Дочь александра сергеевича пушкина

Дочь александра сергеевича пушкина thumbnail

Михаил Леонтьевич Дубельт, ок. 1849-52

Ната́лья Алекса́ндровна Пу́шкина-Ду́бельт, графи́ня Меренберг (23 мая (4 июня) 1836, Санкт-Петербург — 10 (23) марта 1913[6], Канн[7]) — дочь Александра Сергеевича Пушкина, морганатическая супруга принца Николая Вильгельма Нассауского.

Биография[править | править код]

Родилась 23 мая (4 июня) 1836 года в Петербурге (на даче, которую Пушкины снимали у Доливо-Добровольского на Каменном острове). Крещена 27 июня в церкви Рождества Иоанна Предтечи на Каменноостровском проспекте. Восприемники: граф М. Ю. Виельгорский и Е. И. Загрядская (Загряжская)[8]. Наталья Александровна не помнила своего отца: она была восьмимесячным ребёнком, когда он умер. Наташа Пушкина в большей степени, чем другие дети, унаследовала характер поэта и внешне разительно походила на него, хотя была похожа и на Наталью Николаевну.

Обладая исключительной красотой, Наталья Александровна была человеком пылкого нрава, непреложной в своих решениях.
Получила домашнее образование. В юности была влюблена в князя Н. А. Орлова (1827—1889), страстно её любившего и желавшего на ней жениться, но отец его А. Ф. Орлов не допустил этого брака, считая дочь Пушкина неподходящей невестою для сына.

В 17 лет приняла предложение от М. Л. Дубельта. Мать Наталья Николаевна и отчим П. П. Ланской были против этого брака: Дубельт славился неистовым характером, был игрок, но ничего не могли поделать: Наталья Александровна настояла на своём, боясь повторить судьбу старшей сестры, которая тогда ещё не была замужем[9]. Обеспокоенная Н. Н. Ланская писала П. А. Вяземскому[10]:

Быстро перешла бесёнок Таша из детства в зрелой возраст, но делать нечего — судьбу не обойдёшь. Вот уже год борюсь с ней, наконец, воле божьей и нетерпению Дубельта. Один мой страх — её молодость, иначе сказать — ребячество.

В феврале 1853 года состоялось бракосочетание. Наталья Дубельт удивляла современников своей красотой, они называли её «прекрасной дочерью прекрасной матери». Близкая знакомая Е. А. Регекампф называла её «красоту лучезарной, если бы звезда сошла с неба на землю, она сияла бы так же ярко, как она». Сын писателя М. Загоскина, видевший Наталью Дубельт в 1858 году на одном из петербургских балов, писал[11]:

Красота её меня поразила. В жизнь мою не видел я женщины более красивой. Высокого роста, чрезвычайно стройная, с великолепными плечами и замечательною белизною лица, она сияла каким-то ослепительным блеском. Несмотря на мало правильные черты лица, напоминавшего африканский тип лица её отца, она могла называться совершенной красавицей, и, если прибавить к этому ум и любезность, то можно легко представить, как она была окружена на балах, и как у неё увивалась вся щегольская молодежь, а старички не спускали с неё глаз.

В 1862 году случилось то, чего опасались Ланские: брак распался и супруги разъехались. Наталья Александровна уехала за границу с двумя старшими детьми к своей тётке А. Н. Фризенгоф, там гостила и её мать. В поместье Фризенгофов за женой последовал и Дубельт, А. П. Арапова писала[12]:

Летние месяцы прошли в постоянных передрягах и нескончаемых волнениях. Дубельт, подавший первый эту мысль жене [о разъезде], вскоре передумал, отказался от данного слова, сам приехал в Венгрию, сперва с повинной, а когда она оказалась безуспешной, то он дал полную волю своему необузданному, бешеному характеру. Тяжело даже вспомнить о происшедших сценах, пока по настоянию барона Фризенгофа он не уехал из его имения, предоставив жене временный покой. Положение её являлось безысходным, будущее беспросветным. Сестра не унывала: её поддерживала необычайная твёрдость духа и сила воли, но зато мать мучилась за двоих.

Начался длительный бракоразводный процесс. Наталья Александровна живёт подолгу за границей, от властей она получила право на свободное жительство. В это время Наталья Николаевна и передала дочери 75 писем Пушкина с надеждой, что в трудную минуту она сможет опубликовать их и поправить своё материальное положение. В 1876 году Наталья Александровна, уже графиня Меренберг, обратилась к И. С. Тургеневу за помощью в редактировании и публикации этих писем. В предисловии к публикации Тургенев писал:

«В этих письмах, как и в прежде появившихся, так и бьёт струёю светлый и мужественный ум Пушкина, поражает прямизна и верность его взглядов, меткость и как бы невольная красивость выражения … Позволю себе прибавить от своего имени, что я считаю избрание меня дочерью Пушкина в издатели этих писем одним из почётнейших фактов моей литературной карьеры…. Нам остаётся искренне поблагодарить графиню Н. А. Меренберг за этот поступок, на который она, конечно, решилась не без некоторого колебания, — и выразить надежду, что ту же благодарность почувствует и окажет ей общественное мнение».[13]

Надежды Тургенева не оправдались: публикация писем была преждевременна, её восприняли как демонстрацию «домашнего хлама», «пошлостью», покушением на авторитет Пушкина, а сыновья поэта были возмущены: Наталья Александровна с ними не посоветовалась.

Наконец брак с Дубельтом был расторгнут. 19 августа 1868 года в Женеве Наталья Александровна вышла замуж за принца Николая Нассауского[14]. С будущим вторым мужем она впервые встретилась в России на одном из балов во время коронационных торжеств при восшествии на престол императора Александра II. Приехав в Россию как представитель Нассауского двора, принц познакомился с младшей дочерью Пушкина и был покорен ею.

В 1882 году оригиналы 64 писем Пушкина к жене были переданы их сыном Александром, получившим их от Н. А. Меренберг, в Румянцевский музей[15]. Письма Пушкина к невесте позднее Меренберг отдала своей дочери от второго брака, графине де Торби.

Графиня Торби, оскорблённая царским непризнанием своего брака [с внуком Николая I], отказала наотрез [в передаче оставшихся писем] и заявила, что пушкинских писем Россия никогда не увидит.[16]

Тексты этих писем опубликовал в 1936 году Сергей Лифарь. Умерла от эмболии в 1913 году 10 марта а Каннах. Прах Н. А. Пушкиной-Меренберг был рассыпан на могиле ее мужа Николая Нассауского в Висбадене.

