Дети михаила жарова биография личная жизнь

Дети михаила жарова биография личная жизнь thumbnail

Жаров Михаил – известный актер театра и кино, который в 1949 году получил звание Народного артиста. Михаил Иванович принял участие более чем в 60 фильмах, а также активно играл на театральных подмостках. За всю свою творческую жизнь он исполнил более 40 ролей в спектаклях. Известно, что талантливый актер Жаров пробовал свои силы и как режиссер в театре и кинематографе. Также Михаил Иванович озвучивал персонажей мультипликационных фильмов.

Детские годы

Жаров Михаил родился 15 октября 1899 года в столице. Его родители не имели никакого отношения к кинематографу. Отец будущего актера своих родителей не знал, так как его подкинули в Николаевский приют, где он потом и воспитывался. Известно, что отец будущего актера получил фамилию от своей наставницы. Так он стал Иваном Жаровым. Работал он в типографии.

Михаил Жаров подробности биографии

Про маму актера известно больше. Анна Семенова Дроздова принадлежала к крепостным крестьянам, которые жили в Смоленской губернии.

Работа в типографии

Отец будущего актера всю свою жизнь работал в типографии. Поэтому, когда Михаилу исполнилось четырнадцать лет, он тоже устроил его учеником наборщика в типографию.

Театральная карьера

В 17 лет Михаил Жаров, биография которого насыщена событиями, стал работать сначала администратором, а затем уже и помощником в труппе Оперного театра Зимина. Но трудолюбие Михаила Ивановича было столь высоко, что вскоре ему даже стали доверять роли статистов.

В 1918 году Жаров Михаил поступает в театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций. Его педагогами в этой студии стали известные режиссеры Аркадий Зонов и Валерий Бебутов.

В 1918 году состоялся и первый дебют Михаила Ивановича на сцене театра: он играл в комедии «Виндзорские проказницы», где успешно и талантливо исполнил роль Шута.

Жаров Михаил

Через два года, окончив обучение в студии, молодой актер переходит в Опытно-героический театр. Он играл в спектакле «Гроза», исполняя роль и Кудряша, и Тихона. В театральной постановке «Женитьба» ему достался персонаж Анучкина. Успешно он исполнил и роль Шанбурси в спектакле «Копилка».

Вскоре Жаров Михаил, актер, которого знает и любит вся страна, становится артистом Первого передвижного художественного театра классической комедии, который выступал на фронте. Здесь талантливый молодой человек сыграл в спектакле «Буря» роль Тринкуло, в театральной постановке «Каменный гость» – Лепорелло. Известно, что в спектакле «Золотой петушок» он успешно изобразил звездочета. В театральном представлении «Капитан Брансбоунд» он также талантливо исполнил роль Дринкоутера.

Жаров Михаил в 1921 году стал выступать на сцене Рогожско-Симоновского театра имени Сафонова, а вскоре перешел и в театр ГИТИСа, где ему давали в основном эпизодические, но очень серьезные роли. Например, в спектакле «Смерть Тарелкина» он прекрасно сыграл мадам Брандахлыстову, а в театральной постановке «Учитель Бубус» – секретаря. Также известный и талантливый актер исполнил серьезную эпизодическую роль денщика в спектакле «Мандат».

Особое место в театральной карьере известного актера Михаила Жарова, биография и личная жизнь которого всегда интересны зрителям, занимает участие в театральном движении «Синяя блуза». Этот коллектив занимался не только эстрадными выступлениями, главным его направлением была агитация. Они ставили спектакли, в которых поднимались самые разные темы. В центре внимания могли оказаться как международные политические проблемы, так и незначительные события из повседневной рутины.

Это театральное направление, начавшее свое существование в 1920 году, успешно проводило агитацию на протяжении трех лет. Свое название такой необычный театр получил из-за специальной одежды, которую носили все актеры этого театра, в том числе и Михаил Иванович Жаров. Свободная синяя блуза и черные брюки – основной костюм, в котором выходил актер на театральные подмостки.

Жаров Михаил, актер

В 1926 году Михаил Жаров переходит в Бакинский рабочий театр. Проработав в нем два года, он покидает его, но уже в 1929 году снова возвращается. В 1928 году актер Жаров играл в Казанском Большом драматическом театре. Но уже в 1930 году перешел в Реалистический театр. Но и здесь он надолго не задержался. Уже на следующий год перевелся в Камерный театр, где работал в течение восьми лет. Именно на его сцене он сыграл роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия».

