Борис бабочкин биография личная жизнь

Борис бабочкин биография личная жизнь thumbnail

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бабочкин.

Бори́с Андре́евич Ба́бочкин (5 [18] января 1904, Саратов — 17 июля 1975, Москва) — советский актёр и режиссёр театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1963), Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат двух Сталинских (1941, 1951) и Государственной (1977 — посмертно) премий[2][3]. Член ВКП(б) с 1948 года.

Биография[править | править код]

Борис Бабочкин родился в Саратове, в семье железнодорожника. В 1912—1919 годах учился в 1-м Саратовском реальном училище. Участвовал в Гражданской войне. В пятнадцать лет комсомолец Борис Бабочкин служил в политотделе 4-й армии Восточного фронта.

Вернувшись к мирной жизни, поступил в драматическую студию при Саратовском драматическом театре под руководством А. И. Канина. В августе 1920 года уехал в Москву, где поступил сразу в две театральные школы — в студию М. А. Чехова и в Государственную студию «Молодые мастера», где учился у И. Н. Певцова, и вскоре покинул студию М. А. Чехова.

После окончания театральной студии «Молодые мастеры», летом 1921 года в числе выпускников во главе с И. Н. Певцовым Бабочкин провел свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска.

В 1921 году, вернувшись в Москву, актёр ненадолго поступил в Московский драматический театр под руководством В. Г. Сахновского. В 1922—1923 годах — актёр Воронежского драматического театра (ныне Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова), в 1923—1925 — Театра имени МГСПС (ныне Театр имени Моссовета, в 1925—1926 — Костромского драматического театра им. А. Н. Островского, в 1926—1927 — Самаркандского драматического театра, в 1927—1928 — Театра Сатиры в Ленинграде (ныне Санкт-Петербургский академический театр комедии имени Н. П. Акимова), в 1928—1929 — Театра КВЖД в Харбине, в 1929—1932 — театра Народного дома в Ленинграде, в 1932—1936 — Ленинградского театра драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский театр). Работал также в театрах Могилёва, Бердичева, Пишпека.

В 1936—1940 годах Бабочкин был актёром, в 1937—1938 — главным режиссёром, а в 1938—1940 годах — художественным руководителем Большого драматического театра им. Горького (ныне — имени Г. А. Товстоногова) в Ленинграде.

Борис Бабочкин в роли Чапаева

В 1940—1945 годах — актёр и режиссёр Театра имени Е. Вахтангова в Москве, в 1941—1943 — актёр киностудии ЦОКС в Алма-Ате, в 1945—1949 годах — актёр и режиссёр Театра-студии киноактёра, в 1949—1951 — актёр и режиссёр Малого театра (оба в Москве).

В 1951—1952 годах — режиссёр Национального театра Софии (Болгария), участвовал в работе периферийных театров, преподавал в Театральной академии.

По возвращении в СССР, в 1952—1953 годах, был главным режиссёром Московского драматического театра им. А. Пушкина, а в 1954-м — актёром Киевского театра русской драмы имени Л. Украинки[4].

В 1955 году Бабочкин вернулся в Малый театр, где служил в качестве актёра и режиссёра до конца жизни[5].

Крупнейшая режиссёрская работа — постановки пьесы М. Горького «Дачники», осуществлённые в 1939 в Большом драматическом театре (играл роль Власа)[3], в 1964-м в Малом театре, Бабочкин сыграл Суслова (в 1967 году спектакль был снят на киноплёнку).

В кинематографе Бабочкин-актёр дебютировал в 1928 году в фильме «Мятеж». Мировую известность принесла ему роль Чапаева, сыгранная в 1934 году в одноимённом фильме.

На протяжении многих лет Борис Бабочкин занимался педагогической деятельностью: с конца 1930-х годов преподавал в студии при Большом драматическом театре, с 1944 — во ВГИКе (Москва), где руководил актёрской мастерской. В 1966 году получил звание профессора.

