Бесси смит биография личная жизнь
Судьба никак не намекала Бесси, какое великое будущее ее ожидает. Более того, до поры до времени судьба это от Бесси тщательно скрывала.
Согласно самой достоверной версии, родилась Элизабет Смит 15 апреля 1894 года в городе Чаттануга, штат Теннесси. Район, где она жила, назывался Низина Синего Гуся (Blue Goose Hollow). Район черной бедноты, который снесли в 1957 году, проложив там хайвей. Все тамошнее население работало на трех местных заводах. Нищета и антисанитария: кроме трамвайного пути, ведущего в центр Чаттануги, никаких признаков цивилизации.
Отец Уильям Смит был чернорабочим в литейном цехе. Восемь детей в семье. Уильям, кроме того, был министрантом — еще вел часть службы и выступал с проповедью. Посему Бесси получила баптистское воспитание и даже во взрослом возрасте посещала церковь. Считается, что как раз баптистская церковь и сформировала ее вокальную манеру, схожую с манерой негритянских пасторов, чьи гиперэмоциональные речи вызывают у прихожан сильные эмоции.
Отец умер, когда ей было лет шесть-семь. Через пару лет она лишилась матери, вскоре и двоих братьев. Все малыши остались на попечении старшей сестры, Виолы, которая сама уже была матерью-одиночкой. Она стирала от зари до зари. Дом, по воспоминаниям певицы, представлял собою «ветхую лачугу, в которой крыс было больше, чем Смитов». В 1904 году из этого убожества бежал брат Кларенс. Он, прирожденный клоун и лицедей, ухитрился пристроиться к странствующему менестрельному шоу Моузеса Стокса. Это был первый серебряный колокольчик судьбы, которые полуголодная семья, конечно же, не расслышала. Тогда крупную не по годам Бесси судьба погнала на улицу. Погнала, не подумайте плохого, — чтобы петь. Она голосила, брат Эндрю «лабал» на гитарке, зрители выпадали в осадок от такого зрелища. Дуэт Бесси/Эндрю приносил домой иногда чуть ли не по десятке баксов. Чуть меньше, чем получал на заводе их покойный отец.
Семнадцать мне уже
В 1912 в Чаттанугу вдруг вернулся Кларенс. За эти годы он хорошо пообтерся в артистической среде, работая в этом своем менестрельном шоу, которое оказалось довольно успешным. Бесси в ту пору стукнуло 17 лет. Рост ее составлял 180 см, вес — под восемьдесят кило. Бесси упросила брата устроить ей прослушивание в труппу. Она понравилась, но в труппе уже была своя певица — Ма Рейни. Бесси взяли танцевать. Долгие годы существовал миф, что именно Ма Рейни (сама, кстати, известная певица тогда и легендарная личность сейчас) научила Бетти петь. Но, скорее всего, Рейни только показала ей какие-то сценические движения и дала советы в области имиджа, и, в общем, считается, что Бесси — натуральный народный талант, стопроцентная самоучка. Наконец она была замечена воротилами нарождавшегося рекорд-бизнеса. Она неоднократно пробовала делать записи в студии, но не нравилась. Один из забраковавших ее — не кто иной, как сам Томас Эдисон, изобретатель звукозаписи.
Наконец попала на фирму Columbia, где ее оценили по достоинству. К тому времени она уже второй раз была замужем (первый муж исчез в истории) за Джеком Джи. Они познакомились в филадельфийском кабаре Horan’s. Там она пела, он — охранял дверь. Коллеги. История в духе О’Генри — Джек, мужик туповатый и прижимистый, сделал самую гениальную инвестицию в своей жизни: он заложил униформу охранника и часы, чтобы купить жене такое платье, в котором не стыдно показываться перед важными людьми. Как бы то ни было, контракт на запись она получила. И, поскольку ее пластинки для Columbia продавались сотнями тысяч (это даже по меркам жирных 1980-х хорошие цифры, а про наше время и говорить нечего), любой причастный к записи утверждает, что именно он открыл талант Бесси.
Френк Уокер, глава «расового» отдела (т.е. выпускавшего записи артистов-негров) Columbia, вспоминал: «Наверное, в то время, когда я послал на Юг <опытного продюсера> Кларенса Уильямса, чтобы он привез Смит, у нас на Севере про нее знали человек пятьдесят, не больше. Кларенс нашел ее и привез. Она была похожа бог знает на что, только не на певицу. Лет семнадцати, высокая и толстая. Ужасно выглядела и была совершенно необразованной. Но об этом сразу забылось, как только она запела. Она пела блюз, прекрасно зная, что это такое. Блюз был ее жизнью. Она сама была блюзом — с момента, когда просыпалась утром и до того, как засыпала вечером. У нее было великолепное чувство юмора, она так заразительно смеялась как никто другой. Хотя обычно недолго».
