Евгения мельникова биография личная жизнь

Евгения мельникова биография личная жизнь thumbnail

Евгения Мельникова

Евгения Мельникова

Евгения Константиновна Мельникова. Родилась 27 июня 1909 года в Москве – умерла 10 сентября 2001 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1969). Лауреат Государственная премии РСФСР (1984).

Евгения Мельникова родилась 27 июня 1909 года в Москве в семье рабочих.

Отец – слесарь-механик.

Мать – домохозяйка.

Имела троих сестер.

Из семьи коренных москвичей. Семья проживала на 1-й Тверской-Ямской, где была церковь Василия Кесарийского.

В 1930 году окончила Государственный техникум кинематографии.

С 1930 по 1937 годы – актриса киностудии Мосфильм.

В 1937-1938 годах – актриса в Центральном Театре Красной Армии.

В 1938-1945 годах – актриса на киностудии Союздетфильм.

В 1945-1991 годах – актриса Театра-студии киноактёра.

В кино начала сниматься с 1928 года. Первыми работами были фильмы «Кривой рог», «Настоящая жизнь», «Токарь Алексеев», «Бомбист», «Моряки защищают родину», «Изящная жизнь».

Евгения Мельникова в фильме “Изящная жизнь”

Евгения Мельникова Изящная жизнь

В 1935 году сыграла главную роль в фильме «Лётчики» режиссёра Юлия Райзмана. Фильм рассказывает о том, как лётчик-лихач Сергей Беляев и влюблённая в него курсантка лётной школы Галя Быстрова под руководством начальника Рогачёва становятся опытными пилотами. Вняв мудрым советам Рогачёва, они с успехом заканчивают учёбу и получают назначение в разные концы СССР: на Памир и на Сахалин. Кроме того, картина представляет собой лирическую драму: любовный треугольник, разыгрывающийся в авиашколе, отображает развитие отношений между командиром авиаотряда Сергеем Беляевым (Иван Коваль-Самборский), ученицей лётной школы Галей Быстровой (Евгения Мельникова) и начальником авиашколы Николаем Рогачёвым (Борис Щукин).

Евгения Мельникова в фильме “Лётчики”

Евгения Мельникова Лётчики

Фильм «Лётчики» имел огромный успех, а актриса стала известной на весь СССР. Позже генерал Александр Руцкой признался Евгении Мельниковой, что был влюблен в её героиню и решил пойти в авиацию, во многом благодаря «Лётчикам».

Роль Гали Быстровой обратила на себя внимание режиссера Григория Александрова, который пригласил актрису в свой знаменитый фильм «Цирк», в котором ей досталась роль Раечки (дочь Людвига Осиповича, невеста Шурика). Сцена выяснения отношений между Раечкой и Марион Диксон стала одной из самых заметных в фильме. После премьеры комедии у квартиры Мельниковой собралось столько же поклонниц, сколько дежурило в подъезде самой Любови Орловой.

Евгения Мельникова в фильме “Цирк”

Евгения Мельникова Цирк

Под Евгению Мельникову был написан сценарий комедии «Девушка с характером», однако она сняться не смогла: вышшла замуж и забеременела. Роль девушки с характером сыграла Валентина Серова, став кинозвездой.

Позже она часто снималась, играя небольшие роли – матерей, жён, бабушек и т.д. Ее можно было видеть в фильмах «Дело было в Пенькове», «Школа мужества», «Коллеги», «Бриллиантовая рука», «До свиданья, мальчики!», «Снежная королева», «Чиполлино».

Евгения Мельникова в фильме “Дело было в Пенькове”

Евгения Мельникова Дело было в Пенькове

Евгения Мельникова в фильме “Бриллиантовая рука”

Евгения Мельникова Бриллиантовая рука

Евгения Мельникова в фильме “Снежная королева”

Евгения Мельникова Снежная королева

В 1977 году была удостоена премии «Кумир».

