Борис александрович покровский биография личная жизнь

Борис александрович покровский биография личная жизнь thumbnail

23 января исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого оперного режиссера Бориса Покровского.

Российский оперный режиссер, Народный артист СССР Борис Александрович Покровский родился 23 (10 по старому стилю) января 1912 года в Москве, в семье учителя.

Занимался музыкой у Елены Гнесиной, основателя Музыкально-педагогического института (ныне Российская академия музыки). Оперу Покровский любил с детства. Видел весь репертуар Большого театра (у родителей был абонемент) и наизусть играл его на рояле.

В 1929 году, после окончания школы, по призыву советского правительства осваивать рабочие специальности Покровский поступил в школу ФЗУ. В 1930-1933 годах работал аппаратчиком на химическом заводе имени Фрунзе, пока не обжегся щелочью при аварии.

В 1933 году Борис Покровский поступил на режиссерский факультет Техникума театрального искусства (позднее ГИТИС, ныне РАТИ), где учился вместе с Георгием Товстоноговым на курсе Юрия Завадского.

В 1937 году он окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС). Дипломная работа Покровского – опера “Кармен” Жоржа Бизе была поставлена на сцене Горьковского театра оперы и балета, а через год он стал художественным руководителем этого театра (ныне Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А.С. Пушкина).

В 1943 году Покровский был приглашен режиссером, а в 1952 году назначен главным режиссером Большого театра, в котором он служил до 1982 года.

Борис Покровский поставил более 180 спектаклей. В 1946 году он осуществил первую постановку оперы “Война и мир” Сергея Прокофьева в Ленинградском академическом малом театре оперы и балета. По просьбе Покровского Сергей Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.

Его постановки дали сценическую жизнь многим новым или давно забытым операм. Впервые на сцене Большого театра Покровский поставил оперы “Война и мир” (1959) и “Игрок” Сергея Прокофьева (1977), “Банк-бан” Ференца Эркеля (1959), “Сон в летнюю ночь” Бенджамина Бриттена (1965), “Мертвые души” Родиона Щедрина (1977), “Похищение луны” Отара Тактакишвили (1977), “Млада” Николая Римского-Корсакова (1988).

Среди других опер, поставленных им в Большом театре, – “Евгений Онегин” (1944, 1991, 1999), “Вражья сила” (1947), “Садко” (1949),”Травиата” (1953), “Фиделио” (1954), “Тоска” (1971), “Отелло” (1978), “Орлеанская дева” (1990), “Князь Игорь” (1993), “Хованщина” (1995) и другие.

С 1972 года Борис Покровский занимал должность художественного руководителя и режиссера основанного им Московского камерного музыкального театра. Здесь он поставил оперы “Не только любовь” Родиона Щедрина (1973), “Нос” Дмитрия Шостаковича (1974), “Похождения повесы” Игоря Стравинского (1978), “Ростовское действо” митрополита Димитрия Ростовского (1982), “Дон Жуан, или Наказанный развратник” Вольфганга Моцарта (1987), “Жизнь с идиотом” Альфреда Шнитке (1993), “Коронация Поппеи” Клавдио Монтеверди (1998) и многие другие.
Талантом и мастерством Бориса Покровского было воспитано не одно поколение оперных артистов и режиссеров. С 1949 года он преподавал в ГИТИСе (ныне РАТИ): с 1954 года был профессором, а с 1959 года – заведущим кафедрой и художественным руководителем курсов режиссеров музыкального театра и актеров музыкальной комедии.

Режиссер работал и за рубежом. Он был первым постановщиком опер, получивших всеобщую известность, – “Война и мир” в Софийской народной опере (1957), “Огненный ангел” в Праге (1981).

Покровский написал ряд книг: “Об оперной режиссуре” (1973), “Размышления об опере (1979), “Беседы об опере” (1981), “Ступени профессии” (1984), “Сотворение оперного спектакля” (1985), “Введение в оперную режиссуру” (1985), “Когда выгоняют из Большого театра” (1992), “Что, для чего и как?” (2003).

