Гребенщикова зовут

Гребенщикова зовут thumbnail

Российская актриса театра и кино

БИОГРАФИЯ

Алиса Гребенщикова родилась в Ленинграде, в семье известного музыканта Бориса Гребенщикова и инженера-экономиста Натальи Козловской. Родители развелись, когда девочке было 2 года. Вскоре мать вышла замуж во второй раз, и отчимом будущей актрисы стал психотерапевт Дмитрий Овечкин.

С раннего детства Алиса выступала на утренниках, участвовала в школьных театральных постановках. Но становиться актрисой девушка и не думала. Она училась в школе с гуманитарным уклоном, и в какой-то момент очень заинтересовалась журналистикой, стала писать статьи про то, что ей казалось интересным. Недолго думая Алиса решила поступать на факультет журналистики ЛГУ: “Папа Дима не был в восторге от моего выбора, поскольку считал, что на журфаке я не получу хорошего образования. Но он посоветовал: “Алисочка, сходи на подготовительные курсы, поучись, а там уже определишься”. И когда я стала вечерами ездить на занятия, поняла, что мне даже стены вуза не нравятся. Одно здание навевало тоску. Да и общество сокурсников я находила не очень интересным”.

Определиться с институтом во многом помог куратор группы на подготовительных курсах. Именно он предложил Алисе попробовать поступить на театроведческий факультет СПбГАТИ, где, по его словам, были интересные лекции. Актриса вспоминает: “Там в этот момент шла консультация Карины Добротворской, очень хорошего педагога. Она со мной поговорила и вдруг предложила: “Алиса, а может, на актерский лучше?” Я говорю: “Не знаю, надо подумать” — и пошла домой. Когда папина жена Ирина об этом узнала, – она идею поддержала: “Хотя бы попробуй! Тебя там танцевать научат красиво, а это так хорошо для девочки. А что на этом театроведении хорошего?”. И я решилась, хотя была уверена, что на актерский берут по великому блату”. По своей природе девушка была очень эмоциональной и коммуникабельной, быстро увлекающейся. И идея поступать на актерский факультет показалась ей безумно интересной. Она успешно прошла все испытания, и вскоре поняла, что нашла свое призвание.  

ТЕАТР

Во время обучения в институте Алиса часто ездила в Москву и смотрела спектакли, которые шли на столичных подмостках. И вот однажды, когда актриса училась на третьем курсе института, она увидела спектакль “Ее друзья” по пьесе Розова на сцене МХАТа им. Горького. Алиса вспоминает: “Так, как я плакала на этом спектакле, я не плакала ни до, ни после, даже близко так никогда не плакала. Поняла, что действительно, в этот момент со мной что-то произошло. Я поняла, что хочу быть причастной к этим людям, которые творят эти чудеса, – на моих глазах произошло чудо. Я тоже хочу быть частью чуда. Поэтому у меня не было никаких вопросов, куда идти поступать после института”.

Мечта Алисы осуществилась. На последнем курсе института она стала участником Фестиваля студенческих спектаклей, где исполнила эпизодическую роль в дипломной постановке “Моя прекрасная леди”. Актрису заметили члены худсовета МХАТа и пригласили на просмотр в Москву. В итоге Алису Гребенщикову взяли в МХАТ им. Горького.

Дебютом молодой актрисы стал спектакль  “Весь ваш Антоша Чехонте”. А вот первой большой ролью стала работа в постановке “Мои нерожденные сыновья” по пьесе “Невесты 42-го года”, где Гребенщикова исполнила роль девочки, сбежавшей на фронт. Подготовка, по признанию актрисы, заняла много времени: девушка пересмотрела множество документальных фильмов, перечитала книгу “У войны не женское лицо”. Спектакль имел огромный успех, почти всегда в зале были аншлаги.

Во МХАТе актриса проработала два года и приняла решение уйти из театра. “Роман был очень плодотворный, только краткосрочный. Это часто бывает в молодости. Но таково уж свойство моей натуры. Мне интересно, чтобы было ярко, но недолго. Тянет к смене эмоций, впечатлений. Тем более, Москва — такой город, который предлагает очень много возможностей”, – признается Алиса.

Актриса уходит из репертуарного театра, но продолжает участвовать в антрепризах. Она играет Джульетту в постановке “Ромео и Джульетта”, принимает участие в спектаклях “Сильвия”, “С ума сойти”, “Ивонна, принцесса Бургундская”, “Сказки старого Арбата”, “Западня”. Одной из громких работ Алисы становится Пиноккио в одноименной постановке Жоэля Помра. Актриса рассказывает:  “Наш “Пиноккио” – страшная сказка. Сказка, разыгранная в воображении слепого мальчика. Мальчика, который никогда не видел ни света, ни игрушек. Мальчика, который слушал наказы взрослых, не любящих взрослых, рос без ласки и прятался в мире, который сам придумал. Мальчика, у которого не было друзей. Мальчика, который мечтал о чуде и думал, что мир мертвых – это самое спокойное и светлое место”.