Браки[править | править код]

  • 1-й брак (1852—1868, развод) Михаил Леонтьевич Дубельт (1822—1900), сын Леонтия Дубельта.
  • 2-й брак принц Николай-Вильгельм Нассауский (1832—1905).

С 1868 года графиня Меренберг (этот титул был дан ей семьей мужа по крепости Меренберг, стоявшей близ Висбадена (родовое владение принцев Нассау). Позже превратила эту крепость в музей.

Дети[править | править код]

Дети от 1-го брака:

  1. Наталья Михайловна Дубельт-Бессель (1854—1925). Муж — Арнольд Герман Иозеф Иоганн Непомук Франц Ксавер Леопольд фон Бессель (1827—1887).
  2. Леонтий Михайлович Дубельт (1855—1894), капитан второго ранга, женат (с 28.04.1891 года)[17] на вдове Агриппине Григорьевны Миклашевской.
  3. Анна Михайловна Дубельт-Кондырева (1861—1919). Муж — Александр Павлович Кондырев (1855—1900), титулярный советник.

Дети от 2-го брака:

  1. Софья Николаевна Меренберг (1868—1927), графиня де Торби. Получила титул графини де Торби от Великого герцога Люксембургского в 1892 году. Муж — (морганатический брак, 1891) князь Михаил Михайлович Романов (1861—1929)
  2. Александра Николаевна фон Меренберг (1869—1950, Буэнос-Айрес). Муж — аргентинец Максимо де Эли.
  3. Георг-Николай фон Меренберг (1871—1948). Жена — Ольга Александровна Юрьевская (1873—1925), дочь Александра II
Читайте также:  Первый муж климовой илья хорошилов фото

Литературное творчество[править | править код]

Наталья Александровна написала автобиографический роман о своей жизни .

История его такова: Граф фон Меренберг, правнук А. С. Пушкина, получил в наследство от своей тетки листы старой бумаги с готическим немецким текстом. В 2002 году дочь графа фон Меренберга Клотильда установила, что рукопись принадлежит перу её прабабушки Натальи Александровны Пушкиной.[18]

Примечания[править | править код]

  1. (unspecified title) Проверено 7 февраля 2020.
  2. ↑ Catalog of the German National Library (нем.) Проверено 1 июня 2020.
  3. 1 2 Catalog of the German National Library (нем.) Проверено 10 июня 2020.
  4. 1 2 Kindred Britain
  5. Lundy D. R. The Peerage (англ.)
  6. ↑ ЦГИА СПб. Ф. 19. оп. 126. д. 1707. обр. 38. Метрические книги церкви Михаила Архангела в г. Каннах.
  7. И. Ободовская, М. Дементьев После смерти Пушкина. — М. : Советская Россия, 1980. с. 237.
  8. ↑ Метрическая книга
  9. ↑ Последний год жизни Пушкина. Составление, вступительные очерки и примечания В. В. Кунина, — М.: Правда, 1988 г. с.155.
  10. ↑ И.Ободовская, М.Дементьев. После смерти Пушкина. — М.: Советская Россия, 1980, с.178.
  11. ↑ С. М. Загоскин. Воспоминания// Исторический Вестник. 1900. Т.81. № 8. — С.50.
  12. ↑ И.Ободовская, М.Дементьев. После смерти Пушкина. — М.: Советская Россия, 1980, с.180.
  13. ↑ Последний год жизни Пушкина. Составление, вступительные очерки и примечания В. В. Кунина, — М.: Правда, 1988 г. с.с.156-157
  14. ↑ ЦГИА СПб. ф.19. оп.123. д.24. с. 126.
  15. ↑ Л. Черкашина. Наталия Гончарова: счастливый брак, — Рн/Д.: Феникс, 2010 г. с.214
  16. ↑ Н. А. Раевский. Избранное. — М.: Художественная литература, 1978 г., с.12
  17. ↑ ЦГИА СПб. ф.19. оп.127. д. 137. с.61. Метрические книги церкви Скорбящей божьей матери за Литейным двором.
  18. ↑ В романе Н. А. Пушкина описала свою жизнь, переработав в нём историю своего первого брака. См. книгу и аннотацию к ней Пушкина-Меренберг Наталья Александровна. Вера Петровна. Петербургский роман. — М.: «Захаров», 2005. — 208 с. — ISBN 5-8159-0483-X.

Литература[править | править код]

  • Февчук Л. Портреты и судьбы: Из ленинградской Пушкинианы. — 2-е доп. — Ленинград: Лениздат, 1990. — 223 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-289-00603-6.

Ссылки[править | править код]

  • Культурный центр Пушкина в Люксембурге

Источник

Òðàãè÷åñêàÿ ñóäüáà ñòàðøåé äî÷åðè Ïóøêèíà — Ìàðèè Ãàðòóíã
(ñèñòåìàòèçèðîâàííûå ìàòåðèàëû Âèêèïåäèè)

Íàïîìíþ, ïðîñòèòå, ñêàæó î ãðóñòíîì: ñòî ëåò íàçàä äî÷ü ÷åëîâåêà, êîòîðûé  áûë  èçâåñòåí âñåìó ìèð, ïîãèáëà îò ãîëîäà òîãäà, êîãäà ìû ñòðîèëè  «ñ÷àñòëèâóþ æèçíü» äëÿ âñåãî ìèðà. Áîëüíî, îáèäíî, ðå÷ü èä¸ò î ïåðâåíöå Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à Ïóøêèíà, äî÷åðè Ìàðèè.

Ñòàðøàÿ äî÷ü çíàìåíèòîãî ðóññêîãî ïîýòà Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà Ãàðòóíã (Ïóøêèíà) ðîäèëàñü â íî÷ü ñ 18 íà 19 ìàÿ 1832 ãîäà.
7 èþíÿ äåâî÷êó, íàçâàííóþ â ÷åñòü ïîêîéíîé áàáóøêè Ïóøêèíà Ìàðèè Àëåêñååâíû Ãàííèáàë, êðåñòèëè â Ñåðãèåâñêîì âñåé àðòèëëåðèè ñîáîðå Ïåòåðáóðãà. Âîñïðèåìíèêàìè ó êóïåëè (êðåñòíûìè) áûëè: Åêàòåðèíà Èâàíîâíà Çàãðÿæñêàÿ è ãðàô Ìèõàèë Âèåëüãîðñêèé.

