Франко фаджоли биография личная жизнь

Франко фаджоли биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фаджоли.

Франко Максимилиано Фаджоли (исп. Franco Maximiliano Fagioli; род. 4 мая 1981[1], Сан-Мигель-де-Тукуман, провинция Тукуман) — аргентинский певец, контратенор. Специализируется в оперном и камерном репертуаре эпохи барокко и бельканто, исполняет музыку композиторов XX века для контратенора. Обладает диапазоном голоса в три октавы, благодаря этому исполняет партии альта и сопраниста[2].

Биография[править | править код]

Музыкальное образование[править | править код]

Франко Фаджоли родился в северной части Аргентины в городе Сан-Мигель-де-Тукуман[2]. В его семье не было профессиональных музыкантов, кроме бабушки, которая работала учительницей музыки в общеобразовательной школе. В семье любили слушать музыку, мать Франко хорошо пела. С 11 лет он учился в музыкальной школе по классу фортепиано, одновременно выступая в детском хоре[3].

Франко Фаджоли в интервью для радио «Орфей» утверждал, что впервые интерес к искусству пения проявился у него в одиннадцать лет, когда он, будучи хористом, получил предложение спеть сольную партию одного из трёх мальчиков в опере Вольфганга Амадея Моцарта «Волшебная флейта». Тем не менее, он планировал карьеру пианиста. Уже в 18 лет, работая пианистом-аккомпаниатором в созданном им хоре, он заинтересовался исполнением женской партии в кантате Джованни Баттиста Перголези «Stabat Mater» (англ.)русск. Джеймсом Боумэном (англ.)русск., певшим мужским высоким голосом на случайно купленном Фаджоли CD, и принял решение обучаться вокалу[4].

Юношей Фаджоли обучался фортепиано в Высшем музыкальном институте Тукуманского национального университета в своём родном городе[2]. Позже занимался в Высшем институте искусств (исп.)русск. Театра Колон в Буэнос-Айресе, где изучал как вокал (наставниками его стали американка Аннелиз Сковманд, которая до этого не имела опыта занятий с контратенорами, и баритон Рикардо Йост[3]), так и сценическое мастерство (Фаджоли, в частности, познакомился с основами системы Станиславского)[4]. В интервью российскому телевидению певец говорил, что «исполняя партию в полноценной костюмированной постановке, он ассоциирует себя со своим персонажем, растворяется в нём»[5]. В 1997 году певец создал юношеский Хор имени святого Мартина де Порреса[2].

Первым опытом выступления певца на концертной сцене стала кантата Георга Фридриха Генделя «Dixit Dominus» (англ.)русск., а на оперной — в спектакле «Гензель и Гретель» Энгельберта Хумпердинка в Театре Колон (в возрасте 23 лет)[4][3].

Музыкальные критики отмечали специфику формирования голоса у Франко Фаджоли. Во время подростковой мутации он продолжал петь высоким голосом, поэтому его голосовые связки сохранили гибкость и сделали возможной «серьёзную технику»[6], а также органичность и естественность звучания, что обычно нехарактерно для контратеноров, которые развивают свои голоса после мутации из баритона[6]. Фаджоли относит свою исполнительскую технику к итальянской школе бельканто, называя себя при этом «мужчиной, поющим „головным голосом“», соответствующим, по его мнению, регистру меццо-сопрано[7].

Творческая деятельность[править | править код]

Выход на поклоны после постановки «Катон в Утике» (Королевская опера Версаля, 16 июня 2015 г.)

В 2003 году Фаджоли первым из контратеноров одержал победу на крупном международном вокальном конкурсе «Новые голоса», который проводится раз в два года фондом Bertelsmann. Вслед за этим к певцу пришла широкая известность. Вскоре начались его активные и успешные гастроли в Европе, странах Южной Америки, США, где он солировал в оперных постановках и давал камерные концерты[2].

Среди оперных партий Фаджоли — Оберон («Сон в летнюю ночь» (англ.)русск. Бенджамина Бриттена), Фредерик Гарсия Лорка («Айнадамар» (исп.)русск. О. Н. Голихова); однако основным для Франко Фаджоли стал репертуар эпохи барокко и раннего классицизма: среди его героев — заглавные партии в операх Кристофа Виллибальда Глюка, Клаудио Монтеверди, Антонио Вивальди, Франческо Кавалли, в операх и ораториях Георга Фридриха Генделя. Певец исполняет и записывает на диски репертуар кастратов XVIII века, при этом, поскольку он обладает диапазоном голоса в три октавы, ему подвластны как партии альта, так и предназначенные для сопраниста[2].

