Церковь о бывших женах

Доброго дня, дорогие братья и сестры! Как поистине неисповедимы пути Господни, бывает любящие семейные пары живут очень долго – до старости. А бывает как “гром среди ясного неба”, можно враз потерять любимого человека рядом. И хоть и нужно, мы знаем, быть благодарными Богу за всё, но вспомнишь супруга своего, особенно если горячо любили и уважали друг друга, и слёзы самопроизвольно наворачиваются на глаза. Но как уже писала до этого, “время лечит” и на всё воля Божья.

Только иногда мучают вопросы: “Как прожить без любимого супруга?” и “Что рекомендует Церковь по поводу расставания с супругом?” , то есть “Как дальше лучше жить правильно по-православному, оставшемуся без супруга или супруги христианину?”

На эти вопросы ответил в православном журнале авторитетнейший духовник и клирик Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов.

Клирик Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов. Фото из свободного доступа.

Вопрос отцу Валериану:

” Как сегодня Церковь рекомендует строить вдовам свою жизнь?

Ответ священника:

” Ещё апостол Павел говорил, что жизнь в чистоте во вдовстве – святое дело, подвиг. Кто не имеет сил, немощен – опять может вступить в брак. Во втором чине венчания так и сказано: “Зане зноя и тяготы дневные, и плотского разжения немогущее понести во второе брака общение сходятся”.

Вопрос отцу Валериану:

“Бывает, что люди считают второй брак предательством усопшего супруга. Нередко боятся и осуждения со стороны близких, друзей, коллег. Но и одному жить тяжело. В результате вступают в неофициальные отношения…”

Фото из свободного доступа.

Ответ священника:

” Неофициальные отношения – это блуд. Завязывая их люди служат не Богу, а плоти…Неофициальные отношения и не благословенные Церковью – просто греховны, временны и неизменно прекратятся…

А осуждающим близким нужно помнить, что судить вообще никого нельзя. Никто не знает внутреннего состояния человека и его силу искушения…Вспомните поговорку: “Не хвались горох, что лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь” .Не зря говорят: ” В чём осудишь, в том и согрешишь”. Нельзя никого осуждать. Иначе враг потом так нападет… И страшнее всего, если не на тебя, а на бедных твоих детей, и они пострадают из-за этого. Это чтобы человек что-то осознал. Через детей люди часто начинают себя понимать.”

Вопрос отцу Валериану:

” Повторно вступившие в брак могут сравнивать умершего или ушедшего любимого человека свою новую “вторую половинку” – и не в его пользу. Что им советуете?

Ответ священника:

С духовной точки зрения сравнение – сродни осуждению… Только Бог один знает душу человека и может судить. И людей нет одинаковых. Нужно помнить – нам даётся любой человек не просто так – в нем есть что-то важное для тебя. Один герой из рассказа Диккенса овдовел, а жена была у него сварливая. И когда после ему сосватали женщину смиренную, он её просил: “Ты поругайся хоть на меня, а то я чувствую себя не в своей тарелке!”

Вопрос отцу Валериану:

” Так как всё-таки не грех ли вновь вдовам и вдовцам жениться? С одной стороны, апостол говорил:”Безбрачным и вдовам говорю : хорошо им оставаться, как я ( 1 Кор.8-9); Она(вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету (1 Кор.7, 39 – 40), а с другой – Желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию( 1 Тим. 5-14). Как будет правильнее?”

Ответ священника:

Апостол говорил не только о вдовстве, а во вступлении в брак вообще.Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия. Например основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета развелась с первым мужем – оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в сражении, а ребенок умер. И Маргарита приняла монашеский постриг. И преподобная великая игумения Афанасия, также дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии и Его промысел.

Вопрос вдовства очень серьезный вопрос, но сегодня не так часто встречаются проблемы у вдов, как у разведенных.

В народе разведенную даже прозвали “соломенной вдовой”. А почему? Думаю, потому что легко “вспыхивает” и быстро “сгорает”.

“Соломенные вдовы и вдовцы”, если соприкасаются с огнем страсти, как в пламени быстро сгорают и остаётся пепел. И такое вдовство – проблема человечества.

Такие мудрые духовные наставления дал протоиерей Валериан Кречетов.

(Материал взят из православного издания “Славянка”, за июль-август 2016 года).

Всем нам и нашим родным и близким дай Бог добра, любви и здоровья!

Надеюсь статья была интересна и полезна.

Буду благодарна за ваши отзывы и лайки!

