Георгий товстоногов биография личная жизнь

Георгий товстоногов биография личная жизнь thumbnail

Биография

Георгий Товстоногов – постановщик и преподаватель, создатель книг по режиссуре. С его именем ассоциируется целая эпоха в жизни советского театра. Георгий Александрович Товстоногов появился на свет 28 сентября 1915 года в грузинском городе Тифлис, который сейчас называется Тбилиси.

Георгий ТовстоноговРежиссер Георгий Товстоногов

Его отец, инженер-железнодорожник, был на хорошем счету в грузинском Министерстве путей и сообщений. Мать Тамара Папиташвили окончила Петербургскую консерваторию с дипломом вокалистки. Младшая сестра, Натела Товстоногова, став супругой актера Евгения Лебедева, связала жизнь с талантливыми творческими людьми.

Георгий поступил в школу раньше сверстников и в 15 лет завершил обучение. Уже в те годы подростка безудержно увлекал театр. Дядя мальчика работал артистом в драмтеатре Тифлиса и приводил его смотреть спектакли. Отец, видя заинтересованность сына, настаивал на выборе другого жизненного пути. По его наставлению и при содействии знакомого Георгий Товстоногов стал студентом Тбилисского железнодорожного института.

Георгий Товстоногов в молодостиЮный Георгий Товстоногов и его сестра Натела

Сын не смог пойти против натуры в угоду родителю. Отучившись год, в 1931-м он ушел из вуза, став актером и помощником режиссера Николая Яковлевича Маршака. Потенциал Товстоногова был настолько очевидным, что в 1933 году Маршак доверил ему самостоятельную работу. Спектакль по произведению Антона Павловича Чехова назывался «Предложение» и имел успех в городе.

Первая удача вдохновила начинающего режиссера. В 1933 году Товстоногов поступил в ГИТИС. Он был слишком юн для прохождения конкурсного отбора, поэтому в документах увеличил реальный возраст на 2 года. Педагогами студента стали знаменитые постановщики Андрей Михайлович Лобанов и Алексей Дмитриевич Попов.

Георгий ТовстоноговГеоргий Товстоногов

Параллельно с обучением Товстоногов продолжал работать в ТЮЗе. За первым спектаклем последовали «Женитьба», «Музыкантская команда», «Голубое и розовое», «Великий еретик», «Троянский конь» и другие постановки.

1937 год сломал все мечты молодого человека: отец был репрессирован. Георгий автоматически стал сыном врага народа. О получении образования в столичном институте можно было забыть: его отчислили с 4-го курса ГИТИСа. Товстоногов цеплялся за любую возможность вернуться, и случилось непредсказуемое. Невзначай брошенная фраза Иосифа Сталина «Сын за отца не отвечает» позволила восстановиться на курсе и с блеском завершить обучение в 1938 году.

Театр

Товстоногова пригласили на пост режиссера в Тбилисский драматический театр имени А. С. Грибоедова. Там он свел знакомство с народным артистом СССР Акакием Хоравой. Благодаря покровителю Георгий Александрович стал преподавателем актерской группы в театральном институте им. Шота Руставели. С этого момента Товстоногова начали воспринимать именно как профессионального режиссера.

Режиссер Георгий ТовстоноговРежиссер Георгий Товстоногов

Первой постановкой в тбилисском драмтеатре стал спектакль «Дети Ванюшина». Вплоть до 1946 года Георгий Александрович работал с артистами в родном городе, выпустив спектакли «Кремлевские куранты», «Парень из нашего городка», «Школа злословия», «Ленушка», «Лисички».

Затем его пригласили в Москву. С 1946 по 1949 годы он руководил Гастрольным реалистическим театром и Центральным детским. Во втором поставил нашумевшие спектакли «Где-то в Сибири» и «Тайна вечной ночи». Товстоногову удавалось совмещать работу над обязательными постановками в этих театрах с режиссурой спектаклей в студии Театра оперетты и Русском драматическом театре в Алма-Ате.

Георгий Товстоногов и Светлана Крючкова во время репетицииГеоргий Товстоногов и Светлана Крючкова

В 1949 году постановщик получил новое назначение и вторым родным городом для него стал Ленинград. В должности главного режиссера театра им. Ленинского комсомола он провел период с 1950 по 1956 годы. Эта сцена стала для него домом.

