Биография лермонтова творческая жизнь и личная

Биография лермонтова творческая жизнь и личная thumbnail

Михаил Лермонтов — один из самых известных русских поэтов, и признание к нему пришло еще при жизни. Его творчество, в котором сочетались острые социальные темы с философскими мотивами и личными переживаниями, оказало огромное влияние на поэтов и писателей XIX–XX веков. «Культура.РФ» рассказывает о личности, жизни и творчестве Михаила Лермонтова.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился ночью со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года в доме напротив площади Красных Ворот — той самой, где сегодня стоит самый известный в России памятник поэту.

Матери Лермонтова на тот момент не было и семнадцати, а отец имел репутацию привлекательного, но легкомысленного человека. Настоящая власть в семье была в руках бабушки поэта — Елизаветы Арсеньевой. Именно она настояла, чтобы мальчика назвали не Петром, как того хотел отец, а Михаилом.

Молодой Лермонтов не отличался ни крепким здоровьем, ни веселым нравом.

Художник неизвестен. Портрет Михаила Лермонтова. 1820–1822. Институт русской литературы, Санкт-Петербург

Все детство он болел золотухой. Субтильный мальчик с расстройством питания и сыпью по всему телу вызывал у сверстников пренебрежение и насмешки. «Лишенный возможности развлекаться обыкновенными забавами детей, Саша начал искать их в самом себе…» — писал Лермонтов в одной из автобиографических повестей. Чем чаще недомогал Лермонтов, тем более усиленно бабушка занималась его лечением и образованием. В 1825 году она привезла его на Кавказ — так в жизни Лермонтова возник самый важный для него топоним. «Горы кавказские для меня священны», — писал поэт.

С сентября 1830 года поэт учился в Московском университете — сначала на нравственно-политическом, а затем на словесном отделении. Позже вслед за Кавказом Лермонтов назовет и Университет своим «святым местом».

Правда, дружбы сокурсников Михаил не искал, участия в студенческих кружках не принимал, споры манкировал. Среди «проигнорированных» Лермонтовым был и Виссарион Белинский: впервые они пообщались значительно позже — во время первого ареста поэта. В конце второго курса на репетиции экзаменов по риторике, геральдике и нумизматике, Лермонтов продемонстрировал начитанность сверх программы и… почти полное незнание лекционного материала. Возникли пререкания с экзаменаторами. Так в записях администрации напротив фамилии Лермонтова появилась пометка на латыни: consilium abeundi («посоветовано уйти»). После этого юноша переехал в Петербург.

Город на Неве Лермонтов невзлюбил, и это чувство оказалось взаимным. Санкт-Петербургский университет отказался засчитывать Лермонтову два московских года обучения — ему предложили снова поступать на первый курс. Лермонтов оскорбился и по совету друга выдержал экзамен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.

Накануне поступления Лермонтов написал стихотворение-кредо «Парус». Однако вместо «бури» поэта в школе ждали только муштра и рутина. Здесь «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Лермонтов называл годы учебы «страшными» и «злополучными».

В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».

Михаил Лермонтов. Пятигорск. 1837-1838. Государственный литературный музей, Москва

Михаил Лермонтов. Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой. 1837. Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы», село Лермонтово, Пензенская область

Михаил Лермонтов. Вид Тифлиса. 1837. Государственный Литературный музей, Москва

В петербургский период поэт начал исторический роман на тему пугачевщины («Вадим»), писал лирику (стихотворения «Молитва», «Ангел»), поэму «Боярин Орша», работал над драмой «Маскарад».

27 января 1837 года на Черной речке состоялась дуэль Александра Пушкина с Жоржем Дантесом. Еще до его гибели по Петербургу распространились слухи о смерти поэта — они дошли и до Лермонтова. Уже 28 января первые 56 стихов «Смерти поэта» были кончены, и сочинение стало стремительно распространяться в списках. Литературный критик Иван Панаев писал: «Стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». 7 февраля Лермонтов написал 16 заключительных строк стихотворения (начиная с «А вы, надменные потомки // Известной подлостью прославленных отцов»), в которых наряду с «убийцей» виновными в смерти поэта называл высший петербургский свет и приближенных к «трону».

