Джемма фирсова актриса личная жизнь
У этой красивой и талантливой женщины в жизни много было сложных и запоминающихся моментов: чудесное исцеление, интересные встречи, большая любовь, борьба за экологию, съемки и режиссерские работы.
Фото: pinterest.com
Эта яркая и необычная актриса выделялась среди
окружающих королевской осанкой и красотой. Она всегда выглядела моложе своих
лет и поражала окружающих кипучей энергией. Поклонники всегда воспринимали ее
как звезду, хотя Джемма Фирсова сыграла всего нескольких персонажей в известных
картинах: мать Артура Грэя в приключенческой ленте «Алые паруса», даму в
ресторане в исторической экранизации «Хождение по муках», Катишь в мелодраме
«Война и мир».
Детские воспоминания
Джемма Сергеевна появилась на свет двадцать седьмого декабря тридцать пятого года в далеком городе Самарканде (Узбекская Республика). Когда началась война её отец, по долгу службы, ездил по всем фронтам. Мама тоже была военнообязанной. В пятилетнем возрасте Джемма заболела туберкулезом, врачи только разводили руками. Девочке требовался уход и полноценное питание. В тылу обеспечить это было невозможно. Тогда Сергей Фирсов написал рапорт о разрешении перевести семью на фронт. Что послужило исцелением, родители и сами не знали, главное дочь через некоторое время выздоровела.
Из детских воспоминаний актрисе больше всего
запомнился дом в Кенигсберге, где они некоторое время жили семьей сразу после
Победы. Особняк с садом напоминал девушке сказочное королевство, и, хотя она
понимала, что здесь когда-то жили другие люди, считала своим.
Однажды вечером на их порог кто-то подбросил местную девочку. Мама Джеммы внесла малютку в дом. Бедняжка вся горела из-за высокой температуры, была напугана и голодна. Своими силами справиться с воспалением легких они не смогли, пришлось Грету (так звали малышку) положить в госпиталь. После выздоровления девочку Фирсовым не вернули, отправили в приют. Они пытались узнать о ее дальнейшей судьбе, но сведения были утеряны.
В сорок девятом году М. Ромма пригласил Сергея
Фирсова стать военным консультантом картины «Секретная миссия», которую в
последствии снимали в Кенисгберге. Михаил Ильич был частым гостем в их семье.
Как-то вечером спросил Джемму, чем она увлекается. Девушка очень интересовалась
живописью, историей, музыкой, но еще не задумывалась, кем хочет стать.
– Ты знаешь, все эти направления объединяет –
кинорежиссура. Это даже нельзя назвать профессией, скорее – образом жизни…, –
на полном серьезе, сказал великий режиссер.
Именно такой образ жизни и выбрала Фирсова.
Позже окончила режиссерский факультет во ВГИКе, в основном снимала док.
кинофильмы.
Съемки в кино и режиссура
По утверждению кинокритиков Джемма Сергеевна
обладала «не советской», причудливой красотой. Она в основном играла странных
персонажей, из другого, потустороннего мира.
Нельзя сказать, что режиссеры наперебой
предлагали ей роли главных героинь. Но даже в небольших эпизодах эта женщина
привлекала внимание и запоминалась. Первый раз снялась в кинотрилогии «Хождение
по муках», сыграв Нину Чародееву. В новелле «Из пепла» она сыграла главную
героиню – Анну Вальтер.
Больше всего Фирсова запомнилась в сказочной
отечественной экранизации «Алые паруса», сыграв маму прекрасного юноши Артура (Василий
Лановой) влюбившегося в Ассоль (Анастасия Вертинская).
Значимой для актрисы стала также роль колдуньи Вивды в мистической драме «Белая птица с черной отметиной». В съёмках также принимали участие Лариса Кадочникова, Иван Миколайчук, Леонид Бакштаев, Богдан Ступка и др. Режиссер Юрий Ильенко также искал на роль ведьмы актрису, с колдовской внешностью, для картины «Вечер на Ивана Купала» по мотивам повести Н. Гоголя. Увидев Джемму Фирсову он тут же утвердил ее на роль.
