Бывший муж это святой человек

Бывший муж это святой человек thumbnail

Часто брак как бы подготавливает известных нам святых
к пути полного отречения от мира, дает им созреть –
как это было в жизни преподобномученицы Елисаветы или
праведного отца Алексия Мечева. Известны случаи, и немало,
когда супруги по обоюдному согласию расходились по
монастырям, как родители преподобного Сергия –
Кирилл и Мария, как князь Петр и княгиня Феврония. А
некоторым из таких пар Господь судил встретиться снова в
конце жизни, как преподобному Серафиму Вырицкому и его
жене, принявшей великую схиму. Другие святые супруги
прошли по жизни бок о бок и встретили смерть вместе, как,
например, священномученик Владимир Джуринский и его жена
Евфросиния, расстрелянные в 1920-м году, или царственные
страстотерпцы Николай и Александра.

Эти судьбы убеждают, насколько промыслительно Господь
посылает людей навстречу друг другу и дает им пройти
отрезок жизни вместе – в супружестве.

Супруги-мученики

Апостол Акила и его жена Прискилла
Апостол Акила и его жена Прискилла

Древние времена изобилуют примерами мученичества христиан,
поэтому неудивительно, что одни из первых прославленных
супругов были мучениками. Это апостол Акила –
епископ Гераклейский, ученик апостола Павла
– и его жена Прискилла, вместе проповедовавшие в
Азии, Ахайе, Ираклии и убитые язычниками. Это мученики Зоя
и Еспер, бывшие рабами и замученные за свою веру вместе с
сыновьями Кириаком и Феодулом во времена гонения
императора Адриана во II веке. Это святые мученики
Терентий и Неонилла Сирийские и их семеро детей: они жили
в III веке и были истязаемы и в конце концов обезглавлены
за безбоязненное исповедание Христа.

Это мученик Хрисанф и его жена Дария, вступившая в брак
языческой жрицей, но принявшая веру мужа. По обоюдному
согласию они решились на фактически монашеский образ жизни
и, будучи в браке, жили как брат и сестра – и были
замучены и живыми зарыты в землю язычниками.

Это супруги Адриан и
Наталия Никомидийские – в их семье, наоборот,
муж уверовал следом за женой. Будучи чиновником, он
собственноручно вписал себя в список христиан,
приговоренных за веру в Христа к смерти, и был подвергнут
мучительной казни. Но и Наталия, хоть ее не тронули,
почитается мученицей. На ее глазах истязали Адриана, и
жена укрепляла его, а после его смерти отказалась повторно
выйти замуж и вскоре после этого скончалась на гробе
супруга. Обоим было не более 30 лет.

Современность дает нам такие же примеры мученичества, как
и первые века христианства. Так, вместе окончили свою
жизнь, не отрекшись от Христа, протоиерей Владимир
Джуринский (1885–1920), настоятель храма села
Сергеевка Семиреченской области, и его жена Евфросиния
(1888–1920). Их расстреляли в городе Верный (сегодня
– Алма-Ата).

Но если сведений о многих мучениках и их жизни почти не
осталось, то всю красоту брака одной прославленной во
святых пары мы сегодня можем видеть в сохранившейся
переписке и дневниках. Конечно, это святые царственные
страстотерпцы император Николай и его жена Александра.

Царь Николай и царица Александра

Царь Николай и царица Александра
Царь Николай и царица Александра

Все
искусства в мире воспевают влюбленность, страсть, но
мало кому удается пронести нежные, полные любви
отношения через всю жизнь. Последний российский
император и его супруга стали таким редким примером.
Читая их переписку 1894 года, мы не удивляемся обилию
нежных слов: они – жених и невеста, находящиеся
в разлуке и в напряженной ситуации, когда их брак мог
и не состояться, ведь против него изначально был
император Александр III. Но вот они – муж и
жена уже на протяжении 20 лет, у них пятеро детей, и
письма этого периода – письма зрелой любви
– вызывают удивление и восхищение.

«Завтра утром в 9 ч. пойду в церковь, постараюсь
сходить туда и в четверг. Молиться за тебя – моя
отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый
короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять
сокровищ. Спи спокойно, мое солнышко, мой драгоценный,
– тысячу нежных поцелуев шлет тебе твоя старая
Женушка. Да благословит и хранит тебя Бог!»

