Бывший муж в исламе

Бывший муж в исламе thumbnail

Ислам не делит жизнь человека на светскую и религиозную составляющие. Как говорят сами мусульмане, это определённый образ жизни, которые охватывает абсолютно все её аспекты. Не остаётся в стороне и такой важный вопрос межличностных отношений, как семья.

На портале «Ислам.Глобал» мы уже писали об исламском взгляде на институт семьи, о правах и обязанностях жены, а также об отношении детей к родителям. На этот раз подробно раскроем тему того, каким должен быть муж по Шариату.

Обязанности мужа в исламе

Начнём с того, что обязанность по сохранению семейного очага, продолжения рода и воспитания детей в одинаковой степени лежит на обоих супругах. Правда, (и это обусловлено естественнымм причинами) роли мужчины и женщины в этих направлениях различны.

Так, в Священном Коране отмечается, что мужчина должен выступать попечителем, опекуном в семье.

“[Определено Нами в отношении мужей, что] они выполняют роль опекунов женщин [в семейных делах]…” (4:34)

Связано это с тем, что мужчины по природе своей добытчики, которые обеспечивают супругу и детей необходимыми ресурсами в виде материального достатка, жилья и прочего. В связи с этим многие мусульманские богословы отмечают масштаб ответственности, который ложится на плечи главы семьи. При этом важен не только факт добычи им необходимых ресурсов, но и соответствующее поведение, беспрекословное и искреннее соблюдение религиозных предписаний, стремление к постоянному духовному, интеллектуальному и физическому развитию. Именно эти качества должны почерпнуть у отца семейства дети.

Нельзя ни в коем случае принижать значение жены в семейных отношениях. Мужчина не должен относиться к ней как к служанке, которая занимается исключительно домашними делами. В западной культуре супружеская пара характеризуется как союз двух партнёров. Фактически исламский взгляд на институт семьи примерно таков (без некоторых чрезмерных проявлений в виде однополых браков), ведь муж и жена должны быть по-настоящему друзьями, цель которых заключается в совместном развитии в контексте как жизни в этом мире, так и в вечности. В Коране говорится о равноправии мужа и жены, несмотря на то, что положение мужчины выше из-за большей ответственности, которая ложится на его плечи.

“… жёны имеют такие же права и обязанности, что и их мужья, хоть и положение последних выше…” (2:228)

Очевидно, что мужу надлежит изучить особенности характера, повадки, вкусы, интересы своей жены. Ему необходимо быть внимательным к заботящим её мыслям и быть участвующим в делах, которые требуют помощи. Всё это так же касается женской заботы в отношении мужа. Отсутствие эмоциональной связи и понимания друг друга чревато скандалами, которые ведут в конечном счёте к разводу.

Муж – пример хороших манер для детей и других родственников. Никакие жизненные неурядицы, проблемы не должны вызывать уныние у самого ответственного члена семьи. Каким бы жёстким ни было разочарование, ни в коем случае нельзя психовать и срываться на ком-либо из окружающих. Необходимо помнить, что жить с неуравновешенным и постоянно ноющим человеком не захочет не только супруга, но и дети, которые чутко реагируют на эмоциональный фон в доме и переживают за своих родителей. Ещё хуже, если они будут расти в атмосфере скандалов и злобы на окружающий мир. Исправить сформированный таким образом характера ребёнка в уже взрослом возрасте будет очень непросто. Ему придётся всю свою жизнь идти с грузом проблем, ответственность за которые лежит на отце, главе семейства.

Что делать в кризис?

Естественно, семейные отношения могут вступить в полосу кризиса, когда какая-то из сторон попытается сделать всё так, как того хочется именно ей. Одно из важнейших для мужчины условий в этой ситуации – ни в коем случае нельзя применять физическую силу. Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) отмечал в одном из своих хадисов, что мужчина, избивающий свою жену, сам заслуживает в качестве наказания за подобную прыть избиения. Это, конечно, не значит, что родственники жены в случае рукоприкладства со стороны мужа должны устраивать самосуд над ним. Такое высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.) выступает в качестве предупреждения тем мусульманам, которые могут посчитать насилие аргументом в спорах.

