Фото наталья пушкина

Фото наталья пушкина thumbnail

Даже те, кто не любил литературу в школе, знают, как погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Зимой 1837 года на окраине Петербурга, в районе Черной речки, сошлись на дуэли двое молодых людей. Одним из них был Пушкин, другим — французский офицер Жорж Дантес. В ходе схватки первый был смертельно ранен. Обычно на этом история в школьных учебниках заканчивается. Но не история семьи погибшего.

AdMe.ru узнал, как жила после смерти Пушкина его жена Наталья Гончарова и кто воспитывал ее детей, заменив им отца. В конце статьи мы приготовили бонус — портреты потомков Натальи Николаевны, которым передалась ее красота.

Наталью Гончарову (Пушкину) почти всю жизнь преследовали упреки и клевета. Ее называли легкомысленной и ветреной, перешептываясь на каждом углу, а после дуэли уже открыто обвиняли в бессердечии. Раскрыться по-настоящему и предстать в ином свете она смогла только после смерти поэта.

«Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».

А. С. Пушкин (Из книги А. Кузнецовой “А душу твою люблю”)

Трагическая гибель любимого стала для Гончаровой настоящим ударом. Мало того что злые языки обсуждали ее в обществе и считали виновной в смерти гения — в 25 лет Наталья Николаевна осталась одна с 4 маленькими детьми на руках. От тяжелого потрясения женщина заболела и слегла. А немного оправившись, решила покинуть Петербург.

Вдова уехала к матери и брату в калужское имение Полотняный Завод. Там она искала уединения и покоя: никуда не выходила и крайне редко принимала гостей. Два года, как и обещала мужу, вдова носила траур и появилась в Михайловском только раз — поставить памятник на могиле мужа.

По прошествии двухгодичного срока Наталья Николаевна вернулась в Петербург, но не спешила появляться в свете. Шумные балы и светские рауты тяготили ее, и большую часть времени женщина предпочитала посвящать детям.

Она сама давала им уроки и занималась их образованием. А когда поняла, что ее знаний для обучения стало недостаточно, попросила Опекунский совет назначить пособие на детей. Женщина мечтала дать им хорошее образование, но из-за недостатка средств не могла сделать этого самостоятельно.

Затворнический образ жизни не мешал вдове Пушкина оставаться одной из первых красавиц Петербурга. Ее спокойные изящные манеры, простота в общении и умение держать себя покоряли одно сердце за другим. И, несмотря на сдержанность и внешнюю холодность, которые при ином раскладе могли бы оттолкнуть, Наталья Николаевна вновь стала завидной невестой.

Именитые и знатные женихи после появления ее в Петербурге буквально обивали пороги пушкинского дома. Но никто из них не хотел воспитывать чужих детей. Наталья Николаевна же в этом вопросе была непреклонна. Всем, кто предлагал женщине отправить ее детей на воспитание в пансион, она отвечала: «Кому в тягость мои дети, тот мне не муж».

Через 7 лет после кончины поэта вдова Пушкина случайно встретила того самого порядочного человека, о котором говорил ей умирающий муж.

Небогатый 45-летний генерал-лейтенант Петр Петрович Ланской был сослуживцем брата Натальи Николаевны и до знакомства с ней считал себя убежденным холостяком. Он долго по-приятельски посещал Гончаровых и незаметно для себя привык к семейной атмосфере этого дома и полюбил детей Пушкина как своих.

Спустя некоторое время Ланской сделал Наталье Николаевне предложение, которое та приняла, и 16 июля 1844 года они сочетались законным браком. Свадьба была тихой и скромной, из гостей присутствовали только близкие родственники.

Через год после свадьбы у Ланских родилась дочь, а затем еще две. Наталья Николаевна с удовольствием принимала участие в воспитании детей и часто присматривала за детьми друзей, которые приезжали к Ланским погостить.

