Анна маньяни биография личная жизнь

Анна маньяни биография личная жизнь thumbnail

Биография

Ее называют иконой послевоенного итальянского кино. Режиссеры с мировыми именами восхищались талантом актрисы, с легкостью перевоплощавшейся в героинь с диаметрально противоположными характерами. Взрывной темперамент, фактурность и удивительная органичность превратили Анну Маньяни в легенду.

Детство и юность

Родилась звезда итальянского неореализма весной 1908 года в трущобах Рима. Франко Дзефирелли, близко знавший актрису, уверял, что Анна появилась на свет в египетской Александрии. Ее мать, итальянская еврейка, вышла замуж за египтянина.

Маньяни отрицала «египетское» происхождение, но подтверждала, что мать нашла мужа на родине пирамид и мумий. Впрочем, родителей Анна не успела запомнить: малышку оставили на попечении бабушки и дедушки, обитавших в неблагоприятном районе на окраине итальянской столицы.

Анна Маньяни в молодости

До 14 лет девочка училась в школе при французском монастыре, где овладела французским языком и научилась играть на фортепиано. Первая страница творческой биографии легендарной итальянки написана тут же: Анна Маньяни дебютировала на школьной сцене в рождественском спектакле.

В 16 она стала ученицей Академии драматического искусства им. Дузе, где проучилась 2 года. Обладая отменным голосом, никогда не обучавшаяся вокалу девушка выступала на сценах римских ночных клубов и кабаре: зарабатывала на еду. Посетители сравнивали Маньяни с Эдит Пиаф.

Покинув академию, Анна подписала контракт с одним из римских театров, но быстро поняла, что ни развития, ни известности работа ей не даст. После развала труппы актриса перебралась в Сан-Ремо.

Личная жизнь

Брак с режиссером Алессандрини был единственным официальным для Маньяни. Вместе они прожили 15 лет, начиная с 1935-го. Но личная жизнь с Гоффредо не сложилась. Анна ушла от мужа, узнав о многочисленных изменах.

Embed from Getty ImagesАнна Маньяни и ее сын Лука

От недолгой связи с актером Массимо Серато Анна Маньяни родила сына Луку, которому дала свою фамилию. Лука, фото которого можно найти в Сети, пошел по стопам родителей.

Семилетний роман актрисы с Росселлини закончился из-за увлечения Роберто шведской коллегой Ингрид Бергман. Но режиссер, несмотря на болезненный разрыв, присутствовал в жизни ранее любимой женщины до самой смерти.

Фильмы

В новом городе Анна Маньяни снова вышла на сцену ночного клуба, где выступала в шоу-программах, исполняя не очень приличные песни. Там невысокую и темпераментную девушку с яркой внешностью и увидел Гоффредо Алессандрини, режиссер. Он не только женился на итальянском «аналоге» Пиаф, но и доверил ей первую роль в кино. Анна сыграла в эпизоде его ленты «Слепая из Сорренто».

Стать Пигмалионом для своей Галатеи Алессандрини не сумел. Анна вернулась к съемкам спустя 2 года семейной жизни, но не в проектах мужа. До 1940-х она снялась в 7 картинах, из которых рейтинговой стала комедия «Тереза-Пятница», вышедшая на экраны в 1941-м.

Новая любовь, а вместе с ней и слава пришли к 37-летней артистке в 1945 году, после премьеры военной драмы «Рим — открытый город». Роль расстрелянной фашистами партизанки Пины превратила итальянку в символ Рима, а режиссера Роберто Росселлини — в звезду кинематографа.

Закрепиться на вершине киноолимпа Анна Маньяни смогла через 2 года, в 1947-м, когда зрители увидели ее в драмеди Луиджи Дзампы «Депутатка Анджелина». Не сумев раскрыть богатый потенциал в молодости, актриса оказалась в зените славы в 40 лет.

Embed from Getty ImagesАнна Маньяни и Роберто Росселлини

Легендарный драматург Теннесси Уильямс, восхищенный талантом Маньяни, написал для нее пьесу «Татуированная роза». Мелодрама вышла в середине 1950-х и принесла итальянке «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA.

На Анну обратили внимание голливудские мэтры. В 1957-м она появилась в американской кинодраме Джорджа Кьюкора «Дикий ветер», встретившись на съемочной площадке с Джульеттой Мазиной и Марлоном Брандо. За работу в картине Маньяни номинировали на «Оскар».

