Бывшая жена валентина фокина

Бывшая жена валентина фокина thumbnail

40 лет назад на экраны вышла картина Александра Митты «Экипаж». Об исполнителях главных ролей писали много. Ирина Акулова, сыгравшая жену пилота Ненарокова Алевтину, оказалась в тени ярких звезд. А 27 лет назад вообще все бросила и уехала из Москвы…

В 1980 году «Экипаж» посмотрели более 71 млн. зрителей. В прокате лента заняла 6 место. Позже критики назвали ее первым в СССР фильмом-катастрофой.

Кадры из фильмов «Экипаж» 1979 и 2016 гг.

Ушла от Ефремова к Дорониной и… прогадала

Акуловой в момент съемок было 28 лет, и больших ставок на «Экипаж» она не делала. Ирина уже успела засветиться в дюжине картин, в том числе в четырехсерийной «Блокаде», где сыграла одну из главных ролей. Но перевоплощение милой обаятельной женщины в чудовищную истеричку Алевтину было просто феноменальным. Кажется, все зрители страны Советов ненавидели ее во время киносеанса: это ж надо быть такой дурой, чтобы испортить жизнь себе, ребенку, мужу!..

Кадр из художественного фильма «Блокада».  В роли Веры Королёвой - актриса Ирина Акулова (в центре).

Кадр из художественного фильма «Блокада». В роли Веры Королёвой – актриса Ирина Акулова (в центре). Фото: РИА Новости

Роль безусловно удалась — Митта постарался! Однажды перед съемкой очередной ссоры Алевтины с мужем режиссер оставил Ирину ночевать на площадке. А потом будил раз десять, обещая, что Анатолий Васильев (он играл Ненарокова) вот-вот появится. Когда наутро партнер приехал, Акулова была уже «готова»: взвинченная, злая, она прекрасно сыграла сцену. По этой роли актрису в основном и знают. После «Экипажа» ничего выдающегося в кино у нее уже не случилось.

В театре было лучше. Тут Акулова в 20 лет стала звездой сцены. В «Современнике» Ирина сыграла главную роль в спектакле Валерия Фокина по пьесе Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Партнером был Константин Райкин. Наутро вся Москва говорила о премьере. Но через три года Ирина перешла к Олегу Ефремову во МХАТ. Играла много, ролями не была обделена, получила звание заслуженной артистки РСФСР. Но при расколе театра выбрала… Татьяну Доронину. И прогадала. Сотрудничество продолжалось всего 6 лет. Говорили, что женщины не сошлись сильными характерами, что Ирина подружилась с зеленым змием, да так сильно, что дружба переросла в болезнь…

Московский театр «Современник». Сцена из спектакля по пьесе М. Рощина «Валентин и Валентина». Артисты Олег Даль в роли Валентина и Ирина Акулова в роли Валентины.

Московский театр «Современник». Сцена из спектакля по пьесе М. Рощина «Валентин и Валентина». Артисты Олег Даль в роли Валентина и Ирина Акулова в роли Валентины. Фото: РИА Новости/ Борис Бабанов

«Может, зря выбрала судьбу актрисы?»

Так или иначе, в 1993 году Акулова ушла из театра и перестала сниматься (тем более в кинематографе были проблемы). Состояние — хуже некуда. «Я так устала от сцены, склок, репетиций, съемок, гастролей, бешеной жизни», — делилась потом актриса с кем-то из журналистов. Поехала в родную Кинешму на «перезагрузку». И вдруг узнала, что недалеко от мамы продается старый домик… Точнее полдома. Сумму за него просили небольшую. Актриса тут же сорвалась в Москву за деньгами. Купила и… осталась.

А ведь было Ирине всего 42 года. И ее карьеру сложно было назвать неудачной. Она играла главные роли, озвучивала иностранные фильмы, читала прозу и поэзию, участвовала в радиопостановках. Но почему-то бросила все. Значит, не очень-то ее и держала профессия? «Может быть, я зря выбрала судьбу актрисы? Может, прожила не свою — чужую жизнь?» — рассуждала Ирина Григорьевна спустя годы.

Сегодня Акулова живет одна, в Кинешме — в 400 км от Москвы. Со дня ее побега прошло 27 лет. За это время она похоронила отца, потом маму. И окончательно разочаровалась в мужчинах.

Александра Яковлева.