«Я никогда не могла понять, как могут надоедать шум и шалости детей. Как бы ты ни была печальна, невольно забываешь об этом, видя их счастливыми и довольными».

Н. Н. Ланская из писем к П. П. Ланскому

Близкие друзья Пушкина одобряли союз Натальи Николаевны с Ланским и отмечали любовь и уважение, которое царило в их семье. Сама Наталья Николаевна называла чувства к мужу «оттенком любви» и отмечала, что они соответствуют их возрасту. Второй брак она считала крепким именно оттого, что в нем не было безумной страсти.

Наталья Николаевна, привыкшая к пересудам, после второго замужества не давала ни единого повода для сплетен о своей семье. Счастье родных она оберегала, как самое дорогое сокровище в жизни.

Увы, здоровье Пушкиной-Ланской всегда было достаточно слабым. В зимние периоды ее часто одолевали простуда и сильный кашель, она долго болела и тяжело переносила болезнь. Рекомендованные врачами заграничные курорты приносили лишь временное облегчение — спустя некоторое время затяжной кашель возвращался.

Осенью 1863 года, возвращаясь с крестин внука, Наталья Николаевна подхватила очередную простуду, которая быстро переросла в воспаление легких. Измотанная постоянными болезнями, женщина не смогла противостоять недугу и вскоре умерла.

Наталье Николаевне был 51 год. Она пережила Пушкина на 26 лет, но не забывала о нем никогда. До самой смерти каждая пятница (день смерти поэта) была для нее траурной. В этот день женщина заметно грустнела, не принимала гостей и почти ничего не ела.

Бонус: дочь, внучка и правнучка унаследовали красоту Натальи Николаевны

Слева направо: Наталья Александровна Пушкина-Дубельт, графиня Меренберг (дочь Натальи и Александра Пушкиных); София Николаевна де Торби (внучка); леди Нада Маунтбеттен, в замужестве маркиза Милфорд-Хейвен (правнучка).

Читайте также:  Сестра бузовой оли

Пушкин просил окружающих не упрекать Наталью Николаевну в его смерти и благословил ее перед кончиной. Но кто на самом деле сыграл роковую роль в судьбе поэта: его жена, Дантес, неудачное стечение обстоятельств? Или, может быть, сам Александр Сергеевич не слишком стремился избежать печальной участи? Как вы думаете?

Источник

8 сентября 2012 г. – 200 лет со дня рождения Натальи Николаевны Гончаровой-Пушкиной-Ланской

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

А.Брюллов.Н.Н.Пушкина. Конец 1831 – начало 1832. Бумага. акварель. Всероссийский музей Пушкина
С обликом А.С.Пушкина нам повезло больше: он запечатлен в превосходных портретах Кипренского и Тропинина. Глядя на них, мы чувствуем полное совпадение нашего внутреннего представления с видимым образом. Иначе обстоит дело с изображениями Натальи Николаевны. При жизни поэта был написан всего один ее акварельный портрет. Автор его — Александр Брюллов — смог передать лишь молодость и миловидность почти детского лица и нарядный туалет модели. Вряд ли можно требовать большего от художника, писавшего столь юную особу (на портрете Наталье Николаевне не более 18 лет).

Единственное её изображение в детстве — рисунок неизвестного художника итальянским карандашом и сангиной, выполненный в возрасте шести-семи лет

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Гончарова. Неизвестный художник. 1810-е гг. Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Есть несколько пушкинских рисунков. Всего в рукописях Пушкина насчитывается четырнадцать изображений Натальи Николаевны

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Портрет Н. Н. Гончаровой (?) (слева) чернила «Медный всадник» (V, 436—437) 6 октября 1833, Болдино

Все последующие ее изображения написаны уже в период вдовства и нового замужества.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Ш. Мазер. Наталья Николаевна Пушкина. 1839 г.К.П. Мазер. Н.Н. Пушкина во вдовьем платье. 1839. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Райт Томас (Thomas Wright) Пушкина Наталья Николаевна (Гончарова, Ланская) Частное собрание, Москва (1844)

