, возможно, в этих людях говорила обыкновенная зависть.

Александров и Орлова не обращали внимания на пересуды. Они жили в своём уютном мире, любили проводить время на даче во Внуково. У супругов был особенный праздник – 23 мая, день их первой встречи. Новый год они всегда отмечали вдвоём и после боя курантов долго гуляли на своём дачном участке.

Супруги прожили в счастливом браке долгие годы. Их разлучил уход из жизни Любови Орловой. Григорий тяжело переживал утрату. Но в 83 года он снова женился на вдове своего сына, 48-летней Галине Крыловой.

Кадр из фильма «Скворец и Лира», 1974 г.

Судьба Дугласа сложилась печально. Он унаследовал таланты своих родителей и успешно окончил ВГИК. Но в 50-е годы сына режиссёра арестовали по обвинению в антисоветской пропаганде.

В конце концов, его отпустили на свободу, но нервное напряжение стало причиной инфаркта. Дуглас всего на три года пережил Любовь Орлову.

Говорили, что Александров женился на своей невестке, чтобы обеспечить будущее внука Гриши и передать ему всё немалое наследство. Но, возможно, причиной было тяжёлое одиночество после ухода любимой супруги.

Галина заботилась о Григории, готовила его любимые блюда, следила за приёмом лекарств. Она навела порядок в архивах Александрова и была рядом с режиссёром до конца его жизни.

Григорий Александров оставил о себе яркую память во многом благодаря браку с Любовью Орловой. Эта красивая пара была для огромной советской страны воплощением идеального союза, созданного на основе любви, уважения и преданности общему творческому делу.

© Biografia.Ru, 2019 г.

Источник

Григорий Васильевич Александров

Григорий Васильевич Александров

Григорий Васильевич Александров (настоящая фамилия – Мормоненко). Родился 10 (23) января 1903 года – умер 16 декабря 1983 года. Советский кинорежиссёр, актёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1941, 1950). Герой Социалистического Труда (1973).

Член КПСС с 1954 года.

Родился 10 (23) января 1903 года в семье уральского горнорабочего, начал свою трудовую деятельность с девяти лет.

С 1912 года работал рассыльным в Екатеринбургском оперном театре, затем занимал должности помощника реквизитора, электротехника, помощника режиссёра. 1917 год – окончил Екатеринбургскую музыкальную школу (по классу скрипки).

1920 год – окончил режиссёрские курсы Рабоче-крестьянского театра при губнаробразе и был назначен инструктором отдела искусств Губобразнадзора. Осуществлял контроль за репертуаром кинотеатров, в том числе занимается монтажом и переделкой старых фильмов, приспосабливая их под новую идеологию.

1921 год – работает актёром Московского первого рабочего театра Пролеткульта. Знакомится с Сергеем Эйзенштейном. Вместе они участвуют в создании нескольких спектаклей. Александров играет роль Глумова в поставленном Эйзенштейном новаторском, экспериментальном спектакле «Мудрец» по мотивам пьесы А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В спектакле были использованы цирковые трюки и эксцентрика.

1924 год – участвует в работе над сценарием и помогает Эйзенштейну в его первых фильмах «Стачка» (1925), «Броненосец Потёмкин» (1925), снимается в них как актёр.

1927 год – выступает как соавтор сценариев и сопостановщик историко-революционного фильма Энзенштейна «Октябрь» и фильма «Старое и новое» (1929).

C 1929 по 1932 совместно с Эйзенштейном и оператором Э. К. Тиссэ работает в США, где обучается мастерству у своих коллег в Голливуде.

1932 год – вместе с Эйзенштейном (на средства писателя Э. Синклера) во время поездки в Мексику снимает фильм «Да здравствует Мексика!» (не был закончен). В 1979 году Александров из отснятого материала всё же смонтировал этот фильм, который на Московском международном кинофестивале получил почётный приз «За выдающееся и непреходящее значение для развития мирового киноискусства».

1932 год – возвращается в СССР и по личному приказу И. В. Сталина снимает фильм «Интернационал», прославляющий Сталина и его политику.

1933 год – встречается на даче у М. Горького со Сталиным. Вождь поручает создать для советского зрителя комедию.

Читайте также:  Тимур кизяков биография личная жизнь родители фото

Григорий Васильевич Александров 2

1934 год – заканчивает съёмки музыкального фильма «Весёлые ребята» с Л. Утёсовым и своей женой Л. Орловой в главных ролях. Критика встретила фильм в штыки, считая, что в нём недостаточно «революционного пафоса», выдвигались обвинения в халтуре и плагиате. Наркомат просвещения РСФСР запретил картину. Вмешался Максим Горький. Он помог организовать просмотр новой кинокомедии членами Политбюро и добился одобрения Сталина, отменившего запрет. Фильм имел огромный успех. В этой музыкальной комедии режиссёр соединил эксцентрические и цирковые трюки, приёмы мюзик-холла и оперетты. Александрову несомненно помог опыт Голливуда, но только ему удалось органично соединить жанровое начало с официальными идеологическими директивами.

