Арбузов биография личная жизнь

Арбузов биография личная жизнь thumbnail

Алексе́й Никола́евич Арбу́зов (1908—1986) — русский советский драматург.[1] Лауреат Государственной премии СССР (1980).

Биография[править | править код]

А. Н. Арбузов родился 13 (26 мая) 1908 года в Москве в дворянской семье[2]. Среди его предков был декабрист Антон Арбузов. Отец Николай Кирович Арбузов служил старшим драгоманом русского посольства в Константинополе, занимался банковской деятельностью в Санкт-Петербурге, впоследствии разорился; кроме того, публиковал рассказы. Мать — Надежда Владимировна де Мандражи. Её отец был небогатым дворянином греческого происхождения. В 1914 году семья переехала в Петроград, в 1916-м Алексей Арбузов начал учиться в гимназии, однако систематического образования не получил.

Революция 1917 года, голод и болезнь матери, тяжело переживавшей уход мужа к своей первой жене, сделали Алексея сиротой в 11 лет. Мальчик был вынужден бродяжничать и вскоре попал в колонию для трудновоспитуемых. В БДТ Арбузову довелось увидеть спектакль «Разбойники» Ф. Шиллера, который показывали для красноармейцев, уходивших на фронт. Со вступительным словом выступил Александр Блок. Впечатление Арбузова было настолько сильным, что в этом театре пересмотрел все спектакли, знал весь репертуар.

В 14 лет Алексей Арбузов начал работать статистом в Мариинском театре. В 16 лет поступил в драматическую студию под руководством Павла Гайдебурова, актёра и режиссёра, и по окончании обучения был принят в труппу руководимого Гайдебуровым Передвижного театра. Весной 1928 года Арбузов покинул театр, чтобы создать вместе с группой молодых актёров свой «Цех экспериментальной драмы». После его распада принял участие в организации театра на колёсах (агитвагона), который ездил со спектаклями по малым городам России. Собственного драматурга театр не имел, поэтому Арбузов сам взялся за перо. Первая многоактная пьеса «Класс» была поставлена в Ленинграде, но не имела успеха.

После провала Арбузов уехал в Москву и поступил в Театр имени Мейерхольда[3]. Вскоре стал заведующим литературным отделом Театра Пролеткульта; поскольку это был театр малых форм, Арбузов писал для него агитационные обозрения.

В 1939 году Арбузов вместе с Валентином Плучеком организовал Московскую театральную студию, более известную как «Арбузовская студия». С началом Великой Отечественной войны студия была преобразована во фронтовой театр и прекратила своё существование после окончания войны[4].

Первой по-настоящему успешной пьесой Алексея Арбузова стала «Таня», написанная в 1939 году и в том же году поставленная Андреем Лобановым в Театре Революции, с Марией Бабановой в главной роли. В дальнейшем «Таня», как в первой редакции, так и во второй (1946 года), ставилась едва ли не во всех театрах страны и принесла широкое признание автору[4]

Пьесы Алексея Арбузова ставили во многих странах мира[1], а в СССР буквально не сходили со сцены («Иркутская история» сыграна более 9000 раз только в 1960—1961 годах). Многие эксперименты Арбузова в области формы свидетельствуют о влиянии Теннесси Уильямса и Джона Осборна[5].

Государственная премия СССР (1980) — «за пьесы последних лет»)[1].

А. Н. Арбузов умер 20 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Семья[править | править код]

  • Первая жена — актриса Татьяна Евтеева (1903–1978), впоследствии — жена писателя Константина Паустовского
  • Дочь Галина (1935) — кинокритик и кинодраматург.
  • Вторая жена — Анна Богачёва.
  • Дети: дочь Варвара Арбузова-Кулиш (1940) — продюсер, вдова кинорежиссёра Саввы Кулиша и сын Кирилл Арбузов (1950) — актёр, театровед и литератор.

