Дмитрий маслеев биография личная жизнь
Дмитрий Маслеев родился в 1988 году в Улан-Удэ, учился в Московской консерватории в классе профессора Михаила Петухова, а также в Международной фортепианной академии на озере Комо.
В 2015 году музыкант одержал триумфальную победу на Международном конкурсе имени Чайковского в Москве, получив I премию и Золотую медаль. «Открытием и блестящим пианистом» назвал его Борис Березовский, входивший тогда в состав конкурсного жюри, а сейчас постоянно выступающий в ансамбле со своим младшим коллегой.
Последовавшие за победой гастроли принесли Маслееву признание мировой аудитории. В России он сотрудничает со всеми главными оркестрами страны, регулярно выступает с оркестром Московской Филармонии под управлением маэстро Ю. И. Симонова. Его сольные концерты проходят при полном аншлаге.
Особенно значимыми странами для пианиста стали Германия и Франция. Он неоднократно выступал в Мюнхенском филармоническом зале Гаштайг и Парижской филармонии. Во французской столице Дмитрий дебютировал с сольным концертом в музее Фонда Луи Виттона. Концерт транслировался телеканалом Medici TV, благодаря чему игру музыканта услышали тысячи людей во всем мире. Игрой Дмитрия Маслеева восхищались на фестивалях в Ла-Рок-д’Антероне, Рейнгау, Бад-Киссингене, на фортепианных фестивалях в Руре и Мекленбурге-Передней Померании. Дебют артиста с оркестром Берлинского радио под управлением Роберта Тревино, на котором прозвучала «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова, прошел при полном аншлаге.
В январе 2017 года состоялся сольный дебют Дмитрия Маслеева в Карнеги-холле (Зал Исаака Стерна) с программой из произведений Скарлатти, Бетховена, Листа, Рахманинова и Прокофьева. В марте пианист повторил программу в Корнер-холле в Торонто, а в 2018 году совершил тур от западного до восточного побережья США с Московским государственным симфоническим оркестром под управлением Павла Когана. Музыкант также выступал с Филармоническим оркестром Французского радио (дирижер Микко Франк), Национальным оркестром Лиона (дирижер Тан Дун), Бамбергским симфоническим оркестром (дирижер Кристоф Эшенбах), Оркестром Кадакеса (дирижер Дэвид Робертсон).
Сезон 2018-2019 Дмитрий Маслеев открыл сольными концертами на фестивалях в Люцерне и Монтрё, а завершил дебютом на знаменитом фестивале в Вербье, где помимо сольной программы выступил в ансамбле со скрипачом Марком Бушковым (оба события транслировались на канале Medici TV). Состоялся также дебют в венском Концертхаусе, где прозвучал Концерт № 1 Шостаковича с Венским камерным оркестром и дирижером Йоджи Хаттори.
Свое 30-летие Дмитрий Маслеев встретил на фестивале на Боденском озере, где в качестве главного приглашенного артиста дал несколько концертов с Симфоническим оркестром Штутгартского радио под руководством Кристофа Эшенбаха, Уральским филармоническим оркестром под руководством Дмитрия Лисса, с Квартетом имени Бородина и в ансамбле со своим учителем Михаилом Петуховым. «От простой и запоминающейся мелодии в ре-миноре в начале концерта до эффектного сияющего финала в ре-мажоре пианист уговорил «Русскую душу» концерта появиться из инструмента… Чем более энергичной и ясной была его игра, тем более безмятежным он казался в прекрасной гармонии с объемным ‘‘телом’’ оркестра» (Volksblatt Lichtenstein).
