Дети любовь орлова биография личная жизнь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Орлова; Орлова, Любовь.
Любо́вь Петро́вна Орло́ва (29 января [11 февраля] 1902, Звенигород — 26 января 1975, Москва) — советская актриса театра и кино, певица, танцовщица, пианистка. Кавалер ордена Ленина (1939). Лауреат двух Сталинских премий I степени (1941, 1950). Народная артистка СССР (1950)[2].
Биография[править | править код]
Любовь Орлова родилась 29 января [11 февраля] 1902 года в Звенигороде (ныне в Московской области) в дворянской семье. Её отец Пётр Фёдорович Орлов (1867—1938) служил в военном ведомстве. Мать Евгения Николаевна Сухотина (1878—1945) происходила из старинного дворянского рода.
Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и, когда ей исполнилось семь лет, отдали её в музыкальную школу.
Любовь Орлова в юности. Уроки фортепиано
В 1919 году окончила Московскую среднюю школу. В 1919—1922 годах училась в Московской консерватории по классу фортепиано у К. А. Киппа[3]. Из-за трудного материального положения и, возможно, также проявившейся формы болезни Меньера с поражением слуха, учёба в консерватории не была окончена. С 1922 по 1925 год училась на хореографическом отделении Московского театрального техникума им. А. В. Луначарского (ныне ГИТИС), параллельно брала уроки актёрского мастерства у педагога Е. С. Телешовой, режиссёра Художественного театра. С 1920 по 1926 год работала преподавателем музыки и тапёром (музыкальное сопровождение немых кинофильмов) в кинотеатрах Москвы: «Унион» (позднее — кинотеатр повторного фильма), «Арс», «Великий Немой», «Орфеум» и выступала с концертными номерами перед киносеансами в кинотеатре «Арс».
В 1926 году вышла замуж за А. Г. Берзина, заместителя начальника административно-финансового управления Народного комиссариата земледелия (Наркомзема). Будучи крайне занятыми, супруги проводили мало времени вместе, хотя А. Г. Берзин содержал её и всех родственников.
После окончания Московского театрального техникума, с 1926 по 1933 год — хористка, затем актриса Музыкального театра им. народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне — Московский академический музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко).
В 1930 году муж был арестован по делу Трудовой крестьянской партии. В 1931 году был сослан в Казахстан.
Как артистка хора и кордебалета, была занята, в основном, в эпизодических ролях. Однако даже в этих ролях её музыкальный и драматический талант многим бросался в глаза. Но она, будучи вполне обеспеченной, не мешала другим делать карьеру. Только после того, как материальное положение её катастрофически ухудшилось из-за ареста мужа, она стала искать возможность строить свою карьеру. В 1932 году роль Периколы в одноимённой оперетте Ж. Оффенбаха вывела её из состава хора и сделала солисткой.
В 1933 году состоялась встреча актрисы с молодым начинающим режиссёром Г. В. Александровым, которая сыграла решающую роль в её дальнейшей судьбе. Она стала его женой, он снимал её в своих фильмах.
В 1933 году художник П. Вильямс посоветовал Г. Александрову сходить в Музыкальный театр В. И. Немировича-Данченко, где в спектакле «Перикола» играла 31-летняя Любовь Орлова. Режиссёр последовал этому совету, пришёл на спектакль и сразу же был пленён не только талантом актрисы, но и её внешностью. В тот же день они познакомились. Сомнений в том, кто будет играть роль Анюты в его новом фильме, у режиссёра после этого не осталось.
Типаж актрисы — человек нового времени, энергичный, оптимистичный, обаятельный, весело и настойчиво шагающий в светлое настоящее и будущее.
