Екатерина никищихина актриса личная жизнь

Екатерина никищихина актриса личная жизнь thumbnail

Жизнь Елизаветы Никищихиной была полна трагизма. У нее был огромный актерский талант, но выбор профессии сыграл с ней злую шутку. Если в молодости она была просто особой со странностями, то работа в театре и кино превратила ее в постоянную пациентку психиатрической больницы.

Если кинозрителям она запомнилась по ярким комическим ролям, то театралы были в восторге от того, как актриса сыграла роль Антигоны в одноименном спектакле. Именно эта талантливо сыгранная роль нанесла удар по психике актрисы. Никищихна настолько вжилась в роль Антигоны, что потеряла себя – обычную земную женщину. На сцене она выкладывалась без остатка.

Личная жизнь актрисы была сложной. Накануне премьеры спектакля «Антигона» Никищихина узнала, что ждет ребенка. Ее жених, виолончелист Познанский был намерен узаконить отношения и растить ребенка в полной семье. Но актриса приняла другое решение – она выбрала театр и сделала аборт. На этом отношения с Познанским закончились.

Вскоре на съемках фильма она познакомилась с музыкальным критиком Анатолией Агамировым, который и стал ее мужем. По воспоминаниям Агамирова уже тогда актриса серьезно выпивала, говоря, что это помогает ей снять стресс. Естественно, мужу это не нравилось. Брак продлился семь лет.

Первый муж актрисы

Следующим мужем Никищихиной стал врач-психиатр, что символично само по себе. Несмотря на то, что после первого аборта шансы родить ребенка были равны нулю, Никищихина, вопреки прогнозам врачей, родила дочку. Однако тут началась полоса неудач, ролей не было. Никищихана начала пить еще больше, е не останавливало даже то, что маленькой дочери требовалось материнское внимание. Семья не вдохновляла актрису, ей нужна была сцена. Брак вскоре распался.

Выбраться из постоянного пьянства актрисе помог писатель Козловский. Он уговорил ее закодироваться и женился на ней. Но тут Никищихину ждал новый страшный удар – мужа посадили за книги, которые якобы порочат советский строй. Она стала женой диссидента. В трезвом состоянии она была идеальной женой и заботливой матерью, но долго продержатся актриса не смогла.

С дочкой Катей

Оставшись без мужа, она снова сорвалась. На фоне постоянного пьянства у нее начали случаться острые психозы. Выйдя из тюрьмы, муж начал водить ее по врачам, пытаясь помочь, но все было тщетно. В результате Козловский не выдержал и ушел от Никищихиной.

В начале 90-х актриса осталась не у дел – работы не было, а ей требовалось дорогостоящее лечение. Ей пришлось продать квартиру и перебраться в маленькую комнату в коммунальной квартире.

Соседи по коммуналке долго не знали, что рядом с ними живет знаменитая актриса – она ни с кем не общалась, была очень замкнутой. Видя, что она нуждается, соседи пытались хоть чем-то помочь ей, но она не желала никого пускать в душу, замыкалась в себе.

Когда у актрисы случались острые приступы депрессии, «скорая» увозила ее в психиатрическое отделение.

Вскоре с Никищихиной случилось очередное несчастье. Она редко выбиралась из дома, но в тот день решила пойти за продуктами. На улице ее настиг грабитель и, пытаясь вырвать из рук сумку, сильно сжал женщине горло. Ей быстро оказали помощь, но дыхательные пути были сильно повреждены. Актриса начала испытывать постоянные приступы удушья. Врачи категорически запретили ей есть твердую пищу. Она придерживалась рекомендаций.

Но однажды случилось необъяснимое – Никищихина, прекрасно зная о запретах, подавилась кусочком яблока. Спасти ее не удалось. Так и осталось тайной – была ли смерть актрисы роковой случайностью, или она таким странным способом свела счеты с жизнью….

Также смотрите:

Наталья Назарова: из-за нападения отморозка она лишилась и здоровья, и карьеры

Источник

Еще в раннем детстве Елизавета пережила предательство отца — трагедии преследовали актрису из «Приключений электроника», «Покровских ворот» и других советских лент до самой смерти.