В Советском Союзе о существовании актрисы узнали в начале 1960-х, после выхода драмы Паоло Пазолини «Мама Рома».

В конце 1960-х звезда снялась в драме Франко Дзеффирелли «Волчица». Среди завершающих фильмографию итальянской кинодивы картин — трагикомедия «Тайна Санта-Виттории» и драма «Певичка».

Карьера Анны Маньяни началась картиной Росселлини о Риме, подвести черту под творческой биографией надлежало еще одному фильму о вечном городе, который так и называется — «Рим». В ленте Федерико Феллини, вышедшей в 1972-м, актриса предстала в качестве камео.

Смерть

В середине 1960-х актрисе поставили страшный диагноз — рак поджелудочной железы. Он и стал причиной смерти Маньяни на 66-м году жизни, в сентябре 1973-го.

У смертного одра Анны до последней минуты находился Росселлини, с которым она примирилась перед кончиной. Режиссер похоронил кинодиву в фамильной усыпальнице.

Фильмография

  • 1938 — «Княжна Тараканова»
  • 1941 — «Тереза-Пятница»
  • 1945 — «Рим — открытый город»
  • 1948 — «Любовь»
  • 1947 — «Депутатка Анджелина»
  • 1951 — «Самая красивая»
  • 1952 — «Золотая карета»
  • 1953 — «Мы — женщины»
  • 1955 — «Татуированная роза»
  • 1957 — «Дикий ветер»
  • 1962 — «Мама Рома»
  • 1965 — «Сделано в Италии»
  • 1969 — «Тайна Санта-Виттории»
  • 1971 — «Певичка»
  • 1972 — «Рим»

Источник

Анна Маньяни

Анна Маньяни

Анна Маньяни (Anna Magnani). 7 марта 1908 – 26 сентября 1973. Итальянская актриса, достигшая мировой славы благодаря органичному исполнению трагикомических ролей женщин из низших слоёв общества в фильмах режиссёров-неореалистов. Первая итальянская актриса, удостоенная «Оскара» за лучшую женскую роль.

Покинутая на произвол судьбы сначала отцом, а потом и матерью, Анна Маньяни была воспитана родителями матери в трущобах Рима.

Некоторое время она посещала школу драматического искусства, затем перебралась в Сан-Ремо, где выступала в ночных кафе и варьете с малопристойными песнями. Там она привлекла внимание кинорежиссёра Гоффредо Алессандрини, разглядевшего в Маньяни итальянскую Эдит Пиаф.

С французской шансонье Маньяни сближал не только взрывной темперамент, но и отсутствие традиционных задатков актёрской красивости – она была полноватой и невысокого роста.

В 1938 году Маньяни сыграла княжну Тараканову в одноимённом фильме Марио Сольдати, однако наибольший успех долгое время сопутствовал ей на театральных подмостках.

Появления в кино были эпизодическими. Свою самую яркую довоенную роль она сыграла в «Терезе-Пятнице» начинающего Витторио де Сика (1941).

После рождения сына от актёра Массимо Серрато актриса на год отошла от работы. Несмотря на её романы с другими мужчинами, брак с Алессандрини не распался до 1950 года. Сама она признавала, что «женщины вроде меня подчиняются только тем мужчинам, которые способны властвовать ими; я же никогда не встречала того, кто бы мог властвовать мной».

В 1945 году на Маньяни неожиданно обрушилась всемирная слава. В эпохальном фильме Роберто Росселлини «Рим, открытый город» она сыграла беременную вдову, трагически заканчивающую свою жизнь в занятом фашистами Риме. Сцена смерти её героини остаётся одним из величайших достижений в истории кинематографа.

Зарубежных критиков в Маньяни особенно поразило отсутствие гламурности при вулканическом актёрском темпераменте. Её стали наперебой приглашать в неореалистические кинопроекты, и вскоре она стала лицом итальянского кинематографа. Много споров вызвала её роль в картине «Любовь» Росселлини (1948), где она сыграла простодушную крестьянку, ставшую жертвой насилия со стороны проходимца, принятого ею за святого (его сыграл Феллини).