Подписывайтесь на канал ” Святая помощь”.

Да хранит всех Господь!

Источник

В Священном Писании мало, но удивительно емко сказано о браке.

Нехорошо быть человеку одному… То есть человек предназначен к тому, чтобы не быть одиноким, чтобы во второй своей супружеской половинке обрести полноту2.

Сотворим ему помощницу, соответственную ему… В древнееврейском слово переведенное у нас как помощница дословно означает восполняющая. То есть жена восполняет мужа в бытии.

Оставит человек отца и мать, прилепится к жене своей; и будут одной плотью… Одна плоть – значит одно существо. Быть вместе, жить одной жизнью с одними устремлениями, ценностями, радостями и горестями…

Это в Ветхом Завете. Новый же подтверждает и усиливает то, о чем говорится в Ветхом.

Вспомним, как Христос приходит на брак в Кану, чтобы поздравить молодоженов и даже делает им свадебный подарок – претворяет воду в вино.

Или вспомним замечательные слова о любви апостола Павла: любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. О чем это? О том, что супружеская любовь, единство, обретенное еще на земле, перейдут с нами в вечность.

Или вот: людям, которые не работают над своим характером и из-за этого брак рушится хорошо бы вспомнить о своей ответственности за это, ибо Сам Христос говорил нам об этом итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Брак – это навсегда. Единство мужа и жены – это единство не психологического или социального характера, но онтологического. Я уже приводил слова Господа из рассказа о сотворении людей – прилепится к жене своей; и будут одной плотью. Интересно, что эти же слова повторяет Христос – в Евангелии от Марка (10, 8) и Матфея (19, 6). Одна плоть – по древневр. басар – означаетодно существо, один человек. Теперь понятно, почему единство мужа и жены св. Иоанн Златоуст уподоблял единству существующему между Лицами Святой Троицы: «Когда муж и жена соединяются в браке, они не являются образом чего-то неодушевленного или чего-то земного, но образом Самого Бога»3.

Читайте также:  Психология с бывшей женой

Православная Церковь всегда, во все времена подходила к браку именно с такими высокими требованиями. «Вы говорите о идеале», – часто слышит священник от современных людей и на это отвечает одно: «а Церковь всегда и вела людей к идеалу…»

Единобрачие – это идеал. Это то, на что призваны ориентироваться все люди. И именно поэтому священнослужитель, который по определению должен быть идеалом для своих прихожан, может быть только единобрачным.

Если, даже по уважительной причине, брак разрушается, священник или диакон не могут вступить в повторный. Так же принять священный сан не может человек, который повторно вступил в брак, или женится на второбрачной.

Этот принцип настолько строго соблюдается в Православии, что немало достойнейших людей не были удостоены священного сана и служат Церкви в чине мирянина (таковы многие профессора Духовных Семинарий и Академий, сотрудники Патриархии, епархий и проч).

Итак, по замыслу Божию супружество – это вечное и нерасторжимое установление. Но в реальности, из-за греховности людей, брак мог разрушиться. В Ветхом Завете в книге Второзаконие сказано, что развод возможен, если муж находит в жене что-нибудь противное4. По мнению исследователей, первоначально, под противным понималась супружеская неверность. Однако впоследствии, иудейские толкователи стали искажать эту заповедь и допускать развод по любым причинам удобным для мужчины. Даже одного его желания, сопровождаемого словами, что его жена ему противна, было достаточно, чтобы он считал себя свободным от брачных уз.

Против такого искажения выступает Христос. Спаситель напоминает, что Бог сотворил мужчину и женщину, чтобы те стали одной плотью и говорит, что позволение Моисея о разводе дано по жестокосердию5 человеческому, как исключительная, крайняя, мера. В другой раз Христос уточняет, что существует только одна уважительная причина для развода – супружеская неверность6 – но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует.

То есть Спаситель очищает от позднейших искажений древнюю, Моисееву заповедь и говорит, что только супружеская неверность, измены могут быть причиной развода.

Апостол Павел добавляет еще одну причину – неверие супруга/супруги, но и тут добавляет, что желательно верующему супругу терпеть, молиться и верить в обращение своей второй половины. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его… Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь7.

То есть мы видим, что Богом заповеданный идеал, попадая в наши руки – руки греховных, злых, неверных людей, может быть поврежден.

