Арнольд колокольников биография личная жизнь

Арнольд колокольников биография личная жизнь thumbnail

9 июля, «Советская Россия», статья Э. Ладыниной «И выстраданный стих»:

«Дон Гуан (В. Высоцкий) в «Каменном госте» в чем-то несет в себе черты и Чарского, и Импровизатора. Словом, прежде всего и больше всего, он — поэт И этим пронизано, определено его отношение к жизни. Несмирение — особенность характера всякого художника — ведет его из изгнания в Мадрид, в дом Лауры, где Дон Гуану грозит смерть. Несмирение сообщает устойчивость и силу его увлечению Доной Анной. Дон Гуан бросает вызов— людям, судьбе, року и так же смело вступает с ними в бой; В. Высоцкий создает характер Дон Гуана как бы несколькими ударами кисти, освобождая роль от подробностей, частностей. Отсветы счастья — а этот человек умеет быть счастливым — контрастно оттеняет трагический склад его характера. Смерть Дон Гуана от «каменной десницы» Командора, принятая им с настоящим достоинством, подводит итог прожитой жизни, где были и щедрость, и красота, и ощущение полноты дней уходящих».

10 июля умер актер Театра на Таганке Олег Николаевич Колокольников. Когда-то, в самом начале Таганки, они с Высоцким дружили, даже играли вместе с Людмилой Абрамовой в телефильме «Комната»… Но в последние годы близких отношений уже не было…

В. Янклович: «Он (Колокольников) поехал в Ленинград, и это случилось прямо на вокзале… На Володю эта смерть произвела колоссальное впечатление! Это была первая — близкая, реальная смерть. Он был просто подавлен».

Оксана: «Вот-вот Володя «вышел», — два дня держался более или менее… Но тут умер Колокольников, и Володя с грустью объявляет об этом и начинает пить. То есть ему был важен не только факт смерти, но и повод— «развязать»… Нужна была какая-то оправдательная причина… Ведь в последние годы они с Колокольниковым практически не виделись… И снова— и шампанское, и водка… С этого времени наркотиков уже не было…

Я и сама была в жуткой депрессии, умер отец… Мы все время об этом говорили… И вместо того чтобы давать ему какой-то жизненный импульс, я сама впала в депрессию… Тяжесть на душе и жуткие предчувствия…

Весь этот год у меня было предчувствие какой-то беды. И это чувство было, начиная с Нового года. Мне приснился страшный пророческий сон…

Сейчас выходят всякие мистические книги. Я к ним отношусь, конечно, скептически, — но вот смерть, действительно, имеет свой запах. И это ощущение близкой смерти чувствовалось в воздухе постоянно… Постоянно. Был какой-то сгусток отрицательной энергии, который влиял на всех нас. И, может быть, потому что я — женщина, и мне было всего двадцать лет, — я все события тогда воспринимала на эмоциональном уровне. И Володя все чувствовал и понимал… Наверное, это тоже связывало нас».

Б. Немчик: «Я прожила в квартире Высоцкого около двух месяцев. Вокруг него было много людей, но, по-моему, тепло шло только от одной Оксаны. Как раньше от Людмилы Абрамовой и от Марины Влади…

Ему нравилось заботиться о ней, опекать ее. Но тогда она была совсем молодая девушка, а теперь это зрелая женщина со счастливой судьбой. Так что ее оценки, спустя столько лет, как и оценки других людей, — могут быть субъективными».

11 июля — запись в дневнике В. Золотухина: «Смерть Олега Николаевича… В театре плохо. Театр — могила.

А там Высоцкий мечется в горячке, 24 часа в сутки орет диким голосом, за квартал слыхать. Так страшно, говорят очевидцы (? — В. П.), не было еще у него. Врачи отказываются брать, а если брать — в психиатрическую; переругались между собой…»

Театр уже далеко — даже до бывших друзей доходят только слухи и свидетельства неведомых очевидцев. По словам Янкловича, Высоцкий все последние дни ждал, что придет кто-нибудь из театра. Пришел только Давид Боровский…

А по Москве ходят слухи, что какие-то люди держат Высоцкого под наркозом целыми неделями… А приводят в себя только перед спектаклем или концертом. (Рассказано актером Театра на Таганке в 1987 году. — В. П.)

12 июля. Днем — похороны Колокольникова на Митинском кладбище. Народу было немного… По свидетельству А. М. Ефимовича, Золотухин сказал, что следующим будем хоронить Высоцкого.