Борис Покровский был удостоен многочисленных званий и наград СССР и России. В 1961 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1947, 1948, 1949, 1950), Ленинской премии (1980), Государственной премии РСФСР (1995) и Государственной премии России (2004). Награжден орденами Ленина (1967, 1976), Трудового Красного Знамени (1972, 1982), а также орденами “За заслуги перед Отечеством” II степени (2002) и I степени (2007).

Лауреат театральных премий “Золотая маска” (1996, 2004), премии имени К.С. Станиславского (2003).

Борис Покровский скончался 5 июня 2009 года в Москве.

Режиссер был женат вторым браком на Ирине Масленниковой – певице (лирико-колоратурное сопрано), бывшей ведущей солистке Большого театра.

От первого брака с Анной Некрасовой (умерла в 2003 году) – актрисой и режиссером Российского молодежного театра – у Бориса Покровского родились дочь и сын. Алла Покровская – актриса, профессор Школы-студии МХАТ, Александр Покровский – концертмейстер Московской консерватории имени Чайковского. Внук – артист театра и кино Михаил Ефремов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Источник

(род. в 1912 г. ) российский театральный режиссер

Борис Александрович Покровский не просто знаменит. С его именем связано целое направление режиссуры в музыкальном театре. Можно даже сказать, что концепция Покровского во многом определила развитие современного оперного искусства.

Он родился в Москве в семье преподавателя музыки, поэтому опера вошла в его жизнь как одно из первых впечатлений детства. Еще в школе Борис мечтал быть музыкантом и даже занимался у Е. Гнесиной. Не менее серьезно он интересовался оперой.

Но после окончания школы, как и многие сверстники, Борис Покровский должен был пойти на производство. Три года он работал аппаратчиком на химическом заводе и даже поступил в технический институт. Но, не проучившись и месяца, оставил учебу, так как понял окончательно, что его призвание — музыкальный театр. Блестяще сдав экзамены, Покровский поступил на режиссерский факультет московского техникума театрального искусства, где учился вместе с Георгием Товстоноговым, а руководителем курса был Юрий Завадский.

Через полгода техникум был преобразован в институт, который стал называться Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), и Борис Покровский стал студентом его первого выпуска. Еще во время учебы он начал работать режиссером-ассистентом в учебном театре.

После окончания института молодой специалист получил распределение в город Горький. Он стал режиссером местного театра оперы и балета и проработал там почти десять лет. Его первый, еще дипломный спектакль — опера Жоржа Бизе «Кармен» — показал, что Покровский является сложившимся режиссером, хотя, по его собственному мнению, тот спектакль был всего лишь повторением сделанного его предшественниками. Позже он неоднократно ставил эту оперу на различных сценах как в нашей стране, так и за ее пределами.

Читайте также:  Маргарита володина биография личная жизнь фото

Всего в Горьковском , Борис Александрович Покровский поставил 12 опер и покинул этот город лишь в 1943 году, когда руководство Большого театра вызвало его в Москву и поручило поставить патриотическую оперу Дмитрия Кабалевского «В огне». Конечно, за это время Борис Покровский ставил спектакли и на других сценах — в театрах Белоруссии, Грузии, Татарии, но именно на сцене Большого театра он сформировался как художник.

В то время Борис Покровский продолжал работать и в Ленинградском Малом театре оперы и балета. После триумфальной премьеры оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» режиссер поставил ее и на сцене Большого театра. С того времени он и стал главным режиссером первого театра страны.

Уже тогда определилась основная особенность творчества Покровского — ансамблевое мышление. Все спектакли рождались в результате совместной работы с дирижером и хормейстером. Особенно много и плодотворно Борис Александрович Покровский работал с А. Ш. Мелик-Пашаевым.

Многие говорили, что Борису Покровскому повезло: его не коснулись гонения 1948 года, хотя именно он поставил печально знаменитую оперу Вано Мурадели «Великая дружба». Вероятно, ему давали возможность спокойно работать, потому что он уже тогда считался универсальным режиссером. Он с одинаковым успехом мог поставить как классическую, так и советскую оперу.