В конце февраля Лермонтова взяли под арест. Разбирательство проходило при личном участии императора Николая I. За Лермонтова вступились пушкинские друзья (прежде всего Василий Жуковский) и бабушка самого Лермонтова, также имевшая светские связи. В результате его «с сохранением чина» перевели в Нижегородский драгунский полк, действовавший тогда на Кавказе. Из Петербурга Лермонтов уезжал скандальной знаменитостью.

Первая Кавказская ссылка Лермонтова длилась всего несколько месяцев, но была богатой на события: работа над «Мцыри» и «Демоном», знакомство со ссыльными декабристами, посещение Пятигорска с его «водным обществом» и поездка в Тифлис. Во время ссылки юношеская веселость поэта почти исчезла, он стал еще более замкнутым, часто пребывал в «черной меланхолии».

Хлопотами бабушки в 1838 году Лермонтов снова вернулся в петербургский свет. Его приняли в круг литературной элиты: Петр Вяземский, Василий Жуковский, Николай Карамзин. Лермонтов стал одним из самых популярных писателей столицы. Почти каждый номер журнала «Отечественные записки» Андрея Краевского выходил с новыми стихотворениями поэта.

Однако уже через два года, после очередного участия в дуэли — с сыном французского посла Эрнестом де Барантом, — Лермонтов снова оказался на Кавказе. Ему предписали находиться в действующей армии. Лермонтов принял новое наказание с азартом: он участвовал во многих сражениях, в том числе битве на реке Валерик. Этому бою он посвятил стихотворение «Валерик».

Читайте также:  Гузель ахметова биография личная жизнь дети фото

На Кавказе поэт работал над романом «Герой нашего времени», первые главы которого были созданы за несколько лет до этого. Произведение печатали отрывками в журнале «Отечественные записки», а позже выпустили отдельной книгой — раскупили ее очень быстро. В том же, 1840 году вышло единственное прижизненное издание стихотворений Лермонтова.

Петр Кончаловский. Портрет Михаила Лермонтова. 1943. Изображение: russianlook.com

Илья Репин. Дуэль (фрагмент). 1897. Третьяковская галерея, Москва

В начале февраля 1841 года Лермонтов добился короткого отпуска в Петербург. В записной книжке поэта в тот момент уже были записаны хрестоматийные «Утес», «Сон», «Пророк», «Дубовый листок оторвался от ветки родимой» и «Выхожу один я на дорогу». В столице Лермонтов хлопотал о публикации поэмы «Демон» и обдумывал план издания собственного журнала. Однако этим проектам не суждено было сбыться: в апреле поэт получил приказ в течение 48 часов выехать из города обратно в полк.

Ссора с Николаем Мартыновым случилась по пути поэта на Кавказ, в Пятигорске. Находясь в самом язвительном и меланхоличном своем настроении, Лермонтов вечер за вечером дразнил отставного майора — и тот вызвал его на дуэль. Она состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, во время дуэли поэт демонстративно выстрелил в воздух. Однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие. Михаил Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова», опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две (из 36) поэмы автора и 26 (из 400) стихотворений.

Источник

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3.10.1814 года в Москве, а умер у подножия горы Машук, расположенной недалеко от Пятигорска, 15.07.1841 года. Его прах в апреле следующего, 1842 года, был перевезен в Тарханы, в фамильный склеп. В этой статье представлена биография Лермонтова, основные вехи его жизни и творчества.

Происхождение М. Ю. Лермонтова

Он был сыном Юрия Петровича Лермонтова (годы жизни – 1787-1831), армейского капитана, и Марии Михайловны (годы жизни – 1795-1817), в девичестве Арсеньевой, единственной дочери и поэтому наследницы большого состояния Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, пензенской помещицы (годы жизни – 1773-1845), которая принадлежала к влиятельному и богатому роду Столыпиных.

Лермонтов по этому роду был в свойстве или родстве с Хастатовыми, Шах-Гиреями, Евреиновыми, Мещериновыми, Философовыми, а также с Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, одним из своих лучших друзей по прозвищу Монго. Заключенный против воли бабушки по материнской линии брак был несчастливым и неравным; мальчик был вынужден расти в обстановке постоянных семейных раздоров.