Франко Фаджоли выступает с известными в Европе ансамблями старинной музыки «Academia Montis Regalis» (англ.)русск. и «Il Pomo d’Oro» (англ.)русск., среди его партнёров — такие дирижёры, как один из крупнейших представителей движения аутентичного исполнительства Николас Арнокур (певец говорит, что считает «величайшим опытом в своей творческой жизни» работу с ним[5]), бельгийский певец и дирижёр Рене Якобс, французский дирижёр и фаготист Марк Минковски, итальянский дирижёр (в прошлом — художественный руководитель театра «Ла Скала») Риккардо Мути, французский клавесинист и дирижёр Кристоф Руссе[2][8].

Среди концертных и оперных залов, в которых выступал певец: Цюрихский оперный театр, Театр Карло Феличе (Генуя), Опера Чикаго, Театр Елисейских Полей (Париж), Королевская опера Версаля, Королевский театр Ковент-Гарден и Театр Карло Феличе (Лондон)[9]. В сентябре 2014 года Франко Фаджоли с успехом выступил в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля Earlymusic с ариями из опер Никола Порпора в сопровождении ансамбля «Academia Montis Regalis» под управлением Алессандро де Марки (англ.)русск.[10]. В феврале 2017 года контратенор выступил в Москве в Концертном зале имени П. И. Чайковского на IV независимом фестивале «Опера априори» в сопровождении оркестра Musica Viva (дирижёр Максим Емельянычев)[11].

Читайте также:  Андрей мягков биография личная жизнь

В 2013 году Франко Фаджоли выступил в партии Арбака в опере Леонардо Винчи «Артаксеркс» (англ.)русск., где стал партнёром четырёх других молодых контратеноров, среди которых были Филипп Жаруски и Валер Барна-Сабадус[12], в 2015 году принял участие в антрепризной постановке «Катона в Утике» (англ.)русск. — оперы-сериа Леонардо Винчи, где выступил в партии Цезаря[13]. Российский музыкальный критик Алексей Парин писал об исполнении певцом партии в одной из опер Леонардо Винчи:

«Голос ослепительной красоты, скорее „серебряный“, чем „золотой“, в нём больше сонного блеска, чем тёплого солнечного тепла, но к слову „серебряный“ надо, наверное, прибавить слово „ртутный“, потому что блеск слишком живой, переливающийся, меняющийся. Голос без характерных для большинства контратеноров „подзвучек“, искусственностей, без вокальной „химии“, похожий на женский. Он разливается сияющим потоком, как будто его не держат берега. Все украшения пропеваются, если надо, в захватывающем темпе, а если требуется, в медленной церемонности. Кантилены оглушают нас, заставляют напрячься всей душой, потому что эстетическое чувство особенно жадно ловит своё блаженство»

— Алексей Парин. Новое пение[14]

Музыкальный критик газеты «Коммерсантъ» Сергей Ходнев отмечал, что у певца «безразмерное дыхание, играючи спетые многостраничные колоратуры, уверенно-аристократичная кантилена и абсолютно ровное округлое звучание по всему диапазону (что было тем более заметно, когда в каденциях певец откуда-нибудь с ля второй октавы нырял в баритональные низы). Вдобавок, если совсем попросту, это очень красивый голос, в котором, несмотря на половодье сопрановых фиоритур, как-то нет ничего жалобно-андрогинного»[15].

Личная жизнь и круг интересов[править | править код]

Певец не женат, своей семьёй называет многочисленных друзей. Пение он считает главной страстью своей жизни. Франко Фаджоли постоянно проживает в Мадриде в Испании, где живут его родственники по материнской линии[4]. Себя он относит «к всеядным меломанам», утверждая, что выбор музыки для прослушивания у него «зависит от настроения и от того, кто рядом находится»[5].

Барочную оперу Франко Фаджоли воспринимает как своего рода иллюзию, утверждая, что мы в настоящее время не знаем, как она исполнялась на самом деле. По его словам, «иллюзия эта хороша тем, что требует от зрителей большой игры воображения». С наибольшим интересом он исполняет партии в операх Джоаккино Россини, любовь к творчеству которого испытывает со времён обучения в вузе[3].