Пьесы[править | править код]

Аудиоспектакль театра им. Маяковского по пьесе «Таня», 1939 год

  • «Класс» (1930)
  • «Шестеро любимых» (1935, перераб. 1958).
  • «Дальняя дорога» (1935).
  • «Счастливый дозор» (1935)
  • «Таня» (1938, перераб. 1947). До 1956 эта пьеса была поставлена 1000 раз. Прибегая к большим временным интервалам между сценами, Арбузов показывает превращение влюблённой студентки во взрослую сознательную женщину-врача. В первом варианте пьесы именно этот образ взрослой Тани обладал недостаточной убедительностью, поэтому в 1947 году Арбузов переработал пьесу.[5]
  • «Город на заре» (1940, перераб. 1957)
  • «Неожиданная осень» (1942, под загл. «Бессмертный», в соавторстве с А. Гладковым; перераб. 1965)
  • «Домик на окраине» (1943, под загл. «Домик в Черкизове»; перераб. 1954)
  • «Встреча с юностью» (1948)
  • «Годы странствий» (1950, под загл. Ведерников, перераб. 1954 и 1980)
  • «Европейская хроника» (1952)
  • «Накануне» (1955, по роману И. С. Тургенева)
  • «Двенадцатый час» (1959, перераб. 1980)
  • «Иркутская история» (1959)
  • «Потерянный сын» (1960)
  • «Нас где-то ждут…» (1962)
  • «И вновь — встреча с юностью» (1964)
  • «Мой бедный Марат» (или «Не бойся быть счастливым», 1965, перераб. 1980): действие происходит во время блокады Ленинграда, автор использует типичное для него растяжение действия на многие годы (с 1965—1969 — 3 253 постановки)
  • «Ночная исповедь» (1967)
  • «Счастливые дни несчастливого человека» (1968)
  • «Сказки старого Арбата» (1970) — в 1970—1973 была сыграна 1 827 раз. Арбузов вывел на сцену своего ровесника — шестидесятилетнего художника, создающего куклы. Любовь этого героя к двадцатилетней девушке и его отношения с сыном и другом автор в несколько абстрактном плане использует для изложения философии старения и жизни.[5]
  • «Выбор» (1971)
  • «В этом милом старом доме» (или «Некоторые огорчения», 1972)
  • «Моё загляденье» (1972)
  • «Вечерний свет» (1974)
  • «Старомодная комедия» (1975)
  • «Ожидание» (1976)
  • «Жестокие игры» (1978) Действие пьесы разворачивается на нефтяных месторождениях Западной Сибири и в Москве. Автор с тревогой показывает, насколько легко необдуманные действия каждого человека могут нанести серьёзный урон другому человеку — в том числе и нравственный.[5]
  • «Воспоминания» (1981)
  • «Победительница» (1983).
  • «Виноватые» (1984)

Сценарии к фильмам[править | править код]

  • Таня (1974)
  • Старомодная комедия (1978)
  • Сказки, сказки, сказки Старого Арбата (1982)

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. ↑ Повесть «Деньги». Предисловие Кирилла Арбузова. Журнальный зал (октябрь 2003).
  3. ↑ Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. — М., 2000.
  4. 1 2 Рудницкий К. Л. Арбузов, Алексей Николаевич // Театральная энциклопедия / под ред. С. С. Мокульского. — М.: Сов. энциклопедия, 1961. — Т. 1.
  5. 1 2 3 4 Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.

Ссылки[править | править код]

  • Произведения Арбузова в Театральной библиотеке Сергея Ефимова
  • Могила на Кунцевском кладбище, уч.10

Источник

Биография

Советский драматург Алексей Арбузов ратовал за «простодушный театр». Он стремился, чтобы со сцены говорилось о человеке и человечности, что делало его пьесы душевными и близкими зрителю. Любовь к миру, оптимизм и стремление к счастливому финалу были принципами писателя, которые он реализовывал в жизни и творчестве.

Детство и юность

Алексей Николаевич родился 13 (26) мая 1908 года в Москве. Революция 1917-го не разрушила жизнь дворянской семьи Арбузовых, потому что они потерпели крах задолго до нее. Отец, ранее занимавший дипломатическую должность и служивший в банке, успел разориться и оставил жену с ребенком, вернувшись к первой супруге.