Алиса Гребенщикова признается, что ей сложно сниматься в кино и параллельно репетировать роли в театре. Поэтому в ее творческой биографии были моменты, когда она все время отдавала театру, а кино фактически уходило на второй план. Таким для актрисы стал 2013 год, когда с ее участием вышло сразу несколько премьер: спектакль “Вера Полозкова. Избранное”, “Три девушки в голубом” Оксаны Цехович, и “Счастливые шестидесятые” в “Политеатре” по стихам Беллы Ахмадулиной и Андрея Вознесенского.  “Если бы я еще и снималась, то не успела бы хорошо сделать ни то, ни другое. Мне было важно посвятить этот сезон своему внутреннему театральному развитию, идти в сторону покоя и глубинных переживаний. Как бы это противоречиво ни звучало”, – делится Алиса.

Актриса пробует себя и в режиссуре. В 2014 году состоялась премьера поэтического спектакля “Капель”, в котором Алиса Гребенщикова взяла на себя функцию режиссера и продюсера постановки. По словам актрисы, жанр поэтического театра сегодня крайне важен и актуален: “Есть очень много произведений, закрытых для широкой аудитории, — просто потому что люди в своей ежедневной жизни не находят места поэзии. А когда сталкиваются с ней, начинают жалеть об этом. Между аудиторией и стихами должен быть какой-нибудь человек-ретранслятор”. 

КИНО

Дебют актрисы в кино состоялся еще во время обучения в институте. Учась на втором курсе, девушка отнесла свое портфолио в “Ленфильм”. И спустя некоторое время ее пригласили на кастинг фильма “Американка” режиссера Дмитрия Месхиева. После успешных проб актрису утвердили на роль Динки Огурцовой.

После окончания института актрису часто зовут в сериалы. Она снимается в “Улицах разбитых фонарей”, “FM и ребята”, “ДМБ-002”, “ДМБ-003”,  “Убойной силе-4”, “Ундине”. Девушка признается, что в то время очень хотелось работать в кино, но никто ничего серьезного не предлагал: “Начались сериалы, и мне это дико нравилось, я получала колоссальное удовольствие. Но потом поняла, что это – бесконечное топтание на месте. А когда ты долго топчешься на месте, ты на самом деле катишься вниз”.

Одной из ярких работ Алисы становится роль в фильме Павла Чухрая “Водитель для Веры”. О работе над фильмом актриса вспоминает: “Было безумно интересно. Я вообще считаю его одним из ярчайших режиссеров современности. Павел Григорьевич с разными актерами работает по-разному. Кому-то он объясняет все – вплоть до мельчайших деталей, выстраивает внешний рисунок роли, внутренний. Меня он отпустил и сказал: “Делай, что тебе твоя актерская природа позволяет”. В результате небольшая эпизодическая роль в руках Гребенщиковой стала одной из лучших ролей второго плана.

Новым опытом для актрисы становится участие в авторском кино. В 2005 году режиссер Элина Суни специально под Алису пишет сценарий “Человек в футляре. Человек в пальто и Человек во фраке”. Актриса заинтересовалась предложением и согласилась принять участие в съемках фильма. Картина по-новому раскрыла грани актерского таланта Алисы Гребенщиковой. Образ, представленный актрисой, получился гармоничным и цельным.

Режиссер Элина Суни продолжает сотрудничество с Гребенщиковой, и в 2008 году выходит картина “Вероника не придет” с актрисой в главной роли. Фильм был отмечен вниманием критики и завоевал призы на нескольких кинофестивалях.

Сейчас актриса продолжает сниматься в кино. Одной из ярких работ последнего времени стала роль в картине Алексея Петрухина “Училка”. О своем персонаже актриса рассказывает: “Я играю Асю, циничного телевизионного журналиста, но ее душа еще полностью не потеряна, не засохла. Некоторые журналисты обижаются, что мы так карикатурно изобразили их коллегу.  Но мне кажется, мой персонаж гротескный, он отображает не напрямую журналистов.  Мой персонаж воплощает некий срез современного общества —  30–40-летних людей, достаточно циничных. Людей,  которые формировались как личности в то время, когда расшатывались все идеалы. Таких людей, как  Ася, очень много в социальных сетях. Люди, которые пользуются социальными сетями, поймут, о чем я. Когда происходит какая-нибудь трагедия в мире, они тут же формально ставят галочку, чтобы все увидели —  они скорбят. Формально, напоказ поскорбили, а дальше пошли заниматься своими делами, – это нисколько их не затронуло. Меня такая скорбь напоказ несколько коробит”. 

