Биография чооду кидиспея

Биография чооду кидиспея thumbnail

Министерство образования и науки Республики Тыва

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с.Хайыраканский

муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Республиканская олимпиада по краеведению

Секция «Гуманитарная»

Научно-исследовательская работана тему:

«КидиспейЧооду –

первый летчик-тувинец Республики Тыва»

Выполнила:

ученица  8 класса

МБОУ СОШ с.Хайыраканский

Ховалыг Александра Болатовна

Научный руководитель:

Иргит Л.Д.

с.Хайыракан

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

I. Теоретическая часть……………………………………………………………5

1.1. Детские годы………………………………………………………………….5

1.2.Путь к творчеству…………………………………………………………….6

II. Практическая часть…………………………………………………………………………………8

2.1.  Проведение опроса……………………………………………………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………….…..10

Список использованной литературы.

Введение

Актуальность:  Среди молодежи нашего поколения мало кто знает о первом летчике-тувинце  ЧоодуКидиспее. Его помнят только его близкие и  родные. А этого мало!  Про таких людей, как  Кидиспей добродетельных, честных, преданных своему делу, мы должны повидать миру как пример всему человечеству.

Чтобы сохранить историю о первом летчике я решила работать над этой темой. Тогда у людей воспитывается добросовестность, а также интерес добрым делам.

Цель работы: изучение истории жизни и судьбы  первого летчика-  тувинца ЧоодуКидиспея.

Задачи:

формирование патриотического воспитания, уважения и почитания пилотов и работников аэропортов Тувы;

расширение опыта, знаний и умений растущего гражданина в работе детских и молодежных общественных организациях.

Объект исследования: первый летчик –тувинец Тувы Кидиспей Дагбаевич Чооду.

Метод исследования: сбор материалов по данной теме, работа с литературными источниками.

Предмет исследования: история, краеведение.

Среди молодого поколения слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.

Первым летчиком-тувинцем был Кидиспей Чооду. Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.

Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.

        Люди старшего поколения хорошо помнят Валерия Чкалова  выдающегося летчика, Героя Советского Союза, который в качестве командира вместе с Г.Байдуковым и А.Беляковым впервые в мире совершил фантастический беспересадочный перелет почти на десять тысяч километров от Москвы до Петропавловска-Камчатского. Затем тот же экипаж перелетел Северный полюс и приземлился в Ванкувере. Северная Америка встречала их как национальных героев.

        Кидиспей ровесник В.Чкалова. Они, молодые люди тех лет, всегда мечтали о небе, ибо воздухоплавание считалось тогда самым престижным делом и пользовалось огромной популярностью не только в Советском Союзе, но и во всем мире. В том числе, конечно, в Туве. И, пожалуй, нет ничего удивительного в том, что именно он пригнал в Кызыл первый самолет. То есть для своего поколения, для нас с вами он стал пионером покорения тувинского неба [3;22].

I. Теоретическая часть

1. 1. Детские годы

  Весной 5 мая 1908 года в местечке Хараалыг села Берт-Даг Тес-Хемскогокожуунав семье скотовода Шайлаара родился второй ребенок.Ему дали имя Кидиспей. В этот день мать КидиспеяКомбуян трудилась войлочной у  одного нойона, тогда у нее начались схватки. Она там же родила, поэтому мальчика назвали Кидиспеем, что в переводе означает «Войлок».

Его родственники отродясь не видели «железных птиц». А он стал пилотом. Ему детства приходилось несладко. С малых лет Кидиспей помогал родителям, самостоятельно научился говорить и писать по тувински и по-русски. Что очень пригодилось ему в дальнейшем.  Лучшим другом Кидиспея был Бора-Хуна, он был на два года младше.  С малых лет Кидиспей любил  охотиться вместе с отцом. Лет семь он уже умел стрелять из охотничьего ружья.

