Борис штоколов биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 октября 2019;
проверки требуют 4 правки.
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Штоколов.
Борис Тимофеевич Што́колов (19 марта 1930[1], Сибирский край — 6 января 2005, Санкт-Петербург) — советский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1966). Лауреат Государственной премии СССР (1981) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1976).
Биография[править | править код]
Борис Штоколов родился 19 марта 1930 года в селе Кузедеево (ныне в Новокузнецком районе Кемеровской области) (по другим источникам — в городе Кузнецке (ныне Новокузнецк[2]Кемеровской области).
В конце 30-х годов семья переехала в слободу Чернянка Курской области, где отец отбирал лошадей для Красной армии[3].
В 1944 году поступил в Соловецкую школу юнг. В 1949 году, после поступления в спецшколу ВВС в Свердловске, на концерте курсантов был замечен Г. К. Жуковым, по настоянию которого поступил на вокальный факультет Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского.
Ещё в годы обучения стал стажёром Свердловского театра оперы и балета им. А. В. Луначарского, а в 1954 году, после окончания консерватории, стал одним из его ведущих солистов.
В 1959 году завоевал звание лауреата на международном конкурсе VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене, а Апрелевским заводом выпущена дебютная пластинка, в которую вошли романсы А. Рубинштейна и Ф. Шуберта в его исполнении (8″, Д—004916-7).
В том же году был приглашён в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр). С этим коллективом связана дальнейшая артистическая деятельность певца, в котором он работал до 1990 года. Получил признание как великолепный интерпретатор русского оперного репертуара.
Участвовал в постановках опер советских композиторов: «Судьба человека» И. И. Дзержинского, «Октябрь» В. И. Мурадели и других.
Могила Б. Т. Штоколова на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге
Вёл активную концертную деятельность. В репертуаре — русские народные песни, романсы.
Пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира: США, Испания, Швеция, Италия, Франция, Швейцария, ГДР, ФРГ, Венгрия, Австралия, Куба, Англия, Канада и многих других стран мира.
Скончался 6 января 2005 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Семья[править | править код]
- Отец — Штоколов Тимофей Ильич (1901—1942), участвовал в Гражданской войне, в 1938 году был назначен начальником ОСОАВИАХИМа и служил в звании старшего лейтенанта; в сентябре 1938 года по ложному доносу был объявлен врагом народа и исключен из партии (позднее, после долгих усилий, был в ней восстановлен); в 1941 году ушел добровольцем на фронт и в 1942 году пропал без вести в боях под Ленинградом.
- Мать — Юрасова Елизавета Ивановна (1904 — ?), окончила церковно-приходскую школу, училась в гимназии, брала уроки игры на фортепиано.
- Супруга – Штоколова Надежда Петровна (1929–1990).
- Сыновья: Штоколов Александр Борисович (1954 г. рожд.), Штоколов Тимофей Борисович (1962 г. рожд.).
Награды и звания[править | править код]
- Лауреат международного конкурса VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (1959)
- Заслуженный артист РСФСР (1958)
- Народный артист РСФСР (1962)[4]
- Народный артист СССР (1966)
- Государственная премия СССР (1981) — за концертные программы последних лет
- Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1976) — за исполнение заглавных партий в оперных спектаклях «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Иван Сусанин» М. И. Глинки, партии Андрея Соколова в оперном спектакле «Судьба человека» И. И. Дзержинского, а также за концертно-исполнительскую деятельность
- Орден Ленина (1980)[5]
- Орден Октябрьской Революции (1983) — за заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с 200-летием Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова[6]
- Два ордена Трудового Красного Знамени
- Орден Отечественной войны 2 степени (1985)
- Медаль Ушакова (7 июля 1992 года) — за отличия при выполнении боевых задач кораблями и частями Военно-Морского Флота в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи[7]
- Почётный академик Славянской и Петровской академий
- Почётный гражданин Кемеровской области (2002).