Тридцать лет работы в Большом театре и одновременно преподавание на режиссерском факультете ГИТИСа составляют две неразделимые грани творческой личности Покровского. Кроме того, на протяжении многих лет он руководит режиссерской лабораторией в ВТО, через которую прошли практически все ведущие оперные режиссеры страны. На этой учебной сцене были впервые осуществлены многие замыслы, получившие затем развитие на больших сценических площадках.

Уверенность в себе была еще одной причиной его успеха. Но однажды Борису Покровскому пришлось испытать силу закулисных интриг: в 1982 году он был вынужден уйти из Большого театра. Дело в том, что талантливый режиссер всегда находился в поиске — стремился создать свой собственный оперный театр. Он тщательно подбирал репертуар и воспитывал молодых певцов, считая, что главное для режиссера — добиться единства актеров и музыкантов, сделать так, чтобы каждый спектакль воспринимался как цельный ансамбль. А этот принцип противоречил традиционному взгляду на оперное искусство, согласно которому главное — дать раскрыться артисту-премьеру, создать условия для наилучшего восприятия его актерских и голосовых данных. Так писали оперы композиторы-классики XIX века, и это правило считалось незыблемым законом оперного жанра.

Между тем само развитие музыки в XX веке шло по совершенно другому пути. Соответственно менялась и стилистика опер, что чутко уловил Покровский. Так было и с оперой С. Прокофьева «Семен Котко», где точная режиссура в сочетании с превосходной музыкой помогла преодолеть недостатки драматургии. Не менее интересно выглядел и спектакль «Не просто любовь», в котором Борис Покровский превосходно передал характер музыки Родиона Щедрина мастерским сочетанием речитативов. И, наконец, следует сказать об опере К. Молчанова «Неизвестный солдат», которую режиссер решил как своеобразный символ войны.

Он считал, что опера двадцатого века требует совершенно иной вокальной техники, чем классическая. На спектаклях Покровского даже ведущие солисты нередко становились лишь участниками ансамбля. Борис Александрович Покровский постепенно сформировал в Большом театре уникальный репертуар, в который не смогли вписаться многие известные певцы. Для него профессионализм всегда стоял на первом месте. Как заметил однажды Сергей Яковлев Лемешев, Покровский стал «артистически воплощать музыку, не петь, а играть ее».

Уход из Большого театра практически никак не повлиял на деятельность Бориса Покровского. Еще в 1972 году он вместе с дирижером Г. Рождественским основал Московский камерный театр. Эта небольшая сцена и стала его пристанищем. За почти тридцать лет работы Покровский создал не только театр, но и уникальный актерский ансамбль. В нем он поставил 75 опер, среди них — древнейшие образцы жанра — первую русскую оперу «Ростовское действо» и оперу «Эвридика» итальянского композитора XVI века Я. Пери. Но особенным успехом пользовались и пользуются его постановки современных опер, где режиссер каждый раз предлагает оригинальное решение.

Начав с реалистической манеры, свойственной пятидесятым годам, Борис Александрович Покровский пришел к своеобразному театральному языку. Практически он создал новый жанр — музыкально-театральное зрелище, в котором участвуют не только певцы и музыканты оркестра, но часто и зрители.

Покровский считает, что главное — «заставить зрителя воспринять суть музыкального образа». Это означает, что для каждой постановки он находит уникальное стилистическое решение. Так, в «Евгении Онегине» П. Чайковского передает сложность переживаний героев, соединяя вокал и пластику движений артистов. В итальянской опере, где главенствует мощный трагизм, строит действие подчеркнуто статично. В опере Дмитрия Шостаковича «Нос» идет еще дальше, вводя элементы хореографии.

Подобная синкретичность отличает искусство XX века. Недаром Бориса Покровского считают российским аналогом всемирно известного режиссера Ф. Дзеффирелли, которого в Италии называют «гением адаптации». И при этом Покровский тщательно сохраняет все лучшее, что есть в произведении, до конца используя богатейшие возможности музыки и вокала.