В самом деле. Возьмем первый случай – супружескую неверность. Если наша вторая половина не желает работать над собой, если, несмотря на все наши увещевания, не хранит супружеской верности, а постоянно обманывает нас, блудит, изменяет, зачем превращать жизнь для всех в ад? Мне как пастырю известны совсем вопиющие случаи. Жены любой ценой хотели сохранить брак, и тогда мужчины приводили любовниц домой и поселяли в соседней комнате.

Если жена сама все это вытерпеть еще и может, то должны ли страдать от этого зрелища дети? Какой пример, какую модель семьи они воспримут, если знают, что папа постоянно изменяет маме, а мама с этим мирится?..

В случае супружеской неверности, после многократных попыток исцелить ситуацию, после увещеваний изменника, если все так и остается самым правильным шагом будет расторгнуть брак. Мириться с беззаконием, закрывать на него глаза – значит потакать греху, в каком-то смысле становиться соучастником греха.

Представим теперь картину обрисованную апостолом Павлом. Неверующая половина. С грустью скажу, что мне как пастырю приходится встречаться и с такими историями. Муж не пускает жену в храм. Он рвет и спускает в унитаз ее иконки, он до истерики доводит детей, унижая их идеалы, говоря гадости о вере и святынях.

Если есть такое откровенное неуважение, то нормален ли такой брак?.. Ведь брак – это единство. А тут единства нет. И если все это как-то приемлемо для жены – чаще всего, если жена не имеет детей и любит мужа, я советую бороться за брак, – то нужно ли все это для детей?

И тут, чтобы не мучить друг друга возможно расстаться.

Вот исходя из этих соображений Православная Церковь и допускает развод как крайнюю меру. Как единственный выход из ситуации, когда по человеческой глупости, греховности, жестокосердию, сохранить уважительные и терпимые отношения не удается.

…Когда Христос учил о браке, проблемы вражды против веры не существовало – верили все. Тогда единственной проблемой были измены.

При апостоле Павле ситуация изменилась. Язычники и иудеи превращали жизнь своей супруги/супруга принявших крещение в кошмар. Тогда апостол Павел вводит новую уважительную причину для развода.

Реалии современной жизни таковы, что появились иные страшные недуги и язвы общества.

Одна из них – алкоголизм и наркомания. Некоторое время назад я разговаривал с женщиной которая, как она сказала, «собственными руками убила сына». Представьте себе ужас ситуации. Женщина врач реаниматолог, отказалась вызвать скорую помощь сыну, корчащемуся от передозировки наркотиков. Она ушла курить на улицу, зная, что в квартире умирает единственный сын.

— Почему? Спрашиваю я.

— Потому, что я работаю много лет с такими людьми. Я таких видела тысячи. И знаю, что если их откачать, это просто продлит их муки.

Она курила на улице и плакала, зная, что сегодня будет поставлена точка в многолетней безуспешной борьбе против той наркотической зависимости, которой страдал ее сын8.

Это, конечно, крайний случай. Но сколько таких семей, где один из супругов изводит всю семью и подает жуткий пример детям и не только не может, часто не хочет бросать наркотики…

Или алкоголизм… Я специально привожу примеры максимально утрированные, потому, что жизнь бывает порой очень жестокой.

Одна моя прихожанка, мать двоих детей, долгое время отказывалась развестись со своим мужем алкоголиком. Он и мучил и бил детей, избивал в припадках ее, а она все терпела, да говорила: «Ничего, батюшка. Христос терпел и нам велел». «Но зачем вы подвергаете этим мукам детей?» – спрашивал я тщетно…

Закончилось все очень грустно. Папа допился до белой горячки, позвал детей в ванную и на их глазах повесился…

Долгое время эти дети лечились у психоневролога и доныне (спустя 3 года) состоят на учете.

Имеет смысл сохранять такой брак? Да и брак ли это?

Если мы еще можем допустить подобную голгофу для бездетных супругов, то имеем ли мы право невинными и бесправными участниками этих бед делать детей?

Для православного человека высшим авторитетом является голос Церкви. Этот голос Церкви звучит на Вселенских и Поместных соборах, в писаниях учителей и отцов Церкви.

Читайте также:  Бывшая жена с ребенком

Немалое внимание в документах соборов (особенно последних столетий) уделено вопросу о возможности или невозможности расторжения брака.

Так Поместный собор 1917-1918 годов в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве допустимых причин к разводу, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также:

отпадение супруга или супруги от Православия; противоестественные пороки; неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения; заболевание проказой или сифилисом; длительное безвестное отсутствие; осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния; посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей; снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга; неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

Этой теме посвящены параграфы документа «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятого на соборе в 2000 году.

