Андрей александрович кайдановский биография личная жизнь

Фото: из архива Н. Кайдановской

Режиссер Анатолий Васильев однажды сказал о Саше: «Он один в наше сложное время остался белоснежным — ни разу ни в чем себя не запятнал».

Андрей: Папа и мама, балерина Большого театра Наталия Кайдановская, расстались, когда мне было три года. Но и после этого какое-то время они продолжали жить вместе, да и потом не прекращали общаться, мама никогда слова плохого об отце не сказала… Для меня вообще было нормально, что папа жил отдельно — в своей коммуналке на Поварской. А я с бабушкой, мамой и сестрой Аней в квартире на Пречистенке. Поначалу в семье был еще один парень — белый кот. После него мы завели кошку, и на этом гендерный баланс окончательно нарушился…

— В 1995 году, когда Кайдановского не стало, вам не исполнилось и девяти лет. Каким вы запомнили отца?

— Папа Саша — а я звал его именно так, потому что все вокруг обращались к нему по имени, — жил в своем мире. Со мной поребячится, поиграет и опять уходит в свои мысли. Папа мне казался мягким человеком, но однажды сильно напугал. Приехал со съемок в Испании, где его побрили наголо. Я подбежал сзади, он резко повернулся — большой, высокий, лысый — и как затянет «У-у-у!». Давно это было, у меня, скорее, лишь какое-то ощущение от него осталось.

Помню, на мой день рождения поехали с ним в большой универмаг за продуктами. Папа купил мне два мороженых — ванильное и шоколадное. Правда я говорил, что шоколадное не люблю, но он все равно купил. А однажды решил научить меня «правильно» есть блины — вилкой и ножом. Но вскоре мы оба забили на этикет и с удовольствием ели их руками.

Еще в памяти сохранилось, как гоняли по Садовому кольцу. У папы были жигули первой модели — «копейка». Я подначивал:

— Можем ту машину обогнать?

— Можем, — и давал по газам.

Я не успокаивался:

— А эту?

Фото: Дамир Юсупов

Папа улыбался:

— И эту.

Помню, подвез меня к хореографическому училищу — я тогда занимался на подготовительном отделении.

— Кстати, а как он относился к тому, что сын учится балету?

— Несерьезно: пусть мальчик позанимается, а дальше посмотрим… В училище меня отдала мама — по семейной легенде, чтобы исправить «папину» фигуру. Но в занятиях у станка я видел мало смысла. Ведь они никак не сходились с тем, что наблюдал в Большом театре, в котором благодаря маме провел все детство. Я бывал на репетициях и в классе, смотрел спектакли из кулис или из рубки над Царской ложей, откуда обычно снимают постановки на камеру.

Самое сильное впечатление, конечно, произвел «Щелкунчик». Было страшновато сидеть в кулисах: темно, пыльно, кругом мыши снуют — артисты из свиты Мышиного короля развлекались тем, что пугали меня. До сих пор помню запах старого Большого театра — сейчас, после ремонта, ничего общего с той картинкой из детства нет.

Наталия: Саша балет не любил. Но мужчины обычно тщеславны, и ему было приятно, что жена танцует в Большом. Кайдановскому куда больше нравилось, что я рисую, — сам ставил мне натюрморты и говорил: «Рисуй, ты очень способная, а концепция придет с возрастом». Он прекрасно разбирался в живописи, дружил с художниками — этот мир был ему близок. Как, впрочем, и мне. Живописью и рисунком в своей мастерской со мной занимался дедушка — художник Валерий Алфеевский: он окончил ВХУТЕМАС и с 1930 года иллюстрировал детские книги. Дедушка хотел, чтобы я пошла по его стопам, и очень расстроился, когда вместо художественного института я поступила в ГИТИС на балетмейстерский…

— А как вы познакомились с будущим мужем?