Любовь Орлова в фильме «Весёлые ребята», 1934 год
Театровед и критик В. Вульф писал:
… Александров слепил её именно по образцу Марлен Дитрих. Скажем, в «Веселых ребятах» у неё был знаменитый цилиндр — и только в конце 1960-х годов стало ясно, что это тот самый цилиндр, в каком выступала Марлен Дитрих в «Голубом ангеле». В «Цирке» Орлова снимает свой чёрный парик и остается блондинкой — у неё половина головы чёрная, а половина платиновая, — это тоже кадр из фильма Марлен. Но советский зритель не знал, кто такая Марлен Дитрих. Очень узкий круг людей, в том числе людей искусства, видели западные фильмы, когда их для избранных показывали в Управлении кинематографии в Гнездниковском переулке.
Любовь Орлова в роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936)
Актриса профессионально пела (лирико-колоратурное сопрано), играла на фортепиано, танцевала, исполняла акробатические трюки. Она выступила в главных ролях фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Весна» где продемонстрировала многогранность своего таланта.
В 1940г вышел на экраны фильм «Светлый путь», отражающий «стахановское» движение в стране, где Орлова исполняет знаменитый «Марш энтузиастов» (Д. Актиль — И. Дунаевский) и играет роль ткачихи-многостаночницы (прототип — Валентина Гаганова).
Любовь Орлова выступает перед солдатами на фронте, 1944 год
В 1934—1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм», в 1945—1949 — Театр-студия киноактёра (ныне Государственный театр киноактёра), параллельно певица «Гастрольбюро». Во время войны выступала с концертами перед советскими солдатами практически на всех фронтах: под Минском и Киевом, Орлом и Белгородом, Харьковом и Курском[5]. В 1949—1955 годах работала по договорам[6].
С 1955 года — актриса Театра имени Моссовета.
В 1974 году снят последний фильм с участием актрисы «Скворец и Лира».
Член Союза кинематографистов СССР.
Скончалась 26 января 1975 года от рака поджелудочной железы. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3)[7].
В 2014 году адвокат А. Добровинский купил дачу во Внуково, ранее принадлежавшую Любови Орловой и Григорию Александрову, а также личный архив актрисы и режиссёра[8].
Личная жизнь[править | править код]
- Первый муж (1926—1930) — Андрей Гаспарович Берзин (1893—1951), заместитель начальника административно-финансового управления Наркомата земледелия. В 1930 году был арестован по делу Трудовой крестьянской партии и в 1931 году был сослан в Казахстан, где работал экономистом-плановиком в «Союзпромкорме». В 1938 году повторно арестован и заключён в ГУЛАГ. В ссылке пробыл до окончания войны, после чего вернулся в Москву. Умер в 1951 году от рака, в Латвии, где жил у родственников[9]. О судьбе мужа после его ареста актриса ничего не знала, и, уже будучи женой Г. Александрова, просила И. Сталина узнать о его судьбе и помочь ему.
- Гражданский муж (1932—1933) — Франц, австрийский импресарио.
- Второй муж (1933—1975) — Григорий Александров (1903—1983), кинорежиссёр, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1948).
Детей не было.
Награды и звания[править | править код]
Заслуженная артистка РСФСР Любовь Орлова и Заслуженный деятель искусств РСФСР Григорий Александров на Красной площади, 7 ноября 1935 года
- Заслуженная артистка РСФСР (1935)
- Народная артистка РСФСР (5.11.1947)
- Народная артистка СССР (6.03.1950)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Марион Диксон в фильме «Цирк» (1936) и роли Стрелки в фильме «Волга-Волга» (1938)
- Сталинская премия первой степени (1950) — за исполнение роли американской журналистки Джаннетт Шервуд в фильме «Встреча на Эльбе» (1949)
- Орден Ленина (1.02.1939)
- Два ордена Трудового Красного Знамени (1.04.1938, 4.11.1967)
- Медаль «За оборону Кавказа» (1944)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
- Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947)
- Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
- Медаль «За освоение целинных земель»
- Юбилейный значок «XX лет советской кинематографии» (1940)
- VIII Венецианский кинофестиваль (1947, специальный приз фестиваля за лучшую женскую роль (в фильме «Весна») (разделила с И. Бергман).