«Молиться за тебя – моя отрада, когда мы
разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок
быть без тебя…»

«Возлюбленная моя, часто-часто целую тебя,
потому что теперь я очень свободен и имею время подумать о
моей женушке и семействе. Странно, но это так. Надеюсь, ты
не страдаешь от этой мерзкой боли в челюсти и не
переутомляешься. Дай Бог, чтобы моя крошечка была совсем
здорова к моему возвращению! Обнимаю тебя и нежно целую
твое бесценное личико, а также всех дорогих детей.
Благодарю девочек за их милые письма. Спокойной ночи, мое
милое Солнышко. Всегда твой старый муженек
Ники».

По этикету на людях Николай и
Александра должны были вести себя довольно холодно, и
только личная переписка, ставшая сравнительно недавно
достоянием широкой общественности, могла показать
атмосферу этой семьи. Неудивительно, что в последний
момент земной жизни Господь сподобил их быть вместе.

Праведный отец Алексий Мечев

Праведный отец Алексий Мечев с семьей
Праведный отец Алексий Мечев с семьей

В
несравнимо меньшем объеме, но все же история
сохранила переписку еще одного святого XX века
– праведного
отца Алексия Московского (Мечева), прозорливого
московского старца, – с его женой Анной
Петровной Молчановой. «Я верю вполне, что ты
глубоко верующая, помолись же обо мне, мой ангел,
чтобы и я был тоже таковым», – пишет
будущий старец своей жене. Оба они происходили из
семей священников, свадьбу сыграли в почти юном
возрасте (Анне только исполнилось 18) и прожили
необыкновенно счастливо до самой ее смерти в
36-летнем возрасте. В сохранившихся письмах отца
Алексия своей супруге, которые он писал в отлучке,
– нежность, деликатность, забота и большая
любовь:

Супруг твой «хоть и в 25-верстном расстоянии от
тебя, драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и
чувствует, что ты думаешь и делаешь…»

«Золотое мое солнышко…»;
«Красавица моя милая… драгоценная женушка
Нюшенька… жизнь моя, принимай лекарство и пей
больше молока»; «Забудь обо всем в мире, думай
только, чтоб тебе поправиться скорее, утешайся мыслью о
том, что о тебе непрестанно думает твой муж»;
«Он хоть и в 25-верстном расстоянии от тебя,
драгоценная моя, но хорошо, отчетливо знает и чувствует,
что ты думаешь и делаешь…»

Читайте также:  Как вернуть бывшего мужа по личной вещи

В семье родилось пятеро детей. Анна Петровна, тяжело
страдая от болезни, просила своего мужа перестать ее
вымаливать. И он послушал ее – из огромной любви и
жалости. 29 августа 1902 года, в день Усекновения главы
Иоанна Предтечи, матушка скончалась. А отцу Алексию, чья
скорбь была безмерной, в скором времени откроется путь
старчества: со своим опытом любви и скорби он войдет в
скорбь тысяч людей, которые будут стекаться к московскому
священнику со всей России.

Преподобный Серафим Вырицкий

Василий и Ольга Муравьевы с сыном
Василий и Ольга Муравьевы с сыном

Еще
более удивительна история супругов Василия и Ольги
Муравьевых. Православному миру они более известны как
схимонахиня Серафима и старец Серафим
Вырицкий. Оба с детства мечтали о монашестве,
однако духовник будущего старца мягко отклонил это
желание Василия на время, сказав, что ему еще нужно
жениться и прожить трудную мирскую жизнь.

Супруги занимались коммерцией и благотворительностью,
Василий Муравьев в начале XX века входил в число самых
богатых людей России. Огромные суммы они жертвовали на
монастырское и храмовое строительство, бесплатно кормили и
одевали бедных, содержали и сами посещали несколько
богаделен. У супругов родилось двое детей. Но смерть
дочери становится для них неким рубежом: по благословению
духовника они начинают своего рода подготовку к
монашеству, сперва живя по-прежнему вместе, но как брат и
сестра. И после 30 лет счастливого брака расходятся по
обителям… чтобы снова встретиться уже в пожилом
возрасте.

В келье старца висела картина – могила схимонахини
Серафимы, его супруги в миру. Это была и память
смертная, и память о подруге

В конце 1930-х годов здоровье схимонаха Серафима, ставшего
к тому времени духовником Александро-Невской Лавры,
настолько ухудшается, что настоятель вызывает матушку
Серафиму с повелением увезти старца в деревню. Матушка до
конца своих дней ухаживала за отцом Серафимом, сама была
великой подвижницей, молившейся по ночам, и первой отошла
в вечность. Некоторые из посетителей прозорливого старца
вспоминают, что, когда он уже не мог вставать с постели, у
него в келье висела картина с изображением могилки его
супруги в миру – схимонахини Серафимы. Это была и
память смертная, и память о подруге, с которой они
оказались по Промыслу Божиему неразлучны и после пострига.