И в третий раз наступила на те же грабли

Официально Ирина Григорьевна была замужем трижды. И каждый раз выбирала на свою голову актеров. Первый раз влюбилась студенткой — в Вячеслава Жолобова. Увидела его на сцене и тут же поняла: «Будет моим мужем». Расписались, поставили родителей перед фактом. Через два года стали родителями. А спустя еще четыре — развелись. Причина была банальна: муж увлекся молоденькой актрисой. Ирина терпеть не стала — просто собрала чемодан. Вячеслав молча взял и ушел. Она, конечно, рыдала. Его увлечение быстро прошло. Но склеить разбитую чашку супруги уже не смогли.

Вторым мужем Акуловой стал мхатовец Петр Смидович, любивший веселье, застолья и… женщин. Однажды муж отправил ее домой на такси, а сам пошел провожать из ресторана понравившуюся даму… На этом семейная жизнь Акуловой и Смидовича закончилась.

И в третий раз Ирина наступила на те же грабли, выйдя замуж за актера Николая Пузырева. Он был моложе, но, оказалось, давно на нее заглядывался. Все вроде было хорошо. Николай и с сыном Ирины нашел общий язык… Беда пришла издалека. Друг Алексей Менглет пригласил Николая поработать в Австралии. Ирина не возражала — лишних денег в семье не было. Даже на билет пришлось собирать по друзьям. «Когда вернешься?» — спросила она, провожая мужа. «Месяца через два»…

Объявился Николай через полгода, и перемены в нем Ирина заметила сразу. Женское сердце не обманешь. Николай признался, что влюбился, женщина ждет от него ребенка, но разводиться с Ириной не собирается. Клялся в любви. Умолял простить. Но жена была непреклонна.

Петра Смидовича уже нет на этом свете. Николай, говорят, живет один на даче. Вячеслав тоже больше не женился. По-прежнему служит во МХАТе, стал народным артистом и уже девять раз сыграл в кино Юрия Андропова.

Татьяна Федотова (Кузьмина), Галина Лучай и Раиса Куркина.

Ни о чем не жалеет

Кто-то из коллег рассказывал, что в молодости Ирина была жизнерадостной хохотушкой, любила после спектаклей и репетиций посидеть за столом со спиртным. Уйдя от Дорониной в никуда, актриса впала в депрессию, стала все чаще злоупотреблять алкоголем… Бегство из Москвы, скорее всего, спасло ей жизнь — вредную привычку постепенно удалось побороть. Ирина занялась хозяйством, огородом. Владимир из соседней деревни вызвался пособить. Помогал привести дом в порядок. А потом признался, что… она ему нравится. Стали жить вместе. Ирина не могла поверить своему счастью: наконец-то нормального мужика встретила! Десять лет прошло. И вдруг в автобусе какая-то женщина прошептала, что у Владимира жена и дочь в Барнауле…

Он, конечно, стал божиться, что не поддерживает с семьей связи, любит только ее. Да только Ирина все это уже слышала. И не раз. Выгнала Владимира. А он протянул без нее полгода. И умер…

С тех пор живет Ирина Григорьевна одна, на пенсию. В последнее время очень сдала. После перелома ноги и тяжелой операции хромает. Из дома почти не выходит. Огород забросила. А сын бывает только летом. Дмитрий Жолобов окончил журфак МГУ, стал крутым рекламным фотографом, у него свое агентство.

Читайте также:  Александр гордон о бывшей жене кате

Ирине Акуловой на днях исполнилось 69 лет. Она ни о чем не жалеет. И говорит, счастлива, что живет на родине. Хотелось бы в это верить…

Источник

Валерий Фокин

Валерий Фокин

Валерий Владимирович Фокин. Родился 28 февраля 1946 года в Москве. Советский и российский режиссер, актер, сценарист, педагог, театральный деятель. Художественный руководитель Российского государственного академического театра драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр). Заслуженный артист РСФСР (1984). Народный артист Российской Федерации (1996). Заслуженный деятель искусств Польши (1979). Лауреат Государственной премии РСФСР им. Станиславского (1987), Государственных премий РФ (2000, 2003, 2011).

Валерий Фокин родился 28 февраля 1946 года в Москве.

С ранних лет у Валерия проявился талант к живописи. Он обучался в художественной школе, в его планах было стать художником.

После школы окончил Московское художественное училище «Памяти 1905 года». По его окончании стал работать художником-декоратором в московских театрах, в частности, оформлял спектакли в любительской студии Дома культуры им. Зуева. В ходе работы понял, что хочет быть в театре чем-то большим, чем художником-оформителем.