Первый документальный фильм, как режиссер, Джемма Фирсова сняла в шестьдесят восьмом году под названием «Я часто спрашиваю себя». Через четыре года на экраны выйдет четырех серийный документальный фильм о Второй мировой войне «Зима и весна сорок пятого». Всего на ее счету двенадцать работ. «Покушение на будущее» было отмечено престижным призом в Карловых Варах на кинофестивале.
В Госкино занимала должность главного
редактора, также возглавляла ВФ женского хоккея на траве. Принимала участие в
создании направления «Союз Чернобыль», руководила отделом независимых экспертов
по Чернобыльской аварии. Имеет множество наград за борьбу с экологическими
проблемами и за вклад в развитии искусства.
Личная жизнь
С будущим супругом Владиславом Микошей Джемма познакомилась на съемочной площадке. Сначала между ними были дружеские отношения, вместе писали сценарии, обсуждали новые проекты. Владислав прошел войну: строил переправы через Сиваш, освобождал Крым, воевал на Белорусском и Украинском фронтах. Победу встретил в Восточной Пруссии.
Владислав был на двадцать шесть лет старше актрисы, но несмотря на столь большую разницу в возрасте супруги прожили почти сорок лет душа в душу. Владислав был талантливым кинооператором, Народный артист Советского Союза, был академиком кинематографических искусств «Ника», снимал спасение экспедиции «Челюскина», а также разрушение Храма Христа Спасителя и открытие ВДНХа.
Джемма Сергеевна пережила супруга на восемь
лет. Друзья и коллеги узнав о её кончине, не могли в это поверить. Фирсова до
конца дней активно принимала участие в съемках, собиралась долго жить, строила
планы, не унывала и никогда не жаловалась на здоровье.
Сердце актрисы, режиссера, сценариста, поэта остановилось в канун Дня Победы – восьмого мая 2012 года. Этой статьей мы отдаем дань уважения талантливой и красивой женщине – Джемме Фирсовой.
У этой красивой и талантливой женщины в жизни
много было сложных и запоминающихся моментов: чудесное исцеление, интересные
встречи, большая любовь, борьба за экологию, съемки и режиссерские работы.
Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
фото: https://www.kino-teatr.ru («Алые паруса», Лилиан Грэй (Джемма Фирсова)
Кинематографисты считали ее красивой, но отмечали, что красота этой женщины несколько странная, необычная что ли. Было в ней что-то потустороннее, даже инопланетное. Может поэтому считали, что роль колдуньи для актрисы подходит почти идеально. Ведьма в «Вечерах на Ивана Купалу», колдунья в «Белой птице с черной отметиной» – картины 1968-го и 1970-го.
фото: https://m.kino-teatr.ru («Белая птица с черной отметиной», колдунья)
Об этом почти не говорили, но отмечали многие: она не похожа на советскую актрису, в ней больше светскости с ее благородными манерами, отрешенным взглядом, – именно такой она предстала в картине «Хождение по мукам» (1958 г.). Ее даже в титрах нет, всего лишь дама в ресторане, а забыть такой образ невозможно. Она выделяется, причем, не прилагая никаких усилий, просто природа и порода.
фото: (https://m.kino-teatr.ru, ” Хождение по мукам”)
Джемма Сергеевна из семьи военного. Родилась в 1935 году, как раз под Новый год – 27 декабря (г. Самарканд). А потом началась жизнь в Каунасе. Но вместо школы, белого фартучка и бантиков, на девочку надели гимнастерку, – шла война. Семья оказалась на фронте, и ребенок часто оказывался в прифронтовой полосе, а то и на самом фронте, не разлучаясь с отцом и мамой, работавшей в штабе.
фото: https://csdfmuseum.ru (Джемма в детстве)
Она уже была в том возрасте, когда увиденное запоминается четко и на всю жизнь. Так она запомнила войну, научилась прятать страх и размышлять над увиденным. Может быть, отсюда ее ранняя целеустремленность и понимание в одиннадцатилетнем возрасте, кем она станет. Уже тогда она знала, что свяжет свою жизнь с кинематографом. Много читала, интересовалась историей, искусством, литературой.
фото: https://www.kino-teatr.ru («Алые паруса»)
Джемма Сергеевна окончила режиссерский факультет ВГИКа, режиссура ее привлекала больше, чем актерская стезя. Тем не менее, она снялась в нескольких картинах, за что можно сказать сегодня, спасибо режиссерам, оставившим зрителям образ этой удивительной женщины на экране, похожей на иностранку.