Решение в этой ситуации простое и, конечно же, банальное. Семейное счастье реально построить только совместно. Этот тезис донельзя избит временем и уже набил оскомину, но почему-то фактически понимает его далеко не каждый. Про неукоснительное следование ему можно и вообще промолчать, ведь примеров неблагополучных брачных отношений в последнее время не счесть. Есть такие примеры, увы, и среди мусульман. Не последнюю роль в этом играют мужчины. Так что им есть над чем усердно работать. Необходимо понимать тех, за кого ты в ответе перед Аллахом, и уметь идти на уступки, не возвеличивать собственное эго до невообразимых высот и постоянно отдавать себе отчёт, что за все поступки будет воздаяние от Всевышнего Творца. Семейные отношения могут стать причиной либо попадания в Ад, либо наслаждения Райской обителью.

Источник

Проблема имя наречения является актуальной и по сей день. С этой проблемой, несомненно, сталкивался каждый из нас в момент рождения ребёнка. Мы кропотливо перебираем десятки имён прежде чем остановиться на одном из вариантов. Всегда хочется найти что-то красивое, не противоречащее традициям и вероисповеданию, но в то же время и простое, легко выговариваемое. Благозвучность имени играет отнюдь не последнюю роль в социальном обществе. Бывают случаи, когда родители под влиянием личных эмоций и идеологических идей называли детей, такими именами, которые не соответствовали морально — этическим устоям в мусульманском обществе. Например, во времена всесоюзного строительства коммунизма в некоторых тюркских народах детям присваивались имя «Ленур» — Ленинъ нуры (Светоч Ленина), “Марлен» — Маркс и Ленин и другие политические имена. Также следует отметить проблему исчезновения из языка таких букв как «ه» — h и «ح» — х . Например, Асан, Усеин, Усние. Это имена, общепринятые в мусульманском мире, как однокоренные слова “Хасан» — » “Хусейн» — “Хюснияй”, от арабского — утончённый, изящный, хороший. Причиной исчезновения упомянутых букв в языке тюркских народов, является подмена арабской графики латинской или кириллической.

Некоторые тюркские народы по сей день сохраняют интересную традицию называть ослабленного новорожденного именем Турсун или Яшар, Омюр. В частности, азербайджанцы называют Дурсун или же присваивают имя отца и матери. Никто не будет отрицать факт того, что имя является своеобразным носителем какой-либо информации. Мусульманское имя может нести в себе память о роде Пророков и их близких, мир Им. Свидетельствовать о покорности и вере мусульманина в существование Единого Аллaha, а также в Судный день. Это заметно на примере имен, основывающихся на : ‘абд (‘ибад), сейф и нур . Варианты арабского термина «’Абд» трактуются как: раб.  Сейф как: мечь, а нур — луч, свет. Обратим внимание на следующие имена: ‘Абдуллah, ‘Абдурахман, ‘Абдулькадир, ‘Абдуссъамад, Сейфуддин, Нуреддин и др.

Читайте также:  Бывший муж во сне сонник миллера

Нужно сказать, что в процессе наречения ребенка принимают участие не только молодожены, но и их родители, бабушки, дедушки. В большинстве случаев, молодые в знак уважения и благодарности последнее слово оставляют за старшими. В этом собственно и заключается менталитет крымскотатарского народа.

В традициях некоторых тюрков-мусульман, имеется особый подход к именам, супруга зачастую обращается к мужу без упоминания его имени. Например, женщина-узбечка зовет мужа «ходжайын» (но этимологии русского слова «хозяин»), отасы — отец детей. В крымскотатарских домах, а в особенности это семьи е большим прошлым, друг к другу обращаются как: акъай, апай или киши, апакъай, аврат и т.д. Слово «аврат» применяется к женщинам, из-за того, что у них есть части тела, которые они должны закрывать перед чужими мужчинами. (Все тело, кроме лица и кистей рук).

Возвращаясь непосредственно к нашей теме достаточно вспомнить о наших соотечественниках, у которых двойные имена. Например: Къурт-Сабе. Къурт-Али, Къурт-Асан, Къурт-Осман, Сеит-Асан, Сеит-Бекир, Сеит-Белял, Сеит-Вели, Мамбет-Али. Вспомним о формах имен в довоенном Крыму, это имена известных классиков крымскотатарской литературы: Хасан Сабри, Хусейн Шамиль, Умер Фехми и другие. Иногда среди читателей находятся такие, кто путает их вторые не официальные имена с фамилиями. Ибо, как мы знаем в фамилиях тюркского происхождения отсутствуют типичные для славянских народов окончания типа: ов/ова, ев/ева. В настоящее время отдельные крымскотатарские деятели культуры, дабы подчеркнуть патриотизм намеренно отсекают от личных фамилий подобные окончания. Например, Шакир Селим(ов), Шевкет Рамазан(ов), Айдер Мемет(ов), Фетта Аким(ов), Айше Коки(ева), Шерьян Али(ев). По некоторым данным, вышеупомянутые парные имена присваивались детям для того, чтобы избежать недоразумений между односельчанами с одинаковыми именами. Возможно, здесь существуют и другие мотивы. На данный момент этот вопрос остается малоизученным. Наряду с именами существуют и различные псевдонимы, прозвища. Если обычно творческие люди или реже политические деятели, наряду с настоящим личным именем приписывают себе и псевдоним, то прозвища присваиваются определенному человеку непосредственно людьми, окружающими его.