Читайте также:  Миронов актер личная жизнь

ТЕЛЕПРОЕКТЫ

Алиса Гребенщикова активно участвует в различных телевизионных проектах. Так, актриса запомнилась зрителям как яркая участница шоу “Ледниковый период”. В 2007 году в паре с Алексеем Тихоновым она заняла третье место. А в 2009 году пару девушке составил фигурист Максим Ставиский. Об участии в шоу актриса вспоминает очень тепло: “В “Ледниковом периоде” душа была, чувства, жизнь и дыхание. Поэтому я с большим увлечением во всем этом участвовала и получала ни с чем не сравнимое удовольствие. Это транслировалось зрителям, и уже вроде бы и много времени прошло, но зрительская любовь сохраняется. И мне многие люди напоминают, как я каталась, как это было прекрасно и какая я молодец! Мне это очень приятно, потому что я сама не воспринимала этот проект как свою работу, а воспринимала просто как подарок судьбы”.

В 2010 году актриса снималась в импровизационном телешоу “Южное Бутово”, где вместе с Верой Брежневой исполняла роль соседки главных героев.

Некоторое время Алиса была одной из ведущих программы “Хочу знать” с Михаилом Ширвиндтом. Актриса, по своему собственному признанию, очень ценит этот опыт. Во время съемок программы она побывала в разных интересных местах и узнала много нового.

Алиса Гребенщикова была автором и ведущей программы “Город для детей” на телеканале “Мать и дитя”.

В ЖИЗНИ

Алиса очень любит готовить. Особенно ей нравится печь всякие сладости и угощать своих коллег на репетициях и перед спектаклями.

Свободное время она всегда проводит со своим сыном Алешей, к воспитанию которого подходит очень серьезно. Актриса живет за городом, и каждое утро старается начинать с велопрогулки.  

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Актриса ни разу не была официально замужем. Несколько лет она прожила в гражданском браке с Сергеем Дандуряном, у пары родился сын Алексей (2008). Спустя некоторое время после  рождения ребенка молодые люди разошлись. “Ничего плохого о Сереже сказать не могу: раз прожила с ним столько лет, значит, все устраивало — нам было интересно вместе. К свадьбе, правда, никогда не готовились, это все досужие домыслы. Сейчас я понимаю, что ни я, ни Сережа не были готовы к столь серьезному шагу. Брак — это большая ответственность. А мы жили будто бы немножко в шутку, как дети. И каждый сам за себя, рядом, но не вместе”, – делится Алиса.

Сейчас актриса свободна: “Я пока одна, не замужем, и мне очень хочется, чтобы меня полюбил один-единственный идеальный мужчина. Но вообще-то я считаю себя в потенциале прекрасной женой — лучше меня просто не найти, потому что я очень внимательный человек, женщина-сюрприз. Я всегда искренне интересуюсь делами своего мужчины, во все с интересом вникаю. Я — та женщина, которая полночи сидит у окна и ждет любимого, а потом, пока он ест, умильно на него смотрит и слушает, как он рассказывает о том, что произошло за день”.

ИНТЕРВЬЮ

О ФАМИЛИИ

“Честно говоря, однажды я даже отправилась в паспортный стол: поинтересоваться, нельзя ли сменить фамилию и стать, к примеру, Алисой Эльмаа. Тогда я училась в театральном и подыскивала себе звучный псевдоним. Своей фамилией я стала гордиться, как это ни смешно звучит, благодаря Лизе Боярской, всего-то пару лет назад. В одном интервью она так хорошо говорила про семью, про родных, что и я подумала: “Ну действительно, почему же я должна стыдиться, скрывать, что я Гребенщикова?”.

О МУЗЫКЕ

“У меня нет музыкального таланта, усидчивости. Я люблю слушать музыку, но у меня нет внутренней потребности выражать себя через музыку. Это не мое средство”.

РЕЦЕПТ ДУШЕВНОГО РАВНОВЕСИЯ

“Будьте внимательными к людям, которые вас окружают. Потому что в близких наше спасение. У меня лично перестали возникать какие бы то ни было депрессии, потому что на них просто нет времени. Но важно, кроме всего прочего, чтобы рядом был человек, на котором ты можешь сосредоточиться”. 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

  • Приз за “Лучшую женскую роль” на кинофестивале “Улыбнись, Россия!” за фильм “Человек в футляре, Человек в пальто и Человек во фраке” (2005)
  • Лауреат премии “Молодежный триумф”

По материалам сайтов aliceworld.ru, vokrug.tv, nashfilm.ru, buro247.ru, wday.ru, aif.ru, 7days.ru, piterzavtra.ru, interviewmg.ru, uznayvse.ru.

ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТРИСА

  • Бисер (2016), сериал
  • Кризис нежного возраста (2015), сериал
  • Училка (2015)
  • Sex, кофе, сигареты (2014)
  • Танкисты своих не бросают (2014), мини-сериал
  • Светло тому, кто любит (2013)
  • Шерлок Холмс (2013), сериал
  • 45 секунд (2013), ТВ
  • Мама-детектив (2012), сериал
  • Мексиканский вояж Степаныча (2012), ТВ
  • Последний путь русалки (2012)
  • Один (2011)
  • Любовь и разлука (2011), сериал
  • Мелодия любви (2010), ТВ
  • Вера. Надежда. Любовь (2010), сериал
  • Москва, я люблю тебя! (2009)
  • Вероника не придет (2008)
  • Егорино горе (2008)
  • Деметра (2007)
  • Возвращение блудного мужа (2007), ТВ
  • Формула стихии (2007), сериал
  • Беглянки (2007)
  • Ванечка (2007)
  • Дело было в Гавриловке (2007), сериал
  • Май (2007)
  • Любовь-морковь (2007)
  • Мертвые дочери (2007)
  • Осторожно, блондинки! (2006), мини-сериал
  • Испанский вояж Степаныча (2006), ТВ
  • День денег (2006)
  • Слава богу, ты пришел! (2006-2010), сериал
  • Охота на гения (2006), сериал
  • Тайский вояж Степаныча (2005), ТВ
  • Новогодний киллер (2005)
  • Лебединый рай (2005), сериал
  • Крупногабаритные (2005)
  • Бриллианты для Джульетты (2005), сериал
  • Человек в футляре, Человек в пальто и человек во фраке (2005)
  • Посылка с Марса (2004)
  • Нежное чудовище (2004), сериал
  • Зима Весна (2004)
  • Даша Васильева 3. Любительница частного сыска: Спят усталые игрушки (2004), ТВ
  • Даша Васильева 3. Любительница частного сыска: Бассейн с крокодилами (2004), ТВ
  • Строптивая мишень (2004), мини-сериал
  • Ундина 2: На гребне волны (2004), сериал
  • Команда (2004), сериал
  • Водитель для Веры (2004)
  • Четвертое желание (2003)
  • Спас под березами (2003), сериал
  • Другая жизнь (2003), сериал
  • Кавалеры морской звезды (2003), сериал
  • Ундина (2003), сериал
  • Лучший город Земли (2003), сериал
  • Пассажир без багажа (2003), ТВ
  • Светские хроники (2002), мини-сериал
  • Тайный знак (2001), сериал
  • Сезон охоты 2 (2001), сериал
  • ДМБ-003 (2001)
  • Бледнолицый лжец (2001)
  • Аз и Ферт (2001), ТВ
  • FM и ребята (2001), сериал
  • ДМБ-002 (2000)
  • Убойная сила (2000-2005), сериал
  • Улицы разбитых фонарей (1997-…), сериал
  • Американка (1997) 

ФИЛЬМОГРАФИЯ: ОЗВУЧИВАНИЕ

  • Кунг-фу Панда: Праздничный выпуск (2010) – Мастер Тигрица
  • Кунг-фу Панда (2008) – Мастер Тигрица

Источник

Борис Гребенщиков

Борис Гребенщиков

Борис Борисович Гребенщиков (БГ). Родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский поэт и музыкант, лидер рок-группы «Аквариум», один из «отцов-основателей» русской рок-музыки.

Отец – Борис Александрович Гребенщиков (1926-1975), был инженером, директором опытного завода Балтийского пароходства.

Мать – Людмила Харитоновна Гребенщикова (1929-2009), юрисконсульт Ленинградского дома моделей.

Бабушка – Екатерина Васильевна, как и её дочь Людмила, пережила блокаду Ленинграда, потеряв мужа и отца.

В 1970 году окончил ленинградскую физико-математическую школу № 239.

В 1976 году окончил факультет прикладной математики – процессов управления Ленинградского государственного университета им. Жданова и стал работать в НИИ социологии, продолжая писать песни, выступать с концертами и сотрудничая с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета. Основал самиздатовский журнал «Рокси».

Летом 1972 года вместе с Анатолием Гуницким и группой единомышленников основал группу «Аквариум». Группа жила полуподпольной жизнью, делая домашние записи и изредка выезжая на короткие гастроли в другие города. Позже сам Гребенщиков так охарактеризовал свой проект: «У меня простой подход. Боб Марли говорил: “Who are playing with me is Wailers” – кто играет со мной, те и есть Wailers. Если людям будет интересно играть со мной, то это будет “Аквариум”. Это буду не я лично, потому что мы, когда работаем вместе, мы и делаем всё вместе. Если людям интересно играть эту музыку, значит, это “Аквариум”».

По распространённой версии, название группы возникло, когда Гребенщиков и Гуницкий ехали в автобусе и увидели на Будапештской улице Петербурга пивной бар под названием «Аквариум» (в 1980-е годы это заведение было закрыто). Сам Борис Гребенщиков в разные годы по-разному отвечал на вопрос о названии группы.

Поначалу у группы дело не шло дальше репетиций и первый концерт группа дала в Зеленогорске только ранней весной 1973 года. Ещё одно выступление состоялось в ленинградском ресторанчике «Трюм» около Центрального Парка Культуры и Отдыха, а первый гонорар составил 50 рублей наличными.

