Джемма фирсова актриса личная жизнь

Джемма фирсова актриса личная жизнь thumbnail

У этой красивой и талантливой женщины в жизни много было сложных и запоминающихся моментов: чудесное исцеление, интересные встречи, большая любовь, борьба за экологию, съемки и режиссерские работы.

Фото: pinterest.com

Эта яркая и необычная актриса выделялась среди
окружающих королевской осанкой и красотой. Она всегда выглядела моложе своих
лет и поражала окружающих кипучей энергией. Поклонники всегда воспринимали ее
как звезду, хотя Джемма Фирсова сыграла всего нескольких персонажей в известных
картинах: мать Артура Грэя в приключенческой ленте «Алые паруса», даму в
ресторане в исторической экранизации «Хождение по муках», Катишь в мелодраме
«Война и мир».

Детские воспоминания

Джемма Сергеевна появилась на свет двадцать седьмого декабря тридцать пятого года в далеком городе Самарканде (Узбекская Республика). Когда началась война её отец, по долгу службы, ездил по всем фронтам. Мама тоже была военнообязанной. В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, врачи только разводили руками. Девочке требовался уход и полноценное питание. В тылу обеспечить это было невозможно. Тогда Сергей Фирсов написал рапорт о разрешении перевести семью на фронт. Что послужило исцелением, родители и сами не знали, главное дочь через некоторое время выздоровела.

Джемма Фирсова. Фотопроба киноленты «Анна Каренина». Фото: kino-teatr.ru

Из детских воспоминаний актрисе больше всего
запомнился дом в Кенигсберге, где они некоторое время жили семьей сразу после
Победы. Особняк с садом напоминал девушке сказочное королевство, и, хотя она
понимала, что здесь когда-то жили другие люди, считала своим.

Однажды вечером на их порог кто-то подбросил местную девочку. Мама Джеммы внесла малютку в дом. Бедняжка вся горела из-за высокой температуры, была напугана и голодна. Своими силами справиться с воспалением легких они не смогли, пришлось Грету (так звали малышку) положить в госпиталь. После выздоровления девочку Фирсовым не вернули, отправили в приют. Они пытались узнать о ее дальнейшей судьбе, но сведения были утеряны.

Джемма Фирсова. Фото: kino-teatr.ru

В сорок девятом году М. Ромма пригласил Сергея
Фирсова стать военным консультантом картины «Секретная миссия», которую в
последствии снимали в Кенисгберге. Михаил Ильич был частым гостем в их семье.
Как-то вечером спросил Джемму, чем она увлекается. Девушка очень интересовалась
живописью, историей, музыкой, но еще не задумывалась, кем хочет стать.

– Ты знаешь, все эти направления объединяет –
кинорежиссура. Это даже нельзя назвать профессией, скорее – образом жизни…, –
на полном серьезе, сказал великий режиссер.

Именно такой образ жизни и выбрала Фирсова.
Позже окончила режиссерский факультет во ВГИКе, в основном снимала док.
кинофильмы.

Съемки в кино и режиссура

По утверждению кинокритиков Джемма Сергеевна
обладала «не советской», причудливой красотой. Она в основном играла странных
персонажей, из другого, потустороннего мира.

Нельзя сказать, что режиссеры наперебой
предлагали ей роли главных героинь. Но даже в небольших эпизодах эта женщина
привлекала внимание и запоминалась. Первый раз снялась в кинотрилогии «Хождение
по муках», сыграв Нину Чародееву. В новелле «Из пепла» она сыграла главную
героиню – Анну Вальтер.

Кадр из киноленты «Хождение по мукам» (1957-1959 год). Фото: kino-teatr.ru

Больше всего Фирсова запомнилась в сказочной
отечественной экранизации «Алые паруса», сыграв маму прекрасного юноши Артура (Василий
Лановой) влюбившегося в Ассоль (Анастасия Вертинская).

Кадр из киноленты «Алые паруса» (1961 год). Фото: kino-teatr.ru

Значимой для актрисы стала также роль колдуньи Вивды в мистической драме «Белая птица с черной отметиной». В съёмках также принимали участие Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук, Леонид Бакштаев, Богдан Ступка и др. Режиссер Юрий Ильенко также искал на роль ведьмы актрису, с колдовской внешностью, для картины «Вечер на Ивана Купала» по мотивам повести Н. Гоголя. Увидев Джемму Фирсову он тут же утвердил ее на роль.