Портреты Натальи Николаевны 1840-х годов почти все создавались по инициативе П. А. Вяземского, в то время сильно увлечённого вдовой Пушкина. По словам Вяземского, Пушкина в то время была «удивительно, разрушительно, опустошительно хороша». Автор большинства акварельных портретов Натальи Николаевны этого периода — придворный художник Владимир Гау. Многочисленные акварельные портреты Натальи Николаевны — более или менее удачные, однако не претендуют на психологическую глубину. На этих акварелях, датированных 1841 — 1849 годами, Наталья Николаевна разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство. Самым удачным своим изображением Пушкина считала акварель 1843 года (не сохранилась), заказанную для альбома императрицы. На ней Наталья Николаевна была изображена в костюме в древнееврейском стиле, в котором появилась на одном из дворцовых балов.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау Портрет Натальи Николаевны Пушкиной 1841 г

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау.Н.Н.Пушкина. 1842 г. Акварель. Всероссийский музей Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау. Н.Н.Пушкина. 1842-1843 гг. Акварель. всероссийский музей Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау Портрет Натальи Николаевны Ланской 1844 г

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.Гау. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Бумага, акварель. Институт Русской литературы.(Пушкинский дом) РАН

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1849. Картон, акварель, белила. ВМП В.Гау Портрет Натальи Николаевны Ланской 1849 г

Но, пожалуй, лучше всех передать душу Натальи Николаевны, ту, что Пушкин любил более, чем ее прекрасное лицо, удалось И.К.Макарову. Удивительна история всего семейства Макаровых, художников в нескольких поколениях и самого крупного из них — Ивана Кузьмича (1822 — 1897). В Петербург И.Макаров переехал в конце 1844 года, а с 1845-го, уже имея звание свободного художника, стал вольнослушателем Академии художеств по классу профессора А.Т.Маркова. Его отличная профессиональная подготовка вызывала удивление; отличали Макарова и человеческие качества: учась в Академии, он не забывал отца и помогал ему в работе (его отец, будучи крепостным, сам был художником и открыл в Саранске художественную школу). Вместе с пятнадцатью учениками они расписали в Пензе Спасский кафедральный собор (в 1847 и в 1849 годах). После пожара в Саранске, уничтожившего и школу и отчий дом, семейство Макаровых переехало в Пензу, и Иван Кузьмич в 1852 году помог отцу, передав ему значительную сумму, открыть новую художественную школу. Косвенно это свидетельствует о том, что еще до окончания Академии художник хорошо зарабатывал. По чьей-то рекомендации он попал в семейство Шереметевых, для которых им написаны несколько портретов. Особенно же прославился художник портретами детей и не случайно в том же 1846 году он был приглашен вел. кн. Марией Николаевной в поездку по Италии, Германии и Франции в качестве учителя рисования для ее детей (второе такое путешествие он совершил в ее свите в 1853 году). Также не случайно, что семейству Ланских он был рекомендован именно в качестве детского портретиста. А первый портрет Натальи Николаевны он написал по собственной инициативе.

Читайте также:  Певица шурочкина 4 буквы

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

И.Макаров. Н.Н.Пушкина-Ланская. 1849г. Холст, масло. Государственный музей Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. Приписывается художнику Макарову (ранее приписывался Т. Неффу), выполнен ок. 1849, Всероссийский музей Пушкина

Наталье Николаевне Ланской на этом портрете 37 лет, она мать семерых детей. Многочисленные акварельные портреты В.Гау, а также портреты А.П.Брюллова, Райта и Мазера не смогли передать ни глубокой тонкости и одухотворенности ее красоты, ни главного выражения ее лица, запечатленного на портрете — тихой непреходящей грусти. Сама Наталья Николаевна и все ее близкие считали, что портрет очень удался: «… мне даже совестно согласиться, что портрет похож» писала она П.П. Ланскому летом 1849 года.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Макаров И. К. Портрет Натальи Николаевны Ланской (Пушкиной) – один из последних прижизненных портретов

