Джордж баланчин биография личная жизнь

Джордж баланчин биография личная жизнь thumbnail

Джордж Баланчи́н (англ. George Balanchine; при рождении Гео́ргий Мелито́нович Баланчива́дзе, груз. გიორგი მელიტონის ძე ბალანჩივაძე; 09 [22] января 1904, Санкт-Петербург — 30 апреля 1983 года, Нью-Йорк) — хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому[3] балетному искусству в целом.

Биография[править | править код]

Родился в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862—1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе, Васильева Мария Николаевна — русская, с немецкими корнями. Младший брат Георгия, Андрей, также стал впоследствии известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству и, в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в Императорское театральное училище (ныне – АРБ им.А.Я.Вагановой), где учился у Павла Гердта и Самуила Андрианова. После Октябрьской революции временно школа была распущена, и ему некоторое время пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством. Вскоре школу вновь открыли (её финансирование, тем не менее, было значительно урезано), и Георгий вернулся к занятиям балетом. Выпустившись в 1921 году в числе восьми юношей и четырёх девушек (среди которых была вскоре трагически погибшая Лидия Иванова), был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета. Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию (окончил обучение в 1923 году).

В начале 1920-х, стал одним из организаторов экспериментальной группы «Молодой балет», где начал пробовать свои силы как хореограф.

Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже, где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете. По совету Дягилева танцовщик адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.

Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета и в течение 1924—1929 годов (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию. Среди постановок этого периода — опера-балет М. Равеля «Дитя и волшебство» (Монте-Карло, 1925).

После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. В 1932 году был главным балетмейстером антрепризы полковника В. де Базиля и Рене Блюма Русский балет Монте-Карло, для которой поставил балеты «Конкуренция» на музыку Орика, «Котильон» на музыку Шабрие и Риети, «Мещанин во дворянстве» на сюиту Рихарда Штрауса[4]. Главные партии этих балетов были созданы для Тамары Тумановой. Вскоре Баланчин ушёл из Русского балета Монте-Карло, решив организовать собственную труппу — «Балет-1933» (Les Ballets 1933)[4]. Труппа просуществовала лишь шесть месяцев, но за это время провела в Париже фестиваль с тем же названием[5] и осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вайля («Семь смертных грехов мещанина» на либретто Б. Брехта[6]), Анри Соге. После одного из этих представлений известный американский меценат Линкольн Кирстайн[en] предложил Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США (получил американское гражданство в 1939 году). Приехав в Америку, Баланчин совершенно не знал английского. Впоследствии он говорил с сильным акцентом, однако пел без него, утверждая, что это «английский Гарри Харта».

Первым проектом Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Варбурга[en] 2 января 1934 года Школа Американского балета приняла первых учеников. Через год Баланчин основывает профессиональную труппу — «Американский балет», который выступал сначала в Метрополитен-опера, затем гастролировал как самостоятельный коллектив, а в середине 1940-х распался.

В 1936 году Баланчин дебютировал на Бродвее, в «Безумствах Зигфелда»: в качестве хореографа он участвовал в постановке мюзикла Лоренца Харта и Ричарда Роджерса «На кончиках пальцев[en]» (танцевальная сюита из этого мюзикла, «Убийство на Десятой авеню[en]» затем вошла в репертуар «Нью-Йорк Сити Балле»).

Новая труппа Баланчина — «Балетное общество» — была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом.

В 1950-е — 1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.

С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба. Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке[7].

Семья[править | править код]

В 1924 году женился на семнадцатилетней танцовщице Тамаре Жевержеевой (Жева), дочери известного театрального деятеля Левкия Жевержеева.

После развода с Тамарой был женат еще 4 раза: Александра Данилова (1926—1933, брак не регистрировали), Вера Зорина (1938–1946), Мария Толчиф (1946–1952), Танакиль Леклер (1952–1969).

Детей не было.

