Биография воробьева константина

Биография воробьева константина thumbnail
Страна: Россия
Родился: 24 сентября 1919 г.
Умер: 2 марта 1975 г.

Константин Дмитриевич Воробьёв — русский писатель, лауреат премии Александра Солженицына, один из ярких представителей «лейтенантской прозы».

Родился в селе Нижний Реутец Медведенского района Курской области в многодетной крестьянской семье — у Воробьёва было 5 сестёр и брат. Отца своего он не знал. В деревне считали его сыном белого офицера. Отчим, вернувшись после Первой мировой войны и германского плена, усыновил мальчика. Писатель всегда вспоминал об отчиме «с чувством любви и благодарности за то, что тот никогда не упрекнул его куском хлеба». Детство Константина, несмотря на большую семью, было одиноким и не слишком радостным.

В 1933 году отчим, заведовавший сельмагом, был арестован за недостачу. Для того чтобы спасти свою семью от голода, Константин Воробьёв в возрасте 14 лет стал работать в местном магазине грузчиком, где ему платили хлебом. Окончив сельскую школу, поступил в Мичуринский сельхозтехникум, но через три недели вернулся. Закончил курсы киномехаников, полгода ездил с кинопередвижкой по окрестным деревням. В августе 1935-го устроился селькором в районную газету, где опубликовал свои первые стихи и очерки. В 1935 году будущий писатель написал стихотворение на смерть Куйбышева, в котором были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После таких стихов Воробьёв из газеты был уволен, хотя официально ему в вину ставили увлечение историей Отечественной войны 1812 года: «Идеал русского офицера времён Отечественной войны покорил его воображение. Это было соприкосновение с тем миром, который помогал сохранить в себе чувство чести, достоинства, совести…».

Последовав советам знакомых, Константин Воробьёв не стал ждать худших мер и в 1937 году переехал в Москву к своей сестре. В Москве он учился в вечерней школе и одновременно с этим продолжал свою литературную деятельность, работая в редакции газеты «Свердловец». Во время службы в Красной армии с 1938 по 1940 годы он сотрудничал с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учёбу в Московское Краснознамённое пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьёв был зачислен в роту курсантов Кремлёвского училища. По сути, писатель оказался в элитной части Красной Армии, тогда это считалось удачей. Никто не мог подумать, что в 1941 году этих курсантов бросят на передовую навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для большинства из них эти первые бои под Москвой стали последними.

Константин Воробьёв оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведёт в своём самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой». В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчётного страха не перед врагом, а перед другом.

В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьёв контуженым попадает в плен, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За своё участие в партизанском движении писатель был награждён медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал своё первое большое произведение – автобиографическую повесть «Дорога в отчий дом», которая была посвящена времени проведённому в плену. В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал «Новый мир», но тогда публикация не состоялась, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах «Нового мира». Повесть была напечатана в том же году в журнале «Наш современник» под названием «Это мы, Господи!..».

С 1947 года Константин Воробьёв жил в Вильнюсе. Здесь он сумел сменить большое количество профессий: шофёр, киномеханик, конторщик, заведующий магазином промтоваров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва», где заведовал отделом искусства и литературы. Именно в Вильнюсе вышел первый сборник его рассказов «Подснежник» (1956), а также сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958) и «Гуси-лебеди» (1960). Первые произведения автора конца 1940-х начала 1950-х годов в основном повествовали о буднях литовской деревни.

Но известность писателю принесли его повести 1960-х годов. Это были повести «Алексей, сын Алексея» (1960), «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963). Все они были задуманы как единое произведение со сквозным героем, но в итоге вышли в разное время и зажили своей самостоятельной жизнью.

Повести «Крик» и «Убиты под Москвой» относятся к тем, которые критики привыкли называть «лейтенантской прозой». В них писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточённых боёв под Москвой в конце 1941 года. Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с войной. Позднее данные повести были дважды экранизированы.

В середине 1960-х годов Константин Воробьёв писал повести, в которых стремился донести до читателя «правду о гибели русской деревни». Это его стремление воплотилось в повестях «Почём в Ракитном радости» (1964) и «Друг мой Момич» (1965). Из-за того, что вторая повесть не соответствовала официальным идеологическим установкам, при жизни автора она полностью не публиковалась, сокращённый вариант был опубликован в 1967 году под названием «Тётка Егориха».