Напомнив перечень оснований к расторжению брака принятый Собором 1917-1918 г., Социальная доктрина указывает: «В настоящее время этот перечень… дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Чтобы не создалось впечатления, будто православные определения слишком либеральны к греху и слабостям, приведу еще цитату из этого документа: «В целях духовного воспитания брачующихся и содействия укреплению супружеских уз священники призываются к тому, чтобы в беседе, предшествующей совершению Таинства Брака, подробно разъяснять жениху и невесте идею нерасторжимости церковного брачного союза, подчеркивая, что развод как крайняя мера может иметь место только в случае совершения супругами деяний, которые определены Церковью как поводы для развода. Согласие на расторжение церковного брака не может даваться ради угождения прихоти или для «подтверждения» гражданского развода. Впрочем, если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод. Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается».

Вот в таком ключе и решают подобные вопросы пастыри Православной Церкви. Но лучше бы эти вопросы не возникали.

Милость Божия и Его благодать да пребудет со всеми нами!

Мир вашим семьям и сил в перенесении испытаний, претерпевший же до конца спасется.

***

1 Статья написана для католического молодежного журнала «Радуга».

2 О монашестве и безбрачии «ради Господа» говорить не будем. Это особый, уникальный путь, где полноту, восполнение, человек обретает в Боге.

3 Беседа 26 на 1 Коринфянам, гл. 2.

4 Втор. 24, 1.

5 Мк. 10, 5.

6 Мф. 5, 32; 19, 9.

7 1 Кор. 7, 12-16

8 Я не разделяю ее мнения, о чем у нас состоялась серьезная духовническая беседа, но касаться этой темы мы не будем.

Источник

“Если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». (Мар.10:11-12)

«Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа». (Рим.7:2-3).

«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе». (1Кор.7:39).

«Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей?Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть.Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мар.10:2-9)

Сражу хочется отсечь рассуждения некоторых невеж утверждающих, что привила нерасторжимости брака распространяются лишь на венчанные браки. Церковь не считает брак заключенный в органах ЗАГСа, но не венчанный в Церкви не браком(т.е. блудным сожительством), она называет такой брак гражданским, т.е. заключенным по гражданским законам(не путать с тем, что в обществе сейчас называется “гражданским” браком, когда люди живут вместе без регистрации-такие сожительства не признает ни государство, ни Церковь именуя их блудными сожительствами):

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в “невенчанном” браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».
Соц. Концепция РПЦ МП

А) Вдовам, вдовцам:

«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». (1Кор.7:8-9).

Б) Свободным по вине прелюбодеяния другого супруга (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28)

«Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». (1Кор.7:27-28).

Повторный брак запрещен супругам, которые развелись (разошлись) не по причине прелюбодеяния:

«Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует  от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует». ( Мар.10:11-12 ).

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей».  (1Кор.7:10-11).

Выводы

1.     Муж и жена связаны друг с другом законом замужества до самой смерти (Мар.10:2-9, Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

2.     Если один из супругов умрет, тогда другой свободен женится (выйти замуж) повторно (Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

3.     Если один из супругов отпускает другого не по причине блуда, то он толкает его на прелюбодеяние (Матф.5:32).

4.     Супруг, который уже отпустил другого не по причине блуда, должен оставаться один, иначе если он (она) снова женится (выйдет замуж) то совершит прелюбодеяние (Матф.19:9, Мар.10:11-12).

Читайте также:  Алексей карпенко бывшая жена

5.     Супруг, которого уже отпустили (не захотели с ним (ней) жить, выгнали), не может снова женится (выйти замуж), потому что совершит прелюбодеяние (Матф.5:32, Матф.19:9, Мар.10:11-12).

6.     Супруг, который стал жертвой (ему изменили), имеет причину для развода и становится свободным от закона замужества. Он может повторно вступать в брак (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28).

Заповеди Иисуса о разводе и повторном браке являются очень прямыми и строгими. Даже Его ученики не смогли вместить этого учения. После проповеди о разводе люди, вместо того, чтобы сделать правильный вывод о супружеской верности, пришли к заключению, что лучше вообще не жениться (страх перед невозможностью развода):

«Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться». (Матф.19:10).

Не полный развод.

Иисус назвал только одну причину для полного развода – это прелюбодеяние. Если такого не произошло, а люди расстались (развелись), то они связаны друг с другом законом замужества, который прекращается только со смертью одного из супругов. Для таких случаев и сказано:

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей».  (1Кор.7:10-11).