Слушать сейчас это все, конечно, непросто. Те старинные пластинки были мало того, что плохие по качеству, но еще и с неоткалиброванным центром. Из-за этого запись «плыла» — то есть винтажная пластинка может звучать на полтона ниже, чем реальный голос Бесси. В студийной неразберихе тех лет признаются даже те, кому, по идее, это по должности надо скрывать.
Например, вышеупомянутый Уокер не может забыть «одну из наших первых студийных сессий, сделанных для Columbia электрическим способом в 1926 году [до того Columbia записывала пластинки способом механическим — не через микрофон, а через раструб]. Я тогда распорядился поставить в студии тент — коническая конструкция, по нашим расчетам, лучше улавливала звук. Освещалось все единственной лампочкой, которая висела на длинном шнуре. Внутрь этого шатра вошли Бесси Смит, пианист Флетчер Хендерсон, Дон Редмен и я. И тут вдруг веревки, державшие тент, ни с того ни с сего оборвались. Была такая свалка, которую вряд ли где еще увидишь».
Весь этот доморощенный хай-тек профессионалами оценивается жестко. Гитарист Денни Баркер говорил, что в те годы «Мы слушали блюзы на race records в исполнении Бесси и Клары Смит, Ма Рейни, Сары Мартин и других. Но музыкальное сопровождение этих записей оставляло желать лучшего — в аккомпанирующей группе они должны были иметь побольше таких музыкантов, как [Кинг] Оливер и Луи [Армстронг]». Сейчас считается, что старые пластинки «убивают» все удивительные обертоны и живую эмоциональность Бесси. Но, как бы то ни было, ее голос именно через пластинки пробивался к сотням тысяч слушателей, многие из которых сами были изощренными профессионалами. Как, например, легендарная Билли Холидей, которая в детстве «была на посылках у одной мадам из дома на углу. Я ни у кого не была на посылках — даже сейчас сама свой чемодан не понесу — но у той женщины я работала, потому что она пускала меня в гостиную слушать пластинки Бесси Смит и Луи Армстронга. Мне тогда было всего девять лет, и с тех пор я всегда слушаю Луи и Бесси».
Гениальный спонсор
По свидетельству Уокера, «одно время она была самой высокооплачиваемой негритянской артисткой после Берта Уильямса». Выбившись из грязи в князи, Бесси никогда не забывала, откуда она. Она помогала родственникам. Сестрам купила ресторан. Джека тоже спонсировала — до тех пор, пока этот идиот на ее деньги не стал как-бы-продюсировать некую как-бы-певицу. Говорят, Бесси его чуть ли не забила насмерть. Забить не забила, но рассталась с ним навсегда. Джек, к слову, пережил жену на четыре десятка лет.
Френк Уокер говорил, что наверняка «многие люди запомнили Бесси как особу беспорядочную и неотесанную. Но не это в ней главное. Люди не знают о том, что она, например, купила дом своим друзьям, которым негде было жить. И о сотне других вещей, которые стоили ей кучу денег. У Бесси было большое и доброе сердце».
Тем не менее Бесси, в которую влюблялись и мужчины, и женщины, ревновала всех ко всем люто, бешено. Особенно ненавидела других артистов женского пола. Блюз- и госпел-певица и актриса Ител Уотерс (1900-1977) знала это не понаслышке.
«Бесси Смит была ангажирована в 81 Theater на Декатур-стрит в Атланте в то же время, что и я. У нее была солидная комплекция и очень привлекательная внешность, — отмечает г-жа Уотерс. — В 20-е она была бесспорной звездой блюза, как Ма Рейни. Ее пению в манере shouting поклонялись, как идолу: если в продажу поступали новые пластинки с блюзами Бесси, там начиналось столпотворение. У нее, прямо как у оперной дивы какой-нибудь, была своя когорта почитателей». Это был, так сказать, обязательный комплимент со стороны легендарной Ител. Дальше она переходит к нормальным внутрицеховым «теркам», и сообщает, что «Бесси находилась в очень выгодном положении — могла даже диктовать условия своим менеджерам. Она говорила, что не желает видеть в одной программе с собой другую блюзовую певицу. Я согласилась, спела какую-то простую песенку. Однако публика требовала от меня блюзов. Менеджер сказал Бесси, что я вынуждена нарушить обещание. В ее гримерке тут же началась настоящая буря: я слышала, как она кроет неких «шлюх с Севера», которые «вторгаются на ее территорию». Когда мой ангажемент в театре закончился, Бесси сказала мне: «Прости — ты не так плоха, как мне казалось. Просто я не думала, что кто-то может заменить меня для моего народа».