- IV Международный кинофестиваль в Марианске-Лазне (1949, премия Мира за фильм «Встреча на Эльбе»)
- Почётная грамота Советского комитета защиты мира (1960)[10].
Творчество[править | править код]
Роли в кино[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко[править | править код]
- «Перикола» Ж. Оффенбаха — Перикола
- «Дочь мадам Анго» Ш. Лекока — Герсилья
- «Корневильские колокола» Р. Планкета — Серполетта
- 1927 — «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля, режиссёр: Л. В. Баратов — Жоржета[11]
Театр имени Моссовета[править | править код]
- 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Джесси
- 1953 — «Сомов и другие» М. Горького — Лидия
- 1955 — «Лиззи Мак-Кей» по пьесе Ж.-П. Сартра «Добродетельная шлюха», режиссёр: И. Анисимова-Вульф — Лиззи
- 1958 — «Нора» Г. Ибсена — Нора
- 1963 — «Милый лжец» Дж. Килти — Патрик Кэмпбэлл
- 1972 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, режиссёр: Л. В. Варпаховский — Этель Сэвидж (ввод)
Память[править | править код]
Памятник Любови Орловой в Звенигороде. Архитектор А. Рожников |
- В Звенигороде, на родине артистки, открыт Культурный центр имени Любови Орловой, около которого установлен памятник.
- В Москве, на доме, где в 1966—1975 годы жила актриса (Большая Бронная улица, дом 29), установлена мемориальная доска.
- В 1972 году именем актрисы был назван астероид, открытый в обсерватории в Бахчисарайском районе Крыма.
- В 1976 году на верфи в Югославии было спущено на воду круизное судно, названное «Любовь Орлова».
- В её честь в 1985 году назван кратер «Орлова» на Венере.
- В 1989 году композитор и певец И. Николаев написал и исполнил песню «Бенгальские огни» (другое название — «Любовь Орлова»). Эту песню он посвятил памяти актрисы. Авторы слов — Игорь Николаев и Игорь Кохановский.
- В 1997 году в честь Любови Орловой были названы разновидности фиалки и флокса.
- В 2001 году в честь актрисы была выпущена почтовая марка России.
Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения Л. П. Орловой. 2 рубля, серебро, 2002 год
Почтовая марка России, 2001 год
Памятник на Новодевичьем кладбище
Фильмы и телепередачи об Орловой[править | править код]
- 1969 — Любовь Орлова. Передача о творчестве
- 1983 — Любовь Орлова (документальный)
- 1996 — В поисках утраченного. Любовь Орлова
- 2002 — Воплощённое счастье. Любовь Орлова
- 2003 — Больше, чем любовь. Григорий Александров и Любовь Орлова (документальный фильм)
- 2005 — Три любви Любови Орловой
- 2006 — Любовь Орлова, Григорий Александров (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2006 — Утёсов. Песня длиною в жизнь (телесериал), Украина. В роли Любови Орловой — Людмила Смородина
- 2006 — Сталин. Live (телесериал). В роли Орловой — Екатерина Галахова
- 2007 — Сказка о Золушке или Фемина Совьетика (документальный)
- 2007 — Три персонажа в поисках роли
- 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
- 2015 — Орлова и Александров (телесериал). В роли Любови Орловой — Олеся Судзиловская
- 2015 — Любовь Орлова. Шипы и розы (документальный фильм)
- 2016 — Любовь Орлова. Двуликая и великая (документальный фильм)
- 2020 — Больше, чем любовь. Любовь Орлова и Григорий Александров (документальный фильм)[12]
Литература[править | править код]
- Иван Фролов. «Любовь Орлова». — М.: Панорама, 1997. — 272 с. — ISBN 5-85220-535-4.