Виктор Шуляковский — актер Театра на Таганке (интервью Л. Симаковой): «12 или 13 июля 1980 года мы с Алешей Зайцевым и Рамзесом Джабраиловым зашли в ВТО выпить по стаканчику в память об актере Театра на Таганке Олеге Колокольникове, который умер 10 июля. Выйдя на улицу, у входа встретили Владимира Высоцкого с Янкловичем, который потом куда-то отошел, а мы вчетвером немного поговорили. Настроение у всех было паршивое. Владимир хорошо относился к Колокольникову и чувствительно переживал его смерть».

Вечером 12-го — «Преступление и наказание».

В. Янклович: «Володя играет. Он не хотел и не должен был играть. Но где-то в это время был разговор с Любимовым у него дома. На спектакле были японцы— какая-то делегация… Только после разговора с Любимовым он играет в этом спектакле».

Илья Порошин (сын В. П. Янкловича): «12 июля я пошел на «Преступление и наказание», пошел с Саней Елиным. А на следующий день мы уезжали в спортивный лагерь. Все спектакли я смотрел по многу раз: все действие смотреть было уже неинтересно, — я ждал куски, в которых играл Володя. Мы с Сашкой сидели в театральном буфете на втором этаже. И вдруг открывается дверь и прямо ко мне идет Высоцкий… Я говорю:

Читайте также:  Константин райкин биография личная жизнь

— Это — дядя Володя Высоцкий. А это — Саша.

Володя — нам:

— Вы еще посидите, а потом будет очень важная сцена, — приходите посмотреть.

Подошел ко мне, поцеловал в голову — и ушел…»

В. Шехтман: «Приезжаю в театр. Володя дал мне два маленьких флакончика закручивающихся и говорит:

— Чеши к Толику Федотову!

Толика на месте нет, я — обратно:

— Володя, Толика нет.

Он звонит, Толик появился…

— Давай еще раз.

Я еще раз туда и обратно.

При мне в уборной — раз! ввел наркотик! — пошел доигрывать…»

13 июля — «Гамлет».

Оксана: «Володя играл, я его ждала. Посылал ли он кого-нибудь? Наверное… Тогда мы все были в состоянии «боевой готовности» — в, любой момент мчаться куда-то. Но я — гораздо меньше, чем ребята. Они же все это доставали…»

В. Янклович: «Володя приехал за пять минут до начала спектакля!»

А. Демидова: «Володя плохо себя чувствует, выбегая со сцены, глотает лекарства… За кулисами дежурит врач «скорой помощи». (И. Годяев? — В. П.) Во время спектакля Володя часто забывает слова. В нашей сцене после реплики: «Вам надо исповедаться» — тихо спрашивает меня: «Как дальше, забыл». Я подсказала, он продолжал. Играл хорошо. В этой же сцене тяжелый занавес зацепился за гроб, на котором я сижу, гроб сдвинулся, и я очутилась лицом к лицу с призраком отца Гамлета, которого я не должна видеть по спектаклю. Мы с Володей удачно обыграли эту «накладку». В антракте поговорили, что «накладку» хорошо бы закрепить, поговорили о плохом самочувствии и о том, что — слава Богу — отпуск скоро, можно отдохнуть. Володя был в мягком, добром состоянии, редком в последнее время…»

Значит, все-таки наркотики были. Врачи уже не могли давать в ампулах — строгий учет, — появились флакончики. А вот когда не было…

Оксана: «Почему были эти жуткие запои последние? Никто не мог достать «лекарство». А водка — это замена. Володя и напивался, потому что не было… А если бы было, то он бы не пил, — тогда это просто не нужно».

Еще одно важное — не до конца выясненное — обстоятельство. Высоцкий звонит Марине Влади 1, 2, 3 и 17 июля. О чем они говорят? Со слов Марины мы знаем содержание последнего разговора —

17 июля, а вот о чем идет речь в начале месяца — неизвестно. О смерти и похоронах Татьяны — Одиль Версуа: 2 июля — девять дней со дня ее смерти?.. А может быть, продолжение тяжелых парижских разговоров? Или наоборот — В. В. собирается в Париж и они обсуждают детали?.. А может быть, никаких разговоров не было — Марина бросала трубку?

«Она никогда не простит мне, что я не прилетел на похороны Татьяны…» (В. Высоцкий).