фото: https://img2.bdbphotos.com
Она очень заметна и выделяется своей необычной красотой в фильме «Алые паруса», в котором исполнила роль матери Артура. «Родник для жаждущих», «Черное солнце», «Озарение», «Это сладкое слово – свобода», «Хроника ночи», «Пани Мария» и еще восемь фильмов, в которых снялась Джемма Сергеевна.
фото: https://img1.bdbphotos.com
Но для нее основной работой стала документалистика, она была режиссером документальных фильмов; художественный фильм она сняла один – «На полпути к луне». А вот документальные фильмы считала более близкими ей. Особенно тема войны, ведь она видела войну детскими глазами.
В 70-х осуществила важные для ее жизни проекты: «Зима и весна 45-го», «Город-герой Новороссийск», «Битва за Кавказ», «Память навсегда», «Встреча с Джокондой» и др. Ее последний документальный фильм вышел в 2007 году и называется «Москва первопрестольная».
фото: https://gdebesplatno.r
Джемма Фирсова была общественным деятелем, принимала участие в развитии музеев в России, писала стихи и прозу. Не осталась в стороне и от аварии на Чернобыльской АЭС, организация «Союз Чернобыль» появилась, в том числе, и при ее участии.
Ее мужем был кинооператор Владислав Микоша, – талантливейший человек, отснятые им кадры являются уже хрестоматийными. Вместе с ним она работала над своими проектами.
Джемма Сергеевна ушла из жизни в 2012 году.
фото: https://pomnipro.ru
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июля 2018;
проверки требуют 5 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фирсова.
Дже́мма Серге́евна Фи́рсова (по мужу — Мико́ша; 27 декабря 1935, Самарканд, Узбекская ССР, СССР — 8 мая 2012, Москва, Россия) — советская и российская киноактриса, кинорежиссёр, общественный деятель. Лауреат Государственной (1973) и Ленинской премии СССР (1980).
Биография[править | править код]
Джемма Сергеевна Фирсова родилась 27 декабря 1935 года в Самарканде (ныне Узбекистан) в семье военного. Во время Великой Отечественной войны её отец, военный инженер, возил девочку по фронтам, мать работала в штабе. С детства увлекалась историей. Поступила на режиссёрский факультет ВГИК, училась на курсе Александра Довженко, в мастерских Сергея Герасимова и Михаила Ромма. В 1966 году окончила ВГИК. Вышла замуж за кинооператора Владислава Микошу.
Работала в документальном кино, разрабатывая, в основном, военную тему. Её фильмы отмечены премиями и наградами на отечественных и международных кинофестивалях.
В 1966 году сняла свой единственный художественный фильм «На полпути к Луне» по рассказу Василия Аксёнова.
Джемма Фирсова обладала, по словам киноведа Владимира Дмитриева, «странной, необычной, „несоветской“ красотой, и ей предлагали играть в кино роли женщин, которые живут своей особой странной жизнью, почти ведьмы, или женщины из другого мира, почти пришельцы»[1].
В конце 1970-х — начале 1980-х годов работала в Госкино СССР главным редактором групп военно-патриотических художественных фильмов. Президент Всесоюзной федерации женского хоккея на траве. В конце 1980-х — начале 1990-х годов — эксперт-координатор программ сохранения и развития российских музеев (Архангельское, Абрамцево, Пушкинский комплекс в Санкт-Петербурге: Музей-Лицей, Музей-квартира Пушкина на Мойке, Музей «Современника» и др.)
После аварии на Чернобыльской АЭС участвовала в создании организации «Союз Чернобыль». Впоследствии была назначена руководителем одной из нескольких независимых экспертных групп по непосредственным причинам аварии на ЧАЭС. Журналист по проблемам экологии, искусства, музыкальный критик; обладатель «Золотого пера», награждена премией журнала «Огонёк», международными премиями. Автор поэтических сборников «Вторая реальность» и «Сны возвращений».
Умерла 8 мая 2012 года. Похоронена на Химкинском кладбище в Москве.
Личная жизнь[править | править код]
- Муж — кинооператор Владислав Микоша.
