Дневник его бывшей жены

Дневник его бывшей жены thumbnail

Иван Бунин – личность мирового масштаба, первый российский нобелевский лауреат, получивший эту премию за “строгое мастерство, с которым он развивал традиции русской классической прозы”. Поэт, воспевающий красоту родной природы, но советскую власть он не принял и свои зрелые годы провел в эмиграции. Именно эту часть его биографии не изучают в школе, ибо даже в современном мире она выглядит очень неоднозначно.

Его успех всегда связывают с одной отважной женщиной – Верой Муромцевой. Делить быт с гением – это своего рода мирской подвиг, а прожили они с Буниным без малого пятьдесят лет, семь из которых… втроем с новой молодой любовью писателя. Его “бесы в ребрах” тогда выглядели как-то уж слишком изощренно даже для богемы, став предметом сплетен.

Эта по сути насквозь “желтая” история в 2000 году легла в основу фильма Алексея Учителя “Дневник его жены”. Однако режиссеру, до этого работавшему только в документальном кино, удалось показать её интеллигентно, без пошлости и довольно “близко к тексту” (насколько это вообще возможно в игровом кино, перед которым не стоит задача исторической достоверности). Фильм получил главный приз Кинотавра и даже номинировался на “Оскар”.

На коллаже: Галина Кузнецова и Иван Бунин , Галина Тюнина в роли Веры Буниной и сама Вера в молодости

Вера Муромцева-Бунина и Галина Тюнина, сыгравшая её в фильме

Вера с самого начала ее отношений с Буниным не была совсем уж наивной девушкой. Родилась она в интеллигентной дворянской семье – профессорская дочка, получившая отличное образование и воспитание. Родители были настроены против её избранника: 36-летний писатель, да к тому же женат. После знакомства на одном из литературных вечеров они начали встречаться тайно. Впрочем, и у самой Муромцевой до недавнего времени был “пунктик” насчет людей искусства. Из её дневников:

Я никогда не хотела связывать своей жизни с писателем. В то время почти о всех писателях рассказывали, что у них вечные романы и у некоторых по несколько жен. А мне с юности казалось, что жизни мало и для одной любви.

Тогда ей было 25 и, конечно, можно было бы подыскать и более достойную партию, но Бунина она полюбила и посвятила ему всю свою жизнь. Обвенчались они только через 16 лет, уже в эмиграции, так как первая жена Ивана Алексеевича все это время не давала ему развода.

Вера и Иван Бунины

Сюжет фильма “Дневник его жены” относится к гораздо более позднему периоду их брака. В фокусе 1933 год – момент получения Буниным Нобелевской премии и окончания его отношений с молодой поэтессой Галиной Кузнецовой, которые продолжались семь лет и шесть из которых она провела в их с Верой доме во французском Грасcе и стала Ивану Алексеевичу второй женой.

Кстати, “прованские пейзажи” в фильме были сняты в Крыму, так как тот легендарный дом сейчас является частным владением и съемочную группу туда не пустили.

Галина Тюнина в фильме “Дневник его жены” (2000) / Вера Муромцева-Бунина. 1927 год

26-летняя Кузнецова ворвалась в тихую прованскую жизнь Веры, когда той было уже 45 лет (сохранилось её фото тех времен). Прошло много лет такого мучительного и противоестественного для законной жены сосуществования, а потому по сюжету ей уже должно быть за 50. Актриса Галина Тюнина, сыгравшая её в фильме, несколько выбивается из образа – если не внешне (какое-то сходство с более молодой Муромцевой у нее все же есть), то по возрасту. В те годы Вера выглядела уже так, как на следующем фото.

Галина Кузнецова, Иван Бунин, Вера Муромцева-Бунина и Леонид Зуров

Те же действующие лица в фильме “Дневник его жены”

Отношения Веры Муромцевой-Буниной и Леонида Зурова

Молодой человек на оригинальном фото справа – писатель Леонид Зуров. Впоследствии он унаследовал архив Буниных. Он появился в их доме по приглашению самого Ивана Алексеевича. Был у него кем-то вроде секретаря, хотя и сам уже давно печатался в изданиях. Тоже русский эмигрант, который переехал сначала в Чехословакию, а затем в Париж.