Алексей Арбузов в молодости

Мать, хоть и принадлежала к помещичьему сословию, капиталов не имела, а потому жить им с сыном приходилось впроголодь. Они переехали в Петроград, где 8-летний Алеша начал получать образование в гимназии, однако вскоре учебу пришлось оставить. Мать заболела и в 1919 году умерла, оставив мальчика сиротой. С тех пор начались скитания и жизнь бродяги, которая привела Арбузова в колонию для трудных подростков.

Однако судьба оказалась благосклонной к юноше и уберегла его от криминального мира, в обмен подарив влюбленность в театр. Впервые увидев спектакль новообразованного БДТ, Алексей загорелся лицедейством и стал буквально жить сценой. А еще юноша пытался учиться в театральном балетном училище, но из-за детских травм его танцевальные перспективы оказались неважными. В 14 лет он устроился статистом в «Мариинку», а позднее поступил учеником к Павлу Гайдебурову, руководившему Передвижным театром. Там Арбузов стал играть в пьесах, а в 20 лет принял решение уйти в самостоятельное плавание.

Читайте также:  Юрий ицков биография личная жизнь семья

Личная жизнь

Личная жизнь драматурга складывалась бурно. Впервые он сильно влюбился еще в молодости, встретив актрису Лидию Мишину. Прожив вместе 4 года и покочевав вместе из труппы в труппу, они разбежались. А Арбузов полюбил Татьяну Алексеевну Евтееву, работавшую в Театре им. В. Мейерхольда. Чувствам не помешала разница в возрасте: женщина была старше Алексея на 5 лет. Они поженились, и в 1935 году родилась дочка Галя, впоследствии ставшая кинокритиком и сценаристом.

Однако этому браку пришел конец после встречи драматурга с Анной Богачевой. Молодая артистка из рабоче-крестьянской семьи очаровала мужчину живостью и талантом. Она стала жить с ним, несмотря на то, что консервативные родители осуждали выбор дочери. Им было трудно понять девушку, которая предпочла Зиновию Гердту и Исаю Кузнецову женатого мужчину с ребенком.

После женитьбы Анна родила двоих детей, Варвару и Кирилла. В семейном архиве сохранилось много совместных фото.

Наша семья в Переделкино в 1957 году.
“…и чем больше будет проходить времени – тем яснее мы будем сознавать, что…

Опубликовано Кириллом Арбузовым Воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Алексей Арбузов с женой и детьми

Оба наследника Арбузова связали жизнь с творчеством. Варя вышла замуж за режиссера Савву Кулиша и занялась продюсированием, а Кирилл сначала пробовал себя в актерском деле, а затем стал театроведом. Перу сына принадлежат две книги о биографии Алексея Николаевича — «Разговоры с отцом» и «Другая цивилизация».

Воспоминания чередуются здесь с дневниковыми записями и эссе, проливая свет на творческую мастерскую драматурга. Кирилл рассказывает, что в детстве приходилось терпеть строгость отца, который стремился вырастить из детей спартанцев, заставляя по утрам бегать и обливаться холодной водой. Также сын вспоминает, что злился на отца из-за его измен матери.

Прожив с Арбузовым 30 лет, жена устала терпеть его романы с актрисами, о которых знала вся страна, и подала на развод. Она также мучилась из-за собственной нереализованности, поскольку оставила карьеру ради семьи. Их дача в Переделкино, обустроенная ее руками, долгое время была гостеприимным домом для писателей, артистов, режиссеров и прочих творческих друзей. Дети поначалу держали обиду на отца, но в итоге смогли понять его артистическую «внесемейную» натуру и помирились с ним.

Творчество

В конце 1920-х годов Арбузов предпринял попытку организовать «Цех экспериментальной драмы» и разъезжал с единомышленниками по уездным городам в «агитвагонах». Репертуара артистам не хватало, а потому Алексей решил сам писать пьесы. Первые опыты не приносили успеха, а прорывом стала написанная в 1938 году «Таня», премьера которой состоялась в Театре Революции. С тех пор произведение ставили на сценах по всей стране, а автор стал востребованным театральным драматургом.