Партии[править | править код]
Свердловский театр оперы и балета им. А. В. Луначарского[править | править код]
- Якопо Фиеско — «Симон Бокканегра» Дж. Верди (1958)
- Кардинал — «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (1957)
- Тихон — «Гроза» В. Н. Трамбицкого
Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова[править | править код]
- царь Борис — «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1959)
- Галицкий — «Князь Игорь» А. П. Бородина (1959)
- Досифей — «Хованщина» М. П. Мусоргского (1959)
- Гремин — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского (1959)
- Рамфис — «Аида» Дж. Верди (1959)
- Мефистофель — «Фауст» Ш. Гуно (1960)
- Андрей Соколов — «Судьба человека» И. И. Дзержинского (1961)
- Уилсон — «Отчаяная дорога» А. М. Маневича (1962)
- Большевик Андрей — «Октябрь» В. И. Мурадели (1964)
- Демон — «Демон» А. Г. Рубинштейна (1964)
- Гора Миклош — «Ласло Хуняди» Ф. Эркеля (1965)
- Кончак — «Князь Игорь» А. П. Бородина (1974)
- Варяжский гость — «Садко» Н. А. Римского-Корсакова (2000)
- Руслан — «Руслан и Людмила» М. И. Глинки
- Князь Верейский — «Дубровский» Э. Ф. Направника
- Мельник — «Русалка» А. С. Даргомыжского (Оперная студия консерватории)
- Иван Сусанин — «Иван Сусанин» М. И. Глинки
- Дон Базилио — — «Севильский цирюльник» Дж. Россини
- Кочубей — «Мазепа» П. И. Чайковского
Фильмография[править | править код]
- 1968 — Город и песня — певец (песня «На безымянной высоте»)
- 1989 — Музыкальные игры — певец
Участие в фильмах[править | править код]
- 1967 — Поёт Борис Штоколов (документальный)
- 1982 — Имени Василия Андреева (документальный)
- 1983 — И каждый вечер в час назначенный… (документальный)
Киновоплощения[править | править код]
- 2012 — художественный телесериал «Жуков» (роль П. Шаляпина).
Память[править | править код]
- Кемеровская филармония носит имя Б. Т. Штоколова
- 27 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге, на фасаде д. 2 по ул. Гаврской, в котором певец жил с 2001 по 2005 годы, была открыта мемориальная доска[8].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Борис Тимофеевич Штоколов belcanto.ru (4 декабря 2010 года)
- Творчество и записи Бориса Штоколова на сайте «Музыка планеты» (рус.)
Baikkall
Эксперт + Философ
9864
13 подписчиков
Спросить
29 сентября 2018
Борис Трофимович Штоколов – советский певец, который известен как исполнитель классических русских романсов. И не только романсов. Ведущие оперные партии и народные песни – это тоже он.
Культурное поле любого народа, любой страны складывается из разномасштабных личностей. Борис Тимофеевич Штоколов, по мнению авторитетных критиков и экспертов, с полным основанием числится в плеяде звезд первой величины. Этого почетного статуса певец и актер добился благодаря своему таланту и настойчивости.
Биография паренька из глубинки могла сложиться по-разному. Семья Штоколовых жила дружно. Несмотря на суровые условия того времени, отношения между детьми и родителями складывались доброжелательные. Нелегкая работа по ведению домашнего хозяйства выполнялась совместными усилиями. Каждый ребенок, что называется, знал свой маневр и свои обязанности. Знаменитый в будущем певец получил в раннем возрасте необходимые для взрослой жизни привычки и навыки. Важно отметить, что мать Бориса владела музыкальной грамотой и хорошо пела. Отец, участник Гражданской войны, был профессиональным военным. Он по собственному опыту знал, что исполнительность и аккуратность в любом деле нужны обязательно.
В каком возрасте Борис первый раз запел, история умалчивает. С высоты текущего момента этот факт не так уж и важен. Ребенок, которого окружает любовь и забота, способен запеть по любому поводу. Война грубо и безжалостно разрушила складывающийся годами уклад. Отец ушел добровольцем на фронт. Ушел и не вернулся. Пал смертью храбрых. И тогда сын, без особых сомнений, решил связать свою судьбу с военно-морским флотом. Получая свое первое образование, курсант Штоколов успешно постигал основы военной науки в школе юнг. Многие представители мужской части населения знают, что с песней и служба проходит веселее. На строевых смотрах юнги пели маршевые песни, а в короткие промежутки времени, на отдыхе – лирические и шуточные.
Вокальные данные Бориса Штоколова окружающие люди замечали сразу же. Не оставил без внимания талантливого певца и маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Кто-то расценивает этот факт как счастливый случай. Однако есть и более взвешенная формулировка – это объективная закономерность. Суеверные люди могут сказать, что так сложились звезды на небесах и судьба в таких ситуациях неотвратима. Как бы то ни было, молодой исполнитель романсов, оперных арий и народных песен в короткий срок получил положительную оценку специалистов и критиков. Вслед за поощряющим вердиктом пришло признание и любовь всенародной аудитории.
Творчество Штоколова многогранно, а карьера блестящая. О репертуаре певца можно говорить много, долго и в разных аспектах. Чем во все времена занимаются и начинающие критики, и матерые эксперты. На нашей тесной Планете нет театральных подмостков, где бы не звучал его неповторимый голос. Маршруты гастрольных поездок отмечены на всех континентах. Многие вершины покорены благодаря тому, что жена великого певца, Надежда Петровна, на протяжении всей совместной жизни создавала благоприятные условия для работы своему мужу. Личная жизнь для большого таланта – почти всегда уязвимое место. Публике не обязательно знать, как живет их кумир. У Нади и Бориса сложились удивительно теплые отношения и взаимопонимание. Романсы «Я встретил Вас» и «Гори, гори, моя звезда» – этому наглядное подтверждение.