В 1938 году известный актер Михаил Иванович Жаров перешел в Малый театр и остался работать там до конца своей жизни. Здесь он сыграл в тридцати спектаклях. Так, он успешно исполнил роль Касьяна в театральной постановке «Мои друзья», а также роль Ковалева в спектакле «Самый последний день».

Режиссерская деятельность в театре

Пробовал Михаил Иванович свои силы и как режиссер театральных представлений. Он поставил три спектакля на сцене. В 1938 году он стал режиссером постановки «Очная ставка», которая проходила в Камерном театре. В 1950 году в Малом театре вместе с Дудиным он создал спектакль «Голос Америки». И в 1961 году здесь же поставил произведение «Браконьеры».

Кинематографическая карьера

Свою кинематографическую карьеру актер Жаров начал в 1915 году, сыграв небольшую эпизодическую роль опричника в киноленте «Царь Иван Васильевич Грозный». Затем последовали и другие эпизодические роли. Например, в фильме «Тот, кто получает пощечины» он играет ефрейтора, а в киноленте «Аэлита» успешно исполняет роль мужика.

Михаил Жаров, биография

Свою первую главную роль талантливый актер Жаров получил в 1925 году в киноленте «Дорога к счастью» режиссера Сергея Козловского. Молодой красноармеец Егор Миронов влюбился в симпатичную юную девушку. Но дома его ожидает жена. Вернувшись домой, он узнает, что жена умерла при родах, поэтому он возвращается к своей возлюбленной.

Но все-таки широкая известность и слава к актеру Жарову пришла только лишь в 1930 годы. В это время для съемок в различных кинолентах его приглашали самые знаменитые режиссеры. Именно в это время он сыграл свою самую лучшую роль – бандита в киноленте «Путевка в жизнь».

Одна из главных ролей актера

Самой яркой и значительной работой в карьере актера Жарова стала кинолента «Близнецы» режиссера Константина Юдина. В этом комедийном проекте мужчина сыграл начальника базы Вадима Еропкина. Главная героиня находит двух близнецов. Так как у них нет родителей, женщина решает усыновить их, но Еропкин, который собирался жениться на Любе Карасевой, выступает против такого акта милосердия.

Михаил Жаров, фильмы

Однажды малыши пропадают, а их поиски приводят к тому, что находится не только их родная мать, но и выясняется, что именно Вадим Спиридонович Еропкин их отец. Эта кинолента вышла в кинопрокат в 1945 году.

Читайте также:  Эктор браво биография личная жизнь

Режиссерская работа в кино

Известно, что в 1946 году известный актер Михаил Жаров, фильмы которого знает множество людей, попробовал себя и в роли режиссера в кинематографе. Так, первой его кинолентой стала картина «Беспокойное хозяйство», в которой зритель переносится в военное время.

В годы Великой Отечественной войны солдат Огурцов спешит на свое новое место службы. По дороге он знакомится с девушкой, а когда попадает на объект старшины Семибабы, которого играет сам режиссер Жаров, то удивляется тому, как весело и музыкально проходят дни здесь.

Михаил Жаров личная жизнь

В 1973 году Михаил Жаров совместно с такими режиссерами, как Иванов и Рапопорт, снимает киноленту «Анискин и Фантомас». Главную мужскую роль, Анискина, в этой киноленте играет сам Жаров. Его герой пытается расследовать удивительное и необычное ограбление кассы.

В 1977 году неутомимый Михаил снимает еще одну киноленту, которая является продолжением предыдущей. Это фильм «И снова Анискин», который был снят совместно с режиссером Ивановым. В нем рассказывается о том, как проходит расследования дела о краже экспонатов музея прикладного искусства, который находится в деревне.

Озвучивание мультфильмов

В 1943 году Михаил Жаров, биографию и личную жизнь которого сложно описать в одной статье, озвучивает мультипликационный фильм «Сказка о царе Салтане». В этой анимационной картине он подарил свой голос одному из главных героев – царю Салтану.