В 1984 году ей была присуждена Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской за исполнение роли бабушки Павлика Варвары Петровны в фильме «Не хочу быть взрослым».

Ушла из жизни 10 сентября 2001 года в Москве. Похоронена актриса на Востряковском кладбище (131 участок).

Личная жизнь Евгении Мельниковой:

Дочь Мельниковой – Галина – преподавала на факультете журналистики в МГУ. Евгения Мельникова назвала свою дочь Галей в честь героини фильма «Лётчики».

Внук – Андрей Голованов, работал спортивным комментатором ОРТ.

Фильмография Евгении Мельниковой:

1928 – Кривой рог – комсомолка в деревне
1930 – Настоящая жизнь – Таня
1931 – Токарь Алексеев – Наташа
1931 – Бомбист – девушка
1932 – Моряки защищают родину – Варя
1932 – Изящная жизнь – Лиза
1935 – Лётчики – Галя Быстрова, ученица лётной школы
1935 – Аэроград – жена Степана
1936 – Цирк – Раечка, дочь директора цирка
1937 – Юность – Дунька, дочь рыбака
1937 – Граница на замке – Стася, колхозница
1942 – Годы молодые – Катря
1943 – Мы с Урала – секретарь комитета комсомола завода
1949 – Падение Берлина – Лидия Николаевна, секретарь директора
1954 – Школа мужества – мать Бориса
1954 – Аттестат зрелости – мать Игоря Старикова из 7-б
1956 – Первые радости – Ольга Ивановна Парабукина
1957 – К Чёрному морю – Елена Андреевна Кручинина, мать Ирины
1957 – Дело было в Пенькове – Дарья Семёновна Морозова, мать Матвея
1959 – Судьба человека – квартирная хозяйка
1959 – Отчий дом – Василиса Даниловна, кума, жена Фёдора
1960 – Пусть светит! (короткометражный) – мать Ефимки
1960 – Первое свидание – женщина у свадебного стола (нет в титрах)
1960 – Девичья весна – Соболева, мама Галины (нет в титрах)
1961 – Когда деревья были большими – проводница
1961 – Жизнь сначала – Ксения Петровна Бодрухина, тупая, чванливая бюрократка
1962 – Ход конём – секретарь училища
1962 – Коллеги – мать Даши
1963 – Понедельник – день тяжёлый – Елена Сергеевна
1964 – Товарищ Арсений – жена Крыжаловского
1964 – До свидания, мальчики – Соня, мать Саши
1966 – Снежная королева – бабушка
1967 – Твой современник – эпизод
1968 – Бриллиантовая рука – Марья Николаевна, лифтёрша-дворник
1970 – Случай с Полыниным – мать Маши
1971 – Седьмое небо – народный заседатель
1971 – Мальчики – Роза Михайловна, музыкальный руководитель в детдоме
1972 – Чиполлино – кума Тыквочка
1976 – Вы мне писали… – свекровь Нины Ильиничны Журавлёвой
1977 – Трясина – эпизод
1978 – Кот в мешке – врач
1982 – Оставить след – бабушка Бориса
1982 – Не хочу быть взрослым – Варвара Петровна, бабушка Павлика
1985 – Дикий хмель – Анна Григорьевна, тетя Наташи
1997 – Чтобы помнили. Сергей Столяров (документальный)

Озвучивание Евгении Мельниковой:

1951 – Жизнь побеждает (Viata învinge)
1951 – Боевое крещение (Tüzkeresztség)
1953 – Граф Монте-Кристо (Count of Monte Cristo, The / Comte de Monte-Cristo, Le) (роль Марис Палье)
1960 – Жизнь начинается (Leben beginnt, Das) – фрау Бреннер
1963 – Человек из Рио (That Man From Rio / L’Homme de Rio)
1963 – Ромео, мой сосед – Солмаз-ханум (роль Софы Басирзаде)
1968 – Пан Володыёвский (Colonel Wolodyjowski / Pan Wołodyjowski) – Маковецкая (роль Ханки Белицкой)
1969 – Ожидание – Цицино (роль Тамары Долидзе)
1970 – Похождения красавца-драгуна (Partie krasneho dragouna) – Здыхынцова
1971 – Как ослик счастье искал (анимационный) – Козочка

Источник

На свет будущая звезда появилась в рабочей столичной семье слесаря-механика в 1909 году, 27 июня. Кроме Жени в родительском доме на Тверской-Ямской росли еще три сестрички.