В 25 декабря 1928 года Кидиспей стал защитником своей родной Родины. 1930 году он закончил службу в армии и приехал в свою родную Туву. Он стал бойцом армии ТНР.

Его жена Чаткар, дочь Байыра Кыргыса из Ийи-Тала, телефонистка Кызыльского узла связи, ушла из жизни прежде супруга. На ее похоронах глубоко больной летчик завещал своему брату Чомбуруку похоронить его рядом с женой и наказал вырастить двух своих дочерей, что и было сделано впоследствии[3;25].

  1. 2. Путь к творчеству

Основать новое, прежде никем не виданное предприятие очень трудно. Благодаря усилиям, знаниям, огромному желанию Кидиспея родилась тувинская авиация!

С 26 ноября 1928 года Кидиспей Чооду стал работать секретарем НРШ (народного революционного штаба). Там его заметили и направили в Оренбургское военно-летное училище.  В 1937 году окончил Оренбургское авиационное училище в звании старшего лейтенанта, а в 1943 году стал майором. Успешно окончив Оренбургское авиационное училище, Чооду Кидиспей вернулся в Туву и сразу же взялся за создание авиазвена Революционной Армии ТНР, организацию курсов по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников, одновременно заботясь и о строительстве взлетно-посадочной площадки, ангара и других сооружений будущего аэродрома.

Правительство ТНР активно оказывало помощь. Силами населения была подготовлена посадочная площадка на восточной окраине Кызыле.

Вдруг в газете «Шын» от 29 июня 1932 года в план проведения праздника Наадыма включается мероприятие: «7 июля с 9 часов начинается показательный полет аэроплана». Не сон ли?

Глашатаи на конях скакали по аалам, известие передавалось от юрты к юрте, от одной чабанской стоянки к другой. Все готовились на Наадыме посмотреть на эту летающую лодку своими глазами.

Но, увы, осечка! Не прилетели. Может быть, это действительно сказка? Сказка превратилась в быль через шесть лет. 6 июля 1938 года в Тувинскую Народную Республику Туву из СССР прилетели три самолета[2;15].

Читайте также:  Кто жена малахова ее биография

В тувинском небе самолет впервые появился в 1938 году в день празднования 15-й годовщины республики. Улетели они 11 июля. Это историческое событие зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, в печати. Первыми на летающих лодках катались по 10 минут руководители Правительства Тувинской народной республики. Из аратов же мало кто осмелился подняться ввысь и посетить Страну Бога.

А через год Тува получила подарок от СССР два самолета Ли-2. И первый из них пригнал Кидиспей Чооду. Потом он с  помощью бойцов народной армии и кызылчан на голом месте строил взлетно-посадочную  полосу, ангар, склад для ГСМ, подвалы…Одновременно открыл курсы пилотов, бортмехаников, диспетчеров. Преподавателем пилотного дела был он сам. Лучших Кидиспей Дагбаевич отправил в летные училища СССР в 1939 году. И в тяжелейшем 1941-м появилась группа из четырех авиаторов-тувинцев. Первые его ученики после окончания в СССР летных училищ появились в Кызыле в 1941 году.

На все это судьба отпустила Кидиспею Чооду только девять лет, причем, последние три года он сильно болел-туберкулезом. Врачи запретили ему летать и даже преподавать.

Он имел достаточно высокое образование для того времени. Владел русским и монгольским языками. Работал без передышки, часто забывая о семье, о собственном здоровье. Это не могло сказаться печально: его не стало, когда ему шел лишь тридцать девятый год.

Не стало Кидиспея 17 декабря 1946 года. Тело его для прощания поместили в одной из комнат и райкоме партии.

Чооду Дагбаевич Кидиспей  за свой труд имел следующие награды:

  1. 30.04.40г. награжден высшей наградой республики –«Орденом Республики».
  2. 20.02.42г. награжден «Орденом Труда».
  3. 26.05.46г. награжден медалью «За победу над Германией»

Писатель Тувы Иргит Бадра 1971 году написал роман  «Ужудукчу Кидиспей» в память о  первом-летчике Тувы. [1;6]

II. Практическая часть

В практической части проведен опрос учащихся 7, 8-ого класса школы.