Личная жизнь

Известный и популярный в советское время актер Михаил Жаров был женат четыре раза. Первой его супругой стала учительница русского языка, заслуженный преподаватель Надежда Гузовская. В этом браке у актера родился сын Евгений, который потом пошел по стопам отца. Первый свой брачный союз известный и талантливый актер заключил в 1919 году, но просуществовал он всего лишь девять лет.

В 1928 году известный актер Жаров женился второй раз. Новой избранницей Михаила Ивановича стала Людмила Полянская. Она родила актеру двух сыновей, но эти дети Михаила Жарова умерли еще в младенческом возрасте. Вместе супруги прожили четыре года, а затем Михаил Иванович ушел из семьи, оставив жене и квартиру, и даже свои любимые книги.

Дети Михаила Жарова

Третья жена героя нашей статьи – это Людмила Целиковская, которая также была актрисой кино и театра. Их брак просуществовал пять лет, а затем распался из-за нового романтического увлечения Людмилы Васильевны.

С четвертой женой у известного актера была разница в 30 лет. Михаил познакомился с дочерью врача-кардиолога Маей Гельштейн в Истринском санатории. Свою семью они создали в 1949 году, а уже через два года у счастливой пары родилась дочь Анна, которая впоследствии стала актрисой. После этого на свет появилась еще одна девочка – Елизавета.

Умер актер Жаров в середине декабря 1981 года в столице.

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 21 ноября 2017;
проверки требуют 57 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Жаров.

Михаи́л Ива́нович Жа́ров (15 (27) октября 1899, Москва — 15 декабря 1981, Москва) — советский актёр и режиссёр театра и кино. Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1949). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1942, 1947). Член ВКП(б) c 1950 года.

Биография[править | править код]

Михаил Жаров родился 15 (27) октября 1899 года (по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября 1900 года) в Москве в семье типографского рабочего. Его отец был подкидышем, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном»[2]. Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию печатника.

Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии[3]. В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог перебраться ей в Москву и устроил на работу в прачечную Ольшванга. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери[2].

Семья жила рядом с Екатерининским парком, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах[2]. В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.

В театре[править | править код]

С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе Оперного театра Зимина. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.

В 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, где обучался у Аркадия Зонова и Валерия Бебутова. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии Шекспира «Виндзорские проказницы». По окончании студии в 1920 году некоторое время служил в Опытно-героическом театре, затем — в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии. В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, однако в том же году перешёл в Театр ГИТИСа, где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли. Участвовал в театральном движении «Синяя блуза»[4].

Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой Всеволода Мейерхольда и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.

Среди наиболее запоминающихся персонажей тех лет: нелепый домоуправ в «Зойкиной квартире» (1927) по Михаилу Булгакову, балагур Васька Окорок в «Бронепоезде 14-69» (1927) по Всеволоду Иванову, демобилизованный будённовец в «Первой Конной» (1929) и грубоватый матрос Алексей в «Оптимистической трагедии» (1933) по Вcеволоду Вишневскому.

В 1926—1927 и в 1929 годах играл в Бакинском рабочем театре, в 1928 году — в Казанском Большом драматическом театре, в 1930 году — в Реалистическом театре. В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года[5].

С 1938 года и до конца жизни служил актёром Малого театра, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.

Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.

Читайте также:  Биография актера андрея биланова личная жизнь

В кино[править | править код]

В кино дебютировал эпизодической ролью опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный» (1915)[2]. Первую большую роль красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой, сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью». В те годы Михаила Жарова считали непревзойдённым мастером эпизода («Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки»).

Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

В 1930-е годы благодаря кино к артисту пришла всенародная слава. Он был нарасхват. Его приглашали самые известные режиссёры. В 1931 году он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана в первом художественном звуковом фильме СССР «Путёвка в жизнь» Николая Экка. В фильмах Григория Козинцева и Леонида Трауберга «Возвращение Максима» (1937) и «Выборгская сторона» (1938) он исполнил роль самодовольного конторщика Дымбы.

У Владимира Петрова он снялся в двух фильмах: «Гроза» (1934) в роли весёлого озорника Кудряша и «Пётр Первый» (1937—1938) в роли добродушного, неунывающего царедворца Меншикова. У Исидора Анненского он сыграл сразу несколько чеховских ролей: громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова в водевиле «Медведь» (1938), жизнерадостного учителя Коваленко в комедии «Человек в футляре» (1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова в драме «Анна на шее» (1954).