Сама же инициатива оставить Зурова постоянно проживать в их доме исходила именно от Веры, равно как и рекомендация его в качестве помощника для мужа (она знала его родственников). Говорят, он был в нее влюблен. И это несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. У Муромцевой же к нему были больше материнские чувства, ведь своих детей у нее не было. Да и сам Леонид потерял мать в трехлетнем возрасте. В фильме этого персонажа сыграл Евгений Миронов (фамилия была изменена на “Гуров”).

Леонид Зуров / Евгений Миронов в его образе в фильме “Дневник его жены”

Как бы то ни было, а появление Зурова в этом любовном треугольнике довело ситуацию до абсурда. Вере несомненно льстило внимание молодого мужчины и возможность уколоть этим мужа. Всегда холодная и рациональная Муромцева до конца сохраняла на людях самообладание:

Я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну (Так она называла Ивана – прим. автора) любить, кого он хочет… Только бы от этой любви было ему сладостно на душе.

Но внутри этой по сути несчастной женщины бушевали страсти и обида. Зуров очень скоро стал раздражать Бунина, но выгнать он его не мог. К тому же, позже у Леонида начали проявляться признаки психологического заболевания, и Вера заботилась о нем. Начиная с 50-х годов, он регулярно лечился в клиниках.

Евгений Миронов и Галина Тюнина в фильме “Дневник его жены” (2000)

Жизнь Ивана Бунина до знакомства с Верой Муромцевой

Для Бунина Вера была идеальной женой. Кажется, такие женщины способны сделать из любого писателя гения, взяв всю рутину и быт на себя. Однако уже в молодости она сильно отличалась от предыдущих женщин Ивана каким-то излишнем спокойствием, граничащим с холодностью и отстраненностью. Тогда для Бунина, уставшего от потрясений, Муромцева казалась тихой гаванью, но со временем это начало ему надоедать.

Что любопытно, Бунин и совсем юная Вера впервые встретились на 10 лет раньше. Произошло это на даче её дяди Сергея Андреевича, председателя Первой Государственной Думы. Однако тогда он не обратил на нее никакого внимания и по прошествии времени не узнал. Всему виной была первая любовная драма в его жизни, которую он переживал крайне тяжело.

Бунин, выходец из обедневшей дворянской семьи, никогда не нравился родителям своих женщин. Они не видели в нем опору для дочерей и способность содержать семью, что всегда создавало проблемы в отношениях.

Иван Бунин и Варвара Пащенко / Первая официальная супруга Бунина Анна Цакни и их сын Николай

Например, со своей первой любовью Варварой Пащенко он так и не узаконил отношения. Да и она не очень-то и стремилась к этому. Молодые люди вместе работали в газете “Орловский вестник”. Варвара казалась Ивану девушкой умной, интересной, современных взглядов. Он был влюблен, но впоследствии она нашла себе более выгодную партию – его друга писателя и актера немого кино Арсения Бибикова. Бунин переживал этот разрыв страшно и неоднократно пытался вернуть Варвару.

Прошло несколько лет и в 1898 году состоялось венчание Бунина с дочерью редактора одесского издания “Южное обозрение” Анной Цакни – красавицей с греческими корнями. Любви особой между ними не было, но Ивана привлекала в жене чистота и простота, которая впоследствии начала раздражать: “Она глуповата и неразвита, как щенок” (из писем Бунина брату).

В браке родился его единственный ребенок – сын Николай, который прожил на свете всего пять лет. Это было одним из самых серьезных потрясений в жизни Бунина, фотографию мальчика он потом всегда возил с собой. С Анной к тому времени он уже давно не жил, но развода она ему не давала. То ли ей льстил сам факт оставаться женой известного писателя, то ли просто помешалась от горя.

Иван Бунин и Галина Кузнецова

Галина Кузнецова и Иван Бунин / Вера Муромцева-Бунина

Вот таким изменившимся от жизненных драм, даже жалким, Бунин встретил своего ангела-хранителя Веру. Первые годы их отношений были счастливыми, а с точки зрения творчества – плодотворными. Жена умела быть незаметной, а Иван много и вдохновенно писал. А потом ему вся эта пресная жизнь надоела и он встретил Кузнецову, моложе него на 30 лет.