        Опрошенно-23 учащихся 8 класса и 17 учащихся 7 класса МБОУ СОШ с.Хайыракан.

Всего опрошено: 40

Вопросы:

  1. Знаете ли вы что такое  воздушный бассейн?

Учащиеся 7 класса

Учащиеся 8 класса

Да

Нет

Да%

Нет%

Да

Нет

Да %

Нет%

13

4

76 %

23,5  %

18

5

78 %

21%

  1. Знаете  ли вы  первого летчикаРоссии?

Учащиеся 7 класса

Учащиеся 8 класса

Да

Нет

Да%

Нет%

Да

Нет

Да %

Нет%

4

13

23,5  %

76 %

5

18

21%

78 %

  1. Кто такая  Валентина Терешкова?

Учащиеся 7 класса

Учащиеся 8 класса

Да

Нет

Да%

Нет%

Да

Нет

Да %

Нет%

16

1

94 %

6 %

20

3

86 %

14 %

  1. Знаете ли вы первого-летчика Тувы ?

Учащиеся 7 класса

Учащиеся 8 класса

Да

Нет

Да%

Нет%

Да

Нет

Да %

Нет%

2

15

11 %

88 %

3

20

13 %

86 %

Вывод: Из таблицы мы видим, что большинство учащихся знают о воздушном бассейне и о первой летчике России, а также о первой женщине –космонавте Валентине Терешковой.

На четвертый вопрос «Знаете ли вы первого-летчика Тувы?» 88  %учащихся 7 класса ответили, что не знают, из 8 класса 86 %  ответили, что не знают.  Из учащихся 7,8 классов о первом летчике Тувы ЧоодуКидиспее знают всего 5 учащихся.

Из анализа опроса видно, что большинство учащихся не знают о своем земляке, первом летчике Чооду Кидиспея.

В ходе нашей исследовательской работы была изучена улица Чооду Кидиспея в поселке Каа-Хем Кызылского района. В данной улице всего 82 домов, 164 квартир.

        А также мы побывали  в государственном архиве Республики Тыва, тувинском национальном музее и аэропорту Кызыла. К великому сожалению не смогли  узнать нового.Это нас огорчает.

Заключение

Член Правительства, кавалер высших наград Тувы – орденов Труда и республики, майор КидиспейЧооду в течение всей короткой жизни был и  теперь навсегда останется первым, яркой звездой мелькнул он в тувинском небе и оставил неизгладимый свой след на тувинском земле – в памяти потомков.

С восьмидесятых годов прошлого века родные летчика поднимают вопрос об установке обелиска основателю тувинской авиации КидиспеюЧооду, присвоении его имени Кызыльскому аэропорту. Но,увы, безуспешно.

О нем написаны книги, сложены стихи, его фотографии хранятся в фондах Национального музея РТ, однако даже место захоронения первого летчика Тувы Чооду Кидиспея не было обозначено нигде, даже в инвентаризационной книге. Выяснилось, что могила Чооду Кидиспея оказалась за чертой кладбища. Когда прокладывали дорогу, то кладбище «обрезали», могилы сравняли с землей. Но по расчетам старожилов могила первого летчика Тувы находится не под дорожным полотном,а на его обочине,в направлении к мебельному салону «Светлана».

Близко знавший его, а  также место его захоронения известный писатель и журналист Кара-Куске Чооду обратился с предложением в Правительство республики увековечить память легендарного земляка.

Сегодня, наконец, готов проект обелиска, который финансирует тувинское региональное отделение партии «Единая Россия», подрядчик –Союз художников Республики Тыва. Казалась бы, все, наконец, готово. Но снова задержка: ТРО «Единая Россия» просьбу об отводе земли под строительство обелиска возле старого кладбища в Кызыле, где покоится прах летчика, подало еще 2 августа 2010 года, а Кызылский городской Хурал представителей до сих пор ничего не решил.