Источники:
- Штоколов Борис – биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация.
Войти на сайт
или
Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ÐÐ¸Ð·Ð½Ñ Ð¸ ÑвоÑÑеÑÑво ÐоÑиÑа ТимоÑеевиÑа ШÑоколова
ÐоÑÐ¸Ñ Ð¢Ð¸Ð¼Ð¾ÑÐµÐµÐ²Ð¸Ñ Ð¨Ñоколов ÑодилÑÑ 19 маÑÑа 1930 года в Ñеле ÐÑзедеево в СибиÑÑком кÑае (ÑейÑÐ°Ñ Ð² ÐовокÑзнеÑком Ñайоне ÐемеÑовÑкой облаÑÑи) (по дÑÑгим иÑÑоÑникам — в г. ÐÑзнеÑке, нÑне ÐовокÑзнеÑк ÐемеÑовÑкой облаÑÑи). РпÑÑи в иÑкÑÑÑÑво ÑаÑÑказÑвал Ñам аÑÑиÑÑ :
«ÐаÑа ÑемÑÑ Ð¶Ð¸Ð»Ð° в СвеÑдловÑке. Ð ÑоÑок вÑоÑом пÑиÑла Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ñонка Ñ ÑÑонÑа погиб оÑеÑ. Ð Ð½Ð°Ñ Ñ Ð¼Ð°ÑеÑи оÑÑалоÑÑ Ð¼Ð°Ð» мала менÑÑе… ÐÑокоÑмиÑÑ Ð²ÑÐµÑ ÐµÐ¹ бÑло ÑÑÑдно. Ðа год до оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ñ Ñ Ð½Ð°Ñ Ð½Ð° УÑале пÑоÑел оÑеÑедной Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñ Ð² СоловеÑкÑÑ ÑколÑ. ÐÐ¾Ñ Ñ Ð¸ ÑеÑил Ð¿Ð¾ÐµÑ Ð°ÑÑ Ð½Ð° СевеÑ, дÑмал, маÑеÑи ÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ³Ñе бÑдеÑ. РдобÑоволÑÑев оказалоÑÑ Ð½ÐµÐ¼Ð°Ð»Ð¾. ÐобиÑалиÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð³Ð¾, Ñо вÑÑкими пÑиклÑÑениÑми. ÐеÑмÑ, ÐоÑÑкий, Ðологда… Ð ÐÑÑ Ð°Ð½Ð³ÐµÐ»ÑÑке новобÑанÑам вÑдали обмÑндиÑование — Ñинели, бÑÑлаÑÑ, беÑкозÑÑки. РаÑпÑеделили по ÑоÑам. Я вÑбÑал пÑоÑеÑÑÐ¸Ñ ÑоÑпедного ÑлекÑÑика.
Ðили Ð¼Ñ ÑнаÑала в землÑÐ½ÐºÐ°Ñ , коÑоÑÑе Ñнги пеÑвого набоÑа обоÑÑдовали под ÑÑебнÑе клаÑÑÑ Ð¸ кÑбÑики. Сама же Ñкола Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð°ÑÑ Ð² поÑелке СавваÑиево. ÐÑе Ð¼Ñ Ð±Ñли Ñогда не по годам взÑоÑлÑми. РемеÑло изÑÑали оÑноваÑелÑно, ÑоÑопилиÑÑ Ð²Ð¾Ð¹Ð½Ð°-Ñо Ð²ÐµÐ´Ñ Ð·Ð°ÐºÐ°Ð½ÑивалаÑÑ, и Ð¼Ñ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð±Ð¾ÑлиÑÑ, ÑÑо Ð·Ð°Ð»Ð¿Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÐ´Ñ ÑоÑÑоÑÑÑÑ Ð±ÐµÐ· наÑ. ÐомнÑ, Ñ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ð¼ неÑеÑпением Ð¼Ñ Ð¶Ð´Ð°Ð»Ð¸ пÑакÑÐ¸ÐºÑ Ð½Ð° боевÑÑ ÐºÐ¾ÑаблÑÑ . Ð ÑÑажениÑÑ Ð½Ð°Ð¼, ÑÑеÑÑÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð±Ð¾ÑÑ ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ñнг, ÑÑаÑÑвоваÑÑ Ñже не пÑивелоÑÑ. Ðо когда поÑле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñавили на ÐалÑикÑ, Ñ ÑÑминÑев «Ð¡ÑÑогий», «Ð¡ÑÑойнÑй», кÑейÑеÑа «ÐиÑов» бÑла ÑÐ°ÐºÐ°Ñ Ð±Ð¾Ð³Ð°ÑÐ°Ñ Ð±Ð¾ÐµÐ²Ð°Ñ Ð±Ð¸Ð¾Ð³ÑаÑиÑ, ÑÑо даже Ñ, не воевавÑий Ñнга, иÑпÑÑÑвал пÑиÑаÑÑноÑÑÑ Ðº Ðеликой Ðобеде.
