Борис равенских биография личная жизнь дети

Борис равенских биография личная жизнь дети thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 4 мая 2020;
проверки требуют 4 правки.

Бори́с Ива́нович Раве́нских (Ровенских) (14 [27] июня 1914[1][2], Санкт-Петербург — 10 января 1980, Москва) — советский театральный режиссёр и педагог. Главный режиссёр Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960—1970) и Малого театра (1970—1976). Лауреат Сталинской премии III степени (1951), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1967) и Государственной премии СССР (1972). Народный артист СССР (1968)[3]. Кавалер ордена Ленина (1974).

Биография[править | править код]

Ранние годы[править | править код]

Борис Равенских родился в Санкт-Петербурге в семье хорового певчего Ивана Васильевича и Александры Епифаиловны Ровенских[4]. Был младшим, пятым ребёнком. По официальным данным, он появился на свет в 1914 году, однако многие источники, включая письма режиссёра, личное дело и дату на могильной плите, указывают 1912 год[5][6][7][8][9]. С его фамилией также не было определённости («был он, кстати, и Ровенский, и Ровёнский, и Равенский, и Ровенских»[10]), однако наибольшую известность получил как Равенских.

После Гражданской войны отец перевёз семью на свою малую родину в село Юшково Курской губернии. В селе не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Как актёр участвовал в спектаклях молодёжного хора, организованного его отцом, однако ему хотелось не играть, а помогать другим актёрам и самому ставить спектакли. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству»[4][11].

В конце 1920-х годов вернулся в Ленинград[12]. С третьей попытки поступил в Техникум сценических искусств на актёрский факультет, но из-за нехватки общего образования его отправили на вспомогательные курсы[4]. Там, под руководством Михаила Сокольского он работал в Ленинградском театре рабочей молодёжи (впоследствии режиссёр часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях)[13]. Спустя два года получил рекомендацию на режиссёрский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода Мейерхольда — Николая Петрова и Владимира Соловьёва, которую окончил в 1935 году[4][14].

Работа в театре[править | править код]

В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году он уже ставил «Пиковую даму» в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в качестве ассистента режиссёра, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года[4][14].

В 1938 году осуществил свою первую самостоятельную постановку — «Галина» Исидора Штока в московском «Современном театре». В 1939 году после ареста Мейерхольда начались проверки людей из его круга. Зимой к Равенских пришёл Эраст Гарин и увёз его из города, спрятав в подмосковных лесах у знакомого лесника, где они жили до лета 1940 года[9].

В 1940—1941 годах, заручившись покровительством Владимира Немировича-Данченко, проходил практику во МХАТе, затем служил режиссёром Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского вплоть до 1950 года[9][13]. Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.

В 1949 году в Московском театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноимённой пьесе Николая Дьяконова, ставший одним из первых советских мюзиклов. Спектакль шёл на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на киноплёнку.

В 1951—1960 годах Равенских служил режиссёром Малого театра. Наиболее значительной его работой того периода стала «Власть тьмы» (1956), в которой он отказался от традиционного толкования пьесы, поставив её «как высокую трагедию, стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека… обострял характеры, вносил в действие напряжённый динамизм, широко использовал музыку, свет»[1]. Член КПСС с 1954 года.

Спектакль «Сердце девичье затуманилось» (1959) по пьесе Виктора Курочкина, поставленный в Театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нём режиссёр достиг своей цели: представил внутреннее духовное состояние человека через музыку[3].

С 1960 по 1970 год служил главным режиссёром Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, создав ряд значительных для своего времени работ[5][14].

В 1970 занял пост главного режиссёра Малого театра, куда привёл с собой своих актёров-единомышленников — Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика[5]. Самая значительная работа этого периода — «Царь Фёдор Иоаннович» (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений[5][15]. В 1976 году покинул пост, продолжив работу как режиссёр-постановщик.

Режиссёр не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достаёт того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания»[4]. Он говорил, в частности:

«…Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу — музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Фёдору», я знаю, что в ней есть всё, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка — самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка — это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» — музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален…»

— Борис Иванович Равенских[4]

В 1978 году покинул Малый театр и пришёл в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году поставил оперу «Снегурочка»[5].

Преподавал в ГИТИСе, профессор кафедры режиссуры драмы (1977)[4][14]. Среди его учеников — Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева.

Смерть[править | править код]

В начале января 1980 года получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников[14].

