Биография личная жизнь вии артмане

Биография личная жизнь вии артмане thumbnail

Ви́я Фри́цевна А́ртмане (полное имя Алида-Вия, латыш. Alīda Vija Artmane; 21 августа 1929[1], с. Кайве, Туккумский уезд — 11 октября 2008, Стренчи) — советская, латышская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1969)[2].

Биография[править | править код]

Вия Артмане родилась 21 августа (по другим источникам — 21 июля[3]) 1929 года в небольшом посёлке Кайве Семской волости (ныне — Тукумский край, Латвия) (по другим источникам — в Тукумсе[4]) в крестьянской семье польки Анны Заборской и прибалтийского немца Фрициса Артманиса. Отец погиб за четыре месяца до рождения дочери. С 10 лет пасла скот[5].

С 15 лет жила в Риге. В школе училась в одном классе с Улдисом Жагатой.

После войны, в 1946 году поступила во 2-ю студию при Художественном театре, которую окончила в 1949 году. Училась вместе с Э. Павулсом, Х. Лиепиньшем, В. Скулме.

С 1949 года — актриса Художественного театра им. Я. Райниса (ныне Театр «Дайлес»), где работала до 1998 года[2].

С 1998 года играла в Новом Рижском театре[6].

В кино дебютировала в 1956 году в фильме «После шторма». Этапными для актрисы стали роли Сони в фильме «Родная кровь» и Оны в фильме «Никто не хотел умирать».

Одной из самых ярких в карьере стала роль Джулии Ламберт в экранизации романа С. Моэма «Театр».

Возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В 1968 году вступила в КПСС, была кандидатом в члены ЦК компартии Латвии (1971—1976), членом Советского комитета защиты мира. Депутат Верховного совета Латвийской ССР 10-го и 11-го созыва (1980—1990).

В 1993 году, в процессе реституции лишилась своей квартиры[7]. Последние годы жизни жила на даче у дочери в посёлке Мурьяни в 40 км от Риги, много болела, перенеся два инсульта и инфаркт. Незадолго до смерти приняла православие с именем Елизавета[8][9][10].

Умерла 11 октября (по другим источникам — 12 октября[11]) 2008 года в психиатрической клинике города Стренчи (Латвия) на 80-м году жизни.

15 октября 2008 года совершён чин отпевания в кафедральном соборе рождества Христова в Риге. Совершал чин митрополит Рижский и всея Латвии Александр. Похоронена на Покровском кладбище в Риге[12].

Семья[править | править код]

  • Муж — Артур Димитерс (1915—1986), актёр театра[13].
  • Сын — Каспар Димитерс (р. 1957), музыкант.
  • Дочь — Кристиана Димитере (р. 1965), художник.

Звания и награды[править | править код]

  • Заслуженная артистка Латвийской ССР (1956).
  • Народная артистка Латвийской ССР (1965)[14].
  • Народная артистка СССР (7 марта 1969 года) — за большие достижения в развитии советского искусства[15].
  • Государственная премия Латвийской ССР (1980).
  • Офицер ордена Трёх звёзд (22 октября 2007 года)[16][17].
  • Орден Дружбы (21 августа 1999 года, Россия) — за заслуги в развитии киноискусства и плодотворную деятельность по укреплению международных культурных связей[18].
  • Орден Ленина (20 августа 1979 года) — за большие заслуги в развитии советского искусства[19].
  • Орден «Знак Почёта» (3 января 1956 года) — за выдающиеся заслуги в развитии латышского искусства и литературы и в связи с декадой латышского искусства и литературы в гор. Москве[20].
  • Благодарственное письмо Кабинета Министров Латвийской Республики (29 сентября 1999 года) — за вклад в искусство театра и кино[21].
  • Лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран».
  • I Всесоюзный кинофестиваль (номинация «Призы актёрам») (Специальный приз, за роль в фильме «Родная кровь», Ленинград, 1964).
  • Кинофестиваль республик Прибалтики, Белоруссии и Молдавии (Диплом за лучший актёрский дебют в фильме «Эдгар и Кристина», Кишинёв, 1967).
  • III Всесоюзный кинофестиваль (номинация «Премии за актёрскую работу») (Премия за исполнение женских ролей в фильмах «Сильные духом» и «Эдгар и Кристина», Ленинград, 1968).
  • Кинофестиваль «Золотой Дюк» (Диплом за лучшую женскую роль в фильме «Катафалк», Одесса, 1990).
  • Приз имени Лилиты Берзини (1987).
  • Приз имени Берты Румниеце (1996).
  • II Всероссийский кинофестиваль «Новое кино России» (Приз, Челябинск, 2001).
  • Театральная премия «Ночь лицедеев» — за пожизненный вклад в театральное искусство (Латвийский союз театральных работников, 2003).
  • Кинофестиваль «Большой Кристап» (Приз «За жизненный вклад в кинематограф», Рига, 2007).

