Анна плотникова биография и семья личная жизнь

Анна плотникова биография и семья личная жизнь thumbnail

№061(4786) | 24 мая 2018

Знатоки включают Анну Плотникову в золотую десятку гармонистов России. «Да, есть такое», – скромно соглашается сама Анна Васильевна и предпочитает делегировать возможность для объективных отзывов своим поклонникам.Недавний сольный концерт «Эшъёсынкотькушулдыр!» («С друзьями всегда весело!»)на сцене Удмуртской государственной филармонии позволил сделать новый замер народной любви народной артистки. И размер этот получился очень большим…

Фирменная «дробушка» для Заволокиных

Минувшей зимой разговор с Анастасией и Захаром Заволокиными, приезжавшими в Удмуртию на съёмки программы «Играй, гармонь любимая!», невольно коснулся и Анны Плотниковой.

– Родниковый край моментально полюбился отцу: удмурты сразу поняли его душу, а он живо понял удмуртов. Мы тоже всегда приезжаем к вам с особым чувством. В республике у нас много друзей, потому что мы непритворно общаемся с людьми, не придуриваемся, и в ответ получаем такую же нелицемерную взаимность. Вон Анютка Плотникова пельменей накрутила, сварила и принесла, чтобы мы на съёмочной площадке перекусили и отогрелись от мороза, – высказалась Анастасия Геннадьевна Заволокина и к рассказу о вкусном горячем блюде добавила откровение об ароматном напитке: – Чай Анюткин – с душицей, мятой и чабрецом – тоже помог растеплить душу.

Эта тематическая увертюра помогла начать беседу с Анной Плотниковой.

– С Заволокиными я познакомилась еще два десятка лет назад в Иваново, где проходилвсероссийский фестиваль «Играй, гармонь!» Про Заволокиных я мельком слышала раньше и тут набралась смелости показать-проверить себя в фестивальной программе. Заодно решила и на других гармонистов посмотреть, – наша героиня вспоминала давние мотивы. – Не стану скрывать, что перед поездкой я сильно волновалась: там настоящие музыканты собираются! А я что?! Девушка из деревни.Я ещё жила в родном Нижнем Котнырево Алнашского района и работала культмассовиком в сельском клубе. Но поклонник моего творчества Николай Григорьевич Волков из Красногорья придал тогда мне сил и уверенности: «Почему тебя в России не слышно?! Пора!» – «Да, денег у меня не хватает, чтобы выехать на фестиваль!» – «Ничего, заработаем на дорогу!»- «Как?» – не понимала я. «А мы проедем с гастролями по Удмуртии.Ты петь-играть будешь, а я между песнями, пока переводишь дух, смешные сценки стану показывать».И, действительно, с гастрольным туром мы проехали по нашему родниковому краю и сколотили необходимый капитал на поездку. Приезжаем, значит, мы в город невест. Признаться, увидев огромное количество гармонистов, собравшихся в Иваново, я струхнула пуще прежнего. Не помню как, новсё-таки вышлана сцену и выступила. На мою удачу это выступление увидел известный гармонист из Орехово-Зуево, который был на ты с Геннадием ДмитриевичемЗаволокиным. Высоченного роста орехово-зуевский гармонист подскочил ко мне, посмотрел сверху вниз и напугал вопросом: «Ты что делаешь?!», и я чуть не сгорела от стыда, укоряя себя: «Всё,отвыступалась. Предупреждали ведь тебя, Аня, что не надо было никуда ездить!» У меня в голове пробежали самые плохие мысли, а этоторехово-зуевский гармонист продолжил: «Меня ещё никто так не удивлял, как ты! Держи пятирядку, сейчас к Гене и Насте Заволокинымпойдем, покажемся, а они пусть посмотрят на тебя».