В 1956 году, в канун 37-го дня рождения, труппе представили нового руководителя. Он оказался 11-м по счету. Театр им. Ленинского комсомола в это время находился в упадке и среди других ленинградских сцен был на позициях аутсайдера. Отсутствовала логика в построении репертуара, режиссеры не работали достаточным образом с актерами, зритель в зале оказывался случайным.

Георгий Товстоногов на репетицииГеоргий Товстоногов на репетиции

Тем не менее, труппа собрала звезд. Такие артисты, как Елена Грановская, Ольга Казико, Василий Софронов, Виталий Полицеймако, находились в ожидании человека, способного направить театр по иному курсу.

Перемены, проведенные мастером, были кардинальными. Режиссер обновил труппу, уволив около 30 артистов. Его главным ориентиром стали мастера и молодые актеры. Главной целью оказалось возвращение прежнего зрителя и приглашение нового. Сделать это были призваны три премьеры: «Шестой этаж», «Безымянная звезда» и «Когда цветет акация». Последний в городе стал притчей во языцех.

Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»Евгений Лебедев и Георгий Товстоногов после спектакля «История лошади»

Нетипичная режиссура, интересные мизансцены, работа артистов с пространством и зрителем дали о себе знать. Легкая и веселая постановка подкупала живостью и лиричностью. Зрительный зал театра наполнился публикой. Следующим спектаклем в постановке Товстоногова стал «Лиса и виноград». Он вышел спустя 3 месяца и открыл череду программных постановок, сформировавших новый, актуальный и созвучный времени репертуар.

Георгий Товстоногов реализовался как постановщик и педагог. Тщательно работая с актерами, он направлял их, помогая перевоплощаться и совершенствовать себя в профессии. Постановщик сумел повести за собой труппу и зрителя. Он совершенствовал методы, технику и навыки постановщика.

Георгий Товстоногов в театреГеоргий Товстоногов в театре

Режиссер жил сценой, репетициями и премьерами, чем завоевал уважение коллег и сотрудников, театрального сообщества и публики. Театр обрел уверенного руководителя и закрепил за собой звание одного из лучших в городе.

Увлеченность артистов и появление собственного зрителя доказали, что метод Товстоногова является самым действенным. Петербуржцы и туристы считали своим долгом посетить премьеры талантливого деятеля. В течение 33 лет Георгий Александрович занимал пост директора театра, название которого теперь звучало по всей стране.

Памятник Георгию ТовстоноговуПамятник Георгию Товстоногову

За свою работу он был удостоен Сталинской и Ленинской премий. Аналогов спектаклям Товстоногова не существовало, а режиссеры учились у мастера, перенимая особенности творческой манеры. Постановщик помог дебютировать драматургам Александру Володину и Виктору Розову.

Спектакли Товстоногова шли в России, Польше, Финляндии, Болгарии и Германии. Он выпускал телепостановки и работал на радио. С 1957 года состоял в редколлегии журнала «Театр» и с 1964-го был председателем президиума Всероссийского театрального общества.

В 1958 году Георгий Товстоногов начал преподавать в ЛГИТМИКе, а в 1968-м получил статус доктора искусствоведения. С 1970-го заведовал кафедрой режиссуры в институте. Его спектакли, поставленные со студентами, были широко известны в Ленинграде и других городах.

Читайте также:  Актеры универа новая общага биография личная жизнь

Личная жизнь

Биография Георгия Товстоногова тесно переплетается с театральным делом. Его личная жизнь полна романтических увлечений, связанных с профессией. Режиссер влюблялся, симпатизировал, но для создания настоящей семьи всегда ждал достойной женщины, способной создать атмосферу и уют сродни тем, что царили в доме его родителей.

Саломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия ТовстоноговаСаломе Канчели и Инна Кондратьева, жены Георгия Товстоногова

Товстоногов считал, что спутница жизни обязательно должна быть творческой личностью. Его первой женой стала актриса Саломе Канчели. Свадьба состоялась в 1943 году, а спустя 2 года молодожены развелись. В браке появились любимые дети, сыновья Николай и Александр.

В 1958-м Товстоногов женился во второй раз. Избранницей оказалась актриса Инна Кондратьева. Но спустя 4 года и их союз распался.