С намерением напомнить старинные традиционные мусульманские имена начинаем публикацию наиболее часто употребляемых имен. За основу статьи взяты справочник тюркских имен, арабско-русский, османско-турецкий и другие словари.

Мужские и женские имена на буквы — А

‘Абдуллаh — раб Божий.
‘Абид, (‘Абиде) — поклоняющийся, молящийся, верующий раб.
‘Адалет — правосудие, справедливость.
‘Адиль, (‘Адиле) – справедливый. Мужское и Мужское и женское имя женское имя.
‘Азамат — величие, великолепие.
‘Азиз, (‘Азизе) — уважаемый, почитаемый, любимый. Мужское и женское имя
‘Азим — полный решимости, решительный
‘Али — имя двоюродного брата Пророка Мухаммада, мир Ему (‘Алие женское имя)
‘Алим (‘Алиме) — мудрый, ученый, знатный. Мужское и женское имя
‘Ариф — знатный, смышленый
‘Абдульгъаффар — Раб Аллaha, Прощающего грехи
Адем — Адам, имя первого человека, созданного Аллахом, первый Пророк, мир Ему
Алемдар — знаменосец
Амин — достоверный, правдивый Мужское имя и женское имя
Амина — имя матери Пророка Мухаммада, мир Ему
Амир (Эмир) — правящий, дающий приказы
Арзу — 1.возлюбленная Камбера — героя известной в народе сказки «Арзу ве Камбер». 2. от перс, желание, мечта
Асия (Асие) — так звали жену Фараона. Благочестивая женщина из последователей пророка Муса, мир Ему
Ахмад — одно из имен Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Б

Басыр — проницательный, прозорливый, дальновидный
Батал — смелый, храбрый, герой
Батыр — богатырь
Бахтияр — от перс. Счастливый

Мужские и женские имена на буквы — В

Вильдан (от ар.слов валил, велел, эвляд) — новорожденные дети; рабы

Мужские и женские имена на буквы — Г

Гевхер (Джаухар) — драгоценный камень, чистый, истинный, неподдельный
Гюзуль (Гузаль, Гезуль) — от тюрк, красивый, хороший. Женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Д

Дилявер — от перс. отважный, смелый, храбрый
Диляра — от перс.поэт. красавица; милая, прекрасная, успокаивающая сердце

Мужские и женские имена на буквы — З

Заhид (Заhида) — ведущий аскетический образ жизни. Мужское и женское имя
Заир (Заира) — посещающий, навещающий. Мужское и женское имя
Зайнаб (Зейнеб) — имя дочери Пророка Мухаммада, мир Ему
Закир (от Зикр) — упоминающий Имя Бога Всевышнего
Зариф (Зарифа) — нежный, утонченный. Мужское и женское имя
Зафер — достигающий цель; побеждающий, победитель
Заhра — цветок
Зуhра — одно из имен дочери Пророка, мир Ему, Фатимы
Зеки (Зекие) — чистый, без примесей, натуральный, неподдельный. Мужское и женское имя
Зеки — умный, смышлёный
Зульфие — та, у которой очень красивые, пышные волосы

Мужские и женские имена на буквы — И

Ибраhим — имя Пророка, мир Ему, отец Пророка Исма’иля, мир Ему.
Идрис — имя одного из Пророков, Мир Им.
Иззет — величие, почтение.
Ильhам (Ильhамие) — вдохновение. Мужское и женское им.
Ильяс — имя одного из Пророков, мир Им.
Имдад — помощь; сила, посланная на помощь
Иман — вера. Женское имя.
‘Инает — милость, попечительство, заботливость.
Ирфан — знание. Мужское имя.
‘Иса — имя одного из Пророков, мир Им, сын Марьям, мир Ей. Аллаhом Ему был ниспослан Инджиль.
Ислям — название религии всех Пророков, мир Им, от ар. означает покорность Единому Богу
Исма’ил — имя одного из Пророков, мир Им. Первый сын Пророка Ибраhима, мир Ему, от hаджера Исмет — непорочность, защищенность.
Ирада (Ираде) — воля.

