Георгий куликов биография личная жизнь
Георгий Куликов
Георгий Иванович Куликов. Родился 9 июня 1924 года в Москве – умер 24 декабря 1995 года в Москве. Советский и российский актер театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1967).
Георгий Куликов родился 9 июня 1924 года в Москве.
Отец был инженером, рано ушел из жизни – Георгию тогда не было еще и трех лет.
Мать – Мария Михайловна.
Воспитывал его отчим, который оказался хорошим человеком и заменил Георгию отца. В семье родился еще один ребенок.
С ранних лет проявлял артистические наклонности. Охотно выступал со сцены в самодеятельных концертах. В юности мечтал о том, чтобы работать в цирке, обучался в студии, но после травмы родители ему запретили продолжать занятия.
Когда он перешел в 10-й класс началась Великая Отечественная война. Он пошел работать – сначала трактористом в МТС, затем сварщиком на заводе № 189. Позже устроился во вспомогательные составы Театра имени Ленсовета и Театра Революции. Параллельно занимался в студии художественного слова и драматической студии, брал частные уроки.
В 1946 году окончил актерский факультет Театрального училища имени М.С. Щепкина, курс Константина Александровича Зубова.
Еще будучи студентом, с 1 мая 1944 года, стал актером Государственного академического Малого театра.
Работы Георгия Куликова в Малом театре:
- Саркастический наблюдатель – «Пигмалион» Б. Шоу. Постановка К.А. Зубова;
- Пристав – «Бешеные деньги» А.Н. Островского;
- Молодой человек – «Пигмалион» Б. Шоу. Постановка К.А. Зубова;
- 3-й офицер – «Стакан воды» Э. Скриба;
- Почтовый чиновник – «Без вины виноватые» А.Н. Островского;
- Колхозник – «В степях Украины» А. Корнейчука;
- Столяр – «Волки и овцы» А.Н. Островского;
- Купец – «Иван Грозный» А. Толстого. Постановка П.М. Садовского, К.А. Зубова, Б.И. Никольского;
- Лакей Чацкого – «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
- Паренек – «Нашествие» Л. Леонова. Постановка И.Я. Судакова;
- Влас – «Волки и овцы» А.Н. Островского;
- Пристав – «Двенадцатая ночь» В. Шекспира. Постановка В.Ф. Дудина;
- Немецкий солдат – «Инженер Сергеев» В. Рокка;
- Официант – «Нашествие» Л.М. Леонова. Постановка И.Я. Судакова;
- Николай – «Слава» В. Гусева. Постановка В.И. Цыганкова, Б.П. Бриллиантова;
- Мужчина в баре – «Нашествие» Л. Леонова. Постановка И.Я. Судакова;
- Обыватель – «Сотворение мира» Н. Погодина. Постановка К.А. Зубова;
- Чиновник – «Мещане» М. Горького. Постановка А.Д. Дикого;
- Корин – «За Камой-рекой» Н. Тихонова. Постановка Е.П. Велихова;
- Боец – «Южный узел» А. Первенцева;
- Сотрудник института – «Великая сила» Б. Ромашова;
- Дон Антонио – «Рюи Блаз» В. Гюго;
- Офицер – «За тех, кто в море!» Б. Лавренева;
- Угрюмов – «Молодость» Л. Зорина;
- Маркиз де Санта Крус – «Рюи Блаз» В. Гюго;
- Монтер – «Дети Ванюшина» С.Найденова;
- Слободской парень – «Снегурочка» А.Н. Островского;
- Сергей Преображенский – «Тайная война» В. Михайлова и Л. Самойлова;
- Член военного совета Армии – «Незабываемый 1919-й» Вс. Вишневского;
- Судейский – «Живой труп» Л.Н. Толстого;
- Купец – «Ревизор» Н.В. Гоголя;
- Бенжамен – «Дорога свободы» Г. Фаста;
- Мыкин – «Доходное место» А.Н. Островского;
- Базыкин – «Северные зори» Н. Никитина;
- Придворный кавалер – «Стакан воды» Э. Скриба;
- Христофоров – «Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова;
- Де Бонфон – «Евгения Гранде» О. де Бальзак;
- Конти – «Эмилия Галотти» Г. Лессинга;