Награды[править | править код]

  • В 2001 году — первый приз на национальном конкурсе Федерального Инвестиционного совета Аргентины[2].
  • В 2003 году — диплом первой степени на международном вокальном конкурсе «Новые голоса» фонда Bertelsmann[2].
  • В 2009 году — Приз фонда KONEX (исп.)русск. (Аргентина)[8].
  • В 2010 году — «Премия Франко Аббьяти» — престижная итальянская награда вокалисту года[16][8].

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Espinosa, 2006, с. 127.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Парин, 2017, с. 228.
  3. 1 2 3 4 Дудин, 2014.
  4. 1 2 3 4 Франко Фаджоли: «Пение у меня в крови». Гость программы Алексея Парина — аргентинский контратенор Франко Фаджоли, концерт которого прошел в Москве 27 февраля., Радио «Орфей». Архивировано 25 апреля 2019 года. Дата обращения 29 апреля 2019.
  5. 1 2 3 Кастраты были рок-звездами своего времени., Москва 24 (8 марта 2017). Архивировано 23 января 2018 года. Дата обращения 29 апреля 2019.
  6. 1 2 Парин, 2017, с. 241.
  7. Кротенко, Григорий. Франко Фаджоли: «Воспитать контратенора способен любой хороший учитель пения. Здесь нет ничего особенного»., Classical Music News. Архивировано 10 августа 2018 года. Дата обращения 29 апреля 2019.
  8. 1 2 3 Franco Fagioli. (фр.), Universal Music France. Архивировано 30 апреля 2019 года. Дата обращения 30 апреля 2019.
  9. ↑ 17 сентября на Фестивале EARLYMUSIC выступил виртуозный контратенор Франко Фаджоли с новой программой «Порпора». Мировая премьера // Мегаполис : Газета. — 2014. — 24 сентября. Архивировано 30 апреля 2019 года.
  10. ↑ Искусство контратенора. Франко Фаджоли., Международный фестиваль EARLYMUSIC (17 сентября 2014). Архивировано 15 августа 2018 года. Дата обращения 29 апреля 2019.
  11. . Контратенор Франко Фаджоли спел за героев Россини. Раньше так поступали женщины // Ведомости : Газета. — 2017. — 28 февраля. — С. 14.
  12. ↑ Парин, 2017, с. 229—234.
  13. ↑ Catone in Utica de Vinci à Versailles — Avec Franco Fagioli. (фр.), FranceTV (19.06.15). Дата обращения 29 апреля 2019.
  14. ↑ Парин, 2017, с. 231.
  15. ↑ Ходнев, 2014.
  16. ↑ Giudici, 2018, с. 456.

Литература[править | править код]

  • Барочные страсти. В Петербурге пройдет международный фестиваль старинной музыки Earlymusic // Российская газета : Ежедневная газета. — 2014. — 12 сентября (№ 208 (6480)).
  • . Франко Фаджоли: священное чудовище // Новое пение. — М: Аграф, 2017. — С. 227—252. — 256 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7784-0464-9.
  • Контратенор на особой высоте. Франко Фаджоли на фестивале Earlymusic // Коммерсантъ : Газета. — 2014. — 23 сентября (№ 171). — С. 14.
  • Fagioli, Franco Maximiliano // La Cultura en el Tucumán Del Siglo XX: Diccionario Monografico. — Tucumán: Universidad Nacional de Tucumán, 2006. — С. 127. — 491 с. — ISBN 978-9505-5448-68.
  • L’Ottocento: Volume primo.. — Il Saggiatore, 2018. — С. 456. — 1300 с. — ISBN 978-8865-7661-63.
Читайте также:  Николай чиндяйкин биография личная жизнь жена

Ссылки[править | править код]

  • Franco Fagioli (официальный сайт певца) (англ.). Дата обращения 30 апреля 2019.
  • Избранная дискография Франко Фаджоли (с фрагментами аудиозаписей) (фр.), Universal Music France. Дата обращения 30 апреля 2019.

Источник

Франко Фаджоли. Фото: Ира Полярная / Опера априори

27 февраля в Москве открылся IV Международный фестиваль вокальной музыки «Опера априори». На сцене Концертного зала имени Чайковского выступил знаменитый аргентинский контратенор Франко Фаджоли в сопровождении Московского камерного оркестра Musica Viva Александра Рудина, дирижер Максим Емельянычев.

Программу составляли исключительно произведения Джоаккино Россини. Конечно, информация, что в программу не вошли коронные для Фаджоли произведения барокко, с самого начала несколько огорчала, но и Россини, произведения которого составляли официальную часть вечера – одна из специализаций Фаджоли. Он выступал с ариями Россини на Зальцбургском фестивале в 2014 году, в 2016 выпустил диск Россини (с оркестром Armonia Atenea, дирижер Георге Петру) и в настоящее время совершает тур в поддержку диска.

