Бывшая жена пьера безухова

Пьер Безухов и Элен Курагина.
Художник А. Николаев

Пьер Безухов и Элен Курагина в романе “Война и мир” являются одними из центральных персонажей произведения. 

История отношений Элен Курагиной и Пьера Безухова – это печальная история о несчастливом браке двух совершенно разных людей. 

Ниже представлено описание отношений Пьера Безухова и Элен Курагиной, их брак, этапы семейной жизни в романе “Война и мир”.

Начало отношений

Пьер Безухов знает Элен Курагину с детства. Их отцы являются дальними родственниками:

“…Пьером, который… <…> приходился родня по отцу князю Василью…” (князь Василий является отцом Элен, том 1 часть 1 глава IV)

“Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему…” (том 1 часть 3 глава I)

20-летний Пьер возвращается в Россию после 10 лет жизни за границей. На светском вечере в Петербурге Пьер встречает Элен. Теперь Элен – это молодая красавица, девушка на выданье:

“…заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом…” (том 1 часть 3 глава II)

“…всплывал ее образ со всею своею женственной красотою…” (том 1 часть 3 глава I)

Пьер испытывает страсть к Элен. Девушка вызывает у молодого человека низкие чувства, которых тот стыдится:

“Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное…” (том 1 часть 3 глава I)

“…им овладело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны…” (том 1 часть 2 глава II)


Сомнения Пьера

Пьер понимает, что Элен глупа и что он не любит ее, однако красота девушки очаровывает его:

“Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное…” (том 1 часть 3 глава I)

“…он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой…” (том 1 часть 3 глава I)

Пьер сомневается в том, стоит ли ему жениться на Элен:

“…но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге…” (том 1 часть 3 глава II)

“…Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?..” (том 1 часть 3 глава II)

“…он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее и уехать…” (том 1 часть 3 глава II)

Свадьба Пьера и Элен 

Князь Василий Курагин, отец Элен, подталкивает Пьера к этой женитьбе. Молодой человек сам не замечает, как становится официальным женихом Элен. Ему не остается ничего кроме как жениться:

“…всё еще не делал предложения…” (том 1 часть 3 глава II)

“Когда же это началось, когда это все сделалось?» И вот он сидит подле нее женихом…” (том 1 часть 3 глава II)

В конце концов Пьер женится на Элен Курагиной в начале 1806 года. Они поселяются в своем доме в Петербурге:

“Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых…” (том 1 часть 3 глава II)

Несчастливый брак

После свадьбы Пьер понимает, что Элен не любит его и считает его дураком. Она прямо заявляет мужу, что не хочет иметь от него детей:

“То, что вы дурак… так это все знали…” (том 2 часть 1 глава VI)

“Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет…” (том 2 часть 1 глава VI)

Пьер оказывается несчастлив в браке с Элен:

“Ах, мой друг, он очень несчастлив…” (том 2 часть 1 глава II)

Теперь он сожалеет, что женился:

“Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“ {Je vous aime}, которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, – говорил он сам себе…” (том 2 часть 1 глава VI)

Замужняя Элен становится светской львицей. У нее в доме бывает лучшее общество Петербурга. Девушка купается в мужском внимании:

“…Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей светской женщины…” (том 2 часть 3 глава IX)

“…самой замечательной женщины Петербурга…” (том 2 часть 3 глава IX)

Измены Элен

Элен оказывается неверной женой. В частности она изменяет Пьеру с его приятелем Долоховым, и об этом знает весь город. В итоге все заканчивается дуэлью Пьера и Долохова в марте 1806 г.:

“…анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него…” (том 2 часть 1 глава IV)

После дуэли Пьеру становится окончательно понятно, что жена ему изменяет. Устав от ее лицемерия, Пьер разрывает с ней отношения и живет отдельно. На прощание Элен заставляет Пьера выделить ей часть имущества для своей безбедной жизни:

“…– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто…” (том 2 часть 1 глава VI)