Берёт меня под руки и тянет прямиком к Заволокиным, которые в тот момент работали в жюри и вели прослушивание для участия в записи телевизионной программе «Играй, гармонь любимая!» «Ну, что мешкаешь? Давай начинай, коли приехала!» – воскликнул Геннадий Дмитриевич, увидев меня, и яначала шпарить «дробушку» – игру не вариациями и переливами, а аккордами в своей манере. Заволокины мигом переглянулись между собой и стали смотреть на меня, не отрываясь. Когда я исполнила на удмуртском языке песню «Синъёсыд…» («А глаза твои, глаза»), Настя спросила меня: «Аня, о чём вы спели?» В двух словах я пересказала песенный сюжет, перевела один куплет на русский язык и вскоре дебютировала на первом общенациональном телеканале с двумя песнями. Года через три после этого Геннадий Заволокин приехал в Глазов и очень просил разыскать меня. Мобильники тогда ещё не были распространены и искали меня достаточно долго. К тому же из Алнашей ехать на самый север республики тоже не ближний свет. Пешком дошла от своей деревни до автотрассы и на попутках добралась до города на Чепце. «Аннушка, совсем не думал я, что маленькая Удмуртия такая большая, – рассмеялся шутливый Геннадий Дмитриевич, когда наконец-то снова увидел меня.- Показывай, что привезла на этот раз». Я начала растягивать меха в протяжной песне, и Заволокин торопливо остановил меня: «Так у меня каждый может играть. А где твои сердце и душа, где твоя фирменная дробушка?»

Подушка – первая гармошка

– Знаменитая алая в перламутре гармонь Заволокина, как в народе говорят, сама могла выводить любого гармониста. А как вышло, что гармошка стала вашим вторым я?

– Этот инструмент я впервые взяла в руки, когда ещё говорить не умела, – улыбнулась Анна Васильевна. – В деревнях баян мало кто видел наяву, а вот гармошек было намного больше.

 Забавно, что моей первой гармошкой оказалась небольшая… подушка! Самая настоящая подушечка, с помощью которой я имитировала игру на гармони. В деревне я же видела, как местные самодеятельные гармонисты в своих наигрышах энергично аккордно мяли гармошку, запоминала и затем повторяла эти движения.

– Ключевое значение здесь наверняка имела энергичность. «На груди звенит мониста, все удмурты пляшут быстро!» – слова этой частушки очень метко подмечали танцевальный заводной топтун-топотун южных удмуртов.

– Именно эта аккордная игра и запала в мою память. При этом невольно я научилась играть ту самую дробушку, играть наособицу, что и удивило тогда известных российских гармонистов.

– Через какое время вместо подушки в ваших руках появилась гармонь?

– Когда уже училась в школе. Мой старший брат купил с первой зарплаты гармошку «Снежок». Купил, понятно, для себя, потому что тогда в любой удмуртской деревне все парни были буквально помешаны на гармошках. На них играли даже не каждые вторые, а каждые первые. Однако брат по какой-то причине играть не стал, и инструмент перешёл по наследству ко мне. Но поначалу я училась играть не на людях. Стеснялась. Чтобы никому моя игра не резала уши, уходила в баню и там осваивала заветную гармонь.

– А когда к наигрышам добавилась песня?

– Когда начала сочинять стихи. Кому-то ведь их надо было петь. Причём петь именно так, как я их слышала, – застенчиво только лишь уголками уст улыбнулась собеседница. – Вот так из мелодий и слов складывались мои песни.

– Сочиняли вы их целенаправленно за столом или так, на ходу?

– В прямом смысле на ходу, – смеётся Анна Плотникова и живописует удивительную картину:- Мама моя работала дояркой, я ей, разумеется, помогала. Бывало, пока идёшь из дома на ферму,где-то глубоко внутри тебя рождаются первые два куплета, а на обратной дороге к ним добавляются ещё два – вот вам и готовая песня.

Читайте также:  Михаил игонин биография личная жизнь

Балалаечные дамские пальчики

Любопытно, что, когда Анна Плотникова поступила учиться в культурно-просветительское училище (в Ижевске его называли гораздо короче и жёстче – «кулёк»),первым инструментом студентки-первокурсницы оказалась вовсе не гармонь, и даже не баян, а… балалайка.

– В моей деревне была только начальная школа, а средняя располагалась в пяти километрах, в соседнем Байтеряково. Учитель музыки играл на баяне, и меня заворожили его многочисленные чёрно-былые кнопки. Это очарование родило желание освоить баян. Ближе к окончанию восьмого класса, на моё счастье, к нам в школу приехала делегация из училища культуры с профориентацией, и они меня, что называется, сагитировали. Поступила я на дирижёрско-оркестровый факультет, и первым делом наш преподаватель Михаил Васильевич Пономарёв полюбопытствовал, на каком струнном инструменте мы хотим играть. Все девчонки записались на домру, и я с ними тоже. За компанию! Хотя в глаза не видела этот инструмент. Правда, Михаил Васильевич быстренько раскусил меня и предложил перейти на балалайку. А я раньше немножко тренькала на ней. Помимо «Снежка» у нас в доме была и балалайка. Её покупала сестра за немалые для той поры 15 рублей, и инструмент дожидался своего часа, вися на стене.