— До встречи с Сашей я не видела ни одного его фильма. Вообще никак не соприкасалась с миром кино, пока не познакомилась со своей будущей подругой Катей. Она работала помощником режиссера на «Мосфильме» и пришла в Большой театр подбирать актрис для какой-то картины. Мы оказались соседями, жили в одном доме, только в разных подъездах. Старшая сестра Кати Маша Чугунова еще в девять лет решила, что хочет быть киноведом, а с тринадцати уже работала с Андреем Тарковским. В их доме хранились пленки с его фильмами, какое-то время запрещенными.

Фото: из архива Н. Кайдановской

Чудесная семья, замечательный открытый дом, куда приходили знаменитые и талантливые люди. Там я и встретила Александра Кайдановского. «В ответ» чуть позже познакомила Катю с ее будущим супругом — танцовщиком Большого театра, народным артистом СССР Юрием Владимировым. Они поженились и до сих пор вместе.

Когда мы в доме Кати познакомились с Сашей, он уже снялся в «Сталкере» и был на вершине славы. Позже рассказывал мне, что никогда больше не пользовался таким успехом у женщин, как во время работы в этой картине: Саша ходил почти наголо бритый и в белом пиджаке на голое тело. «Сталкер» стал пиком его актерской карьеры — Кайдановский понимал, что работы, сравнимой с этой по глубине и значимости, больше скорее всего не будет.

Он должен был сниматься в «Ностальгии» Тарковского, но за границу его не выпустили. Когда Андрей Арсеньевич задумал экранизировать «Идиота» Достоевского, пробовал Сашу и на князя Мышкина, и на Рогожина — великий режиссер угадал двойственность Сашиной натуры. Но проект не состоялся.

Читайте также:  Кортнев биография личная жизнь

— Какое впечатление на вас он тогда произвел?

— Режиссер Анатолий Васильев однажды сказал о Кайдановском: «Он один в наше сложное время остался белоснежным — ни разу ни в чем себя не запятнал». Мне Саша показался очень светлым и нежным человеком. Еще до свадьбы прочел мне письма родственников, они обвиняли его в эгоизме и невнимании. Саша сказал тогда, что хочет предупредить меня. Но я видела то, что видела…

Поженились мы быстро. На регистрацию в ЗАГС я надела бежевый костюмчик, который привезла с американских гастролей: легкий, в цветочек. Никакого официоза — фаты, белого платья — Саша всего этого не любил. Но свадьбу отметили замечательно! Поехали к моему дедушке художнику и его жене Фиалке — ее отец Давид Штеренберг крупный советский живописец, друг Марка Шагала и Диего Риверы, учитель Дейнеки, Пименова и Петра Вильямса. С ними у Саши сразу возникла взаимная симпатия. Читать далее »

Источник

Перед премьерой его балета «Жар-птица» на музыку Стравинского в венской Volksoper австрийская пресса иначе как международной звездой 30-летнего Андрея Кайдановского не называла. Он тут свой не только потому, что ставит и танцует в Вене, но и потому, что «укоренился»: по-немецки говорит без акцента, а жизнь делит с «национальным достоянием»: подруга Андрея, солистка балета Венской оперы Ребекка Хорнер, в прошлом — ребенок-кинозвезда. Фильм «Мой дедушка — лучший» с ее участием — культ в Австрии не меньший, чем в России фильмы с Кайдановским-старшим. В 2016 Андрей Кайдановский получил в Германии престижную танцпремию в категории «Будущее». Тогда же самый первый его российский проект — спектакль «Чай или кофе?» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко попал в шорт-лист фестиваля «Золотая маска» сразу в двух номинациях: «Лучший спектакль современного танца» и «Лучший хореограф». О том, как он оказался в Австрии, почему там задержался и на каком языке читает книжки его пятилетняя дочь, Андрей Кайдановский рассказал берлинскому обозревателю «Ленты.ру» Ольге Гердт.

Не так давно завершилась «Золотая маска» — вы приезжали на финальную церемонию?