Мужские и женские имена на буквы — К

Камаль (Кемаль) — совершенство.
Керем — благородство; щедрость.
Керим (Кериме) — щедрый, благородный. Мужское и женское имя.
Каусар (Кевсер) — 108 сура из Кор’ана название райского источника.
Кямиль (Кямила) — совершенный, безукоризненный. Мужское и женское имя.
Кадер (Кадире) — могущественный, сильный. Мужское и женское имя

Мужские и женские имена на буквы — Л

Лятифе — нежная, мягкая. Женское имя.
Лютфи (Лютфие) — любезный, милый. Мужское и женское имя.
Ляле – тюльпан.

Мужские и женские имена на буквы — М

Махбуб (Махбубе) — любимый, возлюбленный. Мужское и женское имя.
Мавлюд (Мавлюда) — рожденный. Мужское и женское имя.
Мадина — город в котором находится могила Пророка Мухаммада, Мир Ему.
Марьям (Мерьем) — мать пророка ‘Исы. мир Ему
Мадиха – восхваляющая.
Мекка — Место где родился Пророк Мухаммад, Мир Ему и место нахождения Ка’бы.

Мужские и женские имена на буквы — Н

Надир (Надире) — редкий.
Назим (Назмие) — сочиняющий.
Назиф (Назифе) – чистый.
Наиль (Наиле) — достигающий цели.
Нафисе — очень ценная; прекрасная.
Недим (Недиме) — собеседник, друг.
Нимет — благо, дар.
Нуреддин — свет веры.

Читайте также:  Бывший муж пермяковой о ней

Мужские и женские имена на буквы — Р

Рагъиб (Рагъибе) — желающий.
Раджаб (Реджеб) — седьмой месяц но лунному календарю.
Райф (Райфе) добросердечный.
Рамазан (Рамадан) — месяц Поста.
Расим — художник, рисующий.
Рефат — сострадательный, добрый.

Мужские и женские имена на буквы — C

Саадет —счастье.
Сабит твердый, устойчивый.
Сабир — терпящий, примеряющийся.
Садриддин — с верой в сердце.
Саид (Саиде) – счастливый, удачливый.
Сакин (Сакине) пребывающий в покое.
Салих (Салиха) — благочестивый.
Сафвет — чистый, ясный.
Сафие — чистая, без примеси.
Селим (Селиме) — без изъянов.
Селямет — благополучие, безопасность.
Сефер — путешествие.
Субхи (Субхие) утренний.
Сулейман — имя Пророка, мир Ему.
Султан (Султание) — правитель.

Мужские и женские имена на буквы — Т

Таhир (Таhире) чистый, благородный.
Талиб — стремящийся; ученик.
Тевфикъ – удача, удачливый.

Мужские и женские имена на буквы — У

Ульви (Ульвие) – возвышенность.
‘Убайдуллаh — раб Всевышнего.
Уммет — община.

Мужские и женские имена на буквы — Ф

Фазиль (Фазиле) —благородный.
Фаикъ (Фаикъа) – превосходный.
Фарукъ – справедливый.
Фатима (Фатма) — имя первой дочери пророка Мухаммада, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Х

Халиль преданный (друг, товарищ).
Халим (Халиме) — мягкий, добрый.
Халис (Халисе) — чистый, без примеси.
Хабиб (Хабибе) – любимый.
Хадидже – имя первой жены Пророка Мухаммада, мир Ему.
Хайдар — лев, то есть храбрый и смелый.
Хайреддин — благо от веры.
Хайри – счастливый, удачливый.
Хаким (Хакиме) — мудрый.
Халиль – преданный, друг, товарищ.
Халим (Халиме) – мягкий, добрый.
Халис (Халисе) – чистый без примеси.
Хасан – изящный, хороший. Имя внука пророка Мухаммада, мир Ему.
Хикмет – мудрость.
Хусейни – хороший, изящный. Имя внука пророка Мухаммад, мир Ему.
Хусний (Хусние) – изящный, красивый.