Я бÑл ÑоÑнÑм запевалой. Ðа ÑÑÑоевой подгоÑовке, в моÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð°Ñ Ð½Ð° паÑÑÑÐ½Ð¸ÐºÐ°Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð»Ð¾ÑÑ Ð¿ÐµÑвÑм заÑÑгиваÑÑ Ð¿ÐµÑнÑ. Ðо Ñогда, пÑизнаÑÑÑ, и не дÑмал, ÑÑо ÑÑÐ°Ð½Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑионалÑнÑм певÑом. ÐÑÑг ÐÐ¾Ð»Ð¾Ð´Ñ Ð®Ñкин ÑовеÑовал «Ð¢ÐµÐ±Ðµ, ÐоÑÑ, пеÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾, поÑÑÑпай-ка в конÑеÑваÑоÑиÑ!» Ð Ñ Ð¾ÑÐ¼Ð°Ñ Ð¸Ð²Ð°Ð»ÑÑ Ð¸ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ñлевоенное бÑло нелегкое, да и нÑавилоÑÑ Ð¼Ð½Ðµ на ÑлоÑе.
Своим поÑвлением на болÑÑой ÑеаÑÑалÑной ÑÑене Ñ Ð¾Ð±Ñзан ÐеоÑÐ³Ð¸Ñ ÐонÑÑанÑиновиÑÑ ÐÑковÑ. ÐÑло ÑÑо в 1949 годÑ. С ÐалÑики Ñ Ð²ÐµÑнÑлÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð¾Ð¹, поÑÑÑпил в ÑпеÑÑÐºÐ¾Ð»Ñ ÐÐС. ÐаÑÑал ÐÑков командовал Ñогда УÑалÑÑким военнÑм окÑÑгом. Ðн пÑиÑел к нам на вÑпÑÑкной веÑÐµÑ ÐºÑÑÑанÑов. СÑеди номеÑов Ñ ÑдожеÑÑвенной ÑамодеÑÑелÑноÑÑи знаÑилоÑÑ Ð¸ мое вÑÑÑÑпление. Ðел «ÐоÑоги» Ð. Ðовикова и «ÐаÑÑоÑÑкие ноÑи» Ð. СоловÑева-Седого. ÐолновалÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑвÑе пÑи Ñакой болÑÑой аÑдиÑоÑии, о вÑÑÐ¾ÐºÐ¸Ñ Ð³Ð¾ÑÑÑÑ Ð¸ говоÑиÑÑ Ð½ÐµÑего.
ÐоÑле конÑеÑÑа ÐÑков Ñказал мне:
«ÐвиаÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÐ· ÑÐµÐ±Ñ Ð½Ðµ пÑопадеÑ. ÐеÑÑ Ñебе надо». Так и пÑиказал напÑавиÑÑ Ð¨Ñоколова в конÑеÑваÑоÑиÑ. ÐÐ¾Ñ Ð¸ попал Ñ Ð² СвеÑдловÑкÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑеÑваÑоÑиÑ. Ðо знакомÑÑвÑ, Ñак ÑказаÑÑ…»
Так ШÑоколов ÑÑал ÑÑÑденÑом вокалÑного ÑакÑлÑÑеÑа УÑалÑÑкой конÑеÑваÑоÑии. УÑÐµÐ±Ñ Ð² конÑеÑваÑоÑии ÐоÑиÑÑ Ð¿ÑиÑлоÑÑ ÑовмеÑаÑÑ Ñ Ð²ÐµÑеÑней ÑабоÑой ÑлекÑÑиком в дÑамÑеаÑÑе, а заÑем оÑвеÑиÑелем в ТеаÑÑе опеÑÑ Ð¸ балеÑа. ÐÑе в ÑÑÑденÑеÑкие Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¨Ñоколов бÑл пÑинÑÑ ÑÑажеÑом в ÑÑÑÐ¿Ð¿Ñ Ð¡Ð²ÐµÑдловÑкого опеÑного ÑеаÑÑа. ÐдеÑÑ Ð¾Ð½ пÑоÑел Ñ Ð¾ÑоÑÑÑ Ð¿ÑакÑиÑеÑкÑÑ ÑколÑ, пеÑенимал опÑÑ ÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÑоваÑиÑей. Ðго Ð¸Ð¼Ñ Ð²Ð¿ÐµÑвÑе поÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð° аÑиÑе ÑеаÑÑа аÑÑиÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑаÑÑ Ð½ÐµÑколÑко ÑпизодиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ñолей, Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑми он пÑекÑаÑно ÑпÑавлÑеÑÑÑ. Рв 1954 годÑ, ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¿Ð¾Ñле оконÑÐ°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑеÑваÑоÑии, молодой Ð¿ÐµÐ²ÐµÑ ÑÑановиÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ведÑÑÐ¸Ñ ÑолиÑÑов ÑеаÑÑа. ÐеÑÐ²Ð°Ñ Ð¶Ðµ его ÑабоÑа — ÐелÑник в опеÑе «Ð ÑÑалка» ÐаÑгомÑжÑкого — вÑÑоко оÑенена ÑеÑензенÑами.