Да. Я ведь совсем не знал, что это за премия, было любопытно. Тем более что критика на «Чай или кофе?» была хорошей и мне сказали: «У тебя есть шанс». Приехал, сел в зале, вижу: wow, такое шоу, почти что «Оскар»! Я с удовольствием на все это посмотрел. Сбежал, правда, быстро. Рядом со мной девчонки были из «Стасика», и после танцчасти они сказали: «Все, уходим». И правильно сделали, потому что церемония долго еще продолжалась. Но было интересно, правда. Люди выходят на сцену, много говорят. Слава богу, мне не пришлось этого делать. (Смеется.) На себя посмотрел — никогда не видел свое лицо таким крупным планом!  

Не расстроились, что ничего не получили?

Абсолютно! 

Ну да, вы в Вене, там все хорошо. А тут, между прочим, когда «Маску» раздают, реки крови проливаются. Столько страданий: кому дали, кому не дали, справедливо, несправедливо…

Ну, насчет Вены я бы не сказал, что там все хорошо. Мне кажется, в Москве, в России, интерес к театру и к чему-то новому намного больше. В Европе как-то уже все ко всему привыкли.

Вы родились в Москве, но с 16 лет живете в Австрии. Как так  вышло?

Мама (солистка балета Большого театра и специалист по старинной хореографии Наталья Кайдановская — прим. «Ленты.ру») отправила. Надо было уже что-то делать со мной. Из московской Академии балета меня выгоняли дважды, в актерской школе я тоже не задержался… По-настоящему меня интересовали только машинки — постоянно рисовал их в тетрадках, придумывал новые модели и хотел пойти работать в автомастерскую — надо же было с чего-то начинать карьеру дизайнера. А потом родилась сестра, и мама решила: хватит, пусть сам уроки берет. И отправила в балетную академию в Санкт-Пёльтен.

Где это? 

Маленький городок в Австрии, деревушка практически. Я там быстро приуныл: я ведь никогда не хотел быть балетным артистом, меня в училище привели «папину фигуру исправлять». И что я тут делаю? Перспектив я не видел. И тут в Санкт-Пёльтен, в их новый красивый театр на гастроли приехал Нидерландский театр танца — NDT, и всей школой нас туда отправили. Я ничего не запомнил, кроме номера в постановке — я потом посмотрел имена в программке — Пола Лайтфута и Сол Леон. Короткий, минут на пять, но мне хватило. У меня был шок.

Я как в бездну заглянул и понял, что танцевать можно что угодно, под что угодно, как угодно и чем угодно. Я увидел потенциал, понял, что танец можно расширять во все стороны. Хореография Лайтфута и Леон была даже не на музыку, а на текст, артисты кривлялись, делали что-то с лицом — меня это так завело! Это был второй культурный шок в моей жизни после того, как я еще в Москве попал на выпускной актеров Щукинского училища. Они что-то такое безбашенное, легкое делали — кто-то черепахой полз через сцену, и все прочее в том же духе. Такие маленькие абсурдные вещи, но крышу мне снесло.

То есть задержаться в балете вас мотивировали Лайтфут и Леон? 

Частично. После Санкт-Пёльтена я попал в Штутгартскую балетную школу к педагогу Петру Пестову, который со словами «стопы есть — остальное сделаем», взял меня сразу в выпускной класс. Там были взрослые ребята с конкурсов, и я снова оказался самым маленьким, самым слабеньким. Но я был в одной из лучших школ мира, в классе лучшего в мире балетного педагога. И какой был смысл в такой ситуации делать что-то меньше чем на 100 процентов? Я понял, что дело только за мной. Поэтому я закрыл рот и начал вкалывать. Да так, что мне плохо после уроков делалось. Пестов прозвал меня Чкалов — за то, что я такой самоубийца: подыхаю, но не сдаюсь. Через полгода, правда, я и оттуда вылетел. 

Читайте также:  Певица слава биография личная жизнь песни

И приземлились…?