В 2017 году вышел первый сольный альбом Дмитрия Маслеева с музыкой Скарлатти, Прокофьева и Шостаковича на легендарном отечественном лейбле «Мелодия». Альбом сразу же попал в чарты Spotify Top Classical 2017 и получил престижную премию немецких критиков (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). «Можно только постигать поэтическую непринужденность этой записи Скарлатти, и не в последнюю очередь из-за блеска, точности и легкости игры Маслеева. […] Запись заявляет то, что сам Прокофьев определил как свои основные принципы: ясность в выражении идей, краткость, избежание чего-либо лишнего в интерпретации. В своем дебютном альбоме Маслеев устанавливает физически ощутимую связь сквозь века между Скарлатти и Прокофьевым» (Westdeutsche Rundfunk). В течение первых шести месяцев после релиза, транскрипция Дмитрия Маслеева «Элегии» Шостаковича из Балетной сюиты № 3, запись которой эксклюзивно представлена в цифровой версии дебютного альбома музыканта, была загружена с iTunes более 43 000 раз. Признавая достижения артиста, Роландо Виллазон пригласил именно Дмитрия Маслеева принять участие в телешоу «Звезды завтрашнего дня» телеканала ARTE.
В декабре 2019 года на фирме «Мелодия» выйдет его новый альбом, включивший Первый фортепианный концерт Шостаковича, Джазовую сюиту Александра Цфасмана и Второй фортепианный концерт Николая Капустина (ранее исполнение Маслеевым «Токкатины» Капустина было прослушано пользователями ресурса Youtube более 300 тысяч раз).
В сезоне 2019-2020 Дмитрий Маслеев исполнит Третий концерт Бетховена в венском Концертхаусе с Венским камерным оркестром под управлением Йоджи Хаттори и выступит в Испании. Также музыкант выйдет на сцену Cité de la Musique Парижской филармонии, сыграет сольный концерт в Сеульском центре искусств. Запланированы гастроли по Италии с Оркестром Тосканы, тур по Китаю с маэстро Тан Дуном, выступление с Новым Японским филармоническим оркестром. Дмитрий Маслеев примет участие в фестивале Рене Мартена во Франции, где выступит вместе с лауреатами конкурса Чайковского разных лет – Григорием Соколовым, Николаем Луганским, Даниилом Трифоновым и другими музыкантами.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 марта 2020;
проверки требуют 7 правок.
Дми́трий Влади́мирович Масле́ев (род. 4 мая 1988, Улан-Удэ) — российский пианист, обладатель I премии и специального приза за лучшее исполнение концерта Моцарта с камерным оркестром XV конкурса Чайковского в Москве (2015 год). В финальном туре конкурса исполнил Первый концерт Чайковского и Третий концерт Прокофьева.
Биография[править | править код]
Дмитрий Маслеев родился 4 мая 1988 в Улан-Удэ. В семь лет начал обучение музыке в музыкальной студии средней школы, первым преподавателем была Черных Ольга Андреевна, в десять лет дал первый сольный концерт. В 2000 году поступил в музыкальную школу № 5 города Улан-Удэ, в 2001 году стал первым победителем международного конкурса «Найдал», регулярно выступал в концертных залах города. В 2002 году Дмитрий поступил в Новосибирскую музыкальную Школу-колледж имени М. И. Глинки. В 2004 году стал лауреатом первой премии на пятом международном конкурсе юных пианистов им. Т. П. Николаевой (Брянск). В 2006 году поступил в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в класс профессора М. С. Петухова[1], у которого также учился в аспирантуре. В 2014—2015 годах стажировался в Международной фортепианной академии на озере Комо (Италия).
Достижения и творчество[править | править код]
В 2011 году стал лауреатом международного конкурса пианистов «Chopin» (Рим, Италия), где получил главный приз — рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. Лауреат международного конкурса им. Адилии Алиевой в Гайаре, Франция (2010, I премия), Международного конкурса пианистов им. Антонио Наполитано, Салерно, Италия (2013, I премия). Лауреат Всероссийского музыкального конкурса (2014, III премия). Победитель XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве, 2015. Участник проекта Санкт-Петербургского Дома музыки «Молодые исполнители России» (2010—2011 гг.). С 2015 г. солист Московской государственной академической филармонии. С этого времени начинается международная карьера музыканта. Его сольные концерты и выступления с ведущими оркестрами проходили в известнейших залах мира, таких как Карнеги-холл в Нью-Йорке, Гастайг в Мюнхене, Кернер-холл в Торонто,Большой зал Московской консерватории, Концертный зал Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Концертхаус в Берлине, Консертгебау в Амстердаме, Кадоган-холл в Лондоне, театр Карло Феличе в Генуе, Венский Концертхаус, Театр Верди во Флоренции, Национальный центр исполнительских искусств в Пекине и др.