 ìëàäåí÷åñòâå äåâî÷êà áûëà î÷åíü áîëåçíåííîé. Ïóøêèí î÷åíü ïåðåæèâàë çà íå¸.  ïèñüìàõ ê æåíå ÷àñòî óïîìèíàë åå èìÿ, íàçûâàÿ òî Ìàøêîé, òî Ìàøåé, òî Ìàøåíüêîé: “À Ìàøà-òî! ×òî åå çîëîòóõà è ÷òî Ñïàññêèé?” (äîìàøíèé âðà÷ Ïóøêèíûõ) –  ñ áåñïîêîéñòâîì ñïðàøèâàë îí æåíó. “Ãîâîðèò ëè Ìàøà? Õîäèò ëè? ×òî çóáêè?” “×òî ìîÿ áåççóáàÿ Ïóñêèíà?” – âåñåëî ïîäøó÷èâàë â ïîçäíèõ ïèñüìàõ, è òóò æå äîáàâëÿë: “Óæ ýòè ìíå çóáû!” À â ïèñüìå ê êíÿãèíå Âÿçåìñêîé ïîýò øóòèë: «Æåíà ìîÿ èìåëà íåëîâêîñòü ðàçðåøèòüñÿ ìàëåíüêîé ëèòîãðàôèåé ñ ìîåé îñîáû».

 Íåñìîòðÿ íà áîëåçíåííîñòü è õðóïêîñòü, Ìàøêà-Ìàøåíüêà áûëà çàäèðîé, è ÷àñòåíüêî äîñòàâàëîñü îò íåå ìëàäøèì áðàòüÿì, Àëåêñàíäðó è Ãðèãîðèþ. Îíà ó÷àñòâîâàëà â èõ ìàëü÷èøåñêèõ èãðàõ â ìÿ÷, ñêàêàëà, êàê è îíè, íà äåðåâÿííîé ëîøàäêå-ïðóòèêå, ìîãëà è çà âèõðû ïîäåðãàòü áðàòöåâ, à ê êóêëàì øëà, êîãäà íà÷èíàëà ñåðäèòüñÿ íÿíÿ è ïðèãîâàðèâàëà, ÷òî âîò “óæî áåñïðåìåííî âñå ìàìåíüêå ðàññêàæåò”. (Èç âîñïîìèíàíèé  À. Ï. Àðàïîâîé). Ìàìåíüêà. Åå ëàñêîâûå, òåïëûå ðóêè, íåæíûé è ãðóñòíûé âçãëÿä, íåãðîìêèé ãîëîñ, åå ñêàçêè è ïåñíè íà íî÷ü – âñ¸ ýòî áûëî ãëàâíûì â æèçíè ìàëåíüêîé Ìàðèè, å¸ äâóõ áðàòüåâ è ñåñòðû.

Âëèÿíèå ìàòåðè, Íàòàëèè Íèêîëàåâíû áûëî îñíîâîïîëàãàþùèì. Ðàííèå ãîäû äåòñòâà Ìàðèÿ ïðîâåëà â Ïîëîòíÿíîì Çàâîäå, â äåðåâåíñêîì ïðèâîëüå: âåäü åå óâåçëè èç Ïåòåðáóðãà, êîãäà åé áûëî âñåãî-òî ïÿòü ëåò. Ìíîãî âðåìåíè îíà ïðîâîäèëà â èãðàõ íà ñâåæåì âîçäóõå. Áðàò ìàìåíüêè, Äìèòðèé Íèêîëàåâè÷ Ãîí÷àðîâ,  ó÷èë ìàëåíüêóþ Ìàðè ñèäåòü â ñåäëå, áðàòü ëîøàäü â ïîâîäüÿ. Ó íå¸ íà âñþ æèçíü ñîõðàíèëàñü ïðÿìàÿ è ãîðäàÿ îñàíêà. Ìíîãî âðåìåíè îòíèìàëè ñåðü¸çíûå çàíÿòèÿ: èãðà íà ôîðòåïüÿíî, âûøèâàíèå, ÷òåíèå, óðîêè ãðàììàòèêè. Íàòàëèÿ Íèêîëàåâíà ñ÷èòàëà, ÷òî äåòè å¸ äîëæíû õîðîøî âëàäåòü ðóññêîé ãðàìîòîé è ðàçáèðàòüñÿ â ëèòåðàòóðå. Ñíà÷àëà çàíÿòèÿìè Ìàðèè ðóêîâîäèëà îíà ñàìà èëè å¸ ñåñòðà, òåòóøêà Àëåêñàíäðèíà.

Ïîçæå, ïî âîçâðàùåíèè â ñòîëèöó (â 1839), íåñìîòðÿ íà ñòåñíåííîñòü â ñðåäñòâàõ, ñ Ìàðè è å¸ áðàòüÿìè (ïåðåä ïîñòóïëåíèåì òåõ â Ïàæåñêèé êîðïóñ) ñåðü¸çíî çàíèìàëîñü íåñêîëüêî ïåäàãîãîâ, ðåêîìåíäîâàííûõ äðóçüÿìè îòöà, Âÿçåìñêèì, Æóêîâñêèì, Ïëåòí¸âûì. Ìàðè äåëàëà áîëüøèå óñïåõè â ôîðòåïüÿííîé è øàõìàòíîé èãðå, ðèñîâàíèè è ðóêîäåëèè, èçó÷åíèè èíîñòðàííûõ ÿçûêîâ.
Âñå çíàêîìûå îòìå÷àëè êðàñîòó è ïðèâåòëèâîñòü Ìàðèè. Îäèí ñîâðåìåííèê ïèñàë î íåé: «Ðåäêîñòíàÿ êðàñîòà ìàòåðè ñìåøèâàëàñü â íåé ñ ýêçîòèçìîì îòöà, õîòÿ ÷åðòû å¸ ëèöà, ìîæåò áûòü, áûëè íåñêîëüêî êðóïíû äëÿ æåíùèíû».

Áèîãðàô Ïóøêèíà ϸòð Èâàíîâè÷ Áàðòåíåâ ñâèäåòåëüñòâîâàë: «Âûðîñøè, îíà çàíÿëà êðàñîòû ó ñâîåé êðàñàâèöû-ìàòåðè, à îò ñõîäñòâà ñ îòöîì ñîõðàíèëà òîò èñêðåííèé çàäóøåâíûé ñìåõ, î êîòîðîì ãîâîðèëè, ÷òî îí áûë ó Ïóøêèíà òàê æå óâëåêàòåëåí, êàê åãî ñòèõè».