ÐÑÑоÑÐ¸Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ ÐоÑиÑа ТимоÑеевиÑа ШÑоколова
ÐеÑом 1959 года ШÑоколов впеÑвÑе вÑÑÑÑпил за ÑÑбежом, завоевав звание лаÑÑеаÑа ÐеждÑнаÑодного конкÑÑÑа на VII ÐÑемиÑном ÑеÑÑивале молодежи и ÑÑÑденÑов в Ðене. РеÑе пеÑед оÑÑездом его пÑинÑли в опеÑнÑÑ ÑÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÐенингÑадÑкого академиÑеÑкого ÑеаÑÑа опеÑÑ Ð¸ балеÑа имени С.Ð. ÐиÑова.
С ÑÑим коллекÑивом ÑвÑзана далÑнейÑÐ°Ñ Ð°ÑÑиÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ Ð¨Ñоколова. Ðн завоевÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¿Ñизнание как оÑлиÑнÑй инÑеÑпÑеÑаÑÐ¾Ñ ÑÑÑÑкого опеÑного ÑепеÑÑÑаÑа ÑаÑÑ ÐоÑÐ¸Ñ Ð² «ÐоÑиÑе ÐодÑнове» и ÐоÑиÑей в «Ð¥Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñине» ÐÑÑоÑгÑкого, Ð ÑÑлан и Ðван СÑÑанин в опеÑÐ°Ñ Ðлинки, ÐалиÑкий в «ÐнÑзе ÐгоÑе» ÐоÑодина, ÐÑемин в «Ðвгении Ðнегине». УÑпеÑно вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð¨Ñоколов и в ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑиÑÑ , как ÐеÑиÑÑоÑÐµÐ»Ñ Ð² «Ð¤Ð°ÑÑÑе» ÐÑно и Ðон Ðазилио в «Ð¡ÐµÐ²Ð¸Ð»ÑÑком ÑиÑÑлÑнике» РоÑÑини. ÐÐµÐ²ÐµÑ ÑÑаÑÑвÑÐµÑ Ð¸ в поÑÑÐ°Ð½Ð¾Ð²ÐºÐ°Ñ ÑовÑеменнÑÑ Ð¾Ð¿ÐµÑ — «Ð¡ÑдÑба Ñеловека» Ð. ÐзеÑжинÑкого, «ÐкÑÑбÑÑ» Ð. ÐÑÑадели и дÑÑÐ³Ð¸Ñ .
ÐÐ°Ð¶Ð´Ð°Ñ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð¨Ñоколова, каждÑй ÑÑениÑеÑкий обÑаз, ÑозданнÑй им, как пÑавило, оÑмеÑÐµÐ½Ñ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой глÑбиной, ÑелÑноÑÑÑÑ Ð·Ð°Ð¼ÑÑла, вокалÑной и ÑÑениÑеÑкой оÑÑоÑенноÑÑÑÑ. Ðго конÑеÑÑнÑе пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð´ÐµÑÑÑки клаÑÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ ÑовÑеменнÑÑ Ð¿Ñоизведений. Ðде Ð±Ñ Ð½Ð¸ вÑÑÑÑпал аÑÑиÑÑ — на опеÑной ÑÑене или на конÑеÑÑной ÑÑÑÑаде, его иÑкÑÑÑÑво ÑÐ²Ð»ÐµÐºÐ°ÐµÑ ÑлÑÑаÑелей ÑÑкой ÑемпеÑаменÑноÑÑÑÑ, ÑмоÑионалÑной ÑвежеÑÑÑÑ, иÑкÑенноÑÑÑÑ Ð¿ÐµÑеживаний. ÐÐ¾Ð»Ð¾Ñ Ð¿ÐµÐ²Ñа — вÑÑокий подвижнÑй Ð±Ð°Ñ — оÑлиÑаеÑÑÑ Ñовной вÑÑазиÑелÑноÑÑÑÑ Ð·Ð²ÑÑаниÑ, мÑгкоÑÑÑÑ Ð¸ кÑаÑоÑой ÑембÑа. Ðо вÑем ÑÑом могли ÑбедиÑÑÑÑ ÑлÑÑаÑели Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑÑан, где Ñ ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¾Ð¼ вÑÑÑÑпал ÑаланÑливÑй певеÑ.