- Дмитрий Щеглов. «Любовь и маска». — М.: Олимп, Русич, 1998. — ISBN 5-7390-0512-4.
- Юрий Сааков. «Любовь Орлова». — М.: Алгоритм, 2002. — 56 с. — ISBN 5-9265-0053-2.
- Александр Xoрт. «Любовь Орлова». — М.: Молодая гвардия, 2007. — 400 с. — ISBN 978-5-235-03020-6.
- Юрий Сааков. «Неизвестная Орлова». — М.: Майор, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-699-53554-5.
- Николай Надеждин. «Григорий Александров и Любовь Орлова:«Любовь на двоих». — М.: Алгоритм; Эксмо, 2010. — ISBN 978-5-98551-101-7.
- Нонна Голикова. «Любовь Орлова». — М.: Молодая гвардия, 2014. — 240 с. — ISBN 978-5-235-03745-8.
- Марк Кушниров. «Любовь Орловой и Александрова. Жизнь как кино». — М.: Эксмо, 2015. — 384 с. — ISBN 978-5-699-79331-0.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Любовь Орлова на сайте «Наш Фильм».
- В. А. Разумный Воспоминания современника о Л. П. Орловой
- Грамзаписи Л. П. Орловой на сайте Энциклопедия российской грамзаписи Russian-Records.com
- «Про Любовь. Знакомство и общение с Любовью Орловой и Григорием Александровым» — на сайте «Генерал Цвигун. Частные хроники».
В СССР в предвоенные годы любой человек мог попасть в лагеря за неугодную властям фразу.
Каждый шаг писателей, художников и артистов – тем более был на виду властей. И популярный артист за неуместный анекдот завтра мог стать арестантом.
В это сложное время особенно любопытна судьба известной актрисы Любови Орловой.
Дворянская родня
Любовь Орлова родилась в 1902 году в дворянской семье и происходила из древнего рода Рюриковичей. Граф Орлов, любимец Екатерины Второй, был прапрадедом актрисы, а отец Любы был военным чиновником.
По материнской линии Орлова состояла в родстве с графом Львом Толстым.
Необычно, что женщина с такой опасной в 30-е годы родословной становится любимой актрисой Сталина и кумиром миллионов советских людей.
Первые успехи
Сам Шаляпин, бывая у Орловых, отмечал способную игру девочки в домашних постановках, и советовал занятия в театре.
После учебы в Московской консерватории и Гитисе с 1926 года Любовь пела и играла в театральных постановках. Уже в то время способности и звездная внешность отличали Орлову из толпы коллег.
Из-за патологии внутреннего уха Орловой пришлось оставить Московскую консерваторию.
Любовь Орлова в юности
Триумф
В 1933 году Орлова выходит замуж за начинающего режиссера Григория Александрова и снимается в его картине «Веселые ребята».
Любовь Орлова в фильме “Веселые ребята”
Великолепная пара любящих друг друга людей в эпоху политизированного творчества умела делать воздушные и невероятно популярные фильмы, как «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь».
Любовь Орлова и Григорий Александров
Советская Марлен Дитрих
Из за запрета зарубежного творчества, мало советских граждан знали Марлен Дитрих.
Но режиссер Александров специальных просмотрах постоянно знакомился с иностранными кинокартинами.
В фильме «Веселые ребята» у Орловой появился цилиндр, как у Дитрих в картине «Голубой ангел».
Любовь Орлова и Марлен Дитрих
Закат
В 1960-ых Орлова реже снимается в кино.
В 1972 году вышел очень неоднозначный фильм «Скворец и Лира» – последняя работа с участием Орловой, где 71-летняя актриса играла молодую разведчицу Лиру.
Любовь Орлова в роли Лиры
Награды
1. Дважды лауреат Сталинской премии: за фильмы «Цирк» и «Встреча на Эльбе».
2. Орден Ленина и два ордена Трудового Красного Знамени.
3. Звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР и СССР.
Любовь Орлова 1950-е
Дети в жизни артистки
Детей у Орловой не было.
После смерти артистки появилась информация о двух абортах от Григория Александрова.
Возможно, аборты и стали причиной бесплодия Орловой.
Кстати, актриса одной из первой в СССР использовала спираль, предохраняющую от беременности.
Вечная молодость
Информацию о пластических операциях Орловой часто обсуждали фанаты.
Актриса всегда следила за собой и выглядела моложе своих лет: Орлова первая в Союзе делала пластику по подтяжке век.
Умерла великая артистка в 1975 году от онкологического заболевания. Григорий Александров пережил супругу на 8 лет.
Великая судьба
Жизнь и карьера Любовь Орловой во многом зависела от Сталина, который восхищался талантом актрисы.
Статус любимицы вождя защищал артистку от недоброжелателей, но одновременно накладывал на Орлову невыносимую ответственность.
Ведь судьба родственников Орловой, с опасной биографией, жизнь сестры и супруга напрямую зависела от умения актрисы играть так, чтобы власти были довольны.
И Любовь Орлова смогла не просто выжить, но и сделать яркую и блистательную карьеру.
Читайте так же: 12 неизвестных страхов звезд зарубежного кино
Если эта история была полезной: ПОДПИШИСЬ НА КАНАЛ И РАСШИРЬ СВОЙ КРУГОЗОР НАШИМИ СТАТЬЯМИ
Великолепного дня!
Она была настоящей звездой советского кинематографа. Про их брак с режиссером Александровым ходили слухи, за ее нарядами следила вся страна, а про настоящий возраст Любови Орловой мало кто знал до самой ее смерти.
29 января отмечается годовщина со дня рождения одной из главных актрис раннего советского кинематографа, а 26 января — это годовщина ее смерти в 1975 году.
Несущая «голливудское начало»
Знакомство Григория Васильевича и Любови Петровны состоялось в мае 1933 года. К тому времени 30-летний Александров вернулся из поездки по Америке с навязчивой идеей снять настоящую музыкальную комедию. «Чем мы хуже Голливуда!» — уверенно говорил он. Поездка его потрясла, он увидел новые возможности для кино. Даже своему сыну Василию после возвращения в СССР сменил имя в паспорте — записал его Дугласом в честь полюбившегося ему актера Дугласа Фэрнбекса. Он так был занят кино, что едва заметил, как его жена Ольга Иванова от него ушла (потом она стала супругой актера Бориса Тенина). Ну какие могут быть семейные неурядицы, когда он уже задумал будущую комедию «Веселые ребята», которая должна быть лучше голливудских! Пригласить Леонида Утесова режиссер решил, еще работая над сценарием. А вот исполнительницы главной женской роли у него не было.
В то время Любовь Орлова работала в музыкальной студии Владимира Немировича-Данченко. Она успела расстаться с первым мужем — Андреем Берзиным, в свое время занимавшим высокую должность в Наркомате земледелия, а в 1930 году арестованным на долгий срок. И на момент встречи с Александровым за 31-летней актрисой ухаживал австрийский дипломат по имени Фриц.
По поводу того, как режиссер Александров узнал об актрисе Орловой, существует две версии — его и ее.
Орлова и Александров (справа) на съемках фильма «Одна семья»
Григорий Васильевич вспоминал, что коллеги рассказали ему о невероятно талантливой и красивой актрисе, несущей в себе «голливудское начало». Он пришел на оперетту «Перикола», где Орлова исполняла главную роль, и воскликнул: «Все, иду вербовать!» На следующий же день они вместе появились на творческом вечере тенора Леонида Собинова в Большом театре.
Версия Любови Петровны совершенно иная. Дескать, она сама решила познакомиться с Александровым, услышав о том, что снимается какая-то невероятная новая джаз-комедия.