Фильмография[править | править код]
Актриса[править | править код]
- 1957 — Хождение по мукам — Нина Чародеева
- 1960 — Русский сувенир — журналистка
- 1961 — Алые паруса — Лилиан, мать Артура Грея
- 1965 — Родник для жаждущих — Мария
- 1967 — Война и мир — Катиш
- 1968 — Вечер накануне Ивана Купала — ведьма
- 1970 — Чёрное солнце — Николь Готье, советница Мусомбе
- 1971 — Белая птица с чёрной отметиной — Вивдя, сельская колдунья
- 1971 — Озарение
- 1972 — Хроника ночи — Света Толмачёва, корреспондент ИТАР ТАСС
- 1972 — Это сладкое слово — свобода! — Эллен Каррера
- 1977 — Чёрная берёза — Антонина Ивановна
- 1979 — Пани Мария — парикмахерша Верка
Режиссёр[править | править код]
Документальные фильмы[править | править код]
- 1968 — Я часто спрашивал себя — т/о «Экран» и ЦТ
- 1969 — Поезд в Революцию (с В. В. Микошей)
- 1970 — Стокгольм, который помнит Ленина (с В. В. Микошей)
- 1972 — Зима и весна сорок пятого — четырёхсерийный фильм т/о «Экран» и ЦТ
- 1974 — Встреча с Джокондой — ЦСДФ
- 1974 — Память навсегда, ЦСДФ
- 1979 — Битва за Кавказ — в 20-серийной эпопее «Великая Отечественная» — ЦСДФ
- 1983 — Предупреждение об опасности, ЦСДФ
- 1985 — Покушение на будущее, ЦСДФ, Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах
- 2007 — Москва первопрестольная, к/с Экокультура
- 2007 — Государь Император Николай II, к/с Экокультура
- 2009 — Владислав Микоша: Остановивший время — Нижне-Волжская студия кинохроники
Художественные фильмы[править | править код]
- 1966 — На полпути к Луне (киноновелла в киноальманахе «Путешествие»)
Награды и премии[править | править код]
- Главный приз «Золотой голубь» МКФ в Лейпциге (1969) — за фильм «Поезд в Революцию»
- Государственная премия СССР (1973) — за фильм «Зима и весна сорок пятого»
- Серебряная медаль имени А. П. Довженко (1975) — за фильм «Память навсегда»
- Ленинская премия (1980) — за фильм «Битва за Кавказ» в сериале «Великая Отечественная»
- Приз Всесоюзного кинофестиваля (1984) — за фильм «Предупреждение об опасности»
- Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1984) — за фильм «Предупреждение об опасности»
- Приз ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1985) — за фильм «Покушение на будущее»
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Первая леди документального кино»
- Актриса Джемма Фирсова: «Я до сих пор считаю себя жительницей Кенигсберга» // Комсомольская правда. — 2008, 10 апреля.
- Острова. Джемма Фирсова. Телеканал «Культура». Дата обращения 4 июля 2015.
Наибольшую известность Джемме Фирсовой принесли роли Вивди в «Белой птице с черной отметиной» и Лилиан Грей в «Алых парусах». Но в основном Фирсова работала в документальном кино как режиссер и сценарист. За участие в создании киноэпопеи «Великая Отечественная» и телевизионного сериала «Зима и весна сорок пятого» она получила Ленинскую и Государственную премии СССР.
Летом в Музее Мирового океана откроется выставка мужа Джеммы Сергеевны – легендарного фото- и кинодокументалиста Владислава Микоши. Во время войны он работал в гуще Восточно-Прусской операции и даже получил медаль «За взятие Кенигсберга». Как оператор Микоша снимал сталинские парады, разрушение храма Христа Спасителя, подписание капитуляции Японии на линкоре «Миссури».
Мы позвонили Джемме Фирсовой в Москву и попросили ее ответить на несколько вопросов.
Детство в городе трех королей
В Кенигсберге Джемма оказалась почти сразу после окончания боев вместе с отцом, офицером инженерных войск.