ШÑоколов пел на Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑнÑÑ ÑÑÐµÐ½Ð°Ñ Ð¸ конÑеÑÑнÑÑ ÑÑÑÑÐ°Ð´Ð°Ñ Ð¼Ð¸Ñа в опеÑнÑÑ ÑеаÑÑÐ°Ñ Ð¡Ð¨Ð Ð¸ ÐÑпании, ШвеÑии и ÐÑалии, ФÑанÑии, ШвейÑаÑии, ÐÐÐ , ФРÐ; его воÑÑоÑженно пÑинимали в конÑеÑÑнÑÑ Ð·Ð°Ð»Ð°Ñ ÐенгÑии, ÐвÑÑÑалии, ÐÑбÑ, Ðнглии, ÐÐ°Ð½Ð°Ð´Ñ Ð¸ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð´ÑÑÐ³Ð¸Ñ ÑÑÑан миÑа. ÐаÑÑÐ±ÐµÐ¶Ð½Ð°Ñ Ð¿ÑеÑÑа вÑÑоко оÑÐµÐ½Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ Ð¿ÐµÐ²Ñа и в опеÑе, и в конÑеÑÑнÑÑ Ð¿ÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ð°Ñ , пÑиÑиÑлÑÑ ÐµÐ³Ð¾ к вÑдаÑÑимÑÑ Ð¼Ð°ÑÑеÑам миÑового иÑкÑÑÑÑва.
Ð 1969 годÑ, когда в Чикаго Ð. ÐенÑа ÑÑавил опеÑÑ «Ð¥Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñина» Ñ ÑÑаÑÑием Ð. ÐÑÑÑова (Ðван ХованÑкий), Ð´Ð»Ñ Ð¸ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑÑии ÐоÑиÑÐµÑ Ð±Ñл пÑиглаÑен ШÑоколов. ÐоÑле пÑемÑеÑÑ ÐºÑиÑики пиÑали «Ð¨Ñоколов — великолепнÑй Ñ Ñдожник. Ðго Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ Ñедкой кÑаÑоÑой и ÑовноÑÑÑÑ. ÐÑи вокалÑнÑе каÑеÑÑва ÑлÑÐ¶Ð°Ñ Ð¸ÑполниÑелÑÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¸ÑкÑÑÑÑÐ²Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð²ÑÑÑей ÑоÑмÑ. ÐÐ¾Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ð¹ баÑ, имеÑÑий в Ñвоем ÑаÑпоÑÑжении безÑпÑеÑнÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÑ. ÐоÑÐ¸Ñ Ð¨Ñоколов Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð²Ð¾ внÑÑиÑелÑнÑй по Ñвоим ÑазмеÑам ÑпиÑок Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð±Ð°Ñов недавнего пÑоÑлого…»; «Ð¨Ñоколов пеÑвÑм вÑÑÑÑплением в ÐмеÑике подÑвеÑдил ÑÐ²Ð¾Ñ ÑепÑÑаÑÐ¸Ñ Ð¸ÑÑинного баÑа-канÑанÑе…» ÐÑодолжаÑÐµÐ»Ñ Ð²ÐµÐ»Ð¸ÐºÐ¸Ñ ÑÑадиÑий ÑÑÑÑкой опеÑной ÑколÑ, ÑазвиваÑÑий в Ñвоем ÑвоÑÑеÑÑве доÑÑÐ¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑÑкой мÑзÑкалÑно-ÑÑениÑеÑкой кÑлÑÑÑÑÑ, — Ñак единодÑÑно оÑениваÑÑ Ð¨Ñоколова ÑовеÑÑкие и заÑÑбежнÑе кÑиÑики.
ÐлодоÑвоÑно ÑабоÑÐ°Ñ Ð² ÑеаÑÑе, ÐоÑÐ¸Ñ Ð¨Ñоколов ÑделÑÐµÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑое внимание конÑеÑÑнÑм вÑÑÑÑплениÑм. ÐонÑеÑÑÐ½Ð°Ñ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ ÑÑала оÑганиÑнÑм пÑодолжением ÑвоÑÑеÑÑва на опеÑной ÑÑене, но в ней ÑаÑкÑÑлиÑÑ Ð¸Ð½Ñе ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐµÐ³Ð¾ ÑамобÑÑного даÑованиÑ.