Георгий Товстоногов-младший, внук Георгия ТовстоноговаГеоргий Товстоногов-младший, внук Георгия Товстоногова

Дети режиссера и внук пошли по стопам великого родственника. Их также увлекла режиссура. Сыновья имели собственную манеру в творчестве, а Георгий Товстоногов-младший подсознательно шел по пути, который избирал дед. В 2012 году жизнь внука постановщика трагически оборвалась.

Смерть

Товстоногов возглавлял любимый театр до последних дней жизни, не пропуская спектаклей и репетиций, регулярно проводя беседы с коллегами. На 23 мая 1989 года была намечена премьера спектакля. Согласовав дату, постановщик сел в автомобиль, чтобы ехать домой, но так и не добрался до места назначения.

Большой драматический театр имени Георгия ТовстоноговаБольшой драматический театр имени Георгия Товстоногова

Причиной смерти режиссера стала остановка сердца. Для театрального Петербурга это оказалось трагедией. Не стало человека, вдохновившего несколько поколений. Георгий Товстоногов похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, в Некрополе мастеров искусств. Над захоронением установлен памятник в виде распятия.

После смерти режиссера театру им. Ленинского комсомола присвоили новое название: Большой драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова. Фото режиссера и сегодня украшают вестибюль и холлы здания. Ученики и последователи часто делятся в интервью воспоминаниями о работе и наставлениях мэтра сцены.

Могила Георгия ТовстоноговаМогила Георгия Товстоногова

Творческое наследие Товстоногова составляют книги: «Современность в современном театре. Беседы о режиссуре», «О профессии режиссера», «Круг мыслей», «Классика и современность», «Зеркало сцены».

В память о Георгии Товстоногове сняты документальные фильмы «Жить, думать, чувствовать, любить…», «Легенды о Гоге», «Отражения».

Постановки

  • 1955 – «Оптимистическая трагедия»
  • 1959 – «Варвары»
  • 1959 – «Пять вечеров»
  • 1962 – «Горе от ума»
  • 1965 – «Три сестры»
  • 1966 – «Мещане»
  • 1969 – «Король Генрих IV»
  • 1972 – «Ревизор»
  • 1972 – «Ханума»
  • 1974 – «Три мешка сорной пшеницы»
  • 1975 – «История лошади»
  • 1983 – «Смерть Тарелкина»
  • 1985 – «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1987 – «На дне»

Источник

28 сентября 2020 года исполняется ровно 105 лет со дня рождения Георгия Товстоногова. Фото: БДТ

Сегодня театральный мир вспоминает Георгия Александровича Товстоногова: 28 сентября 2020 года исполняется ровно 105 лет со дня рождения бессменного руководителя Большого драматического театра, гордо носящего его имя. Специально к этому дню «Комсомолка» собрала самые значимые факты из биографии великого режиссера.

ФАКТ №1. Вымышленная дата рождения и «подправленная» фамилия

Товстоногов родился в Тбилиси 28 сентября 1915 года. Но официально его годом рождения считается 1913-й: поступая на режиссерский факультет ГИТИСа в 1931 году, он убедил отца прибавить себе пару лет, чтобы соответствовать возрастному цензу абитуриента. С тех пор Георгия Александрович отмечал юбилеи дважды, а все государственные награды ему вручали на два года раньше.

«Рядовые» Алексея Дударева. Фото: БДТ

Кстати, фамилия маэстро настоящая тоже с оговоркой. Как пишет театральный критик Наталья Старосельская, отец Товстоногова – потомственный дворянин, высокопоставленный железнодорожник Александр Андреевич Толстоногов – заменил одну букву в своей фамилии по настоянию супруги, певицы Тамары Григорьевны Папиташвили: будучи хоть и красивой, но крупной женщиной, она видела в ней намек на свою полноту.

ФАКТ №2: Начал с зачистки

Свой путь в БДТ, тогда еще носившем имя Максима Горького и тогда еще находившимся в глубоком кризисе, Товстоногов начал в 1956 году. Театр готовился отметить свой 37 день рождения, и накануне торжества труппе представили Георгия Александровича – 11 по счету главного режиссера.