Автор множества статей, отзывов, заметок, публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», «Октябрь», газетах «Ленинградская правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

Скончался Борис Бабочкин 17 июля 1975 года в Москве[3]. По словам Сергея Гурзо: «Ехал на машине за рулем, остановился на красный свет, дали зелёный — и тут его хватил удар. Умер на месте. А за несколько часов до того он зарплату в театре получил. Но ни денег, ни вещей при нём не оказалось. Всё украли — обобрали мертвого»[6]. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Могила Б. А. Бабочкина на Новодевичьем кладбище в Москве

Семья[править | править код]

  • Жена — Екатерина Михайловна Бабочкина (1906—1988), балерина
  • Дочь — Наталья Борисовна Бабочкина (род. 1929).
  • Дочь — Татьяна Борисовна Бабочкина

Творчество[править | править код]

Работы в театре[править | править код]

Актёрские работы[править | править код]

Конверт выпущенный к 100-летию со дня рождения

Первые роли

  • «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева — Тили
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Молчалин

Театр имени МГСПС

  • 1925 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского — Братишка

Театр Народного дома (Ленинград)

  • 1930 — «Баня» В. В. Маяковского – Победоносиков
  • 1930 — «Первая Конная» Вс. В. Вишневского — Сысоев
Читайте также:  Актриса пегова биография личная жизнь

Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина

  • 1931 — «Страх» А. Н. Афиногенова — Кастальский
  • 1932 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Чацкий
  • 1934 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина — Самозванец
  • 1935 — «Пётр I» по А. Н. Толстому — Алексей
  • 1936 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
  • «Доходное место» А. Н. Островского — Белогубов

Большой драматический театр имени Горького

  • 1939 — «Дачники» М. Горького — Влас

Театр имени Е. Б. Вахтангова

  • 1940 — «Учитель» С. А. Герасимова — Степан
  • 1942 — «Фронт» А. Е. Корнейчука — Огнев

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина

  • 1952 — «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Клаверов

Малый театр

  • 1949 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков
  • 1949 — «Незабываемый 1919-й» Вс. В. Вишневского — В. И. Ленин
  • 1954 — «Крылья» А. Е. Корнейчука — Самосад
  • 1955 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Репетилов
  • 1955 — «Иван Рыбаков» В. М. Гусева — Рыбаков
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Иванов
  • 1961 — «Браконьеры» Э. Раннета — Аадам
  • 1964 — «Дачники» М. Горького — Суслов
  • 1965 — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского — Сила Ерофеевич Грознов[7]
  • 1966 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Почтмейстер
  • 1971 — «Достигаев и другие» М. Горького — Достигаев
  • 1973 — «Фальшивая монета» М. Горького — Яковлев
  • 1974 — «Гроза» А. Н. Островского — Кулигин

Режиссёрские работы[править | править код]

Ленинградский театр драмы имени А. С. Пушкина

  • 1935 — «Нора» Г. Ибсена

Большой драматический театр имени Горького

  • 1938 — «Кубанцы» В. М. Ротко
  • 1939 — «Дачники» М. Горького
  • 1940 — «Царь Потап» А. А. Копкова
  • «Волк» Л. М. Леонова

Театр имени Е. Б. Вахтангова

  • 1946 — «Новогодняя ночь» А. К. Гладкова

Театр-студия киноактёра

  • 1946 — «Бранденбургские ворота» М. А. Светлова

Национального театра Софии

  • 1951 — «Разлом» Б. А. Лавренёва
  • 1952 — «Дачники» М. Горького
  • 1952 — «Лейпциг, 33» Л. Компанейца и Л. Кронфельда

Киевский театр оперы и балета имени Т. Шевченко

  • «Тоска» Дж. Пуччини[8]

Малый театр

  • 1956 — «Деньги» А. В. Софронова
  • 1957 — «Вечный источник» Д. И. Зорина[9].
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова
  • 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина
  • 1964 — «Дачники» М. Горького
  • 1965 — «Правда хорошо, а счастье лучше» А. Н. Островского
  • 1971 — «Достигаев и другие» М. Горького
  • 1972 — «Фальшивая монета» М. Горького
  • 1974 — «Гроза» А. Н. Островского

Работы на телевидении[править | править код]

  • 1963 — «Левашов» К. Симонова (телеспектакль); постановка Л. Пчёлкина
  • 1968 — «Скучная история. Из записок старого человека» (телевизионный спектакль ЦТ) — Николай Степанович
  • 1973 — «Плотницкие рассказы» (телеспектакль) — режиссёр-постановщик (совместно с П. Р. Резниковым и Н. П. Марусаловой (Иваненковой)), исполнитель роли Алёши Смолина
  • 1974 — «Дом Островского» — Сила Грознов.