Особенности стиля[править | править код]

До 1934 года Баланчин ставил фарсовые, комедийные и драматические балеты с простым сюжетом, в которых замысел во многом определялся декоративным оформлением. В дальнейшем он использовал обновлённый и обогащённый классический танец, рождённый музыкальным образом. Большинство его балетов одноактные и бессюжетные, как правило, на симфоническую музыку, не предназначенную для танца. Танец в балетах Баланчина не только раскрывает музыку и не просто передает заключённые в ней эмоции, а взаимодействует с музыкой.[8].

Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки»[9].

Читайте также:  Биография елизавета лотова личная жизнь

«Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её»[10].

Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики. «Техника и искусство — одно и то же. Техника — это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму» — говорил он.

Избранные постановки[править | править код]

ГодПремьераНазвание балетаКомпозиторДекорации и костюмыПервые исполнителиДирижёрТруппаИлл.
192517 июня, Париж,
Театр Гете-лирик
Песнь соловья
(фр. Le Chant du rossignol)
Игорь СтравинскийАнри МатиссРусский балет Дягилева
11 декабря, Лондон,
Колизеум
Барабо
(фр. Barabau)
Витторио РиетиМорис Утрилло
(д. вып. князем Шервашидзе)
Леон Войциковский, Серж Лифарь, Алиса Никитина, Александра Данилова, Тамара ЖеваРусский балет Дягилева
192619 мая, Париж,
Театр Сары Бернар
Пастораль
(фр. Pastorale)
Жорж ОрикПедро Прюна
(д. вып. князем Шервашидзе)
Фелия Дубровская, Тамара Жева, Серж Лифарь, Тадеуш СлавинскийРусский балет Дягилева
3 июня, Париж,
Театр Сары Бернар
Чёртик из табакерки
(англ. Jack in the Box)
Эрик СатиАндре Дерен
(д. вып. князем Шервашидзе)
Станислав Идзиковский, Александра Данилова, Любовь Чернышёва (?)Русский балет Дягилева
3 декабря, Лондон,
Театр Лицеум
Триумф Нептуна
(фр. Le Triomphe de Neptune)
Лорд Бернерскнязь Шервашидзе (д.)
Педро Прюна (к.)
Александра Данилова, Серж Лифарь, Лидия Соколова, Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва, Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джордж Баланчин, Константин ЧеркасРусский балет Дягилева
192730 апреля,
Опера Монте-Карло
Кошка
(фр. La chatte)
Анри СогеНаум Габо
Антуан Певзнер (сценография и скульптуры)
Алиса Никитина, Серж ЛифарьРусский балет Дягилева
192812 июня, Париж,
Театр Сары Бернар
Аполлон Мусагет
(фр. Apollon musagète)
Игорь СтравинскийАндре Бошан
(д. вып. князем Шервашидзе)
Шанель (к., 1929)
Серж Лифарь, Алиса Никитина, Любовь Чернышёва, Фелия ДубровскаяРусский балет Дягилева
16 июля, Лондон,
Театр Его Величества
Боги-нищие
(фр. Les Dieux mendiants;

англ. The Gods Go A-Begging)