«Семь лет театр практически был без настоящего руководителя. То они коллегию делали. То пригласили замечательного человека, режиссера Константина Хохлова, который был уже стар и болен. Они его «съели». Тут была очень злая труппа», – писала в своих воспоминаниях завлит театра Дина Шварц.

С Андреем Толубеевым. Фото: БДТ

В своем программном заявлении Товстоногов сразу предупредил, что «несъедобен», – и начал зачистку огромной труппы. Было уволено больше 30 артистов – эстрадников и пенсионеров. Такое радикальное начало и резкий сброс «балласта» позволил театру всю эпоху Товстоногова обходиться без драматических увольнений, ведь остались только мастера и молодежь. Среди них был и будущий главный режиссер БДТ – молодой артист Кирилл Лавров, пришедший в театр совсем недавно.

ФАКТ №3. … и сам трижды писал заявление на увольнение

Летом 1972-го, после гастролей БДТ в Москве, газета «Правда» обвинила Товстоногова в извращении классики. Причиной стала постановка «Ревизора» с Лавровым в роли Городничего и Басилашвили в роли Хлестакова. Критика в главной газете страны тогда была равносильна приговору.

Репертуар БДТ считали «вредным», а квартира Товстоногова прослушивалась КГБ (об этом, как не раз рассказывала сестра Товстоногова Натела Александровна, он, к счастью, не знал). Первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов имел к Георгию Александровичу личную неприязнь – как подозревают в семье, потому, что считал его евреем.

За работой. Фото: БДТ

В январе 1976-го режиссера вызвали в Ленинградский областной комитет партии, поговорить о «порочной линии» театрального репертуара, и предложили подумать об увольнении. Вернувшись в театр, Товстоногов принялся сочинять заявление об увольнении – третье по счету, после запрета «Римской комедии» в 1965-ом и статьи в «Правде». Пока режиссер работал над текстом, чиновника – заведующего отделом искусства – сместили с поста, а за Товстоногова вступилась Москва: обкому намекнули, что не стоит разбрасываться такими талантами.

Читайте также:  Анна арефьева биография личная жизнь

ФАКТ №4. Гога и Додо

Для самых близких Георгий Александрович был Гогой, а его младшая сестра, Натела Александровна, – Додо. Когда Товстоногов развелся со своей первой женой, актрисой Тбилисского театра драмы Саломе Канчели, и она решила не забирать с собой двух детей – Нико и Сандро, – забота о малышах легла на плечи 18-летней Нателы. Фактически она заменила им мать.

Вскоре Натела Александровна вышла замуж за актера Евгения Лебедева – будущего ведущего актера Ленинградского театра имени Ленинградского комсомола (ныне «Балтийский дом») и БДТ. У супругов Лебедевых родился сын Алеша.

С Евгением Лебедевым. Фото: БДТ

Всю свою жизнь Натела Александровна, скончавшаяся в 2013 году, была хранительницей очага знаменитой семьи Товстоноговых-Лебедевых. Дома царила легкая приятная атмосфера. А вот в театре Товстоногов и Лебедев порой конфликтовали. Так, спор о постановке «Смерть Тарелкина» закончился тем, что на главную роль был назначен не Лебедев, а Ивченко.

Очевидно, родственные связи с Товстоноговым не давали никакой гарантии главных ролей в театре. Например, вторая супруга режиссера – Инна Кондратьева – сильно обиделась, когда главная роль с «Иркутской истории» досталась Дорониной. Конфликт довел до развода.

ФАКТ №5. Добровольная диктатура

Товстоногову принадлежит знаменитая формула «Театр – это добровольная диктатура». Именно она превращала театр в единый организм, подвластный замыслу режиссера и в полной мере раскрывающий артистов.

– Внешне Товстоногов очень уравновешенный человек. Он серьезен, спокоен и тверд. Сквозь толстые стекла роговых очков обращен на вас внимательный и невозмутимый взгляд. Высокий лоб интеллектуала. Плавная, неторопливая речь, низкий, басовитый голос, сдержанный жест, внушительная осанка, – описал режиссера театральный критик Константин Рудницкий. – Те, кто склонен считать его всеведущим и многоопытным мастером, очень близки к истине. Да и те, кто в первую очередь замечает напористую силу товстоноговской мысли, его иронию, часто язвительную, юмор, благодушный и снисходительный, властные манеры театрального диктатора, – они тоже не ошибаются.