Фильмография[править | править код]

Актёрские работы[править | править код]

  1. 1928 — Мятеж — мятежник Караваев[10]
  2. 1930 — Заговор мёртвых — красноармеец
  3. 1932 — Возвращение Нейтана Беккера — Микулич
  4. 1932 — Первый взвод — Макар Бобрик
  5. 1934 — Дважды рождённый — Дубовик
  6. 1934 — Чапаев — Чапаев
  7. 1935 — Подруги — Андрей
  8. 1937 — Большие крылья — конструктор Кузнецов (фильм не сохранился)
  9. 1938 — Друзья — Алексей
  10. 1941 — Чапаев с нами (короткометражный) — Чапаев
  11. 1942 — Оборона Царицына — поручик Молдавский
  12. 1942 — Непобедимые — инженер Родионов
  13. 1942 — Актриса — Марков
  14. 1943 — Фронт — Огнев
  15. 1944 — Родные поля — Иван Владимирович Выборнов
  16. 1947 — Повесть о «Неистовом» — Никитин
  17. 1948 — Повесть о настоящем человеке — командир полка
  18. 1950 — Великая сила — Лавров
  19. 1954 — Тревожная молодость — секретарь ЦК КП(б) Украины
  20. 1959 — Аннушка — Иван Иванович
  21. 1966 — Дачники — инженер Пётр Иванович Суслов
  22. 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — Сэм Боулдер
  23. 1975 — Достигаев и другие (фильм-спектакль) — Василий Достигаев

Режиссёрские работы в кино[править | править код]

  • 1944 — Родные поля (совместно с А. Ф. Босулаевым)
  • 1947 — Повесть о «Неистовом»
  • 1966 — Дачники

Сценарист[править | править код]

  • 1966 — Дачники

Озвучивание[править | править код]

  • 1958 — Сказ о Чапаеве (мультипликационный) — Чапаев

Участие в фильмах[править | править код]

  • 1964 — Братья Васильевы (документальный)

Архивные кадры[править | править код]

  • 2006 — Борис Бабочкин (из цикла передач канала ДТВ «Как уходили кумиры» (документальный))

Звания и награды[править | править код]

  • Герой Социалистического Труда (1974) — за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального и киноискусства и в связи с 70-летием
  • Народный артист РСФСР (1935)[11]
  • Народный артист СССР (1963)
  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение главной роли в фильме «Чапаев»
  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лаврова в фильме «Великая сила»
  • Государственная премия СССР (1977 — посмертно) — за исполнение роли Сэма Боулдера в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»
  • Три ордена Ленина (1939, 1967, 1974)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1950)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1946)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)

Сочинения[править | править код]

  • Как трактовать «Грозу». — «Театр», 1950
  • Год в Болгарии. — «Театр», 1952
  • Месяц в Индии (1959)
  • Заметки об искусстве актера. — «Октябрь», 1960
  • В театре и кино. — М. 1968
  • Работа актёра в театре, кино и на телевидении (1972).
Читайте также:  Леждей биография личная жизнь

Память[править | править код]

  • В Москве, на доме, где жил актёр (Кутузовский проспект, дом 2/1), установлена мемориальная доска.
  • В честь актёра было названо торговое судно (построено в 1984 году, списано в утиль в 2010 году).
  • Борис Бабочкин в кадре из фильма “Чапаев” изображен на почтовой марке СССР 1964 года.

Литература[править | править код]

  • Залесский В. Искусство актёра. — М. 1959.
  • Лазарев С. Е. «Тот, который Чапаева играл». К 115-летию со дня рождения Б. А. Бабочкина // Преподавание истории в школе. 2018. № 5. — С. 19-26.
  • Борис Бабочкин // В кн.: Фрид Г. Дорогой раненой памяти. Воспоминания. М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 1994.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Бабочкин Борис Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. ↑ Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
  3. 1 2 3 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  4. ↑ Бабочкин Борис Андреевич — Киносозвездие — авторский проект Сергея Николаева
  5. ↑ Бабочкин, Борис Андреевич // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М.: Советская энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  6. ↑ После смерти у звезды фильма “Большая перемена” пропали фамильные драгоценности
  7. ↑ Добавление новости Архивировано 22 июня 2008 года.
  8. ↑ Малый театр
  9. ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл.
  10. ↑ Актёры Советского кино. М.: Искусство, 1964, 221 с.
  11. ↑ Театральная Энциклопедия. драма опера балет оперетта цирк эстрада драматург режиссёр

Ссылки[править | править код]

Борис Андреевич Бабочкин. Сайт «Герои страны».