В фильмах конца 1940-х и начала 1950-х годов Анне Маньяни удалось воплотить широчайший спектр человеческих эмоций – от душевной муки и глубочайшего горя до бесшабашной комедии.

Зачастую этот переход совершается в рамках одного фильма, как, например, в ленте «Депутатка Анджелина» Луиджи Дзампы (1947). За главную роль в этой ленте она была удостоена первой премии Венецианского фестиваля.

После разрыва отношений с Росселлини (который увлёкся Ингрид Бергман) актриса с успехом снималась у Висконти («Самая красивая», 1951) и Жана Ренуара («Золотая карета», 1953), причём последний провозгласил её величайшей актрисой, с которой ему довелось работать.

В середине 1950-х итальянский неореализм вступает в полосу кризиса, а к Маньяни начинают поступать заманчивые предложения с заокеанской «фабрики грёз». Полушутя актриса заявляет, что ей «до смерти надоели роли истеричных, крикливых представительниц рабочего класса».

Драматург Теннесси Уильямс написал для неё пьесу «Татуированная роза», но Анна отказалась играть на Бродвее, ссылаясь на плохое знание английского. Тем не менее она согласилась сыграть в киноверсии пьесы, и эта работа принесла ей «Оскар» за лучшую женскую роль.

В 1957 году Маньяни приняла предложение Джорджа Кьюкора и вернулась в Голливуд для съёмок в кинодраме «Дикий ветер», за которую вновь была номинирована на «Оскар». Среди её кинопартнёров тех лет – Джульетта Мазина, Марлон Брандо, Берт Ланкастер.

Анна Маньяни

Среди поздних работ Анны Маньяни особняком стоит остросоциальная роль в фильме «Мама Рома» (1962) Пазолини, которая прославила её в СССР. В нашей стране она гастролировала в 1965 году, а четыре года спустя снялась у Дзефирелли в картине «Волчица».

В эти годы здоровье великой актрисы оставляло желать лучшего, у неё был диагностирован рак поджелудочной железы.

С начала семидесятых годов актриса снималась в основном на телевидении; бесспорной удачей явилась великолепно сыгранная главная роль в драме «Певичка» Альфредо Джанетти (1971).

Её последним фильмом стал «Рим» Феллини (1972), где она снялась в эпизоде.

Анна Маньяни скончалась 26 сентября 1973 году на 66 году жизни. Её похороны прошли при огромном стечении народа и стали событием национальной жизни. Похоронена она была в семейной усыпальнице Росселлини, с которым примирилась за несколько лет до смерти.

С 1935 по 1950 год Маньяни была замужем за кинорежиссёром Гоффредо Алессандрини.

Рост Анны Маньяни: 160 сантиметров.

Фильмография Анны Маньяни:

1934 – Предельная скорость (Tempo massimo) – Эмилия, горничная
1934 – Слепая из Сорренто (La Cieca di Sorrento) – Анна, любовница Эрнесто
1936 – Кавалерия (Cavalleria) – Фанни
1938 – Княжна Тараканова (La Principessa Tarakanova) – Мариетта, горничная
1940 – Беглянка (La Fuggitiva) – Ванда Рени
1940 – Светильник в окне (Una Lampada alla finestra) – Ивона, любовница Макса
1941 – Тереза-Пятница (Teresa Venerdì) – Маддалена Тинтини / Лоретта Прима
1943 – Кампо де фьори (Campo de’ fiori) – Элида
1945 – Рим, открытый город (Roma, città aperta) – Пина
1946 – Бандит (Il bandito) – Лидия
1947 – Депутатка Анджелина (L’onorevole Angelina) – Анжелина Бьянки
1948 – Ассунта Спина (Assunta Spina) – Ассунта Спина
1948 – Любовь (L’ Amore) – Женщина / Нани
1948 – Мечты на дорогах (Molti sogni per le strade)
1950 – Вулкан (Vulcano)
1951 – Самая красивая (Bellissima) – Маддалена Чеккони
1952 – Золотая карета (Le carrosse d’or) – Камилла
1952 – Красные рубашки (Anita Garibaldi / Camicie rosse)
1953 – Мы – женщины (Siamo donne) – играет себя
1955 – Татуированная роза (The Rose Tattoo) – Серафина Дель Роза
1957 – Дикий ветер (Wild Is the Wind) – Джойя
1959 – Ад в городе (Nella città l’inferno) – Эгле
1960 – Из породы беглецов (The Fugitive Kind) – Леди Торренс
1962 – Мама Рома (Mamma Roma) – Мама Рома
1963 – Клад Жозефы (Le Magot de Josefa)
1965 – Сделано в Италии (Made in Italy) – Аделина
1969 – Тайна Санта-Виттории (The Secret of Santa Vittoria) – Роза
1969 – 1943: Встреча (1943: un incontro) – Иоланда
1971 – Певичка (La sciantosa) – Флора Торес, артистка оперетты
1971 – Шёл год благодарения 1870 (Correva l’anno di grazia 1870) – Тереза Паренти
1972 – Автомобиль (L’automobile) – Анна Мастронарди
1972 – Рим (Roma) – играет себя