В 1809 г. Элен и ее семья начинают уговаривать Пьера снова съехаться с женой. В конце концов Пьер соглашается жить с Элен. Он решает нести свой крест до конца ради высоких идеалов масонства, которым увлекается последние годы. При этом Пьер сожительствует с Элен как сосед, но не как муж:

“…я хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей…” (том 2 часть 3 глава X)

Элен продолжает изменять Пьеру со знатными мужчинами. Ее светские успехи приводят к тому, что Пьер внезапно получает “компенсацию” за этот позор  повышение до чина камергера:

“Со времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе…” (том 2 часть 3 глава XXII)

Пьер догадывается, что Элен ему изменяет, но смиряется с этим:

“…вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!..” (том 2 часть 1 глава VI)

“А вместо всего этого – вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство…” (том 2 часть 5 глава I)

Пьер уезжает в Москву, а затем – на фронт к русской армии. Тем временем Элен ищет способы развестись, чтобы снова выйти замуж за другого человека. Для этого она решает сменить религию и принять католичество. Сменив религию, Элен надеется получить статус свободной женщины:

Читайте также:  Имеет ли право на квартиру бывшая жена купленную в ипотеку

“…письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN, и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма…” (том 3 часть 3 глава VII)

Смерть Элен Безуховой

Графиня Элен Безухова не успевает развестись с Пьером. В 1812 г. она умирает при странных обстоятельствах. Согласно слухам, она умирает в результате приема какого-то вещества (вероятно, речь идет о неудачном аборте от нового поклонника). Таким образом, брак Пьера и Элен продолжается около 6 лет и заканчивается смертью супруги:

“Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать…” (том 4 часть 1 глава II)

“…смерть эта меня страшно поразила… <…> И потом такая смерть… без друзей, без утешения…” (том 4 часть 4 глава XVII)

После смерти Элен Пьер Безухов женится на Наташе Ростовой. С ней Пьер наконец обретает семейное счастье:

“…Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…” (эпилог часть 1 глава X)

Это было описание отношений и брака Пьера Безухова и Элен Курагиной  в цитатах из романа “Война и мир” Толстого. 

Источник

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Кирилл БОРУСЯК,
школа № 57
10-й класс, Москва
(учитель —
Сергей Владимирович Волков)

В романе «Война и мир» Пьер
Безухов, любимый герой автора, был женат дважды.
Первой его женой стала светская красавица Элен,
второй — Наташа Ростова. Что касается второй
женитьбы Пьера, то здесь всё ясно: Лев Толстой
соединяет двух своих любимых героев, для чего ему
даже пришлось пожертвовать князем Андреем —
первым женихом Наташи. В этом случае загадка
появляется в самом конце романа, когда Наташа
становится совершенно другим человеком, имеющим
мало общего с той девушкой, в которую был влюблён
Пьер Безухов: почему Пьер по-прежнему влюблён в
Наташу и считает её прекрасной женой?

А вот первая женитьба —
загадка с самого начала. Как мог Пьер, человек
глубокий, мыслящий и тонко чувствующий, жениться
на светской львице, для которой у автора не
находится ни одного доброго слова? Зачем этот
брак нужен Толстому, что этот сюжетный поворот
вносит в роман «Война и мир»? Загадок здесь, как
мы видим, немало, попробуем найти для них
разгадки.

Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда
Пьер стал богатым юношей и завидным женихом,
хитрый князь Василий решил женить его на своей
дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так
как Элен была необыкновенно красива, а Пьер —
простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи
князь Василий использовал подругу Анну Павловну
Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его
свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и
скорой, и он принял это как должное.

Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у
неё не было души. Были у неё только красота и
способность показать себя в обществе умной и
вообще идеальной женщиной. Все эти черты
являются для Толстого отрицательными. Красивые
герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове
часто подчёркивается какая-то некрасивость, и
при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I,
Наполеон, Долохов — наоборот. Способность
показать себя в обществе тоже не вызывает у
автора симпатии к герою: Толстой презирал всё
искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть
естественна; яркий пример этому — вторая жена
Пьера Наташа.