Дмитрий Маслеев участвовал в фестивалях в Рейнгау, Бад-Киссингене, Мекленбурге- Передней Померании, Замке Эльмау (совместно с фестивалем Вербье), Бове (Pianoskope), Бейруте, Кейптауне (Летний музыкальный фестиваль), Казани (“Белая сирень” имени С.В.Рахманинова), Санкт-Петербурге (“Звезды белых ночей”, “Лики современного пианизма”), Дамфрисе, на озере Комо, в Люцерне, Вербье, Монтре, Мехико и др.
Осенью 2016 года пианист принял участие в гастролях по Германии Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова, в мае 2017 года провел турне по Азии с Филармоническим оркестром Радио Франс под управлением Микко Франка.Неоднократно гастролировал по России. В январе 2017 года в рамках турне по США дебютировал в нью-йоркском Карнеги-Холле (Зал Исаака Стерна) и дал несколько концертов с Симфоническим оркестром Гринсборо под управлением Дмитрия Ситковецкого. В 2018 году совершил тур от западного до восточного побережья США с МГАСО под управлением Павла Когана, в мае того же года дал девять концертов и провел ряд мастер-классов в качестве главного приглашенного гостя Международного музыкального фестиваля на Боденском озере, который объединяет Германию, Австрию, Швейцарию и Лихтенштейн. В сезоне 2018/19 состоялись дебюты музыканта в гамбургской Филармонии на Эльбе и венском Концертхаусе, фестивале Вербье, а также турне по Азии с Национальным оркестром Лиона под управлением Тан Дуна, гастроли во Франции, Испании, Польше, Эстонии, Мексики, Италии, Германии и по городам России.
В числе ангажементов сезона 2019/20 – концерты в венском Концертхаусе (исполнение Третьего концерта Бетховена с Венским камерным оркестром под управлением Дзедзи Хаттори), лейпцигском Гевандхаусе, парижском Музыкограде, Сеульском центре искусств, гастроли по Италии с Оркестром Тосканы под управлением Паоло Бортоламеолли, турне по Китаю с маэстро Тан Дуном, участие в фестивалях Рене Мартина во Франции.
Дискография[править | править код]
Многие выступления пианиста транслировались каналом Medici. Роландо Вильясон пригласил его принять участие в телешоу “Звезды завтрашнего дня” на телеканале ARTE.
В 2016 году принял участие в проекте фирмы «Мелодия» и дирижера Александра Сладковского записи всех инструментальных концертов Дмитрия Дмитриевича Шостаковича c Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан и лауреатами Международного конкурса имени П. И. Чайковского. Дмитрий Маслеев записал Второй концерт для фортепиано с оркестром MEL CD 1002465[2]
В 2017 году на фирме «Мелодия» вышел первый сольный диск пианиста с произведениями Скарлатти, Шостаковича и Прокофьева, который был удостоен Премии немецких критиков звукозаписи (Preis der Deutschen Schallplattenkritik). MEL CD 1002517[3]
В 2018 году фирма «Мелодия» представила издание к 145-летию Сергея Рахманинова. 33 диска концертной и студийной записи музыки великого русского композитора. Поэтика фортепиано представлена в коллекции в том числе Пьесой-фантазией для фортепиано, соч. 3 Элегия, исполняемой Дмитрием Маслеевым. MEL CD 1002550 [4]
В декабре 2019 года фирма «Мелодия» выпустила новый альбом пианиста, в который вошли Первый концерт Шостаковича, Джазовая сюита Александра Цфасмана и Второй концерт Николая Капустина. MEL CD 1002624[5]
Звания, награды и премии[править | править код]
Заслуженный артист Республики Бурятия (2015).