Источник

Икона итальянского кино, ставшая одним из самых ярких выражений эстетики итальянского неореализма. Она воплотила обобщённый образ итальянки на экране, стала символом вечного города, очаровала Теннеси Уильямса и мимоходом завоевала «Оскар».

1. Девочка из трущоб

Долгое время существовала легенда, что Анна Маньяни родилась в далёкой и загадочной Александрии, но актриса утверждала, что это миф. Её мама в самом деле уехала жить в Египет, но это случилось уже после рождения дочери. Анна же осталась на попечении своей бабушки и многочисленных родственников. Она выросла в трущобах Рима, не зная ни отца, ни матери. И всю жизнь чувствовала эту недостачу.

«Я родилась в Риме, на той стороне Тибра, где нет дворцов. Я жила с бабушкой, пятью тетями и одним дядей. Я не была ни веселой, ни счастливой, больше всего на свете мне недоставало матери. Может быть, именно этим объясняются мои комплексы, так как у меня они, безусловно, есть», ― рассказывала Анна.

С матерью будущая актриса впервые встретилась, когда ей было 9, а в 15 ещё раз навестила её в Египте. Контакт наладить так и не удалось, и последняя поездка принесла Анне лишь боль и разочарование: «…я ― увы! ― не сумела по-настоящему покорить ее сердце», ― пишет Анна в своих воспоминаниях. Одним из самых близких людей для Маньяни долгие годы оставалась её бабушка. Но и её сил не хватило, чтобы затмить то одиночество и сиротство, которые актриса переживала всю свою жизнь.

2. Театр

Какое-то время Анна училась во французском классе при католическом монастыре, где неплохо овладела языком и игрой на фортепиано. В школьные же годы она увлеклась театром: первым актёрским опытом стали рождественские пьесы, в постановке которых Анна участвовала каждый год.

В целом же актриса училась плохо ― школу не любила и смогла окончить только благодаря хорошей памяти. Зато рано осознала, чем хочет заниматься в жизни и в 16 лет без труда поступила на двухлетний курс в Королевскую академию драматического искусства имени Элеоноры Дузе.

«Очевидно, именно стремление к независимости заставило меня избрать свою профессию. Может быть, я избрала ее, потому что мне хотелось быть любимой, хотелось, чтобы мне дарили любовь, которую до сих пор мне приходилось только выпрашивать», ― вспоминала актриса впоследствии.

Несмотря на то, что сразу после окончания академии Анна подписала контракт с одной из театральных трупп, ранние годы своей карьеры она описывала довольно мрачно:

«Как я начинала? Театральный зал после спектакля, недоеденный бутерброд, затхлый запах провинциальных лож, умывальник, всю ночь монотонно роняющий капли и доводящий вас до безумия… еще двести километров в поезде, и опять репетиции, и опять убегающий от тебя сон… и постоянное волнение перед выходом на сцену… Роли субреток, со скоростью молний, пробегающих из конца в конец сцены со словами: «Обед готов, мадам». Отчаяние, тяжелые приступы хандры, слезы унижения».

Театр так и не принёс Маньяни желаемой любви и славы. После нескольких лет гастролей труппа, в которой служила Анна, распалась, и актриса осталась без работы.

3. Итальянская Эдит Пиаф

Ещё во время учёбы в театральной академии Анна начала подрабатывать как певица в кабаре и ночных клубах. После распада первой театральной труппы, в которой играла Маньяни, её активность почти целиком сосредоточилась на эстрадной сцене. Особого успеха актриса достигла в жанре ревю ― разновидности музыкального театра.