Г.-Ф. ГендельЛев Бакст (д. из «Дафниса и Хлои»)
Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки»)
Александра Данилова, Леон Войциковский, Любовь Чернышёва, Фелия Дубровская, Константин ЧеркасРусский балет Дягилева
19297 мая,
Опера Монте-Карло
Бал
(фр. Le Bal)
Витторио РиетиДжорджо де Кирико Александра Данилова, Антон Долин, Андрей Бобров, Фелия Дубровская, Леон Войциковский, Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж ЛифарьРусский балет Дягилева
21 мая, Париж,
Театр Сары Бернар
Блудный сын
(фр. Le fils prodigue)
С. С. ПрокофьевЖорж Руо
(д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной)
Серж Лифарь, Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская, Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский, Антон ДолинРусский балет Дягилева[* 1]
19337 июня, Париж,
Театр Елисейских Полей
МоцартианаП. И. Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана», 1887)Кристиан Берар (д., к. и занавес) Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и Роман Ясинский«Балет—1933»[* 2]
19351 марта, Нью-Йорк,
театр Адельфи
СеренадаП. И. Чайковский (Серенада для струнного оркестра)Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.)Шандор Хармати«Американский балет»
1941Нью-Йорк БалюстрадаИгорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром)Павел Челищев
194620 ноября, Нью-Йорк Четыре темпераментаПауль ХиндемитКурт Селигман Уильям Доллар[en], Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другиеЛеон Барзен, пианист — Николаc Копейкин«Балетное общество»
194728 июля, Париж,
Гранд-опера
Хрустальный дворецЖорж Бизе
(Симфония № 1, до мажор[en], 1855)
Леонор Фини Лисетт Дарсонваль[fr] и Александр Калюжный[fr], Тамара Туманова и Роже Ритц, Мишлен Барден и Мишель Рено, Мадлен Лафон и Макс Боццони[fr]Роже ДезормьерБалет Парижской оперы[* 3]
26 ноября, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Тема с вариациямиП. И. Чайковский
(финал сюиты № 3, 1884)
Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской[en]) Алисия Алонсо, Игорь ЮшкевичМакс Гоберман[en]Театр балета
194927 ноября, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Жар-птицаИгорь СтравинскийМарк Шагал (1945, для Мясина) Мария Толчиф, Франсиско Монсьон, Патриция Макбрайд[en], Эдвард БигелоуЛеон БарзенНью-Йорк Сити балет[* 4]
195817 января, Нью-Йорк,
Городской центр музыки и драмы[en]
Звёзды и полосымарши Джона Филиппа Соуза в оркестровке Херши Кея[en]Дэвид Хейс (д.), Барбара Каринска[en] (к.) Аллегра Кент[en], Диана Адамс[en], Мелисса Хайден[en]*, Роберт Барнет, Жак д’Амбуаз[en]

Нью-Йорк Сити балет
19705 февраля, Нью-Йорк,
Театр штата Нью-Йорк[en]
Кого это волнует?музыка Джорджа Гершвина в оркестровке Херши Кея[en]Джо Милзинер[en] (д.), Барбара Каринска[en] (к.) Жак д’Амбуаз[en], Патриция Макбрайд[en], Марни Моррис, Карин фон АрольдингенРоберт Ирвинг[en]Нью-Йорк Сити балет

На Бродвее[править | править код]

  • 1940 — «По газонам не ходить[en]»
  • 1942 — «Розалинда» (по оперетте «Летучая мышь»)

Интересные факты[править | править код]

  • Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать своё мнение. Он любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов.
  • Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью. Его первым заседанием было дело против универмага Bloomingdale’s[en]*.
  • Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.
  • Он любил сам стирать (в квартире была установлена небольшая стиральная машинка) и гладить свои рубашки. По собственному признанию хореографа, большую часть работы он делал именно в то время, когда гладил[11].
Читайте также:  Бальзак биография личная жизнь

Память[править | править код]

  • В Санкт-Петербурге в атриуме Академии танца Бориса Эйфмана Джорджу Баланчину открыт памятник работы скульптора Важи Микаберидзе[12].
  • В Санкт-Петербурге, где родился Баланчин, на угловом доме № 9 по Суворовскому проспекту со стороны № 18/9 по 4-й Советской улице к столетию хореографа была открыта мемориальная доска[13].

Награды[править | править код]

  • 1975 Орден Почётного легиона
  • 1978 Премия Центра Кеннеди
  • 1980 Австрийский почётный знак «За науку и искусство»
  • 1983 Президентская медаль Свободы
  • 1988 Введение в Зал славы американского театра[14][15]
  • Анна Кисельгофф, «Баланчин 100: празднование столетия»[16][17].

Сочинения Баланчина[править | править код]

  • Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Пер.с англ. — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — 6000 экз. — ISBN 5-23201119-7.