На репетиции. Фото: БДТ

Так, театральный критик Елена Горфункель записала воспоминания учеников Товстоногова о железной дисциплине в театре.

– Артисты на репетицию собирались за 15-20 минут, а то и раньше, – рассказал ученик Товстоногова, театральный режиссер Кама Гинкас. – Ходили, толпились, разговаривали, курили, шутили. Потом начинали меньше болтать, меньше шутить, больше смотрели в тексты – и становилось ясно, что машина Товстоногова уже выворачивает на Фонтанку. Потом шли в репетиционное помещение, становилось почти тихо, – значит, он уже в театре. Он появлялся ровно за две минуты во дворе, за минуту поднимался к себе в кабинет, брал у секретаря пьесу, шел в репетиционное помещение – и репетиция начиналась.

Театровед Татьяна Злотникова отмечает, что одним из правил школы Товстоногова было отсутствие дублеров на главные роли: «с двумя исполнителями нужно было бы ставить два совершенно разных спектакля».

ФАКТ №6. 30 лет и три года

Георгий Александрович возглавлял БДТ 33 года. За эти годы из театра, разнузданного кризисом, он стал главной сценой страны, каждая премьера которой была событием государственного масштаба.

С Алисой Фрейндлих. Фото: БДТ

В труппе театра собрались и раскрылись такие звезды, как Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов, Татьяна Доронина, Сергей Юрский, Олег Басилашвили, Евгений Лебедев, Валерий Ивченко, Людмила Макарова, Зинаида Шарко, Эмма Попова, Алиса Фрейндлих, Елена Попова, Ефим Копелян, Павел Луспекаев, Павел Панков, Владислав Стржельчик, Валентина Ковель, Вадим Медведев, Михаил Данилов, Юрий Демич, Андрей Толубеев, Геннадий Богачев, Георгий Штиль, Лариса Малеванная, Леонид Неведомский.

ФАКТ №7. Последняя поездка

По воспоминаниям Нателы Александровны, незадолго до смерти брат чувствовал себя нехорошо: сердце. Нужно было делать шунтирование. Лавров договорился с московскими врачами, и Георгий Александрович уже согласился и почти отправился в путь, но вдруг отказался от операции. А спустя месяц, 23 мая 1989 года, сердечный приступ застал 73-летнего Товстоногова за рулем автомобиля, когда он остановился на светофоре у Марсова поля, неподалеку от дома…

В кабинете. Фото: БДТ

26 мая Товстоногов упокоился в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

– Кончилась великая эпоха театра, – на следующий день запишет в дневнике Рудольф Фурманов, театральный режиссер, основатель и директор Санкт-Петербургского театра «Русская антреприза» имени Андрея Миронова. – Ощущаешь это всем своим существом, хотя он только что предан земле. Прощались вчера с Георгием Александровичем в такой яркий, в такой солнечный день. Природа не плакала, а улыбалась ему.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Олег Басилашвили: «Для меня БДТ – это Георгий Товстоногов»

15 февраля легендарному БДТ исполнилось сто лет. Вековой юбилей из-за гастролей в Москве отметили чуть позже – 3 марта. Зато как! Весь свет – и не только Петербурга – собрался в этот вечер в знаменитом здании на набережной Фонтанки (подробности)

Источник

Сегодня, 28 сентября, исполнилось 104 года со дня рождения культового театрального режиссера и педагога, выдающегося уроженца Тбилиси и талантливого мастера своего дела – Георгия Александровича Товстоногова

Он возвел саму сущность театра на новую степень, разрушив прежние мифы и мнимые установки. Ввел новое слово, которое до него не звучало на театральное сцене, и донельзя сблизил актера со зрителем. Так в чем же “товстоноговская харизма” – в стержне, в удивительном даре, характере или судьбе, рассказывает колумнист Sputnik Грузия Анастасия Шрайбер.

Просто Гога

Его называли просто Гогой. В нем был мощный ген мужества, интеллигентности, бескрайнего таланта. Страстный волшебник невысокого роста, с необычайным обаятельным тембром голоса. Товстоногов абсолютно не терпел фальши как в жизни, так и на сцене, и по сути был создателем первой советской фабрики звезд.