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Ланской Н.П. Natalia Lanskaya (Brodzany) (1852)

Исчерпана ли на сегодня портретная галерея Натальи Николаевны, все ли ее изображения известны? .. еще не найден портрет, написанный по просьбе Николая I в альбом царицы (не ранее 1843 года). Кто знает, может быть и упомянутый Пушкиным в мае 1836 года «прусак Криднер» все же успел-таки написать портрет Натальи Николаевны. Упомянут был и О.Верне. Более же других известна история создания другого — позднего — портрета Натальи Николаевны, написанного Карлом Лашем в Москве зимой 1856 года.

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

К.Лаш. Портрет Н.Н.Пушкиной-Ланской. 1856. Холст, масло (овал). Частное собрание

История его создания широко известна из переписки Натальи Николаевны с мужем и цитируется Рожновыми в их книге. В начале января 1856 года Н.Н.Ланская приехала из Вятки в Москву, где ее ожидали дочери. Она остановилась в доме Гончаровых на Никитской и свиделась с братьями и отцом. В письме к мужу от 13 января 1856 года она писала: «…Я, слава Богу, чувствую себя лучше, кашель прошел и я даже надеюсь вскоре начать мой портрет. Ты взвалил на меня тяжелую обязанность, но, увы, что делать, раз тебе доставляет такое удовольствие видеть мое старое лицо, воспроизведенное на полотне». В письме от 17 февраля она жалуется, что портретные сеансы занимают все ее утра. Так, накануне она провела в мастерской у Лаша от часа до трех, и художник сделал пока только рисунок, который ей показался правильным в смысле сходства. По словам Натальи Николаевны, художник выбрал левый профиль и изобразил ее в трехчетвертном повороте. По совету Лаша, никогда не видевшего ее до сеанса, она должна была надеть закрытое платье. Портрет был окончен за месяц, так как в марте Наталья Николаевна с дочерьми возвратилась в Петербург.

У кого и где хранился этот портрет, никогда не воспроизводившийся, неизвестно. Портрет принесли в Русский музей для освидетельствования и подтверждения авторства Карла Лаша относительно недавно, а предложенная атрибуция была принята на научном заседании в Музее-квартире поэта на Мойке, 12. Хозяйка портрета знала, кто на нем изображен, но не рассказала ничего об истории его бытования. После исследования никаких сомнений в авторстве не осталось: подпись и дата слева на фоне одновременны живописи; использованные материалы, техника живописи и признаки старения подтверждали указанную дату «1856». Полностью соответствовали времени прическа и костюм изображенной. На портрете Наталье Николаевне неполных 45 лет. … В целом, портрет носит чисто светский характер и ничего нового о модели не говорит. Его художественный уровень не слишком высок, а детали одежды написаны откровенно небрежно. Вряд ли интересовала художника внутренняя сущность модели, да и знал ли он, кого пишет. Карл Иоганн Лаш (1822–1888) приехал в Россию в 1847 году совсем молодым человеком. В 1856 году ему 34 года и у него, видимо, не так много заказов. Он возвратился в Европу, откуда спустя 30 лет снова приехал в Москву навестить родных и вскоре умер. К.Лаш известен в России несколькими работами лучшего качества, чем этот портрет Натальи Николаевны.

В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась. На фотопортретах второй половины 50-х — начала 60-х годов она предстаёт женщиной немолодой и болезненной

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Конец 1850-х — начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Читайте также:  Кадыров сколько детей

Портреты Н.Н.Гончаровой - Пушкиной - Ланской

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова. Начало 1860-х гг. Фотография. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Источник

А. П. Брюллов – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1831-1832

Наталья Николаевна Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором – Ланская (1812, поместье Кариан, Тамбовская губерния – 1863, Санкт-Петербург) – супруга Александра Сергеевича Пушкина. Её роль в жизни Пушкина и событиях, предшествующих его последней дуэли, является предметом дискуссий до настоящего времени. С открытием новых документальных и эпистолярных материалов представления о личности Натальи Николаевны были пересмотрены.