Вместе с Валентином Плучеком мужчина организовал студию, которая с началом Великой Отечественной войны стала фронтовым театром. Он продолжил пополнять библиографию новыми текстами, которые становились спектаклями и обретали экранизации, в их числе «Иркутская история», «Старомодная комедия», «Сказки Старого Арбата». Фильмография Арбузова насчитывает с десяток работ.

Пьеса Алексея Арбузова «Таня»

Пьесы Алексея Николаевича оказались близкими зрителю, который нуждался в утешении и сказке. Его нередко обвиняли в театральности и отрыве от социальных проблем, но автор продолжал гнуть свою линию и писать чуть наивные, сентиментальные истории, в центр которых ставились душевные переживания героев.

«Мой бедный Марат», «Жестокие игры», «Годы странствий» смотрят на человека любовно и стараются «объяснить, а не обвинить».

Этот светлый взгляд роднит с произведениями Арбузова зрителей любого возраста, пола и национальности. И сейчас, когда творчество многих советских авторов считается пережитком соцреализма, эти пьесы кажутся полными жизни и искренности.

Смерть

Драматург прожил 77 лет, в последние годы жизни испытывая проблемы со здоровьем, которые стали причиной смерти, наступившей 20 апреля 1986 года. Арбузов ушел, окруженный народной любовью и признанием. Его произведения становились фильмами и ставились как в советских театрах, так и за рубежом, за что в 1980-м автора удостоили Государственной премии СССР.

Могила Алексея Арбузова

Незадолго до кончины мужчина еще намеревался посетить премьеру своей пьесы в Театре имени Моссовета. Уже понимая, что уходит, Алексей Николаевич завещал дочери сохранять семейные связи, прощать близких и не бросать их. И признался, что очень виноват перед ее матерью. Похоронили Арбузова на Кунцевском кладбище Москвы.

Библиография (пьесы)

  • 1938 — «Таня»
  • 1943 — «Домик на окраине»
  • 1950 — «Годы странствий»
  • 1952 — «Европейская хроника»
  • 1959 — «Иркутская история»
  • 1960 — «Потерянный сын»
  • 1965 — «Мой бедный Марат»
  • 1970 — «Сказки старого Арбата»
  • 1972 — «В этом милом старом доме
  • 1975 — «Старомодная комедия»
  • 1978 — «Жестокие игры»
  • 1984 — «Виноватые»

Источник

Алексей Арбузов был самым плодовитым драматургом советского времени. Его пьесы «Город на заре», «Таня», «Иркутская история», «Мой бедный Марат» и многие другие шли на всех советских и зарубежных сценах. Идут и сейчас, чем могут похвастаться не многие драматурги поколения Арбузова. Он был человек увлеченный и увлекающийся, несемейный, но вынашивал утопическую мечту: собрать под одной крышей бывших жен и детей с их семьями… Наверное, это было бы грандиозное театральное действо. Его дети Варвара и Кирилл Арбузовы вспоминают…

Кирилл: — Мы дети от третьего брака отца. В первый раз отец женился в конце 20-х годов на актрисе Лидии Васильевне Мишиной. Возможно, это был гражданский брак. В те времена браки заключались и в домкоме. С женой он перебирался из театра в театр, поскольку тогда они росли как грибы. Прожили года четыре и разошлись — отец встретил и полюбил другую женщину, актрису-мейерхольдовку Татьяну Алексеевну Евтееву. От этого брака появилась на свет наша старшая сестра Галя. А Лидия Васильевна бросила театр, окончила Горный институт и уехала в Сибирь на золотые прииски. Там вышла замуж, родила ребенка, но их долгая переписка с отцом сохранилась, и две героини его пьес носят имя Лида, Лидия Васильевна («Мой бедный Марат» и «Старомодная комедия»). И то, что он так подробно описал жизнь золотодобытчиков в первом варианте пьесы «Таня», явно почерпнуто из переписки с Лидией Мишиной.

— Знакомство вашего отца с мамой, естественно, театральное?