- Летчик – «Иван Рыбаков» В. Гусева;
- Радиокомментатор – «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса;
- Висковатый – «Иван Грозный» А.Н. Толстого;
- Колхозник – «Крылья» А. Корнейчука;
- Генерал Фок – «Порт-Артур» И. Попова, А. Степанова;
- 3-й корреспондент – «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса;
- Росс – «Макбет» В. Шекпира;
- Профессор Райсер – «Доктор философии» Б. Нушича;
- Фабричный – «Сердце не камень» А.Н. Островского;
- Крестьянин-ходок – «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевского;
- Роури – «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса;
- Сторож – «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса;
- Мужик – «Власть тьмы» А. Толстого;
- Дежурный – «Когда горит сердце» В. Кина;
- Хозяин Мартилла – «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки;
- Аптекарь – «Каменное гнездо» Х. Вуолийоки;
- Полицейский – «Когда горит сердце» В. Кина;
- «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевского;
- Южаков – «Песня о ветре» А. Вейцлера, А. Мишарина;
- Михаил Михайлович – «Осенние зори» В. Блинова;
- Кукольник – «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Постановка И.В. Ильинского;
- Управляющий банком – «Любовь Яровая» К. Тренева. Постановка И.В. Ильинского;
- Доктор – «Любовь Яровая» К. Тренева;
- Генерал Тафто – «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. Постановка И.В. Ильинского;
- Командарм – «Иван Рыбаков» В. Гусева;
- Александр Фадеев – «Весенний гром» Д. Зорина;
- Мистер Бауден – «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда;
- Кулигин – «Гроза» А.Н. Островского;
- Господин N – «Маскарад» М.Ю. Лермонтова. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Влас – «Волки и овцы» А.Н. Островского;
- Терехин – «Палата» С. Алешина. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Князь Григорий – «Горе от ума» А.С. Грибоедова;
- Лелио – «Бабьи сплетни» К.Гольдони;
- Гильомен – «Г-жа Бовари» по Г. Флоберу. Постановка И.В. Ильинского;
- Дудаков – «Дачники» М. Горького. Постановка Б.А. Бабочкина;
- Владимир Николаевич – «Главная роль» С. Алешина. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Неделин – «Перед ужином» В. Розова;
- Лорд Август – «Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда;
- Залешин – «Светит да не греет» А.Н. Островского;
- Доктор Беме – «Герой Фатерланда» Л. Кручковского;
- Канцлер – «Умные вещи» С. Маршака. Постановка Е.Р. Симонова;
- Мороз – «Человек бросает якорь» И. Касумова;
- Ионов – «Белые облака» В. Блинова;
- Лука Купьелло – «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. Де Филиппо. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Растаковский – «Ревизор» Н.В. Гоголя. Постановка И.В. Ильинского;
- Ростопчук – «Волшебное существо»;
- Максимов – «Дипломат» С. Алешина. Постановка Л.В. Варпаховского;
- От автора – «Джон Рид» Евг.Симонова. Постановка Е.Н. Симонова;
- 1-й пленный – «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Лацисс – «Высшая мера» М. Маклярского, К. Рапопорта;
- Осип – «Ревизор» Н.В. Гоголя. Постановка И.В. Ильинского;
- Жорж Рено – «Путешествие без багажа» Ж. Ануйя. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Авакум Захов – «Золотое руно» А. Гуляшки;
- Савельев – «Так и будет» К. Симонова. Постановка Л.В. Варпаховского;
- Мастеровой – «Растеряева улица» М. Нарокова по Г. Успенскому;
- Бекшич – «Пропасть» И. Дарваша;