Читайте также:  Биография неймара личная жизнь

Закончив школу, выпускница направилась в техникум кинематографии. Образование было получено, началась трудовая деятельность. Мельникова в течение сети лет работала на «Мосфильме». Затем она перешла в Театр Советской Армии. До завершения войны Евгения считалась ведущей артисткой «Союздетфильма».

Дальнейшая деятельность проходила в Театре-студии киноактера. Кинематограф для актрисы начался во времен немого кино. Ее удивительная пластичность покоряла зрителей. Играть начинающей лицедейке чаще всего доверяли роли небольшие и бытовые. В 1957 актрису заметили.

Веселой живой девушке предложили сняться в киноленте «Летчики». Галя Быстрова быстро завоевала сердца зрителей, особенно симпатизировали ей мужчины. Бойкая белокурая красавица надолго оставалась в памяти многих. Евгении писали со всех концов страны.

Спустя годы известный генерал признавался исполнительнице, что она настолько запала ему в душу, что даже военным летчиком он стал во много благодаря ей. В картине повествуется о решении лихача-пилота Сергея Беляева и увлеченной им курсантки летной школы Галины Беляевой стать опытными летчиками.

Они учатся под руководством начальника Рогачева. Школу оба заканчивают успешно и разъезжаются на Памир и Сахалин. По ходу действия выясняется, что Рогачев тяжело болен, ему запрещено садиться за штурвал. Однако болезнь мужчина смог победить. Причиной стало то, что его красавица Галина предпочла лихачу Беляеву.

Григорий Александров с Любовью Орловой после премьеры картины пригласили Мельникову в кинофильм «Цирк». При окончательном монтаже в кинокартину были даже включены моменты кинопроб, где по заданию ссорились Раечка с Марион Диксон. Уже на следующий день начинающая исполнительница проснулась знаменитой.

К ней подходили поклонники, ее встречали возле подъезда, писали тысячи писем. Специально для Евгении был создан сценарий «Девушки с характером». Однако актриса, вышедшая замуж и ждавшая малыша, от участия отказалась. Уговоры не смогли повлиять на мнение исполнительницы.

Она была уверена, что семья должна стоять на первом месте. Главная роль был переписана и вручена Валентине Серовой. После дебюта актриса завоевала сверхпопулярность. Мельникову невозможность сниматься ничуть не огорчила. У нее появился ребенок.

Дочку актриса назвала в честь любимой роли Галей. На экран исполнительница вернулась лишь после завершения войны. Она стала перевоплощаться в матерей, жен с бабушками. С 1949 до 1985 Евгений Константиновна работала в «Падении Берлина», «Аттестате зрелости», «Первой радости».

Самыми известными стали «Дело было в Пенькове», «Отчий дом», «К Черному морю», «Снежная королева» и «Судьба человека» и В фильме-сказке актриса исполнила бабушку Герды и Кая. В 1961 на экраны вышел фильм «Когда деревья выбыли большими».

Мельникова исполнила в нем роль проводницы. По сюжету главный герой Иорданов оказывается в больнице, пытаясь помочь пожилой женщине. Та навещает горе-помощника и рассказывает ему о девушке, которую в свое время они вырастили всем колхозом.

Иорданов решает отправиться туда и сказать Наташе, что он ее отец, так как семья его погибла в войну. Доверчивая девушка поверила Кузьме Кузьмичу. Она прощает ему безделье и выпивку. Иорданов решается все же рассказать правду. Но теперь Наташа не верит.