Лауреат Государственной премии Республики Бурятия (2015).
См. также[править | править код]
- Международный конкурс имени П. И. Чайковского
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт,
- Страница Dmitry Masleev на сайте en.wikipedia.org
- Дмитрий Маслеев в Facebook, facebook.com
- Cтраничка Дмитрия Маслеева на сайте агентства Primavera
- Как Даниил Харитонов и Дмитрий Маслеев стали героями фортепиано /Российская газета
- Дмитрий Маслеев, tch15.medici.tv
- Дмитрий Маслеев: Его ступени к Парнасу, culture.ulan-ude-eg.ru
Сенсация мирового уровня – Дмитрий Маслеев – внешне вызывает ассоциации с Гарри Поттером, только в варианте блондина: очки, субтильная внешность и скромность. К тому же Дмитрий – тоже немного маг. Даже не верится, что этот застенчивый моложавый парень сумел заворожить своим талантом тысячи зрителей и даже именитое жюри самого престижного музыкального конкурса. Не иначе как без волшебства не обошлось…
Из стен школы – на мировую сцену
Путешествия по всему миру, успех, признание, материальный достаток, большое количество поклонников – в свои 27 лет Дмитрий имеет грандиозные перспективы и возможности. Однако по сей день музыкант не женат. Правда, есть девушка, которая нравится Дмитрию, но застенчивый пианист сомневается, что сумеет завоевать ее сердце. «Нет, девушки у меня нет. Есть одна девушка, которая мне нравится, но я, если честно, не знаю, есть ли у меня шансы понравиться ей», – признается он.
На самом деле Дмитрий родился в семье, довольно далекой от музыки. Тем не менее в семь лет родители привели его в музыкальную школу. Его учителем стала Ольга Черных. В десять лет Дмитрий уже дал свой первый сольный концерт. «Некоторые выступают и в 7 лет, так что это более чем возможно, – отвечает Дмитрий Маслеев на вопрос о том, как возможен сольный концерт в столь раннем возрасте. – Программа была, конечно, не очень большая, тем не менее концерт состоялся. Если честно, я уже плохо помню, что было тогда, но помню точно, что страха не было. Дети как раз-таки не боятся выходить на сцену. Взрослея, ты больше осознаешь свою ответственность, и тем больше волнений становится».
До тех пор пока Дмитрий не выиграл престижный музыкальный конкурс, жизнь его была довольно обыденной. Он работал в обычной музыкальной школе, получал мизерную зарплату. Конкурс Чайковского стал переломным этапом в его жизни, своеобразной волшебной палочкой.
«Когда я работал в музыкальной школе концертмейстером, я получал не очень много. Мне очень сильно повезло, что я выиграл конкурс им. Чайковского. Это большая привилегия, когда музыканта приглашают на концерты, и при этом за них еще и платят. Да, до этого момента были и другие конкурсы, победы, но они не настолько резонансные».
Поддержка зала
Несмотря на то что во время знаменитого конкурса Дмитрию пришлось пережить тяжелейшую утрату – умерла его мать, пианист не только с честью выдержал весь сложнейший музыкальный марафон, но и показал в финале необыкновенно сильное, убедительное и виртуозное исполнение Первого концерта Чайковского, который является «визитной карточкой» конкурса. «Я играл без очков и не видел, как зал встал, но я постоянно, на протяжении всего конкурса чувствовал горячую поддержку слушателей», – сказал он в интервью ТАСС.