Читайте также:  Сергей лапковский бывшая жена

Пьеру уже перед свадьбой с Элен
“чувствовалось, что свадьба — это нехорошо
почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же
автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из
постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных
периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и
не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы
не стал масоном, то есть исчез бы значительный и
важный период его жизни. Кроме того, тогда он не
смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на
пароме. Не буду перечислять дальнейшие
последствия, уже видно, что первая женитьба —
важный для романа сюжет.

Добавлю только, что первый брак не позволил
Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и
не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не
имел нормальных отношений с родителями, то есть
не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он
снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру
другом, их жизни практически не пересекались.

Теперь перейдём к
женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были
знакомы с детства и всегда испытывали друг к
другу тёплые чувства. Пьер давно любил Наташу и
чуть не признался ей в этом после того, как она
хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены
Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте
характера всегда старался оправдать поступки
других людей. Тогда он не решился на признание,
так как она была невестой его лучшего друга,
князя Андрея, да и сам он формально был женат.

В обоих случаях признаться в любви и жениться
ему помогли другие люди: в первом браке — князь
Василий и Анна Павловна Шерер, во втором — княжна
Марья. Однако в реальности дело обстояло
по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера
это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь
сам Пьер.

Хотя между первой и второй женитьбами прошло
немало времени, Пьер остался нерешительным
человеком. Правда, его нерешительность в первом
случае была связана с тем, что жениться ему не
хотелось, он просто считал себя обязанным
сделать это. Во втором случае, наоборот, он так
сильно любил Наташу, что не мог представить, что
ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что
“он человек, просто человек”, а Наташа —
“совсем другое, высшее”. Для Пьера эта
нерешительность, отсутствие веры в себя являлись
характерными чертами.

В четвёртом томе романа Л.Н. Толстой так
описывает чувства Пьера перед сватовством и
женитьбой на Наташе: “В душе Пьера теперь не
происходило ничего подобного тому, что
происходило в ней в подобных же обстоятельствах
его сватовства с Элен. Он не повторял, как тогда, с
болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил
себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я
сказал тогда “Я люблю вас”?» Теперь, напротив,
каждое слово её, своё он повторял в своём
воображении со всеми подробностями лица, улыбки
и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить, хотел
только повторять. Сомнений в том, хорошо ли или
дурно то, что он предпринял, — теперь не было и
тени”.

Трудно было найти таких
противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна —
олицетворение всего искусственного, холодного,
застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен —
прекрасная маска, на которой не отражается ни
единого чувства, если она вообще могла
испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно
ничего не выражала, это была улыбка статуи.
Напротив, Наташа — само воплощение жизни,
изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать
находила, что в ней слишком много чего-то, что не
позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт
жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком
много. Именно отсюда дикие поступки, которые она
иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен
вполне способна на дурные поступки, не зря она
почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась
соблюдать светские приличия, которые чужды самой
натуре Наташи и Пьера.

Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и
Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим
душевным и умственным качествам: обе не были
столь умны и глубоки, как он.

Наташа совсем опустилась, став из красивой
молодой женщины самкой (именно так её называет
Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает
читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены
были по своим человеческим качествам ниже Пьера,
человека удивительного, полного доброты, ума,
благородства. С Элен всё ясно — женитьба на ней
была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень
быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее.
Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был
вполне счастлив в семейной жизни. У него
появились дети, но мне кажется, что духовно ближе
них Пьеру был Николенька Болконский. Мне кажется,
что единственной женщиной, которая в романе по
своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья.
Наверное, не случайно, что она, как и Пьер,
вступила в брак с человеком, которого трудно
сравнить с ней по своим душевным и умственным
качествам. Возможно, такие неравные браки вообще
свойственны людям выдающимся.