Не делает выдавать обманщика а вернувшаяся в родные места старушка. На новом месте Иорданов находит и работу, и гуляет на свадьбе «дочери». Вместе с Мельниковой работали Юрий Никулин, Инна Гулая, Леонид Куравлев с Василием Шукшиным.

В комедии Гайдая «Бриллиантовая рука» актриса перевоплотилась в наблюдательную лифтершу-дворника Марью Николаевну. В 1971 Мельникова принимала участие в озвучивании мультфильма «Как ослик счастье искал». Ее героиней стала Козочка.

За работу в музыкальном детском фильме 1983 «Не хочу стать взрослым», сыгравшую роль бабушки Евгению Константиновну наградили Государственной премией. После 1985 кинодеятельность актриса прекратила. Личная жизнь сложилась счастливо. Актриса дружно прожила с проработавшим на «Мосфильме» Анатолией Павловичем. Второй режиссер трудился и с Владимиром Басовым,  и с Сергеем Бондарчуком.

Он занимался в «Судьбе человека» постановкой батальных сцен. В кинокартине Мельниковой достался образ хозяйки квартиры. Съемки прошли быстро, заняв всего год. Одобрение было получено сама Шолоховым. Блистательная игра Бондарчука вывела фильм в лучшие работы.

По воспоминаниям, Евгения Константиновна слыла великолепной хозяйкой. В доме любили принимать гостей. После съемок всей группой отмечали завершение работы более двадцати человек на Мосфильмовской улице.

Выросшая дочь Галина выбрала образование филолога, стала кандидатом наук, занималась преподавательской деятельностью в МГУ. Она на кафедре зарубежной литературы является старшим научным сотрудником.

Продолжил профессиональный выбор родителей и сын. Он стал журналистом. Андрей Голованов трудился спортивным комментатором на рейтинговых региональных каналах.

Скончалась актриса в начале осени 2001 года.

Источник

Актриса Евгения Мельникова появилась на свет в конце июня 1909 года в простой семье коренных москвичей. Отец был слесарем-механиком, работал на заводе, мама занималась воспитанием детей – кроме Евгении в семье было еще три девочки. Евгения Константиновна – коренная москвичка, она жила на улице Первой Тверской-Ямской, там же была построена церковь Василия Кесарийского. О творческой биографии Евгении Мельниковой и о ееличной жизни пойдет речь в этой статье.

Первые шаги

После окончания школы в 1930 году девушка поступила в Государственный техникум кинематографии в Москве, окончила его, после чего начала трудовую деятельность. Сначала работала около 7 лет на киностудии “Мосфильм”, дальше была принята в Театр Красной Армии, вплоть до окончания войны считалась одной из ведущих актрис киностудии “Союздетфильм”. До распада Советского Союза играла в Театре-студии киноактера.

Евгения Константиновна Мельникова

Сниматься Евгения Константиновна начала еще в немом кино и покоряла зрителей своей неподражаемой мимикой, пластикой. Затем играла чаще всего эпизодические роли, бытовые.

Дебютные съемки

В 1935 году девушку пригласили на заметную роль в картине “Летчики”. Она изобразила на экране Галю Быстрову. Девушка сразу понравилась мужской половине населения Советского Союза. Белокурая, веселая и бойкая красавица надолго осталась в памяти многих. Евгении приходили письма со всех концов страны, а известный генерал советской армии по прошествии нескольких лет признался Евгении, что героиня запала ему в душу и во многом благодаря ей он решил стать военным летчиком.

Евгения Мельникова в "Цирке"

Сразу же после выхода “Летчиков” на экраны актрису заметили Григорий Александров и Любовь Орлова. Они захотели, чтобы актриса снималась в фильме “Цирк”. Съемки кинопроб даже вошли в окончательный вариант картины – когда героиня Мельниковой Раечка и Марион Диксон ссорятся. На следующее утро девушка проснулась знаменитой. Так же, как и к Любови Орловой, к ней приходили поклонники и караулили возле подъезда, масса писем приходила на адрес Евгении.