Джемма Фирсова с Георгием Шенгелая. Фото: kino-teatr.ru

Первый документальный фильм, как режиссер, Джемма Фирсова сняла в шестьдесят восьмом году под названием «Я часто спрашиваю себя». Через четыре года на экраны выйдет четырех серийный документальный фильм о Второй мировой войне «Зима и весна сорок пятого». Всего на ее счету двенадцать работ. «Покушение на будущее» было отмечено престижным призом в Карловых Варах на кинофестивале.

Кадр из киноленты «Белая птица с черной отметиной » (1970 год). Фото: kino-teatr.ru

В Госкино занимала должность главного
редактора, также возглавляла ВФ женского хоккея на траве. Принимала участие в
создании направления «Союз Чернобыль», руководила отделом независимых экспертов
по Чернобыльской аварии. Имеет множество наград за борьбу с экологическими
проблемами и за вклад в развитии искусства.

Личная жизнь

С будущим супругом Владиславом Микошей Джемма познакомилась на съемочной площадке. Сначала между ними были дружеские отношения, вместе писали сценарии, обсуждали новые проекты. Владислав прошел войну: строил переправы через Сиваш, освобождал Крым, воевал на Белорусском и Украинском фронтах. Победу встретил в Восточной Пруссии.

Читайте также:  Виктория болдырева актриса личная жизнь

Владислав был на двадцать шесть лет старше актрисы, но несмотря на столь большую разницу в возрасте супруги прожили почти сорок лет душа в душу. Владислав был талантливым кинооператором, Народный артист Советского Союза, был академиком кинематографических искусств «Ника», снимал спасение экспедиции «Челюскина», а также разрушение Храма Христа Спасителя и открытие ВДНХа.

Джемма Фирсова с Владиславом Микошей. Фото: kino-teatr.ru

Джемма Сергеевна пережила супруга на восемь
лет. Друзья и коллеги узнав о её кончине, не могли в это поверить. Фирсова до
конца дней активно принимала участие в съемках, собиралась долго жить, строила
планы, не унывала и никогда не жаловалась на здоровье.

Сердце актрисы, режиссера, сценариста, поэта остановилось в канун Дня Победы – восьмого мая 2012 года. Этой статьей мы отдаем дань уважения талантливой и красивой женщине – Джемме Фирсовой.

Кадр из киноленты «Хождение по мукам» (1957-1959 год). Фото: kino-teatr.ru

У этой красивой и талантливой женщины в жизни
много было сложных и запоминающихся моментов: чудесное исцеление, интересные
встречи, большая любовь, борьба за экологию, съемки и режиссерские работы.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

фото: https://www.kino-teatr.ru («Алые паруса», Лилиан Грэй (Джемма Фирсова)

Кинематографисты считали ее красивой, но отмечали, что красота этой женщины несколько странная, необычная что ли. Было в ней что-то потустороннее, даже инопланетное. Может поэтому считали, что роль колдуньи для актрисы подходит почти идеально. Ведьма в «Вечерах на Ивана Купалу», колдунья в «Белой птице с черной отметиной» – картины 1968-го и 1970-го.

фото: https://m.kino-teatr.ru («Белая птица с черной отметиной», колдунья)

Об этом почти не говорили, но отмечали многие: она не похожа на советскую актрису, в ней больше светскости с ее благородными манерами, отрешенным взглядом, – именно такой она предстала в картине «Хождение по мукам» (1958 г.). Ее даже в титрах нет, всего лишь дама в ресторане, а забыть такой образ невозможно. Она выделяется, причем, не прилагая никаких усилий, просто природа и порода.

фото: (https://m.kino-teatr.ru, ” Хождение по мукам”)

Джемма Сергеевна из семьи военного. Родилась в 1935 году, как раз под Новый год – 27 декабря (г. Самарканд). А потом началась жизнь в Каунасе. Но вместо школы, белого фартучка и бантиков, на девочку надели гимнастерку, – шла война. Семья оказалась на фронте, и ребенок часто оказывался в прифронтовой полосе, а то и на самом фронте, не разлучаясь с отцом и мамой, работавшей в штабе.