музей лермонтова

После того как его родительница рано умерла, ее мать, женщина властная, умная и твердая, всю свою любовь перенесшая на внука, занялась сама его воспитанием, отстранив при этом полностью отца.

детство лермонтова

В творчестве Лермонтова отразились эти ранние впечатления от жизни в Тарханах в таких произведениях, как “Люди и страсти” (1830 год), “Странный человек” (написано в 1831 году), а также в стихотворениях “Эпитафия” (1832) и “Ужасная судьба отца и сына”, созданном автором в 1831 году.

Родовые предания

Прямо или косвенно повлияли на него также родовые семейные предания. Род Лермонтовых, как считается, был основан Георгом (Юрием) Лермонтом, шотландским офицером, жившим в 17 веке. Он восходит к Томасу Рифмачу (13 век) – полулегендарному прорицателю и поэту из Шотландии.

Детство Лермонтова

Детство Михаила Юрьевича проходило в Пензенской губернии, в имении Тарханы, принадлежавшем бабушке мальчика. Сейчас здесь расположен музей Лермонтова. Будущий поэт получил домашнее столичное образование (его гувернером был француз, бонной являлась немка, а в более поздние годы преподавателем был назначен англичанин). Музей Лермонтова, как символ связи времен, бережно хранит посаженное Михаилом Лермонтовым дерево в усадьбе Тарханы, на берегу пруда.

биография лермонтова

С детства мальчик свободно владел немецким и французским языками. Еще ребенком он хорошо знал быт родной помещичьей усадьбы (в том числе и социальный), который он запечатлел в своих автобиографических драмах. Бабушка летом 1825 года повезла Михаила Юрьевича на Кавказ, на воды; впечатления его от горских народов и кавказской природы остались в раннем творчестве этого автора (“Кавказ”, 1830 год, написанное в 1832 году стихотворение “Синие горы Кавказа, приветствую вас!..”).

Переезд в Москву, учеба в пансионе

В 1827 году в Москву переезжает вся семья Михаила Юрьевича, и он покидает родительский дом. Лермонтова с сентября 1828 года зачисляют полупансионером в московский пансион, в 4-й класс, где он получает гуманитарное образование, пополняемое Михаилом Юрьевичем постоянным, систематическим чтением. Так продолжилось детство Лермонтова. Еще в Тарханах наметился острый интерес его к литературе и поэзии, в Москве наставниками мальчика становятся А. Ф. Мерзляков, А. З. Зиновьев и С. Е. Раич, который руководил литературным кружком в пансионе. В стихах юного поэта периода 1828-1830 годов есть следы воздействия Раича, “итальянской школы”, а также поэзии К. Н. Батюшкова, но уже в пансионе складывается преимущественная ориентация этого автора на А. С. Пушкина, в частности, на байроническую поэму, а также на программу любомудров из журнала “Московский вестник”. Именно байроническая поэма в ближайшие годы становится основной в раннем творчестве Михаила Юрьевича. В 1828-1829 годах он создает следующие произведения: “Два брата”, “Олег”, “Преступник”, “Корсар”.

Московский университет, первое увлечение

Вольные порядки пансиона в марте 1830 года вызвали недовольство самого царя Николая I (который весной посетил его), и по указу Сената это учебное заведение было преобразовано в гимназию. Лермонтов в 1830 году “по прошению” уклоняется и проводит все лето у Столыпиных, в усадьбе Середниково, находящейся под Москвой (с апреля по июль 1830 года); в том же году после успешной сдачи экзаменов он был зачислен студентом в Московский университет. К данному периоду относится и первое серьезное юношеское увлечение Лермонтова Е. А. Сушковой (годы жизни – 1812-1868), с которой Михаил Юрьевич познакомился у А. М. Верещагиной, своей приятельницы. Сушковой посвящен лирический “цикл” 1830 года (стихотворения “Нищий”, “К Сушковой”, “Ночь”, “Стансы”, “Подражание Байрону”, “Я не люблю тебя: страстей” и др.).

Читайте также:  Григорьева биография личная жизнь

Возлюбленные Лермонтова

Жизнь и творчество Лермонтова тесно связаны, поскольку в произведениях этого поэта во многом отражены его жизненные, в том числе любовные, впечатления.