“Девушка с характером”

Затем был написан сценарий к фильму “Девушка с характером” и специально подготовлен для Мельниковой. Однако та забеременела и не смогла принять участие в съемках. Как ни уговаривали девушку сниматься, она была непреклонна и считала, что на первом месте в этот момент должна быть семья, потом уже кино.

Главную роль пришлось переписать и адаптировать под другую актрису – Валентину Серову, которая в итоге согласилась играть в картине. После этой роли актриса проснулась по-настоящему знаменитой.

Читайте также:  Надежда михалкова биография личная жизнь дети фото биография

Евгения Мельникова

Дочь Евгения Константиновна Мельникова назвала Галиной – в честь своей героини в “Летчиках”. После родов и окончания войны женщина вернулась на телеэкраны, однако уже стала играть не молодых девушек, а бабушек, матерей, жен.

Фильмография

В период с 1949 по 1985 год Мельникова сыграла во множестве фильмов – в “Падении Берлина”, “Аттестате зрелости”, “Школе мужества”, “Первой радости”. Известные картины с ее участием: “Дело было в Пенькове”, “К Черному морю”, “Отчий дом”, “Судьба человека”, “Девичья весна”, “Первое свидание”, “Пусть светит жизнь сначала”, “Когда деревья были большими, “Коллеги”, “Ход конем”, “Понедельник – день тяжелый”, “До свидания, мальчики”, “Снежная королева”, “Бриллиантовая рука”, “Седьмое небо”, “Чиполлино”, “Вы мне писали”, “Трясина”, “Кот в мешке”, “Не хочу быть взрослым”, “Оставить след”, “Дикий хмель”.

актриса Евгения Мельникова

В 1971 году даже приняла участие в озвучивании мультфильма “Как ослик счастье искал”, ее голосом говорила Козочка.

За картину “Не хочу быть взрослым”, где актриса сыграла бабушку, она получила Государственную премию. После 1985 года в кино больше не снималась.

Личная жизнь

Евгения Мельникова всю жизнь прожила с Анатолием Павловичем, который работал на “Мосфильме”. Он был вторым режиссером, в частности ставил картины с Владимиром Басовым и Сергеем Бондарчуком. Помогал, например, ему с батальными сценами, которые снимались в “Судьбе человека”.

Евгения Мельникова сыграла в этой картине хозяйку квартиры. Фильм сняли буквально за год. Благодаря одобрению самого Шолохова и блистательной игре Сергея Бондарчука картину восприняли очень хорошо.

Евгения Константиновна была хорошей хозяйкой, по воспоминаниям современников. Семья любила принимать гостей. Например, после съемок в “Судьбе человека” вся съемочная группа решила отметить удачное завершение процесса в квартире Мельниковой и Павловича. Все участники съемок в составе двадцати четырех человек пришли в гости к чете, поскольку только у них была квартира, и не где-нибудь, а на Мосфильмовской улице.

Супруги воспитали дочь Галину, после окончания института она стала кандидатом филологических наук, работала преподавателем в МГУ на факультете журналистики, числилась старшим научным сотрудником кафедры зарубежной литературы. Ее сын, Андрей Голованов, пошел по стопам матери, был журналистом, в частности работал спортивным комментатором на известных региональных телеканалах.

Актриса умерла в сентябре 2001 года, она прожила долгую и насыщенную жизнь, ушла в возрасте 92 лет. Похоронена на Востряковском кладбище.