В 1970 году окончил Театральное училище им. Б.В. Щукина, курс Б.Е. Захавы и М.Р. Тер-Захаровой. Учебные постановки: «Чужая жена и муж под кроватью» Ф. Достоевского; «С вечера до полудня» В. Розова; «Время благих намерений» Л. Филатова; «Нос» Н. Гоголя; «Пышка» Ги де Мопассана.

С 1970 по 1985 годы – режиссер Московского театра «Современник». Фокин выпустил 15 спектаклей, каждый из которых стал событием. Спектакли Валерия Фокина отличает не только режиссерское мастерство, оригинальность интерпретации хорошо известных образов, но и совершенно особый режиссерский стиль и почерк, которые не спутаешь ни с каким другим. В каждой постановке, и зритель это ощущает, проявляется внутренний мир Фокина-художника, режиссера-исследователя. Его театр – это всегда что-то новое, с чем одни соглашаются, а другие не принимают. Но каждый раз это неожиданно для публики.

Своим учителем Фокин называл Галину Волчек, много лет руководившую театром «Современник», он говорил: “Самые основы художественного поведения в театре дала именно она. Вся моя дальнейшая биография происходила благодаря этим урокам”. В то же время сама Волчек незадолго до смерти отмечала, что хотела бы видеть Фокина своим преемником на посту художественного руководителя «Современника».

Валерий Фокин в молодости (второй слева)

Валерий Фокин в молодости

Актриса театра «Современник» Марина Неелова говорила: “Валерий Фокин – режиссер, для которого эксперимент – это всегда радость познания чего-то нового, чего-то неожиданного и для него. Он сам себе создает эти эксперименты в своей профессиональной жизни. Валерий Фокин! Произношу это имя, эту фамилию, зная его давно, сыграв в его режиссуре много спектаклей. Люблю его и обожаю. Но могу я сказать, что его знаю? Нет. Он остается для меня некой прекрасной загадкой. Фокин – человек дела, человек, который любит побеждать, и человек, который любит строить, создавать театр, создавать мир”.

Постановки Валерия Фокина в театре «Современник»:

  • 1971 – «Валентин и Валентина» М. М. Рощина;
  • 1972 – «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина;
  • 1973 – «Провинциальные анекдоты» А. В. Вампилова;
  • 1974 – «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (совместно с Г. Б. Волчек и И. Л. Райхельгаузом);
  • 1975 – «Не стреляйте в белых лебедей» по повести Б. Л. Васильева;
  • 1976 – «И пойду! И пойду!..», композиция Ю. Ф. Карякина по мотивам повестей «Записки из подполья» и «Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского;
  • 1977 – «Монумент» по маленькому роману Э. Ветемаа;
  • 1978 – «Гамлет» В. Шекспира;
  • 1979 – «Вкус черешни» А. Осецкой (совместно с М. Я. Али-Хусейном);
  • 1979 – «Мы не увидимся с тобой» К. М. Симонова;
  • 1979 – «Поиск 891» Ю. С. Семёнова (совместно с Г. Волчек и М. Али-Хусейном);
  • 1980 – «Лорензаччо» А. дё Мюссе;
  • 1982 – «Любовь и голуби» В. П. Гуркина;
  • 1983 – «Ревизор» Н. В. Гоголя;
  • 1984 – «Риск» В. П. Гуркина по мотивам романа О. М. Куваева «Территория» (совместно с Г. Б. Волчек);
  • 1984 – «Кто боится Вирджинии Вулф?» Э. Олби;
  • 1985 – «Навеки девятнадцатилетние» по повести Г. Я. Бакланова;
  • 1996 – «Карамазовы и ад» Н. Ю. Климонтовича на темы позднего Ф. М. Достоевского;
  • 2004 – «Шинель» по повести Н. В. Гоголя.

С 1985 по 1991 годы возглавлял Московский театр им. М.Н. Ермоловой. Первый же спектакль «Говори…» А.М. Буравского по мотивам «Районных будней» В.В. Овечкина вернул зрителя в зал. «Аскетичный, но предельно выверенный режиссерски» спектакль стал одним из тех, с которыми на сцену театра пришли перестройка и гласность.