Андроник и Афанасия

Андроник и Афанасия
Андроник и Афанасия

Интересно, что чем-то похожую историю мы находим в
древности – в судьбе ремесленника Андроника и его
жены Афанасии, живших в V веке в Антиохии. Заработанные
своим трудом деньги супруги делили на три части: одну
отдавали в церковь, другую – бедным, третью
оставляли себе. Рубежом их жизни стала смерть обоих их
детей. Пережив это горе, муж и жена решили целиком
посвятить себя служению Богу и ближним и через некоторое
время отправились в Александрию, чтобы разойтись по
монастырям: Андроник ушел в скит, а Афанасия – в
женский Тавеннисиотский монастырь.

Порознь они подвизались на протяжении 12 лет, не думая
больше встретиться на земле. Однажды, не сговариваясь,
супруги в миру отправились из своих монастырей в
паломничество в Иерусалим и случайно встретились в дороге.
Афанасия была одета в мужскую одежду, чтобы оградить себя
от недоброжелателей в опасной и долгой дороге; к тому же
внешность обоих сильно изменилась после стольких лет
подвижничества в пустыне, поэтому они не узнали друг
друга. Вернувшись из паломничества, «иноки»
решили подвизаться вместе и еще много лет провели в одной
келье в безмолвии. Когда преподобная Афанасия умерла, у
нее нашли записку, которая объясняла, кто такой на самом
деле «инок Афанасий». Андроник отошел ко
Господу вскоре после своей жены и сотрудницы.

Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские

Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские
Преподобные Иона и Васса Псково-Печерские

Узнав, что ливонцы утопили его прихожан, отец Иоанн,
потрясенный, решил основать монастырь. Супруга
поддержала его начинание

Так же необычен был путь священника Иоанна и его жены
Марии, положивших начало знаменитому Псково-Печерскому
монастырю. Они могли бы прожить жизнь обычной
священнической семьи, но случилось иначе. Иоанн служил в
Юрьеве (нынешний эстонский город Тарту), окормляя русское
православное население, однако вынужден был с семьей
бежать оттуда, чтобы спастись от преследования
католиков-ливонцев. Его сослуживец, священник Исидор,
остался… В один из зимних дней он был схвачен
ливонцами и за отказ отречься от Православия вместе со
всем своим приходом численностью более 70 человек утоплен
в озере. Когда вести об этом дошли до отца Иоанна, он,
потрясенный, вместе с женой Марией решил основать
монастырь как оплот Православия. Так они оказываются в
«Богом зданных пещерах» под Псковом. Жизнь там
была трудная, и в этих трудах заболела и умерла Мария,
перед смертью приняв иноческий постриг с именем Васса.
Большую часть жизни ее подвиг заключался не в иноческих
обетах, а в заботе о семье и готовности следовать за
мужем, куда бы он ни отправился.

Ее супруг принял постриг и известен сегодня как
преподобный Иона. А «Богом зданные пещеры»
– не что иное, как Псково-Печерский монастырь.
Преподобные
Иона и Васса так же почитаются православными как
покровители брака.

Преподобномученица великая княгиня
Елисавета

Преподобномученица великая княгиня Елисавета с мужем Сергеем Александровичем
Преподобномученица великая княгиня Елисавета с мужем Сергеем Александровичем

Супружеская жизнь еще одной – уже почти современной
нам – подвижницы несправедливо остается в тени.
Однако она могла бы и не стать даже просто православной
христианкой, не вступив в счастливый, но недолгий брак,
– и это часто упускается из виду. Речь о
преподобномученице Елисавете
Феодоровне Романовой и о ее муже генерал-губернаторе
Москвы Сергее Александровиче Романове.

Читайте также:  К чему снится силуэт бывшего мужа

«С утра я в церкви, жена – на складе (имеется
в виду склад пожертвований в пользу воинов, организованный
при содействии Елисаветы Феодоровны.
Ред.
). Господи, за что мне такое счастье?»
– записал в 1904 году в дневнике великий князь. Его
всегда отличала большая религиозность, он с детства
по-настоящему любил службу, часто причащался, начинал и
заканчивал свои дневниковые записи словами:
«Господи, благослови», «Господи,
помилуй». И, конечно, не без его влияния на седьмом
году их совместной жизни Елисавета Феодоровна –
немецкая принцесса, лютеранка – приняла Православие.
«Было бы грехом… принадлежать к одной Церкви
по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и
верить так, как и мой муж», – напишет она об
этом и найдет поддержку у своей бабушки, королевы Англии
Виктории, которая скажет так: «Быть со своим
супругом одной веры – это правильно».