Читайте также:  Вячеслав мясников семья фото с женой и детьми

А стоило бы поторопиться с решением, ведь Кидиспей Чооду – наша история!

Литература:

1. Газета «Центр Азия» №13 –стр. 6

2. Бадра, И.Ю. «Ужудукчу Кидиспей» / И.Ю. Бадра-Республиканская типография, 2002 г.

3. Хадаханэ,М.А. «Заслуженные люди Тувы 20 века» / М.А. Хадаханэ,Б.И.Татаренко-Кызыл , 2004г.

Информатор: Васильев Владимир Александрович–дежурный штурман аэропорта.

Источник

Летающая лодка Кидиспея Чооду

Кидиспею Чооду, первому летчику-тувинцу, судьба отпустила короткий срок: всего 38 лет жизни.

Но он многое успел: не только поразил воображение земляков сказочной летающей лодкой, но и стал основателем тувинской авиации, достойным памяти и памятника.

Слух о летающей лодке распространился в Туве с начала тридцатых годов ХХ века. Некоторые верили такому умопомрачительному слуху, но большинство жителей считало сказкой.

Вдруг в газете «Шын» от 29 июня 1932 года в план проведения праздника Наадыма включается мероприятие: «7 июля с 9 часов начинается показательный полет аэроплана». Не сон ли?

Глашатаи на конях скакали по аалам, известие передавалось от юрты к юрте, от одной чабанской стоянки к другой. Все готовились на Наадыме посмотреть на эту летающую лодку своими глазами.

Но, увы, осечка! Не прилетели. Может быть, это действительно сказка?

Сказка превратилась в быль через шесть лет. 6 июля 1938 года в Тувинскую Народную Республику Туву из СССР прилетели аж три самолета.

Улетели они 11 июля. Это историческое событие зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, в печати. Первыми на летающих лодках катались по 10 минут руководители Правительства ТНР. Из аратов же мало кто осмелился подняться ввысь и посетить Страну Бога.

Один из трех самолетов, впервые прилетевших в Туву, пригнал первый летчик-тувинец Кидиспей Чооду.

Он родился 5 мая 1908 года в Тес-Хемскоя кожууне. В 1937 году окончил Оренбургское авиационное училище в звании старшего лейтенанта, а в 1943 году стал майором.

Алдын-кыс Салчак, работавшая заведующей секретной части Правительства ТАР, адъютантом председателя Малого Хурала Хертек Анчимаа-Тока оставила свои воспоминания в газете «Шын» от 4 июня 1996 года:

«Мы с Кидиспеем одновременно подали заявления с просьбой отправить нас на фронт. Эти заявления тогда печатались в газетах и учебниках. Меня в то время нельзя было освободить от такой работы. А Кидиспей – первый летчик и основатель тувинской авиации. Вот причины отказа отправки нас на фронт».

Первый тувинец-летчик появился в Туве 1937 году, когда ни других специалистов, ни аэропорта в Кызыле не было.

Кидиспей один начал искать подходящее поле, ровнять посадочную полосу, строить наземные сооружения, вовлекая в это дело самых разных людей, устраивая шефство организаций и коллективов над будущим аэропортом. Он же начал учить будущих специалистов аэропорта – механиков, слесарей, заправщиков, диспетчеров, а впоследствии и летчиков: первые его ученики после окончания в СССР летных училищ появились в Кызыле в 1941 году.

Основать новое, прежде никем не виданное предприятие очень трудно. Благодаря усилиям, знаниям, огромному желанию Кидиспея родилась тувинская авиация!

На все это судьба отпустила Кидиспею Чооду только девять лет, причем, последние три года он сильно болел – туберкулез.