- Штейниц – «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. Постановка Л.Е. Хейфеца;
- Павел Русу – «Птицы нашей молодости» И. Друцэ. Постановка Б.И. Равенских;
- Лукашов – «Летние прогулки» А. Салынского. Постановка Л.Е. Хейфеца;
- Рудкевич – «Признание» С. Дангулова. Постановка Р. Капланяна;
- Горностаев – «Любовь Яровая» К. Тренева. Постановка П.Н. Фоменко;
- Лазаров – «Маленькая эта земля» Джагарова;
- Саратов – «Золотые костры» И. Штока;
- Герцог Альбанский – «Король Лир» В. Шекспира. Постановка Л.Е. Хейфеца;
- Кюре – «Мамуре» Ж. Сармана;
- Ведущий – «Целина» по книге Л.И. Брежнева;
- Неуеденов – «Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского. Постановка Б.А. Львова-Анохина;
- Лопатин – «Выбор» Ю. Бондарева. Постановка В.А. Андреева;
- Царь – «Умные вещи» С. Маршака. Постановка Е.Р. Симонова;
- Димдимыч – «Мой любимый клоун» В. Ливанова. Постановка В.М. Соломина;
- Наум Федотыч – «Красавец-мужчина» А.Н. Островского;
- Капуцин – «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. Постановка Р. Капланяна;
- Зубов – «Фома Гордеев»» М. Горького. Постановка Б.А. Львова-Анохина;
- Князь Абрезков – «Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.М. Соломина;
- Чано – «Из новостей дня» Г. Маркова, Э. Шима;
- Урс – «Человек, который смеется» В. Гюго. Постановка И.В. Ильинского;
- Покровский – «Гости» Л. Зорина;
- Дальберг – «Царь Петр и Алексей» Ф. Горенштейна;
- Федор Романов – «Царь Борис» А.К. Толстого;
- 1-й волхв – «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого.
Заслуженный артист РСФСР (3.04.1967).
Сыграл Желткова в радиокомпозиции по «Гранатовому браслету» Куприна, а также множество других персонажей в радиоспектаклях по произведениям современных писателей и драматургов. Записал большое количество стихов поэтов-классиков и поэтов-современников: Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Заболоцкого и многих других.
Смерть Георгия Куликова
Широкому зрителю актер стал известен по своим многочисленным работам в кино. Сниматься начал с 1955 года. Первую узнаваемость ему принесла роль художника Серёжи Усикова в новогодней комедии «Карнавальная ночь» режиссера Эльдара Рязанова.
Георгий Куликов в фильме “Карнавальная ночь”
В 1956 году исполнил главную роль в картине «Обыкновенный человек» режиссёра Александра Столбова по одноимённой пьесе Леонида Леонова. Его герой – молодой талантливый учёный-вирусолог Алексей Ладыгин, племянник известного певца Дмитрия Ладыгина (Василий Меркурьев), жених Киры (Ирина Скобцева).
Георгий Куликов в фильме “Обыкновенный человек”
Заметной стала роль следователя Михаила Лекарева в драме 1963 года «Человек, который сомневается» режиссёра Леонида Аграновича. По сюжету 20-летнего парня Бориса Дуленко (Олег Даль) обвинили в изнасиловании и убийстве его любимой девушки, десятиклассницы Тани Куриловой. Суд требует самого строго наказания, но юноша не признаёт свою вину. После кассационной жалобы адвоката Верховный Суд СССР возвратил дело для нового расследования. Из Москвы вызжает следователь прокуратуры Лекарев. Путём длительных и сложных поисков Лекареву удается установить непричастность к убийству осуждённого и найти настоящих убийц.
Георгий Куликов в фильме “Человек, который сомневается”
На экране актер исполнял преимущественно положительных героев – интеллигентных, думающих, благородных, совестливых, с обостренным чувством справедливости. И все киногерои в исполнении Куликова были неизменно убедительны.