Творчество[править | править код]

Роли в театре[править | править код]

Латышский художественный академический театр им. Я. Райниса[править | править код]

Латышский национальный театр[править | править код]

В качестве приглашённой актрисы:

  • 1994 — «Большой улов» А. Бригадере — Амалия

Новый Рижский театр[править | править код]

  • 1998 — «Пиковая дама» по А. С. Пушкину — графиня Анна Федотовна
  • 1999 — «Трактат о любви» Стендаля — Аврора

Фильмография[править | править код]

Книги[править | править код]

  • «Vija Artmane». — Рига: Liesma, 1979.
  • «Сердце на ладони». — М.: «Молодая гвардия», 1990.
  • «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». — Рига, 2004.

Память[править | править код]

  • Об актрисе сняты документальные фильмы «Разговор с королевой» (1980), «Обидеть королеву. Вия Артмане» (2007) и «Вия Артмане. Королева в изгнании» (2008).
  • На кинофестивале «Балтийская жемчужина» учреждён приз имени Вии Артмане.

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Ряд интернет-источников приводит иную дату рождения — 21 июля, однако согласно ссылкам — интервью Каспарса Димитерса, сына Вии Артмане, данное в преддверии юбилея (18.08.2009), сообщение о планируемой установке памятника, эскиз памятника с датами жизни, сообщение о смерти матери в блоге Каспарса Димитерса Архивная копия от 25 июня 2009 на Wayback Machine — можно считать правильной дату 21 августа.
  2. 1 2 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  3. ↑ Артмане, Вия Фрицевна — RuData.ru
  4. ↑ Артмане, Вия (Алида Фрицевна) // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). — Версия 3.0. — М.: Бизнессофт, ИДДК, 2007.
  5. ↑ Три имени и три мифа в жизни Вии Артмане. РИА Новости
  6. ↑ Teātris un kino biogrāfijās : enciklopēdija / sast. un galv. red. Māra Niedra; māksl. Aleksandrs Busse. — Rīga : Preses nams, 1999. — (Latvija un latvieši). 1.sēj. A-J. — 1999. — 462 lpp. : il. ISBN 9984-00-331-0  (латыш.)
  7. А. Плахов. Родная кровь
  8. ↑ Почила Вия Артмане во святом Крещении Елизавета. Официальный сайт Латвийской Православной Церкви.
  9. ↑ 19 октября — 9-й день кончины актрисы Вии Артмане, в крещении Елисаветы
  10. ↑ Сын Вии Артмане: Перед смертью мама призналась, что отец моей сестры — Евгений Матвеев
  11. ↑ Вия (Алида) Артмане, актриса: биография, роли, фильмы, фото, награды и отзывы на RUSKINO.RU
  12. ↑ Могила Вии Артмане на Покровском кладбище в Риге
  13. ↑ Королева на пенсии. Вия Артмане о любви, театре и себе.
  14. ↑ Вия Артмане. Творческая биография
  15. ↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1969 года № 3655 «О присвоении почётного звания народной артистки СССР Артмане А.-В. Ф. и Гейне-Вагнер Ж. Л.»
  16. ↑ Par Triju Zvaigžņu ordeņa piešķiršanu
  17. ↑ Ar Triju Zvaigžņu ordeni apbalvoto personu reģistrs apbalvošanas secībā, sākot no 2004. gada 1.oktobra Архивировано 12 мая 2013 года. (лат.)
  18. ↑ Указ Президента РФ от 21.08.1999 № 1102 «О награждении орденом Дружбы Артмане В.-А.Ф.» Архивировано 16 июля 2015 года.
  19. ↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1979 года № 630 «О награждении народной артистки СССР Артмане А.-В. Ф. орденом Ленина»
  20. ↑ Указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1956 года «О награждении орденами и медалями работников искусства и литературы Латвийской ССР»
  21. ↑ Par Ministru kabineta Atzinības raksta piešķiršanu
Читайте также:  Лола юлдашева биография личная жизнь

Литература[править | править код]

  • Сосновский И. Л. Вия Артмане: (Диалог с актрисой). — М.: Искусство, 1969. — 96, [32] с. — (Мастера советского кино).