Елизавета Никищихина в фильме «Покровские ворота»

«Нет у тебя отца и матери»

Лиза родилась за несколько недель до войны, 17 мая 1941 года. Великая Отечественная ее семью не забрала — папы, матери и двух братьев будущая актриса «лишилась» после 45-го года. Ее отца, инженера-строителя про профессии, отправили в ГДР восстанавливать послевоенную разруху. Сергей Никищихин забрал домочадцев с собой — всех, кроме дочери. Семилетняя девочка отправилась к бабке в Ярославль и переживала первое в жизни предательство.

«Думаю, семья вообще не была для мамы основой существования, как для многих, поскольку связи с ней чуть не оборвались окончательно еще в девятом классе из-за поступления в студию при Театре имени Станиславского», — говорила годы спустя дочь Никищихиной.

Дочь и отец встретились после почти семи лет разлуки, но отношения снова оказались на грани. Лиза тогда заявила, что станет актрисой и уже выбрала место обучения, на что родитель отреагировал гневно: сначала призывал наследницу одуматься, затем кричал, что на сцене скачут лишь барышни легкого поведения. А когда аргументы иссякли, дал дочери пощечину и произнес: «Больше нет у тебя отца и матери».

Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника»

Читайте также:  Актриса мария семкина личная жизнь

Жертва ради роли

После учебы в театральной студии (ГИТИС Елизавета окончила позднее) девушку взяли в Театр имени Станиславского. С ней служили мэтры — Владимир Коренев, Майя Менглет — дебютантка чаще сидела без ролей. Пока не пришел режиссер Борис Львов-Анохин. Поначалу Борис Александрович «наградил» Никищихину статусом бездарной артистки с массой неинтересных штампов, но в момент личной беседы вдруг разглядел в ней характер — тот, что нужен был для главной героини в «Антигоне». Елизавета взялась за роль и исполнила ее блестяще — мало кто знал, какую личную драму переживает актриса, уходя за кулисы.

В те годы ее возлюбленным стал музыкант Алексей Познанский: вернувшись из армии с переломом позвоночника, перспективный виолончелист оказался инвалидом. Никищихина, несмотря на испытания, осталась верна избраннику, мечтала о свадьбе. А накануне премьеры «Антигоны» узнала, что беременна. Ребенок и семья или главная роль и карьера — третьего варианта не было. И Елизавета выбрала работу. После аборта отношения с Алексеем завершились, а врачи говорили, что женщина больше никогда не сможет иметь детей.

Елизавета Никищихина в фильме «Там, на неведомых дорожках…»

Мечта о Екатерине

Первая большая роль принесла Елизавете славу, приглашения в кино и новые отношения.

«Эрнест Лейбов — серьезный человек, врач-психиатр, сын известного гипнотизера, пришел на спектакль и влюбился в Никищихину… точнее, в образ Антигоны, созданный ею. Стал носить охапки цветов за кулисы. Горячо и страстно убеждал, что они должны быть вместе», — вспоминала дочь актрисы.

И Елизавета уступила, согласившись выйти за Эрнеста замуж. Вскоре судьба вновь подбросила ей уже знакомое, но от этого не менее тяжелое испытание. В театре ей предлагают новую партию — главную, знаковую, характерную — роль Катерины в «Грозе». А Никищихина узнает, что… беременна. В этот раз актриса выбирает семью, отвечая на слова режиссера «Ребенок может подождать, а такая роль дается раз в жизни» твердым «Я все решила». На свет появляется дочь супругов, названная именем так и не сыгранной героини — Катей.

Елизавета Никищихина в фильме «Расскажи мне о себе»

Семейная жизнь длится три года, затем Лейбову предлагают работу в Штатах. Заграница вновь отнимает у Елизаветы мужчину, ведь она с дочерью выбирает жизнь в родной стране: «Я русская актриса, что мне делать в чужом мире?». Следующий брак, с писателем-диссидентом Евгением Козловским, также не приносит Никищихиной счастья: когда автора сажают за решетку, его супругу таскают по допросам, а после освобождения Евгений уходит от Елизаветы — не в силах смириться с ее летящей под откос жизнью.