Источник

Евгения Мельникова_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото альбом

Фильмография:

1932 Изящная жизнь
1935 Летчики
1936 Цирк
1942 Годы молодые
1949 Падение Берлина
1954 Школа мужества
1954 Аттестат зрелости
1957 К Черному морю
1957 Дело было в Пенькове
1960 Девичья весна
1961 Когда деревья были большими
1963 Ход конем
1963 Коллеги
1966 Снежная королева
1966 До свидания, мальчики!
1968 Бриллиантовая рука
1971 Случай с Полыниным
1973 Чиполлино
1982 Не хочу быть взрослым

МЕЛЬНИКОВА
Евгения Константиновна

27.06.1909, Москва – 10.09.2001, Москва

Заслуженная артистка России (1969)
Лауреат Государственной премии России имени Крупской (1982)
Лауреат актерской премии “Кумир” (1977)

Детство

Евгения Мельникова родилась 27 июля 1909 года. Она – коренная москвичка. Детство
ее прошло на 1-й Тверской – Ямской, где была церковь Василия Кесарийского. В семье
было четыре девочки. Отец работал слесарем-механиком, мама была домохозяйкой.

Детство Евгении Константиновне запомнилось встречей с царем. Ну кто такой для
девочки в1914 году был царь? «Мы выписывали журнал «Нива», и там я видела Большой
портрет Николая II, красивого, в регалиях. А тут царь должен был ехать с Ходынки.
Народу на улице было не так уж и много. И вот едет машина военная. И там сидят
двое. Один из них и был Николай II» – вспоминает Мельникова.

Актерские наклонности у девочки проявились довольно таки рано. В пять лет,
она прочла книгу “Жил да был Крокодил…” Корнея Чуковского. Эти стихи
и стали ее первым репертуаром. Она непременно должна была всем их рассказать.
Очевидно, что-то актерское было заложено в ней самой природой.

Однажды, посмотрев любительский спектакль “Золушка”, поняла, что
сама не хотела бы сыграть Золушку. А вот злую сестру Берту – вполне. Так вот и
проснулись задатки характерной актрисы.

Студия “Потешное кольцо”

Девушка поступила в группу молодого интересного художественного руководителя
Федора Михайловича Никитина. Впоследствии он стал народным артистом, много работал
в Ленинграде, снимался в кино. А тогда возился с малышней. Студия называлась “Потешное
кольцо” и даже имела свое собственное знамя – фиолетовое с зеленым кольцом.
С этим знаменем студийцы ходили хоронить Вахтангова.

А однажды начинающие актеры вышли на вполне профессиональный уровень. Показали
пьесу “Новая шапочка Андерса” в театре “Летучая мышь”, где
играл Никитин. В ложе тогда сидел сам Константин Сергеевич Станиславский! Ему
очень понравился спектакль, и он предложил ребятам показать свой репертуар во
МХАТе.

И вот в старом МХАТе студийцы играли сцену из “Синей птицы” – “царства
будущего”. Константин Станиславский – высокий, стройный, красивый, седые
волосы – сидел за столиком, на котором стоял в серебряном подстаканнике стакан
с чаем и лимонной долькой, а рядом – маленькая тарелочка с двумя сухими пирожными.
Все считали, что перед ними Бог!

После просмотра Станиславский всех поблагодарил, а маленькую актрису, сыгравшую
Тильтиля, погладил по головке. Он ее просто благословил… Правда, тогда Евгения
Мельникова, тогда даже не обратила на это внимание. И только став уже актрисой
и прочтя книгу Станиславского “Моя жизнь в искусстве”, пересмотрев все
спектакли старого МХАТа, она поняла, что ее в то время коснулся художественный
гений.

Кино

Потом была учеба в Государственном техникуме кинематографии. А по его окончанию
в 1930 году Евгения Мельникова попала в штат “Мосфильма”. В то время,
правда, молодежь, главным образом, была занята на субботниках – киностудия переезжала
с Житной на Потылиху.

Евгении Мельниковой, конечно же, хотела сниматься. Тем более, что она уже успела
поработать в немом кино, правда, в эпизодах. Была такая картина “Изящная
жизнь”. Главную роль советской милиционерши играла Жизнева, моряка-американца
– Тенин, а Мельникова играла буфетчицу Лизу. Ее эпизод заключался в следующем:
этот моряк – Тенин хотел ее поцеловать, а она, естественно, не могла такого стерпеть
и ударила его по лицу. Это и была первая роль Мельниковой и в немом кино, и на
экране вообще.