фото: https://csdfmuseum.ru (Джемма в детстве)

Она уже была в том возрасте, когда увиденное запоминается четко и на всю жизнь. Так она запомнила войну, научилась прятать страх и размышлять над увиденным. Может быть, отсюда ее ранняя целеустремленность и понимание в одиннадцатилетнем возрасте, кем она станет. Уже тогда она знала, что свяжет свою жизнь с кинематографом. Много читала, интересовалась историей, искусством, литературой.

фото: https://www.kino-teatr.ru («Алые паруса»)

Джемма Сергеевна окончила режиссерский факультет ВГИКа, режиссура ее привлекала больше, чем актерская стезя. Тем не менее, она снялась в нескольких картинах, за что можно сказать сегодня, спасибо режиссерам, оставившим зрителям образ этой удивительной женщины на экране, похожей на иностранку.

фото: https://img2.bdbphotos.com

Она очень заметна и выделяется своей необычной красотой в фильме «Алые паруса», в котором исполнила роль матери Артура. «Родник для жаждущих», «Черное солнце», «Озарение», «Это сладкое слово – свобода», «Хроника ночи», «Пани Мария» и еще восемь фильмов, в которых снялась Джемма Сергеевна.

фото: https://img1.bdbphotos.com

Но для нее основной работой стала документалистика, она была режиссером документальных фильмов; художественный фильм она сняла один – «На полпути к луне». А вот документальные фильмы считала более близкими ей. Особенно тема войны, ведь она видела войну детскими глазами.

В 70-х осуществила важные для ее жизни проекты: «Зима и весна 45-го», «Город-герой Новороссийск», «Битва за Кавказ», «Память навсегда», «Встреча с Джокондой» и др. Ее последний документальный фильм вышел в 2007 году и называется «Москва первопрестольная».

фото: https://gdebesplatno.r

Джемма Фирсова была общественным деятелем, принимала участие в развитии музеев в России, писала стихи и прозу. Не осталась в стороне и от аварии на Чернобыльской АЭС, организация «Союз Чернобыль» появилась, в том числе, и при ее участии.

Ее мужем был кинооператор Владислав Микоша, – талантливейший человек, отснятые им кадры являются уже хрестоматийными. Вместе с ним она работала над своими проектами.

Джемма Сергеевна ушла из жизни в 2012 году.

фото: https://pomnipro.ru

Источник

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фирсова.

Дже́мма Серге́евна Фи́рсова (по мужу — Мико́ша; 27 декабря 1935, Самарканд, Узбекская ССР, СССР — 8 мая 2012, Москва, Россия) — советская и российская киноактриса, кинорежиссёр, общественный деятель. Лауреат Государственной (1973) и Ленинской премии СССР (1980).

Биография[править | править код]

Джемма Сергеевна Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (ныне Узбекистан) в семье военного. Во время Великой Отечественной войны её отец, военный инженер, возил девочку по фронтам, мать работала в штабе. С детства увлекалась историей. Поступила на режиссёрский факультет ВГИК, училась на курсе Александра Довженко, в мастерских Сергея Герасимова и Михаила Ромма. В 1966 году окончила ВГИК. Вышла замуж за кинооператора Владислава Микошу.

Работала в документальном кино, разрабатывая, в основном, военную тему. Её фильмы отмечены премиями и наградами на отечественных и международных кинофестивалях.

В 1966 году сняла свой единственный художественный фильм «На полпути к Луне» по рассказу Василия Аксёнова.

Джемма Фирсова обладала, по словам киноведа Владимира Дмитриева, «странной, необычной, „несоветской“ красотой, и ей предлагали играть в кино роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью, почти ведьмы, или женщины из другого мира, почти пришельцы»[1].

В конце 1970-х — начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Президент Всесоюзной федерации женского хоккея на траве. В конце 1980-х — начале 1990-х годов — эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.)

После аварии на Чернобыльской АЭС участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС. Журналист по проблемам экологии, искусства, музыкальный критик; обладатель «Золотого пера», награждена премией журнала «Огонёк», международными премиями. Автор поэтических сборников «Вторая реальность» и «Сны возвращений».

Умерла 8 мая 2012 года. Похоронена на Химкинском кладбище в Москве.

Личная жизнь[править | править код]

  • Муж — кинооператор Владислав Микоша.