Мужские и женские имена на буквы — Ш

Шаабан — восьмой месяц лунного календаря.
Шемседднн — со светлой верой.
Шакир (Шакире) – благородный.
Шевкет – величественный, важный.
Шемседдин – со светлой верой.
Шемси (Шемсие) – солнечный, лучезарный.
Шериф — почетный.
Шефикъ (Шефикъа) – добрый, душевный.
Шукри (Шукрие) – благодарящий.

Мужские и женские имена на буквы — Э

Эдиб (Эдибе) – благовоспитанный.
Эдие (hедие) — подарок.
Экрем — очень щедрый, радушный.
Эльмаз  — драгоценный камень, алмаз.
Эмин (Эмине) — честный.
Энвер — очень лучезарный, светлый.
Энис (Энисе) – очень хороший соебеседник.
Эсма — очень щедрая, радушная.
Эюб — имя Пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Ю

Юнус — имя Пророка, мир Ему.
Юсуф имя пророка, мир Ему.

Мужские и женские имена на буквы — Я

Я’къуб — имя пророка, мир Ему.

Источник

К основным правами мужа в Исламе относятся:

1) Право на то, чтобы жена не покидала дом без разрешения. Так, обращаясь к женам пророка, Аллах говорит в Кур’ане:

وَقَرْنَ فِي بُيُوتِكُنَّ وَلَا تَبَرَّجْنَ تَبَرُّجَ الْجَاهِلِيَّةِ الْأُولَى وَأَقِمْنَ الصَّلَاةَ وَآتِينَ الزَّكَاةَ وَأَطِعْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ

«Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику» (33:33)

Нет сомнений в том, что этот приказ распространяется на всех мусульманок в целом, устанавливая основу: женщина не должна покидать дом без необходимости. В случае же, когда ей необходимо это сделать, жена должна спросить у мужа на это разрешение.

Подтверждением этого являются следующие хадисы:

حَدَّثَنِي زَكَرِيَّاءُ بْنُ يَحْيَى حَدَّثَنَا أَبُو أُسَامَةَ عَنْ هِشَامٍ عَنْ أَبِيهِ عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ خَرَجَتْ سَوْدَةُ بَعْدَ مَا ضُرِبَ الْحِجَابُ لِحَاجَتِهَا، وَكَانَتِ امْرَأَةً جَسِيمَةً لاَ تَخْفَى عَلَى مَنْ يَعْرِفُهَا، فَرَآهَا عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ فَقَالَ يَا سَوْدَةُ أَمَا وَاللَّهِ مَا تَخْفَيْنَ عَلَيْنَا، فَانْظُرِي كَيْفَ تَخْرُجِينَ، قَالَتْ فَانْكَفَأَتْ رَاجِعَةً، وَرَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي بَيْتِي، وَإِنَّهُ لَيَتَعَشَّى. وَفِي يَدِهِ عَرْقٌ فَدَخَلَتْ فَقَالَتْ يَا رَسُولَ اللَّهِ إِنِّي خَرَجْتُ لِبَعْضِ حَاجَتِي فَقَالَ لِي عُمَرُ كَذَا وَكَذَا. قَالَتْ فَأَوْحَى اللَّهُ إِلَيْهِ ثُمَّ رُفِعَ عَنْهُ وَإِنَّ الْعَرْقَ فِي يَدِهِ مَا وَضَعَهُ فَقَالَ: إِنَّهُ قَدْ أُذِنَ لَكُنَّ أَنْ تَخْرُجْنَ لِحَاجَتِكُنَّ

От Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается, что:

Однажды, уже после того, как мусульманкам было вменено в обязанность ношение хиджаба, Сауда, да будет доволен ею Аллах, вышла из дома по нужде. Она была крупной женщиной, и покрывало не мешало узнавать Сауду, знавшим ее.

Увидев ее, ‘Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О Сауда, клянусь Аллахом, мы узнали тебя. Подумай же о том, как тебе выходить неузнанной!»

Сауда вернулась обратно в то время, когда посланник Аллаха ﷺ, ужиная в моем доме, держал в руке кость с мясом. Она вошла и сказала: «О посланник Аллаха, я вышла по своей надобности, а ‘Умар сказал мне то-то и то-то».

После этого Аллах начал ниспосылать Откровение, а когда ниспослание закончилось, кость все еще находилась в руке пророка ﷺ, так как он не положил ее. И пророк ﷺ сказал: «Вам было разрешено выходить по своим надобностям» (Бухари 4795 и 5237).