“Летчики”

Известный режиссер Райзман снимал фильм «Летчики», и все никак не мог подыскать
актрису на главную роль. Пробовались почти все актрисы, какие тогда существовали.
Неизвестно почему, но, как-то так случилось, что он обратил внимание на Евгению
Мельникову, хотя по сценарию требовалась высокая стройная девушка с голубыми глазами.
Мельникова явно не обладала такими данными. Но решили попробовать: актрису покрасили,
постригли, сшили летный костюм, и… утвердили. Это было счастье! Евгения даже почувствовала
себя летчицей, вошла в образ. А тут еще вдруг сказали, что нужно дать возможность
взлететь… Ощутить, так сказать, полет…

Читайте также:  Наталья федоровна иванова биография личная жизнь

Ну что? Кроме как на велосипеде актриса, ни на чем не ездила! Ну, играла в
баскетбол, волейбол… А тут – взлететь! Приехали на Ходынку, увидели знаменитый
“У-2”. После слов: “А теперь давайте прокатим Женю!”, у Мельниковой
в мыслях пронеслось: или роль, или смерть. Когда налетались, сели, вся съемочная
группа: “Ну, как? Что там?” Оказывается, летчик делал в воздухе мертвые
петли!

“Цирк”

После фильма “Летчики” актриса почувствовала успех, стала знаменитой
и сразу же попала в поле зрения Александрова и Любови
Орловой. Они готовились к съемкам киноленты “Цирк”. В общем, актрису
сняли для пробы, и этот кадр, где эксцентричная Раечка приходит к Марион Диксон
и говорит: “Товарищ Диксон, кому вы писали это письмо? Не Скамейкину?”
– как записали, так эта сцена и вошла в фильм.

“Цирк” имел огромный успех, он популярен уже более 60 лет. К сожалению,
Евгению Мельникову как летчицу признали, а как актрису цирка… увы! Несмотря на
то, что она и на лошади скакала, и в пушку залезала. Любовь Орлова, с которой
актриса подружилась во время съемок, как-то сказала: “Женечка, дорогая, имейте
в виду, что я сыграла не свою роль”. И что бы это значило? “Марион Диксон
– не моя роль, – повторила Орлова. – Я собираюсь играть советских женщин, героинь”.
Тогда стало все понятно, что рядом с ней никому делать нечего. И, несмотря на
добрые отношения, Мельникова не стала работать: Александров творил только для
Орловой. Это была замечательная пара, влюбленная друг в друга и работающая только
на себя.

После такого успеха, такой популярности актриса получила приглашение от режиссера
Юдина сняться в комедии “Девушка с характером”, сценарий которой писался
именно на нее. Она собиралась родить ребенка, и отказалась, сказав тогда: “Нет-нет.
Что-нибудь одно: или кино, или ребенок. Вот семь лет подряд я снимаюсь, теперь
надо позаботиться о другом”. Актриса решила стать матерью. В тот период у нее было много предложений. Роу предлагал сыграть царевну Несмеяну,
но она всем говорила: “Нет, нет и нет”.

Мамы, тети, бабушки

А после войны Евгения Мельникова вернулась на экран уже в возрастных ролях.
Ее героини ушли в далекое, в историю. Евгения Константиновна обрекла себя на неузнаваемость,
очень рано перейдя на характерные и эпизодические роли. Сделала она это ради семьи,
ради дочери.

Актриса хорошо выглядела, моложе своих лет, но все же стала играть мам, теть,
и даже бабушек! Один за другим вышли фильмы “Школа мужества”, “Аттестат
зрелости”, “Первые радости”, “Дело было в Пенькове”,
“Коллеги”.