В военные годы сыграл удалого казака Перчихина в историко-революционной эпопее братьев Васильевых «Оборона Царицына» (1942) и Малюту Скуратова — хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя — в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944).

После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «Беспокойное хозяйство» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой Людмилой Целиковской, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943—1948 годы).

Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер Анискин. Его приключения составили целый мини-сериал: «Деревенский детектив» (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), «Анискин и Фантомас» (1973) и «И снова Анискин» (1978). Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве от перитонита. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9)[6].

Личная жизнь[править | править код]

Михаил Жаров
и Людмила Целиковская

  • Первая жена (1919—1928) — Надежда Гузовская (1898—?), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Жила в Москве на улице Новопесчаной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией — в Минске.
    • Сын — Евгений (1921—1995), актёр театра в Ленинграде, жена Яна, дочь Елена.
  • Вторая жена (1928—1942) — Людмила Полянская. В браке родились 2 сына, умершие во младенчестве.
  • Третья жена (1943—1948) — Людмила Васильевна Целиковская (1919—1992), актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1963).
  • Четвёртая жена (с 1949) — Майя Гельштейн-Жарова (1930—1991), дочь известного врача-кардиолога Элиазара Гельштейна.
    • Дочери — Анна (род. 1951), актриса Малого театра, и Елизавета (род. 1953), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

Михаил Жаров увлекался филателией, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках»[7]. Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало[7]. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.

Театральные работы[править | править код]

Театр Художественно-просветительного союза рабочих организаций[править | править код]

  • 1919 — «Виндзорские проказницы» У. Шекспира — Шут

Опытно-героический театр[править | править код]

  • «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш и Тихон
  • «Копилка» Э. Лабиша — Шанбурси
  • «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин

Передвижной фронтовой театр и Рогожско-Симоновский театр имени А. К. Сафонова[править | править код]

  • «Буря» У. Шекспира — Тринкуло
  • «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лепорелло
  • «Золотой петушок» по А. С. Пушкину — Звездочёт
  • «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу — Дринкоутер

Бакинский рабочий театр[править | править код]

  • «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Солдат
  • «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Васька-Окорок

ГосТиМ[править | править код]

  • 1921 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — мадам Брандахлыстова
  • 1925 — «Учитель Бубус» А. М. Файко — секретарь
  • 1925 — «Мандат» Н. Р. Эрдмана — денщик

Камерный театр[править | править код]

  • 1933 — «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского — Алексей

Малый театр[править | править код]

  • 1939 — «Волк» Л. М. Леонова — Кукуев
  • 1941 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Аполлон Викторович Мурзавецкий
  • 1945 — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина — Гололоб
  • 1946 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий
  • 1947 — «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва — капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Морфи
  • 1947 — «Великая сила» Б. С. Ромашова — Шибанов
  • 1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Толбухин
  • 1949 — «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова — Лавров
  • 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва — капитан Вальтер Кидд
  • 1951 — «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева — Бобров
  • 1952 — «Васса Железнова» М. Горького — Прохор Борисович Храпов
  • 1952 — «Северные зори» Н. Н. Никитина — Фролов
  • 1954 — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Иннокентий
  • 1955 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев
  • 1956 — «Деньги» А. В. Софронова — Андрей Николаевич Татарников
  • 1956 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) — Митрич[8]
  • 1958 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Морж
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Павел Кириллович Лебедев
  • 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Маршалов
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета — Ягуб
  • 1962 — «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) — Савёл Прокофьевич Дикой[9]
  • 1963 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден
  • 1964 — «Страница дневника» А. Е. Корнейчука — Гроза
  • 1967 — «Джон Рид» Е. Р. Симонова — Панчо Вилья
  • 1968 — «Мои друзья» А. Е. Корнейчука — Касьян
  • 1969 — «Золотое руно» А. Гуляшки — полковник Манов
  • 1970 — «Так и будет» К. М. Симонова — Воронцов
  • 1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева — Ковалёв
  • 1974 — «Пучина» А. Н. Островского — Боровцов

Режиссёрские работы в театре[править | править код]

  • 1938 — «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр)
  • 1950 — «Голос Америки» Б. А. Лавренёва (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным)
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр)