По всей видимости, Михаил Юрьевич несколько позднее переживает еще более сильное чувство, хотя и кратковременное, к Н. Ф. Ивановой (годы жизни – 1813-1875), дочери Ф. Ф. Иванова, драматурга. Стихи цикла, посвященного ей (“Н. Ф. И…вой”, “Романс к И…”, “Н. Ф. И.”, “К*” и др.), отличаются высокой драматичностью, включая мотивы гибели, любовной измены и т. п. В драме “Странный человек” также отразились общие контуры романа с этой девушкой.

Следующим адресатом стихов Михаила Юрьевича в начале 1830 годов была Лопухина (в замужестве Бахметева) Варвара Александровна (годы жизни – 1815-1851), сестра товарища Лермонтова по университету. У Михаила Юрьевича к ней чувство оказалось самым продолжительным и сильным; он, по мнению А. П. Шан-Гирея, близкого к поэту, сохранил его “до самой смерти своей”. Варвара Александровна была прототипом и адресатом как в ранней лирике поэта (“К.Л.”, “Она негордой красотою…” и др.), так и в поздних его творениях: “Валерик” или, например, посвящение к шестой редакции “Демона”. Образ этот проходит через творчество Лермонтова в стихотворениях “Княгине Лиговской”, “Нет, не тебя так пылко я люблю” и др.

Переезд в Петербург и военная карьера

Продолжаем описывать биографию велкиого русского поэта. В начале 1830 годов жизнь и творчество Лермонтова переходят на следующий этап. Разочарованный рутиной преподавания, Михаил Юрьевич в 1832 году оставляет университет и отправляется в Петербург (июль-август этого же года), надеясь продолжить в Петербургском университете свое образование; однако здесь ему отказались зачесть курсы, прослушанные в Москве. Для того чтобы не начинать заново обучение, поэт принимает не без колебаний совет родных избрать для себя военное поприще. Он сдает экзамены в ноябре 1832 года в Школу гвардейских прапорщиков и проводит в этом закрытом учебном заведении два “страшных года”, где парады, дежурства, строевая служба почти не оставляли времени Лермонтову для творческой деятельности (быт этого места отразился в грубо натуралистической форме в юнкерских поэмах Михаила Юрьевича – “Уланша”, “Петергофский праздник”, “Гошпиталь”, написанных в 1834 году). Тема эта оживает и в следующем, 1835 году, когда поэт был выпущен корнетом в Гусарский полк (это произошло в сентябре 1834 года). В это же время на свет появляется его поэма “Хаджи Арбек”, Михаил Юрьевич отдает в цензуру драму “Маскарад” в первой редакции, работает над произведениями “Боярин Орша”, “Сашка”, начинает писать свой роман “Княгиня Лиговская”.

жизнь и творчество лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич получает возможность общаться с представителями литературных кругов Петербурга. Однако об этих контактах сведения скудны; известно о том, что он познакомился с И. И. Козловым, А. Н. Муравьевым, а также С. А. Раевским, близким к славянофильским кружкам, что способствовало росту и без того уже наметившегося интереса Лермонтова к проблемам национальной культуры и истории. Раевский, один из близких товарищей этого автора (пострадавший в 1837 году за распространение стихотворения “Смерть поэта”), был посвящен в процесс работы Михаила Юрьевича над произведением “Княгиня Лиговская” (начатым в 1836 году, но так и не законченным, опубликованном лишь в 1882 году), в котором одна из сюжетных линий основана на истории романа Лермонтова с Сушковой, вновь возобновившегося в то время.

“Смерть поэта”

Лермонтов Михаил Юрьевич в 1835-1836 годах не входит в ближайший круг А.С. Пушкина, с самим поэтом он также не знаком. Поэтому стихотворение “Смерть Поэта” (написанное в 1837 году, опубликованное – в 1858) получает тем более принципиальный характер. Лермонтов в своей речи представляет целое поколение, которое скорбело о гибели этого национального гения и бунтовало против загубивших его врагов. Произведение это моментально распространилось в различных списках и принесло широкую известность своему создателю. Поэт основную тяжесть вины перенес на общество, в частности, на его верхушку, так называемую “новую аристократию” (в его стихотворении – “надменные потомки”), которая не имела опоры в национальной культурной и исторической традиции и составляла ядро антипушкинской партии в столице, сохранившей и посмертную ненависть к нему. Завершающие стихотворение 16 строк (добавленные позднее, 7 февраля) при дворе были истолкованы как прямое “воззвание к революции”. Лермонтова арестовали 18 февраля 1837 года; началось политическое дело о его названных “непозволительными” стихах. Под арестом создает несколько произведений Михаил Лермонтов: стихи “Сосед”, “Узник” и др., положившие начало его “тюремной лирике” – блестящему циклу стихов, включающему такие произведения, как “Пленный рыцарь”, “Соседка” (оба – в 1840 году) и другие.