— Узнав о пробах в «Веселых ребятах», Любочка поехала на киностудию, — вспоминает внучатая племянница актрисы, драматург Нонна Голикова. — Она зашла в павильон к Григорию Васильевичу в порядке общей очереди. Вошла — и влюбилась в него сразу же: «Мне показалось, что передо мной сидит златокудрый и голубоглазый бог».
Кстати, среди прочих кандидаток на роль была и певица Клавдия Шульженко, которую рекомендовал Утесов. Орлова не произвела особого впечатления в толпе претенденток, но не сдалась. Выяснила, что у нее и Александрова есть общая знакомая — режиссер документального кино Лидия Степанова. Ее-то она и попросила организовать неформальную встречу с режиссером. Лидия Ильинична согласилась, и через несколько дней будущие муж и жена встретились за столом на ее уютной кухне. Уже через десять минут после начала их разговора хозяйка квартиры поняла, что она лишняя в этой компании, и ушла гулять. Именно в этот вечер Любовь Петровна сумела убедить Александрова работать именно с ней. Григорий Васильевич, поддавшись ее обаянию, согласился.
«Веселые ребята» (1934)
На съемках «Цирка» получила ожог третьей степени
После выхода на экраны «Веселых ребят» Любовь Орлова сразу стала популярной. Ее приглашают на правительственные приемы в Кремль, где ею восторгается сам Сталин, присваивают звание заслуженной артистки РСФСР. Она больше не может пройти по улице неузнанной. Во время гастролей в Одессе толпу фанатов, поджидающих артистку у гостиницы, пришлось разгонять при помощи брандспойтов!
На волне успеха Александров решает снять еще одну музыкальную комедию — «Цирк» по сценарию Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева. Во время съемок Любовь Орлова попадает в больницу. Казус приключился во время работы над ставшей знаменитой сценой, когда героиня Орловой Марион Диксон танцует на пушке. В ствол четырехметрового бутафорского орудия поместили мощный осветительный прибор, а на жерло — платформу диаметром 75 сантиметров из закаленного стекла. Исполнив чечетку на стекле и песенку со словами «Я из пушки в небо уйду, диги-диги-ду…», актриса должна была сесть на эту платформу. Но ни режиссер, ни осветители не подумали о том, что стекло, если включить осветительный прибор, к тому моменту станет горячим! Актрисе пришлось садиться в тонком прозрачном трико на пышущую жаром платформу. Съемка идет, Орлова, ощущая, как на раскаленном стекле плавятся блестки ее костюма, тем не менее терпит и продолжает петь. Но как только дубль был снят, актриса закричала, чтобы ее немедленно снимали. С ожогом третьей степени мягких тканей задней поверхности бедер ее увезли в больницу. Говорят, в кругу друзей актриса сама над собой подшучивала: «После этих съемок я еще долго ходила в туалет в позе орла».
«Цирк» (1936)
Орлова еще раз испугала окружающих во время съемки. На железнодорожной станции Суково (ныне — Солнечная) работали над эпизодом, когда Диксон, спасаясь от разъяренной толпы расистов, бежит со своим чернокожим ребенком к отбывающему со станции поезду. Она должна успеть вскочить на ступеньку в самый последний момент. Во время очередного дубля Орлова спотыкается о камень, растягивается на земле. Кукла-ребенок отлетает на несколько метров в сторону. Актрисе помогают подняться. Коленки ободраны, чулки в лохмотья, платье, зацепившееся за какую-то торчащую из-под земли железку, порвано. Орлова оборачивается: «Ну что, ребенок-то хоть жив?!»
Завтрак мужу готовила только сама
Детей у Любови Орловой не было.
— Однажды мы обсуждали с ней эту тему, — признается Нонна Голикова. — И она сказала мне: «Знаешь, дети — это постоянное чувство страха. Сначала опасаешься, нормально ли проходит беременность, потом боишься родов, а затем всю жизнь — за ребенка. Мне этого не нужно».