С «Весёлых ребят» начался «звёздный» путь актрисы Л. Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В. Лебедева-Кумача. Песня «Марш весёлых ребят», прозвучавшая в кинофильме, стала тогда одной из самых популярных песен среди народа. Картина имела успех и за рубежом (под названием «Москва смеётся»), удостоившись приза Венецианского кинофестиваля (1934). Ч. Чаплин восторженно отозвался об этом фильме: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

1936 год – снимает фильм «Цирк», в основу которого был положен сценарий И. Ильфа, Е. Петрова и В. Катаева (сценарий был сильно переделан Александровым, авторы отказались от своей подписи). В этом фильме Александров резко усилил идеологический акцент, ставя во главу угла преимущества советского образа жизни перед западным. В финале этой оптимистической кинокартины прозвучала ставшая общенародной «Песня о Родине» («Широка страна моя родная»). Фильм удостоен Высшей премии на Международной выставке в Париже (1937).

1936 год – по личному поручению Сталина снимает и монтирует фильм «Доклад товарища Сталина о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов».

1938 год – выпускает комедию «Волга-Волга», имеющую оглушительный успех. Роль почтальона Стрелки, простой талантливой девушки, великолепно сыграла Л. П. Орлова. Нарицательным персонажем сделался бюрократ Бывалов в остром, сатирическом исполнении И. В. Ильинского.

1940 год – выходит фильм «Светлый путь», показывающий счастливую жизнь в СССР и широкие возможности для советского человека. Жанр музыкальной комедии Г. В. Александров продолжил и в фильме «Весна» (1947). В музыкальных фильмах режиссёр привлекал многомиллионного зрителя добрым юмором, неиссякаемой энергией положительных героев, свежестью и доступностью музыкальных решений. Вместе с тем его картины явно приукрашивали изображаемую в них действительность. В 1949 году снял фильм «Встреча на Эльбе».

В 1951-1957 годах- художественный руководитель режиссёрского курса во ВГИКе.

В 1960 году снял фильм «Русский сувенир». Несмотря на немалые затраченные средства, фильм Александрову не удался и в итоге лёг на полку.

1972 год – снимает свой последний художественный фильм «Скворец и Лира», который так и не вышел на экраны.

1976 год – книга воспоминаний «Эпоха и кино».

1979 год – на базе материалов, снятых группой Эйзенштейна, смонтировал фильм «Да здравствует Мексика!» Приз Московского международного кинофестиваля.

1983 год – снял документальный фильм о своей жене «Любовь Орлова».

16 декабря 1983 года – Александров умер от инфекции в почках в Кремлевской больнице, куда его положили на обследование. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Семья и личная жизнь Григория Александрова:

Первая жена – Ольга Иванова, выступавшая в театральном эстрадном коллективе «Синяя блуза». 19 мая 1925 года в семье родился сын – Дуглас (Василий), которого назвали в честь голливудского актёра Дугласа Фэрбенкса. Окончил сценарное отделение ВГИКа. В 1952 году был арестован, год он провел в «Бутырке». Ему инкриминировали антисоветскую агитацию и пропаганду. После выхода из тюрьмы у Дугласа случился первый инфаркт. Умер от инфаркта в сентябре 1978 года. Жена Дугласа, Галина Крылова, работала манекенщицей в московском Доме моделей. Затем увлеклась фотографией, делала порноснимки для Гостелерадио. Внук – Григорий-младший (1954 г.р.). Окончил операторский факультет ВГИКа.

Вторая жена – Любовь Орлова.

Третья жена – Галина Крылова, вдова его сына Дугласа.

Фильмография Григория Александрова:

актер:

1925 – Стачка – бригадир
1925 – Броненосец «Потёмкин» – старший офицер Гиляровский.

режиссер:

1927 – Октябрь
1929 – Старое и новое
1930 – Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
1932 – Интернационал
1934 – Весёлые ребята
1936 – Цирк
1938 – Волга-Волга
1938 – Первое мая
1940 – Светлый путь
1943 – Одна семья
1944 – Каспийские люди
1947 – Весна
1949 – Встреча на Эльбе
1952 – Композитор Глинка
1958 – Человек человеку
1960 – Русский сувенир
1965 – Перед Октябрём
1965 – Ленин в Швейцарии
1974 – Скворец и Лира
1979 – Да здравствует Мексика!

сценарист:

1925 – Стачка
1927 – Октябрь
1927 – Девушка с далёкой реки
1929 – Старое и новое
1930 – Сентиментальный романс / Le Romance sentimentale
1930 – Спящая красавица
1933 – Гром над Мексикой / Thunder Over Mexico
1934 – Весёлые ребята
1936 – Цирк
1944 – Каспийские люди
1947 – Весна
1949 – Встреча на Эльбе
1952 – Композитор Глинка
1958 – Человек человеку
1960 – Русский сувенир
1965 – Ленин в Швейцарии
1967 – Десять дней, которые потрясли мир / Ten Days That Shook the World
1974 – Скворец и Лира
1979 – Да здравствует Мексика!

Источник