Гауди биография личная жизнь

Гауди биография личная жизнь thumbnail

Запрос «Гауди» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Антони Гауди
Antoni Gaudí
Страна
  •  Испания[4][5][6]
Дата рождения 25 июня 1852[1][2][3][…]
Место рождения
  • Риудомс, Баш-Камп[7][8][9]
Дата смерти 10 июня 1926[1][2][3][…](73 года)
Место смерти
  • Барселона, Испания[1][9]
Учёба
  • Высшая техническая школа архитектуры в Барселоне[d] (1876)
Работал в городах Барселона, Реус
Архитектурный стиль модерн
Важнейшие постройки Каса-Мила, Храм Святого Семейства, Bellesguard[d], Эль-Каприччо, Парк Гуэль, Palacio Episcopal de Astorga[d], Дом Висенс, Casa de los Botines[d], Церковь колонии Гуэль[d], Каса-Батльо, Дом Кальвет, Погреба Гуэля, Дворец Гуэль, Artigas Gardens[d] и Güell Pavilions[d]
Подпись
 Медиафайлы на Викискладе

Анто́ни Пла́сид Гильéм Гауди́-и-Корне́т (также Анто́нио; кат. Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet [ənˈtɔni ɣəu̯ˈði i kuɾˈnɛt], исп. Antonio Plácido Guillermo Gaudí y Cornet; 25 июня 1852, Реус, Каталония — 10 июня 1926, Барселона) — испанский архитектор, большинство проектов которого, включая самую масштабную его постройку, храм Святого Семейства, возведено в Барселоне.

Биография[править | править код]

Семья[править | править код]

Антонио Гауди-и-Корнет родился 25 июня 1852 года в небольшом городке Реус, недалеко от Таррагоны, в Каталонии. По другим сведениям, местом рождения являлся Риудомс — местечко, расположенное в 4 км от Реуса, где у его родителей был небольшой загородный дом. Он был пятым, младшим, ребёнком в семье котельных дел мастера Франсеска Гауди-и-Серра и его жены Антонии Курнет-и-Бертран. Именно в мастерской отца, по признанию самого архитектора, в нём пробудилось ощущение пространства. Два брата Гауди умерли во младенчестве, третий брат скончался в 1876 году, а вскоре после этого умерла и мать. В 1879 году умерла и его сестра, оставив на попечение Гауди маленькую дочь. Вместе с отцом и племянницей Гауди поселился в Барселоне, где в 1906 году скончался его отец, а спустя шесть лет — и слабая здоровьем племянница. Гауди никогда не был женат. Он с детства страдал ревматизмом, препятствующим играм с другими детьми, но не мешающим длительным одиночным прогулкам, к которым он питал пристрастие всю свою жизнь.

Начало самостоятельной жизни[править | править код]

В семидесятых годах XIX века Гауди переехал в Барселону, где после пяти лет подготовительных курсов был принят в Провинциальную школу архитектуры, которую окончил в 1878 году.

В 1870—1882 годах Антони Гауди работал под началом архитекторов Эмилио Сала и Франциско Вильяра чертёжником, безуспешно участвуя в конкурсах; изучал ремесла, выполняя множество мелких работ (ограды, фонари и т. д.), проектировал также мебель для собственного дома.

Одними из первых проектов Гауди были: уличный фонарь для Королевской площади Барселоны, незавершённые газетные киоски, проекты кооператива Матаронина. На Парижской всемирной выставке 1878 года Гауди продемонстрировал витрину из кованого железа, дерева и стекла, изготовленную по заказу производителя перчаток Эстеве Комелья. Дизайн Гауди крайне впечатлил каталонского промышленника Эусеби Гуэля, который затем заказал некоторые из самых выдающихся работ Гауди.