Знаменитый режиссер много работает не только в России, но и за рубежом, его спектакли идут в театрах Чехии, Болгарии, Германии. Целое поколение оперных режиссеров — воспитанники ГИТИСа — хорошо известны в театральном мире. Но не менее известны и актеры — ученики Бориса Александровича Покровского. Сейчас они являются ведущими актерами музыкальных театров. Современные композиторы часто пишут оперы, специально рассчитывая на режиссуру Покровского.

Читайте также:  Василь быков биография и семья личная жизнь

Источник

Покровский Борис Александрович

(род. в 1912 г.)

Русский оперный режиссер. Непререкаемый авторитет в своей области. В 30 лет стал режиссером Большого театра, всю жизнь его боготворил и долгие годы работал в нем. Перестройку считает несчастьем для страны и искусства. Хранитель традиций музыкальной культуры XIX в. Ныне руководит созданным им в 1972 г. Московским камерным оперным театром. Полвека преподает в ГИТИСе на кафедре музыкального театра. Лауреат и обладатель всевозможных званий и премий. Его иногда называют «крестным отцом» мирового оперного театра.

В отличие от многих, Борис Покровский честно признается, что любит ходить по путям, «которые для него кто-то проложил». Хотя в своей профессии он часто удостаивался звания новатора, это случалось скорее вопреки его желанию, чем по оному. Скорее всего, происходило так потому, что Покровский никогда не стремился «улучшать классиков». Этот принцип завещал ему еще великий Игорь Стравинский. Дело в том, что большинство современных режиссеров, кто в погоне за модой, а кто и желая стать ее законодателем или просто ради скандала, пытаются отыскать современное звучание в Моцарте или Бахе, например. Всеобщие поиски нового взгляда на давно известное делают Покровского с его консерватизмом почти революционером. А может быть, это и не консерватизм вовсе, а глубокое понимание мастером своей задачи. Разве это не мудро – считать, что у каждого времени существуют свои авторы, которые его впитывают и отражают в своем творчестве, в данном случае в музыке. Надо просто постараться почувствовать то, что видел и хотел сказать композитор, – это и будет единственно верным звучанием. А хочешь попасть в струю – ставь современных авторов. По мнению Покровского, «театр – это собрание талантливых людей, которые связаны одним желанием – угодить Глинке, Чайковскому, Пушкину, публике…» «У каждого оперного композитора есть свое театральное видение. Прокофьев видит театр по-одному, Шостакович – по-другому, Чайковский по-третьему. Иоганн Себастьян Бах тоже писал оперы и видел это по-своему. Это надо понять, и с этим надо породниться – полюбить или не ставить. А изменять и спорить с этим, помогать – отвратительно. Когда мы начинаем искать современность в классике, это всегда приводит к пошлости. Потому что классика потому и классика, что она вечная, и она вечно современная, всегда и во веки веков». Видимо, поэтому в Московском камерном всегда аншлаги.

Что же это за человек, который, хотя ему за 90, продолжает понимать, и любить, и ставить?

Борис Александрович Покровский родился 10 (23) января 1912 г. в Москве. Он до сих пор любит мысленно разговаривать со своими родителями, хотя их давно уже нет. Для него в жизни нет и не было никого более святого и мудрого. Они были простыми людьми, но удивительно чистыми. Мать происходила из большой купеческой семьи. Отец до революции был инспектором частного реального училища в Дорогомилове (сам он был учителем словесности). По статусу ему полагалась казенная квартира в пять комнат, прислуга и няня для детей. С высоты современного мировоззрения – настоящий «господин». Тем не менее Покровских в революцию не тронули. Никто из них и помыслить не мог отделить свою судьбу от судьбы России. В результате новая власть обрела еще одного честно служащего ей гражданина – директора Первой Трудовой советской школы.