Читайте также:  Нонна гришаева в юности фото

Первое время состав был приблизительно таким: Гребенщиков, Джордж (барабаны), Александр Цацаниди (бас), Вадим Васильев (клавишные), Валерий Обогрелов (звук). В 1973 году непродолжительное время с «Аквариумом» репетировал гитарист Эдмунд Шклярский, впоследствии лидер группы «Пикник». В том же году появился бас-гитарист Михаил Файнштейн-Васильев (Фан). В следующем году к группе в качестве клавишника присоединился Андрей «Дюша» Романов. Вскоре под влиянием игры Иэна Андерсона он переквалифицировался во флейтиста.

К 1974 году относятся первые магнитоальбомы «Аквариума». В январе – феврале на каникулах Гребенщиковым и Джорджем было записано «Искушение святого Аквариума». Вскоре был подготовлен ещё один короткий альбом «Менуэт земледельцу», но эта запись, похоже, утеряна окончательно. Третий альбом назывался «Притчи графа Диффузора». Он был записан Гребенщиковым, Джорджем, Фаном и Дюшей Романовым.

В 1975 году в «Аквариуме» появился виолончелист Всеволод (Сева) Гаккель.

С 1976 года «Аквариум» начинает вести довольно регулярную концертную деятельность. Первый совместный концерт Гребенщикова, Гаккеля и Дюши Романова состоялся 27 февраля 1976 года на первом празднике музыки Beatles, а в конце марта «Аквариум» на свои деньги едет непрошеным гостем на «Таллиннские Песни Молодежи – 1976» – Таллиннский фестиваль популярной музыки, где играет четыре акустические вещи.

Летом 1978 года состоялась совместная с Майком Науменко запись акустического альбома «Все братья – сёстры», вдохновленного творчеством Боба Дилана. В записи принимал участие Михаил Файнштейн.

К концу семидесятых «Аквариум» уже знаком с двумя значимыми фигурами советского рока – Артемием Троицким и Андреем Тропилло, в студии которого были записаны первые «исторические» альбомы «Аквариума». В новогоднюю ночь 1979 года впервые выступил с «Аквариумом» Александр Ляпин (он окончательно вошёл в состав «Аквариума» в 1982 году), весной 1979 года Дюша и Фагот вернулись из армии.

Громко заявить о себе в рок-кругах «Аквариуму» удалось на тбилисском рок-фестивале 1980 года. Призов группа не получила, но своим выступлением устроила настоящий скандал. По сравнению с остальными участниками фестиваля «Аквариум» вёл себя на сцене эксцентрично и эпатажно, но жюри этого не оценило: когда во время концерта Гребенщиков, играя на гитаре, лёг на сцену, все члены жюри демонстративно покинули зал. «Аквариум» обвинили в пропаганде гомосексуализма (так был расценён один из эпизодов выступления), инцеста (исполняя песню «Марина», Гребенщиков вместо «выйти замуж за финна» спел «выйти замуж за Ино»: из-за плохой техники многим показалось «выйти замуж за сына») и в непристойном поведении и поначалу даже хотели немедленно выслать с фестиваля. О выступлении стало известно в Ленинграде, и в результате БГ лишился работы и был исключён из комсомола.

В январе 1981 года записан «Синий альбом», ставший первой «исторической» самостоятельной студийной работой «Аквариума».

Борис Гребенщиков в молодости

Борис Гребенщиков в молодости

В 1981 году группа становится членом Ленинградского рок-клуба, принимала участие в первых пяти его фестивалях.

В 1982 году Гребенщиков осуществил продюсирование первого альбома группы «Кино» «45».

C начала 1982 года группа начинает играть электрические концерты. В самом начале года, 6 января, был сыгран концерт в ДК имени Луначарского в Москве. Летом записывается альбом «Табу». По словам БГ, для группы это были тяжёлые времена, после концерта в Архангельске рок-клуб запретил «Аквариуму» концертную деятельность до конца года. Файнштейн и Дюша устроились летом на работу и почти не участвовали в записи альбома – по этой причине на обложке после названия группы даже был поставлен вопросительный знак. В числе приглашённых музыкантов оказался 20-летний Игорь Бутман.

Популярность «Аквариума» увеличивалась, несмотря на отсутствие официального признания. В конце 1983 года группа попала в тройку лучших в СССР по результатам первого в советской практике опроса экспертов, проведённого газетой «Московский комсомолец» среди примерно тридцати журналистов и рок-деятелей из Москвы, Ленинграда и Таллина.

В марте 1984 года группа приглашается Тамарой и Владимиром Максимовыми на запись первой передачи «Музыкальный ринг» на ленинградском телевидении. 24 октября 1986 года ансамбль появляется на «Музыкальном ринге» во второй раз, а 17 января 1987 года это выступление транслируется уже по первой общесоюзной программе. «Музыкальный ринг» становится первой «визуализацией» «Аквариума» «в полный рост» – в режиме студийного ток-шоу и концерта и в масштабе всего СССР.

Аквариум – Город Золотой

В 1987 году в журнале ЦК ВЛКСМ «Смена» опубликована первая (без учёта подпольных изданий) рецензия на творчество «Аквариума».