Варя: — Маму и отца в какой-то мере сблизила революция. Отец был из дворянской семьи, а мама — из крестьянской. Когда она попала в Москву, то поступала во все театральные училища одновременно и всюду была принята. Но начала учиться в студии Мейерхольда. Когда она туда поступала, то читала Лермонтова «Гарун бежал быстрее лани…», и когда замолчала, Мейерхольд закричал: «Еще! Пушкина знаешь?» — «Знаю», — сказала мама. «Читай!» — приказал Мейерхольд. Мама стала читать, а он обернулся к Зинаиде Райх, которая сидела рядом и торопила его куда-то, и сказал: «Подожди. Такие девочки поступают раз в сто лет». Мама проучилась в студии год, а потом Театр им. Мейерхольда закрыли, училище распустили и их курс перевели в училище при Театре Революции переучиваться, как тогда говорили, «от формализма к реализму». В общем, все, кто ее видел на сцене, говорили: «Ваша мама была гениальная актриса». Но актерская ее судьба не сложилась.

Кирилл: — Они познакомились на репетиции «Тани». Отец сидел в зале, а мама участвовала в массовке, расположившейся на вращающейся сцене. Что-то там случилось — мама споткнулась и упала, а за ней стали падать все остальные. Режиссер Лобанов остановил репетицию, и в этот момент глаза отца встретились с глазами молодой актрисы Анны Богачевой — виновницы сорванной репетиции. И отец сказал, видимо, историческую для нашей семьи фразу: «Я не думал, что в наше время есть девушки, которых надо красть».

Читайте также:  Юлия сулес биография личная жизнь

Варя: — По-настоящему они познакомились некоторое время спустя на квартире Валентина Николаевича Плучека, где собиралась арбузовская студия. На эту квартиру Александр Константинович Гладков, в свое время ассистировавший Мейерхольду, и привел маму — тогда рождалась пьеса «Город на заре», и для нее искали героиню. Но в тот день Арбузов был на футболе — он, страстный болельщик «Спартака», не мог пропустить матч, где его любимая команда играла с «Динамо». «Спартак» проиграл, и отец приехал в чудовищном настроении. Как маме показалось, он ее не узнал и, когда ее представили ему, скользнул по ней равнодушным взглядом. Мама спросила Гладкова: «Наверное, я ему не понравилась?» На что тот ответил: «Ну, сейчас он не в настроении, должно пройти время. А за вас мы еще поборемся».

Мать начала работать в студии, оставаясь студенткой училища, и вдруг как снег на голову свалилось на нее предложение отца стать его женой, которое он сделал, дождавшись ее у выхода из Театра Революции. Через какое-то время отец ушел из прежней семьи, и они с мамой стали жить вместе.

Кирилл: — Мама была родом из рабоче-крестьянской многодетной семьи, и ее совместную жизнь с женатым человеком, да еще «с хвостом», то есть с ребенком, родные восприняли в штыки. Тем более что за мамой ухаживали молодой Зиновий Гердт, Исай Кузнецов… Ее мать говорила: «Вон какие у тебя кавалеры, а ты с женатым связалась».

— А как сложилась ее актерская судьба? Где она работала?

— После войны — в Театре им. Ермоловой, но отношения с режиссером, все тем же Лобановым, у нее не сложились. В студии она играла главные роли, а в этом театре у нее были только массовки. Кроме того, мама не была приспособлена к театральным интригам — была бесхитростна, во многом прямолинейна и никогда не просчитывала ходы, хотя все окружающие это делали запросто.

Варя: — Но когда она работала в театре, ее зарплата была единственным средством нашего существования, поскольку все папины пьесы были практически запрещены, кроме «Встречи с юностью», и до начала 50-х годов ничего не шло. И папа, как говорила мама, лежал на диване в депрессии, а за шкафом в той же комнате жили его бывшая жена Татьяна Алексеевна с Константином Георгиевичем Паустовским и их новорожденным сыном Алешей.

Мама ушла из театра, во-первых, потому, что должен был родиться Кирилл, а во-вторых, у отца пошла «Европейская хроника» — абсолютно конъюнктурная пьеса, которую он написал, потому что нужно было кормить семью.