Наградой за победу в конкурсе стало не только признание именитого жюри и зрителей, но и неплохие материальные бонусы – золотая медаль и премия в размере 30 тыс. долларов (около 2 млн руб.). Министерство культуры Бурятии также вручило пианисту премию в размере 500 тысяч рублей.
Из Улан-Удэ Дмитрий уехал в 2002 году, тогда он поступил в Новосибирскую музыкальную школу-колледж им. Глинки. Затем из Новосибирска перебрался в Москву, поступив в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского в класс профессора Михаила Петухова.
До конкурса Чайковского Дмитрий Маслеев побеждал во множестве других престижных конкурсов: V международный конкурс юных пианистов им. Т.П. Николаевой, VII конкурс пианистов Адилии Алиевой в Гайаре (Франция, 2010), конкурс Antonio Napolitano в Салерно (Италия, 2013). В 2014-м завоевал третью премию на II Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве. Победив в международном конкурсе пианистов Chopin (Рим, Италия), он получил главный приз – рояль и тур из 12 концертов по городам Италии. Недавно музыкант прошел стажировку в фортепианной академии на озере Комо в Италии.
Музыкальные критики и эксперты, наблюдая за его игрой, отмечают точность, безупречность техники, безукоризненное чувство формы, владение всеми приемами фортепианного исполнительства, уверенность и непосредственность его манеры.
Впереди весь мир
Сейчас Дмитрий нарасхват. Его концертной деятельностью занимаются менеджеры, гастрольный маршрут очень интенсивный и включает в себя разные города и страны. Концерты музыканта в 2016 году пройдут по всему миру – в Японии, Германии, Швеции, Англии, Италии, Ливане, Болгарии, Австрии, а также состоится концертный тур по Бразилии и выступления во многих городах России. Сольный концерт пианиста в Карнеги-холле уже значится в афише знаменитого зала и запланирован 30 января 2017 года.
Такой ритм жизни по вкусу Дмитрию: «Когда входишь в такую струю – это затягивает». Каждый день не похож на другой, но из обязательных пунктов – игра на рояле. Пианист тренируется по несколько часов в день: «Хорошо бы по семь часов, – это уже не только для того, чтобы держать себя в форме, а для разучивания нового материала. Но бывает и так, что вовсе не удается сыграть, тогда начинается депрессия».
Так как рояль в гастрольный тур с собой не повезешь, Дмитрий всегда договаривается с концертными залами о возможности репетиций. Например, будучи в Улан-Удэ, Дмитрий Маслеев каждый день приходил в Бурятскую филармонию и играл по несколько часов. Иногда он закрывался в филармоническом лектории, и до него невозможно было достучаться – настолько он погружался в игру.
Успех в столь престижном конкурсе Дмитрий Маслеев считает результатом труда: «Важно не просто выучить все и сыграть голые ноты, а выложиться полностью. Когда я сажусь за рояль, я полностью погружаюсь в свой собственный мир. И порой даже не замечаю, что происходит в зале».
Новый год Дмитрий планирует встретить в Санкт-Петербурге, где живет один из братьев: «Приедет отец. Вот так, в узком семейном кругу, я люблю встречать Новый год. Но не исключено, что следующий Новый год я проведу на сцене, за роялем».
Соня Матвеева, «Номер один».
Фото Дмитрия Маслеева.
Фото: Юлия Плеханова
Музыкант из Бурятии рассказал о своем пути к признанию
28-летний музыкант из Улан-Удэ сегодня один из самых востребованных пианистов планеты. После победы на конкурсе им. П.И. Чайковского Дмитрий Маслеев вошел в элиту музыкального мира. Его гастрольный график расписан на год вперед. В январе он выступит на легендарной сцене Карнеги-холла. Осенью представит ту же программу в Омске. В интервью ИА «Омск Регион» он рассказал о своем пути из Улан-Удэ к всемирной славе.
«Не верил, что стану солистом»
– Дмитрий, расскажите о своем детстве. Ваши родители связаны с музыкой?