Сумасшедшие старухи

Невостребованность в театре Никищихина восполняла спиртным. Шансы вернуться к зрителю были, но утекали сквозь пальцы. Один из ярких эпизодов: Анатолий Васильев, будучи приглашенным режиссером в театре имени Станиславского, увидел в Елизавете Вассу Железнову. Невероятное везение: раньше эту роль исполняли мощные, громкоголосые артистки, а здесь… Железнова Никищихиной получилась нестандартной, но долго не «прожила» — с уходом из театра Васильева исчезла и «Васса».

Сцена из спектакля «Васса Железнова». В роли Вассы — Е. Никищихина. Фото: Строков Михаил/Фотохроника ТАССДочь Елизаветы Никищихиной

Артистка беспрерывно снималась в кино, порой в нескольких проектах за год. Зритель знает ее как помощницу профессора Громова в «Приключениях Электроника», Нину Орлович из «Покровских ворот» со знаменитым «Высокие отношения!», очаровательную Кикимору из фильма-сказки по Успенскому. Но главных ролей, а тем более глубоких, Никищихиной не давали.

«Как ты не можешь понять?! Я устала играть сумасшедших старух!» –

кричала Елизавета в редкие моменты общения с дочерью. Ее верными спутниками стали депрессия и алкоголь. Завязать с пагубной привычкой не помогли ни мольбы Екатерины, ни появление внука, ни кодировка, устроенная бывшим мужем.

Губительная зависимость

Последние годы жизни Елизавета Сергеевна провела в коммуналке. Из собственной квартиры она выехала после трагического инцидента: в состоянии опьянения женщина пустила к себе незнакомцев. Видимо, хотела сгладить одиночество, но «гости» ее ограбили и нанесли увечья. Дочь обнаружила родительницу в крови и с рассеченным лбом, а позднее медики диагностировали проблемы с дыханием — нападавшие пытались задушить одинокую женщину. (По другим данным на Никищихину грабители напали на улице — прим. ред.).

Актриса переехала в коммуналку. С дочерью виделась редко и в каждую встречу повторяла, что скоро, наверное, умрет. Екатерина не придала значение словам родительницы — та не впервые жаловалась на жизнь — к тому же врачи уверяли, что здоровье в порядке.

Дочь Елизаветы Никищихиной

Жизнь актрисы прервалась из-за кусочка яблока — пища застряла в горле и актриса задохнулась. Ее тело нашли не сразу, а когда попали в комнату, увидели в окружении мусора и пустых бутылок 56-летнюю женщину — не старую, но забытую и покинутую.

«Говорят, Елизавету Никищихину сгубил алкоголь, — объясняла ее дочь — Это неправда. Мама ушла, потому что стала не нужна театру, который был ее самой сильной любовью».

Текст: Ксения Карпова для «Экспресс газеты»

Понравился материал? Подписывайтесь на наш канал

Источник

Мама считала, что со мной случится что-то плохое, а она с ее образом жизни и душевным состоянием не сможет этого предотвратить
Мама считала, что со мной случится что-то плохое, а она с ее образом жизни и душевным состоянием не сможет этого предотвратить

Фото: Геворг Маркосян

— Прочитаешь: «Я маленькая девочка, я в школу не хожу, я Ленина не видела, но я его люблю».

— Как это — не видела и люблю? Так не бывает! — запротестовала я. — Вот маминого брата Володю я видела, знаю и люблю! А Ленин — кто такой?

Читайте также:  Личная жизнь актрисы зои бербер

Но воспитательница настояла на своем. Что из этого вышло, знаю из рассказа мамы: «В актовом зале начинается утренник, объявляют: «А сейчас самая маленькая девочка Катенька Никищихина прочтет стихи о Ленине». И тут выходишь ты, с нелепым огромным бантом, явно недовольная происходящим, мрачно оглядываешь зал и начинаешь: «В лесу родилась елочка, в лесу она росла…» И так — до конца».

Читала я про елочку под нарастающий хохот зрителей. Воспитательница этого не простила и накатала в Театр имени Станиславского «телегу» о том, что ребенок актрисы Никищихиной растет в обстановке вопиющей идеологической распущенности.

К счастью, в театре никакого значения письму не придали. Тем более не было ни одного упрека от мамы. Она никогда на меня не давила.