– Получается, что брат и сестра тоже помогали вам прийти в музыку.

– Это верно. Когда в середине 1980-х годов Алла Пугачева исполнила песню Игоря Николаева и Михаила Танича«Балалайка», я на одной струне подобрала эту мелодию и напевала её. И вот когда Михаил Васильевич взглянул на мои руки,то вынес свой вердикт: «А у тебя,Аня, пальцы-то балалаечные. Самые что ни на есть для примы, чтобы мелодию вести – гибкие, мягкие». Учиться и познавать новое мне очень нравилось. Я научалась играть на гитаре, фортепиано, хотела осваивать флейту, но при этом с гармошкой я никогда не расставалась.

Она всегда была рядом со мной и грела мою душу.

Любовь луговая на всю жизнь

– А что её- душу – воспитывало? Откуда пробивались ключи вашей музыкальности?Есть у вас ответ на вопрос: «от чего хорошо так гармошка играет»?

– Есть, пожалуй. От тех же деревенских улиц, где молодёжь ходила-гуляла с гармошкой, с полей и лугов наших алнашских, когда после кропотливого сенокоса односельчане водили «ручейки» и «восьмушки» хороводов, и во всё это я влюбилась на всю жизнь. От всего этого я завожусь сама и, как мне кажется, умею завести своего зрителя. Если спросите, почему завожусь и завожу других? Да потому, что люблю то, чем занимаюсь!Вот и весь ответ. Знаете ведь, что прежде многие удмурты, как те восточные акыны, пели о том, что видели. Песня рождалась здесь и сейчас. В этих экспромтах и импровизациях они пели о том, что им по душе,и ничего не записывали. Через пять минут они могли позабыть всё сочинённое безвозвратно и не вспомнить уже никогда. Им было легче сочинить новую песню. Откуда это шло? Но на этот вопрос у меня нет точного ответа. За себя разве скажу: у меня это пошло от мамы Ольги Георгиевны и отца Василия Максимовича. Встречая желанных добрых гостей, мама как-то очень легко сама сочиняла песни, а папа всегда знакомил нас с хорошей поэзией.Всё наше хозяйство было на его плечах, но даже в постоянных заботах он умудрялся находить время для книг.

– А были у ваших родителей заветные песни?

– Отец очень любил мелодичную удмуртскую песню «Моя хорошая, моя любимая! Присядь рядом, успокой моё заскучавшее сердце, мне очень хочется с тобой поговорить».

«Тульский» говор, танго и твист

Мне тут же вспомнилась и «Побеседуй со мной», где вели разговор Николай Расторгуев и Людмила Зыкина, и то, что о задушевных беседах в народных песенниках сложено много песен, и строчка из стихотворения томского поэта Михаила Андреева «Пальцы ветром по кнопочкам враз пролетят, а последняя, эх, западает…»

– Чтобы так метко написать, надо это через себя пропустить-прочувствовать. Бывало у вас в жизни, что кнопочка западала?

– Бывало! Но не с моими гармошками, – отозвалась Анна Плотникова и предположила, что может чувствовать гармонист, когда кнопочка его инструмента не поёт. – Сразу сердце ёкает. Раньше во всех сельских клубах можно было найти гармошки или баяны, но по чьему-то недосмотру они приходили в негодность, и, глядя на них, у меня щемило душу.

– В ваших руках сегодня звучит «Тула». Нет желания сменить эту «тулку» на какую-нибудь «иномарку»?

– Нет. Импортный инструмент дорогой и не всегда созвучный твоим мыслям и эмоциям. Один баянист как-то похвастался: «У моего инструмента механика совмещена с электронным звуком. Он всё умеет делать сам!» Послушала я эту диковину и решила, что для дискотеки он, может быть, и подойдёт, зато в этом инструменте нет души. Куда-то она делась…

Прежний мой баян «Рубин» и по внешнему виду устарел, и по звучанию уступал. Поэтому я обратилась к «Туле» – она легче по весу, и мне дышать и двигаться на сцене тоже легче.