В качестве певицы и артистки ревю Маньяни получила некоторую известность уже в 30-е годы. Её даже называли «итальянской Эдит Пиаф». Как и оригинальная Эдит, Маньяни профессионально не обучалась вокалу и не вписывалась в общепринятые стандарты красоты. Однако сила её природного таланта никого не оставляла равнодушным.

Именно в образе певицы впервые увидел Анну режиссер Гоффредо Алессандрини. Он влюбился в неё, случайно попав на ревю, в котором блистала артистка. Вскоре Маньяни вышла за Гоффредо замуж и сыграла небольшую роль в его картине «Слепая из Сорренто». Это не принесло ей успеха в кино, а на какое-то время Анна и вовсе бросила карьеру, решив стать домохозяйкой.

«Уж очень я влюбилась в него. Я больше не думала о театре. По правде сказать, я вообще перестала думать, и когда он спросил: «Может, поженимся?» ― я сразу ответила «да». Если бы он меня спросил: «Может, бросимся в Тибр?» ― я тоже ответила бы «да», ― признавалась актриса.

4. Обманутая

На сцену Маньяни вернуло расставание с Алессандрини. Они несколько лет прожили вместе, но счастья за это время было немного. Гоффредо стал изменять Анне, она же была безумно влюблена в него и не хотела, не могла мириться с этим. Расставание с мужем ранило актрису, и не оставило выбора ― она вернулась на театральную сцену и продолжили съемки в фильмах.

Об Алессандрини же Маньяни вспоминала с болью, но без злобы:

«Когда позднее я узнала, что у моего мужа были другие встречи, другие женщины, я чуть не сошла с ума… Я угрожала, вопила, топала ногами, плакала… Я была так несчастна… и мы разошлись. Я человек трезвый и во всем отдаю себе отчет. Гоффредо всегда был мне хорошим мужем, и смею ли я сердиться на него за то, что в какой-то день он предпочел мне другую женщину? Нет, я сама была виновата. Ведь я могла бы прикидываться, ловчить, смотреть на все сквозь пальцы. Но я не умею этого. Женщины вроде меня подчиняются только тем мужчинам, которые способны властвовать ими; я же никогда не встречала того, кто бы мог властвовать мной».

5. Символ Рима

Успех пришёл к Анне Маньяни достаточно поздно. К началу 40-х она получила скромную известность как артистка эстрады и снялась в 7 фильмах. До настоящей же славы было далеко. Самой интересной работой актрисы в кино к этому моменту была роль в картине Витторио де Сика «Тереза-Пятница».

Перелом случился только в 1945 году, когда Маньяни исполнилось уже 37 лет. Именно тогда она знакомится с Роберто Росселлини, который приглашает Анну на главную роль в своей новаторской картине «Рим ― открытый город». Фильм стал манифестом итальянского неореализма и прославил как режиссёра, так и актрису. Он был высоко оценен в США, мировой столице кинематографа, и взял главный приз Каннского кинофестиваля, а также множество других наград. Маньяни моментально превратилась из никому неизвестной актрисы третьего ряда в звезду мировой величины.

Символично, что успех Анны Маньяни связан с фильмом, одним из главных героев которого был город Рим. С ростом популярности актриса и сама превратилась в символ этого города. И даже последняя картина в её фильмографии оказалась завязана на итальянскую столицу. В 1972 году Анна в последний раз появилась на экране: она сыграла саму себя в фильме Федерико Феллини «Рим». Круг замкнулся. Звезда Маньяни взошла над Римом, над ним она и погасла.

6. Икона итальянского кино

Успех Анны Маньяни тесно связан с рождением итальянского неореализма. После выхода фильма Росселлини она стала главной звездой нового направления и следующие несколько лет была нарасхват. Актриса успела поработать практически со всеми значимыми мастерами послевоенного итальянского кинематографа. Самыми известными картинами, в которых снялась Анна, стали «Бандит» Альберто Латтуады в 1946 году, «Депутатка Анджелина» Луиджи Дзампы в 1947, «Мечты на дорогах» Марио Камерини в 1948, «Самая красивая» Лукино Висконти в 1951.