Как случайная смерть
Миф о ней живее, чем факты. Ее смерть превратилась в очень красивую — точнее, совершенно кошмарную легенду. Легенду, которая зажила своей жизнью, превращаясь то в рассказ Джерома Сэлинджера «Грустный мотив» (Blue Melody, 1948), то в пьесу Эдварда Олби «Смерть Бесси Смит».
В 50-е, давая интервью джазовому журналисту Нету Хентофу для книги «Слышь, чо я скажу» (Hear Me Talkin’ to Ya) выдающийся кларнетист Мезз Мезроу замечает: «Знаете ли вы, как умерла Бесси Смит? Однажды, в 1937 году, она попала в автомобильную катастрофу в Миссисипи, этом штате убийц. Ей почти оторвало руку. Ее привезли в госпиталь, но там для нее не нашлось места, потому что это был госпиталь для белых, и этим людям не было дела до чернокожих. Автомобиль развернулся и уехал, а кровь Бесси продолжала стекать на пол. В конце концов ее доставили в другую больницу, где доктора, должно быть, страдали дальтонизмом и потому согласились принять ее. Но к этому времени она потеряла слишком много крови, и они не смогли ее прооперировать, и немного позже она умерла».
Рассказ Мезроу — это высококлассное произведение в жанре «устное народное творчество». Два десятка лет после этого интервью кто-то наконец догадался разыскать врача, у кого на руках умерла Бесси. Через минуту после разговора с врачом интригующая легенда о белых врачах-фашистах исчезла, как туман. Реальные события (которые, кстати, никто не скрывал, ни полиция, ни очевидцы) оказались такими.
В ту ночь Бесси ехала на автомобиле с крутым человеком по имени Ричард Морган. Он еще в 1924 году оказывал ей покровительство. Судя по всему, был влюблен с первого взгляда. Тогдашняя жена Луи Армстронга, пианистка Лил Хардин-Армстронг, вспоминала, что «только ради Бесси Морган запрещал публике разговаривать и шуметь». Годы спустя Ричард и Бесси встретились снова. Он — вдовец. Она свободна от Джи — тот растворился в тумане (официально они не были разведены). Так вот, рано утром 26 сентября 1937 года Морган и Бесси ехали из Мемфиса в Кларксдейл по 61-му шоссе. Произошла авария: обгоняя слева идущий впереди грузовик, Морган столкнулся с ним. Бесси, которая сидела на пассажирском сидении справа, получила тяжелые травмы. Она то ли высунула руку в окно, то ли держала руку близко к двери, но правая рука ее оказалась почти оторванной. Грузовик просвистел в направление горизонта, но в городе шофера грузовика пробило на совесть и он сообщил в полицию, что попал в аварию, и что на шоссе на место столкновения необходимо выслать карету скорой помощи.
Карета приехала. Бесси отвезли в больницу в Кларксдейл — в нормальный госпиталь для чернокожих. Там, на Юге, никому в голову не пришло бы везти негритянку в больницу для белых. (Представьте себе современного узбекского гастарбайтера без регистрации, который заходит в «отдел» милиции и начинает там качать права на тему того, что все люди равны…) Ее и не повезли ни в какую больницу для белых — ее повезли в больницу для черных в этом самом Кларксдейле. Она была ближе, помимо прочего. Там Бесси и скончалась.
Годы спустя на ее могиле появился памятник. Его оплатила Дженис Джоплин — рок-певица и женщина трудной судьбы. Это — полная правда. Которая красивее любой легенды.
Марина Ефимова:
В начале января 1923 года в нью-йоркскую студию звукозаписи “Черный лебедь” один из охотников за талантами привел открытую им в Филадельфии певицу блюзов – 29-летнюю Бесси Смит. Это была огромная толстая негритянка с очень темной кожей. Она не поздоровалась, не улыбнулась, и на ее красивом суровом лице было написано: не замай. В середине первой пробы, показавшей ее неопытность, Бесси остановилась и сказала зычным голосом: “Эй, придержи машину, я сплюну”. Владелец студии, озверев, крикнул помощнику: “Гони ее отсюда к чертовой бабушке”. И Бесси Смит, послав владельца своим зычным голосом в самые отдаленные и невообразимые места, отправилась восвояси в ночные клубы южной, черной Филадельфии, где ей легко прощали ее неотесанность.