– Поэтому-то вы и стали танцевать с баяном танго и твист.

– Я танцую только при одном условии: если у меня это само пошло, естественно. С твистом как раз так и вышло! А вот с танго я работала с хореографом, и,видимо, из-за этого в южноамериканском танце меня начало «пошатывать», – хохотнула Анна Васильевна.

Растянули меха во Кремлёвском дворце

В середине июля в Новосибирске в честь юбилея Геннадия Заволокина (18 марта Геннадию Дмитриевичу исполнилось бы 70 лет) пройдёт очередной недельный международный фестиваль «Играй, гармонь!»

– Собираетесь поехать летом на берега Оби?

– Дважды я уже была на этом фестивале и нынче очень хочу побывать на нём снова.

– Заволокин мечтал вывести гармонь на Кремлёвскую сцену,и после гибели отца Настя и Захар воплотили его чаяния. Среди сотен гармонистов России вы тоже удостоились этой чести. Как вам игралось-дышалось в Кремле?

– За кулисами мне было поначалу страшно-страшно. Точно также, как двадцать лет назад, когда я дебютировала на фестивале в Иваново. Но когда я поняла, что в зрительном зале собралась публика, искренне любящая народное искусство, то мгновенно успокоилась и выступила с вдохновением! При этом я должна сказать, что перед концертом в огромном Государственном Кремлёвском дворце и перед выступлением на крохотной деревенской сценеразмером три на три метра я волнуюсь абсолютно одинаково…

Источник

Вторую неделю «Первый канал» транслирует военную драму «Андреевский флаг», которая собрала множество негативных отзывов как на популярных киношных форумах, так и на моём канале. Главным недостатком и разочарованием данного сериала является женский состав, а пальма первенства принадлежит актрисе Ольге Балашовой. Как она попала в данную картину и что ещё о ней известно? Давайте посмотрим на её биографию.

Источник: кадр из сериала “Андреевский флаг”

Читайте также:  Елена захарова биография личная жизнь 2017

Ольга родилась в Узбекистане в 1975 году. Она с детства питала огромную любовь к музыке, поэтому окончила Ташкентское музыкальное училище. Вот здесь кроется главная причина её провальных ролей (о них чуть позже в обзоре) – Балашова в первую очередь певица, а потом уже актриса.

Нужно отдать должное Ольге, ведь она всю жизнь занимается учёбой. В частности, она завершила обучение по курсу «Культурология» в МЭГУ, в 2010 году окончила музыкальный факультет ГИТИСа, а позже много гастролировала по Европе с музыкальными номерами.

Ольга Балашова в молодости и сейчас. Источник: фото из Интернета

Несмотря на то, что актёрская деятельность Ольги Балашовой началась в 2002 году, азы искусства перевоплощения она стала постигать лишь в 2007 году. То есть на протяжении 5 лет Ольга снималась в кино как дилетант. В течение 3-х лет (с 2007 по 2009) Балашова училась у Народной артистки Елены Образцовой. Ей показалось, что она получила неполное образование, поэтому вскоре уехала во Флоренцию, где прошла ещё один курс актёрства.

Ранняя карьера Ольги Балашовой не отличается какими-то выдающимися ролями, а скорее, даже наоборот. Она появлялась исключительно в эпизодах и играла секретарш, судей, парикмахеров, медсестёр. Затем Ольге достались более-менее заметные роли в комедии «Мины в фарватере» (2008), драме «Дом Солнца» (2010) и психологическом детективе «Охотники за бриллиантами» (2011).

Источник: кадр из сериала “Охотники за бриллиантами”

Если посмотреть на продюсерский состав этих картин, то можно увидеть некую МАРИАННУ Балашову. Просто однофамилица или близкая родственница? Идём дальше.

Ну и, конечно, главное достижение Ольги Балашовой – роль жены Сергея Чернобаевского в «Андреевском флаге». У меня и моих читателей возник единственный вопрос: «Как эта актриса попала в сериал?». Если опять же взглянуть на продюсерский состав, то среди 7 людей снова фигурирует Марианна Балашова. Как она выглядит?