Одной из лучших работ в кино стала роль Ивана Павловича Кораблёва, учителя и наставника по жизни для Сани Григорьева (Борис Токарев) в знаменитом многосерийном фильме «Два капитана» по одноимённому роману Вениамина Каверина.
Георгий Куликов в фильме “Два капитана”
Смерть Георгия Куликова
Актер скончался 24 декабря 1995 года в Москве. Причиной смерти стал рак.
О своей болезни он никому не рассказывал, даже близким. Его сын вспоминал, что узнал о диагнозе отца только после его смерти от врача-онколога, который обследовал актера. “Примерно за год до смерти у отца выявили опухоль, но он ничего мне не говорил. Заметил, что он в последние месяцы жизни сильно похудел, осунулся, но я списывал это на сахарный диабет, которым он давно страдал. Однажды мы разговаривали с отцом, он тогда уже знал о своем диагнозе, он как-то очень грустно сказал мне: «Как же хочется пожить еще!» Я тогда не совсем понимал смысл этих слов и ответил ему: «Папа, да ты что? Ты еще долго проживешь». Примерно месяца за два до смерти у него случился очередной приступ, он попал в больницу. Там от папы не отходила его жена Галина Григорьевна. Я старался почаще навещать его, последние дни папа уже сам не мог вставать с кровати, он почти не разговаривал, только издавал бессвязные звуки”, – рассказывал сын Георгия Куликова.
Похоронен на Троекуровском кладбище.
Личная жизнь Георгия Куликова:
Дважды был женат.
Первая жена – Екатерина Свеновна Куликова, она работала в Центральной библиотеке в Москве. В библиотеку часто захаживали студенты театральных училищ, там они и познакомились во второй половине 1940-х годов.
Сын – Сергей Георгиевич Куликов, известный московский архитектор.
Внучка – Наталья.
Семья распалась, когда у Куликова начался роман с актрисой Галиной Микшун. Как рассказывал сын актера, Екатерина Свеновна сильно переживала измену мужа. “Мама с отцом после развода вообще не общалась, не могла простить его ухода, она его любила сильно, но никогда об этом не говорила, иногда фильмы с его участием пересматривала. Другого мужчину так и не встретила больше. Своими переживаниями особо не делилась, знаю, что ей было тяжело”, – вспоминал Сергей.
Екатерина Свеновна скончалась от рака за год до смерти Георгия Куликова. “Отец не приходил к ней в больницу, он появился лишь на похоронах, там увидел маму спустя 20 лет после развода… Свою единственную внучку, мою дочь Наталью, он видел раза два за всю жизнь, хотя мы все жили в Москве, просто в разных районах”, – говорил его сын.
Вторая жена – Галина Григорьевна Микшун, актриса театра и кино. Познакомились в 1960 году, когда оба работали в труппе Малого театра. На тот момент Куликов был женат. Поженились в 1970 году и были вместе до самой смерти актера.