Но мечте режиссёра не суждено было осуществиться: 10 января 1980 года Борис Равенских умер[5]. Произошло это внезапно: он взбежал по лестнице в своём подъезде и упал, схватившись за сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9)[16].

Семья[править | править код]

  • Отец — Иван Васильевич Ровенских[4], родился в селе Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал его с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Когда у него сложился баритон, получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Фёдором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Во время Гражданской войны пел в хоре Красной армии[4][11].
  • Мать — Александра Епифаиловна Ровенских (в девичестве Соловьёва)[4], графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать этот факт и указывал, что мать родом из мещанско-чиновничей семьи), воспитанница Смольного института благородных девиц. Знала французский язык, много читала. Погибла во время блокады Ленинграда[11].
  • Первая жена —
  • Вторая жена — Лилия Олимпиевна Гриценко (1917—1989), актриса, Народная артистка РСФСР (1957), сестра актёра, Народного артиста СССР Николая Гриценко (1912—1979). Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актёру Александру Шворину[11].
  • Третья жена — Галина Александровна Кирюшина (1934—1994), актриса, Народная артистка РСФСР (1974). Супруги жили на Большой Бронной улице и были вместе до самой смерти Бориса Ивановича[11][17].
    • Дочь (старшая) — Александра Борисовна Равенских (род. 1959), актриса, режиссёр. Заслуженная артистка РФ (2013)[11][12][18].
    • Зять — Дмитрий Миронович Полонский (род. 1958), актёр театра и кино, сын режиссёра-документалиста Дмитрия Полонского (1923—1997)[11].
      • Внук — Дмитрий Дмитриевич Полонский (род. 1990), профессиональный автогонщик и тренер по экстремальному вождению. В 2014 году стал победителем первого сезона телевизионного реалити-шоу «Гонщики» и был награждён поездкой в Германию на трассу «Нюрбургринг»[11]. После чего Олег Кесельман пригласил его к себе в команду[19][20][21].
    • Дочь (младшая) — Галина Борисовна Равенских[11].
      • Внучка — Алина.
Читайте также:  Дроздова и певцов биография личная жизнь

Театральные постановки[править | править код]

Режиссёр телефильмов[править | править код]

  • 1953 — Свадьба с приданым (совм. с Татьяной Лукашевич)
  • 1961 — Иван Рыбаков (совм. с Еленой Скачко)
  • 1971 — Дни нашей жизни (совм. с Ольгой Викландт, Галиной Холоповой)
  • 1971 — Поднятая целина (совм. с Валерием Горбацевичем)
  • 1973 — Самый последний день (совм. с Виталием Ивановым)
  • 1974 — Птицы нашей молодости (руководитель постановки)
  • 1978 — Власть тьмы (совм. с Феликсом Глямшиным)
  • 1979 — Возвращение на круги своя (совм. с Майей Марковой)
  • 1979 — Русские люди (совм. с Майей Марковой)
  • 1981 — Царь Фёдор Иоаннович

Награды и звания[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957)[14]
  • Народный артист РСФСР (1963)
  • Народный артист СССР (1968)
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за постановку спектакля «Свадьба с приданым» по одноимённой пьесе Н. М. Дьяконова на сцене Московского театра сатиры
  • Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) — за постановку спектакля «Поднятая целина» по одноимённому роману М. А. Шолохова в Театре им. А. С. Пушкина
  • Государственная премия СССР (1972) — за постановку спектакля «Драматическая песня» по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»
  • Орден Ленина (1974)
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • 1 орден
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 800-летия Москвы»

Память[править | править код]

  • 2008 — документальный фильм «Драматическая песня. Борис Равенских» (Россия, 2008 год, производство телеканала «Россия-Культура», режиссёр — К. Орозалиев) о Борисе Ивановиче Равенских, с именем которого связан значительный период в истории русского театра[22].
  • 2012 — книга «Режиссёр Борис Равенских» Александры Борисовны Равенских, дочери режиссёра, выпущенная к сталетию со дня его рождения (сборник статей, воспоминаний, выступлений режиссёра и пятидесяти его современников)[23].
  • 2016 — Старооскольскому театру для детей и молодёжи присвоили имя Бориса Равенских[24].