3 июня 1988 года группа сыграла свой первый концерт за границей – в канадском Монреале, после которого «Аквариум» в полном составе записал в Канаде две песни («Китай» и «King Arthur») для будущего сольного англоязычного альбома БГ. В августе 1988 года он работает в США и Великобритании над «Radio Silence» («Радио Тишина»). Осенью и зимой «Аквариум» даёт несколько концертов, но Гребенщиков постоянно отлучается в США, появляется в прессе и даёт концерты независимо от группы.

В начале 1990-х деятельность «Аквариума» была прекращена.

В 1991-1992 годах Гребенщиков возглавлял группу «БГ-Бэнд». «БГ-Бэнд» был собран Гребенщиковым весной 1991 года и представлял собой своеобразную реинкарнацию «Аквариума» в новом названии и звучании и в новых «старых» лицах, среди которых не было ядра классического «Аквариума» – Гаккель, Романов, Файнштейн. В ансамбль вошли Гребенщиков, Олег Сакмаров (флейта), Сергей Щураков (аккордеон, мандолина), Андрей Решетин (скрипка) и Сергей Березовой (бас). Решетин и Щураков уже участвовали в записи «Равноденствия» (1987), а Сакмаров и Березовой были известны по гастрольной работе с последним составом «Аквариума».

За время своего существования группа «БГ-Бэнд» дала 171 концерт в Москве, Ленинграде-Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Риге, Казани, Северодвинске, Архангельске, Харькове и нескольких городах Поволжья, Урала и Сибири, на которых исполнялись совершенно новые песни и некоторые из прежнего репертуара Гребенщикова и «Аквариума».

Новый «Аквариум» был собран в сентябре 1992 года. В него вошли уже игравшие в «Аквариуме» и «БГ-Бэнде» Александр Титов, Олег Сакмаров и Алексей Зубарев, а также двое новых членов: Алексей «Лорд» Рацен и Андрей Вихарев. Чуть позже к этой шестёрке присоединился Сергей Щураков.

В 1994 году в свет выходят два сольных альбома Гребенщикова – «Песни Александра Вертинского» и «Задушевные песни» (последний записан совместно с «Аквариумом», обозначенным на обложке как «Квартет Анны Карениной»). Кроме того, во Франции для европейских слушателей появляется сборник «Boris Grebenchikov & Aquarium 1991-1994». Он приурочен к большому концерту Гребенщикова в парижском Theatre de la Ville.

В 1997 году Гребенщиков вместе с «The Band» (знаменитая американская группа, среди прочего, аккомпанировавшая Бобу Дилану) записал альбом «Лилит», вышедший в двух вариантах (русском и американском).

В январе 1998 года стал лауреатом премии «Триумф».

23 сентября 2000 года ему была вручена Премия «Люди нашего города» (Санкт-Петербург).

7 апреля 2001 – вручение премии журнала «Fuzz» «За вклад (в развитие рок-музыки)».

31 марта 2002 – Гребенщикову и «Аквариуму» вручили премию НАШЕго радио «ПобоRoll» за вклад в развитие музыки.

18 октября 2002 – лауреат Царскосельской художественной премии.

2003 – 50-летний юбилей Бориса Гребенщикова и большой концерт в Кремле по этому поводу.

24 января 2004 – вручение премии «Своя колея» имени Владимира Высоцкого.

Март 2005 – выступил организатором встречи ряда рок-музыкантов и продюсеров с Владиславом Сурковым, замглавы администрации президента, вызвавшей большой резонанс в СМИ.

22 мая 2005 – начал карьеру радиоведущего и ведёт почти часовую авторскую программу «Аэростат» на «Радио России».

В 2006 году Гребенщикову сделана операция по коррекции зрения.

21 мая 2007 – концерт в Альберт-холле.

8 января 2009 года в Берлине сделана операция по шунтированию сердца.

18 марта 2013 года Гребенщиков заявил о прекращении общения с прессой в России, продолжая изредка давать интервью за границей. В январе 2013 «Аквариум» возобновил сотрудничество с гитаристом состава 90-х годов Алексеем Зубаревым. В конце 2013 года, в честь дня рождения БГ, выходит двадцать второй «естественный» альбом «Аквариум плюс», содержащий в числе прочих по-новому переигранные малоизвестные песни группы. «Это фантазия на тему “как бы звучали песни Аквариума, если бы все было по-другому”. Альбом был записан между Петербургом, Лондоном и Лос-Анжелесом при деятельной помощи нашего нового коллеги Митчелла Фрума. При записи не пострадала ни одна панда», – комментировал альбом БГ.

2014 – сольный альбом БГ «Соль», «лучший за 40 с лишним лет».

18 марта 2016 года «Аквариум» выпустил мини-альбом из трёх песен «Песни Нелюбимых». Две из них были записаны на Кубе исключительно с кубинскими музыкантами.