Читайте также:  Почему назвал меня именем бывшей жены

Ему льстило внимание молодой поэтессы, а ей – известного писателя. Галина была замужем и год они встречались на съемной квартире, а потом она сделала свой выбор и переехала в их дом Буниных в Грассе. Иван поставил законную жену перед фактом:

Галя – моя ученица. Я буду учить ее писать стихи.

Эта легенда была скорее для знакомых, чем для жены. Вере-то сразу все стало понятно, да и в обществе быстро поползли сплетни. Однако не стоит так сильно демонизировать самого Бунина. Да, он увлекся и сделал глупость, приведя любовницу в дом и показав тем самым все грани своего эгоизма. Все от чувств: уже немолодой писатель испытал нечто давно забытое, чего с всегда отстраненной Верой у него, может, и не было никогда. Но Муромцева могла это прекратить, уйти сама или прогнать их, но почему-то не стала… Снова пожалела мужа или, может, себя? Предпочла терпеть и не менять собственную жизнь рядом с великим писателем, пусть уже и не такую размеренную как раньше. Она имела право поступать так, как считала нужным.

Как бы то ни было, а на вручение Нобелевской премии с Буниным поехали обе его женщины.

Галина Кузнецова, Вера Муромцева-Бунина и Иван Бунин на церемонии по поводу вручения Нобелевской премии. Стокгольм, 1933 год

Те же действующие лица в фильме “Дневник его жены” (2000)

В фильме Учителя роль Бунина играет Андрей Смирнов, чья дочь Авдотья (или Дуня) Смирнова написала к нему сценарий на основе дневников Муромцевой и Кузнецовой. Впрочем, внешне он не слишком попал в образ, но сыграл достойно.

Андрей Смирнов в роли Бунина / Иван Бунин

Галина Кузнецова и Марга Степун

История имела еще более странное продолжение. По дороге из Стокгольма во Францию Галина заболела. Бунины решают оставить её до выздоровления в Германии у друга Федора Степуна, чья сестра Марга (Маргарита) была знаменитой оперной певицей и не менее известной в богемных кругах любительницей женщин.

Именно там начались их отношения с Галиной. В Грасс она уже вернулась сама не своя и вскоре вызвала туда Степун, поставив Бунина перед фактом, что покидает его. Ни тот момент, что он теперь Нобелевский лауреат, ни что Марга – женщина, не остановили Кузнецову.

Все действующие лица в сборе: Марга Степун, Галина Кузнецова (стоит), Иван Бунин, Вера Муромцева-Бунина, Леонид Зуров

Они же на постере к фильму “Дневник его жены” (2000)

Вере Марга понравилась, она нашла её интересной собеседницей и в чем-то даже родственной душой. Может, просто видела в ней свое спасение, выход из этой абсурдной ситуации. Иван же рвал и метал, умолял Галю одуматься, но тщетно.

Наверное, он бы так никогда больше не увидел ни Галину, ни Маргу, если бы не война. Степун была еврейкой, а потому в Германии, где они с Кузнецовой жили, находиться было опасно. Сначала женщины переехали в Париж, но фашисты вскоре пришли и туда. Единственным выходом тогда для них была вилла нобелевского лауреата, где их уж точно не будут искать. Самые трудное время для Европы они провели у Бунина, который от потрясений и возраста уже сильно сдал, но по-прежнему просил Галину одуматься. Уже больше по-отечески.

Иван Бунин с Галиной Кузнецовой и Верой Муромцевой-Буниной в Грассе

Елена Морозова (Марга) и Ольга Будина (Галина) в фильме “Дневник его жены” (2000)

Степун и Кузнецова позже уехали в Америку, но к концу жизни вернулись обратно в Германию. Не стало их в 70-х с разницей в пять лет, все это время они оставались вместе. В фильме этим персонажам изменили фамилии на Ковтун и Плотникову, а сыграли их, соответственно, Елена Морозова и Ольга Будина.

Вера Муромцева посвятила всю свою жизнь без остатка мужу, стариком он стал просто невыносимым. Больше всего Бунин боялся, что его Вера уйдет раньше. Она пережила его на восемь лет…

Читайте также:

Актёрская династия Чеховых: великие русские… эмигранты

Источник

Один из самых скандальных любовных треугольников в писательской среде, который потом перерос в четырехугольник, а затем, наконец, разделился надвое – Бунин, его жена Вера, его любовница Галина Кузнецова и любовница любовницы Маргарита Степун (Марга).