Работа в кино[править | править код]

Роли в кино[править | править код]

  • 1915 — Царь Иван Васильевич Грозный — опричник
  • 1916 — Тот, кто получает пощёчины — берейтор
  • 1924 — Аэлита — мужик
  • 1924 — Папиросница от Моссельпрома — служащий и носильщик
  • 1925 — Дорога к счастью — Егор Миронов
  • 1925 — Его призыв — рабочий
  • 1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — маляр
  • 1926 — Мисс Менд — унылый половой
  • 1926 — Последний выстрел — приказчик Журкин
  • 1926 — Случай на мельнице — Ефим, сын Герасима
  • 1927 — Аня (Тайна Ани Гай)  — Ждан
  • 1927 — Дон Диего и Пелагея — Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»
  • 1927 — Кто ты такой? — студент
  • 1927 — Человек из ресторана — официант
  • 1928 — Без ключа (короткометражный) — студент Коля
  • 1928 — Белый орёл — чиновник
  • 1929 — Два-Бульди-два — председатель РевКома
  • 1929 — «Живой труп» — свидетель
  • 1931 — Манометр – 2
  • 1931 — Никита Иванович и социализм (короткометражный)
  • 1931 — Путёвка в жизнь — Фомка «Жиган»
  • 1932 — Двадцать шесть бакинских комиссаров (фильм) — меньшевик
  • 1932 — Мёртвый дом — офицер
  • 1933 — Окраина — студент Краевич
  • 1933 — Гроза — Ваня Кудряш
  • 1933 — Марионетки — начальник пограничного поста
  • 1934 — Мечтатели — Хайлов
  • 1935 — Любовь и ненависть — Куква
  • 1935 — По следам героя — милиционер
  • 1935 — Три товарища — Зайцев
  • 1937 — Возвращение Максима — Платон Васильевич Дымба, конторщик, «король петербургского бильярда»
  • 1937 — Пётр Первый — Александр Данилович Меншиков
  • 1938 — Выборгская сторона — Платон Васильевич Дымба, анархист
  • 1938 — Медведь (короткометражный) — Григорий Степанович Смирнов
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина — следователь Ларцев
  • 1939 — Степан Разин — Лазунка
  • 1939 — Человек в футляре — Коваленко
  • 1941 — Богдан Хмельницкий — дьяк Гаврила
  • 1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») — дед
  • 1942 — Оборона Царицына — казак Перчихин
  • 1942 — Секретарь райкома — партизан Гаврила Русов
  • 1943 — Актриса — артист Жаров (камео)
  • 1943 — Во имя Родины («Русские люди») — военфельдшер Иван Иванович Глоба
  • 1943 — Воздушный извозчик — лётчик Иван Кузьмич Баранов
  • 1943 — Юный Фриц (короткометражный) — Фриц
  • 1944 — Иван Грозный (1-я серия) — Малюта Скуратов
  • 1945 — Близнецы — Вадим Спиридонович Еропкин + вокал
  • 1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») — Малюта Скуратов
  • 1946 — Беспокойное хозяйство — старшина Семибаб + вокал
  • 1947 — За тех, кто в море — Михаил Михайлович Харитонов
  • 1948 — Мичурин — Семён Семёнович Хренов
  • 1949 — Счастливый рейс — шофёр Зачёсов
  • 1954 — Анна на шее — Артынов
  • 1954 — Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») — Лаптев
  • 1957 — Сапоги (короткометражный) — Павел Александрович Блистанов
  • 1958 — Девушка с гитарой — Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина
  • 1958 — Красные листья — Казимир Шипшинский
  • 1959 — Млечный путь — Михаил Силович
  • 1961 — Чужой бумажник (короткометражный) — Николай Никанорович Старосельцев
  • 1963 — Внимание! В городе волшебник! — повар
  • 1963 — Каин XVIII — военный министр
  • 1966 — Старшая сестра — дядя Митя Ухов
  • 1968 — Деревенский детектив — Фёдор Иванович Анискин, муж Глафиры Лукьяновны, отец Пети и Зины, сельский участковый, лейтенант милиции
  • 1972 — Горизонт № 8 (научно-популярный) — ведущий
  • 1973 — Анискин и Фантомас — Фёдор Иванович Анискин, муж Глафиры Лукьяновны, сельский участковый, старший лейтенант милиции
  • 1978 — И снова Анискин — Фёдор Иванович Анискин, муж Глафиры Лукьяновны, сельский участковый, майор милиции
Читайте также:  Ирина пегова личная жизнь сейчас биография