Фильмография[править | править код]

Актриса[править | править код]

  1. 1957 — Хождение по мукам — Нина Чародеева
  2. 1960 — Русский сувенир — журналистка
  3. 1961 — Алые паруса — Лилиан, мать Артура Грея
  4. 1965 — Родник для жаждущих — Мария
  5. 1967 — Война и мир — Катиш
  6. 1968 — Вечер накануне Ивана Купала — ведьма
  7. 1970 — Чёрное солнце — Николь Готье, советница Мусомбе
  8. 1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Вивдя, сельская колдунья
  9. 1971 — Озарение
  10. 1972 — Хроника ночи — Света Толмачёва, корреспондент ИТАР ТАСС
  11. 1972 — Это сладкое слово — свобода! — Эллен Каррера
  12. 1977 — Чёрная берёза — Антонина Ивановна
  13. 1979 — Пани Мария — парикмахерша Верка

Режиссёр[править | править код]

Документальные фильмы[править | править код]

  1. 1968 — Я часто спрашивал себя — т/о «Экран» и ЦТ
  2. 1969 — Поезд в Революцию (с В. В. Микошей)
  3. 1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (с В. В. Микошей)
  4. 1972 — Зима и весна сорок пятого — четырёхсерийный фильм т/о «Экран» и ЦТ
  5. 1974 — Встреча с Джокондой — ЦСДФ
  6. 1974 — Память навсегда, ЦСДФ
  7. 1979 — Битва за Кавказ — в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная» — ЦСДФ
  8. 1983 — Предупреждение об опасности, ЦСДФ
  9. 1985 — Покушение на будущее, ЦСДФ, Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах
  10. 2007 — Москва первопрестольная, к/с Экокультура
  11. 2007 — Государь Император Николай II, к/с Экокультура
  12. 2009 — Владислав Микоша: Остановивший время — Нижне-Волжская студия кинохроники

Художественные фильмы[править | править код]

  1. 1966 — На полпути к Луне (киноновелла в киноальманахе «Путешествие»)

Награды и премии[править | править код]

  • Главный приз «Золотой голубь» МКФ в Лейпциге (1969) — за фильм «Поезд в Революцию»
  • Государственная премия СССР (1973) — за фильм «Зима и весна сорок пятого»
  • Серебряная медаль имени А. П. Довженко (1975) — за фильм «Память навсегда»
  • Ленинская премия (1980) — за фильм «Битва за Кавказ» в сериале «Великая Отечественная»
  • Приз Всесоюзного кинофестиваля (1984) — за фильм «Предупреждение об опасности»
  • Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984) — за фильм «Предупреждение об опасности»
  • Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985) — за фильм «Покушение на будущее»

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • «Первая леди документального кино»
  • Актриса Джемма Фирсова: «Я до сих пор считаю себя жительницей Кенигсберга» // Комсомольская правда. — 2008, 10 апреля.
  • Острова. Джемма Фирсова. Телеканал «Культура». Дата обращения 4 июля 2015.

Источник

Наибольшую известность Джемме Фирсовой принесли роли Вивди в «Белой птице с черной отметиной» и Лилиан Грей в «Алых парусах». Но в основном Фирсова работала в документальном кино как режиссер и сценарист. За участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» и телевизионного сериала «Зима и весна сорок пятого» она получила Ленинскую и Государственную премии СССР.

Летом в Музее Мирового океана откроется выставка мужа Джеммы Сергеевны – легендарного фото- и кинодокументалиста Владислава Микоши. Во время войны он работал в гуще Восточно-Прусской операции и даже получил медаль «За взятие Кенигсберга». Как оператор Микоша снимал сталинские парады, разрушение храма Христа Спасителя, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури».

Читайте также:  Актриса павловец личная жизнь

Мы позвонили Джемме Фирсовой в Москву и попросили ее ответить на несколько вопросов.

Детство в городе трех королей

В Кенигсберге Джемма оказалась почти сразу после окончания боев вместе с отцом, офицером инженерных войск.

