Борис николаевич ливанов биография личная жизнь
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 апреля 2019;
проверки требуют 7 правок.
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ливанов.
Бори́с Никола́евич Лива́нов (25 апреля (8 мая) 1904, Москва — 22 сентября 1972, там же) — советский актёр, театральный режиссёр. Народный артист СССР (1948). Лауреат пяти Сталинских (1941, 1942, 1947, 1949, 1950) и Государственной премии СССР (1970)[3]. Отец Василия Ливанова.
Биография[править | править код]
Родился в Москве в актёрской семье[3]. Отец Николай Александрович Ливанов (сценический псевдоним Извольский) был крестьянином родом из Симбирска, происходил из волжских казаков; в 18 лет стал актёром, объездил всю страну, а в 1905 году перебрался в Москву[4][5].
В 16 лет Борис сбежал из дома и вступил в Красную Армию. Год сражался с басмачами под командованием Александра Стриженова — отца Олега и Глеба Стриженовых[6]. В конце концов вскрылось, что он прибавил себе лет, чтобы вступить в армию, после чего он был уволен и вынужден был вернуться домой[7].
В 1922—1924 годах обучался в 4-й Студии МХАТ у Николая Демидова. С 1924 года служил во МХАТе. Творческую манеру артиста отличали мощный темперамент, уверенная лепка образов, яркая театральность. Всегда сам делал себе грим[7].
Первые же работы — князь Шаховской и Андрей Шуйский в «Царе Фёдоре Иоанновиче» Алексея Толстого, Бондезен в спектакле «У врат царства» по Кнуту Гамсуну, Аполлос в «Унтиловске» Леонида Леонова — выдвинули его в число ярких представителей молодого, послеоктябрьского поколения артистов МХАТа.
В дальнейшем играл роли, пронизанные мажорным, праздничным ощущением действительности (Кимбаев в «Страхе» Александра Афиногенова и Швандя в «Любовь Яровая» Константина Тренёва) и роли открытого сатирического звучания, выполненные с редким богатством и сочностью красок, с захватывающим комедийным темпераментом (кавалер Риппафрата в «Хозяйке гостиницы» и Ноздрёва в «Мёртвых душах»). Он создавал образы, отмеченные лиризмом (Чацкий в «Горе от ума»), и роли, сочетающие в себе романтику и широту чувства с подробной бытовой достоверностью (Кудряш в «Грозе» и Рыбаков в «Кремлёвских курантах»).
В роли Солёного («Три сестры») пародийная острота внешнего рисунка парадоксально сочеталась у актёра с затаённым и глубоким лиризмом. Всё его последующее творчество было пронизано стремлением к философскому осмыслению действительности, к созданию крупных противоречивых характеров, возникающих на сломе двух эпох (таких как Забелин в «Кремлёвских курантах», Егор Булычов в «Егор Булычов и другие»), либо образов людей, трагически осознающих невозможность обретения нравственного идеала — таких как Дмитрий Карамазов в «Братьях Карамазовых».
С этими творческими исканиями связаны и его режиссёрские работы 1950—1960х годов: «Егор Булычов и другие» и «Чайка».
С 1924 года снимался в кино. Среди его лучших работ были героико-романтические роли Дубровского («Дубровский», 1936), Пожарского («Минин и Пожарский», 1939), Руднева («Крейсер Варяг», 1946), Генерала («Поэма о море», 1958) и блестящая сатирическая роль Потёмкина («Адмирал Ушаков», 1953). Большой вклад в воплощение на экране образа коммуниста он внёс исполнением ролей Бочарова («Депутат Балтики», 1937) и комиссара Вихрова («Балтийцы», 1938). В 1968 году сыграл учёного — врача Седова в фильме «Степень риска».
Когда по радио объявили о начале Великой Отечественной войны, Ливанов позвонил театральному руководству и сообщил, что уходит добровольцем на фронт. В ответ ему сказали, что по распоряжению И. В. Сталина члены МХАТа, Большого и Малого театров не подлежат мобилизации. Семья Ливанова была эвакуирована, однако сам он оставался в городе на протяжении всей Битвы за Москву и каждый день ездил с концертами по частям, державшим оборону. Затем труппа театра была эвакуирована в Саратов[4].