Я помню, что у нас совсем не было денег, и еще помню, когда кончилась война, первое, куда повел меня отец, — это консерватория и футбол. На футболе он велел мне кричать: «Красненькие, вперед!» «Спартак» был тогда в красной форме. И меня, маленькую девочку, все знали на стадионе как настоящую болельщицу. Я всю жизнь так и болела за «Спартак».

У меня в памяти живы моменты, когда после футбола я просила папу купить мне шарик или шоколадку, а он говорил: «Купишь уехал в Париж». А я не понимала, что он говорит, и приставала к папе с вопросом: «Купишь уже приехал?» — «Пока нет», — отвечал он.

А когда папа написал «Годы странствий» — они пошли во всех театрах Советского Союза, и на нас, голодающих людей, живущих за шкафом, свалился не просто достаток, а богатство. Родители купили квартиру, дачу в Переделкине, машину… Мы начали ездить отдыхать в Крым и на Рижское взморье.

— Дом ваш был открытым?

— Открытым и хлебосольным. У нас всегда собиралось огромное количество людей — драматургов, режиссеров, актеров. Но у мамы был такой характер, что она вечно ссорилась с нянями, домработницами, совершенно не умела экономить и поэтому часто готовила все сама. Готовила прекрасно, умела быстро сделать шикарный стол и говорила: «Когда я тороплюсь, у меня все получается».

— Мама не комплексовала по поводу того, что стала домохозяйкой?

— Конечно комплексовала. И обвиняла папу в том, что карьера ее не сложилась. Папа убеждал маму, что ей надо чем-то заниматься, хотя бы теннисом, и она начала играть, и довольно прилично. Однажды папа тайком пошел посмотреть, как она играет. Когда мама пришла домой, он сказал: «Анна, сегодня очень большой день». — «А что случилось?» — спросила мама. Папа патетически произнес: «Сегодня ты круто изменила свою жизнь. Ты доказала, что можешь это сделать».

Когда Кирилл вырос и у меня уже была своя взрослая жизнь, мама все же мучилась и переживала от творческой невостребованности. В ней кипела внутренняя жизнь, она была прекрасной рассказчицей, очень деятельным человеком. Можно сказать, что нашу дачу в Переделкине она выстроила сама. В конце концов она стала консультантом по сценической речи при ВТО. Стала ездить по периферийным театрам с лекциями и практическими занятиями. Пьеса отца «Нас где-то ждут» об этом — о перипетиях маминой жизни.

Кирилл: — Однако попытки вернуться в театр актрисой у мамы все-таки были. Отец очень дружил с режиссером Охлопковым, и мама решила ему показаться, Николай Павлович тогда руководил Театром им. Маяковского. А он сказал маме: «Анна, посмотри, какой у тебя дом, какие дети! Зачем тебе нужны эти постоянные дрязги в театре, интриги…» Мама действительно была несовместима с той внутренней театральной жизнью и предпочла семью.

— Сколько лет прожили вместе ваши родители?

— Они прожили около тридцати лет. Мне кажется, этим двум личностям трудно было идти на компромисс, кому-то быть под кем-то. Кроме того, мама, повторяю, воспитывалась в семье с очень ортодоксальными взглядами и установками. Она всю жизнь прожила с одним человеком — с папой, и его увлечения переживала очень тяжело.

— А увлечения действительно были?

— Ну конечно! Об этом ходили многочисленные легенды, но мне не хотелось бы называть фамилии реальных действующих лиц.

Варя: — Семья была все равно крепкая — папа очень ценил дом. И, думаю, родители никогда бы не развелись, если бы не мамин характер. С годами усугубились не лучшие ее черты — бескомпромиссность, властность. И ведь не отец ушел из семьи — его выгнала мама, узнав о каком-то его романе. Папа поселился в Доме творчества «Переделкино», неподалеку от нашей дачи. Дело было летом, и однажды он прислал маме корзину невиданно красивых цветов. Этот поступок был несвойственен отцу. А мама взяла и с шофером отправила цветы обратно.

— Никто из вас не стал актером. Это в знак протеста или отец не хотел?