В школе при Венской опере. После Пестова, наверное, было все неплохо, и меня взяли. После школы я получил контракт артиста кордебалета, и в четвертый мой сезон в Опере на постановку приехали Пол Лайтфут и Сол Леон. Балет только что возглавил Мануэль Легри (экс-премьер и звезда Парижской оперы эпохи Рудольфа Нуриева — прим. «Ленты.ру»), и он выставил нам сразу десять премьер. Мы были «в мясо». Легри же нуриевец, ему солист ты, не солист — все равно, все должны пахать.

Одной из премьер была постановка Лайтфута и Леон. Я прошел кастинг. Ничего не ждал. Отлично, думаю, посижу на репетициях. И вдруг вижу себя в списке: в постановке заняты четверо и один из них — я! Они сами меня выбрали! Я был так счастлив! Сол приехала позже, а Пол оказался очень веселым парнем, Мы много общались, обедали вместе. Мне понравилось, что они не рассказывают историю, а обозначают какие-то ее «углы»: тут — как в сериалах, тут — как будто «чужой» в теле. Все очень конкретно по движению. Это мне близко.  

И тогда вы решили тоже что-нибудь поставить?

Это не я, это бабушка. Она узнала, что в Вене есть такой Клуб любителей балета — очень влиятельный, со своей премией, журналом. И они создали программу «Молодые хореографы», в рамках которой артисты венского Staatsballett могут показывать свои первые постановки. Она спросила: «А ты сможешь?» Убедительной отмазки я на тот момент не нашел, поэтому решил: ладно, сделаю, она и отстанет.

Но про что? Поставлю на парней, я же парень. Один будет слабенький — я же слабый. А сколько парней? Один — мало, четыре — много, поставлю на троих. Так получился номер Drei Unbekannte («Три незнакомца») про разные недостатки одного человека. Я показал его, критика была очень хорошей. Ко мне подошел главный драматург Оперы и сказал: «Делай дальше». Следующим был номер уже на девочек — Dolce Vita, после которого Легри предложил сделать балет «Петя и волк» Прокофьева для программы сказочных спектаклей. Я спросил: «А “Гадкого утенка” можно?» Он сказал: «Ок, делай». 

Видео: Andrey Kaydanovskiy / YouTube

С Лайтфутом и Леон вас еще раз свела афиша последней «Золотой маски», и она же разделила. Их постановка оказалась в разделе «Балет», а ваша — в «Современном танце». Сами вы ощущаете себя больше на какой территории — танца или балета?

Когда делал первую вещь, в голове сидели и этюды щепкинцев, которые меня так поразили, и детство, которое я провел за кулисами Большого театра. Я все думал: как можно примирить эти крайности? Театр и танец, перформанс и балет? Я все еще пытаюсь найти этот баланс для себя.

«Гадкий утенок» — это что-то автобиографическое? В том смысле, что это история про кого-то, кто не как все. 

(Медлит.) Ну-у, нет, я не могу сказать, что я не как все. Мне кажется, я стандартный. И, в отличие от «утенка» в балете, когда я менял школы, города — я всегда находил близких людей и быстро осваивался.

В «Жар-птице» тоже ничего личного? Я спрашиваю, потому что одно дело — ставить «из себя», опираясь на личный опыт, как работают хореографы contemporary dance и как, мне кажется, работаете вы. «Три незнакомца», Dolce Vita, «Чай или кофе?» — везде в основе человеческий опыт: отношения, потери и даже «ломка» после отношений, как в «Любовной песне», например. И совсем другое — делать очередную версию старого, как «Жар-птица» Стравинского, балета. Тут ведь шаг влево, шаг вправо — расстрел. Делай не как все, но чтоб в традиции.