В Европе в то время наблюдался необычайный расцвет неоготического стиля, и юный Гауди восторженно следовал идеям энтузиастов неоготики — французского архитектора и писателя Виолле-ле-Дюка (крупнейшего в XIX в. реставратора готических соборов, восстанавливавшего Собор Парижской Богоматери) и английского критика и искусствоведа Джона Рёскина. Провозглашённая ими декларация «Декоративность — начало архитектуры» полностью соответствовала собственным мыслям и представлениям Гауди, творческий почерк которого с годами становится уникален.

В период раннего творчества, отмеченный влияниями архитектуры Барселоны, а также испанского архитектора Марторела, строятся его первые, богато декорированные, относящиеся к раннему модерну, проекты: «стилистические близнецы» — нарядный Дом Висенс (Барселона) и причудливый Эль-Каприччо (Комильяс, Кантабрия); также компромиссный псевдобарочный Дом Кальвет (Барселона). Также в эти годы появляется проект в сдержанном готическом, даже «крепостном» стиле — Школа при монастыре Святой Терезы (Барселона), а также нереализованный проект зданий Миссии Францисканцев в Танжере; неоготические епископский дворец в г. Асторга (Кастилья, Леон) и Дом Ботинес (Леон).

Однако решающей для реализации замыслов молодого архитектора оказалась его встреча с Эусеби Гуэлем. Позднее Гауди стал другом Гуэля. Этот текстильный магнат, богатейший человек Каталонии, не чуждый эстетических озарений, мог позволить себе заказать любую мечту, а Гауди получил то, о чём мечтает каждый творец: свободу самовыражения без оглядки на смету.

Гауди выполняет для семейства Гуэль проекты павильонов усадьбы в Педральбесе близ Барселоны; винных погребов в Гаррафе, часовни и крипты Колонии Гуэль (Санта-Колома-де-Сервельо); фантастического Парка Гуэля и дворца Гуэля (Барселона).

Известность[править | править код]

Скоро Гауди выходит за пределы доминирующих исторических стилей в пределах эклектизма XIX столетия, навсегда переселяясь в мир кривых поверхностей, чтобы сформировать собственный, безошибочно узнаваемый, стиль.

Дом фабриканта в Барселоне, так называемый Дворец Гуэля (Palau Güell), был ответом художника меценату. С завершением строительства дворца Антони Гауди перестал быть безымянным строителем, быстро став самым модным архитектором в Барселоне, вскоре превратился в «практически непозволительную роскошь». Для буржуа Барселоны он строил дома один необычнее другого: пространство, которое рождается и развивается, расширяясь и двигаясь, как живая материя — Дом Мила; живое трепещущее существо, плод причудливой фантазии — Дом Бальо.

Читайте также:  В а спивак биография личная жизнь фото

Заказчики, готовые потратить на строительство половину состояния, изначально верили в гениальность архитектора, пролагающего новый путь в архитектуре.

Личная жизнь[править | править код]

Гауди полностью посвятил себя архитектуре и всю жизнь был один. Известно, что он оказывал знаки внимания только одной женщине — Жозефе Моро, которая работала учительницей в рабочем кооперативе в Матаро — в 1884 году. Она не ответила взаимностью[10]. После этого Гауди с головой ушёл в католичество. Считается, что архитектор был замкнутым и неприятным человеком, грубым и высокомерным. Однако те, кто был с ним близок, утверждали, что Гауди был верным другом, дружелюбным, вежливым и приятным в общении[11].

В молодости Гауди выглядел как денди, носил дорогие костюмы, его стрижка и борода всегда были безупречны. Он был гурманом, постоянно посещал театр и оперу, а строительные участки объезжал на собственном экипаже. В зрелом возрасте архитектор перестал следить за своей внешностью, неопрятно одевался и питался очень скромно. На улице его иногда принимали за нищего.