– Нет, родители – химики-геологи. Я из Улан-Удэ. Начал заниматься музыкой в студии при школе, когда дома даже не было пианино, инструмент появился через год. И я крайне мало уделял времени музыке, занимался еще в театральной студии.
– Вы были ребенком-вундеркиндом? В четыре года научились читать, в восемь выступали в качестве пианиста на большой сцене.
– Это еще ни о чем не говорит. С оркестром я в детстве вообще не выступал. По-моему, много выступлений на публике, много конкурсов в детском возрасте – это не очень полезно для начинающего музыканта. Я начал серьезно заниматься, только когда в 14 лет уехал в Новосибирск и поступил в школу-колледж им. Глинки.
– Как родители решились отпустить вас из дома в подростковом возрасте?
– В Новосибирске учились в НЭТИ мои старшие братья. Они стали специалистами IT. И со мной поехала бабушка, огромное ей спасибо за это. Мы жили на съемной квартире, бабушка взяла на себя быт. Потом поступил в Московскую консерваторию, потом в аспирантуру Московской консерватории.
– Из каждого сибирского города вышел музыкант мирового уровня. Вы прославили Улан-Удэ, и вам присвоили звание заслуженного артиста Бурятии. Вы часто бываете в родном городе?
– У меня сейчас нет родных в Улан-Удэ, отец живет в Петербурге. Когда я приезжаю, останавливаюсь в гостинице. Я дважды открывал филармонический сезон в Улан-Удэ – в 2015-м и 2016-м.
– Когда вы поняли, что будете профессиональным пианистом и поверили в это?
– Студентом консерватории я раз в два года ездил на конкурсы. До 16–17 лет не думал, что стану профессиональным музыкантом, солистом. И даже до прошлого года не верил в это. Конкурс им. Чайковского открыл большие возможности выступлений в самых разнообразных залах, с самыми лучшими оркестрами.
«Только рояль и я»
– Конкурс им. Чайковского – престижнейший для пианистов. На первом победил Ван Клиберн. В числе обладателей первой премии были Владимир Крайнев, Михаил Плетнев, Борис Березовский, Денис Мацуев. А Николай Луганский и Питер Донохоу получили вторые премии. Как вы готовились к конкурсу?
– Когда учился в аспирантуре, я работал концертмейстером в школе искусств в Казани. И мне повезло попасть на год в Международную академию фортепианной музыки на озере Комо в Италии.
– Я прочла, что из 700 человек в академию выбрали восемь, вас в их числе…
– Я не знал, сколько человек подали заявки. А система отбора была такая: нужно было к заявке приложить диск с записью своей игры и автобиографию. Через три месяца меня пригласили на экзамен, еще через месяц сказали: «Приезжайте в сентябре». В этой деревне на озере Комо практически нечего делать, там никто из молодежи не живет. Там были только рояль и я. Система обучения такая: раз в три недели приезжает один из педагогов и студенты, их действительно не очень много – 8–10 человек. И дня четыре идут интенсивные занятия. Потом все разъезжаются. Но мне некуда было ехать, поэтому я оставался там и занимался с утра до вечера. Педагоги были прекрасные. Директор академии Уильям Наборе, а также преподавали Дмитрий Башкиров, Станислав Юденич, Фу Цонг, Кэтрин Чи, Владимир Мищук.
– В 2011 году вы стали лауреатом международного конкурса пианистов в Риме. Призом были 12 концертов в Италии и белый рояль…
– Белый рояль – это фантазия журналистов. Не знаю, почему так написали. Мне действительно подарили очень хороший рояль корейской фирмы «Самик», но он не был белым. Я перевез его в Казань.
– Вам важно, какой инструмент ждет вас на концерте?
– Марка инструмента не очень важна. Но я очень рад, что в Омском концертном зале есть замечательный Steinway. Спасибо тем, кто нашел возможность его приобрести для слушателей и исполнителей. И мне очень нравится зал. Я выступал в Омске и пять лет назад. Прекрасный зал с замечательным инструментом.