Постановки Валерия Фокина в театре имени М. Н. Ермоловой:

  • 1985 – «Говори!», инсценировка А. М. Буравского по очеркам В. В. Овечкина «Районные будни»;
  • 1986 – «Последний посетитель» В. Дозорцева;
  • 1986 – «Спортивные сцены 1981 года» Э. С. Радзинского;
  • 1988 – «Второй год свободы» А. М. Буравского;
  • 1989 – «Приглашение на казнь» по роману В. В. Набокова;
  • 1991 – «Бесноватая» Н. Ю. Климонтовича по роману Ф. М. Достоевского «Идиот».

Параллельно с работой в «Современнике» Фокин ставил спектакли в других московских театрах и на телевидении.

С 1988 года – председатель Комиссии по творческому наследию В.Э. Мейерхольда. С 1991 года до сентября 2011 года – художественный руководитель и генеральный директор Творческого центра им. Вс. Мейерхольда, с сентября 2011 года является Президентом ЦИМ. В 1999 году решением Правительства Москвы ЦИМ становится государственным унитарным предприятием. Занимается собственными проектами, собирая для очередной работы новую команду артистов.

Читайте также:  Если любимый вернулся к бывшей жене

Постановки Валерия Фокина в Центре им. Вс. Мейерхольда:

  • 1992 – «Мистерии» по мотивам работ скульптора В. Сидура (1992, совместно с Московским театром под управлением М. Пекарского);
  • 1994 – «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»;
  • 1995 – «Превращение» по Ф. Кафке (совместно с театром «Сатирикон»);
  • 1998 – «Ещё Ван Гог…» по диалогам И. Савальева (совместно с Театром пр О. Табакова);
  • 2000 – «Воздушный город» по комедии Аристофана «Птицы» (совместно с Новосибирским молодежным театром «Глобус» и драматическим театром г. Варна «Стоян Бъчваров»);
  • 2001 – «Антонен Арто. Анонс»;
  • 2002 – «Арто и его двойник» В. Семеновского.

Фокин много работает за рубежом, ставил спектакли в Польше, Венгрии, Германии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США.

Постановки Валерия Фокина в других театрах:

  • 1976 – «Четыре капли» В. Розова (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша);
  • 1976 – «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя (ЦДТ, Москва);
  • 1978 – «Старший сын» А. Вампилова (Театр им. Кохановского, г. Ополе, Польша);
  • 1978 – «С весной я вернусь к тебе» (Студия пр О. Табакова);
  • 1980 – «Ревизор» Н. Гоголя (Театр им. Ст. Ярача, г. Лодзь, Польша);
  • 1983 – «Лица» М. Мишина (Государственный Театр миниатюр, Москва);
  • 1984 – «Старший сын» А. вампилова (Национальный театр г. Печ, Венгрия);
  • 1987 – «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (Театр Хаюдза, г. Токио, Япония);
  • 1989 – «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (Актерский театр, г. Сент-Пол, США);
  • 1989 – «Идиот» Н. Климонтовича по Ф.Достоевскому (Театр Хаюдза, г. Токио, Япония);
  • 1991 – «Васса Железнова» М. Горького, 2-й вариант (Театр «Три-бюне», Штуттгарт, Германия);
  • 1991 – «Женитьба» Н. Гоголя (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша);
  • 1992 – «Змеиный остров» Л. Устинова (Театр “Ам Ноймаркт”, Цюрих, Швейцария);
  • 1993 – «Мертвые души» Н. Гоголя (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша);
  • 1993 – «Васса Железнова» М. Горького (Высшая актерская школа, Краков, Польша);
  • 1993 – «Бобок» Ф. Достоевского (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша);
  • 1994 – «Наш человек» А. Островского (Театр им. Ю. Словацкого, Краков, Польша);
  • 1995 – «20 минут с ангелом» А. Вампилова, 2-я редакция (Юбилей О. Табакова, Москва);
  • 1996 – «Последняя ночь последнего царя» Э. С. Радзинского (театральное агентство «БОГИС»);
  • 1996 – «Анекдоты» по произведениям Ф. М. Достоевского, А. В. Вампилова (Театр пр О. П. Табакова);
  • 1997 – «Наш человек» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (Новосибирский театр «Глобус»);
  • 1998 – «Наш человек» по пьесе А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (Театр Польский, г. Вроцлав, Польша);
  • 1998 – «Татьяна Репина» А. П. Чехова (Авиньонский фестиваль совместно с МТЮЗ);
  • 1999 – «Три сестры» А. Чехова (Финский Национальный театр);
  • 1999 – «Старосветская любовь» Н. В. Коляды по Н. В. Гоголю (театральное агентство А. Воропаева);
  • 2000 – «Воздушный город» (Новосибирский театр «Глобус»);
  • 2001 – «Свадьба А. Чехова (Театр им. Ст. Ярача, Лодзь, Польша);
  • 2003 – «Превращение» Ф. Кафки (Театральный Центр в Шизуока, Япония);
  • 2005 – «Женитьба» Н.В. Гоголя (Центр искусств Арко, Сеул, Южная Корея);
  • 2007 – «Пиковая дама» П.И. Чайковского (ГАБТ, Новая сцена);
  • 2010 – «Константин Райкин. Вечер с Достоевским», сценическое переложение повести «Записки из подполья» (Театр «Сатирикон» им. А. Райкина).