Испытанием их брака была бездетность. Великий князь
страдал костным туберкулезом, что тщательно старался
скрывать от всех. Но жена-то видела страдания мужа…

В феврале 1905 года великого князя разорвет бомба,
брошенная террористом. Примерно за месяц до смерти, после
известия о гибели от рук террориста одного
государственного деятеля, Сергей Александрович записал в
дневнике: «Господи, сподобиться бы такой
кончины!»

И сподобился… А его супруга с этого времени
устремляется душой туда, где ее муж, без остатка посвящая
себя Богу и ближнему. Сохранились такие ее слова,
написанные в письме вскоре после смерти великого князя:
«Я хочу быть достойна водительства такого супруга,
как Сергий»…

***

Так, в брак вступали, не зная, как причудливо сложится их
совместный путь к спасению, многие и многие люди, которых
мы сегодня почитаем как святых. Молясь им как старшим
братьям и сестрам перед лицом Божиим, будем помнить, что
– как и преподобные Петр и Феврония Муромские
– о семейной жизни с ее радостями и трудностями они
знали не понаслышке. А отделенные от нас немногими веками
или даже десятилетиями – оставили и наставления о
браке, небесполезные в любые времена.

Святой праведный Алексий Мечев:

«Брачующиеся должны, главным образом,
преследовать не красоту внешнюю, как малоценную, но
красоту душевную, которая дороже всего. Умудренный опытом
жених старается отнестись к себе возможно строже, а к
новой подруге жизни более внимательно, и если замечаются
некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к
родителям ее и стараться все покрыть любовью. Видя любовь
и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена
старается платить тем же и, заметив шероховатость
характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все
любовью, незаметно старается исправить эти недостатки,
шероховатости и действует руководительницей сердца очень
искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к
другу два существа, может быть поначалу бывшие и
совершенно противоположны друг другу, сближаются и
делаются близкими и доживают до того, что образуется одно
сердце и един дух».

Источник

МУЖ – глава жене своей, он – хозяин дома, им ведется и держится семья. Такая власть дана ему от Бога, так учит Господь в Священном Писании.

По учению Священного Писания, главенство мужа в семье – не тирания, не уничижение и угнетение, а деятельная ответная любовь. Муж, как глава жены и семьи, не должен унижать себя недостойным поведением или обращением, не должен стараться освободиться от бремени забот и трудов, которые он обязан нести на себе, не должен сваливать на жену все эти заботы и труды, оставляя за собой одно наглое право: приказывать и господствовать.

Апостол Петр предписывает мужу благоразумную любовь к жене и оказание ей чести: “Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (в общении с Господом). Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте (жен), зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение”.

Власть, дающаяся Евангелием, обязывает мужа так любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. По закону, данному нам Самим Спасителем, кто выше поставлен над другими, тот больше обязан служить им. “Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий”, – сказано в Святом Евангелии, и “кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”. Стало быть, власть – это обязанность, возложенная Богом, которую должен нести человек для блага других, – это служба, и тем труднее и тяжелее, чем она выше.

Муж – господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за все, что делается в доме, и хорошего и худого. Пример ему, как он должен пользоваться своей властью, указан во Христе: “муж глава жены, как Христос Глава Церкви” (то есть христианского общества). Дело мужа – служить для благополучия семьи, заботиться о ее благе, устраивать ее счастье. Дабы она была свята и непорочна. Он поставлен выше, старше жены, стало быть, он должен подавать ей пример во всем добром. На это от Господа ему дано больше по сравнению с женой сил и, пожалуй, умения, в этом он давал обещание перед Крестом и Евангелием, когда венчался, во всем этом с него Бог потребует на суде Своем строгого отчета.

Муж – глава жены, но жена дана ему не в рабыни. Сам Спаситель, Глава Церкви, зовет христиан не рабами, а Своими братьями, друзьями. Уж если, по закону Христову, христианин должен любить всякого постороннего человека и даже своих недоброжелателей как самого себя, то не должен ли он больше себя самого любить ту, которая ближе всех к нему, – свою жену, с которой Господь соединил его неразрывной связью, самым тесным союзом? Жена – подруга в жизни, товарищ мужу. Вместе соединял священник их руки, когда венчал их, из одной чаши пили они тогда благословленное вино, на одной подножке стояли. Не в жене ли своей больше всего и следует мужу находить отраду для себя в жизни? Не должна ли самая тесная дружба и согласие связывать его с ней? В этом тоже состоит важная обязанность мужа.