Годы службы на Кавказе

В феврале 1837 года вышел приказ царя о переводе Лермонтова в Нижегородский драгунский полк в качестве прапорщика на Кавказ. Он выехал через Москву в марте. В дороге простудившись, Михаил Юрьевич для лечения был отправлен по пути следования в свой полк в Ставрополь, Кисловодск, Пятигорск (апрель – сентябрь 1837 года) и другие места. Лермонтова в ноябре послали в Тифлис, где возникли связи с группировавшейся вокруг А. Чавчавадзе (приходящегося тестем Грибоедову) культурной средой. Этот человек являлся одним из самых значительных представителей романтизма в Грузии. Михаил Юрьевич близко соприкасается с жизнью народа, видит быт русских солдат, казачьих станиц, различных народностей Кавказа. Все это отражает творчество Лермонтова, в частности, в элементах фольклора; в 1837 году поэт записывает сказку об Ашик-Керибе с одноименным названием, где стремится показать колорит восточной речи, психологию азербайджанского сказителя; в “Беглеце”, “Казачьей колыбельной песне”, “Дарах Терека” вырастает из фольклорной стихии народный характер с его этническими чертами. В Ставрополе и Пятигорске поэт встречается с Н. М. Сатиным, которого он знал по Московскому пансиону, а также доктором Н. В. Майером (в “Княжне Мери” его прототип – доктор Вернер) и Белинским; сходится близко с А. И. Одоевским, которому впоследствии посвятил стихотворение “Памяти А. И. Одоевского”.

Читайте также:  Сергей славянский биография личная жизнь

Каким был Лермонтов?

Михаил Юрьевич производил большое впечатление, о чем писал впоследствии в своих письмах Белинский. Люди так называемого “поколения 1820-х”, декабристы в частности (Лорер, Назимов), ощущали, что поэт Лермонтов – представитель иного, зараженного социальным пессимизмом и скептицизмом поколения, скрывающего свой внутренний мир от окружающих под маской общественного индифферизма и иронии. У Михаила Юрьевича это нередко выражалось внешне в желании уклониться от разговоров на любые серьезные темы, в ироническом отношении к исповедальности и восторженности. Эта характеристика Лермонтова была отмечена многими современниками. Подобная манера держать себя в 1837 году оттолкнула от него поначалу Белинского, привыкшего в дружеских кружках к философским спорам. Для самого Лермонтова, между тем, эти разговоры и встречи стали богатым творческим материалом: он нашел возможность осмыслить, по контрасту, некоторые социально-психологические признаки поколения, к которому принадлежал. Результаты этого обобщает поэт Лермонтов в “Думе” и в образе Печорина.

Во время ссылки и особенно позднее раскрылось и другое, художественное дарование Михаила Юрьевича, который с самого детства увлекался живописью. Его кисти принадлежат картины маслом, акварели, жанровые сцены, рисунки-пейзажи, карикатуры и портреты, лучшие из которых связаны с кавказской тематикой.