Творческий путь писателя оборвала тяжёлая болезнь, 2 марта 1975 года он умер от опухоли мозга в Вильнюсе. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище.

В 1994 году Константину Воробьёву посмертно присуждена премия им. Сергия Радонежского, а в 2001 году — премия Александра Солженицына с формулировкой: «…чьи произведения в полновесной правде явили трагическое начало Великой Отечественной войны, её ход, её последствия для русской деревни и позднюю горечь пренебрежённых ветеранов».

В 2009 году в Курске был открыт памятник писателю К. Воробьёву работы скульптора В. Бартенева. В родном селе писателя, Нижний Реутец, в 2014 году открылся дом-музей Воробьёва.

Источник

Воробьёв Константин Дмитриевич

ФИО:Воробьёв Константин Дмитриевич
Дата рождения:24.09.1919
Место рождения:д. Нижний Реутец, Курская область
Знак зодиака:Весы
Деятельность:Писатель
Дата смерти:02.03.1975 (55 лет)
Читайте также:  Ярослава певица фото

Испытания детских лет

У писателя К.Д. Воробьева (24.09.1919—2.03. 1975), выходца из крестьянской многодетной семьи, было трудное, бедное детство. Под одной крышей с Константином росли брат и пятеро сестёр, сводные по матери, Марии Ивановне. Все они долгие годы жили ежедневной надеждой на кусок хлеба.

Родина литератора, деревня Нижний Реутец в Курской области, оставила в его памяти жестокие картины коллективизации, раскулачивания, человеческого горя.

Мальчик не знал своего родного отца. Виной этому были обстоятельства войны. Глава и хозяин дома Дмитрий Матвеевич Воробьёв, участник Первой мировой, долго не возвращался с фронта. Думали, что он погиб или пропал. Но он вернулся и узнал, что жена в его отсутствие родила ребёнка.

Муж принял этот факт по-человечески достойно и мудро. Он пошёл в сельсовет, оформил усыновление, дал Константину свою фамилию и относился к нему как к своим собственным детям.

В 1933 году его арестовали за недостачу в магазине, где он был заведующим. Там же 14-летнему Косте довелось получить работу грузчика. Платили за труд хлебом. Это тогда спасло Воробьёвых от голодного вымирания.

Вспоминая тяготы деревенского детства, Воробьёв отмечал, что с ними удивительно уживались моменты радости, постоянная готовность к счастью и вера в будущее.

Жизнь и творчество

Становление личности

В 1933 году, окончив сельскую семилетку, юноша поступил в Мичуринский сельскохозяйственный техникум, но проучился меньше месяца. Курсы киномехаников позволили быстрее получить профессию и встать на ноги. Константин вернулся в своё село и стал работать на кинопередвижке, показывать кино по деревням.

Дорога в литературу началась с публикаций в районных «Медвенковских новостях» стихотворений и статей. Заметки рождались у юного киномеханика после бесед с сельскими жителями. Он не только «крутил кино», а и слушал их истории, размышления о жизни.

В августе 1935 года в эту газетную редакцию К.Д. Воробьёв был зачислен сотрудником. Последующая четверть века его жизни была связана с работой в разных газетах: фабричной, армейской, военной, институтской, республиканской («Советская Литва»).

В медвенковской «районке» он пережил первые столкновения с «системой». Его стихи «На смерть Куйбышева» редакция не только не напечатала, а настояла на исключении автора из комсомола. В них звучали антисталинские мотивы.

Вскоре начальство нашло повод избавиться от крамольного сотрудника. Воробьёва обвинили в том, что он хранил у себя книгу «Война 1812 года» и любил читать о героях и полководцах, а значит, преклонялся перед генералами царской России.

Константин Воробьев в молодости

Газетная работа

Избежать в 30-ые годы гонений местечковых властей можно было, только уехав в большой город. Воробьёв отправился к сестре в Москву, побывал грузчиком, водителем кара. получил среднее образование в вечерней школе. Работа редакционным ответсекретарём фабричной многотиражки «Свердловец» укрепила в решении писать, оттачивать слог.

Неудивительно, что и армейская служба обернулась выполнением журналистских заданий для газеты военного округа – «Призыв». Писатель служил в Западной Белоруссии с 1938 по 1940 годы.

Позже недолго занимался газетными выпусками в Военной академии им. Фрунзе. Из неё он был направлен в пехотное военное училище и стал кадровым офицером младшего комсостава.