Читайте также:  Муж вспоминает моих бывших

“Мужья! Оказывайте женам своим честь как сонаследницам благодатной жизни”, – учит слово Господне. Жена не служанка для мужа, а помощница в трудах и заботах его, хозяйка дома. С кем же ему прежде всего и вести совет, как не со своей женой? Кому больше довериться, как не ей? Жена оставила ради мужа родной дом, который вырастил ее, вышла из-под родительской заботы, ласки и защиты, чтобы отдать себя мужу, ему она вверила себя, его защите поручила себя, от него надеется и ждет себе счастья. А сколько тягостей, болезней, трудов ей нужно перенести, чтобы вскормить и выходить ребенка! Про то ведомо только матерям. За одно это заслуживает она неоспоримое право на почитание и самоотверженную любовь.

Жена слабее мужа, стало быть, ей обязан муж оказывать снисхождение, если и заметит в ней какие-то недостатки или слабости; как говорится в Священном Писании: “бережно и благоразумно обращаться с нею, как с сосудом слабейшим”. Стыд и позор тому, кто обижает слабого, а уж тем более самого близкого – жену. Святитель Иоанн Златоуст пишет: “Муж, подражай во всем Христу. Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос – Церковь. Он не отвергает и не отстраняет Ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет. Если будет в жене какой-нибудь порок, то не ее отвергай, но истребляй этот порок. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху перед Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее”.

Некоторые мужья начинают все более раздражаться и озлобляться недостатками жены, возрастать в неприятии ее как жены и приходят к ужаснейшему греховному помыслу о разводе и уничтожении семьи. В связи с этим святой Иоанн Златоуст пишет: “Жена чувствительнее мужа ко всему, значит, и подход к ней требуется нежный и ласковый, а не суровый”. Иногда для жены бывает неприятно не то, о чем даются указания, а то, с каким это делается видом и каким тоном. Не указания нужно давать, а высказывать просьбы с любовью и смирением.

Апостол внушает мужьям быть снисходительными к женам, когда тем случится в чем-либо не угодить им. Если жена всегда старается делать так, как желает муж, то муж, когда заметит какое упущение или недосмотр, благоразумно поступит, если не подаст и вида неудовольствия; и когда необходимость заставит исправить или сделать замечание, то он сделает это так, чтобы жена и не заметила, что делается ей замечание, а что только идет рассуждение о лучшем порядке дел, в которых и она принимает участие и прилагает свои суждения.

“Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы”, – учит слово Господне. Огорчение, которое мужу кажется малым и неважным, для жены – тяжело и больно. Муж должен проявлять терпеливую заботливость и внимание к жене, к ее ежедневным домашним делам и не огорчать своим равнодушием ту, которая встречает его с лаской и своим участием рассеивает все дневные неприятности.

Жена стыдливее, целомудреннее мужа. Значит, и здесь мужу следует дорожить в ней этим чувством, беречь его в ней, не оскорблять его неприличием: потеряй женщина стыдливость – она сделается отвратительна. “Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать ее почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собою другую какую-нибудь (женщину)… Красоты, данной тебе от природы Богом, не разукрашивай, но умеряй ее перед людьми, не употребляй и изысканной одежды на обольщение, чтобы не привлечь к себе тех женщин, которые таким образом уловляются или уловляют, чтобы не прельстить кого собою и не увлечь и чтобы вследствие этого не оказаться наследником горя, жестокого наказания и вечной смерти от Бога” (Апостольские постановления, 1, 3. С. 3-7). “Не старайся нравиться другим более, нежели жене своей, иначе и жене подашь пример бесстыдства”, – учит святой Григорий Богослов. Муж должен весьма блюсти себя, чтобы своим поведением – пренебрежением, нецеломудрием или вольностью в обращении – не навредить жене, не развратить ее.

Сердце жены мягче, нежнее: добром и лаской на него легче и скорее подействуешь. Муж – убийца, если смиренная и кроткая, целомудренная и благочестивая жена становится у него рассеянной, своенравной, злоязычной, потерявшей скромность и страх Божий, озабоченной только нарядами и желанием нравиться другим.

Если муж – глава жены, ему следует быть главой прежде всего разумной, ведь голова для тела важнее и почетнее прежде своим разумом. Так пусть же он, используя все силы ума, поймет, что уважением и лаской он приобретет от жены полную преданность, что сердце человека призывают любовью и мягкостью, а не страхом и суровостью. Именно он как хозяин и глава семьи обязан в первую очередь устроить семейную жизнь так, чтобы счастье жены и детей стало бы и его собственным счастьем.

Смотрите также:

  • Писатель Виктор Астафьев. После первой любви все второе →
  • Гражданский брак – “за” и “против” →
  • Хочу в монастырь →

Источник