Многие отмечали остроумие Ливанова. На банкете первых лауреатов Сталинской премии Сталин целый час беседовал с ним. Затем подвёл к столу, поднял тост и спросил: «Борис Николаевич, почему вы, такой мыслящий артист, — и не в Партии?». На что Ливанов, не задумываясь, ответил: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки». Сталин расхохотался в голос[6]. Ливанов же так и оставался беспартийным до конца дней.
По словам Василия Ливанова, его отец обожал рисовать и оставил после себя тысячи рисунков. Особенно любил шаржированные портреты на актёров, родственников и всех, кто его окружал. Он настолько преуспел в этом, что знаменитые Кукрыниксы звали его в свой коллектив четвёртым, на что Ливанов шутя возражал: «Если я к вам присоединюсь, то как же мы будем называться? Кукрыниксыли?»[4][6].
Могила Бориса Николаевича Ливанова на Новодевичьем кладбище
Тяжело переживал смену руководства и художественных принципов МХАТа после прихода Олега Ефремова: «Я никогда не мечтал работать в театре “Современник”, тем более в его филиале»[4]. Все последовавшие два года он просто не ходил в театр[7].
Умер 22 сентября 1972 года в ЦКБ в окружении семьи[4]. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Семья[править | править код]
- отец — Николай Александрович Ливанов (сценический псевдоним — Извольский) (1874—1949), актёр. Заслуженный артист РСФСР (1947).
- жена — художница Евгения Казимировна Ливанова (в девичестве Правдзиц-Филипович) (1907—1978) , принадлежала к старинному польскому шляхтескому роду[4].
- сын — Василий Борисович Ливанов (род. 1935), киноактёр, режиссёр кино и мультипликации, сценарист, писатель. Народный артист РСФСР (1988).
- дочь — Наталья Борисовна Ливанова.
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Режиссёрские работы[править | править код]
Фильмография[править | править код]
Озвучивание[править | править код]
- 1944 — Синдбад-мореход (анимационный) — Джинн/Восточный капитан
- 1945 — Пропавшая грамота (анимационный) — запорожец
- 1974 — Чайка (фильм-спектакль) — читает текст за кадром
Архивные кадры[править | править код]
- 2003 — Борис Ливанов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2005 — Борис Ливанов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
Звания и награды[править | править код]
- заслуженный артист РСФСР (1933)
- народный артист РСФСР (1938)
- народный артист СССР (1948)
- Сталинская премия первой степени (1941) — за роль князя Д. М. Пожарского в фильме «Минин и Пожарский» (1939)
- Сталинская премия первой степени (1942) — за роль матроса Рыбакова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина
- Сталинская премия второй степени (1947) — за роль командира крейсера В. Ф. Руднева в фильме «Крейсер „Варяг“» (1946)
- Сталинская премия первой степени (1949) — за роль Рубцова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Зелёная улица» А. А. Сурова
- Сталинская премия первой степени (1950) — за роль профессора Трубникова в спектакле МХАТ СССР имени М. Горького «Чужая тень» К. М. Симонова
- Государственная премия СССР (1970) — за актёрские и режиссёрские работы последних лет в театре и кино
- орден Ленина (25.04.1964)
- четыре ордена Трудового Красного Знамени (3.5.1937, 26.10.1948, 16.6.1954, 1971)
- орден «Знак Почёта» (1938)
- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
- медаль «В память 800-летия Москвы»
Память[править | править код]
В Москве, на доме, где актёр жил с 1938 года (улица Горького, ныне — улица Тверская, 6), установлена мемориальная доска.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- «Борис Ливанов» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Биография
Борис Николаевич Ливанов был артистом от Бога. Любимый ученик Станиславского, один из первых лауреатов Сталинской премии, обладатель тонких манер и «вельможного голоса».
«У него таланта на четверых» – говорил о Ливанове Немирович-Данченко.
Детство и юность
Борис Ливанов родился в Москве 8 мая 1904 года. Отец Николай Александрович Ливанов выступал под сценическим псевдонимом Извольский. В молодости являлся актером провинциальных театров, с 1905 года выступал на подмостках московского Театра Струйского. В 1947 году Николаю присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
Актер Борис Ливанов
Мать будущего актера – Надежда Сергеевна Шутинская-Ливанова. У Бориса была сестра Ирина, ставшая впоследствии актрисой оперетты. Девушка имела успех в музыкальных театрах Иркутска, Свердловска и Ростова.