Ее личность и у современников, и в наше время всегда вызывала крайне противоречивые оценки: ее называли и злым гением, погубившим великого поэта, и оклеветанной жертвой. О ней судили по тем 6-ти годам, которые она провела в браке с Пушкиным, однако последующие 27 лет ее жизни позволяют составить куда более полное и верное представление о том, какой на самом деле была одна из первых красавиц высшего света начала XIX века.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1844

Перед смертью Александр Сергеевич ее просил: “Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека”. Она выполнила его просьбу, но замуж вышла не через два года, а через семь лет. В 25 лет Наталья Пушкина осталась вдовой с 4 детьми. Многие считали ее виновной в смерти поэта и называли легкомысленной и пустой светской красавицей.

В. Гау – Портрет Натальи Николаевны Пушкиной, урожденной Гончаровой – 1843

Храм Христа Спасителя в усадьбе Гончаровых. Полотняный завод – 1900

Через две недели после смерти Пушкина Наталья с детьми отправилась к брату Дмитрию, в их фамильное имение Полотняный Завод. Там она вела затворнический образ жизни и почти никого, кроме родственников, не принимала. Конечно, после столичного блеска, великосветских балов и приемов эта жизнь казалась ей скучной и однообразной, но приносила внутреннее равновесие:

“Иногда такая тоска охватывает меня, что я чувствую потребность в молитве, – признавалась она. – Эти минуты сосредоточенности перед иконой, в самом уединенном уголке дома, приносят мне облегчение. Тогда я снова обретаю душевное спокойствие, которое раньше часто принимали за холодность и меня в ней упрекали”.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной – 1842

К ней неоднократно сватались богатые и титулованные женихи, но все они получали отказ: никто из них не был готов принять ее четверых детей. Ей предлагали устроить их в престижные учебные заведения подальше от дома, но она отвечала:

“Кому в тягость мои дети, тот мне не муж”.

Через 2 года Наталья Пушкина снова приезжает в Петербург, но в свете появляется редко и занимается воспитанием детей.

В. Гау – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1849 (акварель)

В. Гау – Портрет П. П. Ланского – 1847 – Альбом лейб-гвардии Конного полка (акварель)

И.К. Макаров – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – около 1849

Наталья Николаевна вышла замуж через 7 лет после смерти Пушкина, в 1844 году. Ее избранником стал небогатый, но искренне любящий ее Петр Ланской – генерал-лейтенант, сослуживец ее брата. На тот момент ей было 32 года, ему – 45. Церемония бракосочетания была тихой и скромной, на свадьбу пригласили только близких родственников. Ее детей он принял, как своих. В этом браке родилось еще трое дочерей. Кроме своих семерых, Наталья воспитывала еще 4-х детей родственников.

“Мое призвание – быть директрисой детского приюта, – пишет она Ланскому. – Бог посылает мне детей со всех сторон …”.

И. К. Макаров – Портрет Наталии Николаевны Ланской – 1849

К. Лаш – Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской – 1856

И. К. Макаров – Портрет Натальи Николаевны Ланской – 1863

В последние годы жизни Наталья Николаевна часто болела. Она перестала выходить в свет и часто уезжала за границу на лечение. Она скончалась на 52-м году жизни от воспаления легких. Петр Ланской пережил супругу на 14 лет.

Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, в девичестве Гончарова
Фото конца 1850-х – начала 1860-х годов

Н. Н. Пушкина-Ланская
Фото начала 1860-х годов

Наталья Николаевна Гончарова – жизнь после Пушкина

Источник