  • Актёр Борис Бабочкин
  • Борис Бабочкин на сайте Театра Киноактёра

Источник

Биография

Когда звучит имя актера Бориса Бабочкина, знатоки советского кинематографа в первую очередь вспоминают блистательную роль Чапаева в одноименном фильме. Картина вошла в сотню лучших работ мирового кино и принесла всесоюзную славу Борису Андреевичу. Сам Андрей Гончаров называл коллегу великим мастером с поразительной узнаваемостью, а Олег Ефремов считал, что система Станиславского списана с таких людей, как Бабочкин.

Детство и юность

Борис Бабочкин родился в январе 1904 года в Саратове. Отец служил на Рязано-Уральской железной дороге, мать преподавала в школе. Талант к творчеству Борису и старшему брату Виталию передался от Анны Маркеловны, любившей литературу и театр. Мальчики выступали на новогодних представлениях и даже ездили с отцом на небольшие «гастроли» по железнодорожным станциям.

Борис Бабочкин в молодостиБорис Бабочкин в молодости

Интерес к сцене у парнишки получил развитие во время учебы в Саратовском реальном училище, где Бабочкин читал стихи на публичных мероприятиях и частенько посещал постановки городского драматического театра. Больше года Борис прозанимался в студии при театре под руководством Александра Канина, лично знавшего Станиславского и Немировича-Данченко.

В 17 лет Борис приехал в Москву и поступил в студию Иллариона Певцова «Молодые мастера». Именно этот представитель русской актерской школы стал для будущей знаменитости «учителем навсегда, на всю жизнь».

Фильмы

С кино Бабочкин познакомился случайно. В 1926 году актер приехал из Харбина и перебивался в Москве временными заработками. Зашел на биржу труда, а там пригласили сняться в немом фильме «Крылья ввысь».

Борис Бабочкин в фильме «Мятеж»Борис Бабочкин в фильме «Мятеж» (слева)

В следующем году, когда Борис уже жил в Ленинграде, поступило приглашение на роль в картине «Мятеж». Актер глубоко прочувствовал кинематограф, по собственному признанию, только после драмы «Заговор мертвых» о генерале Николае Юдениче.

На киностудии Бабочкин познакомился с друзьями-однофамильцами Георгием и Сергеем Васильевыми, которых с легкой руки Виктора Шкловского называли братьями. У друзей была за плечами парочка фильмов, оставшихся незамеченными. Но Васильевы все же рискнули экранизировать роман Дмитрия Фурманова.

Борис Бабочкин в фильме «Чапаев»Борис Бабочкин в фильме «Чапаев»

Исполнитель главной роли рассказывал, что выстраивал образ героя из личных воспоминаний, когда в 1919-м попал в Первый Саратовский резервный полк и проходил обучение в ожидании нападения Деникина. В «Чапаеве» нет того, что в 21 веке называется простым, но емким словом action. Однако, как писал Марлен Хуциев:

«Никому никогда с течением лет, новых впечатлений и рубежей кино не казалось, что картина нуждается в иной кинематографической форме, в иной экранной выразительности».

«Чапаев» в какой-то момент стал спасением для семьи Бабочкиных. В годы репрессий почти вся труппа Большого драматического театра попала в жернова НКВД. Два сотрудника в открытую ходили по пятам артиста, а дома стоял приготовленный чемоданчик с вещами. Но все-таки что-то останавливало руководство карательных органов от ареста исполнителя такой знаковой роли.

Читайте также:  Вуди аллен биография и личная жизнь

Борис Бабочкин в фильме «Подруги»Борис Бабочкин в фильме «Подруги»

Помимо образа знаменитого комдива, заметной работой стала роль Андрея в фильме «Подруги» с участием Зои Федоровой, Янины Жеймо, Василия Меркурьева. Оператором картины выступил второй муж Зои Алексеевны Владимир Рапопорт.

В 1938 году поклонники смогли увидеть Бабочкина в главной роли в военной драме «Друзья» о становлении советской власти на Кавказе. В основу повествования легли детали биографии революционера и первого секретаря Ленинградского горкома партии Сергея Кирова.

Борис Бабочкин в фильме «Актриса»Борис Бабочкин в фильме «Актриса»

Во время войны, живя в эвакуации в родном Саратове, актер непрерывно снимался. На экраны вышли «Непобедимые» Сергея Герасимова и Михаила Калатозова, «Оборона Царицына» и «Фронт» братьев Васильевых, «Актриса» Леонида Трауберга.