В этом хадисе приходит прямое указание на дозволенность женщинам выходить из дома в случае необходимости.

В длинном хадисе, который повествует о том, как некоторые люди незаслуженно заподозрили Аишу, да будет доволен ею Аллах, в совершении прелюбодеяния, и который приводят имамы Бухари и Муслим, Аиша, прежде чем выйти из дома, спрашивает у пророка ﷺ:

أَتَأْذَنُ لِي أَنْ آتِيَ أَبَوَيَّ

«Позволь мне (пойти) к моим родителям?» (Бухари 4141, Муслим 2770).

Из этого эпизода явствует, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, спрашивала у посланника Аллаха ﷺ разрешение на то, чтобы выйти из дома не смотря на то, что она хотела направиться к родителям, а ведь поддержание родственных связей является обязательным в Шариате.

Также посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا استأذنكم نساؤكم بالليل إلى المسجد فأذنوا لهن

«Если ваши жены станут испрашивать вашего разрешения отпускать их ночью в мечеть (на молитву), то позволяйте им» (Бухари 865 и 5238).

Тем самым, сам пророк ﷺ обусловил выход из дома женщинами испрашиванием разрешения у мужа.

Необходимо заметить, что супруги договариваются относительно испрашивания разрешения на выход женой из дома, исходя из привычных для их местности обычаев.

Так, например, муж может договориться с женой, что она может не спрашивать разрешения сходить недалеко по своим повседневным делам: например в магазин или в садик/школу для того чтобы забрать оттуда детей. Во всех остальных случаях, когда жене необходимо сходить в какое-то другое, более удаленное или нетипичное место, ей будет необходимо взять разрешение у мужа.

Читайте также:  Бывший муж угрожает новому мужу

Однако, это лишь пример и супруги могут договариваться на этот счёт так, как пожелают.

2) Неотъемлемым правом мужа является то, чтобы его супруга оберегала в его отсутствие от посторонних людей имущество и свою красоту.

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

فَالصَّالِحَاتُ قَانِتَاتٌ حَافِظَاتٌ لِّلْغَيْبِ بِمَا حَفِظَ اللَّهُ

«Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха» (4:34)

وَقُل لِّلْمُؤْمِنَاتِ يَغْضُضْنَ مِنْ أَبْصَارِهِنَّ وَيَحْفَظْنَ فُرُوجَهُنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا مَا ظَهَرَ مِنْهَا وَلْيَضْرِبْنَ بِخُمُرِهِنَّ عَلَى جُيُوبِهِنَّ وَلَا يُبْدِينَ زِينَتَهُنَّ إِلَّا لِبُعُولَتِهِنَّ أَوْ آبَائِهِنَّ أَوْ آبَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ أَبْنَائِهِنَّ أَوْ أَبْنَاءِ بُعُولَتِهِنَّ أَوْ إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي إِخْوَانِهِنَّ أَوْ بَنِي أَخَوَاتِهِنَّ أَوْ نِسَائِهِنَّ أَوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُنَّ أَوِ التَّابِعِينَ غَيْرِ أُولِي الْإِرْبَةِ مِنَ الرِّجَالِ أَوِ الطِّفْلِ الَّذِينَ لَمْ يَظْهَرُوا عَلَى عَوْرَاتِ النِّسَاءِ وَلَا يَضْرِبْنَ بِأَرْجُلِهِنَّ لِيُعْلَمَ مَا يُخْفِينَ مِن زِينَتِهِنَّ

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают» (24:31)

Посланник Аллаха ﷺ говорил:

 خير النساء من تسرك إذا أبصرت و تطيعك إذا أمرت و تحفظ غيبتك في نفسها و مالك

«Лучшая из женщин — это та, которая радует тебя, когда смотришь на нее, повинуется тебе, когда велишь ей, и в твое отсутствие бережет себя и твое имущество» (Табарани в «аль-Кабир» 3/276, шейх Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами’» 3299).

 ثلاثة لا تسأل عنهم: رجل فارق الجماعة و عصى إمامه و مات عاصيا و أمة أو عبد أبق من سيده فمات و امأرة غاب عنها  زوجها و قد كفاها مؤنة الدنيا فتبرجت بعده فلا تسأل عنهم

«О троих даже не спрашивай! Это – человек, оставивший общину мусульман, ослушавшийся своего имама и умерший в ослушании. Рабыня или раб, которые сбежали от своего господина и умерли в таком состоянии. И женщина, муж которой отсутствует, оставив ей достаточно пропитания, а она выставляет после этого свою красоту напоказ. О них даже не спрашивай!» (Ахмад 6/19, Хаким 1/119, шейх Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами’» 3058).