Его жена Чаткар, дочь Байыра Кыргыса из Ийи-Тала, телефонистка кызыльского узла связи, ушла из жизни прежде супруга. На ее похоронах глубоко больной летчик завещал своему брату Чомбуруку похоронить его рядом с женой и наказал вырастить двух своих дочерей, что и было сделано впоследствии.

Помню, как осенью 1946 года моя давно болевшая мать легла в больницу села Самагалдай. Мы с отцом поставили свою юрту рядом с забором больницы, чтобы быть рядом с ней.

Кидиспей тоже лежал в этой больнице, поэтому Чомбурук или его жена постоянно приводили маленьких дочерей летчика – трехлетнюю Кертик-кыс и пятилетнюю Алдын-кыс – к нам в юрту. Они каждый день смотрели на отца через окно больницы, отдыхая и обедая у нас.

Однажды летчик тоже пришел в нашу юрту, его в выходной день привел из больницы мой отец. Они были друзьями детства: вместе росли, играли, вместе пасли овец.

Не стало Кидиспея 17 декабря 1946 года. Тело его для прощания поместили в одной из комнат в райкоме партии. Возле него, вместе с другими, дежурил и мой отец. Когда прилетел самолет из Кызыла, отец мой на своих санях довез гроб с телом до самолета.

Когда в маленький самолет погрузили гроб, через стекло-колпак было видно: он уткнулся в затылок летчика. Среди тех, кто в этот момент был у самолета – прокурор Марат Чодуй, писатель Михаил Монге, учитель Майыл-оол Оюн. Брат летчика Чомбурук и еще четыре или пять товарищей сели в кузов бортовой машины, укутались шубами и тронулись в Кызыл.

Жена брата Кидиспея в шестидесятые годы мне дала некоторые документы летчика: загранпаспорт, летную книжку с указанием часов, таможенные квитанции, справки, несколько фотографий, два письма его учеников.

Увы, сейчас этих бесценных исторических документов у меня нет: старшая дочь Кидиспея забрала их, когда меня не было дома.

У меня есть другие документы: решение общего собрания ветеранов Тес-Хемского района, письмо председателя общества ветеранов, вырезки из газет, мое обращение к авиакомпании – около двадцати документов. С восьмидесятых годов прошлого века мы поднимаем вопрос об установке обелиска основателю тувинской авиации Кидиспею Чооду, присвоении его имени кызыльскому аэропорту. Но, увы, безуспешно.

Читайте также:  Оксана самойлова до операции фото

Сегодня, наконец, готов проект обелиска, который финансирует Тувинское региональное отделение партии «Единая Россия», подрядчик – Союз художников Республики Тыва. Казалась бы, все, наконец, готово. Но снова задержка: ТРО «Единая Россия» просьбу об отводе земли под строительство обелиска возле старого кладбища в Кызыле, где покоится прах летчика, подало еще 2 августа 2010 года, а Кызылский городской Хурал представителей до сих пор ничего не решил.

А стоило бы поторопиться с решением, ведь Кидиспей Чооду – наша история!

Источник

Первый летчик ТНР – ” Кидиспей Дагбаевич Чооду ”

Весной 5 мая 1908 года в местечке Хараалыг села Берт-Даг Тес-Хемского кожууна в семье скотовода Шайлаара родился второй ребенок.
Ему дали имя Кидиспей.
В этот день мать Кидиспея Комбуян трудилась войлочной у одного нойона, тогда у нее начались схватки.
Она там же родила, поэтому мальчика назвали Кидиспеем, что в переводе означает…………. «Войлок».
Его родственники отродясь не видели «железных птиц».
А он стал пилотом. Ему детства приходилось несладко.
С малых лет Кидиспей помогал родителям, самостоятельно научился говорить и писать по тувински и по-русски.
Что очень пригодилось ему в дальнейшем. Лучшим другом Кидиспея был Бора-Хуна, он был на два года младше.
С малых лет Кидиспей любил охотиться вместе с отцом. Лет семь он уже умел стрелять из охотничьего ружья.