В 1945-м Бабочкин закончил снимать и сниматься в картине «Родные поля». Актер считал этот фильм о ежедневном трудовом подвиге народа в годы Великой Отечественной войны одной из самых больших удач в своей творческой биографии.

Борис Бабочкин в фильме «Фронт»Борис Бабочкин в фильме «Фронт»

Спустя два года вышла очередная режиссерская работа Бориса Андреевича – «Повесть о «Неистовом». Это рассказ о миноносце Северного флота, который проводит через зону военных действий танкер с топливом и по пути вступает в бой с немецкой подводной лодкой.

В экранизации книги о легендарном летчике Алексее Маресьеве «Повесть о настоящем человеке» Бабочкину досталась небольшая роль командира полка.

Борис Бабочкин в фильме «Повесть о настоящем человеке»Борис Бабочкин в фильме «Повесть о настоящем человеке»

Последней лентой в фильмографии блистательного артиста стал «Бегство мистера Мак-Кинли». Бабочкин сыграл богача, создавшего сеть подземных убежищ, в которых люди могли проспать не один десяток лет и проснуться в светлом будущем без войн и болезней.

Режиссер фильма Михаил Швейцер вспоминал, что никогда не встречал настолько абсолютного подготовленного к съемкам актера, как Борис Андреевич. Бабочкин знал все монологи, ему не требовалось ничего объяснять. Готовую картину, принесшую артисту Государственную премию СССР, Бабочкин уже не увидел.

Личная жизнь

Семейная жизнь Бориса Бабочкина с одной-единственной женщиной оказалась счастливой. Супруга, балерина Екатерина Георгиева, происходила из знатного дворянского рода, по материнской линии состояла в дальнем родстве с Натальей Николаевной Гончаровой.

Борис Бабочкин и его жена Екатерина ГеоргиеваБорис Бабочкин и его жена Екатерина Георгиева

Екатерина до знакомства с Борисом жила благополучно в браке с режиссером, за которого вышла замуж в 16 лет и который был намного ее старше. Муж Катю сильно ревновал, запирал дома, но погасить вспыхнувшую страсть не смог.

По рассказам дочерей Татьяны и Натальи, мама не меняла фамилию на Бабочкину, поскольку не понимала, зачем это нужно при гражданской регистрации. Другое дело, если бы обвенчались. Говорила, что они с отцом муж и жена, пока любят друг друга.

Борис Бабочкин с дочерью НатальейБорис Бабочкин с дочерью Натальей

Единственное разногласие супругов заключалось в том, что Екатерина считала лучшей балериной Марину Семенову, а у Бориса на первый план всегда выдвигалась Галина Уланова. Различались супруги и во внешнем выражении чувств к детям. Мама, вспоминала дочь Татьяна, была сдержана и строга, а отец любил их обнимать и целовать.

Прямота и откровенность жены порой приводили Бориса в ужас. Однажды женщина не побоялась отвадить от дома Василия Сталина, когда заметила, что поздние застолья с сыном вождя народов начали мешать семейной жизни.

Смерть

Борис Андреевич в личном дневнике писал, что желал бы умереть стоя. Фактически так и произошло – актер скончался в машине по пути из Малого театра в оргкомитет Московского международного кинофестиваля. Причиной смерти стал сердечный приступ, Бабочкин не успел принять лекарство, но сумел припарковать автомобиль, чтобы не спровоцировать ДТП.

Могила Бориса БабочкинаМогила Бориса Бабочкина

Как потом рассказывали дети и внуки, их мама и бабушка тяжело переживала смерть Бориса Андреевича. Любимый человек приходил к женщине во сне, а утром приходилось заново осознавать, что его больше нет рядом.

Фильмография

  • 1929 – «Мятеж»
  • 1932 – «Первый взвод»
  • 1934 – «Чапаев»
  • 1935 – «Подруги»
  • 1938 – «Друзья»
  • 1942 – «Оборона Царицына»
  • 1943 – «Фронт»
  • 1944 – «Родные поля»
  • 1948 – «Повесть о настоящем человеке»
  • 1959 – «Аннушка»
  • 1966 – «Дачники»
  • 1973 – «Плотницкие рассказы»
  • 1975 – «Бегство мистера Мак-Кинли»

Источник