В 16 лет Борис ушел служить, но был отчислен, когда выяснился настоящий возраст молодого человека. С 1922 по 1924 годы учился в четвертой студии МХАТ у Н. В. Демидова. После окончания учебы принят в Московский Художественный академический театр актером.
Борис Ливанов в молодости
Одной из первых ролей стал образ князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович». Первые годы Борис задействован в постановках «Отелло», «У врат царства» и других. Уже в начале 30-х годов стал ведущим актером МХАТа, играл главные роли в «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро», «Мертвых душах».
Билеты на спектакли с Ливановым раскупались в первые часы продаж, толпы поклонниц караулили Бориса у выхода из МХАТа. Актер олицетворял культ личности, блестящей и талантливой. Главным качеством Ливанова критики и режиссеры считали достоверность – каждый созданный образ был словно «сшит» по Борису.
Борис Ливанов в театре
Ливанова можно назвать любимчиком Сталина – вождь осыпал Бориса орденами и званиями. У актера было пять Сталинских премий. Количество не было рекордным, к примеру, авиаконструктор Сергей Ильюшин получал награду 7 раз, но вот из актеров Иосиф Виссарионович так отмечал не многих.
Несмотря на это, однажды Сталин запретил спектакль с участием Ливанова – «Гамлета», где Борис выступал в образе главного героя. Судя по воспоминаниям, произошло это по причине того, что Ливанов не состоял в партии.
Фильмы
Творческая биография в кино началась в 1924 году с короткометражной ленты режиссера Юрия Желябужского «Морозко». В 1927 году Борис снялся в роли министра Терещенко в немом художественном фильме С. Эйзенштейна «Октябрь», лента считается первой в советской кинолениниане.
Борис Ливанов в фильме «Адмирал Ушаков»
Известность Ливанову принесла главная роль в экранизации одноименной повести «Дубровский», которая вышла в 1936 году. Удавались Борису роли легендарных русских мужчин, к примеру, князь Потемкин в ленте «Адмирал Ушаков», командир Руднев в «Крейсере Варяг».
В 1945 году на экраны вышел художественный фильм-спектакль «Без вины виноватые» по одноименной комедии А. Островского, где Ливанов исполнил роль губернского чиновника Григория Львовича Мурова. Партнерами по съемочной площадке Бориса стали известные актеры Алла Тарасова, Виктор Станицын, Ольга Викландт и другие.
Борис Ливанов в фильме «Без вины виноватые»
Ливанов блестяще воплощал не только положительных, но и отрицательных персонажей. Яркий образ белогвардейского генерала Мамонтова в «Олеко Дундиче» – роль небольшая, но одна из самых запоминающихся в картине.
В 50-х годах Борис Ливанов пробовал себя в качестве режиссера: на сцене родного МХАТа поставил спектакль «Чайка». В 1970 году Борис должен был занять пост руководителя Московского художественного театра имени Чехова, но труппа за спиной Ливанова потребовала у вышестоящего руководства взять на должность Олега Ефремова. Борис тяжело переживал это событие.
Личная жизнь
Супруга Бориса Ливанова, Евгения Казимировна, по национальности полячка, одна из первых московских красавиц того времени. От первого брака с итальянцем у нее росла дочь Наталья, от брака с Ливановым – сын Василий. Последний вспоминал, что родителям часто завидовали: маме за то, что у нее именитый муж, папе – что у него красивая жена.
Борис Ливанов и его жена Евгения
Будущие супруги познакомились на ужине после спектакля с участием Ливанова. Сын Василий рассказывает воспоминания друзей Бориса: до встречи с мамой отец женился часто – примерно раз в три месяца. Встретив очередную «судьбу», уверял окружающих, что любовь – навсегда. Но серьезные отношения смогла с ним построить только Евгения. Жить вместе пара начала в 1934 году, расписались спустя четверть века.
Семья была дружной, в дом постоянно приходили гости, часто – известные: Борис Пастернак, Александр Довженко, художник Петр Кончаловский. Сын Бориса, Василий Ливанов, продолжил династию, став известным российским актером театра и кино. Отец не поддерживал желание сына идти по его стопам. Борис боялся фамильной инерции: дед актер, отец актер. Ливанов-старший переживал, что способностей у Василия не хватит.