Галина Кузнецова (слева), Иван Бунин и Вера Бунина в Грассе

Об этом снят фильм “Дневник его жены”. Прекрасный, атмосферный, довольно точный, хотя там и есть некоторые нестыковки. И, что удивительно, такую ммм почти бульварную историю авторы фильма и актеры смогли преподнести без пошлости, ничего при этом не вуалируя и не скрывая.
Чего не скажешь о дневнике ключевой участницы треугольника – Галины Кузнецовой.

Книга дневников Галины Кузнецовой

Галина эмигрировала во Францию с мужем, в 26 лет познакомилась с 56-летним Буниным, год с ним встречалась на съемной квартире, а потом, расставшись с мужем, переехала к Буниным на виллу Бельведер в Грассе, где на правах “ученицы писателя” прожила много лет. Затем познакомилась с певицей Маргой Степун, влюбилась в нее и ушла от Бунина. А во время войны они с Маргой снова приехали в Грасс, где жили у Буниных, пока не появилась возможность уехать, а затем эмигрировать в США. В общей сложности отношения Бунина и Кузнецовой продолжались 15 лет.

Галина писала стихи, рассказы, статьи. Ее иногда публиковали. Но основной ее книгой стал “Грасский дневник”, который она опубликовала будучи уже почтенной дамой.

Это, наверное, самое показательное фото, на котором есть все участники любовной драмы.

Стоит Галина, рядом с ней Марга, далее Бунин и его жена, а рядом с ней – Зуров, еще один житель виллы Бельведер, который, вероятно, был влюблен в Веру Бунину

И что же сделала Галина Кузнецова, решив опубликовать свой дневник тех лет? Она вымарала всё, что касалось её отношений с Буниным. А также отношений с его женой и отношений с Маргой. Как будто этого не было. Ни намёка. Ни слова, ни полслова. И что же осталось? Очень странное, размытое, прелестное нечто. С вкраплениями цитат из Бунина: что он сказал о том или ином писателе в тот или иной день.
Начинается дневник с 1927 года, когда Галина только переехала к Буниным. Если не знать их истории, то складывается впечатление, что это, к примеру, племянница приехала к дяде и тёте на дачу. Она бродит по дому, по саду, загорает, мечтает, скучает, рвёт цветы и ставит их в вазы. Видит скелетик кошки в ручье и думает о вечном. Проводит дни в одиночестве, мается.
“С утра расстилаю под мандаринами одеяло, кладу на него подушку и ложусь с книгой. Иногда ко мне присоединяется кто-нибудь из домашних: уж очень жарко в доме. Только к ночи наступает облегченье; а ночи черные, сухие, со звездным небом, в котором теряется взор”.

И всё в таком духе. Если бы это был реально дневник юной леди, приехавшей погостить к родственникам, к дяде-писателю и тёте-его жене, то я прочитала бы с удовольствием и подумала бы: какая художественно одаренная девушка. Но, блин, ты с этим писателем спала, а его жена была вынуждена все это терпеть. Много лет. А теперь ты изображаешь, что ничего не было. Конечно, каждый волен вырезать из своего дневника все, что хочет, но по мне так лучше уж сделать как Бунин – сжечь все дневники того периода. А не вот это всё.

Галина, Бунин, Вера, Зуров

К тому же, если уж ты решила публиковать свои дневники ради того, чтобы внести свои пять копеек в воспоминания о Писателе, ты не можешь не понимать, что твое присутствие в его жизни оказало влияние на его творчество. И это желательно зафиксировать. Тем более, что можно поделиться своей интерпретацией событий.
Предисловие к книге называется “Дневник как территория умолчания”. Я впервые встречаю такой. И он меня разозлил, если честно. Хотя там есть что почерпнуть исследователям Бунина. Что он говорил о ком-либо, как получил Нобелевскую премию. Ну, как если бы племянница описывала, как ее дядя получил Нобелевскую премию.