Ссылки[править | править код]

  • И жизнь, и слёзы, и любовь… — интервью сына Вии Артмане, Каспарса Димитерса газете «Бульвар Гордона». 18.08.2009
  • Женская тайна Вии Артмане

Источник

Биография

Вия (Алида) Фрицевна Артмане – одна из самых знаменитых советских киноактрис, известная по «Театр», «Родная кровь», «Туманность Андромеды» и «Стрелы Робин Гуда». В 1969 году актриса получила звание народной артистки Советского Союза.

Детство и юность

Вия родилась 21 августа 1929 года в маленьком латышском поселке Кайве Тукумского края. Родители девочки были польско-немецкими крестьянами. Отец Фрицис Артманс трагически погиб незадолго до рождения дочери, поэтому девочку воспитывала мать Анна Заборская.

Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)Актриса Вия Артмане (кадр из фильма «Последняя индульгенция»)

Детство актрисы было сложным и безденежным. Анна вышла повторно замуж, но отчим оказался грубым, много пьющим и весьма жестоким человеком, поэтому Заборской часто доводилось скрываться от него вместе с дочерью, а девочке с 10 лет пришлось зарабатывать на хлеб, и Алида устроилась пастушкой к зажиточным соседям.

Когда Артмане исполнилось 15 лет, девушка переезжает в Ригу и поступает в столичную школу, где одноклассником Вии стал Улдис Жагата – будущий знаменитый балетмейстер. Изначально в планах девушки было стать юристом, чтобы бороться с несправедливостью, но волшебный мир рамп и кулис притягивал гораздо больше, поэтому сразу после войны девушка поступает в студию при Художественном театре имени Райниса. Диплом Вия получила в 1949 году.

Вия Артмане в молодостиВия Артмане в молодости (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

Тогда же начинающая актриса меняет свое настоящее имя Алида на более изысканное Вия, а вскоре впервые выходит на сцену. Актриса получала главные роли в пьесах классического репертуара, среди которых были произведения Уильяма Шекспира, Бернарда Шоу, Николая Гоголя, Генрика Ибсена, Теннесси Уильямса, Бертольда Брехта. Вия Артмане оставалась в составе столичного театра вплоть до 1998 года, после чего сотрудничала с Новым Рижским театром, а также возглавляла Союз театральных деятелей Латвии.

В середине 80-х годов занималась политикой и до распада СССР оставалась депутатом Верховного Совета Латвийской республики.

Фильмы

В кино Вию Артмане пригласили, когда та уже состоялась как театральная актриса, сыгравшая большие роли в нескольких классических спектаклях. Кинематографическая биография для Вии началась с драмы «После шторма» и фильма о литовском революционном движении «За лебединой стаей облаков».

Вия Артмане в фильме «За лебединой стаей облаков»Вия Артмане (кадр из фильма «За лебединой стаей облаков»)

В 1958 году завершились съемки фильма «Чужая в поселке», где Вия Артмане перевоплотилась в молодую энергичную руководительницу рыболовного завода. Через два года актриса сыграла подпольщицу, участницу революционного движения Латвии в кинокартине «На пороге бури».

Киноленты получили признание специалистов и зрителей, но настоящая популярность во всесоюзных масштабах к Артмане пришла в 1963 году после выхода военной мелодрамы «Родная кровь».

На фоне горя, принесенного Великой отечественной войной, актриса вместе с партнером Евгением Матвеевым показывают трагедию двух влюбленных немолодых людей. Кинолента была удостоена нескольких премий на ряде кинофестивалей, в том числе награды «За воплощение гуманизма в киноискусстве» на Международном кинофестивале в Аргентине.

Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Зрители отмечали невероятную реалистичность настоящих глубоких чувств, сыгранных актерами, и только спустя много лет Вия Артмане призналась, что у них с Матвеевым был совсем не киношный роман. Благодаря участию в этой картине Вия, согласно опросу журнала «Советский экран», была названа актрисой года, а в Латвии Артмане стала национальной гордостью.