Борис Ливанов с семьей
Однако беспокоился Ливанов-старший зря. В 1979 году на экраны вышла премьера детективной телевизионной ленты «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство». После этой роли Василий проснулся знаменитым. Ранее, в 1960 году, отец и сын работали на одной съемочной площадке в фильме «Слепой музыкант».
Одного из внуков Народного артиста СССР назвали в честь именитого дедушки Борисом. Он появился через 2 года после смерти Ливанова-старшего. В 2009 году в семье произошла трагедия: внука Ливанова обвинили в убийстве. Родителям удалось переквалифицировать статью на более мягкую, Борис получил 8 лет колонии.
Борис Ливанов и Василий Ливанов
В 2014 году внук Бориса Ливанова освобожден по УДО. В 2017 году СМИ стало известно, что бывший заключенный намеревается жениться на актрисе Марии Голубкиной. Новый 2018 год они отметили вместе, встречается ли пара сейчас – неизвестно.
Смерть
Борис Ливанов скончался 22 сентября 1972 года (по другим данным – 23 октября того же года), причина смерти – сердечная недостаточность.
Борис Ливанов в последние годы и памятник на его могиле
Похоронен на участке №2 Новодевичьего кладбища. На доме №6 по улице Тверская, где актер жил с 1938 года, установлена мемориальная доска.
Фильмография
- 1924 — «Морозко»
- 1927 — «Октябрь»
- 1934 — «Частная жизнь Петра Виноградова»
- 1935 — «Дубровский»
- 1939 — «Минин и Пожарский»
- 1946 — «Глинка»
- 1946 — «Крейсер «Варяг»
- 1949 — «Падение Берлина»
- 1953 — «Адмирал Ушаков»
- 1955 — «Михайло Ломоносов»
- 1958 — «Капитан первого ранга»
- 1960 — «Слепой музыкант»
- 1970 — «Кремлевские куранты»
Борис Ливанов решил стать актером в 16 лет, когда побывал на спектакле армейского театра. Студента театральной школы-студии звали на главные роли сразу в несколько театров, но он выбрал МХАТ. Ливанов проработал там более 40 лет, исполнил множество ролей и сам создавал декорации для сцены. Играл он и в кино — за свои фильмы актер получил несколько Сталинских премий.
Детские годы и первые учителя Бориса Ливанова
Борис Ливанов. Музей московского художественного академического театра, Москва
Борис Ливанов в молодости. Фотография: kino-teatr.ru
Борис Ливанов. Музей московского художественного академического театра, Москва
Борис Ливанов родился 8 мая 1904 года в Москве в семье актера Николая Ливанова. Вместе с младшей сестрой Ириной он часто бывал в театре — посещал спектакли отца и его знакомых. В семье Ливановых устраивали и домашние представления — в них участвовал будущий актер. Борис Ливанов вспоминал: «Я вырос в актерской семье. Сызмальства любимым занятием была игра в театр». Кроме актерской карьеры его привлекала военная: «Я мечтал стать еще и моряком — уж очень нравилась мне морская форма. Позже это желание сбылось: на сцене и в кино я был моряком буквально во всех чинах — от матроса до командующего флотом. И был польщен, когда, «дослужившись» до звания фельдмаршала, получил награду — офицерский кортик».
Учиться Борис Ливанов пошел в Первое городское реальное училище, а в 1920 году решил оставить учебу и вступить в Красную армию. Но принимали только тех, кому исполнилось 18, и 16-летнего Ливанова отправили домой. На обратном пути в Москву, в одном из армейских театров, он увидел постановку пьесы Алексея Писемского. Ливанова впечатлил и сам спектакль и реакция публики, которая аплодировала артистам. Позже он писал: «…искусство необходимо народу не только в мирное время, но и в грозные годы войны». Домой он уже возвращался с твердым намерением стать актером.
Борис Ливанов поступил в театральную школу Русского драматического театра Корша. Его первым учителем стал режиссер Андрей Петровский. Во время учебы будущий актер часто посещал спектакли, в которых играли Василий Топорков, Елена Шатрова и Николай Радин — ведущие актеры этого театра.