На вручении Нобелевской премии. Второй справа Бунин. В бусах Вера, за ней стоит Галина

Читайте также:  Письмо бывшей жене образец

О чём же пишет Вера Бунина в тот же период? В книге “Устами Буниных. Том 2. 1920-1953” опубликованны её дневники, написанные без излишней откровенности, но и без сокрытия всего, что касается её личной жизни. А чего ей скрывать, если она законная жена Бунина и любовников у неё нет? Она пытается быть “мудрой” (как это говорят про жён, мужья которых изменяют), но в ней клокочут разные чувства. Пишет о том, что она жена мужа, который “радует других”. И тут же: “Вечером говорил, что больше всего в мире любил мать, и меня любит не меньше. Да, непонятна душа человеческая!” Потом есть и о поцелуях, о разговорах, о смехе. Она, конечно, была совершенно беззаветно в него влюблена всю жизнь.
1929, 13 октября
Идя на вокзал, я вдруг поняла, что не имею права мешать Яну любить, кого он хочет, раз любовь его имеет источник в Боге. Пусть любит Галину, Капитана, Зурова – только бы от этой любви было ему сладостно на душе.”
В конце концов, Вера стала испытывать к Галине что-то вроде дружеских чувств, или материнских. Никакой злобы, раздражения при упоминании Галины в ее дневниках нет. Только печаль, что Ян оставляет ее одну. Маргу она определила при встрече так: “Странная большая девица-певица. Хорошо хохочет”. А когда Галина ушла к ней, вздохнула с облегчением.

Галина Кузнецова и Вера Бунина

Что же писал сам Бунин? В его редких оставшихся записях – заметки о писателях: Толстом, Чехове, Сирине-Набокове, которым он восхищался, а, возможно, и завидовал (Вера, кстати, писала, что вот кто главный кандидат на Нобелевскую премию – Сирин!), описание впечатлений от получения Нобелевской премии, проскальзывает злость к Галине, которая подло поступила с ним. И много мыслей о смерти. Это вообще лейтмотив и его дневников, и его художественных произведений. В “Жизни Арсеньева”, в которой он описывает воспоминания детства, одно из самых ярких впечатлений – присутствие на похоронах. А в дневниках – постоянно мысль: как же так – я умру и всё? и меня просто не будет. И это может произойти в любой момент.
Что касается описаний внешности Галины Кузнецовой современниками, то из них можно вывести только, что она была ладненькой, очень приятной, милой, на первый взгляд застенчивой. Опять же вспоминается фильм. Думаю, Ольга Будина отлично попала в этот образ. Как и все остальные.

“Дневник его жены” (2000)

Спасибо за лайк и подписку!

Вам может понравиться:

О таком Чехове в школе не расскажут: три фильма о личной жизни писателя

“Госпожа Бовари” и три фильма о ней: какой лучше?

Источник

Дневник его бывшей женыЛегко ли быть женой гения? Легко ли быть известным писателем, нобелевским лауреатом, волею судеб разлученным с родиной, страдающим от мысли, что возвращение домой, в Россию, для него невозможно? Легко ли самому совершать такие поступки, за которые высмеиваешь других? Легко ли искать сочувствия и понимания у людей, которые на это неспособны, отталкивая при этом тех, кому ты по-настоящему дорог?

“Дневник его жены” – рассказ о последних годах жизни русского писателя Ивана Алексеевича Бунина (Андрей Смирнов). О его любви, страданиях, одиночестве, непонимании, о коротких минутах триумфа, о длинной череде событий, во время которых ему хотелось покончить с собой.

Ивана Бунина три раза выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. Первые два раза премию он так и не получил, поэтому даже упоминание о нобелевке в доме писателя было запрещено, так как он очень нервничал по этому поводу. Однако на третий раз премию Бунину все-таки дали, и он был по-настоящему счастлив.

Дневник его бывшей женыКак и любой другой неординарный человек, Бунин отличался весьма сложным характером и был очень тяжел в общении не только для своих близких, но и для себя самого. О его сложной любовной истории судачила вся эмиграция: писатель любил молодую поэтессу Галину Плотникову (Ольга Будина) и даже поселил ее в своем доме. Так они и жили втроем – писатель, Галина и жена Бунина, Вера (Галина Тюнина). Разумеется, Вере такое положение вещей не нравилось, но, как она пишет в своем дневнике, Бунин всегда умел настоять на своем. Он был неистов в своих страстях, а Вера… Вера любила его – слепо, беззаветно и преданно, поэтому не могла ни в чем отказать. Для нее счастье Яна (так она его называла) было важнее личного спокойствия.