Дело еще в том, что в это время В. В. покупает обручальные кольца и пытается обвенчаться с Оксаной.

Источник

Этот сайт носит некоммерческий характер. Использование каких бы то ни было материалов сайта в коммерческих целях без письменного разрешения авторов и/или редакции является нарушением юридических и этических норм.

О В.Высоцком вспоминает

Виталий Владимирович ШАПОВАЛОВ

1, 2, 3.

Я понимаю, что жил во времена Высоцкого. Но я также жил в свои собственные времена, и ни перед кем не собираюсь отчитываться, как в них жил. Я был бы, наверное, другим человеком, если бы осознавал, “с кем рядом сижу”.

Другое дело — я всегда понимал Володин потенциал. Было четкое ощущение: я и он — разные потенциалы. Он мощный, он мощнее — вот это я всегда чувствовал.

Одного в нем не понимаю — воздействия через песню. Как слушают его песни! Просто записи, голос. Понятно, когда есть эффект личного присутствия: человек выходит к зрителям, может их обаять, воздействовать внутренней энергетикой — мы уже столько слышали об этом. А когда только запись, только голос, — почему же все замолкают? И у нас, и за рубежом.

Мы только фиксируем факт: воздействует. А почему — каждый объясняет по-своему: одни говорят, что темы песен общечеловеческие, другие толкуют про аудиоэффект, есть, дескать, какой-то носитель, который мы не знаем…

Нет, у Володи еще какая-то магия. Я в нем ловил нечто мне непонятное. Причем, только у него. В записи видел других великих артистов, того же Чаплина: я все понимаю, я хохочу, я отдаю дань большому, блестящему, яркому дарованию, — но магии нет.

С Володей связан и такой эффект: слова мне непонятны, но в то же время я их понимаю. Он что-то говорит, орет, хрипит — непонятно, но понимаю все равно. А как это достигается, какими средствами? Маленький ростом человек, ничем не давит…

Еще мне нравится «адская машина», сидящая в нем. Не в том смысле, что он машина, а в человеческом понимании. Вот молодые сейчас все, как черти, орут — и никого это не колышет. А посмотри, как Володю слушают по сей день, даже если случайно где-нибудь заведут. Так что ор ору рознь. Тут у Володи — мощь, философия, поэзия, душа и совесть. Это первооснова — душа и совесть.

Читайте также:  Юрий батурин биография личная жизнь жена

И у молодых есть хорошие тексты, даже в этом попискивании. Но у Володи — просто лавина, камнепад! Впрочем, он сам был и камнепадом, и этой лавиной. Вот откуда все это бралось во вроде бы маленьком по внешнему объему человеке?!

Когда мы работали в «10 днях…», случалось так, что он шел в костюме Керенского, а я за ним — мы собирались в фойе, играли там зонг, как положено. И когда шли — а его еще мало знали в лицо, — то все зрители шептали, показывая на меня: «Высоцкий, Высоцкий!..» Я слышал, естественно, — что же я, дурной совсем, ничего не замечаю? Показываю пальчиком в его спину: «Вот! Вот Высоцкий!» Они мне в ответ глазами: «Вот этот? Этот шибздик? И эта моща — из его глотки?!» Да, милые мои! Разве рост определяет поэзию? Нет, не рост, а сила духа человеческого определяет. Талант, дух — вот что определяет силу и мощь человека.

У Володи-то сила особая. Это изнутри, это духовное, это тайна. А искусства — я не громкую фразу говорю — искусства без тайны нет.

* * *

Однажды он спросил:

— Почему ты в концертах не поешь мои песни? Просто любопытно — тебе что, они не нравятся?

— Что ты, Володя, — говорю, — очень нравятся.

— А почему не поешь?

— Да потому что спеть их на свой лад — это будешь не ты, а петь «под тебя» — получится пошлятина. Что же мне, тоже хрипеть, что ли?

— Нет, ты по-своему пой.

— Ты, — говорю, — Володя, настолько уникален, что — дай Бог тебе здоровья — пой сам свои песни, ты это прекрасно делаешь. А петь их другому нельзя, я убежден.

Этот разговор я вспомнил, когда после Володиной смерти мы работали спектакль «Владимир Высоцкий», где многим из нас довелось исполнять его песни. Любимов сказал: «Пойте по-своему». Я отвечаю: «Нет, я так не могу — ну какой же это Высоцкий, где он?..»