В середине 60-х фильмография артистки пополнилась работами в приключенческой киноповести «Ракеты не должны взлететь», драме о послевоенном времени «Никто не хотел умирать». Во второй картине партнерами Вии по рабочей площадке стали Казимирас Виткус и Донатас Банионис.

Читайте также:  Анна ковальчук биография личная жизнь дети фото

Вия Артмане в фильме «Туманность Андромеды»Вия Артмане (кадр из фильма «Туманность Андромеды»)

В 1966 году Артмане появилась в главной роли в мелодраме «Эдгар и Кристина», через год – в героической драме «Подвиг Фархада». В это же время состоялась премьера советского фантастического фильма режиссера Евгения Шерстобитова «Туманность Андромеды», в которой Вия Артмане предстала перед зрителями в образе главной героини Веды Конг. В киноленте последнюю роль в жизни сыграл Сергей Столяров («Цирк», «Садко», «Руслан и Людмила»).

В конце 60-х зрители смогли насладиться игрой актрисы в мелодраме «Времена землемеров», экранизации «Гладиатор», где помимо прибалтийских артистов участие приняла советская актриса Нина Ургант. В шпионским фильме «Тройная проверка» Вия Артмане перевоплотилась в немецкого офицера, в исторической драме «Баллада о Беринге и его друзьях» примерила на себя образ Анны Беринг.

Вия Артмане в фильме «Мастер»Вия Артмане (кадр из фильма «Мастер»)

Не обошлись без участия актрисы в колхозной драме «Ель во ржи», музыкальной комедии «Подарок одинокой женщине», молодежном фильме «Мастер». В 1978 году Вия Артмане исполнила роль Екатерины II в историческом фильме «Емельян Пугачев», где также сыграли Евгений Матвеев, Тамара Семина, Борис Галкин, Виктор Павлов.

Бенефисом актрисы считается яркая и чарующая роль звезды британской сцены Джулии Ламберт в экранизации романа Сомерсета Моэма «Театр». Режиссер Янис Стрейч начинал создавать этот проект специально для Вии Артмане. Картина латышской киностудии, в которой вместе с великой актрисой снимались звезды – Ивар Калныньш и Раймонд Паулс, моментально стала популярной по всему Союзу.

Вия Артмане в фильме «Театр»Вия Артмане в роли Джулии Ламберт (кадр из фильма «Театр»)

По количеству повторов по различным телевизионным каналам может быть приравнена к популярным советским лентам. Интересно, что зрители в драме «Театр» слышат не голос Артмане, так как главную героиню озвучила актриса Антонина Кончакова.

В 80-е годы актриса снималась реже, но роли ей доставались не менее интересные. Так, в 1986 году на телевидении стартовал показ сказки «Тайна Снежной Королевы», где актриса примерила на себя образ Госпожи Осени. Актерский состав детского фильма оказался звездным, в киноленте сыграли Алиса Фрейндлих, Олег Ефремов, Леонид Ярмольник, Сергей Проханов. В экранизации Валерия Тодоровского «Катафалк» актриса предстала в роли пожилой вдовы, желающей поскорее выдать дочь Машу (Ирина Розанова) замуж.

Вия Артмане в фильме «Золотой век»Вия Артмане в роли Екатерины II (кадр из фильма «Золотой век»)

В 2003 году Вия Артмане сыграла последнюю роль в кино – актриса вновь предстала в образе императрицы Екатерины II в детективе Ильи Хотиненко «Золотой век». В память о вкладе актрисы в развитие мирового кинематографа на кинофестивале «Балтийская жемчужина» был учрежден приз имени Вии Артмане.

Личная жизнь

Мужем Вии Артмане стал знаменитый латвийский актер Артур Димитерс, который был намного старше своей супруги. После смерти мужа актриса неоднократно признавалась, что была не счастлива в личной жизни. Актриса вышла замуж не по любви, и единственное хорошее, что Вии подарила семейная жизнь – это дети.

Евгений Матвеев и Вия АртманеЕвгений Матвеев и Вия Артмане (кадр из фильма «Родная кровь»)

Сын Каспар Димитерс 1957 года рождения стал популярным музыкантом, автором либретто к рок-опере «Парижская Богоматерь». Дочь Кристиана Димитере – художник-иллюстратор и мультипликатор, родилась в 1965 году от внебрачной связи актрисы с актером Евгением Матвеевым. Имя родного отца дочери Вия Артмане открыла сыну Каспару перед смертью.