Дневник его бывшей женыКроме того, в какой-то момент к этому тройственному союзу присоединился странный молодой человек по имени Леонид Гуров (Евгений Миронов). Он достаточно случайно попал в дом Бунина и остался там жить на правах то ли мальчика на побегушках, то ли приживальца. Бунин не выносил Гурова, однако не мог просто так выгнать его из своего дома. А Гуров… Гуров был влюблен в Веру. Он боготворил ее и считал, что Бунин испортил ей жизнь. Вере было приятно внимание Гурова и его пылкие признания, однако она вовсе не собиралась отвечать ему взаимностью, ведь Вера любит только его – своего Яна.

Дневник его бывшей женыВпрочем, тройственный союз Бунин – Вера – Галина, вызывающий живейший интерес у эмиграции, просуществовал недолго. Случай свел Галину с оперной певицей Маргой Ковтун, исповедующей, как тогда говорили русские в Европе, “специальную нравственность”, и она влюбилась в Маргу. По приглашению Галины, Марга некоторое время жила у Буниных, а затем они вместе с Галиной уехали в Париж. Бунин очень тяжело переживал потерю любовницы и даже хотел застрелиться, но Вера не дала ему этого сделать.

Однако во время Второй мировой войны Бунину приходится снова давать в своем доме приют Галине с Маргой, потому что им в Париже жить небезопасно, ведь Марга – еврейка.

Дневник его бывшей женыПосле окончания войны Бунин с Верой постепенно остаются одни. Марга с Галей уехали в Америку, Гуров заболевает серьезным психическим расстройством и пытается покончить жизнь самоубийством, после чего ложится в больницу. Бунин уже тяжело болен. А Вера… Вера продолжает ухаживать за ним до последних минут. Она его любила всяким: известным, неизвестным, добродушным, капризным, униженным, великолепным, страдающим и умирающим. Она его любила и поэтому прощала ему все. А он… Он был всего лишь великим русским писателем. Страдающим только от самого себя.

***

Дневник его бывшей женыЯ в этом фильме готов хвалить все, начиная со сценария и заканчивая постановкой и игрой актеров. Однако поначалу, прочитав аннотации к этому фильму, я, если честно, даже не хотел его смотреть, потому что боялся попасть на очередную чернуху “из жизни великих”, где подробно и скабрезно рассматриваются всякие мелкие страстишки, становящиеся пикантными из-за своей принадлежности людям известным и знаменитым, но увидел… Увидел очень деликатную, тонкую, но в то же время драматическую историю о жизни писателя, рассказанную без грамма пошлости или нарочитой скандальности.

Дневник его бывшей женыБунин в фильме – и это просто чудо – совершенно живой человек. Не картина, не икона, не коварный соблазнитель и шокирующий общество обольститель. Он просто человек. Мучающий себя, мучающий других, не находящий понимания и в то же время не желающий его. Просто человек, со всеми своими страстями. Как писатель он больше всего ненавидит пошлость в людских взаимоотношениях. Как обычный человек – не раз к этой пошлости скатывается, безумно мучаясь оттого, что умом он это все прекрасно понимает.

Дневник его бывшей женыОн резок в словах и оценках, но тем не менее много лет не находит решимости выгнать из своего дома Гурова, которого на дух не переносит. Он безумно страдает от измены Галины (особенно мучаясь тем фактом, что она ушла от него к женщине), однако разрешает приехать ей с Маргой в свой дом. Он называет свою жизнь собачьей и очень привязывается к собачонке Вите, однако почти до самого конца не замечает собачью преданность той, которая посвятила ему всю свою жизнь – жены Веры.

Читайте также:  Дочь пригласила на свадьбу жену бывшего

Дневник его бывшей женыОн силен и слаб, велик и смешон, величественен и пошл, но в поступках его никогда не бывает подлости. Просто жизнь так сложилась. Он не может заставить себя любить Веру. Но только под конец жизни он понимает, что это единственный человек, который его по-настоящему любит. Он не может отказаться от Галины, потому что любит ее, и он не может отпустить ее без пошлейшей сцены, потому что мужчина в такие минуты – слаб и смешон. И Бунин как писатель это все прекрасно знает.