Хожу возле собственного дома и думаю: что мне делать? Как мне его петь? Подражать, хрипеть нельзя — хотя я мог бы запросто сымитировать. Значит, нужно категорически придерживаться его ритмического рисунка, все эти сонорные согласные «м», «н» выпевать очень длинно, выпевать все фразы — он любил очень четко произносить текст. Например:

Пляшут ноты врозь и с тол-л-лком,
Ждут до, ре, ми, фа, соль-л-ля и си, пока-а-а
Разбросает их по пол-л-лкам
Чья-то дер-рзкая р-рука-а-а.

Следить за произношением носовых согласных, его рычащих «р-р-р», четких «к», «х» — «делах-х-х!» Четко выпевать-выговаривать все звуки, даже глухие, следовать его манере, его наполнению.

И еще врубать тот самый его нерв. Свои силы врубать ровно настолько, насколько их хватит. Не экономить. У меня столько, сколько было у него, не будет — там все связано с голосом, с его звучанием, с тембральной окраской. У меня этого нет — значит, врубай все свое, что можешь.

Я попробовал это соединить — оказалось ужасно трудно. Трудно даже четко петь, как он, — невозможно выговорить. Попробуйте сами буквально, чисто спеть в его ритме:

Здесь вам не равнина, здесь климат иной!
Идут лавины одна за одной,
И здесь за камнепадом ревет камнепад…

Конечно, есть у него песни и попроще, но вот такие, ритмические, оказывается, петь очень трудно.

Постепенно где-то уже появился Володя. Уже узнаешь — это Высоцкий, это песня Высоцкого:

Я пол-лмира почти через-зл-лые бои
Прошагал-л и пропол-лз-с батал-льоном-м…

Любимову говорили, что манера исполнения Шапена больше всех похожа на Володину. А шеф: «Да ничуть!» — разговорился, разбурчался. Мы с Золотухиным идем за декорацию, начинаем песню: «Я полмира…»

— Стоп! — кричит Любимов. — Не надо, чтобы эту песню пел Владимир! Пусть Шапен поет вживую!

— Юрий Петрович, так это Шапен и поет, — Золотухин в микрофон. Шеф промолчал — и поехали дальше.

Я вначале долго отказывался, пока не почувствовал, как ее надо петь. А когда почуял, эта песня мне стала жутко нравиться. Она и на слушателей очень сильно действует. Песня, вообще, малоизвестная, я сам не слышал ее в Володином исполнении, только в рукописи читал.

Часто спрашивают «Это — Высоцкий?» Я им объясняю, что это — «вагонная песня», что после войны ходили по вагонам инвалиды и потряхивали мелочью в баночках, чтобы им подбрасывали. И в забегаловках пели. Обычно такие песни били на жалость. А Володя и здесь своим ходом пошел: просто рассказал ситуацию — без соплей, что называется, без клюквы, без нажима. И люди балдеют от того, что им не навязывают ситуацию, а просто рассказывают: вот, смотрите, что произошло!

* * *

Любимов нам как-то говорил: стояли они с Семеном Владимировичем, отцом Высоцкого, в предбанничке перед сценой. Отец смотрел в зал и вдруг сказал: «Надо же, сам Кобзон пришел!..» Володя об отце говорил мало, иногда разве пробурчит что-то: что вот отец… О матери говорил хорошо… Марина, считаю, принесла ему только пользу, она его смиряла, берегла, сохраняла…

Читайте также:  Закашанский леонид биография личная жизнь жена

Но вообще лезть в эти дела… Достоевский говорит устами Свидригайлова: «Никогда не ручайтесь в делах, бывших между мужем и женой или между любовником и любовницей. Потому что тут всегда есть уголок, известный только им двоим».

* * *

О «полуеврействе» своем Володя никогда не говорил — вообще не помню, чтобы он говорил на эти темы. И анекдоты не рассказывал — по-моему, он не любил анекдотов. А если любил — то что-нибудь такое, что дает материал для поэзии. Обычно в анекдотах этого нет, это просто шутка — когда нечего делать, уже не о чем говорить, начинаем рассказывать анекдоты. Пустоты заполняем анекдотами. Вот чего он не любил.

* * *

Однажды сообщает:

— Шапен, я сочинил иронический романс: «…я сегодня потерпел фиаско» Шутка, понимаешь?