16 июня 2017 года группа «Аквариум» обнародовала новую песню «Пегги Поршень». В недавнем интервью БГ рассказал о работе над новым альбомом «Аквариума». С июня 2017 года у «Аквариума» стартовал тур, посвящённый 45-летию группы. Праздничные концерты, посвящённые 45-летию «Аквариума», с участием гостей из разных стран прошли 30 июня в Москве в клубе «STADIUM» и 2 июля в Санкт-Петербурге в ДС «Юбилейный».

Читайте также:  Актрисы сестры антоновы фото

20 октября 2017 вышел мини-альбом «Двери Травы» с тремя песнями, сочинёнными в 1970-е и 1980-е годы и записанными в Петербурге и Париже в 2017 году.

В 2017 году Борис Гребенщиков стал художественным директором ежегодного петербургского фестиваля «Части Света».

Рост Бориса Гребенщикова: 176 сантиметров.

Личная жизнь Бориса Гребенщикова:

Первая жена – Наталья Козловская. Поженились осенью 1976 года после института. Свадьбу играли в «Астории». По воспоминаниям друзей, гуляли широко, шумно, весело. На торжество приезжали музыканты «Машины времени».

12 июня 1978 года у пары родилась дочь Алиса Гребенщикова, стала актрисой театра и кино.

В то время БГ вел богемный образ жизни, возможно, это и явилось причиной того, что семья распалась через три года. Развелись в 1980-м.

Дочь Алиса подарила внука Алексея (род. 2008).

Борис Гребенщиков и Наталья Козловская

Борис Гребенщиков и Наталья Козловская

Вторая жена – Людмила Шурыгина (1980) (до этого – гражданская жена Всеволода Гаккеля). Художник, работала уборщицей в 222-й школе. С Людой БГ прожил с 1980 по 1989 год.

Сын Глеб Гребенщиков (род. 14 декабря 1984) – известен как диджей gebe. Внучка – Алиса Гребенщикова.

Борис Гребенщиков и Людмила Шурыгина

Борис Гребенщиков и Людмила Шурыгина

Третья жена – Ирина. В браке с 1991 года. Бывшая жена Александра Титова, который играл в группе «Земляне» при Кемеровской консерватории. Борис и Ирина воспитывали Марка Титова и Василису Гребенщикову – сына и дочь Ирины и Александра, удочерённую Борисом. Дети Ирины получили высшее образование. Глеб жил с отцом со времени смерти прабабушки Екатерины Васильевны. Марк играет в нескольких независимых группах и пишет электронную музыку под именем Bio C, Василиса – художник.

Борис Гребенщиков, жена Ирина и Джоанна Стингрей

Борис Гребенщиков жена Ирина Джоанна Стингрей

Не является приверженцем какой-либо определённой религии. В начале 1990-х годов он всерьёз увлёкся буддизмом, называл себя учеником ламы-датчанина Оле Нидала, проповедника европеизированного варианта учения школы Карма Кагью на Западе и в России. Неоднократно посещал ашрам известного индийского гуру Саи Бабы. В 2006 году в Малайзии познакомился с известным неоиндуистским гуру Шри Чинмоем, который дал музыканту имя Пурушоттама (в переводе с санскрита означает «великолепный человек»). При поддержке Шри Чинмоя были организованы концерты Гребенщикова в Лондоне, в Альберт-холле, в августе 2007 года – сольный концерт в ООН, в котором Гребенщикову аккомпанировали ученики Шри Чинмоя.

Иногда посещает православные церкви и участвует в православных богослужениях. Долгое время он занимался составлением списка чудотворных икон России. Изучает индийскую и китайскую философию. Перевёл с английского языка несколько буддийских и индуистских текстов. С 2009 года работает над переводом «Бхагавад-гиты» на русский язык. Музыкант утверждает, что эта «гениальнейшая книга человечества» переведена на русский язык «так, что читать её невозможно. Я пытаюсь сделать так, чтобы было понятно всем».

Среди русских классиков Гребенщикову нравится творчество Пушкина, Пастернака, Мандельштама, Булгакова и Ахматовой; из современных писателей – Бориса Акунина и Виктора Пелевина.

Любимые фильмы – «Шерлок Холмс» Гая Ричи, «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля и «Остров» Павла Лунгина, а также популярные сериалы «Пуаро» и «Приключения Шерлока Холмса».

Борис Гребенщиков является большим поклонником The Beatles, которые значительно повлияли на его творчество и мироощущение.