Ìàøà áûëà åäèíñòâåííîé èç äåòåé ïîýòà, êòî ñîõðàíèë õîòÿ áû ñìóòíûå âîñïîìèíàíèÿ îá îòöå. Êîãäà îí ïîãèá, åé ø¸ë ïÿòûé ãîä, à å¸ áðàòüÿ è ñåñòðà áûëè ñîâñåì ìàëåíüêèìè.

Çàêîí÷èâ ê 20-òè ãîäàì êóðñ äîìàøíåãî îáðàçîâàíèÿ è åäâà íà÷àâ âûåçæàòü â ñâåò, â 1852 ãîäó îíà áûëà âûñî÷àéøå ïîæàëîâàíà âî ôðåéëèíû è ñîñòîÿëà ïðè Ãîñóäàðûíå Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíå, æåíå Èìïåðàòîðà Àëåêñàíäðà Âòîðîãî. Ïîñåùàëà âå÷åðà, áàëû è ïðè¸ìû. Íà íå¸ îáðàùàëè âíèìàíèå ìíîãèå, æàæäàëè áûòü ïðåäñòàâëåííûìè åé, íî çàìóæ Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà âûøëà ïîçäíî, äâàäöàòè âîñüìè ëåò, â 1860 ãîäó, çà ãåíåðàë-ìàéîðà Ëåîíèäà Ãàðòóíãà (1832-1877), óïðàâëÿþùåãî Èìïåðàòîðñêèìè êîííûìè çàâîäàìè â Òóëå è Ìîñêâå, ÷åëîâåêà ãëóáîêî ïîðÿäî÷íîãî è áëàãîðîäíîãî.

×åì îáúÿñíèòü, ÷òî ñòîëü ïðèâëåêàòåëüíàÿ äåâóøêà, áûâøàÿ âñåãäà íà âèäó, íîñÿùàÿ ãðîìêîå è áëèñòàòåëüíîå èìÿ, âûøëà çàìóæ òàê ïîçäíî? Âîçìîæíî, åå ñåðüåçíîñòüþ è ðàçáîð÷èâîñòüþ, à, âîçìîæíî òåì, ÷òî íå îáëàäàëà îíà, â îòëè÷èå îò äðóãèõ áëåñòÿùèõ ñâåòñêèõ êðàñàâèö, ñëèøêîì áîëüøèì ïðèäàííûì, õîòÿ â íåñêîëüêî ìèíóò ìîãëà óâëå÷ü ïîíðàâèâøåãîñÿ åé ÷åëîâåêà îãíåì è æèâîñòüþ óìíîé, íåïðèíóæäåííîé áåñåäû, êðàñîòîþ óëûáêè, ðåäêèì ÷óâñòâîì þìîðà. Ãîâîðèëè, ÷òî ýòîò äàð ïîêîðÿòü áûë â íåé îò îòöà!

Читайте также:  Потомки пушкина александра сергеевича

Âåðîÿòíî, Ëåîíèäà Ãàðòóíãà è Ìàðèþ Ïóøêèíó ïîçíàêîìèë è ñîñâàòàë íåóãîìîííûé è äîáðåéøèé îò÷èì Ïåòð Ïåòðîâè÷ Ëàíñêîé, ëþáèâøèé Ìàðèþ, êàê ðîäíîå äèòÿ. À ìîæåò, îíè ïîçíàêîìèëèñü è ñàìè, áëàãî â äîìå âñåãäà áûëî î÷åíü ìíîãî íàðîäó, ñðåäè íèõ íå òîëüêî ïèñàòåëè è õóäîæíèêè, íî è âîåííûå. Íàòàëèÿ Íèêîëàåâíà è íå äóìàëà ïðåïÿòñòâîâàòü çàìóæåñòâó Ìàøè, åé ïîíðàâèëñÿ çàäóì÷èâûé è âíèìàòåëüíûé ÷åëîâåê ñ ãðóñòíûìè ãëàçàìè.

Ó Ëåîíèäà Íèêîëàåâè÷à áûëî èìåíèå ïîä Òóëîé (ñ. Ïðèëåïû). Îí óíàñëåäîâàë îò îòöà èìåíèå â ñåëå Ôåäÿøåâî Òóëüñêîé ãóáåðíèè, òóäà è óåõàëè æèòü ìîëîäîæ¸íû Ãàðòóíã. Ëåîíèä Íèêîëàåâè÷ óñòðîèë ìàñøòàáíóþ ïåðåñòðîéêó: ðàçáèë óñàäåáíûé ïàðê è ïîñòðîèë ïëîòèíó ñ ïðóäîì íà ðå÷êå Ôåäÿøåâêå.

È ñåé÷àñ äâóõýòàæíûé äîì ïîðàæàåò ðàçìåðàìè: íà ïåðâîì ýòàæå áûëè êîìíàòû äëÿ ïðèñëóãè è ãîñòåé, êàáèíåò Ãàðòóíãà, îãðîìíàÿ áèáëèîòåêà è êàìèí, à íà âòîðîì — 11 áîëüøèõ çàëîâ.

Ïî ñëóõàì, äîì áûë ïîñòðîåí ïî ïðîåêòó ñàìîé Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû.

Ðîäîâîå ãíåçäî ñóïðóãîâ, èõ ãîñòåïðèèìíûé, ùåäðûé äîì, ãäå ÷àñòî óñòðàèâàëèñü ìóçûêàëüíûå âå÷åðà è “÷àéíûå áàëû”, ñòàíîâèòñÿ èçâåñòåí â îêðóãå, ÷åòà Ãàðòóíãîâ îêðóæåíà âñåîáùèì âíèìàíèåì è óâàæåíèåì.

 íà÷àëå 1868 ãîäà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ïîçíàêîìèëàñü ñ
Ë. Í. Òîëñòûì â äîìå ãåíåðàëà À. Òóëóáüåâà â Òóëå. Èõ âñòðå÷ó îïèñàëà ñâîÿ÷åíèöà Òîëñòîãî Ò. Êóçìèíñêàÿ:

«Äâåðü èç ïåðåäíåé îòâîðèëàñü, è âîøëà íåçíàêîìàÿ äàìà â ÷åðíîì êðóæåâíîì ïëàòüå. Åå ëåãêàÿ ïîõîäêà ëåãêî íåñëà åå äîâîëüíî ïîëíóþ, íî ïðÿìóþ è èçÿùíóþ ôèãóðó. Ìåíÿ ïîçíàêîìèëè ñ íåé. Ëåâ Íèêîëàåâè÷ åùå ñèäåë çà ñòîëîì. ß âèäåëà, êàê îí ïðèñòàëüíî ðàçãëÿäûâàë åå.
– Êòî ýòî? – ñïðîñèë îí, ïîäõîäÿ êî ìíå.
– Ì-må Ãàðòóíã, äî÷ü ïîýòà Ïóøêèíà.
– Äà-à, –  ïðîòÿíóë îí, – òåïåðü ÿ ïîíèìàþ… Òû ïîñìîòðè, êàêèå ó íåå àðàáñêèå çàâèòêè íà çàòûëêå. Óäèâèòåëüíî ïîðîäèñòûå».