Телеспектакли[править | править код]

  • 1953 — Васса Железнова — Прохор Борисович Храпов
  • 1966 — Театральные встречи БДТ в Москве
  • 1972 — Развод по-нарымски — Фёдор Иванович Анискин, лейтенант милиции
  • 1973 — Самый последний день — Семён Митрофанович Ковалёв
  • 1973 — Так и будет — Воронцов
  • 1974 — Дом Островского — Лыняев
  • 1974 — Сэр Джон Фальстаф — Фальстаф
  • 1977 — По страницам «Голубой книги» — рассказчик
  • 1978 — Власть тьмы — Митрич

Режиссёр кино[править | править код]

  • 1946 — Беспокойное хозяйство
  • 1973 — Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом)
  • 1977 — И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)

Озвучивание[править | править код]

  • 1943 — Сказка о царе Салтане (анимационный) — Царь Салтан

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1970 — Жаров рассказывает (документальный)
  • 1973 — Наш друг Максим (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 1977 — Любите ли вы театр? (документальный)
  • 2005 — Михаил Жаров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2007 — Сны и явь Михаила Жарова (документальный)
  • 2010 — Михаил Жаров (из документального цикла «Острова (телепередача)|Острова»)
  • 2010 — Михаил Жаров (из документального цикла об актёрах советского и российского кино «Человек в кадре» на телеканале «Время»)
  • Легенды Мирового Кино (из цикла телевизионных художественно-постановочных программ телеканала «Культура») (документальный)

Награды и звания[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (4 ноября 1974)
  • Заслуженный артист Республики (1935)
  • Народный артист РСФСР (21 апреля 1944)
  • Народный артист СССР (26 октября 1949)
  • Народный артист Азербайджанской ССР (18 июня 1964)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли князя А. Д. Меншикова в фильме «Пётр Первый» (1937, 1938)
  • Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли казака Перчихина в фильме «Оборона Царицына» (1-я серия)
  • Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли Михаила Михайловича Харитонова в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
  • Три ордена Ленина (1967, 1970, 1974)
  • Орден Октябрьской Революции (1979)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1938, 1949)
  • Орден Красной Звезды (1944)
  • Медаль «За трудовое отличие» (1967)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • ВКФ (Почётный диплом жюри за исполнение главной роли, фильм «Деревенский детектив», 1970, Минск)
  • Премия МВД России (посмертно)

Память[править | править код]

  • В 1970 году на студии «Центрнаучфильм» был снят фильм «Жаров рассказывает…» о творчестве актёра (режиссёр Владимир Томберг).
  • В Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.

Литература[править | править код]

  • Жаров М. И. Жизнь, театр, кино. М., 1967.
  • Меттер И. Михаил Жаров. М., 1939.
  • Ефимов Н. Михаил Жаров. Л., 1940.
  • Краснов П. Народный артист СССР М. И. Жаров. М., 1951.
  • Эфрон Н. «Алексей» — Жаров // Театр № 8, 1937. С. 128—129.
  • Боровой Л. Заметки об актёрских удачах // Театральный альманах. Кн. 7. М., 1948. С. 95—96.
  • Медведев Б. Рождение «Оптимистической трагедии» // Театр № 9, 1957. С. 74—78.
  • Рыжова В. Полнота жизнеощущения // Театральная жизнь № 21, 1960. С. 22-23.
  • Гершкович А. А. Михаил Жаров. — М.: Искусство, 1976. — 152 с. — (Мастера советского театра и кино).
  • Соболев Р. П. Михаил Жаров. М., ВБПК, 1985.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Михаил Жаров на сайте проекта Чапаев
  • Михаил Иванович Жаров. Сайт «Герои страны».
  • М. И. Жаров на сайте Малого театра
  • Биография М. И. Жарова на сайте RusActors.ru
  • Михаил Жаров. Как они умерли // Советский экран
  • д/ф «Михаил Жаров. Счастья баловень безродный» (Первый канал, 2007)

Источник