Кирилл: — Не хотел я, но отец меня буквально заставил. Еще в школе я хотел поступать на киноведческий факультет ВГИКа. Но Савва Яковлевич Кулиш — муж Вари — и отец в один голос заявили, что искусствовед не профессия для мужчины, чтобы чем-нибудь ведать, не надо оканчивать институт. «А поди-ка ты потяни актерскую лямку, — говорили они, — а потом, может, пойдешь в режиссуру…» В результате я одиннадцать лет проработал в Центральном детском театре, но считаю, что допустил ошибку, придя туда.

Варя: — А я вообще онемела, когда в школе мне надо было со сцены прочитать монолог из Гайдара.

Читайте также:  Прабхас биография личная жизнь

Кирилл: — Все дело в том, что, когда отец ушел, мать переключилась целиком на меня. И все мои отроческие и юношеские годы она пыталась, что называется, прикрыть меня от солнца, чтобы, не дай бог, его яркие лучи не светили мне в глаза. Она отгораживала меня от мира, и я воспитывался в вакууме, а потому был ужасно стеснительным, зажатым. Я попытался поступить в Школу-студию МХАТа, где увидел ребят из провинции, которые уже прошли через самодеятельность, были раскованными, разбитными, а я был страшно зажатым на сцене, краснел, бледнел… Мои педагоги долго выбивали из меня все эти комплексы.

— Но все-таки влияние отца вы на себе ощущали? Он вас воспитывал собственным примером?

Варя: — Помню, когда мы снимали дачу в Переделкине — Кирилла еще не было — и с нами жила Галка, отец утром строил нас, и мы бежали: впереди отец, за ним мать, потом Галка и я. Я бежала и ныла, за это отец прозвал меня «нытик-маловер». Он заставлял бежать босиком по скошенной траве, и она колола ноги. Мы обегали большое поле, а потом должны были окунаться в ручей, который иногда по утрам уже был покрыт тоненькой пленкой льда. Папа хотел, чтобы мы были спортивными.

Кирилл: — Воспитывала меня мать, как я говорил, холя и лелея. Потом, время от времени, в перерывах между поездками, появлялся отец, хватал меня за шкирку, ставил под холодный душ, заставлял купаться в ледяной воде, делать зарядку, бегать, а я отбрыкивался, да и мать меня пыталась оградить даже от этого. Но какие-то основополагающие вещи он смог мне внушить. Теперь, по прошествии времени, я понимаю — то, что он мне пытался внушить, можно было отнести и к нему самому. Например, когда мне было одиннадцать лет, отец внушал мне понятие о мужской смелости. «Ты должен заставить себя считать, — говорил отец, — что время, проведенное в кресле зубного врача, это для тебя благо и удовольствие». На самом деле он, как никто, боялся лечить зубы и все время из-за этого мучился. Или еще: «Ты должен встать в двенадцать ночи и поехать на лыжах в лес. Ты должен сражаться с собственным страхом». Но я помню, что за два года до смерти отца Валентин Николаевич Плучек, приехав к нему в санаторий на Рижское взморье, вспоминал, как в конце тридцатых годов они пришли в Комитет по делам искусств просить о разрешении работать их студии, и отец буквально спрятался в простенке начальственных дверей, пропустив вперед Плучека. И так там хоронился до конца разговора. Так что все его пожелания были пожеланиями скорее самому себе.

Варя: — Однако надо сказать, что отец всегда делал зарядку и купался в Балтийском море при восьми градусах. Он заставлял и нас бегать по пляжу много километров или идти быстрым шагом. И до сих пор и я и Кирилл не умеем ходить медленно.

Но, главное, что отец сделал, — привил нам любовь к искусству. Он всегда интересовался, что мы читали, смотрели, и возмущался: «Как, вы еще не были на выставке?!» А когда ездил за границу и смотрел те фильмы, которые у нас нельзя было увидеть, то подробно рассказывал нам о них. Когда все привозили из-за границы шмотки, он привозил альбомы живописи. Он разглядывал их с нами и рассказывал о художниках, читал стихи.