Все роли были положительными, но однажды актрисе все-таки повезло. Она давно
мечтала сыграть отрицательную героиню. В Театре киноактера был спектакль «Несущий
в себе». И там был персонаж – некто Бодрухин, декан факультета. Актриса видела
таких людей, знала их, чувствовала, как надо сыграть. После проб Евгения Мельникова
была утверждена на эту роль не только в спектакле, но и в фильме «Жизнь сначала»,
который снимал Лев Рудник по этой пьесе. Актриса была очень довольна, что сыграла
такую роль. Многие ее даже не узнавали – такая она там была…

Евгению Мельникову, кстати, не узнали и в “Снежной королеве”. Когда
режиссер Казанский предложил ей роль Бабушки, она даже удивилась – все-таки еще
не старая была. Ее всю обложили ватой, надели седой парик, очки, шапочку. Вроде
бы и неплохо получилось. И пошли, поехали бабушки – старушки!

Великолепная картина “Не хочу быть взрослой”. И последняя интересная
роль – Евгения Мельникова и мама для героини Натальи
Варлей, и бабушка. Но там, конечно, главный человек – мальчик Кирилл Головко.
Это было такое очарование. И замечательный режиссер Юрий Чулюкин, трагически погибший
в Мозамбике. Он представлял на каком-то форуме советское кино. Весть о его смерти
потрясла актрису. У нее остались очень светлые воспоминания и о нем, и о совместной
работе.

“Чтобы помнили”

Евгения Мельникова оставила профессию в начале восьмидесятых годов. Но работа
всегда оставалась при ней. Она много играла в Театре-студии киноактера, вела шефскую
работу. А в последние годы актриса снималась для телепередачи «Чтобы помнили»,
рассказала о Сергее Столярове и многих замечательных советских актерах.

Актриса все, что могла, сделала. Она так много отдала кино и сцене, ничего
не требуя взамен. Фильмы и спектакли прошлых лет, в которых вместе с Евгенией
Мельниковой блистали великие артисты, режиссеры. И еще долгие годы поколения российских
зрителей будут с напряжением и надеждой следить за судьбой героев Евгении Мельниковой,
радоваться и горевать вместе с ними, убеждаясь в том, что настоящее искусство
вечно.

Личная жизнь

Муж Евгении Мельниковой, Анатолий Павлович, работал на “Мосфильме”
вторым режиссером. Он поставил пять картин с Владимиром
Басовым, затем помогал Сергею Бондарчуку
ставить батальные сцены в фильме “Судьба человека”.

Надо заметить, что Евгении Мельниковой везло на встречи заметных фигур: царь
Николай II, Станиславский, Шолохов… Картину “Судьба человека” сняли
за год. Получили массу премий и призов. Но главное – удивили весь “Мосфильм”.
После этого фильма к Бондарчуку стали относиться совсем иначе. Большую роль в
этом сыграл Шолохов, ему очень понравился материал.

Решено было такое событие отметить. И двадцать четыре человека во главе с Бондарчуком
и Шолоховым пришли в гости к Евгении Мельниковой. Квартира-то была только у них
с мужем! Причем, Бондарчук помог переехать в новый дом на Мосфильмовскую улицу.
И вот Евгения Константиновна принимает гостей. Раздвинули стол – бутылки, закуска,
а она сидит на пылесосе, любуется Шолоховым – высокий лоб, короткие светлые волосы,
хотя сам он был довольно маленького роста, но красивая голова!

У Евгении Мельниковой выросла прекрасная дочь. Она кандидат филологических
наук, преподает в МГУ на факультете журналистики. Она старший научный сотрудник
кафедры зарубежной печати и литературы. Внук актрисы – Андрей Голованов – спортивный
комментатор на ОРТ.

Ушла из жизни великая актриса 10 сентября 2001 года, оставив несгладимый след
в искусстве.

Автор – Алексей Генералов

Использованные материалы:
“Краткая биография Евгении Мельниковой”, Сергей Капков, “Характерные
актеры российского кино” www.actors.km.ru
“Евгения Мельникова. Та самая “рашен Райка”, Сергей Капков “Эти
разные, разные лица”, 30 историй жизни известных и неизвестных актеров.

Источник