Как-то так…

На первом фото – Марианна Балашова, на втором – Ольга Балашова. Источник: фото из Интернета

Можно заметить большое количество схожих черт лица, поэтому предположу, что Ольга и Марианна Балашовы являются сёстрами. Стоит заметить, что я указал лишь те кинокартины с Ольгой Балашовой, где её игра хоть чуть-чуть положительно оценена зрителями. Если посмотреть её остальную фильмографию (а это 24 кинопроекта), то мы увидим, что в 95% продюсером картин является всё та же Марианна Балашова.

Пожалуй, на этом я буду завершать свой обзор. Мы увидели яркий пример того, как человек без профильного актёрского образования (курсы не в счёт) может сняться в нескольких десятках кинокартин. И после этого нам говорят, что создатели сняли «очередной шедевр». Тьфу…

Дорогие гости и подписчики канала! Спасибо, что дочитали статью до конца. В знак благодарности поставьте лайк, подпишитесь на канал или оставьте комментарий!

Вас могут заинтересовать следующие материалы:

  1. Актёр Дмитрий Миллер: крепкая семья, известная жена и долгожданные дети
  2. «Я 20 лет не знал о сыне». Владимир Меньшов: 50 лет в браке, известная жена и творчество
  3. Актриса Ольга Будина: неудачная личная жизнь, уход из профессии и как сейчас выглядит

Источник

Мурӝолын но со шудӥз, «Зарни арганчи» луиз

Анна плотникова биография и семья личная жизнь

«Куддыръя», «Синъёсыд, ой, синъёсыд», «Яратӥ мон тонэ», «Атай, азбарад потӥд ке»… – та кырӟанъёсты калык кемалась аслаз кариз ни. Аслаз кариз ни Котнырысь (Алнаш ёросысь) Анна Плотниковаез но. Сцена вылын кырӟаса, Аня сыӵе востэм шуыса тодысалды ке, паймысалды. Паймиллям солы «Играй, гармонь» конкурсын но, востэмезлы ӧвӧл, шудэмезлы. Ойдолэ матысьгес тодматском баянзэ капчиен кыскась, шудӥсь но кырӟась «Зарни арганчи» нимез нуллӥсь Анна Плотниковаен.

Аня, тон кемалась-а ини кырӟаськод?

– Кӧня асме тодӥсько, пыр маке нукыртыса ветлӥсько. Алигес апаеным вераськи, со шуэ, чик уг, пе, тодӥськы тынэсьтыд кырӟамдэ. Адямиос нукырто-нукырто, а тынэсьтыд кылэме ӧвӧл. Ас поннам кырӟасько вылэм-а, мар-а, кырӟасько но асэным вераськисько: «Так, кыӵе гур ай та, оло аслам, оло ӧвӧл…» Со вал пичи дыръя.

Али кыӵе ке гур лыктэ ке, асэным ик споръяськисько ини. Аня, тазьы ум каре, озьы умойгес луоз, кылъёссэ но ӧжытак воштом. Озьы вань чуръёсме но гуръёсме кушаса эскерисько.

Арганэн шудыны мурӝолын дышетскемед, шуо. Зэм-а со?

– Ми семьяямы укмыс нылпи. Шальтра дыръям Витя агаелэн арганэз син шорам йӧтӥз. Солы гочаса улӥ, но корка шоры пуксьыса уд шуды ук. Малпаськи-малпаськи но тужгес шыпыт инты бырйи. Озьы мурӝолэ лушкемак пырисько, картошка вылэ пуксисько но арганме кыскасько. Пӧрмымтэезъя эшшо мылкыды пуроме: мон сёровно быгато. Кылзыса гинэ гур бичаны луэ шуыса, ӧй валалля. Тодмо пиос монэ кыӵе ке кырӟанэз шудыны дышето: Аня, тазэ огпол зӥб, тазэ кык пол, берло нош тазэ, собере куинетӥзэ. Озьы быдэс кырӟанэз дышетытэк выж улысь уг потӥськы.