Он создал свою реальность театра, на его спектакли ходили, потому что они были фантастичны по мастерству, идее и зрелищности. Товстоногов был вне конкуренции. Именно при нем русский драматический театр был рожден как таковой. 

©
photo: Sputnik / Анатолий Гаранин

Режиссер Георгий Товстоногов

“О каких чувствах может идти разговор, когда в действиях нет логики?”, “Ничего не объясняйте зрителю, действуйте”, “Вы должны почувствовать разницу между: рассуждать на эту тему и жить этой темой”, “Ваши задачи не доведены до страстности”, “Надо все доводить до конфликта. Не рассуждайте, а злите партнера, уничтожайте, оскорбляйте” — эти и многие другие фразы Георгия Товстоногова отпечатались в памяти его многочисленных учеников.

Читайте также:  Дубцова биография личная жизнь 2015

“Много лет прошло с тех пор, но я часто думаю и никак не могу понять, почему для того, чтобы освоить на практике эти в общем-то простые истины, понадобились годы, десятилетия? Сейчас, вчитываясь в свои старые студенческие записи, я вижу: выстраивая со студентами будущий спектакль, Товстоногов учил предельно активно проникать в психологию героев, отгадывать их желания, выстраивать действия. Я помню, что только над первой фразой Татьяны (“Взошла Луна…”) он работал с исполнительницей много дней подряд. Ничего подобного в то время не было в практике наших театров. Там больше занимались страстями. Часто можно было слышать на репетициях крик режиссера: “Перестаньте заниматься психологией, это вам не МХАТ!” И потому репетиции Товстоногова нас поражали”, – вспоминал в своей книге “Режиссер уходит из театра” ученик Товстоногова, известный грузинский театральный режиссер Михаил Туманишвили.

©
photo: Sputnik / РИА Новости

Советский и российский кинорежиссёр Михаил Туманишвили

“Театр — это добровольная диктатура”

Мало кто знает, что Георгий Александрович Товстоногов начинал как актер, а потом был ассистентом режиссера в Русском ТЮЗе родного Тбилиси. Это было начало 30-х годов прошлого века.

В 1938 году Товстоногов окончил ГИТИС, где учился у Андрея Лобанова и Алексея Попова. И в 1938-1946 годах он уже режиссер Тбилисского русского драматического театра имени А. С. Грибоедова. Первой его постановкой стала драма “Дети Ванюшина” Сергея Найденова в 1938 году. После этого последовали “Кремлевские куранты” Николая Погодина (1940), “Парень из нашего города” Константина Симонова (1941), “Школа злословия” Ричарда Шеридана (1942), “Ленушка” Леонида Леонова (1943) и многие другие постановки.

В конце 40-х годов Георгий Товстоногов начинает работать в Центральном детском театре в Москве и других театрах российской столицы, а также в Русском драматическом театре в Алма-Ате. А с 1949 года судьба занесла Георгия Товстоногова в Ленинград, где он был главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. 

©
photo: Sputnik / Рудольф Кучеров

Георгий Товстоногов

Потом же в его жизни произошел ключевой момент – в 1956 году Товстоногова пригласили на должность главного режиссера Ленинградского академического Большого драматического театра (БДТ) имени М. Горького (с 1992 года – имени Г. А. Товстоногова). 

С приходом Товстоногова в театре начались увольнения и зачистки: он сразу уволил почти 2/3 труппы. Про него заговорили, что режиссер в своей творческой деятельности и в воспитании труппы исповедовал недемократический принцип: “Театр – это добровольная диктатура”. 

©
photo: Sputnik / Рудольф Кучеров

Режиссер Георгий Александрович Товстоногов

С Товстоноговым было трудно и легко одновременно. Но он стал режиссером, определивший пути развития театра во второй половине XX века. Позже 30-летний период руководства БДТ Товстоноговым назовут “золотой эпохой”, а сам театр “эстетическим оазисом для ленинградской интеллигенции”.

Открыв новый сезон в 1956 году, режиссер выпустил три премьеры — “Шестой этаж” Альфред Жери, “Безымянную звезду” Михаила Себастьяна и “Когда цветет акация” Николая Винникова, ставшие визитной карточкой нового БДТ. 