شَرُّ نِسَائِكُمْ المُتَبرِّجَاتُ المُتَخَيِّلاَتُ وَهُنَّ المُنَافِقَاتُ لَا يَدْخُلُ الجَنَّةَ مِنْهُنَّ إِلَّا مِثْلُ الغُرابِ الْأَعْصَمِ

«Худшие из ваших  женщин — это выставляющие свою красоту напоказ и высокомерные. Они — лицемерки! (Тех) из них, которые войдут в Рай, (так же мало,) как (мало) ворон с белыми пятнами на лапах» (Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 3330 и в «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1849).

فأما حقكم على نسائكم فال يوطئن فرشكم 

من تكرهون و ال يأذن في بيوتكم لمن تكرهون

«Вы вправе требовать от них, чтобы они не позволяли садиться на ваши ложа тем, кто вам не нравится, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете видеть» (Тирмизи 1163 и 3087, Ибн Маджах 1851, Насаи 9169, шейх Альбани назвал хадис достоверным в «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7880).

Таким образом мы видим, что Ислам приказывает женщинам: хранить имущество мужа в его отсутствие, не пускать в его дом тех, кого бы он не хотел там видеть и оберегать свои красоты от взоров посторонних мужчин (покрываться).

3) Муж имеет право на супружескую близость с женой, когда этого пожелает.

На это положение указывает целый ряд достоверных хадисов. Так, посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِذَا دَعَا الرَّجُلُ امْرَأَتَهُ إِلَى فِرَاشِهِ فَأَبَتْ أَنْ تَجِيءَ لَعَنَتْهَا الْمَلاَئِكَةُ حَتَّى تُصْبِحَ

«Если мужчина пригласил жену разделить с ним ложе, а жена не пришла, и мужчина так и провел ночь, злясь на свою жену, то ангелы будут проклинать ее до самого утра!» (Бухари 5193).

إِذَا دعا الرَّجُلُ زَوْجتَهُ لِحَاجتِهِ فَلْتَأْتِهِ وإِنْ كَانَتْ عَلَى التَّنُّور

«Если мужчина позовёт свою жену, чтобы (она сделала) то, в чём он будет нуждаться, пусть (жена) явится к нему (немедленно), даже если она будет стоять у печи» (Тирмизи 1160, Насаи 8971).

При этом нужно понимать, что в этом правиле существуют и исключения! Например, когда супруга находится в положении хайда или когда у неё плохое самочувствие.

4) Муж имеет право на послушание супруги, когда повелевает ей то, что не противоречит Исламу и не является для неё непосильной тягостью или зульмом.

Так, Аллах говорит в Кур’ане:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّهُ بَعْضَهُمْ عَلَى بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества» (4:34)

Арабское слово قوام имеет оттенок по смыслу «ответственный» или «руководитель».

На этот же смысл указывают хадисы, которые мы приводили ранее, ведь требование супруга не пускать в дом неугодных ему людей в его отсутствие, требование супружеской близости, требование покрывать себя в присутствии посторонних мужчин и так далее — являются частными случаями приказов мужа. Кроме того, существуют и хадисы с более общей формулировкой.

Так, посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا صلت المرأة خمسها و صامت شهرها و حصنت فرجها و أطاعت زوجها قيل لها: ادخلي الجنة من أي أبواب الجنة شئت

«Если женщина совершает пять намазов, постится в рамадан, соблюдает целомудрие и слушается своего мужа, то ей будет сказано: “Войди в рай через те врата, которые пожелаешь!»» («Сахих-уль-Джами’» 660).

Указанием же на то, что жене следует слушаться мужа лишь только в тех вещах, которые не противоречат религии Аллаха, являются следующие высказывания пророка ﷺ:

ال طاعة لمخلوق في معصية الخالق

«Нет подчинения сотворенному, в ослушании Творца» («Сахих аль-Джами’» 7520).

إِنَّمَا الطَّاعَةُ فِي الْمَعْرُوفِ

«Воистину, подчинение (может быть) только в одобряемом» (Бухари 7145, Муслим 184).

Источник: https://nikah.help

Источник