Борис Ливанов — актер МХАТа
Борис Ливанов. Музей московского художественного академического театра, Москва
Борис Ливанов (справа) в роли Ноздрева в спектакле Константина Станиславского «Мертвые души». 1934. Московский художественный академический театр имени М. Горького, Москва. Фотография: babr24.com
Борис Ливанов. Музей московского художественного академического театра, Москва
Помимо постановок Театра Корша, Борис Ливанов бывал и на представлениях МХАТа, а в 1921 году стал актером его четвертой студии. Его наставниками были знаменитые театральные деятели тех лет: Василий Лужский, Георгий Бурджалов, Михаил Тарханов и Евгения Раевская. С 1924 года он параллельно учился в школе при МХАТе. Ее руководитель — режиссер Николай Демидов — приглашал Ливанова играть в Художественном театре. А Всеволод Мейерхольд звал в Театр Революции: «Я вас и пробовать не буду, приходите ко мне прямо на репетицию в Театр Революции, и будем играть центральные роли». Актер выбрал МХАТ: он мечтал сыграть в спектакле Константина Станиславского «Горе от ума».
В МХАТ я пришел после театральной школы в 1924 году. Пришел, гордый тем, что меня приглашают сразу на роль Чацкого. Когда меня принимали, К.С. Станиславский был за границей. После его возвращения вновь принятых представляли ему. Подошла моя очередь. Константин Сергеевич посмотрел и сказал:
— Вы очень красивый молодой человек.
Я промолчал, но в душе был с ним, конечно, абсолютно согласен. Станиславский усмехнулся и продолжал:
— Знаете что? Подождите с «Горе от ума». У вас получится не Чацкий, а этакий герой-любовник в роли Чацкого. Сыграйте сперва что-нибудь острохарактерное.
В 1924 году Ливанова утвердили на роль князя Шаховского в спектакле «Царь Федор Иоаннович». В следующие несколько лет актер сыграл во многих постановках, среди которых «Отелло», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Мертвые души». В это же время он оформлял декорации для пьесы «Наша молодость».
Оформление было по тем временам смелое для МХАТа, Ливанов решил его реалистично, с элементами иллюзорности (тайга, вагон внутри и снаружи), но без привычного и единственно понятного мастерам МХАТа натурализма в изображении природы.
Препятствия были преодолены, и на Малой сцене МХАТа появился хороший спектакль. Это был первый опыт Ливанова — театрального художника, опыт очень удачный, и если Борис не стал сценографом-профессионалом (хоть ряд спектаклей им и был оформлен), то в режиссерской работе решение внешней формы спектакля почти всегда исходило от него.
Фильмы Бориса Ливанова
Борис Ливанов в роли Владимира Дубровского в художественном фильме Александра Ивановского «Дубровский» (1936)
Борис Ливанов в роли Михаила Бочарова в художественном фильме Иосифа Хейфица и Александра Зархи «Депутат Балтики» (1936)
Борис Ливанов с женой Евгенией и сыном Василием. Фотография: 24smi.org
В кино Борис Ливанов начал сниматься еще в середине 1920-х годов, но популярным он стал после главной роли в картине режиссера Александра Ивановского «Дубровский». Однако актер хотел играть других героев — своих современников и сограждан, жителей Советского государства. Он мечтал воплотить на экране сложный образ — революционера или коммуниста.
Он хочет выразить то новое, что видит в людях вокруг себя, ощущает возможности для подлинного воплощения характера человека, живущего и работающего рядом с ним. Ливанов стосковался по сложному образу, по возможности выявить себя во всей глубине и разносторонности своих ощущений, результатом чего была бы вершина искусства — простота.
В 1936 году Бориса Ливанова пригласили на долгожданную роль в картине «Депутат Балтики». Фильм рассказывал о том, как в разгар революции один из пожилых преподавателей начал обучать матросов и «проповедовать» советскую власть. Ливанов играл роль второго плана, революционера Михаила Бочарова — коммуниста и ярого борца за новые порядки. В энциклопедии «Кино России» писали: «Почти с документальной достоверностью переданы атмосфера и фактура сурового времени, особенности петроградской осенней погоды».
В 1939 году Ливанов снимался в историческом фильме Всеволода Пудовкина «Минин и Пожарский». Актер тщательно продумывал свою роль — князя Дмитрия Пожарского. Он вновь хотел воплотить на экране не просто дворянина, а профессионального военачальника. Несколько раз во время съемок по вине Бориса Ливанова приходилось менять звукозаписывающее оборудование, которое выходило из строя после темпераментных монологов актера.