©
photo: Sputnik / Алексей Даничев

Здание Государственного академического Большого драматического театра им.Товстоногова (БДТ) в Санкт-Петербурге

31 декабря 1957 года на сцене театра был поставлен спектакль “Идиот” Федора Достоевского, где князя Мышкина сыграл начинающий актер Иннокентий Смоктуновский. Постановка стала одним из крупнейших событий советского театрального искусства.

Среди самых популярных его постановок 1960-х годов были “Варвары” и “Мещане” Максима Горького, в 1970-е годы режиссер поставил спектакли “Ханума” Авксентия Цагарели и “История лошади”, поставленная совместно с Марком Розовским, по “Холстомеру” Льва Толстого, где главную роль сыграл Евгений Лебедев. 12 октября 1987 года Товстоногов представил спектакль “На дне” Максима Горького, которому было суждено стать его последней премьерой. Пьеса, о постановке которой он мечтал многие годы, представляла собой трагедию о расплате за человеческое безверие.

©
photo: Sputnik / P. Manushin

Артист Иннокентий Михайлович Смоктуновский в роли князя Мышкина в спектакле по роману Ф.М. Достоевского “Идиот” в постановке Ленинградского Большого драматического театра

Высшие силы позаботились о нем до конца

Георгий Товстоногов всегда был в непрерывном поиске. Не прощал профессионального и никакого другого предательства, денно и нощно искал на сцене и в жизни “правду, а не правденку”. 

Он пользовался завидной популярностью в женском обществе и в его жизни было немало женщин. Первой женой Георгия Товстоногова была грузинская актриса Саломе Канчели, которая ушла от него через два года после свадьбы. И оставила ему двоих сыновей – Александра и Николая. Второй супругой Товстоногова была актриса Театра имени Ленсовета Инна Кондратьева. Говорили, что муж-режиссер и жена-актриса – это не их история. Так что и этот брак также закончился разводом. Третья жена, гражданская, актриса Тамара Котикова была его бывшей студенткой. Придя в его жизнь, она не пришла в его театр. Наверное, поэтому они прожили семь счастливых лет. Но Котикова говорила про Товстоногова, что женщина не может разбить его сердце – потому что оно полностью принадлежит театру.

©
photo: Sputnik / Рудольф Кучеров

Георгий Товстоногов

При всем этом Товстоногов был невероятно одинок. Впрочем, как любой гений. Он как будто всю жизнь хранил какую-то горькую тайну…

facebook.com/ТЕАТР-ИМЕНИ-АС-ГРИБОЕДОВА

Один из самых близких людей Товстоногова на свете, его родная сестра Нателла, говорила, что единственное, от чего Георгий Александрович никогда не уставал – это театр. Со всеми его нервами, страстями, взлетами и падениями. Он действительно не мог без театра дышать, не мог, не умел и не хотел даже пробовать.

“У него была невероятная наблюдательность, – рассказывала Нателла Александровна в одном из интервью. – Когда что-то происходило, у него часто появлялся отсутствующий взгляд, и возникало ощущение, что он ничего не слышит и не замечает. А на самом деле – все, до мелочей, до тончайших нюансов…”, – вспоминала о режиссере театральный критик Наталья Старосельская.

©
photo: Sputnik / Леся Полякова

Нателла Товстоногова

Говорили, что смерть Георгию Товстоногову за рулем автомобиля предсказала цыганка, или он сам себе такой конец предсказал. 

“Товстоногов хотел умереть, как артист Бабочкин, в машине. Говорил так. И это было ему даровано. Успел подрулить к тротуару и притормозить. С такою же подробною точностью, какою он владел на сцене. Высшие силы позаботились о нем до конца”, – писал о Товстоногове Алексей Волошин в книге “Записки нетрезвого человека”.

©
photo: Sputnik / Рудольф Кучеров

Главный режиссер Ленинградского государственного академического Большого драматического театра им. Горького Георгий Товстоногов (второй справа) на последней репетиции. Слева направо – актеры Светлана Крючкова, Евгений Лебедев, Олег Басилашвили.

Георгия Товстоногова нет уже 30 лет – целое поколение. Но это именно тот случай, когда и через сто лет театральный мир все еще будет его понимать, чувствовать и верить ему. 

Источник