Читайте также:  Стоит ли жить с бывшей женой

Спонсор публикации статьи – ведущий, тамада, шоумен Алексей Громов. Если вам необходим ведущий на свадьбу в Москве – приглашайте Алексея Громова, не ошибетесь! Индивидуальные сценарии проведения свадьбы, многолетний опыт работы тамадой, знание всех нюансов организации свадебного торжества, гибкий подход к клиентам. На сайте Алексея www.tamada-gromov.ru/proekt/101.html можно ознакомиться с его портфолио, отзывами молодоженов, посмотреть видео с его работой. Алексей с удовольствием сделает ваш праздник поистине незабываемым.

Источник

Елена Васильевна (Эле́н) Кура́гина (1780-е – 1812) — персонаж романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Сестра Ипполита и Анатоля Курагиных, дочь Василия Курагина, жена Пьера Безухова. Является отрицательной героиней.

Биография Элен Курагиной[править | править код]

О детстве и отрочестве Элен (т. е. Елены) в романе не говорится. Но из её поведения в течение всего действия можно сделать вывод о том, что воспитание, данное ей, примерным не было. Единственное, что нужно Курагиной от любого мужчины — деньги. Поэтому в феврале 1806 года она выходит замуж за Пьера Безухова, получившего внушительное наследство от отца. Спустя недолгое время после свадьбы Пьер узнает о связи жены с офицером Долоховым и изъявляет желание стреляться с ним. В ходе дуэли Долохов был ранен, но не смертельно. После этого события Элен узнает о желании мужа уехать от неё в Петербург. Графиня Безухова не имеет ничего против, но готова отпустить Пьера, только получив от него состояние. Большая часть его имений переходит в пользование Элен. Приехав в Петербург, Безухова создает себе репутацию несчастной жены, брошенной на произвол судьбы и терпящей все её удары. Завсегдатаеем в её доме становится Борис Друбецкой, которого она называет собственным пажом. Элен уезжает в Вильно, где обзаводится любовником — молодым принцем. По возвращении в Петербург графиня попадает в неловкое положение, так как и принц, и вельможа, под чьим покровительством она находилась некоторое время, оказываются там вместе и узнают о существовании друг друга. Но в своем объяснении с вельможей Безухова представляет себя жертвой ситуации и просит его обвенчаться с ней. Ради этого Элен принимает католичество, но с условием, что её освободят от Пьера, с которым она все ещё официально состоит в браке. С принцем из Вильно графиня проводит точно такую же беседу, и снова успешно. Теперь перед Безуховой стоит выбор между двумя видными мужчинами. В 1812 году Элен серьезно заболевает.

«…вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших её, она вверилась какому-то итальянскому доктору, лечившему её каким-то новым и необыкновенным способом.

Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства»

Осенью 1812 года Элен скончалась. Существовало две версии её смерти. Первая — неожиданный приступ стенокардии. Вторая — передозировка лекарства, выписанного доктором-итальянцем.

Элен глазами критиков[править | править код]

Вот что пишет об Элен Курагиной современник Толстого, Д. И. Писарев:

«Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутациею прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином…»

Похожее мнение в статье «Мозаика эпопеи» выражает и советский критик П. Л. Вайль:

«По сути дела, в романе только одна безусловная красавица — Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла».

Примечания[править | править код]

  1. Толстой Л. Н. Война и мир. Тома 3-4 – М.: Гослитиздат, 1960. – 768 с.
  2. Сорокина Ю. С. Д. И. Писарев. Литературная критика в трёх томах // Том третий. Статьи 1865-1868. — М. : Художественная литература, 1981.
  3. Вайль П. Л. Уроки изящной словесности // Мозаика эпопеи. Толстой. — М. : Независимая газета, 1991. — ISBN 5-86712-001-5.

Литература[править | править код]

Толстой Л. Н. Война и мир. Тома 1-2 — М.: Гослитиздат, 1960. — 760 с.

Толстой Л. Н. Война и мир. Тома 3-4 — М.: Гослитиздат, 1960. — 768 с.

Вайль П. Л. Уроки изящной словесности//Мозаика эпопеи. Толстой. — М.: Независимая газета,1991 — ISBN 5-86712-001-5

Сорокина Ю. С. Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах.//Том третий. Статьи 1865—1868. — М.: Художественная литература, 1981

Источник