– Кто из пианистов нашего времени вас восхищает?
– Когда учился в консерватории, я часто ходил на концерты своего профессора Михаила Петухова. С удовольствием слушал игру Бориса Березовского, Николая Луганского.
– Березовский был в жюри конкурса им. Чайковского. Он назвал вашу игру гениальной…
– Эту фразу я не могу комментировать, потому что считаю, что это неправда.
– Но вам удалось сыграть вместе с Борисом Березовским?
– Да, и я получил большое удовольствие, когда мы с ним смогли в четыре руки сыграть дуэт. А самое главное, в следующем году в Москве, в филармоническом зале и в Театре Петра Фоменко, будут наши концерты. Сыграем две программы на двух роялях. Жду с нетерпением.
Исполнитель – зеркало композитора
– Дмитрий, во время конкурса им. Чайковского в вашей семье случилось горе: умерла ваша мама. Как вы сумели собраться и победить?
– Был порыв: бросить конкурс и поехать домой… Но я доиграл конкурс.
– Многие специалисты назвали вас неожиданным открытием конкурса им. Чайковского, сенсацией мирового уровня. Каким был первый результат этой победы?
– Я стал солистом Московской филармонии, появились приглашения выступить с концертами на разных площадках. И в Омске я выступаю благодаря победе на конкурсе.
– Предпочитаете выступать сольно или с оркестром?
– Я люблю и то, и то. Когда играю сольно, на следующий день опять хочется выступить сольно. Если с камерным оркестром – снова хочется играть с камерным. И с симфоническим оркестром такая же зависимость.
– Какие произведения особенно любите исполнять?
– Каждый раз мое внимание может захватить разная музыка. Но я могу обобщить, что больше всего мне нравится русская музыка: Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович. Это не значит, что произведения зарубежных авторов я не играю.
– Вы научились справляться с волнением перед выходом к слушателям?
– Лучше вообще не думать о волнении. И не думать о том, что делаешь. Чем меньше знаешь, тем лучше спишь.
– Что важнее для исполнителя – талант или трудолюбие?
– Конечно, надо много трудиться. На одном таланте никогда и никак не выедешь.
– Ваши планы концертов надолго расписаны?
– Расписаны нынешний и следующий сезоны. И на третий год накапливается уже много концертов. Но, бывает, все меняется буквально за две недели. Могут и за неделю, за день до выступления предложить куда-то поехать. Если нужно, я не отказываюсь. А однажды произошла логистическая ошибка: слушателям была объявлена не та программа, которую я собирался играть. Но ничего страшного не произошло. Это был сольный концерт, я один отвечал за него. Хуже, если бы с лету пришлось играть с симфоническим оркестром.
– И жюри конкурса им. Чайковского, и омских слушателей покорили исполнение вами сонаты №26 Бетховена, «Пляски смерти» Листа. Что вы чувствуете, когда играете музыку великих композиторов?
– Сложный вопрос. Мне трудно описать словами возникающие образы. Во время исполнения нужно окунуться в эмоции автора, которые им владели, когда он сочинял музыку. Рихтер говорил, что исполнитель должен быть зеркалом композитора.
– Дмитрий, если бы вы смогли встретиться с кем-то из великих композиторов и пианистов прошлого, кто это бы был? О чем бы вы их спросили?
– Думаю, я бы разочаровал великих. Я бы с удовольствием сходил на концерт Рахманинова, послушал его непревзойденную игру. Но говорить с классиками или сидеть рядышком за ужином я бы не осмелился.
– Маг рояля, как вас называют критики, скромный и стеснительный человек?
– Не знаю, но мне достаточно было бы побывать на концерте.
– О чем вы сегодня мечтаете?
– Отдохнуть. Потому что сейчас я почти все свое время отдаю роялю.
– Как предпочитаете отдыхать?
– На диване.