лермонтов михаил юрьевич

Возвращение в Петербург

Дальнейшая биография Лермонтова отмечена следующими событиями. Ссылка Михаила Юрьевича через А. Х. Бенкендорфа хлопотами бабушки была сокращена. В октябре 1837 года вышел приказ о переводе поэта в Новгородскую губернию в Гродненский гусарский полк, а затем и в Царское Село. Михаил Юрьевич возвращается в январе 1838 года, а затем, с мая 1838 года, обосновывается в Петербурге. Годы литературной славы поэта приходятся на период с 1838 по 1841 годы. Его сразу же принимают в пушкинский литературный круг, где он сходится с П. А. Вяземским, В. А. Жуковским, В. А. Сологубом, П. А. Плетневым, ближе с В. Ф. Одоевским, а также Карамзиными, ставшими для него самой близкой культурной средой: он участвует в домашних развлечениях и спектаклях этой семьи, дружит с постоянными посетителями их салона – И. П. Мятлевым, Смирновой-Россет, Ростопчиной. Здесь же, у Карамзиных, поэт читал “Тучи” накануне своей последней ссылки. В 1840 году отдельными изданиями в Петербурге выходят “Герой нашего времени” и “Стихотворения” – единственный прижизненный поэтический сборник.

“Кружок шестнадцати”

В 1838-1840 годах Михаил Юрьевич входит в “Кружок шестнадцати” – молодежное аристократическое общество, члены которого – К. В. Браницкий-Корчак, А. Н. Долгорукий, И. С. Гагарин, Столыпин и др. Оно было объединено особыми законами поведения, а также политической оппозиционностью членов данного объединения. По некоторым данным, Лермонтов играет в этом кружке главенствующую роль.

Столкновение с Э. Барантом

Биография Лермонтова продолжается следующими событиями. На балу у графини Лаваль, состоявшемся в феврале 1840 года, произошло столкновение Михаила Юрьевича с Э. Барантом, сыном французского посланника. Поводом было светское соперничество этих двух людей, точнее, предпочтение поэта княгиней М. А. Щербатовой (которой посвятил Михаил Лермонтов стихи “На светские цепи”, “Молитва” и, возможно, “Отчего”). Барант был увлечен этой женщиной, как и Михаил Юрьевич (в 1839-1840 годах). 18 февраля состоялась дуэль, которая закончилась примирением. Тем не менее Лермонтов был отдан военному суду; под арестом его посещают литературные знакомые и друзья, в том числе и Белинский. В это же время состоялось новое объяснение с Барантом, которое ухудшило ход дела.

Пятигорск, дуэль с Мартыновым

михаил лермонтов стихи

Биография Лермонтова продолжается. В апреле 1840 года поэта переводят в действующую армию на Кавказ. В июне он приезжает в Ставрополь, а уже в июле участвует в стычках с горцами в сражении под рекой Валерик.

характеристика лермонтова

В начале февраля 1841 года он приезжает в отпуск в Петербург и проводит в столице 3 месяца, после чего в апреле 1841 года возвращается на Кавказ. В мае поэт прибывает в Пятигорск для лечения минеральными водами, где находит общество прежних знакомых, в числе которых – Мартынов, товарищ поэта по Школе юнкеров. Шутки Лермонтова на одном из вечеров задели последнего, и вспыхнула ссора, повлекшая за собой вызов на дуэль, на которой Михаил Юрьевич был убит.

Значение творчества

Творчество этого поэта, продолжавшееся очень недолго (всего 13 лет – в период с 1828 по 1841 годы), явилось в послепушкинский период высшей точкой развития отечественной поэзии и открыло русской прозе новые пути. Основные даты Лермонтова составляют историю не только его жизни и творчества, но и развития литературы в нашей стране в те годы. С ним связывается такое понятие, как “1830 годы”, характеризующееся увеличивающимся интересом к новейшим направлениям религиозной и идеалистической философии (Гегель, Шеллинг), а также углублением самоанализа общества, внимания к глубинным историческим процессам, диалектичности литературного мышления.

В период мрачной реакции Михаил Юрьевич выражал свой протест против общественного и политического гнета, призывал к борьбе, к действию, раскрывал существующее трагическое положение в государстве передовых мыслящих людей, указывал на то, что спасение находится лишь в народе. Этот поэт своим творчеством продолжил дело декабристов, подготовляя в новых исторических условиях путь, которым шли в 60-е годы революционные демократы, представители второго этапа освободительного движения в нашей стране. Добролюбов и Чернышевский, их вожди горячо любили поэзию Лермонтова, отмечали ее большую роль в истории общественной мысли и русской литературы нашей страны.

А романом “Герой нашего времени” Михаил Юрьевич пролагал дорогу таким писателям, как Иван Сергеевич Тургенев и Лев Николаевич Толстой.

Источник