Помню, классе в четвертом моя подруга стащила у своего деда магнитофонную запись Высоцкого и дала мне послушать. Это был его ранний цикл «Городские романсы», а-ля блатные, совсем не детские песни. Я слушала и заливалась слезами — так жалко было героев Владимира Семеновича. Мама приоткрыла дверь в мою комнату, услышала что-то вроде «За меня невеста отрыдает честно, за меня ребята отдадут долги», сразу оценила обстановку и, ничего не говоря, ушла на кухню.

Да, я жила в детских садах на пятидневке, оставалась на продленке в школе, в летних лагерях проводила подряд по три смены. Зато у меня всегда было много друзей. И хотя по маме я, конечно, скучала, но домой не просилась — было очень интересно с ровесниками. Кроме того, я понимала: она очень занята.

Нашу жизнь омрачало лишь одно обстоятельство — мама иногда выпивала. Причина была проста: с уходом из театра Львова-Анохина ей почти не давали ролей, которые могли по значимости сравниться с Антигоной. От «Антигоны», которую играла без замены двенадцать лет, мама отказалась сама, сыграв триста тридцать два спектакля. Но эта героиня — с ее честностью, прямолинейностью, максимализмом — навсегда осталась с мамой, слилась с ней, как в ее любимой поэме Пастернака «Вакханалия».

Она совершенно не способна была о чем-то попросить, улыбнуться лишний раз начальству, напомнить о себе. Друзья говорили:

— Лиза, позвони режиссеру, он хорошо к тебе относится. Спроси как дела, поболтай.

— А вдруг подумает, что я хочу роль?!

— Ну и что? Ты же хочешь роль!

— Нет, я так не могу.

Театр был маминым сердцем, ее аккумулятором, и если она чувствовала свою ненужность, жизнь останавливалась. Мама впадала в депрессию, начинала пить, и видеть ее в таком состоянии, находиться рядом становилось невыносимо тяжело. Я с детства просила, умоляла, требовала: — Пожалуйста, не надо.

Мама и Женя Козловский в день их свадьбы
Мама и Женя Козловский в день их свадьбы

Фото: из личного архива Е. Никищихиной

У тебя же голова потом болит! Или я стану пить с тобой!

— Не буду больше, Катенька, — обещала она и тут же об этом забывала.

Помню, как ребенком я пришла на свой любимый спектакль «Робин Гуд», в котором у нее была роль Маленького Джона. Робин с Джоном в очередной раз кого-то удачно ограбили и открыли бутылку шампанского, чтобы отметить. И я закричала из зала: «Мамочка, ты же обещала больше не пить!» Спектакль смотрели родители с детьми, и взрослые, услышав такую реплику из уст пятилетней девочки, хохотали до конца действия…

Но как же я ее любила! В другом спектакле, «Продавец дождя», мама играла девочку Лиззи, а Владимир Коренев — старшего брата. Он говорит сестре в одной сцене: «Лиззи, посмотри на себя.

Ты некрасивая». «Неплавда, моя мама самая класивая в миле!» — возмутилась я на весь зал.

Однажды Женя уговорил ее «подшиться». Продержалась полгода. Козловский в каком-то интервью сказал, что мамины срывы, которые следовали один за другим, были ужасны и в итоге привели к их расставанию. А вот моя память сохранила о том времени много светлого.

Традиционно считается, что мамы должны сидеть дома, заботиться о детях, вести хозяйство. Но эта история не про Елизавету Никищихину. Тем не менее я уверена: все лучшее во мне — от мамы. Она дала ощущение внутренней свободы, самостоятельность, умение с юмором посмотреть на себя и неприятные ситуации.

Источник

Елизавета Никищихина из тех актрис, кто играет второстепенные, внешне неприметные роли, но при этом привнося особую атмосферу в сыгранные ею эпизоды. Массовый зритель, возможно, не помнит ее имени, но роли ее, конечно, все знают. Жаль, но ее судьба не сложилась, и она рано ушла из жизни.

С И. Дмитриевым. “Покровские ворота” 1982 г.

Читайте также:  Актриса никитина татьяна личная жизнь

Театр

Елизавета родилась в 1941 г. Несмотря на противодействие родителей решила пойти в артистки. Окончила студию при Театре имени К.С. Станиславского. С 1960 г. актриса этого театра: сначала во вспомогательном составе, а затем в основной труппе. Театр стал смыслом жизни актрисы, оставляя все остальное на второй план. В репертуаре Никищихиной была одна звездная работа на театральной сцене – ей досталась заглавная роль в трагедии Софокла “Антигона”.  Играла она Антигону блестяще. В те годы театральные гурманы столицы “ходили на Никищихину” в Театр Станиславского.