Фаджоли в Москве ждали давно, петербуржцам повезло услышать феноменального контратенора несколько раньше – в 2014 году. Аудитория, собравшаяся на концерт, заметно отличалась и от среднестатистического филармонического концерта, и от «светско-гламурного» мероприятия: публика демократичная, но мужчин и женщин практически поровну, много 30-40-летних – редких гостей на подобных концертах.

Все-таки в России Фаджоли — это, прежде всего, интернет-звезда,

его ценит соответствующая публика, а отдельные оффлайновые меломаны, попавшие на концерт в силу обстоятельств, реально не знали, что им предстоит услышать. И разумеется, с первого номера испытали огромное потрясение, усиленное эффектом неожиданности. Но все же основная часть зала пришла осознанно и встретила своего кумира овацией еще перед тем, как он взял первую ноту.

Не навязывая никому своего мнения, скажу, что для меня Франко Фаджоли – лучший контратенор в мире. Можно любить Жарусски за неземной ангельский тембр, Ценчича – за куртуазность фиоритур и стойкие верхние ноты, Дэниэлса – за абсолют фразировки и обертоновую неповторимость, Синьковского – за интеллектуальность (не говоря уже о том, что в мире есть масса прекрасных меццо-сопрано). Но чтобы в одном человеке были все плюсы разом и ни одного минуса — трудно поверить, но это факт! При этом все-таки

Фаджоли — это нечто большее, чем просто совершенная машина для пения.

Талант артиста – сживаться с материалом и породившей его музыкальной эпохой, не теряя при этом собственный интерпретаторский подход.

Франко фаджоли биография личная жизнь

Сам по себе голос Фаджоли описать сложно, его надо слушать, желательно не только в записи. Диапазон у голоса бескрайний, при этом нет не то что выраженных, а вообще каких бы то ни было межрегистровых мостов. В малой октаве Фаджоли поет чем-то вроде густого баритонального тенора, в первой (плюс-минус) – как меццо, а во второй – как колоратурное сопрано, но это не какие-то изолированные куски голоса, а один в другой перетекает абсолютно плавно. Особенно это заметно на пассажах-гаммах, где каждая нота строго чуть-чуть отличается от предыдущей, без малейших рывков и провалов.

Тембр — приятнейший на всем диапазоне, интонация и владение колоратурой — идеальные, дыхание — бесконечное.

Контратеноров иногда упрекают в резком белом звуке – к Фаджоли это не относится в принципе, он поет прикрытым округлым звуком и совсем не отказывается от вибрато, хотя может и регулировать его интенсивность, и полностью убирать при необходимости. Крайне верхние ноты он сужает и прикрывает достаточно сильно, в технике, близкой к Чечилии Бартоли (для россиниевской программы это, наверное, правильно, а вот в барокко было бы любопытно послушать, какой будет нота, если не скруглять, звуку дать лететь пошире и позвонче?)

Не по адресу и обычные для контратеноров обвинения в отсутствии объема и силы звука – немаленький зал Чайковского певец озвучил без усилий. Ну и конечно, личностный фактор на сольном концерте тоже важен.

Франко Фаджоли — обаятельный молодой человек, держится вроде бы просто, но магия личности — велика.

Зритель как вдыхает вместе с ним перед первой нотой, так и, затаив дыхание, следит за творящимся музыкальным шаманством, пока певец не отпустит.

Что касается выбора программы, исполнялись не только номера, вошедшие в вышеупомянутый диск. Однако вышел на сцену певец именно с первым треком своего альбома Россини – арией Сивена из редко исполняемой ранней оперы Россини «Деметрий и Полибий» «Pien di contento in seno» (I акт, сцена 2), а затем исполнил и еще одну арию из этой же оперы «Perdon ti chiedo, o padre» (II акт, сцена 3). Финал первого отделения – блестяще исполненные речитатив и каватина Малькольма Грэма из оперы «Дева озера» (1820) «Mura felici… Elena, oh tu che chiamo» (I акт, сцена 2). В этом же самом зале в 2012 году было концертное исполнение этой оперы, партия Малкольма была озвучена довольно неопрятным, громоздким меццо Сильвии Тро Сантафе, а теперь есть возможность, как говорится, почувствовать разницу – трактовка Фаджоли отличалась исключительным изяществом и музыкальностью.