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Велехова Н. А. Равенских Борис Иванович // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М.: «Советская энциклопедия», 1961—1965. — Т. 4.
  2. ↑ Равенских Борис Иванович. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  3. 1 2 Борис Иванович Равенских. // Энциклопедия «Кругосвет».
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка», выпуск № 3 за 2013 год, стр. 9-19 (ежеквартальное научное издание ГИТИСа, основанное в 2008 году). — Театр. Б. И. Равенских. «О себе». Официальный сайт Российского института театрального искусства — ГИТИСа // gitis.net
  5. 1 2 3 4 5 6 7 История. Режиссёры. Равенских Борис Иванович. Народный артист СССР. — Творческая биография. Официальный сайт Государственного академического Малого театра России // maly.ru. Дата обращения 7 сентября 2015.
  6. ↑ Новости культуры. 100 лет со дня рождения режиссёра Бориса Равенских. Официальный сайт телеканала «Россия-Культура» // tvkultura.ru (27 июня 2012 года)
  7. ↑ Новодевичье кладбище — Ровенских Борис Иванович (1912—1980). // devichka.ru
  8. ↑ Личное дело Равенских (Ровенских) Бориса Ивановича, режиссера, 1912 г. р.. РГАЛИ.
  9. 1 2 3 Велехова Н. А. Одна жизнь, или История режиссёра Бориса Равенских. — М.: Искусство, 1990. — С. 6—12, 57. — 284 с. — ISBN 5-210-00244-6.
  10. Весник Е. Я. Дарю, что помню. — М.: Вагриус, 1997. — С. 111. — 368 с. — ISBN 5-7027-0154-2.
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Записала Ирина Зайчик. Александра Равенских: «Вера Васильева любила моего отца всю жизнь…». Журнал «Караван историй», 8 марта 2016 года. // 7days.ru
  12. 1 2 Владимир Бабич. Старооскольскому театру хотят присвоить имя советского режиссёра Бориса Равенских. Сетевое издание «БелПресса» // belpressa.ru (18 декабря 2015). Дата обращения 11 февраля 2016.
  13. 1 2 «Русский драматический театр: Энциклопедия» / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: «Большая Российская энциклопедия», 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X.
  14. 1 2 3 4 5 6 Равенских Борис Иванович. Биография, постановки в театре. Официальный сайт Московского драматического театра имени А. С. Пушкина // teatrpushkin.ru
  15. ↑ Спектакль «Царь Фёдор Иоаннович» по одноимённой пьесе А. К. Толстого. — Постановка народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Б. И. Равенских. Премьера — 29 мая 1973 года. Репертуар Малого театра 1970—1980 гг.. Официальный сайт Государственного академического Малого театра России // maly.ru. Дата обращения 18 августа 2015.
  16. ↑ Могила. Новодевичье кладбище.
  17. ↑ История театра. Актёры. Кирюшина Галина Александровна, народная артистка РСФСР. — Краткая биография. Роли, сыгранные на сцене Малого театра, в кино и на радио. Официальный сайт Государственного академического Малого театра России // maly.ru. Дата обращения 10 сентября 2012.
  18. ↑ Труппа театра. Равенских Александра Борисовна. Заслуженная артистка Российской Федерации. Биография, участие в спектаклях. Официальный сайт Московского академического театра имени Владимира Маяковского // mayakovsky.ru
  19. ↑ Телешоу «Гонщики» привело победителя в команду «Porcshe». — Победитель реалити-шоу «Гонщики» Дмитрий Полонский после окончания сезона посоревновался на знаменитом «Нюрбургринге» и получил приглашение работать в команду «Porsche». «Независимая газета» // ng.ru (28 января 2015 года)
  20. Михаил Зубов. Новая звезда автоспорта родилась благодаря телешоу «Гонщики». Газета «Московский комсомолец» // mk.ru (4 февраля 2015 года)
  21. Владимир Башмаков. Большое интервью: Дмитрий Полонский, победитель первого сезона реалити-шоу «Гонщики». // autosport.com.ru (23 ноября 2015 года)
  22. ↑ О проекте. Документальный фильм «Драматическая песня. Борис Равенских» (Россия, 2008 год, режиссёр — К. Орозалиев). Официальный сайт телеканала «Россия-Культура» // tvkultura.ru (27 июня 2012 года)
  23. Анна Кузнецова, театральный критик. «По справедливости». — О книге «Режиссёр Борис Равенских» (автор — Александра Борисовна Равенских. — М., 2012. – 376 с. – 500 экз.). «Литературная газета» // lgz.ru (26 декабря 2012 года)
  24. Владимир Бабич. Старооскольскому театру для детей и молодёжи присвоили имя Бориса Равенских. Сетевое издание «БелПресса» // belpressa.ru (18 марта 2016). Дата обращения 18 марта 2016.
Читайте также:  Актер михаил тарабукин биография личная жизнь

Источник

Борис Равенских

Борис Равенских

Борис Иванович Равенских (Ровенских). Родился 14 (27) июня 1914 года в Санкт-Петербурге – умер 10 января 1980 года в Москве. Советский театральный режиссер, педагог. Главный режиссер Московского драматического театра имени А. С. Пушкина (1960-1970) и Малого театра (1970-1976). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957). Народный артист РСФСР (1963). Народный артист СССР (1968). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). Лауреат Государственной премии СССР (1972).