Ëåâ Íèêîëàåâè÷ ïîæåëàë áûòü íåìåäëåííî ïðåäñòàâëåííûì äî÷åðè ïîýòà, ñåë çà ÷àéíûé ñòîëèê âîçëå íå¸. Îíè îæèâëåííî áåñåäîâàëè âåñü âå÷åð. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà, ïî åãî ïðîñüáå, ðàññêàçûâàëà îá îòöå (âåðîÿòíî, ñî ñëîâ ìàòåðè), äåëèëàñü ñâîèìè âïå÷àòëåíèÿìè î ëèòåðàòóðå è èñêóññòâå. Ëåâ Íèêîëàåâè÷ èñêðåííå âîñõèùàëñÿ òîíêîñòüþ å¸ âêóñà, ñâîåîáðàçíîñòüþ è ñìåëîñòüþ ìíåíèé è ñêàçàë ïîçæå Ñîôüå Àíäðååâíå, ÷òî Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà íå òîëüêî âíåøíå, íî è âíóòðåííå, âåðîÿòíî, ïîõîäèëà íà ñâîåãî âåëèêîãî îòöà. Äî÷ü ïîýòà íàñòîëüêî ïîðàçèëà òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå Òîëñòîãî, ÷òî îí îòîáðàçèë å¸ âíåøíèå ÷åðòû â îáëèêå ëþáèìîé ãåðîèíè ñâîåãî çíàìåíèòîãî “ñåìåéíîãî ðîìàíà” –  Àííå Êàðåíèíîé. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà  «ïîñëóæèëà åìó òèïîì Àííû Êàðåíèíîé, íå õàðàêòåðîì, íå æèçíüþ, à íàðóæíîñòüþ. Îí ñàì ïðèçíàâàë ýòî». À â ÷åðíîâîì âàðèàíòå «Àííû Êàðåíèíîé» ãëàâíàÿ ãåðîèíÿ íîñèëà èìÿ Àíàñòàñèÿ Ïóøêèíà. Âîò êàê îïèñûâàåò Ëåâ Íèêîëàåâè÷ Àííó Êàðåíèíó â ðîìàíå:
          «Íà ãîëîâå ó íå¸, â ÷¸ðíûõ âîëîñàõ, ñâîèõ áåç ïðèìåñè, áûëà ìàëåíüêàÿ ãèðëÿíäà àíþòèíûõ ãëàçîê è òàêàÿ æå íà ÷¸ðíîé ëåíòå ïîÿñà ìåæäó áåëûìè êðóæåâàìè. Ïðè÷¸ñêà å¸ áûëà íåçàìåòíà. Çàìåòíû áûëè òîëüêî, óêðàøàÿ å¸, ýòè ñâîåâîëüíûå êîðîòêèå êîëå÷êè êóð÷àâûõ âîëîñ, âñåãäà âûáèâàþùèåñÿ íà çàòûëêå è âèñêàõ. Íà òî÷¸íîé êðåïêîé øåå áûëà íèòêà æåì÷óãó».

Ïðèâåòëèâîñòü Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû, ïðîñòîòà â îáðàùåíèè, èçûñêàííîñòü ìàíåð, êðàñîòà, îñòðîóìèå áðîñàëîñü â ãëàçà îêðóæàþùèõ, êàê è å¸ âñåãäàøíåå ñïîêîéñòâèå è íåîáûêíîâåííàÿ ïðèâÿçàííîñòü ê ìàòåðè, âûðàæåííàÿ â òðîãàòåëüíîé ëàñêîâîé çàáîòå î íåé. Î÷åíü íåæíî îòíîñèëàñü îíà è ê Ïåòðó Ïåòðîâè÷ó Ëàíñêîìó, íåðåäêî âûñòóïàÿ áóôåðîì ìåæäó âñïûëü÷èâîé ò¸òóøêîé Àëåêñàíäðèíîé è îò÷èìîì, ê êîòîðîìó îäèíîêàÿ ò¸òóøêà íåîñîçíàííî ðåâíîâàëà ñåñòðó, Íàòàëèþ Íèêîëàåâíó è ïëåìÿííèêîâ. Ïðÿìûõ âîñïîìèíàíèé î Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíå íå ñîõðàíèëîñü, ïðèõîäèòñÿ äîâîëüñòâîâàòüñÿ òîëüêî êîñâåííûìè ñâåäåíèÿìè è ôàêòàìè. Ïðÿìûõ íàñëåäíèêîâ ó íå¸ òîæå íå áûëî, ìåìóàðîâ îíà íå îñòàâèëà, ïåðåïèñêà å¸ íå ñîõðàíèëàñü, à åñëè è åñòü êàêèå-ëèáî äîêóìåíòû, òî îíè íåèçâåñòíû øèðîêîìó êðóãó ëèö.

À âîò ñóäüáà è æèçíü Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû â äàëüíåéøåì ñêëàäûâàëàñü íå ìåíåå òðàãè÷íî, ÷åì ó ãåðîèíè Òîëñòîãî. Âîò ÷òî ïèøåò Áîðèñ Ïóòèëîâ â êðàòêîì î÷åðêå “Äåòè Ïóøêèíà”, ïîìåùåííîì â æóðíàëå “Óðàëüñêèé ñëåäîïûò” (No.3-6 çà 2000ã.): “Ñ 1875 ãîäà Ãàðòóíã çàâåäîâàë Ìîñêîâñêèì îòäåëåíèåì ãîñóäàðñòâåííîãî êîííîçàâîäñòâà.