С Евгением Леоновым. Спектакль “Антигона”

Кино

С приходом театральной популярности, ей стали доверять роли и в кино.

“Совершенно серьёзно”. 1961 г.

Надо сказать, что Елизавета не была красавицей, но ее брали именно за выразительность, актерский талант. Правда больших работ в кино ей не суждено было сыграть. Чаще всего она исполняла в эпизодах роли странноватых, но вместе с тем, добрых женщин. Несмотря на то, что Никищихина считала себя в первую очередь театральной актрисой, она снялась примерно в 60 фильмах. Кинолюбители могут отметить, например ее небольшую роль певицы в картине “Вас вызывает Таймыр”, где в главных ролях отметились Екатерина Васильева и Юрий Кузьменков.

“Приключения Электроника” 1979 г.

Массовому зрителю вспомнятся ее эпизоды в фильмах “Приключения Электроника”, “Чародеи”, ну и конечно ее “Высокие, высокие отношения!” в “Покровских воротах”.

“Покровские ворота” 1982 г.

Личная жизнь

Елизавета предпочитала мужчин не из актерской среды.

Первый брак был с Анатолием Агамировым, музыкальным критиком. Детей у них не было и вскоре брак распался.

Второй муж – Эрнест Лейбов, психиатр. В семье родилась дочь Катя. Но через 3 года муж засобирался в Америку. Никищихина, для которой родной театр был смыслом жизни, с ним, естественно, не поехала.

С дочерью Катей. Фото aif.ru

Ну и затем в течение нескольких лет Никищихина жила в гражданском браке с Евгением Козловским. Евгений был в те времена писателем-диссидентом, часто сидел без работы. Был преследуем властями: его несколько раз арестовывали, в доме проводили обыски. У Елизаветы были свои проблемы в театре из-за мужа-антисоветчика. И все же их брак можно было назвать счастливым. Но со временем их отношения стал омрачать алкоголизм актрисы. В конце-концов устав бороться с ее пагубной привычкой, Козловский ушел.

Любопытно, что у Козловского впоследствии жизнь сложилась вполне удачно. Увлекшись в 90-е годы компьютерами, он был одним из основателей IT-периодики, одно время занимая пост главного редактора популярного журнала “Компьютерра”. Ныне Евгений пишет для нескольких известных изданий, публикуется на популярных сайтах.

Последние годы жизни

Все беды Никищихиной начались, когда в театр пришел новый худрук – Сандро Товстоногов, сын того самого Георгия Товстоногова. Как говорится, у Елизаветы не нашелся общий язык с руководителем театра. Теперь на сцене ей доставались небольшие, все больше возрастные роли. Быть невостребованным для актера самое тяжелое, и актриса стала все чаще прикладываться к бутылке. Она стала в нетрезвом виде приходить в театр. Но ее жалели, не увольняли. Дошло даже до трагикомичного: чтобы актриса не сорвала спектакль, ей доверили роль пьяницы в пьесе “На дне”.

Играя в театре старух, Елизавета постепенно вживалась в роль, и в жизни выглядя старше своего возраста. К тому времени Никищихина жила одна, она разменяла квартиру и ее взрослая дочь съехала. Однажды актриса пригласила домой случайных людей, собутыльников. Те решили ограбить ее, к тому же попытались задушить хозяйку. К счастью им это не удалось, но с тех пор Елизавета стала испытывать проблемы с дыханием. Вскоре она еще раз меняет квартиру: на этот раз свою отдельную квартиру она сменила на коммуналку, возможно, ей не хватала человеческого общения.

В кино в 90-е годы ее почти не звали. Последняя работа – небольшая роль торговки в переходе в “Принцессе на бобах” с Сергеем Жигуновым и Еленой Сафоновой в 1997 г.

“Принцесса на бобах” 1997 г

Смерть

Ушла из жизни Никищихина из-за нелепого случая, подавившись кусочком яблока, не было никого рядом, чтобы постучать по спине. Случилась трагедия 28 октября 1997 г. Театр Станиславского организовал похороны. Могила актрисы находится на Востряковском кладбище.

Источник