– В Кенигсберге у меня впервые появился свой дом. Дом с садом, – рассказывает Джемма Сергеевна. – Район Амалиенау, где мы жили, меньше всего пострадал от союзных бомбардировок и уличных боев. Но счастье было тревожным: подсознательно я ощущала, что это еще чей-то дом – тех, кто жил в нем до нас…

Недавно Фирсовой прислали сегодняшнюю фотографию дома. Новый владелец нарастил третий этаж, вокруг особняка возник глухой забор – не видно ни сада, ни роскошных каштанов, окружавших дом. Эта фотография повергла ее в шок. Судя по тому, что Джемма Сергеевна уехала отсюда еще до того, как взорвали Королевский замок, на открытие выставки в Калининграде ее ожидает еще немало «архитектурных» потрясений. Город навсегда сохранился в памяти Джеммы таким, каким она увидела его весной 1945 года.

Подкидыш на пороге

– В Кенигсберг мы въехали лунной ночью, – вспоминает Фирсова. – В свете луны силуэты Королевского замка и Кафедрального сбора – даже в руинах – казались сказочными. В городе стояла весна, и цветущие сады и парки прятали страшные развалины.

В одну из голодных зим, когда кенигсбержцы просто вымирали, на порог дома Фирсовых кто-то подбросил местную девочку.

– Грета сидела на ступенях нашего дома больная, как выяснилось потом – с высокой температурой, – говорит Джемма Сергеевна. – Мама внесла ее в дом, уложила в постель, отогрела горячим чаем с медом. Срочно вызвали врача. Несколько дней девочка жила у нас, но мама не могла справиться с ее воспалением легких – нужен был стационар, и ее забрали в госпиталь. Больницы в городе еще не функционировали. После госпиталя нам ее не вернули – она попала в приют, в котором вместе с немецкими сиротами первое время были и русские ребятишки, чьих матерей угнали в Восточную Пруссию.

Совет Ромма

– Отец был главным военным консультантом фильмов Александрова «Встреча на Эльбе» и Ромма «Секретная миссия», снимавшихся в Кенигсберге, – продолжает Фирсова. – Михаил Ильич часто бывал в нашем доме. Спросил как-то, чем я увлекаюсь. Я рисовала, писала, интересовалась историей, музыкой. «Есть только одна профессия, которая вбирает в себя все это, – сказал Ромм, – кинорежиссура». Потом добавил: «Впрочем, это не профессия, а образ жизни».

Джемма сразу выбрала для себя этот образ жизни. Спустя много лет была учеба во ВГИКе, первые роли в кино, потом создание собственных фильмов. В конце семидесятых Фирсова несколько лет была главным редактором группы военно-патриотических фильмов Госкино СССР. Однажды на работе, у лифта, ее кто-то окликнул.

– Джемма, ты меня не узнаешь? А ведь мы дружили в детстве…

В фойе стоял космонавт Алексей Леонов, который пришел к Фирсовой утверждать сценарий своего фантастического фильма «Кольцо Ориона».

– Мы с Лешкой быстро сдружились в школе, – объяснила нам Джемма Сергеевна. – Отличником он не был, но учился нормально. А главное – классно рисовал.

Познакомились на съемках

Со своим будущим мужем Владиславом Микошей Фирсова познакомилась на студии, на съемках. Сначала возникли творческие отношения – вместе писали сценарий к его очередному фильму. А потом вместе прожили 40 лет, несмотря на разницу в возрасте в 26 лет.

В войну они, не зная друг друга, с 1943 года постоянно были где-то рядом. Так, на 4-м Украинском фронте отец Джеммы строил переправы через Сиваш – двухкилометровые понтонные мосты, по которым наши танки шли освобождать Крым. Микоша с Приморской армией шел освобождать Крым с другой стороны, от Керчи. Потом 2-й и 3-й Белорусские фронты – Польша, Померания, Восточная Пруссия…

Сейчас Джемма Фирсова продолжает то, что не успел Владислав Микоша: издает его книги, готовит фотовыставки и фотоальбомы его работ, делает о нем фильм.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Джемма Сергеевна ФИРСОВА (Микоша) – актриса, режиссер документальных фильмов. Родилась 27 декабря 1935 года. Закончила ВГИК. В кино снималась с 1956-го по 1979 годы: в фильмах «Хождение по мукам», «Белая птица с черной отметиной», «Алые паруса», «Это сладкое слово «свобода», «Пани Мария», «Черное солнце» и других.

Своей главной режиссерской работой Фирсова считает «Предупреждение об опасности» – о смертельной угрозе ядерной войны для мира.

Источник