Дедушка по линии отца также сыграл заметную роль в жизни маленького Бориса. Он был священником в церкви Боголюбской Божьей Матери на Варварке. Собственно, фамилия Покровские – сословная. В детстве будущий гений оперного действа очень любил ходить в дедов приход. Его завораживала обстановка: сама ритуальность, облачения и, конечно, музыка. Родители не препятствовали визитам сына в церковь. Мать сама была верующей, а отец из каких-то своих соображений тоже не отговаривал. Однако после замечания со стороны о том, что негоже сыну советского учителя посещать церковь, он принял меры. Не запретил сыну, нет. И не отругал его, а совершил воистину мудрый поступок – купил билет на галерку Большого театра. И мальчик забыл обо всем. Было бы преувеличением сказать, что это решение было случайным. Родители сами любили театр и иногда брали с собой сына. В Большой брали за особое прилежание – у них был абонемент. Благо советская власть сделала театры, как и многое другое, общедоступными. Естественно, по ребенку было видно, как он заворожен происходящим, особенно оперой. Сам Борис Александрович позже вспоминал, что, перемещаясь по городу, для расчета времени он использовал различные арии.

Так вот, вернемся к Большому. Сходив туда раз, по купленному отцом билету, мальчик не мог не прийти туда вновь. Он настолько не мог ждать, что пришел туда и на следующий день. И тут судьба, как часто случалось в жизни Покровского, взяла его под свое крыло. Его пустили опять, уже без билета. И так пропускали каждый день. Он стал на галерке своим человеком и до сих пор считает это чудом и таинством.

У Покровских всегда любили музыку. В доме было очень много пластинок. В воскресенье после обеда вся семья собиралась возле граммофона послушать Шаляпина или, например, Собинова. Кроме того, в доме стояло большое старое пианино. Поэтому когда маленький Боря начал извлекать из него звуки, вначале пальцем, а затем и всей пятерней, родители, вместо того чтобы отругать ребенка за какофонию, задумались. Результатом стал визит в находящуюся неподалеку музыкальную школу сестер Гнесиных. Так одна из самых известных педагогов того времени – Елена Фабиановна Гнесина – стала первой учительницей Бориса Покровского.

По окончании школы будущий признанный мастер отправился пополнять образование в духе времени в фабзавуч, куда его направили с биржи труда. Поскольку тогда практиковалась коллективная сдача экзаменов, он их все же благодаря товарищам сдал, хотя сложные точные предметы ему не давались. Получив пятый разряд аппаратчика, Покровский пять лет проработал на химзаводе и только потом был ГИТИС, который он благополучно окончил в 1937 г. Из всех студентов режиссерского факультета Борис был единственным, кто учился ставить оперы. Примечателен еще и такой факт: его соседом по парте был Георгий Товстоногов, который на долгие годы стал и его лучшим другом. Дипломные спектакли выпускники ГИТИСа ставили в тех театрах, куда получали распределение. Несмотря на то что Борис Александрович был направлен в провинцию, этот советский принцип он считает заслуживающим внимания. Итак, со справкой о том, что ему должны предоставить возможность поставить дипломный спектакль, Покровский приехал в Горьковский театр оперы и балета им. Пушкина. Особого энтузиазма его появление не вызвало, ведь это означало дополнительную статью расходов. Однако вскоре администрация уже сама предложила никому не известному студенту поставить «Кармен» Ж. Бизе. В произошедшем тоже угадывается своеобразный перст судьбы. Дело в том, что худсовету очень понравилось, как Покровский вел себя на репетиции, за которой они тайно наблюдали. Мудрость же не по годам стажера объяснялась советом, данным ему одним старым местным актером: все вопросы переадресовывать на время перерыва – мол, любой уважающий себя актер в перерыве или курит, или отдыхает. Как бы там ни было, через два года ему уже предложили должность художественного руководителя театра, причем с формулировкой: «Вы не волнуйтесь, все равно вас скоро снимут и возьмут в Большой театр».

Читайте также:  Юлия бехтерева биография личная жизнь

Слова оказались пророческими. Идеология – великая вещь. Когда в самом начале войны немцы подступали к Москве, в Большом собирались ставить оперу «Война и мир», только что написанную С.С. Прокофьевым. И режиссером этой постановки пригласили Бориса Покровского. Театр бомбят, а он ликует. За эту работу он удостоился Сталинской премии. Она же сблизила его на всю жизнь с С. Прокофьевым. Он потом поставил все оперы композитора, имея право первой постановки.