– Берлогес валай ини, крезьгурез валанэ вань шуыса. Мон соку 5-тӥ классын дышетски. Утчанэ кык валэн толалтэ концерт пуктыны мынӥм. Быдэс зал тыр калык люкаськиз, чабо, нош арганчимы бере кыле. Ми, нылпиос, кырӟам но ини, на-на-на карыса эктӥм но ини, шудӥсьмы таки ӧз суты. Утчанысь бертӥм гинэ, арганме кутӥ: неужто мон со гуръёсты уг быгаты улӟытыны? А шудӥсько вал со дыре тужгес но тодмо кырӟанъёсты: «Отӥ но лыктэ туганэ но», «Аналтӥд тон монэ туганэ». Ӵапак соосты котькуд ӝӧк сьӧрын кырӟаллязы уго. Одӥг гурез кутски но – пӧрмиз! Соку мынэсьтым шудоез нокин ӧй вал. Арня ортчыса, паллян киын но шудӥ ни – мылкыд уката ӝутскиз. Озьы лӧптылыса арган кысканъям, кин ке мурӝол ӧсэз усьтӥз. Мон корка уг кылӥськы шуыса визьтэммыса арганме кыскасько, нош соослэн пелязы пыре. Выж улысь уллямзы бере мунчоын кык-куинь пол шудӥ. Собере вуж корка интыяськи.

Кызьы кутскид кырӟан гожъяны?

– Мон нырысь кылбур гожъяны кутски. Кӧня ке кылбурме «Дась луэ!» лэзи. Кылбурдэ ум поттэ шуыса гожтэт ысто но сыӵе шумпотӥсько! Озьыен, гожъямме эскеро, тӧлъя-буръя уг келяло.
Нырысь чуръёсме ӟуч кылын гожтӥ. Йӧ вылын выдыса кыллисько но малпасько: вот улон, кыӵе со тунсыко. Уйин кизилиос пишто, нош ӵукна кысо: со нылпи паймонлы сӥземын вал нырысь чуръёсы. Кырӟанъя нимысьтыз дышетӥсьмы ӧй вал, урокын проигрыватель лэзё но быдэс классэн ӟуч кырӟан кырӟаськом вал. «Э, пе, ӟазеге», «Изь, изь, нуные» сяна, удмуртъёсыз пӧлысь али тодам уг лыкты.

Кызьы артистэ мынӥд?

– Кырӟанъёсы вал ке но ини, артист луо шуыса ӧй малпа. Баянэн шудэме туж зол потӥз. Гуртамы концерт пукто, мон но пӧлазы куриськисько. Нырысь басьтэмзы ӧз потылы. Мугорыд но, пе, пичи, мар карод? Мон шуисько, коть сценкаосады выж ке но ӵужо. Басьтэ, пожалуйста. Озьы каллен-каллен ӧраз пыри. Нырысь, зэмен ик, сценкаосын шудӥ, собере кырӟаны-эктыны кутски. Культурая училищее мыныны мылкыдме ӝутказ Иван Ефремович Замятин. Озьы мон 8-тӥ класс бере Иже вуи.

Читайте также:  Биография и личная жизнь бубновского

Группаямы ӝыныез гуртысь, ӝыныез городысь вал. Милям крезьгуръя грамотамы чик ӧвӧл, мукетъёсыз татысь крезьгуръя школаез быдтэмын. Нылъёсмы малы ке ваньмыз домрае гожтӥськизы, а мынам сое кылэме но ӧвӧл. Ваньмыз озьы шуизы бере, мон но домра шуи. Нырысьсэ дышетӥсе доры мынӥ но пайми, кабинетаз кыӵе гинэ инструментъёсыз ӧвӧл. Балалайка одӥг гинэ луэ кожасько вал, отын ке балалайка – альт, секунда, прима, – нимъёссы но, быдӟалазы но, куаразы но пӧртэм. Дышетӥсе шуэ, басьтэ, пе, домраез но маке шудэ. Мон пуклёк кадь паймыса сылӥсько, аслым возьыт, собере шуисько: «Мон уг тодӥськы, кудӥз домра». Дышетӥселэсь паймемзэ тодам ваисько ке., али но сереме потэ. Со мыным все равно ӧз оскы, лэся, инструментэз сётӥз но – шудэ, пе. Мон нош шуисько: «Честное слово, шудэме уг луы, сое адӟеме но та дырозь ӧвӧл. Ваньзы гожтӥськизы но мон домбра шуи. «Нош балалайкаез адӟемед вань-а?» – юа со. «О, мынам гуртам но вань», – лӧптыса ик пумитаз вазисько. Дышетӥсе балалайка сётэ. Мон солы одӥг сиеныз шудӥ (куиненыз кызьы шудыны уг тодӥськы бере). Со киосме кутылӥз но шуэ: «Тынад чиньыосыд балалайкаен шудыны кылдэмын». Дышетӥсе ӧз янгыша. Мон балалайкаен урмыса ик шудӥ, куд-огез уроксэс келляло вал, а мыным сыӵе кельшиз. Вот озьы толэзь куспын ни монэ оркестре басьтӥзы. Нош басьто отчы 3-тӥ курсысен гинэ. Бадӟым вис каремен, мон сое ӧжытак вунэтӥ ни вал, но али концертамы балалайкаен номер дасямы, соин выльысь та борды берытски. Нош училищеын дышетскыкум, ӟеч шудэме понна Москвае но лэзьязы вал.