К началу 50-х Маньяни была главной кинозвездой Италии. За роль в картине «Депутатка Анджелина» она получила первую премию Венецианского кинофестиваля, а её известность обрела уже мировой характер. Дело дошло и до Голливуда. Туда Маньяни позвал знаменитый американский драматург Теннисе Уильямс. Специально для Анны он написал пьесу «Татуированная роза» ― настолько писателя поразила игра итальянской актрисы. Однако выходить на бродвейскую сцену Маньяни отказалась, она считала, что недостаточно хорошо говорит по-английски для этого.

Зато на фильм Анна согласилась. Он вышел в прокат в 1955 году и имел огромный успех. За главную женскую роль Маньяни получила сразу три премии ― «Оскар», «Золотой глобус» и «BAFTA». Это был триумф, и он закрепил звёздный статус актрисы.

Голливудская карьера Маньяни была яркой, но недолгой. Кроме «Татуированной розы» она снялась ещё в паре картин, в том числе вместе с Марлоном Брандо в фильме «Из породы беглецов». Но в разряд голливудских звёзд, как та же Ингрид Бергман, Маньяни не перешла, оставшись, прежде всего, иконой итальянского кино.

7. Итальянка

Востребованность Анны Маньяни в работах итальянских неореалистов была связана с уникальной природой её таланта. Франко Дзеффирелли, который поставил вместе с актрисой спектакль «Волчица», отзывался о ней так:

«Она обладает способностью помещать сцену в реальное, а не в реалистическое измерение. Маньяни работает с четкостью подлинного мастера, у нее нет ничего случайного, мелкого, все она делает на высоком профессиональном уровне».

Сходным образом говорил о Маньяни и Роберто Росселлини:

«Она, когда играла, забывала обо всем, и в этом была ее невероятная сила».

К месту пришлась и, казалось бы, не слишком яркая внешность актрисы. Маньяни не была привлекательной в том смысле, как это понимают модные журнал. Она была выразительной, она была запоминающейся, в ней чувствовалась глубина и индивидуальность, которые подчеркивались эмоциональным, по-настоящему итальянским темпераментом. Всё это помогло актрисе воплотить обобщённый образ «простой» итальянки на экране ― женщины из народа. А именно такие образы ― «простых» людей, способных к добру и солидарности ― и лежат в основе эстетики итальянского неореализма. Анна Маньяни стала одним из главных выразительных средств этого направления в итальянском кино.

В полную силу названный типаж в исполнении Маньяни появился в картине «Рим ― открытый город», где она сыграла трагическую роль Пины ― невесты рабочего Франческо. В следующих фильмах Анна также чаще всего играла итальянских женщин «из народа». В исполнении Маньяни типичная итальянка предстаёт не только темпераментной и сексуальной, но и необыкновенно деятельной, готовой бороться за то, во что верит ― за свою семью, за соседей и близких. Стереотипные представления об итальянке как о крикливой и слегка истеричной женщине, размахивающей руками ― также вписываются в этот типаж, однако теряют свой сатирический характер, обнажая глубину и драму.

Одной самых ярких работ Маньяни в рамках типажа «простой» итальянки стала её роль в драме Паоло Пазолини «Мама Рома». Анна играет бывшую проститутку, которая пытается начать новую жизнь, а действие фильма разворачивается на одной из окраин Рима ― там и выросла сама актриса, ведь она не столько играла, сколько сама была той самой итальянкой «из народа».

8. Роберто Росселлини: любовь и смерть

Брак с Алессандрини остался единственным замужеством в жизни Анны Маньяни. Формально он длился до 1950 года, хотя фактически пара разошлась гораздо раньше. Личная жизнь актрисы впоследствии складывалась довольно бурно, но всё также не слишком счастливо.

От актёра Массимо Серрато Анна родила сына, а с режиссёром Роберто Росселлини её связывал бурный роман, который растянулся на 7 лет. После расставания, причиной которого стали отношения Росселлини с Ингрид Бергман, они долгое время не общались, но незадолго до своей смерти актриса сделала шаг навстречу и помирилась с Роберто.

Росселлини до конца жизни оставался для неё главным мужчиной и одним из самых близких людей, о котором она отзывалась с неизменным восхищением. Он был с Анной до последней минуты и похоронил её в усыпальнице своей семьи.

Читайте также

Софи Лорен: спасибо спагетти

Источник