Константин Воробьев за работой

Война: плен, побег, подполье, клеймо недоверия

Осенью 1941 года младший лейтенант Воробьёв был отправлен на защиту Москвы в числе кремлёвских курсантов. Во время боя под Клином получил контузию и был взят в плен. Прошёл ад двух тюрем и пяти лагерей, где были унижения, издевательства и знакомый с детства голод.

Нечеловеческие условия заставили искать возможности вырваться из плена. Побег из шяуляйского лагеря оказался удачным – 24 сентября 1942 года. Этот день Константин Дмитриевич стал всегда указывать как день своего рождения, хотя фактически родился 16 ноября. Побег дал шанс возродиться и жить дальше, чтобы рассказать свою правду о войне.

Воробьёв воевал в Шяуляе, в партизанском подполье, командовал отрядом. Его мужество было отмечено литовской властью. После освобождения города его назначили начальником штаба МПВО. Это помогло отстоять перед «смершевцами» всех, с кем командир отряда был в подполье. Писатель и позже помогал многим бывшим пленным, которых напрасно изводили подозрениями, обвиняли в измене.

При этом сам он не избежал унизительных проверок НКВД, участи неугодного и отмеченного клеймом плена. Лишь полученная медаль «Партизану Отечественной войны» I степени сняла вопросы и ослабила мёртвую хватку чекистов. Но подозрения остались навсегда.

После войны Константину Воробьёву было запрещено жить в центральной России. В письме к сибиряку В.П. Астафьеву он признавался, что на просьбы о поселении в Курске или Рязани слышит от чиновников рык и брань.

Зная, что пером семью не прокормить, писатель после демобилизации работал кем придётся: грузчиком, конторщиком, киномехаником, завмагом, сотрудником газеты. Лишь с 1961 года он смог полностью посвятить себя литературе.

До конца своих дней он оставался жителем Вильнюса. В литовской земле в 1975 году был похоронен после тяжёлой болезни (опухоль мозга). Только в 1995 году его прах перезахоронили в Курске на Мемориале воинской славы.

Во время службы

Литература как своё слово о пережитом

Писательская деятельность К. Воробьёва – это созданная им на протяжении 20-и лет деревенская и военная проза, размышления о своём времени. Любимыми жанрами стали рассказ и повесть.

В 1943 году в условиях подполья и ежедневного риска за один месяц была написана повесть об ужасах и кошмарах плена. После войны, в 1946 году, она не попала в планы журнала «Новый мир», хотя была одобрена.

Она в принципе не могла быть напечатана нигде. Шёл «госзаказ» на прославление армии-победительницы и её героев. Тема плена, потерь первых лет войны долго замалчивалась.

Произведение было почти на 40 лет утрачено, позже обнаружено в архиве и увидело свет в 1985 году под названием «Это мы, Господи!..»

Первые отдельные рассказы были напечатаны в газетах в 1951-1952 годах. Написанную в 1948 году повесть о литовской послевоенной деревне «Последние хутора» удалось опубликовать лишь в 1958 году в журнале «Нева».

Этапы писательского пути

С середины 50-ых годов имя писателя стало регулярно появляться на обложках книжных изданий. Хронологию и тематическую палитру творчества К.Д. Воробьёва можно представить так:

  • 1956 год – первый сборник рассказов «Подснежник».
  • 1958 год – второй сборник рассказов «Седой тополь».
  • 1963 год – повесть «Алексей, сын Алексея. Сказание о моем ровеснике» – о судьбах поколения периода гражданской войны.
  • Проза о событиях Великой Отечественной войны:
  • 1962 год – повесть «Крик»
  • 1963 год – повесть «Убиты под Москвой».
  • Произведения о коллективизации и деревенской действительности предвоенных лет:
  • 1964 год – повесть «Почём в Ракитном радости»
  • 1967 год – повесть «Тётка Егориха»
  • Рассказы «Ермак», «Синель», «Чертов палец», «Волчьи зубы».
  • Сочинения о жизни современных писателю героев после войны:
  • 1968 год – повесть «Генка, брат мой…»
  • 1971 год – повесть «Вот пришёл великан…»
  • 1975 год – повесть «…И всему роду твоему» (не завершена).
  • Рассказы «Живая душа», «Уха без соли», «Белая ветка», «Урок».
  • Публикации, осуществлённые после смерти писателя:
  • 1985 год – повесть «Это мы, Господи!..» (1943 г.) – о немецком плене, лагерях, побеге.
  • 1988 год – повесть «Друг мой Момич» (1965 г.) – о гибели русской деревни, варварстве раскулачивания, разрушении векового уклада жизни.
Читайте также:  С кем сейчас антон гусев из дома 2

Неугодная правда

Наследие писателя состоит из 10 повестей и более чем 30 рассказов. При жизни он не был признан бюрократической литературной верхушкой, которая раздаёт награды и присуждает звания. Самые важные для автора произведения были напечатаны после его смерти.