– В Кенигсберге у меня впервые появился свой дом. Дом с садом, – рассказывает Джемма Сергеевна. – Район Амалиенау, где мы жили, меньше всего пострадал от союзных бомбардировок и уличных боев. Но счастье было тревожным: подсознательно я ощущала, что это еще чей-то дом – тех, кто жил в нем до нас…
Недавно Фирсовой прислали сегодняшнюю фотографию дома. Новый владелец нарастил третий этаж, вокруг особняка возник глухой забор – не видно ни сада, ни роскошных каштанов, окружавших дом. Эта фотография повергла ее в шок. Судя по тому, что Джемма Сергеевна уехала отсюда еще до того, как взорвали Королевский замок, на открытие выставки в Калининграде ее ожидает еще немало «архитектурных» потрясений. Город навсегда сохранился в памяти Джеммы таким, каким она увидела его весной 1945 года.
Подкидыш на пороге
– В Кенигсберг мы въехали лунной ночью, – вспоминает Фирсова. – В свете луны силуэты Королевского замка и Кафедрального сбора – даже в руинах – казались сказочными. В городе стояла весна, и цветущие сады и парки прятали страшные развалины.
В одну из голодных зим, когда кенигсбержцы просто вымирали, на порог дома Фирсовых кто-то подбросил местную девочку.
– Грета сидела на ступенях нашего дома больная, как выяснилось потом – с высокой температурой, – говорит Джемма Сергеевна. – Мама внесла ее в дом, уложила в постель, отогрела горячим чаем с медом. Срочно вызвали врача. Несколько дней девочка жила у нас, но мама не могла справиться с ее воспалением легких – нужен был стационар, и ее забрали в госпиталь. Больницы в городе еще не функционировали. После госпиталя нам ее не вернули – она попала в приют, в котором вместе с немецкими сиротами первое время были и русские ребятишки, чьих матерей угнали в Восточную Пруссию.
Совет Ромма
– Отец был главным военным консультантом фильмов Александрова «Встреча на Эльбе» и Ромма «Секретная миссия», снимавшихся в Кенигсберге, – продолжает Фирсова. – Михаил Ильич часто бывал в нашем доме. Спросил как-то, чем я увлекаюсь. Я рисовала, писала, интересовалась историей, музыкой. «Есть только одна профессия, которая вбирает в себя все это, – сказал Ромм, – кинорежиссура». Потом добавил: «Впрочем, это не профессия, а образ жизни».
Джемма сразу выбрала для себя этот образ жизни. Спустя много лет была учеба во ВГИКе, первые роли в кино, потом создание собственных фильмов. В конце семидесятых Фирсова несколько лет была главным редактором группы военно-патриотических фильмов Госкино СССР. Однажды на работе, у лифта, ее кто-то окликнул.
– Джемма, ты меня не узнаешь? А ведь мы дружили в детстве…
В фойе стоял космонавт Алексей Леонов, который пришел к Фирсовой утверждать сценарий своего фантастического фильма «Кольцо Ориона».
– Мы с Лешкой быстро сдружились в школе, – объяснила нам Джемма Сергеевна. – Отличником он не был, но учился нормально. А главное – классно рисовал.
Познакомились на съемках
Со своим будущим мужем Владиславом Микошей Фирсова познакомилась на студии, на съемках. Сначала возникли творческие отношения – вместе писали сценарий к его очередному фильму. А потом вместе прожили 40 лет, несмотря на разницу в возрасте в 26 лет.
В войну они, не зная друг друга, с 1943 года постоянно были где-то рядом. Так, на 4-м Украинском фронте отец Джеммы строил переправы через Сиваш – двухкилометровые понтонные мосты, по которым наши танки шли освобождать Крым. Микоша с Приморской армией шел освобождать Крым с другой стороны, от Керчи. Потом 2-й и 3-й Белорусские фронты – Польша, Померания, Восточная Пруссия…
Сейчас Джемма Фирсова продолжает то, что не успел Владислав Микоша: издает его книги, готовит фотовыставки и фотоальбомы его работ, делает о нем фильм.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Джемма Сергеевна ФИРСОВА (Микоша) – актриса, режиссер документальных фильмов. Родилась 27 декабря 1935 года. Закончила ВГИК. В кино снималась с 1956-го по 1979 годы: в фильмах «Хождение по мукам», «Белая птица с черной отметиной», «Алые паруса», «Это сладкое слово «свобода», «Пани Мария», «Черное солнце» и других.
Своей главной режиссерской работой Фирсова считает «Предупреждение об опасности» – о смертельной угрозе ядерной войны для мира.