Георгий Куликов и Галина Микшун
Фильмография Георгия Куликова:
1952 – Волки и овцы (фильм-спектакль) – эпизод
1955 – Урок жизни – Костя
1955 – Весенние голоса – продавец в музыкальном магазине (нет в титрах)
1956 – Обыкновенный человек – Алексей Ладыгин
1956 – Карнавальная ночь – Серёжа Усиков, художник
1957 – Случай на шахте восемь – Иван Васильевич Гущин
1957 – Пигмалион (фильм-спектакль) – прохожий, родом из Фокстона
1957 – Летят журавли – Анатолий Александрович Кузьмин
1957 – Девушка без адреса – Юрий Александрович
1960 – Трижды воскресший – Аркадий Николаевич Шмелёв
1960 – Прыжок на заре – Лесун, подполковник, замполит
1961 – Чистое небо – Митя, физик, делающий серьёзные открытия
1961 – Человек ниоткуда – помошник режиссера в театре (нет в титрах)
1961 – Совершенно серьёзно (киноальманах) – сценарист (нет в титрах)
1962 – Серый волк – Федор Стекольников
1962 – Кто виноват? (фильм-спектакль)
1963 – Человек, который сомневается – Михаил Артемьевич Лекарев
1963 – Фитиль. Темнота. №15 (короткометражный)
1963 – Князь Мстислав Удалой (фильм-спектакль)
1963 – Им покоряется небо – Виталий Ильич, конструктор
1963 – Это случилось в милиции – врач в детдоме
1963 – Где вы, ребята? (фильм-спектакль)
1964 – Порт-Артур (фильм-спектакль) – генерал Фок
1964 – Лейтенант Шмидт (фильм-спектакль)
1964 – А разве кто-нибудь стрелял? (фильм-спектакль) – Беллоди
1965 – На завтрашней улице – Фёдор Сергеевич Большаков, новый парторг
1965 – Двадцать лет спустя – Семён, председатель ревкома
1966 – Королевская регата – Николай Львович Борисов
1966 – Дачники – Дудаков Кирилл Акимович, доктор
1966 – В город пришла беда – Георгий Иванович Никольский, врач
1967 – Случай в гостинице (фильм-спектакль) – профессор
1967 – Дело об убийстве Шерлока Холмса (фильм-спектакль)
1967 – Анри Бейль (фильм-спектакль)
1968 – Штрихи к портрету В. И. Ленина – член Совнаркома
1968 – Шестое июля – Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич
1968 – Домик на окраине (фильм-спектакль)
1968 – Гуля Королёва (фильм-спектакль) – отец
1968 – Гроза над Белой – Георгий Петрович, член РВС фронта, представитель Наркома
1968 – Беглец из “Янтарного” – конструктор
1969 – Я его невеста – отец Вали
1969 – Тоска (короткометражный)
1969 – Солдаты в синих шинелях (фильм-спектакль) – Аркадий Аркадьевич Головкин
1969 – Сердце Бонивура – Паркер, американский журналист
1969 – Встреча (фильм-спектакль)
1970 – Угол падения – Илья Андреевич Благовидов, инженер, брат Павла, муж Ирины
1970 – Поезд в завтрашний день – В.Д.Бонч-Бруевич
1970 – Гимн, которого не было (фильм-спектакль)
1970 – Былое и думы (фильм-спектакль) – Алексей Степанович Хомяков
1971 – Старики-разбойники – начальник технического отдела
1972 – Школьный спектакль (фильм-спектакль) – Андрей Данилович, учитель литературы
1972 – Укрощение огня – Шаров (нет в титрах)
1972 – Ижорский батальон – Геннадий Викентьевич, учитель
1973 – Товарищ генерал – начальник Генштаба
1973 – Так и будет (фильм-спектакль) – Дмитрий Иванович Савельев
1973 – Назначение – Туликов
1973 – Как закалялась сталь – председатель железнодорожного лесного комитета
1973 – Дела сердечные – Сергеев
1973 – Быть человеком – Павел Андреевич рублев
1974 – Юркины рассветы – Степан Николаевич Ищенко, парторг колхоза
1974 – Перед заходом солнца (фильм-спектакль) – Штейниц, домашний врач
1976 – Ярмарка тщеславия (фильм-спектакль) – генерал Тафто
1976 – Два капитана – Иван Павлович Кораблёв, учитель Сани
1976 – Вы мне писали… – Александр Иванович, отец Нины Журавлевой – невесты
1977 – Четвёртая высота – врач в военном госпитале (озвучил Юрий Саранцев)
1977 – Знак вечности – Буданцев
1979 – Удивительные приключения Дениса Кораблёва – председатель жюри
1981 – Любовь Яровая (фильм-спектакль) – Максим Иванович Горностаев, профессор
1981 – Дочь командира – Кузьма Матвеевич Лопаткин, военврач, отец Грини
1982 – Летние прогулки (фильм-спектакль) – Лукашов