Идеологическая установка хвалить «всё наше» шла вразрез с представлениями К. Воробьёва о честности и принципиальности. Своим примером он доказал: человек всегда сможет сказать правду, даже если расплатой будут годы травли, гонений и замалчивания.

Он отразил своё виденье войны, чуждое ура-патриотизма и фанфарного звона. За это был обвинён в очернительстве подвига народа, упаднических настроениях и отсутствии патриотизма.

Так же была воспринята литературными чиновниками и деревенская проза автора. Повесть «Друг мой Момич» была рассыпана в наборе. Она показывала обескровленную раскулаченную деревню, которая так и не стала крепким коллективным хозяйством. Разруха в жизни и в душах крестьян – вот итог коллективизации.

Боль за свой народ и надежда на его духовное возрождение водили пером писателя, который в дневнике отметил: «Я не требовал наград за свои дела, потому что был настоящим русским».

Семья К.Д. Воробьёва

Поддержку и понимание писатель всегда находил в своей семье. В 1945 году он женился на  Вере Викторовне Дзените. В этом же году родилась дочь Наташа, а в 1955 – сын Сергей.

Любовь к жене и детям, забота о них порой не давали впасть в отчаяние от навешанных газетчиками ярлыков и откровенной клеветы.

С женой Верой

С женой Верой

После смерти мужа Вера Викторовна и дети делали всё возможное для возвращения имени и памяти Константина Дмитриевича на родину – в Курск. Убедительную настойчивость проявила Вера Викторовна, чтобы был перезахоронен прах писателя. При её поддержке в школе № 35 открыли музей литератора и присвоили учебному заведению его имя.

Дочь Наталья Константиновна с первых дней опекает дом-музей своего отца в селе Нижний Реутец. Она много сделала, чтобы он не превратился в этнографическое собрание вещей эпохи, а стал мемориальным.

Признание новых поколений

Время перестройки, переоценки фактов истории доказало правоту писателя. Его произведения утверждают ценность отдельной человеческой личности, недопустимость лжи в освещении событий. Истина проста: полуправды не бывает. Любой обман – это зло сродни предательству.

Знаменитый писатель Константин Воробьев

Суровую правду о том, как воевали в 1941 году и выживали в фашистском плену, мы черпаем на страницах повестей «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!..», «Крик». Произведения

К. Воробьёва изучаются в школе. Они переведены на многие языки. Изданы 3-томное и 5-томное собрания сочинений.

Гуманизм, высокая нравственность и художественное мастерство прозы автора были посмертно отмечены наградами: премией имени Преподобного Сергия Радонежского (1991 г.) и литературной премией А.И. Солженицына (2001 г.). В 2009 году в Курске установлен памятник К.Д. Воробьёву. В этом городе его имя носит библиотека, школа, улица.

Источник

Константин Дмитриевич Воробьев – русский писатель, принимавший участие в Великой Отечественной войне, один из ярких представителей «лейтенантской прозы», хотя его произведения в советской России задвигались, печатались с купюрами или не публиковались. Так повесть «Это мы, Господи!» увидела свет уже после смерти писателя, спустя более чем 40 лет после того, как была напечатана. В 1994 году писатель был посмертно удостоен премии им. Сергея Радонежского, а в 2001 году премии им. Александра Солженицына.

Константин Воробьев родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Курской области. По слухам его настоящим отцом мог быть белый офицер. Но точно о нем ничего не известно. По словам сына писателя, Константин не знал своего отца, а Воробьев была не его фамилия. Необыкновенно красивая мать будущего писателя Марина была по природе очень любвеобильной женщиной. Константин появился на свет, пока ее муж был на германском фронте. Вернувшись домой, Дмитрий Матвеевич Воробьев простил грешницу и дал ребенку свою фамилию и отчество. Марина же так и не посвятила никого в свою тайну. При этом папины родственники называли 2-х возможных отцов мальчика – богатого человека по фамилии Письменов, в дом которого Марина ходила заниматься уборкой, а также австрийца, стоявшего у них на постое.