Пятнадцать основополагающих правил:

1.     Вступать в брак хорошо (Быт.1:22, Быт.9:1, Быт.9:7, 1Кор.7:2).

2.     Безбрачные могут оставаться так, но если не могут совладать с собой (сдерживаться), то пусть женятся (вступают в брак) (1Кор.7:8).

3.     Вдовцы и вдовы могут оставаться безбрачными. Если же не могут совладать с собой (сдерживаться), то пусть женятся (вступают в брак). (1Кор.7:8-9) Особенно это касается молодых вдов (1Тим.5:11-14).

4.     Безбрачные могут вступать в брак только:

а) с христианами (1Кор.7:39), которые не были в браке;

б) с христианами (1Кор.7:39), которые остались без супруга по причине его смерти (вдовы, вдовцы).

в) с христианами (1Кор.7:27-28), которые освободились от закона замужества по причине (вине) прелюбодеяния супруга.

5.     Муж и жена связаны друг с другом законом замужества до самой смерти (Мар.10:2-9, Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

6.     Человек не может вступать в интимные отношения до брака. (Руфь 4:13)

7.     Супругам не следует уклоняться друг от друга на долгое время (интимные отношения). Исключения составляют пост и молитва, после чего нужно быть вместе, чтобы не искушал их Сатана невоздержанием (1Кор.7:5).

8.     Супруги не могут расходиться (разводиться) ни по какой причине, кроме вины прелюбодеяния – явного разврата, блуда одного из них (Матф.5:32).

9.     Если один из супругов умрет – тогда другой свободен жениться (выйти замуж) повторно (Рим.7:2-3, 1Кор.7:39).

10.                        Если один из супругов отпускает другого не по причине блуда, то он толкает его на прелюбодеяние (Матф.5:32).

11.                        Супруг, который уже отпустил другого не по причине блуда, должен оставаться один. В противном случае – совершит прелюбодеяние (Матф.19:9, Мар.10:11-12).

12.                       Супруг, которого уже отпустили (не захотели с ним (ней) жить, выгнали), не может снова жениться (выйти замуж), потому что совершит прелюбодеяние (Матф.5:32, Матф.19:9, Мар.10:11-12).

13.                       Супруг, который стал жертвой измены, имеет причину для развода и становится свободным от закона замужества. Он может вступать в брак повторно (Матф.5:32, 1Кор.7:27-28).

14.                        Если семья не в Господе и неверующий согласен жить с братом или сестрой – им следует оставаться вместе, потому что остаётся надежда на спасение неверующего супруга.

15. Если неверующий не хочет жить с братом или сестрой и хочет развестись, то он может развестись, то есть они могут разойтись и не жить вместе. Но в этом случае брат или сестра в Господе должны оставаться безбрачными или примириться со своим супругом, потому что они связаны с ним законом замужества. Они связаны так до момента смерти этого супруга или до момента пока он не вступит в другой брак и по причине прелюбодеяния освободит брата или сестру от закона замужества.

Расторжение и повторный брак

Принципиальное положение христианства по отношению к браку — его нерасторжимость: Мк.10:2-12. Единственной причиной расторжения брака является измена (прелюбодеяние) одного из супругов 19:9. В этом случае бывшие супруги получают различные статусы: один из супругов — статус «невиновного в грехе», второй — «совершившего тяжкий грех прелюбодеяния».

Русская церковь считает брак нерасторжимым, но допускает прекращение супружеского сожития только из-за измены одного из супругов. Не так давно, «учитывая всеобщее оскудение в людях любви, а также идя на уступки человеческой немощи», в Основах социальной концепции РПЦ к греху прелюбодеяния в вопросе расторжения брачного союза были

добавлены следующие исключительные  причины:

1.отпадение одного из супругов от православия;

2.злонамеренное оставление семьи;

3.совершение аборта при несогласии супруга;

4.психическое заболевание одного из супругов;

5.заключение одного из супругов в местах лишения свободы по причине принесения кому-либо тяжкого вреда или убийства;

6.хронический алкоголизм или наркомания;

7.противоестественные пороки;

8.импотенция, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного членовредительства;

9.заболевание сифилисом или проказой;

10.заболевание ВИЧ/СПИДом;

11.длительная пропажа без вести;

12.попытки нанесения вреда здоровью детей либо супруги, или угроза для их жизни.
Википедия

В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа.
Основы Соц.Концепции РПЦ МП

Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Тем не менее после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимьи, наложенной в соответствии с каноническими правилами В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимьи, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

Источник