«Ðа конÑеÑÑной ÑÑÑÑаде певÑÑ ÑÑÑднее, Ñем в опеÑе, — говоÑÐ¸Ñ Ð¨Ñоколов. — ÐдеÑÑ Ð½ÐµÑ ÐºÐ¾ÑÑÑма, декоÑаÑий, акÑеÑÑкой игÑÑ, и аÑÑиÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ ÑаÑкÑÑÑÑ ÑÑÑÑ Ð¸ Ñ Ð°ÑакÑÐµÑ Ð¾Ð±Ñазов пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑолÑко вокалÑнÑми ÑÑедÑÑвами, один, без помоÑи паÑÑнеÑов».
Ðа конÑеÑÑной ÑÑÑÑаде ШÑоколова ждало, пожалÑй, еÑе болÑÑее пÑизнание. ÐÐµÐ´Ñ Ð² оÑлиÑие ÐиÑовÑкого ÑеаÑÑа гаÑÑÑолÑнÑе маÑÑÑÑÑÑ ÐоÑиÑа ТимоÑеевиÑа пÑолегли по вÑей ÑÑÑане. Родном из газеÑнÑÑ Ð¾Ñкликов можно бÑло пÑоÑеÑÑÑ «ÐоÑи, гоÑи, Ð¼Ð¾Ñ Ð·Ð²ÐµÐ·Ð´Ð°…» — еÑли Ð±Ñ Ð¿ÐµÐ²ÐµÑ Ð¸Ñполнил в конÑеÑÑе ÑолÑко один ÑÑÐ¾Ñ ÑоманÑ, воÑпоминаний Ñ Ð²Ð°Ñило Ð±Ñ Ð½Ð° вÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. ÐÑ Ð¿ÑÐ¸ÐºÐ¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ðº ÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾ÑÑ — и мÑжеÑÑвенномÑ, и нежномÑ, к ÑÑим Ñловам — «Ð³Ð¾Ñи», «Ð·Ð°Ð²ÐµÑнаѻ, «Ð²Ð¾Ð»Ñебнаѻ… Ðак он Ð¸Ñ Ð²ÑговаÑÐ¸Ð²Ð°ÐµÑ — бÑдÑо даÑиÑ, как дÑагоÑенноÑÑи.
Ð Ñак ÑÐµÐ´ÐµÐ²Ñ Ð·Ð° ÑедевÑом «Ð, еÑли б мог вÑÑазиÑÑ Ð² звÑке», «Ð£ÑÑо ÑÑманное, ÑÑÑо Ñедое», «Ð¯ Ð²Ð°Ñ Ð»Ñбил», «ÐÑÑ Ð¾Ð¶Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ Ñ Ð½Ð° доÑогѻ, «Ð¯Ð¼Ñик, не гони лоÑадей», «ÐÑи ÑеÑнÑе». Ðикакой ÑалÑÑи — ни в звÑке, ни в Ñлове. Ðак в ÑÐºÐ°Ð·ÐºÐ°Ñ Ð¾ ÑаÑодеÑÑ , в ÑÑÐ¸Ñ ÑÑÐºÐ°Ñ Ð¿ÑоÑÑой ÐºÐ°Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÑановиÑÑÑ Ð°Ð»Ð¼Ð°Ð·Ð¾Ð¼, каждое пÑикоÑновение голоÑа ШÑоколова к мÑзÑке, к ÑÐ»Ð¾Ð²Ñ ÑÐ¾Ð¶Ð´Ð°ÐµÑ Ñо же ÑÑдо. РгоÑниле какого Ð²Ð´Ð¾Ñ Ð½Ð¾Ð²ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð½ ÑвоÑÐ¸Ñ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑÐ°Ð²Ð´Ñ ÑÑÑÑкой мÑзÑкалÑной ÑеÑи РнеиÑÑеÑÐ¿Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ð² нем ÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑÐ°Ð²Ð½Ð¸Ð½Ð½Ð°Ñ ÑаÑпевноÑÑÑ — какими веÑÑÑами измеÑиÑÑ ÐµÐµ Ð´Ð°Ð»Ñ Ð¸ ÑиÑÑ»
«Ð¯ замеÑил, — пÑизнаеÑÑÑ Ð¨Ñоколов, — ÑÑо мои ÑÑвÑÑва и внÑÑÑеннее видение, Ñо, ÑÑо Ñ Ñам Ñебе пÑедÑÑавлÑÑ Ð¸ Ð²Ð¸Ð¶Ñ Ð² вообÑажении, пеÑедаеÑÑÑ Ð² зал. ÐÑо ÑÑÐ¸Ð»Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑÑвÑÑво ÑвоÑÑеÑкой, Ñ ÑдожниÑеÑкой и ÑеловеÑеÑкой оÑвеÑÑÑвенноÑÑи Ð²ÐµÐ´Ñ Ð½Ð°Ñод, ÑлÑÑаÑÑий Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð² зале, обманÑÑÑ Ð½ÐµÐ»Ñзѻ.