Нош малы баянлы синмаськид меда? Балалайкаен но шудэмед, гитараед но вылэм.

– Малызэ вераны шугъяськисько, но баян кадь монэ бордаз номыр ӧз кыскылы. Дорамы апаелэн эшез гитаразэ кельтэм. Мон, чуланэ потыса, сое сюлмысьтым ик йыгай! йыгай! йыгай но аслым дотово умой шудӥ кадь потӥз. Кемалась малпанэ быдэсмиз кадь. Балалайка апае басьтӥз. Одӥг аккордэз но тодытэк, Алла Пугачёвалэсь «Балалайку в руки возьму» туж тодмо кырӟанзэ одӥг струнаен дышетӥ. Собере училищеын тӥни дышетски. Баян милям нимысьтыз инструмент вал, со арнялы кык пол луылӥз. Котькуд урокез чидатэк возьмалляй.

Дышетскондэ йылпумъяса, городэ кылён мылкыдыд ӧй вал-а?

– Йырам ик ӧз лыкты. Мон колхоз стипендиат вал ке, гуртэ ик бертоно кариськи. Собере, али 17 арес трос потэ, дыр. Соку аслым ачим воксё пичи йӧтылӥ ай, анайлэн бурд улысьтыз потэм ӧз поты кадь. Котнырам ми туж мыло-кыдо ужам. Мон школае но, клубе но, нылпи садэ но сузьтӥськыны тырши. Дас ар куспын нылпиослэн «Шундыпиос» но бадӟымъёслэн «Тулкым» ансамбленызы олокытчы но потамы. Соку ик монэ кылӥзы. Отын-татын адӟизы, республикаын нимы чузъяськыны ӧдъяз. Огпол Надя Уткина жингыртӥз но «Шундыкар» лагере фольклорлы сӥзем отрядэн кивалтыны ӵектӥз. Озьы мон ньыль гужем нылпиосын ужай. Озьы ик концертэн «Арганчиос» сьӧры поталляй, кӧня ке «Шулдыр ӝытын» но ужай. Собере ини монэ «катанчиос» ӧтизы.

Гуртысь кошкемед но со ик луиз?

– Анай-атайлэн лэземзы туж ӧз потылы, ужед вань – ужа, шуизы. Собере радиоысь, телевизорысь кырӟамме кылӥзы-адӟизы но ӧз кутэ ни. Озьы мон Котнырысь кошки. 1996-тӥ арысен ужасько ини «катанчиосын». Али нокытчы но кошкыны уг малпаськы. Мон асме шедьтӥ кадь соос пӧлын. Татын мыным кельше.

Пиос пӧлын огнадлы мӧзмыт ӧвӧл-а?

– Нокӧня но огнам кадь уг потӥськы, бордазы сыӵе дыши ини. Котькыӵе дыр луэ, олома но куспамы зулиськом, но всё равно кышномурт луэмме пӧлазы шӧдӥсько. Куспамы бен вераськиськом, туж быгатӥсь, милемлы тупась ныл шедьтӥм ке, бордамы басьтом шуыса.

Зарни арганчи луэмдэ но вера ай.