Орлова же на этот щекотливый вопрос отвечала неизменно:
— Мой муж и есть мой самый главный в моей жизни ребенок!
Любовь Орлова не любила готовить, всю жизнь сидела на диетах. Но каждое утро вставала раньше мужа и сама делала ему завтрак. Она приводила себя в порядок (дома актриса не позволяла себе ходить в халате и без макияжа), а потом шла на кухню. Однажды, уезжая в другой город с концертами, Любовь Петровна возложила почетную миссию готовить для Александрова на свою внучатую племянницу.
— Любочка очень долго рассказывала мне, как, сколько и что нужно приготовить, — смеется, вспоминая, Нонна Голикова. — Нужно было строго в 8:45 утра разбудить Григория Васильевича и ровно через 20 минут подать ему в столовую завтрак: яичницу с помидорами и кофе. Причем жарить блюдо следовало строго определенное время! И варить кофе — точно по указанным минутам. Количество кружочков помидоров тоже было оговорено! Волнуясь и желая не подвести Любочку, я полночи не спала — репетировала на кухне. А потом уснула на диване в гостиной. Проснулась от голоса Александрова:
— Вставайте, завтрак готов!
Вскочила. На часах — одиннадцатый час утра. На столе в столовой — приготовленный Григорием Васильевичем завтрак. Я взмолилась:
— Прошу, не говорите Любочке, что я проспала!
Александров улыбнулся. И свое обещание он выполнил.
Актриса и режиссер прожили вместе 42 года
В шкафу Орловой моли было бы тесно
«Шкаф Орловой так забит, что моль не сможет там жить — ей будет тесно», — шутила про свою подругу актриса Фаина Раневская. Действительно, гардеробом актрисы восторгались и близкие Орловой, и зрители. Платья для нее шили первые портнихи столицы, шляпки она кроила сама, перчатки привозила из многочисленных поездок за границу.
— В юности самые счастливые минуты для меня, проведенные рядом с Любочкой — это когда она предлагала мне: «Ну что, займемся разборкой отходов?» — продолжает рассказ Нонна Юрьевна. — Из всех шкафов, тумбочек, чемоданов вываливался на пол баснословный Любочкин гардероб. Вся эта немыслимая гора подвергалась тщательному разбору — примеривалась и обсуждалась каждая вещь в отдельности: это тебе, это тоже тебе, а это, пожалуй, еще мое. Попутно обнаруживались еще старые, чуть ли не двадцатых годов туалеты, сшитые самой Любочкой: шляпки, узкие юбки, выкроенные по неизменной патронке. Выдвигались предположения и гипотезы, сыпались волнующие сопоставления, проходил час, другой, третий… Разбирать «отходы» было интереснее, чем их носить. Примеривать самой и видеть, как это делает Любочка. Слушать истории, как и что было куплено, мысленно следовать за ней по их маршруту Женева — Милан — Рим — Париж — Лондон — Нью-Йорк, заходить в самые дорогие магазины, выслушивать комплименты — и выбирать, выбирать, неторопливо и вдумчиво…
Некрасивые руки скрывала перчатками
Она со всеми вела себя просто и без пафоса. Много кому помогала. Не случайно Фаина Раневская характеризовала ее так: «Сказать об Орловой, что она добрая — это все равно что признать, что Лев Толстой — писатель не без способностей». С охотой откликалась на просьбы о помощи, содержащиеся в письмах зрителей. Однажды ей пришла весточка от женщины из одного провинциального городка. Она рассказывала, что в память о погибших на войне муже и двух сыновьях посадила у дома три тополя. Назвала их по именам, ухаживала, разговаривала с ними. Спустя годы деревья разрослись. В городке решили расширять дорогу и приняли постановление — срубить тополя. Женщина молила актрису о помощи. Через несколько дней Орлова организовала поездку с концертами в этот город и обратилась к чиновникам со сцены с просьбой. И тополя оставили в покое.