Дневник его бывшей женыВ фильме много совершенно потрясающих сцен. Особенно сцена прощания Марги и Галины с Буниным перед отъездом в Америку. Посмотрите, как Марга целует Бунина. В одном поцелуе – миллион загадок и разгадок. Посмотрите, как Бунин прощается с Галиной. Великий писатель прощается с женщиной, которую любил много лет. Она уезжает навсегда. Бунин уже серьезно болен и знает, что долго не проживет. Казалось бы, сейчас будет трогательная в своем величии сцена? Нет. Она сделана совершенно по-другому. Именно так, как это обычно бывает на самом деле, а не в кино.

Дневник его бывшей женыАктерские работы – просто великолепны! Практически все! Бунин в исполнении Андрея Смирнова получился именно таким, как это и было задумано по сценарию (собственно, Дуня Смирнова говорила, что в этой роли как раз и видела своего отца, поэтому сценарий писала прямо под него): великий и жалкий, потерявший родину и себя самого. Но главное – он получился совершенно живым и естественным человеком.

Дневник его бывшей женыКто-то из критиков писал, что Смирнов хорошо сыграл противоречивого и очень тяжелого в общении человека, однако у него не получился великий писатель Бунин… Чушь какая-то. Любой неординарный и творческий человек – противоречив и снедаем страстями. Именно поэтому он может творить. Именно это его и побуждает творить! Ровное и спокойное существование – удел середнячка, быдла. О чем может написать человек, который ни разу в жизни не испытывал настоящей любви, страсти? Как он может описывать настоящую жизнь, со всеми ее приглядными и неприглядными сторонами, если он находится в стороне от этой жизни? Не бывает такого.

Дневник его бывшей женыГалина Тюнина – прекрасная театральная актриса – сыграла Веру очень тонко и естественно. Ни грамма фальши, ни грамма переигрывания, никаких искусственных страстей! Это просто уставшая, мудрая и очень терпеливая женщина, которая любит своего Яна. Любит любого, каким бы он ни был. Обратите особое внимание на сцены, когда Вера с Гуровым вытряхивает ковер, и он признается ей в любви. А также на сцену в самом конце, когда Бунин спрашивает Веру, любит ли она его. “Я тебя ненавижу”, – говорит Вера. Послушайте как она это говорит.

Дневник его бывшей женыЕвгений Миронов – один из лучших современных российских актеров, и остается пожалеть только о том, что кинематограф в силу каких-то специфических причин не раскрывает всей мощи его таланта (кто видел Миронова на сцене – поймет, о чем я говорю). Однако даже то, что остается на кинопленке от совершенно невероятной живой энергетики Евгения – достойно восхищения. Кто такой Гуров? Графоман без роду без племени, волею судеб прижившийся в доме Бунина. Личность, безусловно, жалкая и гротескная. Но он любит Веру искренне и нежно. Он много лет живет в доме Бунина, терпя от Ивана Алексеевича постоянные унижения, из-за нее. Он преклоняется перед Буниным как писателем, однако он начинает ненавидеть Бунина-человека за то, что он делает с Верой. Он искренне хочет уговорить Веру бежать из этого дома от этого страшного человека. Но он хорошо понимает, что никуда из этого дома Вера не уйдет.

Дневник его бывшей женыЧто интересно, в конце концов Гуров даже заимел некоторое влияние на Ивана Алексеевича, и тот стал его слушаться в каких-то житейских делах. Но самого себя при этом Гуров довел почти до сумасшествия. Мелкая жизненная трагедия жалкой личности, находящейся рядом с титаном. Но что интересно – трагедия мелкой личности достаточно патетична и возвышенна. А вот трагедия титана нередко скатывается к пошлости. Парадокс? Конечно. Впрочем, жизнь подкидывает еще и не такие фокусы.

Дневник его бывшей женыГалина в исполнении Ольги Будиной мне не очень понравилась. При этом я не хочу сказать, что роль не удалась, – вовсе нет, однако она какая-то… как бы сказать… неяркая, что ли, по сравнению с остальными персонажами. Немного аморфная. Впрочем, возможно, что так оно и задумано.