В 1975-1979 годах преподавал в ГИТИСе. В 1993-1994 годах – педагог в высшей Краковской театральной школе (Польша) и Токийском театре «Тоэн» (Япония). Вел мастер-класс на европейских режиссерских курсах в Испании, Швеции, Болгарии.

режиссер Валерий Фокин

С 2003 года – художественный руководитель и директор Александринского театра в Санкт-Петербурге. По сути он заново создал Александринский театр и поднял его из руин.

Постановки Валерия Фокина в Александринском театре:

  • 2003 – «Ревизор» Н. Гоголя (совместно с Центром им. Мейерхольда);
  • 2005 – «Двойник» Фёдора Достоевского;
  • 2006 – «Живой труп» Льва Толстого;
  • 2008 – «Женитьба» Николая Гоголя;
  • 2009 – «Ксения. История любви» В. Леванова;
  • 2010 – «Гамлет» Уильяма Шекспира;
  • 2011 – «Ваш Гоголь» по произведениям Николая Гоголя;
  • 2012 – «Литургия ZERO» по роману Фёдора Достоевского «Игрок»;
  • 2013 – «Невский проспект. Городские этюды» по произведениям Н. Гоголя ;
  • 2014 – «Воспоминания будущего» по произведению Михаила Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Всеволода Мейерхольда.

В 2006 году вошел в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

В 2012 году стал Председателем Гильдии театральных режиссеров России.

Валерий Фокин сейчас

В 2019 году был куратором центрального события Года театра в России – театральной Олимпиады. В России она получилась беспрецедентной: длилась четыре месяца, охватила всю страну – от Владивостока до Крыма – и вышла в Японию. В ней приняли участие 52 страны и 29 театров. Площадками событий стали, кроме Александринского, также БДТ и «Балтийский дом». А помимо зарубежных гостей приняли участие отечественные фестивали: Чеховский, NET, «Золотая маска». Состоялись не только спектакли и мастер-классы, но также большая гастрольная программа.

О грандиозном проекте режиссер говорил: “Приобрели опыт проведения крупных событий; у нас есть свой международный фестиваль, но в таком объеме мы работали впервые. Надо было еще курировать Крым: четыре театральные смены для детей, два спектакля, поставленные нашими молодыми режиссерами, лекции. Программу в марте начали, в октябре закончили. Еще сделали выезды в Севастополь и Ялту; меня поразило: сидят люди на набережной Ялты, закутавшись в пледы, и смотрят на большом экране спектакль «Ревизор», а на следующий день еще какие-то спектакли. Огромное количество народу!.. Больше того, люди ощутили, что театр – искусство, работающее напрямую, когда враг и друг могут помириться хотя бы на два часа”.

Читайте также:  Жена назвала именем бывшего

Общественно-политическая позиция Валерия Фокина

В 2012 году был членом «Народного штаба» по Москве кандидата в президенты Владимира Путина. Был официально зарегистрирован как его доверенное лицо в качестве кандидата.

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Валерий Фокин

Личная жизнь Валерия Фокина:

Бывшая жена – Екатерина Гердт (Правдина), приёмная дочь Зиновия Гердта (позже она вышла замуж за Дениса Евстигнеева).

Сыновья – Орест Валерьевич Фокин (1978 г.р.) и Кирилл Валерьевич Фокин (1995 г.р.).

Внучки – Татьяна (2003 г.р.) и Мария (2005 г.р.).