Большой театр на долгие годы стал для Бориса Александровича родным домом и местом приложения творческих усилий. Здесь он поставил 42 великолепных спектакля, познал радость взаимопонимания и горечь предательства. Он был главным режиссером этого первого театра страны с 1952 по 1963 г. и с 1967 по 1982-й. Но какие бы ни были времена, Большой всегда оставался и остается его Богом. Сам Покровский говорит об этом просто: «Большой театр – это священно. Я всегда знал, кому молюсь, и сейчас, и тогда». И это после того, как однажды его хотели уволить «ввиду малой квалификации», но он сам написал заявление об уходе. Все было настолько неприглядно, что знаменитый дирижер Геннадий Рождественский также покинул театр, выражая протест против травли Покровского. Однако Борис Александрович – святой человек, и если его просят вернуться и что-то поставить, никогда не отказывает. Хотя и не смог удержаться и все-таки выпустил книгу «Когда выгоняют из Большого». Речь там идет не только о нем, а о том, что настоящие таланты надо хранить и беречь, а у нас это не умеют.

Долгие годы мастеру помогают справиться с трудностями и разделяют успехи семья и любимый театр. В 1972 г. Покровский создал Московский камерный оперный театр, бессменным руководителем которого является и по сей день. В нем часто ставят малоизвестные или незаслуженно забытые произведения классиков ушедших веков. Супруга режиссера Ирина Масленникова (певица и педагог) и дочь Алла носят звания народных артисток России. Преподает и сам мэтр. С 1954 г. он профессор кафедры музыкального театра в родном ГИТИСе. Кроме того, Покровский является автором шести книг, посвященных непосредственно его профессии.

Ему всегда рады практически в любой точке земного шара. Где он только ни ставил спектакли: от Грузии и Татарстана – до европейских королевских оперных театров. Под любой его проект продюсеры до сих пор готовы давать огромные деньги, хотя режиссеру уже за 90. И Покровский ставит. Его неуемность давно вошла в пословицу.

Новые веяния Борису Александровичу не по душе. Советское время, по его мнению, давало бо?льший простор для творчества и повышало уровень культуры народа. Когда его спрашивают о творческих планах, он смеется. Театр стал товаром: мол, что заказывают, то и ставим и везем. Тем не менее работа не прекращается ни на минуту. Когда у маэстро случился инсульт, только искусство докторов и помощь жены помогли ему выкарабкаться. Так вот одна врач посоветовала ему для скорейшего выздоровления заняться самым любимым делом и выписала из больницы. Не веря, что его прямо из реанимации отпустили репетировать, Покровский на следующий же день отправился в театр. И через неделю был здоров.

Борис Александрович считает оперу величайшим лекарем всех времен и народов. Он так и говорит: «Будь я монархом или президентом – запретил бы все, кроме оперы, на три дня. Через три дня нация проснется освеженной, умной, мудрой, богатой, сытой, веселой. Я говорю это не потому, что я служитель оперы и хлопочу за оперу, а потому, что я в это верю».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Похожие главы из других книг:

ЛИФШИЦ, Владимир Александрович
(1913–1978);
ХАЗИН, Александр Абрамович (1912–1976),
эстрадные драматурги
539 У прынципе.
«Анкета», сценка из спект. Ленингр. тра миниатюр «Белые ночи» (1957)
«Я не дурак, нет, у прынципе. Я тут думал, коечто понял, у прынципе».
540 Мурлин Мурло.
«У окон дома»,

ШАТУНОВСКИЙ Илья Миронович (р. 1923);
ПРОТОПОПОВ Борис Сергеевич (р. 1912),
журналисты

18
Плесень.Загл. фельетона («Комсомольская правда», 19 нояб. 1953) о «золотой молодежи», докатившейся до

Источник