Борис Равенских родился 14 (27 по новому стилю) июня 1914 года в Санкт-Петербурге. В то же время на могильной плите указана дата рождения другая – 1912 год.

Отец – Иван Васильевич Ровенских, родом из села Юшково Курской губернии. В детстве хорошо пел, с десятилетнего возраста был певчим в хоре Белгородского монастыря. Обладал мощнейшим голосом – такой силы, что мог своим пением погасить свечи. Через несколько лет ревизор, приехавший в монастырь из Санкт-Петербурга с проверкой, забрал его с собой петь в хоре Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Когда у него сложился баритон, получил приглашение в хор Мариинского театра, где пел рядом с Федором Шаляпиным. Одновременно служил в хоре Елисеевской церкви на Большой Охте, где и познакомился со своей будущей женой, матерью его пятерых детей. Во время Гражданской войны пел в хоре Красной армии.

Мать – Александра Епифаиловна Ровенских (в девичестве Соловьева), графского происхождения (при советской власти Борис Иванович старался не афишировать этот факт и указывал, что мать родом из мещанско-чиновничей семьи), воспитанница Смольного института благородных девиц. Знала французский язык, много читала. Однажды, разочаровавшись в творчестве Максима Горького, написала ему письмо: «Дорогой Алексей Максимович, чем вы объясните, что ваши ранние рассказы гораздо талантливее поздних произведений?». Ответа она, правда, не дождалась. Погибла во время блокады Ленинграда.

Получил широкую известность под фамилией Равенских. В то же время относительно его фамилии полной определенности нет. Так, актер Евгений Весник отмечал: «был он, кстати, и Ровенский, и Ровёнский, и Равенский, и Ровенских».

В семье Борис был самым младшим из пяти детей.

Когда окончилась Гражданская война, их семья перебралась на родину отца в село Юшково Курской губернии. В селе не было школы, поэтому Борис учился в средней школе-семилетке в Старом Осколе, которую окончил в 1929 году. Как актер участвовал в спектаклях молодежного хора, организованного его отцом, однако ему хотелось не играть, а помогать другим актерам и самому ставить спектакли. В его аттестате об окончании школы было написано: «За время пребывания в школе обнаружил особую склонность к драматическому искусству».

В конце 1920-х годов вернулся в Ленинград. С третьей попытки поступил в Техникум сценических искусств на актерский факультет, но из-за нехватки общего образования его отправили на вспомогательные курсы, где под руководством Михаила Сокольского он работал в Ленинградском театре рабочей молодежи. Впоследствии режиссер часто использовал опыт Сокольского в своих спектаклях.

Борис Равенских в молодости

Борис Равенских в молодости

Затем получил рекомендацию на режиссерский факультет, где занимался в мастерской ленинградских учеников и сподвижников Всеволода Мейерхольда – Николая Петрова и Владимира Соловьева. Окончил в 1935 году.

В 1934 году, за полгода до выпуска, сам Мейерхольд после просмотра студенческих работ сказал, указывая на Равенских: «Этого паренька я возьму с собой». В том же году он уже ставил «Пиковую даму» в Малом оперном театре (МАЛЕГОТ) в качестве ассистента режиссера, а в 1935 году был зачислен в труппу Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, где служил вплоть до его закрытия в январе 1938 года.

В 1938 году осуществил свою первую самостоятельную постановку – «Галина» Исидора Штока в московском «Современном театре».

В 1939 году после ареста Мейерхольда начались проверки людей из его круга. Зимой к Равенских пришел Эраст Гарин и увез его из города, спрятав в подмосковных лесах у знакомого лесника, где они жили до лета 1940 года.

В 1940-1941 годах, заручившись покровительством Владимира Немировича-Данченко, проходил практику во МХАТе, затем служил режиссером Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского вплоть до 1950 года. Как ученик Мейерхольда в своих постановках утверждал главенствующее положение музыки в драматическом спектакле.