Бесси Смит:
Я не красотка, я скроена для борьбы,
Я надежная женщина,
И мне нужен надежный мужчина.
Марина Ефимова:
Рассказывает профессор Бостонской консерватории “Беркли скул оф мьюзик” Джейн Шапиро.
Джейн Шапиро:
Блюз был женским жанром во времена Бесси. Это был блюз обманутого сердца. Даун харт ин блюз. Мой парень плохо со мной обращается, мне тоскливо, и я пою блюз. Вот, собственно, самая типичная лирическая тема блюза.
Бесси Смит:
Любовь, о любовь, о беспечная любовь,
Я думала ты принесешь мне счастье,
А ты разбила мне сердце.
Марина Ефимова:
Историк музыки Алан Ломакс пишет.
Диктор:
За несколькими исключениями, блюзы пели женщины только с сомнительной репутацией, известные своей свободной жизнью, свободной любовью, пренебрежением к правилам приличий. Тем не менее, они никогда не пели на улицах и в барах, где их могли бы лапать пьяные посетители. Только эстрада, только театр.
Марина Ефимова:
И уж это был театр. Ма Рейни выступала в платьях из бисера и сверкала не только нарядами, но золотыми коронками и брильянтовыми пломбами, намеренно вставленными в зубы. В этом же стиле выступала и Бесси Смит, чью полную фигуру украшали страусовые перья, боа, парчовые накидки с мехом. И эти разукрашенные певицы рассказывали горькие, реальные живые истории, в которых действовали никчемные мужчины, глупые женщины, где были злодеи и жертвы, страсть и секс, где люди напивались, умирали, убивали, ели вареные свиные ножки. В этих историях не было ни капли сентиментальности, и они освещались не романтикой, а только юмором.
На нашей улице живет 19 парней,
На улице живет 19 парней.
18 – дураки, а один – нехороший человек.
Это “Блюз нехорошего человека”. Или, скажем, блюз “Я и мой джин”.
Мне не нужно платьев и украшений,
Можно заменить их бутылочкой джина.
Дай мне мой джин, и я буду вери вери найс ту ю.
Джейн Шапиро:
С блюза все началось. Он лег в основы джаза. Из него выросла поп-музыка. По пути блюз приобрел лоск, перестал быть таким балладно-тяжеловесным. Но и потерял кое-что важное. Например, примитивность – подлинность фольклора. А еще он потерял сюжет. Классический блюз всегда рассказывал историю.
Бесси Смит:
Судья, судья, пошли меня на электрический стул,
Я его зарезала, я так его любила, что всадила ему нож в грудь.
Марина Ефимова:
Блюзы – не просто истории, но часто притчи. Поэтичные и, конечно, трудно переводимые.
Я разрушительница, я в смятении,
Я как тигр, готовый к прыжку,
Мой блюз – блюз отвергнутого сердца.
Джейн Шапиро:
Эти истории были гораздо реалистичнее более поздних популярных песен. После смерти Бесси Смит блюз разбавили водой. Тоску заменили грустью, секс и страсть – любовью, пронзительность – лиризмом. И блюзы стали песнями не только черной, но и белой публики.
Марина Ефимова:
Блюзы Бесси Смит полны страсти и чувственности, чуть скрытых эвфемизмом, вроде, “его пирожок с вареньем”. В блюзе “Исполни свой долг” она поет:
Ты три раза сегодня отказал мне,
Когда у тебя будет настроение,
Исполни свой долг.
Джейн Шапиро:
Бесси Смит скомбинировала в своем исполнении блюза стили всех, кто пел до нее. Но главным в ее исполнении была ее собственная животная энергия. Все, кто ее видел, говорили, что записи не дают полного представления о том, как Бесси Смит пела. Как он доводила публику до слез, как она умела тронуть сердце. Словом, главным ее секретом, был гипнотизирующий контакт с публикой.