Кирилл: — А вот массовое искусство он не любил страстно. Терпеть не мог самодеятельность, хор Пятницкого, официозную эстраду, азартные игры и телевизор. Телевизора у нас долго не было, и я в детстве на даче тайком пробирался в сторожку, где жил шофер со своей семьей, чтобы его посмотреть.

— Ваш отец ушел от мамы, но не от вас. Вы продолжали общаться или…

Варя: — Наш папа всегда присутствовал в нашей жизни, хотя сначала я встала в оскорбленную позу и перестала с ним общаться. Я помню, как увидела его на премьере фильма Саввы «Мертвый сезон» в Доме литераторов. Папа взглянул на меня, а я прошла мимо. И когда мы уходили со своей молодежной компанией, в его глазах читалось: «Варя, позови меня с собой…» В его взгляде была такая боль… Ну а потом мы стали общаться, и мама всячески это приветствовала. Он с удовольствием проводил время в наших молодежных компаниях.

Кирилл: — У Вари все-таки была своя семья, муж, а я остался с матерью и поначалу целиком принял ее сторону. И у меня были точно такие же моменты, как и у Вари. Отец очень переживал, и, думаю, все эти мелодраматические перипетии нашли отражение в его пьесах «Счастливые дни несчастливого человека», «Жестокие игры», «Ночная исповедь», «Виноватые»… Даже в комедии «Сказки старого Арбата», правда уже в шутливой форме, обыгрываются непростые отношения отца и сына.

А теперь я понимаю, что его личная драма — это еще и уход его отца из семьи. Все это всегда жило в его подсознании и как бы наложилось на события его последующей жизни и на его творчество.

— Отец никогда не говорил с вами о своей личной жизни?

Варя: — Нет, никогда. Он вообще был достаточно закрытым человеком в общении. В конце жизни, когда он тяжело болел, не вставал, и я год провела с ним рядом, хотя за ним было кому ухаживать, он все время держал меня за руку, как будто хотел набраться от меня сил. И где-то дня за два до смерти, расспрашивая меня о маме, сказал: «Знаешь, я очень виноват перед ней». Потом задумался и произнес: «А ведь я очень ее любил…»

Я чувствовала, что отец любил маму, хотя они часто ссорились, и виноват в этом был мамин характер. Но хорошо помню свои детские ощущения: вот они ссорятся, мама говорит что-то резкое, а потом проходит время, родители идут навстречу друг другу, обнимаются и так стоят молча. Я всегда так трепетно ждала, когда они помирятся! И я вклинивалась между их колен, обнимала их, и мы так долго стояли. Это было такое счастье!

Кирилл: — Он был человек хоть и увлекающийся, но творчески целеустремленный — на первом месте у него были театр, ученики, а потом уже семья. Когда он умер, на поминках, где, конечно, были Галя, Варя и я, один из товарищей отца сказал: «В нашем представлении Арбузов был человеком внесемейным, и как-то странно видеть такую дружно сплоченную группу детей». Но когда отец еще был здоров, он говорил: «Знаете, какая у меня мечта? Чтобы все мои жены, дети, их семьи жили вместе одной семьей». Как жаль, что он не увидел фильма Бергмана «Фанни и Александр», где в финальной сцене как бы осуществляется его мечта.

Варя: — Перед самой смертью в разговоре со мной папа, можно сказать, оставил завещание нам, детям: «Никогда не бросайте и поддерживайте друг друга, что бы ни случилось. Даже если у вас будут какие-то взаимные претензии, старайтесь прощать друг друга и быть всегда вместе». И мы всегда вместе.

Маргарита РЮРИКОВА

На фотографиях:

  • ПАПА. 1948 ГОД
  • МАМА. 1941 ГОД
  • ПАПА, МАМА И ВАРЯ. 1950 ГОД
  • И КИРИЛЛ. 1962 ГОД
  • НАША СЕМЬЯ В ПЕРЕДЕЛКИНО. 1957 ГОД
  • НА РИЖСКОМ ВЗМОРЬЕ. 1953 ГОД
  • В материале использованы фотографии из семейного архива

Источник