Ливанов–Пожарский красив, щеголеват. Он профессиональный военный, и это чувствуется в его походке, в том, как он сидит на коне, как он рубится в схватке с врагом.
В 1941 году за эту роль Борис Ливанов получил Сталинскую премию первой степени. На приеме после вручения награды с Ливановым захотел поговорить Иосиф Сталин. Он спросил, почему актер до сих пор не вступил в коммунистическую партию, на что Ливанов ответил: «Товарищ Сталин, я очень люблю свои недостатки». Позднее актеру передали: «Товарищ Сталин сказал: приятно было поговорить с мыслящим артистом».
После Великой Отечественной войны Ливанова приглашали играть в патриотических картинах. В 1946 году он исполнил главную роль в фильме Виктора Эйсымонта «Крейсер «Варяг» — командира корабля и героя Русско-японской войны Всеволода Руднева. И за эту картину артист получил Сталинскую премию первой степени.
Через три года Борис Ливанов дважды сыграл маршала Рокоссовского — в лентах «Сталинградская битва» и «Падение Берлина». Снимался актер и в эпизодах. Киновед Андрей Юренев писал: «Надо признать, что не было эпизода, сыгранного им, который бы не запомнился, не откладывался в памяти как соответственный тому или иному фильму, и при воспоминании о фильме неизбежно вспоминался и персонаж, созданный Ливановым. Среди ролей, которые исполнял актер, были и отрицательные. В 1958 году он сыграл белогвардейца Константина Мамантова в картине Леонида Лукова «Олеко Дундич».
Еще в 1934 году на банкете в честь свадьбы поэта Василия Каменского Борис Ливанов познакомился со своей будущей супругой — художницей Евгенией Филиппович. Вместе они прожили больше 30 лет и воспитали двух детей: дочь жены от первого брака и общего ребенка — сына Василия. Василий тоже стал актером, известным по роли Шерлока Холмса в киноистории «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Вместе с отцом он сыграл в фильме режиссера Татьяны Лукашевич «Слепой музыкант».
Последние годы жизни Бориса Ливанова
Борис Ливанов в роли Дмитрия Карамазова в своем спектакле «Братья Карамазовы». 1960. Московский художественный академический театр имени М. Горького, Москва. Фотография: babr24.com
Борис Ливанов в роли Егора Булычова в своем спектакле в соавторстве с Александром Шориным и Иваном Тархановым «Егор Булычов и другие». 1963. Московский художественный академический театр имени М. Горького, Москва. Фотография: babr24.com
Борис Ливанов в роли Михаила Ломоносова в художественном фильме Александра Иванова «Михайло Ломоносов» (1955)
Больше 40 лет Борис Ливанов работал во МХАТе. С 1950-х он не только играл, но и ставил спектакли. В 1953 году прошла премьера «Ломоносова» по пьесе Всеволода Иванова, в 1960 году в репертуаре появились «Братья Карамазовы». В постановке по роману Достоевского Ливанов сам сыграл старшего из братьев — Дмитрия. Через три года он снова сыграл в своем спектакле «Егор Булычов и другие».
Поначалу представлялось, что именно Ливанову противопоказана режиссура — это умение отдать свой темперамент, свое понимание пьесы не одной роли, а всем ролям, всем участникам спектакля. Его собственная яркость, своеобразная актерская диктатура, казалось, должны были помешать созданию концепции целого произведения, раствориться (насколько это возможно) в ансамбле.
С 1960-х годов Борис Ливанов вместе с Виктором Станицыным, Владимиром Богомоловым и Михаилом Кедровым входил в художественный совет МХАТа. В это время в репертуаре почти не появлялось новых спектаклей, а театр быстро терял популярность у зрителей. Тогда в Министерстве культуры СССР назначили нового художественного руководителя. С 1970 года эту должность занял создатель «Современника» Олег Ефремов. Ливанов не хотел, чтобы репертуар МХАТа существенно меняли, поэтому ушел из театра. Он писал: «Я никогда не мечтал работать в театре «Современник», тем более в его филиале».
В 1970-х Борис Ливанов сильно болел, много времени проводил в больницах, перенес операцию на сердце. 22 сентября 1972 года актер умер. Его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.