В 1949 году в Московском театре сатиры поставил спектакль «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Николая Дьяконова, ставший одним из первых советских мюзиклов. Спектакль шел на сцене с неизменным аншлагом, был сыгран 152 раза и в 1953 году снят на кинопленку.

В 1951-1960 годах Равенских служил режиссером Малого театра. Наиболее значительной его работой того периода стала «Власть тьмы» (1956), в которой он отказался от традиционного толкования пьесы, поставив ее как высокую трагедию. По словам критиков, он стремился к раскрытию светлого начала в душе русского человека, обострял характеры, вносил в действие напряженный динамизм, широко использовал музыку, свет.

Член КПСС с 1954 года.

Спектакль «Сердце девичье затуманилось» 1959 года по пьесе Виктора Курочкина, поставленный в Театре на Малой Бронной, не был принят критиками, но в нем режиссер достиг своей цели: представил внутреннее духовное состояние человека через музыку.

С 1960 по 1970 год служил главным режиссером Московского драматического театра имени А. С. Пушкина, создав ряд значительных для своего времени работ.

Постановки Бориса Равенских в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина:

  • 1961 – «День рождения Терезы» Г. Д. Мдивани;
  • 1961 – «Свиные хвостики» Я. Дитла;
  • 1963 – «Петровка, 38» по Ю. С. Семёнова;
  • 1963 – «Романьола» Л. Скуарцины;
  • 1964 – «Повесть о спасённой любви» по И. М. Голосовскому;
  • 1965 – «Поднятая целина» по М. А. Шолохову;
  • 1966 – «Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева;
  • 1966 – «Шоколадный солдатик» Б. Шоу;
  • 1967 – «Метель» Л. М. Леонова;
  • 1968 – «Воскресенье в Риме» Г. Крамера;
  • 1969 – «Дуэль» М. Т. Байджиева;
  • 1971 – «Драматическая песня» Б. И. Равенских и М. Л. Анчарова по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь».
Читайте также:  Дружинина биография личная жизнь дети

В 1970 занял пост главного режиссера Малого театра, куда привел с собой своих актеров-единомышленников – Алексея Локтева, Владимира Сафронова, Валерия Носика. Самая значительная работа этого периода – «Царь Федор Иоаннович» (премьера состоялась 29 мая 1973 года), не сходивший со сцены на протяжении 30 лет и выдержавший более 800 представлений. В 1976 году покинул пост, продолжив работу как режиссер-постановщик.

Постановки Бориса Равенских в Малом театре:

  • 1952 – «Дорога свободы» Г. Фаста;
  • 1953 – «Шакалы» А. М. Якобсона;
  • 1954 – «Иван Рыбаков» В. М. Гусева;
  • 1956 – «Власть тьмы» Л. Н. Толстого;
  • 1958 – «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука;
  • 1960 – «Осенние зори» В. И. Блинова;
  • 1971 – «Инженер» Е. С. Каплинской;
  • 1972 – «Самый последний день» Б. Л. Васильева;
  • 1972 – «Птицы нашей молодости» И. П. Друцэ;
  • 1973 – «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого;
  • 1975 – «Русские люди» К. М. Симонова;
  • 1976 – «Мезозойская история» М. И. Ибрагимбекова;
  • 1978 – «Возвращение на круги своя» И. П. Друцэ.

Борис Равенских не любил разговорный театр. Считал, что «современному театру явно не достает того эффекта, который возникает на симфоническом концерте, когда музыка объединяет и слушателей, и исполнителей в одном порыве», и всегда хотел добиться на сцене «музыкальности, подобной концертности звучания». Он говорил: «Музыка в каждом спектакле имеет для меня очень большое значение. Если спросят, кому бы я доверил рассказать о себе, я скажу – музыке. Когда звучит увертюра Свиридова к «Царю Федору», я знаю, что в ней есть все, что я хотел сказать своим спектаклем. Музыка – самое демократическое из искусств. Это то, что входит в каждого из нас, делает понятным, доступным одного человека другому, это гармония или дисгармония связей, составляющих структуру человеческого общества. Музыка – это не только собственно музыка, то есть звуки мелодии, то, что ухом воспринимается. Чеховская «Чайка» – музыка. Я мечтаю сделать спектакль без единого музыкального аккорда, который тем не менее был бы музыкален».