Марина Ефимова:
Белые заметили Бесси Смит в январе 1923 года. Через две недели после неудачи в студии “Черный лебедь” за ней приехал в Филадельфию другой охотник за талантами Фрэнк Уокер из студии “Коламбиа рекордс”. Изданная им первая пластинка Бесси Смит разошлась в количестве 800 000 экземпляров. Бесси Смит стала императрицей блюзов на 6 лет. Бесси Смит начала петь в 10 лет, после смерти матери. При первой возможности, он сбежала из жалкой лачуги в Чаттануге, где, по образному выражению ее отца, “крыс было больше, чем детей” и присоединилась к группе менестрелей. С тех пор она жила на дорогах. Успех ее пластинок, щедрые гонорары ничего не изменили. Она обожала дороги, новые места, новых людей, новые любови, мимолетное веселье за бутылкой джина. Дом был там, где можно сготовить свиные ножки. Она делала это даже в пульмановских вагонах, в которых ездила на гастроли. Любовью всей жизни Бесси Смит был ночной сторож Джек Ги. Он стал ее мужем, ее мучителем и ее мучеником. Бесси пила, заводила романы с мужчинами и с женщинами, пропадала ночами. За это он бил ее до крови, тиранил, транжирил ее деньги и, в конце концов, ушел. Джек разбил Бесси сердце и в отместку получил блюз “После того, как ты ушел”. Его написал композитор Лейтон, и в исполнении Бесси Смит он стал одним из самых знаменитых блюзов своего времени.
Бесси Смит:
Ты заставил меня плакать,
Что уж притворяться,
Но наступит время, когда и ты загрустишь,
И ты раскаешься,
Не забудь об этом.
Марина Ефимова:
В 1931 году Бесси встретила Ричарда Моргана, который стал веселым и легким компаньоном в ее кочевой жизни. Она была счастлива с ним, хотя ее музыкальная слава начала меркнуть. В 1929 году грянула депрессия, гонорары упали, толпы слушателей поредели. Но главное – менялся вкус публики.
Джейн Шапиро:
В 30-х годах в моду вошел свинг. Его изобрели те самые музыканты, которые аккомпанировали Бесси. Луи Армстронг, например. Его ритмические инновации произвели настоящий фурор в Гарлеме. Началась смена декорации. Бесси была звездой блюза. Она не могла в один день изменить свой стиль. На сцену вышли другие певицы – Билли Холидей и Элла Фицжеральд.
Бесси Смит:
Ты никому не нужен, когда ты упал,
А я упала так низко, что вокруг не видно ни души,
Но если когда-нибудь, я снова почувствую в руке доллар,
То, может быть, мой лучший, мой старый,
Мой ушедший друг вернется ко мне.
Марина Ефимова:
Бесси Смит погибла, как и жила, на дороге. Ее автомобиль, который вел Ричард Морган, налетел в темноте на стоявший на обочине маленький грузовичок с выключенными фарами. Бесси сидела, высунув руку в окно, и эту руку почти оторвало. Все, что случилось потом, так обросло легендами, что мы можем лишь отметить самые знаменитые.
Диктор:
Пьеса Эдварда Олби “Смерть Бесси Смит”. 26 сентября 1936 года город Мемфис, штат Теннеси. В приемном покое больницы для белых сидит белая медсестра. Вбегает Джек – негр лет 45-ти.
Джек (запыхавшись):
Мэм, мне нужна помощь, быстро нужна. Мы попали в аварию. У меня в машине раненая женщина.
Медсестра:
Да неужели! Ну, сядь и подожди. Я сказала, иди туда, сядь и подожди.
Джек:
Но она истекает кровью!
Медсестра (едва сдерживаясь):
Послушай, охлади-ка свой пыл.
Джек:
Мэм, эта женщина Бесси Смит.
Медсестра (кричит):
Плевать кто у тебя там, ниггер. Говорю тебе, охлади свой пыл.
Марина Ефимова:
Первым серьезным исследователем жизни Бесси Смит был исландский журналист Крис Альбертсон, который выяснил, что ни в какую больницу для белых Бесси Смит не привозили. Похоже, что прибывшая к месту аварии скорая помощь, в первую очередь, увезла белую женщину, которая находилась в грузовике. Точно известно только одно. Бесси Смит доставили в больницу для черных в городе Мемфис только через 7 часов после аварии. Там ей ампутировали руку, но она умерла от потери крови и от шока. Ей было 47 лет. Похороны на день вернули Бесси Смит ее славу. Более 7 000 человек собралось проводить ее в последний путь – в серебряном гробу, покрытом розовым бархатом. Она умирала так же пышно, как пела. В толпе ни одного белого лица. И ни одной знаменитости. Не приехал никто из гарлемской элиты. Ни Армстронг, который годами ей аккомпанировал, ни ее преемница Этель Уотерс, ни Дюк Эллингтон. Бесси одних пугала, других обижала и всех шокировала. Она была дикая певица, дикая женщина, дикая душа, и она лучше всех на свете пела блюзы.