Комментарии[править | править код]

  1. ↑ 1950 — редакция для Нью-Йорк Сити Балет
  2. ↑ Другие редакции: 1935 — «Американский балет», 1945 — «Русский балет Монте-Карло», 1956 — гастрольная труппа А. Даниловой, 1981 — Нью-Йорк Сити Балет
  3. ↑ Другие редакции, под названием «Симфония до мажор»: 1948 — «Балетное общество», 1950 — Нью-Йорк Сити Балет
  4. ↑ Другие редакции: 1970, 1980.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Баланчин Джордж // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118652044 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  3. ↑ Джордж Баланчин — История и развитие балета Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine — 5 апреля 2009
  4. 1 2 Суриц, 1981.
  5. Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М.: Радуга, 1988. — С. 90.
  6. Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М.: Радуга, 1988. — С. 75.
  7. ↑ George Balanchine (1904—1983) — Find A Grave Memorial
  8. ↑ Русский балет: Энциклопедия, 1997.
  9. ↑ С.Волков. Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Эксмо, 2002. С. 162
  10. В. М. Гаевский. Дивертисмент. — 1981. — С. 292-314.
  11. Мейсон Карри. Режим гения. Распорядок дня великих людей = Daily Rituals How Artists Work. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 302 с. — ISBN 978-5-9614-4415-5.
  12. ↑ Россия, Санкт-Петербург. Торжественное открытие памятника Джорджу Баланчину в атриуме Академии танца Бориса Эйфмана.
  13. ↑ https://www.citywalls.ru/house4480.html
  14. ↑ Theater Hall of Fame Adds Nine New Names, The New York Times (22 ноября 1988). Дата обращения 10 июля 2020.
  15. ↑ Theater Hall of Fame | The Official Website | Members | Preserve the Past • Honor the Present • Encourage the Future. www.theaterhalloffame.org. Дата обращения 10 июля 2020.
  16. Kisselgoff, Anna. Balanchine Celebration To Last the Whole Season, The New York Times (30 июня 2003). Дата обращения 10 июля 2020.
  17. ↑ Грузинский Национальный балет примет участие в праздновании 100-летия со дня рождения Джорджа Баланчина. Sputnik Грузия. Дата обращения 10 июля 2020.

Литература[править | править код]

  • Суриц Е. Я. Баланчин, Джордж // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Колл. авт. Баланчин // Русский балет: Энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин. — М.: Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — С. 34, 35. — 632 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-85270-099-1.
  • Баланчин, Джордж // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0.
  • Goldner N. Balanchine Variations : [англ.]. — University Press of Florida, 2008. — 160 p. — ISBN 978-0-8130-3226-9.
  • Goldner N. More Balanchine Variations : [англ.]. — University Press of Florida, 2011. — 160 p. — ISBN 978-0-8130-3753-0.
  • Gottlieb R. George Balanchine: The Ballet Maker : [англ.]. — Harper Collins, 2004. — 224 p. — ISBN 978-0-06-075070-1.
  • Kendall E. Balanchine and the Lost Muse: Revolution and the Making of a Choreographer : [англ.]. — Oxford University Press, 2013. — 304 p. — ISBN 978-0-19-995934-1.
  • Schorer S. On Balanchine Technique : [англ.]. — Knopf, 1999. — 448 p. — ISBN 978-0-679-45060-3.
  • Taper B. George Balanchine: A Biography : [англ.]. — University of California Press, 1996. — 458 p. — ISBN 978-0-520-20639-7.
  • Эрнст Нехамкин Русские американцы «МИКЕЛАНДЖЕЛО БАЛЕТА» [1]

Ссылки[править | править код]

  • Биография Баланчина на сайте общества его имени

Источник

Джордж Баланчин (англ. George Balanchine) (настоящие имя и фамилия Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (1904-1983) — американский хореограф и балетмейстер. Знак зодиака — Водолей.