Фильмография Бориса Гребенщикова:

1981 – Тбилиси-80 | Советский рок (Финляндия, документальный)
1981 – …Иванов (короткометражный) – Боря, музыкант
1986 – Диалоги (документальный) – гитарист “Поп-механики”
1986 – Йя-хха! (короткометражный)
1988 – Серп и гитара (From Russia with rock / Sirppi ja kitara) (документальный)
1988 – Рок (документальный)
1990 – Город – Борис Гребенщиков
1991 – Клон (документальный)
1991 – БГ 1991 (документальный)
1992 – Над тёмной водой – эпизод
1993 – Два капитана – 2
2000 – Нежный возраст – Борис Гребенщиков
2005 – Александр Башлачев. Смертельный полет (документальный)
2005 – Культурный слой. Rock 70-80-е: все братья и сестры (документальный)
2005 – Культурный слой. Rock-80-е: Цой жив (документальный)
2006 – 40:0 в пользу БГ (документальный)
2008 – Поэзия и время. Андрей Вознесенский (документальный)
2008 – Живая история. Русский рок (документальный)
2009 – Рокеры
2010 – Культурный слой. Рок-самиздат (документальный)
2010 – Татьяна Окуневская. Качели судьбы (документальный)
2010 – Последний рок-н-ролл (документальный)
2011 – Петр Мамонов. Черным по белому (документальный)
2011 – Жара. Огонь и вода (документальный)
2011 – Александр Кайдановский. Загадки Сталкера (документальный)

Вокал Бориса Гребенщикова в кино:

1984 – Милый, дорогой, любимый, единственный… – песня “Стучаться в двери травы”
1985 – Чужие здесь не ходят – песня “Город”
1987 – Асса
1988 – Трагедия в стиле рок
1989 – Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви
1991 – Дом под звёздным небом
1991 – Афганец
2000 – Нежный возраст
2008 – 2-Асса-2
2011 – Как пройти в библиотеку? (использована песни “Обещанный день”, “День радости”)

Работы Бориса Гребенщикова в кино как композитора:

1981 – …Иванов (короткометражный)
1985-1991 – Терпение труд (документальный)
1986 – Искусство быть смирным (короткометражный)
1988 – Рок (документальный)
1988 – Жажда (документальный)
1989 – Ты успокой меня (документальный)
1990 – Ёлы-палы, или Митьки в Европе (документальный)
1990 – Город – музыка ансамбля “Аквариум”, дирижер
1991 – Приключения Стингрей (короткометражный)
1992 – Трава и вода (короткометражный)
1992 – Митьки никого не хотят победить, или Митькимайер (анимационный)
1993 – Два капитана – 2
2006 – Связь
2010 – Золотое сечение
2012 – Танец Дели

«Доисторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:

1973 – Искушение Святого Аквариума (БГ + Джордж)
1973 – Менуэт земледельцу
1974 – Притчи графа Диффузора
1976 – С той стороны зеркального стекла
1978 – Все братья – сёстры (БГ + Майк).

«Исторические» альбомы Бориса Гребенщикова и «Аквариума»:

1981 – Синий альбом
1981 – Треугольник
1981 – Электричество
1982 – Акустика
1982 – Табу
1983 – Радио Африка
1984 – Ихтиология
1984 – День Серебра
1986 – Дети Декабря
1986 – Десять стрел
1987 – Равноденствие
1989 – Radio Silence (БГ)
1991 – История Аквариума том 3 – Архив
1992 – Русский альбом (БГ)
1993 – Любимые песни Рамзеса IV
1993 – Письма капитана Воронина
1994 – Пески Петербурга
1994 – Песни Александра Вертинского
1994 – Кострома mon amour
1994 – Задушевные песни (БГ + Квартет Анны Карениной)
1995 – Навигатор
1996 – Снежный лев
1996 – Чубчик (БГ)
1997 – Гиперборея
1997 – Лилит (БГ)
1998 – Прибежище (англ. «Refuge»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
1998 – Молитва и пост (internet-only album) – на компакт-диске выпущен впервые в 2001 году
1998 – Борис Гребенщиков и Deadушки (БГ + Deadушки)
1999 – Песни Булата Окуджавы (БГ)
1999 – Ψ
2000 – Территория
2002 – Переправа («Bardo»; БГ + Gabrielle Roth & «The Mirrors»)
2002 – Сестра Хаос
2003 – Песни рыбака
2004 – Без слов – в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы (БГ)
2005 – ZOOM ZOOM ZOOM
2006 – Беспечный русский бродяга
2007 – Феодализм (запись 1990 года)
2008 – Лошадь белая
2009 – Пушкинская, 10
2009 – БГ+Зомбияйц (запись 1998 года)
2010 – Оракул Божественной Бутылки (запись 1998 года)
2010 – День радости
2010 – Наша жизнь с точки зрения деревьев (запись 1988 года)
2010 – Записки о Флоре и Фауне (запись 1982 года)
2011 – Архангельск
2012 – Сроки и цены (запись 1983 года)
2012 – 21-й век
2012 – Воздухоплавание в компании сфинксов
2012 – Тайная история пчеловодства
2013 – Аквариум +
2014 – Соль (БГ)
2016 – Песни Нелюбимых EP
2017 – Двери Травы EP.

Сольная дискография Бориса Гребенщикова:

1989 – Radio Silence (БГ)
1992 – Русский альбом (БГ)
1996 – Чубчик (БГ)
1997 – Лилит (БГ)
1999 – Песни Булата Окуджавы (БГ)
2004 – Без слов – в продажу не поступил, распространяется только на концертах группы (БГ)
2014 – Соль (БГ)
2018 – Время N.

Источник