Екатерина Правдина – бывшая жена Валерия Фокина

Екатерина Правдина бывшая жена Валерия Фокина

Фильмография Валерия Фокина:

1980 – Откуда в траве рыба? (короткометражный)
1999 – Чтобы помнили. Елена Майорова (документальный)
2007 – Острова. Станислав Ростоцкий (документальный)
2008 – Я – чайка… Не то. Я – актриса. Татьяна Лаврова (документальный)
2008 – Прохладная война: Москва – Петербург (документальный)
2008 – Иван Грозный с душой Дон Кихота. Николай Черкасов (документальный)
2010 – Украинский самурай. Принцип Ступки (документальный)
2010 – Олег Табаков. Зажигающий звезды (документальный)
2010 – “Кумиры” с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила… (документальный)
2013 – Поздняя любовь Станислава Любшина (документальный)

Режиссерские работы Валерия Фокина:

1974 – Домби и сын (фильм-спектакль)
1976 – Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка (фильм-спектакль)
1977 – Между небом и землёй (фильм-спектакль)
1978 – Кузен Понс (фильм-спектакль)
1979 – Дефицит на Мазаева (фильм-спектакль)
1981 – Мы не увидимся с тобой (фильм-спектакль)
1982 – Транзит
1983 – Тамбовская казначейша (фильм-спектакль)
1984 – Играем басни Крылова (фильм-спектакль)
1987 – Говори… (фильм-спектакль)
1992 – Кто боится Вирджинии Вульф? (фильм-спектакль)
1993 – Я, Фейербах (фильм-спектакль)
1996 – Карамазовы и ад (фильм-спектакль)
1998 – Загадки “Ревизора” (документальный)
1999 – Ещё Ван Гог (фильм-спектакль)
2002 – Превращение
2003 – Нумер в гостинице города NN (фильм-спектакль)
2005 – Ревизор (фильм-спектакль)
2008 – Шинель (фильм-спектакль)

Сценарии Валерия Фокина:

1984 – Играем басни Крылова (фильм-спектакль)
2002 – Превращение

Награды и звания Валерия Фокина:

– Заслуженный артист РСФСР (12.06.1984);
– Народный артист РФ (29.01.1996);
– Заслуженный деятель искусств Польши (1979);
– Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1987) – за постановку спектакля «Говори…» по В. В. Овечкину на сцене МАДТ имени М. Н. Ермоловой;
– Государственная премия РФ (1994, за спектакль «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»);
– Государственная премия РФ в области просветительской деятельности (2000) – за сохранение, изучение и развитие творческого наследия Вс. Мейерхольда, создание Театрально-культурного центра имени Вс. Мейерхольда;
– Государственная премия РФ (2003, за спектакль «Ревизор»);
– Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28.02.2006);
– Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2.06.2010);
– Почётная грамота Президента Российской Федерации (22.11.2011);
– Высшая российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль сезона (1994, «Нумер в гостинице города NN» по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»);
– Высшая российская национальная театральная премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1994, спектакль «Нумер в гостинице города NN»);
– Высшая российская национальная театральная премия «Хрустальная Турандот» за лучший спектакль сезона (1995, «Превращение» по Ф. Кафке);
– Премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1997, спектакль «Последняя ночь последнего царя» Э. С. Радзинского);
– Премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру (1998, спектакль «Еще Ван Гог…» по диалогам И. Савальева);
– Высшая российская национальная театральная премия «Золотая маска» за лучший спектакль сезона (2003, «Ревизор»);
– Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой Софит» за лучший спектакль сезона (2003, «Ревизор»);
– Высшая российская национальная театральная премия «Золотая Маска» за лучший спектакль малой формы (2006, «Шинель»);
– Орден «Глория Артис» – высшая государственная награда Польши в области литературы и искусства;
– Лауреат премии Станиславского (2008);
– Лауреат премии имени Вс. Мейерхольда;
– Российская Национальная театральная премия «Золотая Маска» – специальный приз жюри «За возрождение Александринского театра» (2008);
– Российская национальная театральная премия «Золотая Маска» за лучшую работу режиссера (2009, спектакль «Женитьба»);
– Российская Национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (СПб, 2013) – «За служение русскому репертуарному театру»;
– Орден за заслуги перед Отечеством II степени (2016);
– Премия Правительства Российской Федерации в области культуры (7 февраля 2017 года) – за создание спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего» по драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и спектаклю Вс. Мейерхольда 1917 года.

Источник