Джордж Баланчин

Сын  грузинского композитора Мелитона Антоновича Баланчивадзе. В 1921-1924 годах в Академическом театре оперы и балета в Петрограде. С 1924 года жил и работал за границей. Организатор и руководитель «Школы американского балета» (1934) и на ее основе труппы «Американский балет» (с 1948 «Нью-Йоркский городской балет»). Создатель нового направления в классическом балете 20 века, во многом определившего развитие хореографического театра США.

Семья, учеба и первые постановки Д. Баланчина

Джордж Баланчин родился 23 января (10 января по ст.ст.) 1904 года в Санкт-Петербурге. Будущий хореограф и балетмейстер  появился в семье музыкантов:  его отец — Мелитон Антонович Баланчивадзе (1862/63-1937) был грузинским композитором,  народным артистом Грузии (1933). Одним из основоположников грузинской профессиональной музыки. Опера «Тамара Коварная» (1897; 3-я редакция под названием «Дареджан Коварная», 1936), первые грузинские романсы и др. Брат: Андрей Мелитонович Баланчивадзе (1906-1992) — композитор, народный артист СССР[en] (1968), Герой Социалистического Труда (1986).

В 1914-1921 годах Джордж Баланчин обучался в Петроградском театральном училище, в 1920-1923 также в Консерватории. Уже в училище ставил танцевальные номера и сочинял музыку. По окончании его приняли в кордебалет петроградского Театра оперы и балета. В 1922-1924 ставил танцы для артистов, объединившихся в экспериментальный коллектив «Молодой Балет» («Valse Triste», музыка Яна Сибелиуса, «Ориенталия» Цезаря Антоновича Кюи, танцы в сценической интерпретации поэмы Александра Александровича Блока «Двенадцать» с участием студентов Института Живого Слова). В 1923 году поставил танцы в опере «Золотой петушок» Николая Андреевича Римского-Корсакова в Малом оперном театре и в пьесах «Эуген Несчастный» Эрнста Толлера и «Цезарь и Клеопатра» Бернарда Шоу.

Читайте также:  Копенкина лариса биография личная жизнь

Джордж Баланчин

В труппе С. П. Дягилева

В 1924 году Д. Баланчин гастролировал в Германии в составе группы артистов, которые в том же году были приняты в труппу «Русский Балет Сергея Павловича Дягилева». Здесь Баланчин сочинил в 1925-1929 годах десять балетов и танцы во многих операх театра Монте-Карло. Среди работ этого периода — спектакли разных жанров: грубоватый фарс «Барабау» (музыка В. Риети, 1925), спектакль, стилизованный под английскую пантомиму «Триумф Нептуна» [музыка Лорда Бернерса (Дж. Х. Турвит-Уилсон), 1926], конструктивный балет «Кошка» французского композитора Анри Соге (1927) и др.

В поставленном им балете «Блудный сын» Сергея Сергеевича Прокофьева (1929) ощущалось влияние Всеволода Эмильевича Мейерхольда, балетмейстера и режиссера Н. М. Фореггера, Касьяна Ярославовича Голейзовского. Впервые черты будущего «стиля Баланчина» выявились в балете «Аполлон Мусагет», в котором хореограф обратился к академическому классическому танцу, обновляя и обогащая его для адекватного раскрытия неоклассицистской партитуры Игоря Федоровича Стравинского.

Жизнь Баланчина в Америке

После смерти Дягилева (1929) Д.М. Баланчин работал для программ ревю, в Датском Королевском Балете, в основанной в 1932 труппе «Русский Балет Монте-Карло». В 1933 году он возглавил труппу «Балле 1933», в числе постановок — «Семь смертных грехов» (текст Бертольта Брехта, музыка К. Вайля) и «Странница» (музыка австрийского композитора Франца Шуберта). В этом же году по приглашению американского любителя искусств и мецената Л. Керстайна он переехал в Америку.