Вия Артмане в разные годы выпустила три книги-воспоминания: «Vija Artmane», «Сердце на ладони» и «Зимостойкие. Мгновения моей жизни». Незадолго до смерти актриса приняла православную веру и изменила имя на Елизавета.

Смерть

В 1993 году Вия Артмане в процессе латвийской реституции лишилась квартиры в Риге и была вынуждена доживать последние годы на даче, в маленьком доме в поселке Мурьяни в 40 км от столицы. Нищенское существование подорвало здоровье Вии. Сначала дала о себе знать старая болезнь ног, на которых появлялись трофические язвы, вызывавшие жуткие боли. Позднее актриса перенесла инфаркт и пару инсультов.

Вия Артмане в последние годы (кадр из сериала «Каменская»)Вия Артмане в последние годы (кадр из сериала «Каменская»)

Вия Артмане скончалась 11 октября 2008 года в клинике городка Стренчи на 80-м году жизни. Могила артистки с ее фото на обелиске находится на Покровском кладбище в Риге.

В память о великой актрисе появилось несколько документальных фильмов, наиболее известными из которых являются «Обидеть королеву. Вия Артмане» и «Вия Артмане. Королева в изгнании».

Фильмография

  • 1956 — «После шторма»
  • 1963 — «Родная кровь»
  • 1965 — «Никто не хотел умирать»
  • 1967 — «Сильные духом»
  • 1967 — «Туманность Андромеды»
  • 1969 — «Гладиатор»
  • 1972 — «Ель во ржи»
  • 1973 — «Подарок одинокой женщине»
  • 1978 — «Театр»
  • 1978 — «Емельян Пугачев»
  • 1985 — «Последняя индульгенция»
  • 1986 — «Тайна Снежной королевы»
  • 1990 — «Катафалк»
  • 2003 — «Золотой век»

Источник

Ей не повезло родиться в полной семье, играть с отцом, ходить с ним на рыбалку, а вечерами втроем — вместе с мамой — сидеть за круглым столом… Стола не было никакого — его роль выполнял чемодан. А 19-летний папа Алиды-Вии умер за четыре месяца до ее рождения. Несчастный нелепый случай…

Артур Димитерс.

Артур Димитерс. Фото: Commons.wikimedia.org

Коровы, дороги и чужие углы

Мать скиталась с малышкой на руках, подрабатывая у зажиточных крестьян. А Вию в 10 лет отправила пасти коров. Сказал бы им кто-нибудь тогда, что девочка станет королевой советского экрана — посмеялись бы от души. Как над хорошим анекдотом. 

Читайте также:  Татьяна кравченко биография личная жизнь фото дочерей и внуков

Но смеяться получалось редко. Скорее от безысходности, чем по большой любви, мама снова вышла замуж. И снова беда: человек оказался пьющим, бьющим. И опять — дороги, чужие углы…

Выбраться из этой крестьянской нищеты было чудом. А Вия научилась не только вести себя в обществе, правильно держать вилку и нож — она научилась быть гордой, сильной, держать удары судьбы. Даже когда было невмоготу. И пользовалась своими «университетами» до конца жизни.

Откажет — ролей не увидит

Артур Димитерс был уже звездой, когда в рижский театр пришла Вия. На 14 лет старше, лысый, совсем не в ее вкусе. К тому же женатый, с ребенком. Она не хотела этой связи, этого мужчину. Мечтала играть на сцене. Но оказалось, сцена и мужчина… взаимосвязаны. Артур был настойчив, ревнив и едва не угрожал Вии: откажет ему — ролей не увидит.  

Потом уже, когда мужа не будет в живых, Артмане признается, что никогда не было с ней рядом любимого. Был актер, отец… Но не тот, с кем хотелось бы пройти весь путь. Даром что Вия и Артур прожили вместе четверть века. Кроме сына от первой жены-художницы, у Артура появился ребенок вне брака — с тяжелой судьбой… Тем не менее Вия и Артур были коллегами, им нравилось обсуждать роли, спектакли. Но любовь… Это ведь не только совместная работа. Даже если любимая. 