Впрочем, она умела быть и жесткой. Как-то до Орловой дошли слухи, что Александров увлекся одной ассистенткой из своей съемочной группы. Она решила проучить соперницу. Актриса пригласила съемочную группу к себе в гости, чтобы отметить наступающий в скором времени Новый год. Каким-то только ей известным способом выяснила, в каком ателье интересующая ее девушка заказала себе праздничное платье. Приехала туда, осмотрела материал, из которого сшили наряд «сопернице», приобрела точно такой же и за несколько часов до прихода гостей сменила обивку на мебели. Когда гости пришли в квартиру, они, конечно, обратили внимание, что платье у молодой особы — точь-в-точь как мебельная обивка. Девушка была сконфужена, а Александров хохотал весь вечер. Говорят, тогда Орлова спросила девушку: «Кем вы работаете?» Та ответила: «Ассистенткой». И Орлова бросила через плечо: «Бывшей ассистенткой». На следующий день девушка действительно была уволена из съемочной группы.
— Я много слышала и читала, как про Любочку говорят: «Она любила Сталина и поэтому имела звания и награды». Но это неправда, — говорит Нонна Голикова. — Он, может, и любил Орлову как актрису, но она его ненавидела. Вспоминаю, как в дни, когда умер Сталин, Любочка пришла к нам домой. Мы все сели за стол. Мама достала вишневую наливочку, приготовила поесть. Разговор зашел о смерти вождя. «Слава Богу, что этот мерзавец сдох», — произнесла Любочка. Я была в шоке, заплакала и даже выбежала из-за стола. Потом меня всей семьей успокаивали.
Орлова всю жизнь стеснялась своих некрасивых рук. Поэтому она практически всегда носила перчатки. А для последнего фильма «Скворец и лира» снимали руки молоденькой актрисы и монтировали так, будто они — Орловой. Как гласит легенда, кисти Любовь Петровна испортила в юности, когда с сестрой возила бидоны молока на рынок, чтобы прокормить семью. Дескать, от тяжести и мороза вены рук некрасиво вспухли, да так и остались на всю жизнь. А возраст актриса действительно всегда скрывала. Не любила отмечать дни рождения и говорить с кем-нибудь о годах и датах. На все вопросы о возрасте она отвечала фразой своей героини из спектакля «Милый лжец»: «Мне всегда будет 39 и ни на один день больше».
«Как же вы долго, Гриша!»
…В палату Кунцевской больницы Александров вошел через 40 минут после звонка жены. У стены стоял балетный станок: актриса потребовала доставить его сюда. Она каждое утро занималась гимнастикой. На столике у кровати — открытая книжка румынского драматурга Аурела Баранги «Маска». На страницах были видны подчеркнутые карандашом фразы. Любовь Петровна, увидев вошедшего мужа, поначалу нахмурилась, но затем улыбнулась: «Как же вы долго, Гриша!»
Это были ее последние слова. Сказав их, Орлова закрыла глаза и потеряла сознание. Пролежав в коме три дня, народная артистка СССР, любимица миллионов скончалась.
— Она до последнего надеялась вернуться на сцену, — рассказывает Нонна Голикова. — Просила меня приносить ей пьесы, читала их, примеривала героинь на себя. Однажды, сидя у нее в палате, мы обсуждали очередную книгу. Вдруг Любочка улыбнулась: «Все считают, будто я не знаю, что со мной. А я знаю…» Но увидев, как исказилось от боли мое лицо, она замолчала. Пожалела меня и развивать тему дальше не стала. Снова заговорила о работе.
В пьесе «Маска» Любовь Орлова собиралась сыграть хозяйку театра. Обвела карандашом реплику своей героини: «Весь секрет жизни в том, чтобы вовремя подготовить хорошие воспоминания».