Ð Ð´ÐµÐ½Ñ Ñвоего пÑÑидеÑÑÑилеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑене ÐиÑовÑкого ÑеаÑÑа ШÑоколов иÑполнил ÑÐ²Ð¾Ñ Ð»ÑбимÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ — ÐоÑиÑа ÐодÑнова. «Ð иÑполнении певÑа ÐодÑнов, — пиÑÐµÑ Ð.Ð. Ðоннов, — ÑмнÑй, ÑилÑнÑй пÑавиÑелÑ, иÑкÑенне ÑÑÑемÑÑийÑÑ Ðº пÑоÑвеÑÐ°Ð½Ð¸Ñ Ñвоего гоÑÑдаÑÑÑва, но ÑÐ¸Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ð±ÑÑоÑÑелÑÑÑв Ñамой иÑÑоÑией поÑÑавленнÑй в ÑÑагиÑеÑкÑÑ ÑиÑÑаÑиÑ. СлÑÑаÑели и кÑиÑики оÑенили ÑозданнÑй им обÑаз, оÑнеÑÑ ÐµÐ³Ð¾ к вÑÑоким доÑÑижениÑм ÑовеÑÑкого опеÑного иÑкÑÑÑÑва. Ðо ШÑоколов пÑÐ¾Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð°ÐµÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð°Ð´ «Ñвоим ÐоÑиÑом», пÑÑаÑÑÑ Ð¿ÐµÑедаÑÑ Ð²Ñе ÑамÑе ÑокÑовеннÑе и ÑонÑайÑие Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ дÑÑи».
«ÐбÑаз ÐоÑиÑа, — говоÑÐ¸Ñ Ñам певеÑ, — ÑÐ°Ð¸Ñ Ð² Ñебе множеÑÑво пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾ÑÑенков. Ðго глÑбина мне кажеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¸ÑÑеÑпаемой. Ðн Ñак многогÑанен, Ñак Ñложен в Ñвоей пÑоÑивоÑеÑивоÑÑи, ÑÑо вÑе болÑÑе Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð·Ð°Ñ Ð²Ð°ÑÑваеÑ, оÑкÑÑÐ²Ð°Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñе возможноÑÑи, новÑе гÑани Ñвоего воплоÑениѻ.
Ргод ÑÐ±Ð¸Ð»ÐµÑ Ð¿ÐµÐ²Ñа газеÑа «Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑÑÐºÐ°Ñ ÐºÑлÑÑÑÑа» пиÑала:
«ÐенингÑадÑкий Ð¿ÐµÐ²ÐµÑ — ÑÑаÑÑливÑй обладаÑÐµÐ»Ñ Ð³Ð¾Ð»Ð¾Ñа ÑникалÑной кÑаÑоÑÑ. ÐлÑбокий, пÑоникаÑÑий в ÑокÑовеннÑе Ñайники ÑеловеÑеÑкого ÑеÑдÑа, богаÑÑй ÑонÑайÑими пеÑÐµÑ Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ ÑембÑов, он пленÑÐµÑ Ñвоей могÑÑей Ñилой, певÑÑей плаÑÑикой ÑÑазÑ, ÑдивиÑелÑно ÑÑепеÑной инÑонаÑией. ÐÐ¾ÐµÑ Ð½Ð°ÑоднÑй аÑÑиÑÑ Ð¡Ð¡Ð¡Ð ÐоÑÐ¸Ñ Ð¨Ñоколов, и Ð²Ñ Ð½Ðµ ÑпÑÑаеÑе его ни Ñ ÐºÐµÐ¼. ÐеповÑоÑим его даÑ, неповÑоÑимо его иÑкÑÑÑÑво, ÑмножаÑÑее ÑÑÐ¿ÐµÑ Ð¸ оÑеÑеÑÑвенной вокалÑной ÑколÑ. ÐÑавда звÑка, пÑавда Ñлова, завеÑаннÑе ее ÑÑиÑелÑми, наÑли в ÑвоÑÑеÑÑве певÑа Ñвое наивÑÑÑее вÑÑажение».
Сам аÑÑиÑÑ Ð³Ð¾Ð²Ð¾Ñил:
«Ð ÑÑÑкое иÑкÑÑÑÑво ÑÑебÑÐµÑ ÑÑÑÑкой дÑÑи, великодÑÑиÑ, ÑÑо ли… ÐÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½ÐµÐ»ÑÐ·Ñ Ð²ÑÑÑиÑÑÑÑ, ÑÑо надо ÑÑвÑÑвоваÑÑ».