Смерть[править | править код]

7 июня 1926 года 73-летний Гауди вышел из дома, чтобы отправиться в свой ежедневный путь к церкви Сант-Фелип-Нери, прихожанином которой он был. Идя рассеянно по улице Гран-Виа-де-лас-Кортес-Каталанес между улицами Жирона и Байлен, он был сбит трамваем и потерял сознание. Извозчики отказывались везти в больницу неопрятного, неизвестного старика без денег и документов, опасаясь неуплаты за поездку. В конце концов, Гауди доставили в больницу для нищих, где ему оказали лишь примитивную медицинскую помощь. Лишь на следующий день его нашёл и опознал капеллан храма Саграда-Фамилия Мосен Хиль Парес-и-Виласау. К тому времени состояние Гауди уже ухудшилось настолько, что лучшее лечение не могло ему помочь.

Гауди скончался 10 июня 1926 года и был похоронен двумя днями позже в крипте недостроенного им храма.

Хронология построек[править | править код]

Стиль, в котором творил Гауди, относят к модерну. Однако фактически в своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, подвергая их творческой переработке. Постройки архитектора включают в себя сложные естественные, органичные формы и пространственные конструкции: гиперболоиды, коноиды и геликоиды[12]. Творчество Гауди можно разделить на два периода: ранние постройки и постройки в стиле национального модерна[en] (после 1900).

1882—не законченоИскупительный храм Святого Семейства, Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1883—1888Дом Висенс, Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1883—1885Эль Каприччо, Комильяс (Кантабрия)
1884—1887Павильоны усадьбы Гуэля, Педральбес (Барселона)
1886—1889Дворец Гуэля, Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1888—1894Школа при монастыре Святой Терезы, Барселона
1889—1893Епископский дворец в г. Асторга, Кастилия (Леон)
1891—1892Дом Ботинес, Леон
1892—1893Миссия Францисканцев в Танжере (не построена)
1895—1898Винные погреба Гуэля, Гарраф — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1898—1900Дом Кальвет, Барселона
1898—1916Часовня и крипта Колонии Гуэля, Санта Колома де Сервелло — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 2005
1900—1902Дом Фигерас по улице Бельэсгуард, Барселона
1900—1914Парк Гуэля, Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1903—1910Сады Артигас, 130 км от Барселоны, предгорья Пиренеев
1902Вилла Катлларас, Ла-Побла-де-Лильет
1901—1902Усадьба Миральяс
1904Склады кузнечной артели Бадиа
1904-1906Дом Бальо
1905 (май)Проект гостиницы «Attraction», Нью-Йорк (не реализован)
1904—1919Реконструкция Кафедрального собора, Пальма де Мальорка
1906—1910Дом Мила («Каменоломня»), Барселона — включён в список «Всемирное наследие ЮНЕСКО», 1984
1909—1910Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства, Барселона

Факты из биографии Антонио Гауди[править | править код]

«Зверинец» на крыше Дома Мила

Ворота-дракон в павильонах виллы Гуэль (1887)

Уже около десяти лет идёт кампания в поддержку причисления Гауди к лику святых. Ожидалось, что в 2015 году Папа римский подпишет документ о беатификации, что стало бы третьим из четырёх этапов канонизации. Антонио Гауди хотят сделать святым-покровителем всех архитекторов[13].

Память[править | править код]

  • Существует легенда, что такси в Барселоне имеют преимущественно чёрную (цвет траура) окраску (с добавлением жёлтого цвета — цвет стыда) в память о Гауди, которого отказались везти в больницу извозчики[14]. Однако чёрно-жёлтый цвет такси связан с проходившей в 1929 году в Барселоне выставкой, породившей большую конкуренцию между таксистами. Цвет полосы на такси указывал на стоимость, предлагаемой водителем, а мэрия ввела тариф — 60 центов за километр, соответствующий цене жёлтых такси[15][16][17].
  • 10 июня 2013 года, день смерти Гауди и Эдена Лехнера, был выбран как ежегодный Всемирный день модерна.
  • 25 июня 2013 года интернет-поисковик Google отметил 161-ю годовщину со дня рождения Антони Гауди Doodle-логотипом на своей заглавной странице. Буквы в названии компании были стилизированы под узнаваемые образы из работ мастера[18]
Читайте также:  Михаил лабковский биография фото личная жизнь