Детство писателя пришлось на становление советской власти в стране. Но в 20-е годы семья Воробьевых жила достаточно благополучно, в том числе и благодаря тому, что глава семейства работал заведующим сельским магазином. Но однажды в сельмаге была обнаружена недостача, и Дмитрий Матвеевич был арестован. Вскоре после этого центральные области страны накрыл страшный голод, который стал следствием проводимой в СССР коллективизации. В 1933 году село Нижний Реутец вымирало целыми семьями. Все то, что он пережил в детстве, Константин Воробьев впоследствии отразил в своих произведениях. В первую очередь речь идет о его деревенской прозе повести «Друг мой Момич», а также «Почем в Ракитном радости» и «Синель». Свои лучшие произведения о войне он написал также, основываясь на своем собственном опыте, том, что ему пришлось пережить самому.

«Лейтенантская проза». Константин Воробьёв

Для того чтобы спасти свою семью от голода, Константин Воробьев в возрасте 14 лет стал работать в местном магазине, где ему платили хлебом. После окончания сельской школы он некоторое время проучился в сельскохозяйственном техникуме в Мичуринск, а после этого окончил курсы киномехаников, возвратился назад в свое родное село и устроился литературным сотрудником в районную газету. В 1935 году будущий писатель написал стихотворение на смерть Куйбышева, в котором были такие строки: «Ты не один, в аду с тобою и Сталин будет в краткий срок». После таких стихов Воробьев из газеты был уволен, хотя официально ему в вину ставили хранение книги «Война 1812 года», которая была для будущего писателя настольной.

Последовав советам знакомых, Константин Воробьев не стал ждать худших мер в свой адрес и переехал в Москву к своей сестре. В Москве он учился в вечерней школе и одновременно с этим продолжал свою литературную деятельность, работая в редакции газеты «Свердловец». Во время службы в РККА с 1938 по 1940 годы он также работал на этом поприще, сотрудничая с армейской газетой «Призыв», а после окончания службы работал в газете Академии им. Фрунзе. Отсюда он был направлен на учебу в Московское Краснознамённое пехотное училище им. Верховного Совета РСФСР. Благодаря высокому росту и своему происхождению из крестьян Константин Воробьев был зачислен в роту курсантов Кремлевского училища.

Читайте также:  Кирилл андреев муж нелли ермолаевой биография сколько лет

По сути, писатель оказался в элитной части Красной Армии, тогда это считалось удачей. Никто не мог подумать, что в 1941 году этих молодых ребят, отборные кадры, всех как на побор высокого роста со стрелковым оружием и бутылками с зажигательной смесью бросят навстречу наступающим на столицу немецким танкам. Для абсолютного большинства из них эти первые бои под Москвой станут последними в их жизни.

Биография воробьева константина

Константин Воробьев оказался на фронте в октябре 1941 года в разгар немецкого наступления на столицу, когда в котлах переваривались целые дивизии Красной Армии, части гибли практически в полном составе, многие попадали в плен, который в СССР приравнивался к измене Родине. Позднее эту обстановку до мельчайших деталей писатель воспроизведет в своем самом известном произведении, повести «Убиты под Москвой». В данной повести писатель не утаил одного из главных предметов той эпохи – безотчетного страха не перед врагом, а перед другом. Это видно даже по такой детали из повести: никто из роты кремлевских курсантов не решался взять листовку, что были сброшены с немецкого самолета. Глядя на это, капитан Рюмин задавался вопросом: «кого они боятся, меня или друг друга?». Этот же мотив проходит и во время встречи капитана Рюмина с командиром отряда НКВД, образ которого отражается в одной единственной характеристике – «щупающей душу усмешке». Кажется, что ни в одном из советских произведений о войне не было показано ее оборотной стороны так, как это было свойственно всем произведениям Воробьева.