         Ô.Ì. Äîñòîåâñêèé â “Äíåâíèêå ïèñàòåëÿ” çà 1877 ãîä ðàññêàçàë î òðàãè÷åñêîì ñîáûòèè â ñåìüå Ì.À. Ãàðòóí㠖  ñàìîóáèéñòâå å¸ ìóæà, îïóòàííîãî èíòðèãàìè áåñ÷åñòíûõ ëþäåé è îòäàííîãî ïîä ñóä. Ïðîêóðîð îáâèíèë Ãàðòóíãà â êðàæå âåêñåëåé, âåêñåëüíîé êíèãè è äðóãèõ áóìàã íåêîåãî Çàíôòëåáåíà – ïðîöåíòùèêà, îáÿçàííîñòè äóøåïðèêàç÷èêà êîòîðîãî èìåë íåîñòîðîæíîñòü âçÿòü íà ñåáÿ Ãàðòóíã. Îí íè÷åãî íå ïîäîçðåâàë î êîâàðíûõ óìûñëàõ ðîäñòâåííèêîâ ïðîöåíòùèêà. Êîãäà ñóäüè, îáúÿâèâ ïåðåðûâ, óäàëèëèñü èç çàëà ñóäà, ÷òîáû ñîñòàâèòü ïðèãîâîð, Ë. Í. Ãàðòóíã “…âûéäÿ â äðóãóþ êîìíàòó… ñåë ê ñòîëó è ñõâàòèë ðóêàìè ñâîþ áåäíóþ ãîëîâó; çàòåì âäðóã ðàçäàëñÿ âûñòðåë: îí óìåðòâèë ñåáÿ ïðèíåñåííûì ñ ñîáîþ çàðÿæåííûì ðåâîëüâåðîì, óäàðîì â ñåðäöå. Íà í¸ì íàøëè òîæå çàðàíåå çàãîòîâëåííóþ çàïèñêó, â êîòîðîé îí “êëÿí¸òñÿ âñåìîãóùèì áîãàì, ÷òî íè÷åãî íå ïîõèòèë è ñâîèõ âðàãîâ ïðîùàåò”. Ãëàâíûì âèíîâíèêîì ãèáåëè Ãàðòóíãà ñ÷èòàëè ïðîêóðîðà Í. Ò. Øèïîâà, êîòîðûé ïðîèçíåñ íà ñóäå ñòðàñòíóþ ðå÷ü. Âëàäåëåö äîìà, ãäå æèë ïðîêóðîð, îòêàçàë åìó îò êâàðòèðû, ïðèêàçàâ íåìåäëåííî âûåõàòü, íå æåëàÿ èìåòü, êàê îí âûðàçèëñÿ, ó ñåáÿ óáèéö.
… Âïðî÷åì, Ëåîíèä Íèêîëàåâè÷ áûë â âïîñëåäñòâèè îïðàâäàí — ïîñìåðòíî.
Áðàê Ìàðèè è Ëåîíèäà Ãàðòóíã òðàãè÷åñêè îáîðâàëñÿ ÷åðåç 17 ëåò.

Ñàìîóáèéñòâî ìóæà ñòàëî äëÿ Ìàðèè ñòðàøíûì óäàðîì. Îíà ïðîäàëà ïîìåñòüå è ïåðååõàëà â Ìîñêâó, òàê è îñòàâøèñü âäîâîé äî ñàìîé ñìåðòè.
Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ïîäîëãó æèëà â Ìîñêâå, â äîìå íà Ïîâàðñêîé (íûíå óëèöà Âîðîâñêîãî), ãäå ó ñóïðóãîâ áûëà áîëüøàÿ êâàðòèðà. Ïîñëå ãèáåëè ìóæà îíà áîëüøå íå âûõîäèëà çàìóæ, äåòåé ó íåå íå áûëî. Êîãäà ó Àëåêñàíäðà Àëåêñàíäðîâè÷à óìåðëà æåíà, Ì. À. Ãàðòóíã, óæå â ðîëè «òåòè Ìàøè», ïîìîãàëà âîñïèòûâàòü åãî îñèðîòåâøèõ äåòåé. ×àñòî ãîñòèëà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà â èìåíèè Ëàøìà, ó ñâîåé ñâîäíîé ñåñòðû Àëåêñàíäðû Ïåòðîâíû Àðàïîâîé, ñ êîòîðîé áûëà î÷åíü äðóæíà, ïðèåçæàëà ê íåé òàêæå â Ïåòåðáóðã. Áûâàëà Ì. À. Ãàðòóíã è â Ëîïàñíå — èìåíèè áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ Ëàíñêèõ — Âàñèëü÷èêîâûõ è â Àíäðååâêå, ó äðóãîé ñåñòðû — Åëèçàâåòû Ïåòðîâíû. Âíó÷àòàÿ ïëåìÿííèöà ñòàðøåé äî÷åðè Ïóøêèíà

Читайте также:  Светлана медведева фото в купальнике

 Ñ. Ï. Âîðîíöîâà-Âåëüÿìèíîâà âñïîìèíàëà: «ß õîðîøî ïîìíþ òåòþ Ìàøó íà ñêëîíå ëåò, äî ñàìîé ñòàðîñòè îíà ñîõðàíèëà íåîáû÷àéíî ëåãêóþ ïîõîäêó è ìàíåðó ïðÿìî äåðæàòüñÿ. Ïîìíþ åå ìàëåíüêèå ðóêè, æèâûå áëåñòÿùèå ãëàçà, çâîíêèé ìîëîäîé ãîëîñ».

Ñðåäñòâ ê ñóùåñòâîâàíèþ ó Ìàðèè íå áûëî. Êàê æèëà îíà ïîñëåäíèå ãîäû –  èçâåñòíî ìàëî.  Á. Ïóòèëîâ êîðîòêî ñîîáùàåò: “Òîëüêî â 1899 ãîäó, ïîñëå ïðîøåíèÿ Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû ê èìïåðàòîðó Àëåêñàíäðó II, ðàçìåð ïåíñèè Ìàðèè Àëåêñàíäðîâíû áûë óâåëè÷åí ñ 240 äî 300 ðóáëåé â ãîä. Ñóììà ñêðîìíàÿ, íî è íà íåå Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà óìóäðÿëàñü ïðîæèòü ñ äîñòîèíñòâîì. Îíà âñåãäà áûëà âåñåëà, îñòðîóìíà, ëþáèëà îáùåñòâî ìîëîäåæè è äåòåé. Íå ïåðåíîñèëà ñòàðóøå÷üèõ ñïëåòåí è ïåðåñóäîâ. Êîãäà åé ñòàíîâèëîñü îñîáåííî ãðóñòíî, ñàäèëàñü çà ôîðòåïèàíî.