1982 – Бой на перекрестке – Бонч-Бруевич
1983 – Умные вещи (фильм-спектакль) – канцлер
1983 – Признать виновным – директор школы (озвучил Юрий Саранцев)
1985 – Перед самим собой – профессор Михаил Фадеевич Игнатьев, учитель композитора Глеба Шубникова
1985 – Несмотря на преклонный возраст (фильм-спектакль) – Лев Львович Колданов
1985 – Любимец публики – доктор, друг Лопатина
1986 – О времени и о себе. Всеволод Рождественский (короткометражный) – чтец
1986 – Мой любимый клоун (фильм-спектакль) – Дим Димыч
1986 – Женитьба Бальзаминова (фильм-спектакль) – Нил Борисыч Неуеденов, московский купец, дядя Капочки
1987 – Следствие ведут Знатоки. Бумеранг. Дело N20 – Николай Митрофанович Никитин, академик
1987 – Возвращение – Илья Лукич Лукашин
1990 – Аферисты – пенсионер
1995 – Арктур – гончий пёс (фильм-спектакль) – доктор, хозяин Арктура
Озвучивание Георгия Куликова:
1962 – …И твоя любовь тоже (…And Your Love Too / …und Deine Liebe auch) – Ульрих
1974 – Авария – адвокат (роль Бронюса Бабкаускаса)
1975 – Ключи от рая (Paradīzes atslēgas) – Арвид Витолс (нет в титрах)
последнее обновление информации: 16.02.2020
В артистической среде редко можно услышать слова «благородство», «аристократичность», «мягкость», «интеллигентность, особенно в отношении того или иного режиссера или актера. Но когда произносят – Георгий Куликов, то мгновенно все, знавшие этого замечательного советского и российского актера, соглашаются с такими определениями в отношении его. В этом материале мы расскажем о детстве и юности, артистической мечте, о мгновениях первой любви, о дороге на театральный и кинематографический Олимп, о личной жизни актера Георгия Куликова.
Детство и юность будущего гения сцены
Совсем скоро российский театральный и кинематографический мир будет отмечать столетие со дня рождения замечательного актера Г. И. Куликова. Он прожил достаточно долгую жизнь, сыграл немало ролей на сцене и в кино, но с годами не утрачивается интерес к его персоне. Зрителям по-прежнему любопытно знать, кто такой Георгий Куликов, семья помогала ему в выборе профессии или, наоборот, ставила препоны. А для этого нужно вернуться в его детство.
Будущий знаменитый актер появился на свет в обычной московской семье, далекой от мира искусства. Папа Георгия умер, когда малышу не исполнилось и трех лет, мать повторно вышла замуж. Этот брак был очень удачным, а новый отчим практически сразу нашел подход к пасынку. Долгое время мальчик и не знал, что воспитывается не родным отцом.
Вскоре у Георгия появился младший брат, мать занималась в основном им, а воспитание и обучение старшего взял на себя отчим. Они много времени проводили вместе. Под руководством отчима мальчик научился писать и читать. Вскоре он поступил в школу, учиться ему было легко, поскольку многие нужные навыки и умения он освоил раньше.
Первые шаги к большой мечте
Артистические наклонности у Георгия Куликова проявились в раннем возрасте, семья обожала его домашние концерты. По известной в те годы традиции мальчик залазил на стульчик, для любимых мамы, папы и младшего брата он читал наизусть стихи, пел песни. Первый опыт и успех, который он снискал у слушателей, подтолкнули мальчика к мечте об актерской карьере.
Будучи школьником, он принимал активное участие в самодеятельности, выступал на школьных вечерах. Вместе с другими мальчишками пробовал выступать в цирке, но цирковая карьера Куликова не сложилась. Родители запретили ему выступать на арене после несчастного случая, который произошел с одним из его юных «коллег по цеху».
Война и театр
Успешно закончивший 9 классов юноша мечтал на школьных каникулах устроиться на работу в театр, но начавшаяся Великая Отечественная война отодвинула осуществление мечты на неопределенное время. Как и многие другие дети войны, он хотел приносить пользу стране, первое военное лето проработал на машинно-тракторной станции трактористом. Осенью устроился на завод №189, где работал сварщиком.