В коляске лежал маленький…Матвеев

Любовь — это… когда воздуха не хватает… И надышаться не можешь, как говорила героиня Нины Дорошиной. И когда не надо никому рассказывать про чувства — все написано на лице. Так сыграла Вия Артмане Соню в «Родной крови». Какое лицо! Какие глаза! Режиссер мог бы сделать ее героиню глухонемой — и она сыграла бы без единого слова. Вот какая настоящая любовь!

Вия Артмане. 1980-e годы.

И все зрители, коллеги и муж Артмане это, конечно, поняли. Хоть и отпиралась она долго и пыталась убедить, что, кроме мужа, никого не знала. А люди заглядывали в коляску с малышкой Кристианой — и видели там маленького Евгения Матвеева.

С этой тайной Вия Францевна жила долгие годы. Пока на склоне лет не открылась сначала снохе, потом сыну. Правдиво сыграть любовь и не влюбиться не удалось ни Артмане, ни Матвееву. Страсть оказалась сильнее супружеского долга. Мучались, конечно, оба. Роман-то, судя по всему, вышел за грани съемочного процесса. Фильм снимался в 1963 году, 8 февраля 1964 года уже состоялась премьера. А Кристиана родилась 11 мая 1965 года… Да, в 1964 году был кинофестиваль в Ленинграде, где Вия получила приз за роль Сони. Возможно, потом они с Матвеевым бывали вместе на встречах со зрителями, ездили по стране… 

Вия Артмане.

Вряд ли Артмане придумала эту историю. Ни выгоды. Ни смысла. Да и ее сын Каспарс уверял журналистов: посмотрите на Кристиану — на ее волосы, нос. У нас же все не так. Это — матвеевское…  

Оставить семьи ни Артмане, ни Матвеев не смогли. У него тоже было двое детей и почти 20 лет брака за плечами. Артур записал Кристиану на свою фамилию, и больше этот вопрос никогда не поднимался. Кристиана тему не комментирует и отцом считает Димитерса. 

Ушла королевой

Элиза в «Пигмалионе», Джульетта, Офелия, Элен Безухова, Настасья Филипповна, Аркадина, королева Елизавета — Артмане упивалась театральными ролями. В кино дважды сыграла Екатерину II. Но по большому счету ее кинематограф — это лишь Соня в «Родной крови», сделавшая актрису звездой, яркий эпизод в нашумевшей картине «Никто не хотел умирать» и Джулия Ламберт в незабвенном «Театре» — роль, которую Рижская киностудия «преподнесла» Артмане к полувековому юбилею. Роль, в которой — случайно ли? — Вия Францевна сыграла по сути саму себя.

А дальше… О том, что было дальше, писали много, отчаянно. И впустую. Даже сын пытался докричаться через газету: «Сколько стоит Вия Артмане?» Изменить было уже ничего нельзя: СССР развалился, и «мать Латвии», как называли когда-то Артмане, превратилась вдруг в «советскую артистку» — с уничижительным оттенком. У нее отобрали квартиру в центре Риги, потому что объявился наследник прежнего хозяина. В театре перестали давать роли. Инфаркт, инсульты, обострение старых болезней, безработица и нищенская пенсия… Все это в одночасье свалилось на звезду экрана, которая когда-то была киносимволом Латвийской ССР, как Волонтир в Молдавии, Банионис в Литве, Кикабидзе в Грузии… 

Михай Волонтир в фильме «Цыган», 1979 г.

В отличие от некоторых, она не плевала в сторону России, не поносила тех, кто давал работу. Народная артистка любила зрителей, не заглядывая в паспорт. Неудивительно, что, когда ее выгнали из квартиры, в Ригу тут же полетели приглашения переехать в Россию. Отозвался и Евгений Матвеев. Говорят, предлагал жить на его даче. Артмане приняла это за шутку. 

Поостыв, власти забросали Вию Францевну высокими наградами — новые-то символы в независимой Латвии еще не родились, а старые все наперечет. Но было уже поздно. Народной артисткой СССР Артмане стала в 39 лет (многих москвичей и питерцев эта награда догоняла только на пенсии). Теперь цацки не значили ничего. Незадолго до ухода дочь польки и немца Вия Артмане приняла православную веру, выбрав при крещении имя Елизавета. Покаялась. Сказала на прощание: «Такова жизнь». И ушла в мир иной. Королевой… 

Источник