Примечания[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Антонио Гауди. Авт.: Бассегода Нонель X.,Пер. с исп. М. Гарсиа Ордоньес Под ред.: В. Л. Глазычева. — М.: Стройиздат, 1986;
  • Весь Гауди. — Editorial Escudo de Oro, S.A., 2006. — С. 4—11. — 112 с. — ISBN 84-378-2269-6.
  • Н. Я. Надеждин. Антонио Гауди: «Воздушные замки Каталонии»: Биографические рассказы. — 2-е изд. — М.: Майор, Осипенко, 2011. 192 с., Серия «Неформальные биографии», 2000 экз., ISBN 978-5-98551-159-8
  • Bassegoda, Juan. El gran Gaudí (исп.). — Barcelona: Sabadell, 1989. — ISBN 978-84-86329-44-0.
  • Bassegoda, Juan. Gaudí o espacio, luz y equilibrio (исп.). — Madrid: Criterio Libros, 2002. — ISBN 978-84-95437-10-5.
  • Bergós, Juan; Bassegoda i Nonell, Joan; Crippa, Maria Antonietta; Llimargas i Casas, Marc. Gaudí, l’home i l’obra (каталан.). — Barcelona: Círculo de Lectores, 2002. — ISBN 978-84-9785-783-3.
  • Bonet i Armengol, Jordi. The essential Gaudí: the geometric modulation of the Church of the Sagrada Familia (англ.). — Barcelona: Pòrtic, 2001.
  • Bonet i Armengol, Jordi. L’últim Gaudí: el modulat geomètric del Temple de la Sagrada Família (каталан.). — Barcelona: Pòrtic, 2001. — ISBN 978-84-7306-727-0.
  • Castellar-Gassol, Juan. Gaudí, the Life of a Visionary (неопр.). — Barcelona: Edicions de 1984, 1999.
  • Castellar-Gassol, Juan. Gaudí, la vida d’un visionari (каталан.). — Barcelona: Edicions de 1984, S. L., 1999. — ISBN 978-84-86540-54-8.
  • Crippa, Maria Antonietta. Gaudí (исп.). — Cologne, Germany: Taschen GmbH, 2003. — ISBN 978-3-8228-2519-8.
  • Férrin, Ana María. Gaudí, de piedra y fuego (исп.). — Barcelona: Jaraquemada, 2001a. — ISBN 978-84-932015-0-0.
  • Férrin, Ana Maria. Gaudí: la huella de genio (исп.). — Barcelona: Jaraquemada, 2001b. — ISBN 978-84-932015-1-7.
  • Flores, Carlos. Les lliçons de Gaudí (каталан.). — Barcelona: Empúries, 2002. — ISBN 978-84-7596-949-7.
  • Giordano, Carlos. Templo expiatorio de La Sagrada Familia: la obra maestra de Antoni Gaudí (исп.) / Gómez Gimeno, Mária José. — Barcelona: Mundo Flip, 2007.
  • Giordano, Carlos. The Basilica of the Sagrada Familia: the masterpiece of Antoni Gaudí (англ.) / Gómez Gimeno, Mária José. — Barcelona: Dos de Arte, 2011.
  • Art, oficis i disseny en Gaudí // Gaudí 2002. Misceŀlània (каталан.) / Giralt-Miracle, Daniel. — Barcelona: Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4.
  • Pere Hereu, Els anys d’aprenentatge de Gaudí
  • Martinell, Cèsar. Gaudí, Su vida, su teoría, su obra (исп.). — Barcelona: Colegio de Arquitectos de Cataluña y Baleares. Comisión de Cultura, 1967.
  • Martinell, Cèsar (англ.)русск.. Gaudí: his life, his theories, his work (неопр.). — Cambridge, Massachusetts: The MIT Press, 1975. — ISBN 978-0-262-13072-1.
  • Massó, Juan Bergós. Gaudí, l’home i la obra (каталан.). — Barcelona: Universitat Politècnica de Barcelona (англ.)русск., 1974. — ISBN 84-600-6248-1.
  • Müller, Frederike; Wendt, Lars (Directors). The Architect Antoni Gaudí. Myth and Reality [DVD]. Germany: WendtFilm & Ciné Canard.
  • Puig i Boada, Isidre. El temple de la Sagrada Família (каталан.). — Barcelona: Thor, D.L., 1986. — ISBN 978-84-282-1557-2.
  • Puig i Boada, Isidre. El pensament de Gaudí (каталан.). — Barcelona: Dux Editorial, S. L., 2004. — ISBN 978-84-609-1587-4.
  • Puig i Tàrrech, Armand. La Sagrada Família segons Gaudí: comprendre un símbol (каталан.). — Barcelona: Pòrtic, 2010.
  • Saudi, Antoni. Gaudí i els seus coŀlaboradors: artistes i industrials a l’entorn del 1900 // Gaudí 2002. Misceŀlània (каталан.) / Casanova, Rossend. — Barcelona: Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4.
  • Stone, Peter. Frommer’s Barcelona (неопр.). — Chichester, UK: Frommers (англ.)русск., 2011. — ISBN 978-0-470-09692-5.
  • Tarragona, Josep María. Gaudí, biografia de l’artista (каталан.). — Barcelona: Proa, 1999.
  • Tarragona, Josep María. Antoni Gaudí, un arquitecto genial (исп.). — Barcelona: Casals, 2011. — ISBN 978-84-218-2430-6.
  • Van Hensbergen, Gijs. Antoni Gaudí (исп.). — London, UK: Debolsillo, 2004. — ISBN 978-84-9793-010-9.
  • Apunts sobre la intuïció científica de Gaudí // Gaudí 2002. Misceŀlània (каталан.) / Wagensberg, Jorge. — Barcelona: Planeta, 2002. — ISBN 978-84-08-04332-4.
  • Zerbst, Rainer. Gaudí, 1852–1926: Antoni Gaudí i Cornet: a life devoted to architecture (неопр.). — Cologne, Germany: Taschen, 2002. — ISBN 978-3-8228-2171-8.