Я отвечаю:

— А почему тогда не сказать: «А я сегодня приобрел фиаско» — это же дичь получается: приобрести фиаско!

— Шапенчик, а это ничего, это смешно, это действительно забавно…

В текст, конечно, не вставил, но разговор такой состоялся.

(В одной из рукописей данного текста Высоцким вписан этот вариант. — Ред.)

* * *

В кино мы вместе не работали. Правда, я читал в официальных фильмографиях, что Володя снимался в «Эхе далеких снегов». У меня в этом фильме была небольшая роль, но я вообще ни разу не слышал никаких разговоров, что Володя там занят. Мы с режиссером были в приятельских отношениях, я бы знал.

Категорически утверждать не могу, но я его там не помню.

* * *

Помню, Володя пригласил меня и Феликса Антипова в ресторан «Метрополь»:

— Ребята, пойдемте! Будет Евгений Матвеев и какие-то партийные работники из Ростовской области. Они приглашают меня. Я же не пью, а стол будет шикарный, надеюсь, что в отдельном кабинете. Хотите попить-поесть? Поехали?

— Почему же нет? Хотим, конечно!

Поехали. Сидят секретарь то ли Ростовского обкома, то ли города Шахты. Баба какая-то с прической как у Зыкиной или Фурцевой. Матвеев: «Мы с тобой оба Семенычи: ты — Владимир, я — Евгений…» Постепенно все нормально пошло. Хорошо принимали.

Володя сидел — минералочку дул.

* * *

Поскольку Володя какое-то время совсем не пил, он ушел в автомобиль. Был за рулем — пить нельзя. То есть не просто нельзя, а ты еще отвечаешь за человеческие жизни.

* * *

Он не любил ходить на похороны. Я об этом и от других слышал, и видел сам. Когда у нас умер Арнольд Колокольников, актер, который играл с самого основания театра, Володя не пришел. Не мог видеть мертвым человека, которого знал живым. Вот так — видно, какие-то свои отношения у него были со смертью.

* * *

Однажды переодевались после спектакля, и Володя говорит:

— Пойдем в одну компанию?

А я знаю, что у него недавно была клиническая смерть. Не пойду, думаю, а то еще замажусь его жизнью. Скажут: «Не спас. Был там, а не спас». Я инстинктивно боялся того, что в конце концов и случилось. Там, в его последнюю ночь, тоже была компания…

— Нет, — говорю, — Володя, печень болит.

И в это время вышел на пару минут. Возвращаюсь — моей майки нет. Его висит — а моей нет. Как он ее схватил? Комплекции у нас совсем разные! Но, видимо, он уже о другом думал, уже в той компании был.

И костюмеры из театра ушли — как идти? Хорошо — лето, и недалеко было: я эту маечку кинул на плечи и «огородами-огородами», задворками добрался до дома, хоть полуголый. Володя на следующий день говорит:

— Слушай, я твою майку вчера взял, как же ты?..

* * *

Как-то я говорю Володе:

— Ты знаешь, что-то печень запела! Наверное, звонок прозвонил…

А он:

— Что ты, Шапен, — за одно место держишься, за печень. У меня живого места нет!

Так и сказал. А все спрашивают: отчего он умер? Да он мог умереть от чего угодно — от желудка, от печени, от сердца… Тут не должно быть ни недомолвок, ни недоразумений, ни неясностей: он был очень, очень и очень нездоров. Родился здоровым мальчиком и был физически крепким человеком. Но горел, сгорал.

Стихи, театр, кино, непосильная концертная работа и так далее. Плюс недосыпание, недоедание.

А иначе жить не мог. И в стихах, и нам он говорил:

— Я иначе не могу. Если буду просто длить жизнь, просто небо коптить — так я жить не умею.

* * *

Все-таки хорошая фраза — «не сотвори себе кумира». Я о ней часто думаю. Нельзя ни из кого кумира делать — ни из Пушкина, ни из Высоцкого. Надо их делать близкими себе людьми. Близкими не в том смысле, чтобы похлопать по плечу, а в том, что — вот куда хочется обратить очи души.

Записал Игорь РОГОВОЙ

 
Арнольд колокольников биография личная жизнь
В.Высоцкий и В.Шаповалов. Фото А.Шпинева

||||||| К предыдующей странице |||||||

К содержанию раздела ||||||| К главной странице



© 1991—2020 copyright V.Kovtun, etc.

 

Источник