– 1997-тӥ арын республикаын ортчем «Шуд, арганэ» конкурсын нырысетӥ интые потӥ. Нош 1998-тӥ арын Иже гожтэт вуэ, Удмуртиысь «Играй, гармонь» конкурсэ кинэ ке лэзьыны курыса. Мон Ижын ворми вал бере, монэ ик лэзизы Ивановое. Со котькуд кык арлы луэ. Отчы 300-лэсь трос адями люкаське. Пӧлазы вал туж кужмоосыз но, мон уго асме сыӵеос пӧлы уг пыртӥськы вал, нош сюри нырысьёсыз пӧлы. 2001-тӥ арын ветлӥ Новосибирске (отын «Играй, гармоньлэн» центрез, отын ик Заволокинлэн семьяез улэ но кылдытэм «Такмакъёс» ансамбльзы), монэ Россиысь дас зарни арганчиос пӧлы пырто. 2002-тӥ арын «Играй, гармонь» передачалы 10 ар но «Такмакъёс» ансамбльлы 15 ар тырмонэз пусйыны ветлӥ. Ӟуч кырӟанме кырӟаны кутски но зал уг лэзьы, малы, пе, удмуртсэ уд кырӟаськы. Туж шумпотӥ, отын удмурт кырӟанлы синмаськытыны быгатӥ шуыса.

Тросэз шуо, кырӟан гур изьыкум лыктэ, тынад но-а соос уйвӧтъёсад вордӥсько?

– Ой, уйвӧтам кылэм гуръёсме одӥгзэ но тодам вайыны уг быгатӥськы: сыӵе соос чебересь, лэйкытэсь кадь, нош сайкасько но вунэтӥсько. Бадӟым кужымез огшоры кыллэн но. Мылкыд но умой кадь, нош кылбур лыдӟыкуд, кыл сюлэмез сыӵе бугыртэ, ӝож кырӟан кылдэ (берло дыре монэ удмурт Буланова шуо, мӧзмытэсь кырӟанъёсы трос, лэся). Мон гуртын улоно адями-а, мар-а – татын мон гуртын мында кырӟан ӧй гожты на.

Нылпиосын ужамдэ туж мыло-кыдо вераськод, али соослэсь уд мӧзмиськы-а?

– Нылпиосыз туж яратӥсько, али Италмас посёлоке школае басьтӥзы. Мон отын пичи арганчиосын кружок нуисько. Нылпиосы туж мусоесь, быгатӥсесь (котныръёс медаз вожалэ). Аслам гуртам но дышетэм нылпиосы будо. Тани Рая Яковлева али 8-тӥ классэ потӥз ни (мон сое садикысен дышетӥ, али шатыр поттыса баянэн шудэ). Италмасысь ог 20 пала лыктӥзы вал. Мон шуисько: ӝыны час гинэ арган бордын пукыса, умой шудӥсь уд луы (ачим 5-6 час пукисько вал бере). Озьы тужгес золъёсыз куать кузя кылизы. Пӧлысьтызы куинезлы ачим но синмаськисько.

Сцена вылын но гуртын Анна Плотникова одӥг кадь меда?

– Пӧртэмгес. Тани кылзӥсьёс но шуо, туннэ, пе, Аня ӝож кырӟа, мукетъёсыз шуо, олокызьы гинэ шудӥз, серекъяса кӧт вӧсь луэ ни (училищеын мынам нимы серем мешок гинэ вал). Катанчи сьӧрын мон нош мукет. Шыпытгес-а, мар-а. Нош сцена вылэ потыкум, пырак кырӟан пӧлы выйисько. Дорын мон сцена вылынлэсь востэмгес.

Альланезлы малпанъёстэ но вера ни.

– Инмар тазалыксэ сётӥз ке, ужалом ай. Тани кассета поттыны трос кужымме сётӥсько.
Кылем арын, аслэсьтым ӝытме ортчытыкум, инты тырмымтэен, вань лыктэмъёс пырыны ӧз быгатэ. Ӝоже кылемзэс али но верасьёс вань. Соин учкисьёслы туэ толалтэ но сыӵе кузьым лэсьтэме потэ на.
Туж потэ нылпиослы нотаосын кырӟанъёсме поттэме.

Источник:

Плотникова А. В. Мурӝолын но со шудӥз, “Зарни арганчи” луиз / А. В. Плотникова ; записала Галина Савина // Удмурт дунне. – 2003. – 8 авг. – С. 6, 11. – (Удмурт кизилиос).

За предоставление материала выражаем огромную благодарность редакции газеты
“Удмурт дунне”

Источник