Георгий понимал, что он мог многое сделать для победы, для поднятия боевого духа, выступая перед солдатами и мирными жителями. Для начала он стал статистом в Московском областном драматическом театре, затем играл во вспомогательном составе Театра Революции. Роли статистов ему не очень нравились, но молодой человек понимал, что без соответствующего опыта и образования цели не достигнешь.
Учеба и начало артистической карьеры
Поэтому юноша вернулся в школу, а вскоре в местной драматической студии появился новый слушатель – Георгий Куликов. Роли не статистов, а главных героев были уже значительно ближе. Но драматического образования ему было мало, будущий актер занимается в студии художественного слова, параллельно брал уроки мастерства у Николая Рыбникова, известного артиста, работающего в Малом театре. Эта школа не прошла даром для Георгия Ивановича – символично, что и свою «взрослую» актерскую жизнь он связал с этим театром.
Продолжать образование целеустремленный юноша отправился в Театральное училище им. М. С. Щепкина, где постигал секреты мастерства под руководством Константина Зубова. Уже в студенческие годы началась его театральная карьера: актер Куликов Георгий сначала вошел во вспомогательный состав своего любимого Малого театра. Первые роли были крошечными, эпизодическими, но они учили, позволяли смотреть, как работают великие артисты, набираться опыта и идти к цели.
Большая жизнь в Малом театре
Карьера Георгия Куликова началась со второстепенных ролей, зато в любимом театре, верность которому он сохранил до последних дней жизни. Здесь он сыграл и свои самые большие, главные роли, вырос в настоящего артиста, разнопланового, непохожего на других, поражающего индивидуальностью и умением мгновенно создавать нужный образ.
Герои Куликова были разными – стеснительными и отважными, мягкими и несгибаемыми, умными, интеллигентными и невежественными. В памяти театралов навсегда останутся спектакли с его участием – «Волки и овцы» (А. Островский), «Порт-Артур» (А. Степанова, И. Попова), «Макбет» (У. Шекспир) и многие-многие другие.
Великолепный тандем сложился, когда в Малый театр пришел режиссер Леонид Варпаховский. Георгий Иванович блистал в роли Терехина по пьесе С. Алешина «Палата», Савельева (пьеса К. Симонова «Так и будет»), герцога Альбанского (пьеса У. Шекспира «Король Лир»).
Главные фильмы в жизни актера
В 1955 году начался новый этап, перед зрителями появился киноактер – Георгий Куликов, фильмография которого впоследствии удивляла и количеством фильмов, и количеством созданных образов. Режиссеры видели его в ролях интеллигентных, застенчивых людей, для которых характерны благородство и бесконечная доброта.
В золотом списке советского кинематографа сегодня находятся картины, в которых снимался Георгий Иванович, – «Чистое небо», «Обыкновенный человек», «Два капитана», «Дачники». Послужной список актера внушительный – около 60 кинолент, в которых он сыграл в период с 1955 по 1995 г. Среди фильмов Георгия Куликова и такие шедевры, как «Летят журавли», «Юркины рассветы», «Старики-разбойники».
Много раз Куликову приходилось играть в кино роли людей из мира искусства – это художник-модельер («Девушка без адреса»), сценарист («Совершенно серьезно»), помощник театрального режиссера («Человек ниоткуда»). Но истинное признание пришло к Георгию Куликову после блистательно исполненной роли художника Сережи Усикова в комедии «Карнавальная ночь» молодого и талантливого режиссера Эльдара Рязанова.
Слава нашла героя
Георгий Куликов вспоминал, что столько внимания от незнакомых людей до премьеры фильма «Карнавальная ночь» он не получал никогда. И это притом, что главные роли были у других звезд – Людмилы Гурченко и Юрия Белова.