В 25 декабря 1928 года Кидиспей стал защитником своей родной Родины. 1930 году он закончил службу в армии и приехал в свою родную Туву. Он стал бойцом армии ТНР.

Его жена Чаткар, дочь Байыра Кыргыса из Ийи-Тала, телефонистка Кызыльского узла связи, ушла из жизни прежде супруга.
На ее похоронах глубоко больной летчик завещал своему брату Чомбуруку похоронить его рядом с женой и наказал вырастить двух своих дочерей, что и было сделано впоследствии

Основать новое, прежде никем не виданное предприятие очень трудно. Благодаря усилиям, знаниям, огромному желанию Кидиспея родилась тувинская авиация!

С 26 ноября 1928 года Кидиспей Чооду стал работать секретарем НРШ (народного революционного штаба).
Там его заметили и направили в Оренбургское военно-летное училище. В 1937 году окончил Оренбургское авиационное училище в звании старшего лейтенанта, а в 1943 году стал майором.
Успешно окончив Оренбургское авиационное училище, Чооду Кидиспей вернулся в Туву и сразу же взялся за создание авиазвена Революционной Армии ТНР, организацию курсов по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников, одновременно заботясь и о строительстве взлетно-посадочной площадки, ангара и других сооружений будущего аэродрома.

Правительство ТНР активно оказывало помощь. Силами населения была подготовлена посадочная площадка на восточной окраине Кызыле.

Вдруг в газете «Шын» от 29 июня 1932 года в план проведения праздника Наадыма включается мероприятие: «7 июля с 9 часов начинается показательный полет аэроплана». Не сон ли?

Глашатаи на конях скакали по аалам, известие передавалось от юрты к юрте, от одной чабанской стоянки к другой.
Все готовились на Наадыме посмотреть на эту летающую лодку своими глазами.

Но, увы, осечка! Не прилетели. Может быть, это действительно сказка? Сказка превратилась в быль через шесть лет.
6 июля 1938 года в Тувинскую Народную Республику Туву из СССР прилетели три самолета

В тувинском небе самолет впервые появился в 1938 году в день празднования 15-й годовщины республики.
Улетели они 11 июля. Это историческое событие зафиксировано в воспоминаниях очевидцев, в печати.
Первыми на летающих лодках катались по 10 минут руководители Правительства Тувинской народной республики.
Из аратов же мало кто осмелился подняться ввысь и посетить Страну Бога.

А через год Тува получила подарок от СССР два самолета Ли-2. И первый из них пригнал Кидиспей Чооду.
Потом он с помощью бойцов народной армии и кызылчан на голом месте строил взлетно-посадочную полосу, ангар, склад для ГСМ, подвалы…Одновременно открыл курсы пилотов, бортмехаников, диспетчеров.
Преподавателем пилотного дела был он сам. Лучших Кидиспей Дагбаевич отправил в летные училища СССР в 1939 году. И в тяжелейшем 1941-м появилась группа из четырех авиаторов-тувинцев.
Первые его ученики после окончания в СССР летных училищ появились в Кызыле в 1941 году.

На все это судьба отпустила Кидиспею Чооду только девять лет, причем, последние три года он сильно болел-туберкулезом.
Врачи запретили ему летать и даже преподавать.

Он имел достаточно высокое образование для того времени. Владел русским и монгольским языками. Работал без передышки, часто забывая о семье, о собственном здоровье.
Это не могло сказаться печально: его не стало, когда ему шел лишь тридцать девятый год.

Не стало Кидиспея 17 декабря 1946 года. Тело его для прощания поместили в одной из комнат и райкоме партии.

Чооду Дагбаевич Кидиспей за свой труд имел следующие награды:

Награжден высшей наградой республики –«Орденом Республики».

Награжден «Орденом Труда».

Награжден медалью «За победу над Германией»

Источник