Читайте также:  Андрей харитонов биография личная жизнь фото

Во втором отделении певец исполнил речитатив и каватину Танкреда из оперы «Танкред» (1813) «O sospirato lido… Dolci d’amor parole» (I акт, сцена 3) – опять же, почувствуйте разницу с певшей Танкреда в концертной версии Альберто Дзедды в 2014 году Патрисией Бардон, с ее тектоническими разломами между регистрами и резкими верхами.

Завершалась официальная программа речитативом и каватиной Арзаче из оперы «Семирамида» (1823) «Eccomi alfine in Babilonia… Ah, quel giorno ognor rammento» (I акт, сцена 2). Еще один трек с диска – арию из оперы «Эдуардо и Кристина» «La pietà che in sen serbate» Фаджоли спел на бис, и это был, как в тот момент показалось, самый прекрасный, самый свободный и эмоциональный номер.

А затем вдруг, в качестве второго биса, певец спел не Россини, а арию моцартовского Керубино «Voi che sapete» – концертный шлягер на все времена. Вроде бы ничего, принципиально расходящегося с традицией исполнения этого произведения, Фаджоли не сделал – но ария прозвучала совершенно непривычно, свежо, завораживающе прекрасно.

Отметим и высокий уровень работы оркестра Musica Viva и дирижера Максима Емельянычева.

В прошлом году они уже работали на «Опера Априори» на концерте другого контратенора Макса Эммануэля Ценчича, теперь не менее достойную работу сделали с Фаджоли. В качестве оркестровых номеров прозвучали увертюра к опере «Итальянка в Алжире» (1813) (интерпретированная Емельянычевым достаточно индивидуально, с известной мерой сдержанности, строгости и скрупулезности (поддержанной безупречным оркестром), интригующим пиано в начале и интересным развитием дальше) и увертюра к опере «Севильский цирюльник» (1813) (она понравилась меньше – в ней не было привычного блеска и театральности, скупая ученость этой музыке оказалась не к лицу, а идеально выверенный во всех остальных номерах баланс здесь вдруг дрогнул – и две трубы на фоне хрупкого камерного звучания все-таки заметно «торчали»).

Франко фаджоли биография личная жизнь

Очаровательный камерный раритет – «Серенада для маленького ансамбля» (1823). Ее исполнили семь солистов оркестра – струнный квартет, флейта, гобой и английский рожок. И в довершение композиторского портрета Россини, был выбран виртуозный, как арии Фаджоли, номер – «Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром», солист Валентин Урюпин. В его исполнении

концерт для духового инструмента прозвучал очень вокально, как будто спетый без слов голосом виртуоза фрагмент какой-то оперы.

Возвращаясь же к главному «виновнику торжества» хотелось бы сказать следующее. Какой вывод о феномене Франко Фаджоли можно сделать по итогам московского концерта? Можно списать все на исключительный вокальный дар лично этого человека. Была же певица Има Сумак с разработанным мужским диапазоном в плюс к собственному колоратурному сопрано, феномен которой так и не был объяснен. Почему бы не быть теперь феномену наоборот, тем более что Сумак тоже южноамериканка, близко-соседнего с Фаджоли этноса, с определенной генетической близостью.

Можно, напротив, трактовать появление Фаджоли как результат, выражаясь марксистской терминологией, количественно-качественного скачка. Появившиеся во второй половине контратенора учились, развивались, расширяли границы репертуара, работали над повышением мастерства, отвоевывали рынок, их становилось все больше, между ними тоже появилась конкуренция и, как результат, количество должно было рано или поздно перейти в качество.

Появившийся идеально вышколенный контратенор подтверждает факт этого перехода.

Проверить, какое из объяснений правильное, очень просто – надо лишь подождать пару-тройку лет. Если вслед за Фаджоли появятся и другие, не худшие – верно количественно-качественное объяснение. Если не появятся – верна версия об уникальности.

Впрочем, для тех, кто был на концерте, Фаджоли в любом случае останется в памяти как исключительный и неповторимый артист.

Фото: Ира Полярная / Опера априори

На правах рекламы:
Многие певцы нуждаются в подзвучке. Для усиления голоса вовсе не требуются платить много денег — можно купить и недорогие микрофоны. Вас приятно удивят цены на качественные радиомикрофоны, которые можно купить в интернет-магазине «Синтез Аудио».

Тип

Раздел

Театры и фестивали

Персоналии

Коллективы

Словарные статьи

Автор

Источник