В 1934 году Джордж Баланчин совместно с Керстайном организовал в Нью-Йорке Школу американского балета и на ее основе — труппу «Американ Балле», для которой им были созданы «Серенада» (музыка Петра Ильича Чайковского; в редакции 1940 — один из самых известных балетов хореографа), «Поцелуй феи» и «Игра в карты» Стравинского (оба 1937), а также два самых знаменитых балета из его репертуара — «Кончерто барокко» на музыку Иоганна Себастьяна Баха (1940) и «Балле Эмпериаль» на музыку Чайковского (1941). Труппой, получившей после ряда переименований название «Нью-Йорк Сити Балле» (с 1948), Баланчин руководил до конца своих дней, и за эти годы она исполнила около 150 его произведений.

К 1960-м годам стало очевидно, что США обладают благодаря Баланчину собственной национальной классической балетной труппой и репертуаром, известным во всем мире, а в Школе американского балета сформировался и национальный стиль исполнения.

Джордж Баланчин

Новаторство Джорджа Баланчина

Репертуар Баланчина-хореографа включает постановки разных жанров. Им созданы двухактный балет «Сон в летнюю ночь» (музыка Феликса Мендельсона, 1962) и трехактный «Дон Кихот» Н. Д. Набокова (1965), новые редакции старых балетов или отдельных ансамблей из них: одноактная версия «Лебединого озера» (1951) и «Щелкунчик» (1954) Чайковского, вариации из «Раймонды» российского композитора Александра Константиновича Глазунова (1961), «Коппелия» Лео Делиба (1974). Однако наибольшее развитие в его творчестве получили бессюжетные балеты, в которых использовалась музыка, часто не предназначенная для танца: сюиты, концерты, инструментальные ансамбли, реже симфонии. Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Д. Баланчин обнаружил новые возможности, заключенные в этой системе, развил и обогатил ее.

Около 30 постановок было осуществлено Джорджем Баланчиным на музыку Стравинского, с которым он был в тесной дружбе с 1920-х годов на протяжении всей жизни («Орфей», 1948; «Жар-птица», 1949; «Агон», 1957; «Каприччио», вошедшее под названием «Рубины» в балет «Драгоценности», 1967; «Концерт для скрипки», 1972, и др.). Неоднократно обращался он к творчеству Чайковского, на музыку которого были поставлены балеты «Третья сюита» (1970), «Шестая симфония» (1981) и др. В то же время ему была близка и музыка современных композиторов, для которой надо было искать новую стилистику танца: «Четыре темперамента» (музыка немецкого композитора Пауля Хиндемита, 1946), «Айвезиана» (музыка Чарлза Айвза, 1954), «Эпизоды» (музыка австрийского композитора и дирижера Антона фон Веберна, 1959).

Форму бессюжетного балета, построенного на классическом танце, Баланчин сохранял и тогда, когда искал в балете национальную или бытовую характерность, создавая, например, образ ковбоев в «Симфонии Дальнего Запада» (музыка Х. Кея, 1954) или большого американского города в балете «Кому какое дело?» (музыка Джорджа Гершвина, 1970). Здесь классический танец представал обогащенным за счет бытовой, джазовой, спортивной лексики и ритмического рисунка.

Наряду с балетами Баланчин ставил много танцев в мюзиклах и фильмах, особенно в 1930-1950-х годах (мюзикл «На пуантах!», 1936, и др.), оперные спектакли: «Евгений Онегин» Чайковского и «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки, 1962 и 1969).

Балеты Баланчина идут во всех странах[en] мира. Он оказал решающее влияние на развитие хореографии 20 века, не порывая с традициями, но смело обновляя их. Воздействие его творчества на русский[en] балет усилилось после гастролей его труппы в СССР в 1962 и 1972 годах. 

Джордж Баланчин скончался 30 апреля 1983 года в Нью-Йорке. Похоронен на кладбище Окленд, в Нью-Йорке.

Источник – Сочинение Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Перевод с английского — М.: КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — 6000 экз. — ISBN 5-23201119-7.

Источник