Ссылки[править | править код]

  • Gaudí’s life and works
  • Overview of Gaudí’s major works
  • Sagrada Família information and discussion of lesser-known Gaudí works
  • Sagrada Família image gallery
  • Casa Batlló information and image gallery
  • Analysis of fractals and other mathematical elements in Gaudí’s architectural style
  • Pàgina del Cercle Artístic de Sant Lluc
  • Antoni Plàcid Guillem Gaudí i Cornet
  • A virtual walk through the Guard House at Park Guell

Источник

Биография

Антонио Гауди — знаменитый испанский архитектор, которому удалось перевернуть представление современников об архитектуре ХХ века. Обтекаемые, причудливые формы проектируемых им домов навсегда изменили облик Барселоны и провозгласили о рождении каталонского модерна, напоминающего человечеству о неразрывной связи с природой.

Читайте также:  Елена морозова актриса биография личная жизнь

Детство и юность

Родился будущий строитель архитектуры модерна летом 1852 года в каталонской провинции, городке Риудомс, где у медника Франсеска и его супруги Антонии был загородный дом. Но место появления Гауди на свет — белое пятно биографии. По другой версии, он родился в городе Реус.

Полное имя новорожденного испанца, удивившего мир фантастической формы строениями, — Антони Пласид Гильем Гауди-и-Корнет.

Портрет Антонио Гауди

Новорожденный стал пятым и младшим отпрыском семьи Гауди. И, как оказалось, единственным, дожившим до преклонных лет. Двое братьев умерли детьми, третий скончался подростком. Сестра покинула этот мир вскоре после рождения дочери.

В 1868-м Гауди переехали в Барселону, где Антонио окончил подготовительные курсы и стал студентом архитектурной школы. Во время учебы он подрабатывал чертежником у известных городских мастеров.

Личная жизнь

В конце 1870-х Антонио с отцом и племянницей переехал в Барселону. Семь лет спустя умер Гауди-старший, а через 6 лет не стало и девочки. В 60 Гауди остался один. С детства страдавший от ревматических болей, он находил отраду в двух вещах — работе и пеших прогулках.