Кинофильм мгновенно взлетел на верхние строчки рейтинга в 1956 году и долго ходил в лидерах советского проката. К главным героям ленты пришла настоящая слава. Как вспоминал сын Георгия Куликова, к актеру подходили на улице, благодарили, просили автографы. Он – застенчивый в жизни человек – смущался, краснел и искренне не понимал, за что.
Мгновения первой любви
Рядовых зрителей интересовал, в первую очередь, Георгий Куликов – актер. Личная жизнь его долгое время оставалась в прямом и переносном смысле «за кадром». Артист был женат дважды. Первая супруга – Екатерина Свеновна Куликова. В этом браке появился сын Сергей, единственный ребенок Куликова.
Долгое время поклонники артиста ничего не знали о его первой семье, о том, что у Георгия Ивановича есть сын и внучка. Он сам был очень скромным, и не любил разговоров «о личном». После развода он ни разу не встретился с первой женой, может быть, чувствуя большую вину перед ней. И даже когда она, больная раком, лежала в больнице, не пришел навестить. Он нашел в себе силы лишь прийти проводить Екатерину Свеновну в последний путь. Тогда он восстановил отношения с сыном.
Георгий Куликов: личная жизнь
Первый брак продолжался около двадцати лет, но только на бумаге – семейная жизнь дала трещину намного раньше. Многие обвиняют в этом вторую жену Георгия Ивановича – Галину Григорьевну Микшун. Вместе они работали в Малом театре, здесь же начался их служебный роман. Актриса, пытаясь снять с себя вину за развод, говорила, что Куликов не развелся сразу после начала новых отношений, хотел поднять на ноги сына.
Георгий Куликов действительно оформил развод, когда сын вырос, возмужал и даже отслужил в армии. После развода, к сожалению, с сыном он встречался очень редко, всего по нескольку раз в год, а единственной внучки Натальи так и не увидел. Во втором браке он нашел свою Музу, главную любовь в жизни, вместе они смотрелись гармонично, хотя между супругами была большая разница в возрасте.
У актера была очень насыщенная жизнь в профессии, и его сын, возможно, обижался за разрыв, переживал за мать, которая так и не вышла замуж. Со второй женой брак продлился до конца его жизни, вместе они были четверть века. Что же, актер, личная жизнь которого всегда оставалась в тени, имел свои «скелеты в шкафу», и кто знает, каким образом отозвались на его здоровье семейные драмы.
Человек и актер
Георгий Куликов – незаметный внешне и тихий по характеру, обладал одним удивительным качеством – он мгновенно забирал на себя внимание, и если уж входил в жизнь человека, то надолго, часто навсегда. С другой стороны, разрыв с ним всегда очень больно отзывался на людях. Например, сын вспоминал, что мать не хотела видеться с отцом, потому что продолжала любить, но не могла простить.
Критики, высоко оценивая актерскую игру Георгия Ивановича Куликова, отмечали, что во многих ролях герои приобретают его черты характера. Ему было проще играть положительных героев – здесь он оставался самим собой, подчеркивая только особенности характера. Отрицательные герои ему давались хуже, поскольку ему было сложно понять, как можно делать гадости без угрызений совести, как подлость и низость могут жить в человеке.
Как артист, Георгий Иванович Куликов умел держать паузу, великолепно делал «крупный план», он думал над ролью и думал в кадре. Критики заявляют, что сыгранные им герои опередили свое время, что талант Куликова не получил того признания, которого заслуживал на самом деле.
Последние годы
Актеру судьба отмерила большую жизнь, таким же долгим был и его творческий путь. Мало кто может похвастаться, что прослужил в одном театре полвека, а он мог. Юноша, мечтавший в юности о Малом театре, молодой человек, пришедший на работу во вспомогательный состав и долгое время бывший на ролях статистов, мужчина в полном расцвете творческих сил, сыгравший немало главных ролей на сцене родного театра – это все Георгий Куликов. Биография жизни и творчества сплелись тут в едином, неповторимом венке, полном ярких красок.