В декабре 1941 года под Клином лейтенант Константин Воробьев контуженым попадает в плен к немцам, после чего долгое время до 1943 года содержится в различных концентрационных лагерях, откуда он дважды бежал. В 1943-1944 годах, бежав из лагеря, расположенного на территории Литвы, он возглавляет партизанский отряд, сформированный из бывших военнопленных. За свое участие в партизанском движении писатель был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени. Во время своего нахождения в литовском подполье он написал свое первое большое произведение – автобиографическую повесть «Это мы, Господи!», которая была посвящена времени проведенному в плену. В 1946 году уже после войны он передал данную рукопись в журнал «Новый мир», но тогда публикация ее не состоялась, да, скорее всего, это было просто невозможно, так как данная повесть шла вразрез с тем, что тогда публиковалось о войне. Лишь в 1986 году, спустя 40 лет, данная повесть была обнаружена в архивах «Нового мира». Обнаружила ее Ирина Соколова аспирантка Ленинградского Государственного педагогического института. Повесть была напечатана в том же году в журнале «Наш современник».

С 1947 года Константин Воробьев жил в Вильнюсе. Здесь он сумел сменить большое количество профессий, он работал и шофером, и киномехаником, и конторщиком, заведовал магазином промтоваров. В 1952-1956 годах работал в редакции ежедневной газеты «Советская Литва», где заведовал отделом искусства и литературы. Именно в Вильнюсе вышел первый сборник его рассказов «Подснежник» (1956), а также сборники повестей и рассказов «Седой тополь» (1958) и «Гуси-лебеди» (1960). Первые произведения автора конца 1940-х начала 1950-х годов в основном повествовали о буднях литовской деревни.

Биография воробьева константина

После выхода сборника рассказов «Подснежник» Константин Воробьев стал настоящим литератором. Но известность ему принесли его повести 1960-х годов. Это были повести «Алексей, сын Алексея» (1960), «Крик» (1962) и «Убиты под Москвой» (1963). Все они были задуманы как единое произведение со сквозным героем, но в итоге вышли в разное время и зажили своей самостоятельной жизнью. В повести «Алексей, сына Алексея» действие происходило еще в довоенной деревне в 1920-1930-е годы. Главные герои данного произведения дед Митрич и Алешка-матросенок становились свидетелями трагического слома крестьянской жизни.

Повести «Крик» и «Убиты под Москвой» относятся к тем, которые критики привыкли называть «лейтенантской прозой». В них писатель рассказывал о том, чему сам стал свидетелем во время ожесточенных боев под Москвой в конце 1941 года. Трагедия главного героя повести «Крик» – гибель от взрыва его любимой девушки – стала символом трагедии всего поколения, юность которого совпала с этой страшной войной. Манеру, в которой было написано это и последующие произведения автора, критики позднее назовут «сентиментальным натурализмом». Позднее данные повести были дважды экранизированы. В 1983 году вышел фильм «Экзамен на бессмертие», а в 1990 году «Это мы, Господи!». Первый из них строился на сюжете повестей «Крик» и «Убиты под Москвой», а второй только на повести «Убиты, под Москвой», при этом авторы последнего использовали для фильма название другой повести Воробьева.

В середине 1960-х годов Константин Воробьев писал повести, в которых стремился донести до читателя «правду о гибели русской деревни». Это его стремление воплотилось в повестях «Почем в Ракитном радости» (1964) и «Друг мой Момич» (1965). Из-за того что вторая повесть не соответствовала официальным идеологическим установкам при жизни автора она полностью не публиковалась, купированный вариант был опубликован в 1967 году под названием «Тетка Егориха». Герой повести Воробьева «Почем в Ракитном радости» всю жизнь винил себя за то, что написанная им, еще будучи мальчиком-селькором, газетная заметка стала причиной ареста его родного дяди. Много лет спустя дядя и его племянник встретились в сталинском лагере, в который бывший сельский корреспондент попал после фашистского плена. В этом произведении Воробьев старался провести важную для него мысль о том, что трагедии русской деревни, войны и плена имели под собой общие корни: разрушение социальных и нравственных основ жизни при Сталине. Герои и «деревенских», и «лейтенантских» повестей и рассказов Константина Воробьева после выпавших на их долю страшных испытаний оказывались способными на духовный взлет и через душевную боль приходили к катарсису.

Биография воробьева константина

Памятник писателю в Курске

Жизненный и творческий путь писателя оборвала тяжелая болезнь, 2 марта 1975 года он умер от опухоли мозга в Вильнюсе. В 1995 году прах писателя был перезахоронен в Курске на Офицерском кладбище.

Источники информации:
-https://www.rummuseum.ru/portal/node/2205
-https://www.litra.ru/biography/get/wrid/00056701184773068125
-https://lit.1september.ru/2005/09/75.htm
-https://ru.wikipedia.org

Источник