 1899 ãîäó â îçíàìåíîâàíèå ñòîëåòèÿ ñî äíÿ ðîæäåíèÿ Ïóøêèíà â Ìîñêâå ñîçäàëè ãîðîäñêóþ áèáëèîòåêó-÷èòàëüíþ, êîòîðàÿ áûëà òîðæåñòâåííî îòêðûòà 2 ìàÿ 1900 ãîäà. Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà áûëà ïîïå÷èòåëüíèöåé áèáëèîòåêè äî 1910 ãîäà, êîãäà ïðåêëîííûé âîçðàñò âûíóäèë å¸ óéòè íà ïîêîé, íî îíà îñòàâàëàñü ïî÷åòíûì ïîïå÷èòåëåì è ïðåäñåäàòåëåì ïåðâîé Îáùåñòâåííîé áèáëèîòåêè èìåíè Ïóøêèíà. Åå ÷àñòî ïðèãëàøàëè íà âñåâîçìîæíûå òîðæåñòâà, ïîñâÿùåííûå Ïóøêèíó, è íà ñêðîìíûå ëèòåðàòóðíûå âå÷åðà, ãäå ïèëè ÷àé è ÷èòàëè ñòèõè ïîýòû, çà÷àñòóþ íåèçâåñòíûå ïóáëèêå. Ïðèãëàøåíèÿ íà òàêèå âå÷åðà Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ïðåäïî÷èòàëà âñåì îñòàëüíûì.

Ïðàâíó÷êà ïîýòà Íàòàëèÿ Ñåðãååâíà Øåïåëåâà âñïîìèíàëà, ñî ñëîâ ñâîåé ìàòåðè Âåðû Àëåêñàíäðîâíû, ñòàðøåé âíó÷êè ñòàðøåãî ñûíà ïîýòà: “Òåòþ Ìàøó âñåãäà îòëè÷àëî íåèçìåííîå æèçíåëþáèå è ìàíåðû åå áûëè èñòèííî ìàíåðàìè ñâåòñêîé äàìû, ìíîãî ëåò ïðîæèâøåé â âûñøåì êðóãó. Êîãäà îíà ïîÿâëÿëàñü â ãîñòèíîé, òî äî ñàìîãî ïîçäíåãî âå÷åðà â íåé óæå íå óìîëêàëè øóòêè è ñìåõ. Î÷åíü òåòóøêà ñëåäèëà çà ðóêàìè. Ó íåå áûëè êðàñèâûå ðóêè ïèàíèñòêè ñ äëèííûìè ïàëüöàìè. Êîãäà ÿ ñìîòðåëà íà åå ðóêè, òî âñïîìèíàëà î ðóêàõ Àëåêñàíäðà Ñåðãååâè÷à, ïðî êðàñîòó êîòîðûõ ÷èòàëà è ñëûøàëà ìíîãî ðàç. Áàíî÷êè èç-ïîä êîëüäêðåìà è ñòàðèííîå æåì÷óæíîå îæåðåëüå – îæåðåëüå Íàòàëèè Íèêîëàåâíû, â êîòîðîì îíà ñòîÿëà ïîä âåíöîì ñ Ïóøêèíûì – âîò ÷òî áûëî ñðåäè òåõ íåìíîãèõ ïàìÿòíûõ âåùåé, ÷òî äîñòàëèñü ðîäíûì ïîñëå åå ñìåðòè.

Âåùè áîëåå ïàìÿòíûå è çíà÷èòåëüíûå îíà ïåðåäàëà â ìóçåè è áèáëèîòåêó, ïîïå÷èòåëåì êîòîðîé áûëà”. (Öèòèðóåòñÿ ïî êíèãå Ì. Êîðøóíîâà è Â. Òåðåõîâîé “Ìàëü÷èøíèê” Ìå÷òàòåëüíàÿ ïîâåñòü.)

Ñåãîäíÿ Ìîñêîâñêàÿ ãîðîäñêàÿ áèáëèîòåêà èìåíè À. Ñ. Ïóøêèíà íàõîäèòñÿ íà Åëîõîâñêîé ïëîùàäè â ñòàðèííîé óñàäüáå XVIII âåêà. Íàä ïàðàäíîé ëåñòíèöåé âèñèò áîëüøîé ïîðòðåò Ì. À. Ãàðòóíã

Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà — åäèíñòâåííàÿ èç âñåõ äåòåé Ïóøêèíà, äîæèâøàÿ äî Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè. Ñîâåòñêàÿ âëàñòü îáðåêëà å¸ íà ãîëîäíîå ñóùåñòâîâàíèå, ïðèïîìíèâ äâîðÿíñêîå ïðîèñõîæäåíèå è ïðèäâîðíóþ ñëóæáó.

Ÿ ñåñòðà Àííà Àðàïîâà (äî÷ü Íàòàëüè Íèêîëàåâíû îò âòîðîãî áðàêà ñ Ëàíñêèì) îáðàòèëàñü çà ïîìîùüþ ê ñâîåé çíàêîìîé áàðîíåññå Âðàíãåëü ñ ïðîñüáîé íå áðîñàòü â áåäå äî÷ü âåëèêîãî ïîýòà, ïîñëåäíþþ èç íàñëåäíèö Ïóøêèíà. Áàðîíåññà Âðàíãåëü, èçâåñòíàÿ ñâîåé áëàãîòâîðèòåëüíîñòüþ, íàïèñàëà ïèñüìî íàðîäíîìó êîìèññàðó ïðîñâåùåíèÿ Ëóíà÷àðñêîìó.  ïèñüìå áàðîíåññà ïðîñèò «ïîìî÷ü ïîñëåäíåé â æèâûõ äî÷åðè âåëèêîãî ïîýòà». (Ïèñüìî îò 10 èþíÿ 1918 ãîäà õðàíèòñÿ â Öåíòðàëüíîì ãîñóäàðñòâåííîì àðõèâå Îêòÿáðüñêîé ðåâîëþöèè).

 êîíöå òðóäíîãî è îñîáåííî ãîëîäíîãî 1918 ãîäà Ëóíà÷àðñêèé îòäàë ðàñïîðÿæåíèå, ÷òîáû äî÷åðè âåëèêîãî ïîýòà îêàçàëè ìàòåðèàëüíóþ ïîääåðæêó. Ê íåé ïðèøëà ðàáîòíèöà Íàðêîìñîáåñà äëÿ îáñëåäîâàíèÿ «ñòåïåíè åå íóæäàåìîñòè», è Íàðêîìñîáåñ, «ó÷òÿ çàñëóãè ïîýòà Ïóøêèíà ïåðåä ðóññêîé õóäîæåñòâåííîé ëèòåðàòóðîé», íàçíà÷èë åé ïåíñèþ, íî ïåðâàÿ ïåíñèÿ ïîøëà óæå íà ïîõîðîíû äî÷åðè ïîýòà…

 Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà ÷óòü ëè íå åæåäíåâíî ïðèõîäèëà íà Òâåðñêîé áóëüâàð, ê ïàìÿòíèêó îòöà. Ìíîãèå ìîñêâè÷è îáðàùàëè âíèìàíèå íà îäèíîêóþ, âñþ â ÷¸ðíîì ñòàðóøêó, ÷àñàìè ñèäåâøóþ îêîëî ïàìÿòíèêà íà ñêàìåéêå… Â ëþáóþ ïîãîäó Ìàðèÿ áûëà ó ïàìÿòíèêà Ïóøêèíó íà Òâåðñêîì áóëüâàðå. Íåêîòîðûå, óâèäåâ åå, çàìåäëÿëè øàãè èëè îáîðà÷èâàëèñü. Íå ñîâñåì ïîíÿòíî áûëî èì, ÷òî äåëàåò âûñîêàÿ ñòðîéíàÿ, çàêóòàííàÿ â âóàëü æåíùèíà, ñ íîã äî ãîëîâû – â ÷¸ðíîì. ظë 1918 ãîä,  âñå, êòî òîëüêî ìîã, áåæàë èç õîëîäíîé è ãîëîäíîé Ìîñêâû íà îêðàèíû Ðîññèè. Òå, êòî îñòàâàëñÿ, ñòàðàëèñü ñèäåòü ïî äîìàì, ñîõðàíÿÿ ñêóäíîå òåïëî î÷àãîâ. Îíè ñòàðàëèñü ëîæèòüñÿ ñïàòü  ïîðàíüøå  – àâîñü óëÿæåòñÿ ÷óâñòâî ãîëîäà.

 ðóêàõ ó Ìàðèè áûëè òî çåë¸íàÿ âåòî÷êà, òî ìàëåíüêèé áóêåòèê öâåòîâ, êîòîðûå îíà ïîòîì îñòàâëÿëà íà ñåðîì ãðàíèòå ïàìÿòíèêà. Îíà ïðèõîäèëà íà ñâèäàíèÿ ñî ñâîèì îòöîì, êîòîðîãî ïî÷òè íå ïîìíèëà, è êîòîðûé ñòàë äëÿ íå¸ ëåãåíäîé. Îíà íå âîñïðèíèìàëà åãî êàê ïàìÿòíèê. Ñèäåëà ó íîã, è åé êàçàëîñü, ÷òî ñëûøèò çà ñïèíîþ òåïëîòó äûõàíèÿ, çâó÷íûé âåñ¸ëûé ãîëîñ, çàðàçèòåëüíûé ñìåõ. Îíà íå ìîãëà íè÷åãî ïîìíèòü, íî êàêîå-òî ñìóòíîå âèäåíèå âñ¸ ðàâíî ïðåñëåäîâàëî å¸: ëàñêîâûé, íåâûñîêèé ÷åëîâåê, ñìóãëûé ëèöîì, ñ æèâûìè áëåñòÿùèìè ãëàçàìè, ïðîòÿãèâàåò ê íåé ðóêè è ïîäíèìàåò å¸ âûñîêî íàä ñîáîé. Ó íå¸ çàìèðàåò ñåðäå÷êî, îíà ïîâèçãèâàåò îò ñòðàõà è óäîâîëüñòâèÿ, à ÷åëîâåê ñìå¸òñÿ: “×òî, Ìàøêà, ðàçáîéíèöà? ×àé, êóäà ðàäà ââîëþ âîåâàòü?!” (Öèòàòà èç ïèñüìà Ïóøêèíà îò 1834 ã). Îíà ïðèõîäèëà ê íåìó êàæäûé äåíü â íàäåæäå âñïîìíèòü ÷òî-òî åù¸ è ïîãðóçèòüñÿ â áëàæåíñòâî ýòèõ âîñïîìèíàíèé. Ïåðåñòàëà ïðèõîäèòü, òîëüêî êîãäà ñìåðòåëüíî çàáîëåëà. Ýòî ñëó÷èëîñü â ôåâðàëå 1919 ãîäà. Ñåäüìîãî ìàðòà åå íå ñòàëî. Ñâèäàíèÿ äî÷åðè ñ îòöîì çàêîí÷èëèñü.

Ìîãèëà åå íàõîäèòñÿ íà êëàäáèùå Äîíñêîãî ìîíàñòûðÿ.

 ýêñïîçèöèè Ãîñóäàðñòâåííîãî ìóçåÿ Ë. Í. Òîëñòîãî èìååòñÿ ïîðòðåò Ìàðèè Ãàðòóíã, íàïèñàííûé È. Ê. Ìàêàðîâûì â 1860 ãîäó. Íà í¸ì Ìàðèÿ Àëåêñàíäðîâíà èçîáðàæåíà ñ æåì÷óæíûì îæåðåëüåì, äîñòàâøèìñÿ åé îò ìàòåðè, è ãèðëÿíäîé àíþòèíûõ ãëàçîê â âîëîñàõ.

Ìàðèÿ Ãàðòóíã

Ìóçåé ìóçååâ ìèðà – Ýðìèòàæ.
Ñêóëüïòóðû, êóáêè, ëåñòíèöû, ëåïíèíà.
Õîëñòû: ñàäû, áàòàëèè, ïåéçàæ.
Ìãíîâåíüÿ æèçíè – êàæäàÿ êàðòèíà.

Ìàðèÿ – âûðàçèòåëüíûé ïîðòðåò.
Ëþáîâü ïîýòà – ïåðâåíåö ëþáèìûé.
È âçãëÿä, è æåì÷óã èçëó÷àþò ñâåò.
Áåñöåííà íèòü íà øåéêå ëåáåäèíîé.

Ìàðèÿ Ãàðòóíã. Âçãëÿäà ÷èñòîòà,
èçãèá â ïðè÷¸ñêå çàâèòêà ëèòîãî,
ïîðîäû âåëè÷àâîñòü, êðàñîòà
îäíàæäû âîñõèòèëè Ëüâà Òîëñòîãî.

È çâîíêèé, ýêçîòè÷íûé ñìåõ îòöà
åãî æå óìèëèëè íåñêàçàííî.
Âñ¸ ñòàëî âäîõíîâåíèåì òâîðöà
è ïðîòîòèïîì ãåðîèíè Àííû.

Ãèðëÿíäà íåçàáóäîê â âîëîñàõ
Èçÿùåñòâî â äâèæåíèÿõ, ïîõîäêå…
È ôèëüì, è âàëüñ ëþáâè íà ïàðóñàõ…
Ïîäàðîê – âñòðå÷à, â òâîð÷åñòâå – íàõîäêà.

Источник