режиссер Борис Равенских

В 1978 году покинул Малый театр и пришел в Большой театр, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту о слиянии музыкального и драматического начал. В этом же году поставил оперу «Снегурочка».

Преподавал в ГИТИСе, профессор кафедры режиссуры драмы (1977). Среди его учеников – Валерий Белякович, Юрий Иоффе, Надежда Аракчеева.

В начале января 1980 года получил разрешение создать собственный театр, в котором планировал собрать своих учеников. Однако мечте режиссера не суждено было осуществиться – помешала смерть.

Борис Равенских умер 10 января 1980 года. Произошло это внезапно: он взбежал по лестнице в своем подъезде и упал, схватившись за сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок № 9).

Борис Равенских – 100-летний юбилей

Личная жизнь Бориса Равенских:

Трижды был женат.

О первой жене сведений нет.

Вторая жена – Лилия Олимпиевна Гриценко (1917-1989), актриса, Народная артистка РСФСР, сестра актера Николая Гриценко.

Детей в браке не было. Позже Лилия оставила мужа и ушла к актеру Александру Шворину (известен по роли Марка в фильме «Летят журавли»).

Борис Равенских и Лилия Гриценко

Борис Равенских и Лилия Гриценко

В момент брака с Лилией Гриценко у Бориса Равенских был бурный роман с актрисой Верой Васильевой. Они познакомились в 1949 году в Театре сатиры, где Борис Иванович ставил спектакль «Свадьба с приданым». А главную роль играла молоденькая Вера Васильева. Режиссер сразу покорил ее сердце, Васильева вспоминала, что сразу в него влюбилась: “Очень сильно… Я чувствовала, что он тоже влюблен, но очень строго относится ко мне”. У них начался роман, Вера даже познакомила Бориса Ивановича со своей мамой, которой Равенских понравился. Их отношения длились шесть лет, но до брака не дошло. Позже Васильева говорила: “Просто не судьба… Ни он не был бы счастлив со мной, ни я с ним. Наверное, я не та жена, которая может быть рядом с гениальным человеком”.

Борис Равенских и Вера Васильева

Борис Равенских и Вера Васильева

Третья жена – Галина Александровна Кирюшина (1934-1994), актриса, Народная артистка РСФСР. Они познакомились в Малом театре. К моменту появления там Равенских Галина Кирюшина уже играла Катерину в «Грозе», поставленной Верой Пашенной. Борис пришел в театр работать над спектаклем «Власть тьмы» и позвал молодую актрису на роль деревенской девушки Маринки. С тех пор они были вместе, несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте.

Супруги жили на Большой Бронной улице и были вместе до самой смерти Бориса Ивановича.

В браке родились две дочери.

Старшая дочь – Александра Борисовна Ровенских (1959 г.р.), актриса, режиссер, Заслуженная артистка Российской Федерации. Замужем за актером Дмитрием Полонским. Внук – Дмитрий Дмитриевич Полонский (1990 г.р.), профессиональный автогонщик и тренер по экстремальному вождению.

Младшая дочь – Галина Борисовна Равенских. Внучка – Алина.

Борис Равенских и Галина Кирюшина

Борис Равенских и Галина Кирюшина

Фильмография Бориса Равенских:

1953 – Свадьба с приданым (фильм-спектакль)
1961 – Иван Рыбаков
1971 – Поднятая целина (фильм-спектакль)
1971 – Дни нашей жизни (фильм-спектакль)
1973 – Самый последний день (фильм-спектакль)
1974 – Птицы нашей молодости (фильм-спектакль)
1978 – Власть тьмы (фильм-спектакль)
1979 – Русские люди (фильм-спектакль)
1979 – Возвращение на круги своя (фильм-спектакль)
1981 – Царь Федор Иоаннович (фильм-спектакль)

Награды и звания Бориса Равенских:

– Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957);
– Народный артист РСФСР (1963);
– Народный артист СССР (1968);
– Сталинская премия третьей степени (1951) – за постановку спектакля «Свадьба с приданым» по одноименной пьесе Н. М. Дьяконова на сцене Московского театра сатиры;
– Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) – за постановку спектакля «Поднятая целина» по одноименному роману М. А. Шолохова в Театре им. А. С. Пушкина;
– Государственная премия СССР (1972) – за постановку спектакля «Драматическая песня» по роману Н. А. Островского «Как закалялась сталь»
– Орден Ленина (1974);
– Орден Трудового Красного Знамени;
– Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
– Медаль «В память 800-летия Москвы»

Источник