На немногочисленных уцелевших фото видно, что в молодости Антонио был франтом и богачом. Но личная жизнь не сложилась. Известно имя единственной женщины, которой он оказывал знаки внимания — учительница Жозефа Моро. Однако она так и не стала его женой. Детей, которым бы Гауди смог передать знания и состояние, у него не было.

В преклонном возрасте архитектор замкнулся в себе, полюбил одиночество, стал верующим. Многие считали его грубым и высокомерным, но друзья уверяли, что Антонио иной. Если в молодости он любил дорогие костюмы, был завсегдатаем театра и гурманом, то в старости стал аскетом, которого на улице принимали за нищего.

Архитектура

Дебютной работой молодого архитектора стали газовые фонари, которые выпускнику школы доверил спроектировать городской совет. Они и сегодня украшают Барселону.

В 1870-е Антонио Гауди трудился над незначительными проектами — разрабатывал элементы храмов и планировал магазинные павильоны. Будучи клиентом модной перчаточной лавки «Комелья», спроектировал витрину. Работа пришлась по душе владельцу, и он поручил молодому дарованию придумать стенд для своих товаров, которые отправлял на Всемирную выставку во французской столице.

Стенд попался на глаза текстильному промышленнику Эусеби Гуэлю, который пожелал познакомиться с талантливым автором.

В те годы в Европе наблюдался бум неоготического стиля, которым восхищался и молодой Гауди. Но полет его фантазии не ограничился рамками классической готики и повлек к модерну. А реализовать творческие замыслы помог Гуэль, впоследствии ставший другом Гауди. Его деньги и талант мастера создали первые шедевры — дом Висенс, винные погреба, сад и дворец промышленника на улице Рамбле. Эусеби вывел Антонио в свет, познакомив с другими потенциальными заказчиками.

Искупительный Храм Святого Семейства

Кривые поверхности, причудливые формы и невероятные цветовые решения становятся почерком мэтра, по которому его дома-шедевры узнают с первого взгляда. К Гауди приходит слава, а вместе с ней и масштабные проекты. Теперь заказы гениальному архитектору делают не только богачи, но и городские власти.

В первое десятилетие 1900-х Гауди создал символы Барселоны: дома Кальвет и Мила, дом Бальо. Эти здания и сегодня остаются главной гордостью города. Но центральным проектом всей жизни мастера называют храм Святого Семейства, возведение которого началось в 1884-м.

Антонио взялся за работу, когда храм был в полуготовности: коллега Франсиско дель Вильяр бросил его из-за ссоры с заказчиком. Гауди перепроектировал здание и успел воплотить в жизнь многое из задуманного, но храм так и не был достроен.

Гениальность мужчины подтолкнула современников к идее канонизировать Гауди, сделав святым, покровительствующим всем архитекторам.

Смерть

Слишком скромное одеяние и нищенский вид стали косвенной причиной смерти великого архитектора. Рассеянного мэтра на улице сбил трамвай. Но извозчика, изъявившего желание везти в больницу раненого и потерявшего сознание бедняка, не нашлось.

Спустя несколько часов Гауди все же доставили в лечебницу для нищих. На второй день умирающего 73-летнего архитектора узнал капеллан храма Саграда-Фамилия, но было поздно.

Антонио Гауди похоронили в крипте недостроенного храма Святого Семейства.

Строения

  • 1882 — Искупительный храм Святого Семейства
  • 1883-1888 — Дом Висенс
  • 1884-1885 — Эль Каприччо
  • 1886-1889 — Дворец Гуэля
  • 1895-1898 — Винные погреба Гуэля
  • 1898-1900 — Дом Кальвет
  • 1900-1902 — Дом Фигерас
  • 1906 — Дом Бальо
  • 1909-1910 — Приходская школа при храме Искупления Святого Семейства
  • 1910 — Дом Мила

Источник