Дневник его бывшей женыЗато Марга – Елена Морозова – великолепна. Обычно лесбиянок принято изображать властными и мужеподобными тетками, которые говорят хриплым баритоном, громко хохочут и не уступают мужикам ни в чем. Марга Морозовой – намного тоньше. В ней нет ни грамма мужеподобности (разве что курит непрерывно). Она не скандальна, не тиранична и даже не властна. Она просто очень умна и прекрасно знает, что делает. Никого и ни к чему она не принуждает. Но и ее никто ни к чему принудить не сможет. Почему она стала лесбиянкой? Да, вероятно, потому, что очень хорошо знает цену мужчинам – забавным, привлекательным, но весьма слабым существам. А Марга – она очень сильна. Поэтому ей не нужен мужчина. Ей не нравится опекать мужчин. Ей нравится опекать женщин.

Дневник его бывшей женыМне очень запомнилось ее прощание с Буниным. Бунин ненавидел ее, разлучницу. А она его жалела и даже немножечко любила.

Отдельно хочется сказать по поводу режиссерской работы. Алексей Учитель выбрал единственно правильный вариант для постановки этой картины. Фильм снят без каких-либо новомодных штучек и ухищрений, в очень строгой, классической и даже театральной манере. После него остается впечатление, что ты посмотрел спектакль – замечательный спектакль, поставленный отличным режиссером по очень хорошей пьесе. Полная жизненность и отсутствие какой-либо фальши – просто потрясает.

Дневник его бывшей женыНекоторых критиков покоробил тот факт, что, видите ли, герой Андрея Смирнова в фильме несколько раз ругается и даже – вот ужас! – употребляет матерное выражение! Критики считают, что слова эти абсолютно искусственны, и что Учитель с Дуней вложили их в уста героев ради эпатажа… На мой взгляд, это сделано совершенно правильно! Потому что Бунин был живым человеком! Ну да, он иногда употреблял бранные выражения, когда его до этого доводили! Но это, дорогие критики, свойственно многим великим писателям! И в фильме непарламентские выражения (весьма, замечу, немногочисленные) слушаются весьма к месту, потому что они вполне естественны. И нет в этом никакого эпатажа, а только желание правдиво отобразить реальность.

Дневник его бывшей женыРезюмирую. Прекрасный фильм, который я посмотрел с огромным удовольствием. Особенно радует тот факт, что это российский фильм российского режиссера, поставленный со всем мастерством русской режиссерской и актерской школы. Не подражание этому чертовому Голливуду, не подражание кому бы то ни было, а просто замечательное, умное и очень российское кино.

Смотреть обязательно. Если вы считаете себя мыслящим человеком.

P.S. Очень забавно читать некоторых критиков. Я понимаю, конечно, что им надо выпендриться и все такое, но некоторые перлы – просто потрясают. Например:

“Зато режиссер, основываясь на пробе пера безымянной студентки ВГИКа, не поскупился на полновесную реализацию сплетен о личной жизни, залезая ногами именно в ту область, в которую не всякая бы еще кухарка полезла. Хотя, конечно, если Учитель задался целью доказать, что нобелевские лауреаты тоже люди, то в этом он преуспел, собрав вокруг Бунина хоровод уж слишком прозаических персон, вовлекающих писателя в малохудожественный спектакль, который, если бы не зиждился на известном имени, сильно походил на мексиканскую мелодраму”.

Или:

Прилежные актеры честно барабанили свои тексты, в душе благодаря судьбу, которая подкинула им работенку в хоть и захолустном, но все же курортном городишке.

И это пишется о Дуне Смирновой, сценаристке, получившей приз международного конкурса сценариев Hartley-Merrill, об Андрее Смирнове, Евгении Миронове, Галине Тюниной, Елене Морозовой? “Прилежные актеры честно барабанили свои тексты”… “подкинула работенку в захолустном городишке”…

Интересно, вот как на это можно что-нибудь ответить без употребления все тех же матерных выражений?.. Впрочем, что мне до этих критиков? Что Учителю до этих критиков? Пускай критики себе позорятся, если у них по-другому самовыразиться не получается.

Источник