Если бы мне не предложили — сам я в жизни ничего такого делать не стал бы! Честно! Но раз пришло — значит пришло. Надо делать. Единственный мой плюс — моя необразованность, я не видел ни одной «Жар-птицы». С музыкой Стравинского было сложно. Я вообще люблю сам выбирать музыку. Слышу и сразу вижу, как это можно поставить. А у Стравинского все уже визуализировано. Отклониться от его видения невозможно. Одно па-де-де Жар-птицы и Ивана чего стоит! Она ему: «Отпусти»! А он: «Не отпущу»! И в таком духе целых восемь минут. А у нас тут фейсбук, смартфоны, мы реагируем на все моментально — кто сегодня выдержит такую тягомотину?

«Гадкого утенка» критики очень хвалили, кроме прочего, за то, что получилась «глубоко человеческая» история. Что может в «Жар-птице» задеть современного человека?

Я думаю, это тема власти, тема любви и того лимита, который каждый себе устанавливает в плане личного развития. Вроде все идет хорошо, а потом раз — и все заканчивается. Думаю, это каждому знакомо. Об этом я задумывался, когда работал над «Жар-птицей». И еще о переменах. У нас ведь все действие происходит в супермаркете. 

Ага, то есть никаких костюмов а-ля Бакст, никакой «дягилевсезонщины». 

Читайте также:  Ольга фреймут биография личная жизнь

Не-не, у нас все очень просто. Наш Кащей — директор магазина. А Иван — он такой бедный, несчастный, раздает флаеры на улице и вдруг видит в витрине Кащея с Василисой. В этот момент и появляется Жар-птица, чтобы выполнить желание Ивана: оказаться на месте Кащея. У Фокина (Михаил Фокин — хореограф первой «Жар-птицы», поставленной для «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже в 1910 году — прим. «Ленты.ру») история заканчивается, когда Кащея убивают. Мы заглянули чуть дальше — у нас Иван становится как бы следующим Кащеем. Круг замыкается.

Это более «взрослый» спектакль, в отличие от «Гадкого утенка»? Его можно детям показывать?

Да, наверное, он пожестче. И выглядит помрачнее — не такой разноцветный. Более реальный. Хотя я бы поделил все на «жар» и на «птицу». (Хохочет.) 

Как это?

«Жар» — это идеи, мысли, желания, все то, что нас в жизни «жарит». А «птица», наверное, — все, что связано с музыкой и танцем. Что-то летучее. Музыка местами очень сказочная — и хореография получилась довольно легкая, в ней нет ничего тяжеловесного. 

Про Кащея, Ивана-Царевича и Жар-птицу понятно, а что с царевной — Василисой в вашем случае?

О, у меня была изначально идея, что это будет крупная и очень громкая женщина. Такая классическая Кассирша. Огромная. Чтобы она как скульптура появлялась в разных местах сцены. Установить ванну, и чтобы она стояла в ней — большая, голая, а 12 других невест, сотрудниц магазина, ее бы все вместе мыли. Но драматурги театра, как только услышали, что я хочу большую женщину (это же надо драматическую актрису нанимать!), да еще и голую, да еще и под душем (это что? вода на сцене будет?), сказали: «Нет, это не в бюджете». В программе ведь три вещи и один бюджет на троих хореографов — не разгуляешься. Так что пришлось мне ограничиться обычной кассиршей. Она у нас теперь слепая, несчастная, но все равно довольно шумная — очень много и быстро разговаривает. 

Вы часто пересматриваете фильмы, в которых играл ваш отец? 

Давно не пересматривал. Последний раз это было года два-три назад, я  смотрел «Свой среди чужих — чужой среди своих», «Сталкера». Но, честно говоря, много чего я вообще не видел. Надо бы этим заняться, но пока руки не доходят. А кино меня интересует, но скорее как приемы. Моя любимая танцевальная компания Peeping Tom, например, многое берет из кинематографа: саспенс, монтаж…

…начиная с названия: «Подглядывающий Том» — классический хоррор на тему вуайеризма. 

Но не скажу, чтобы я так уж за всем следил. Смотрю только если какой-нибудь интересный ширпотреб выходит. Вот «Лобстера» недавно смотрел. Но нет, я не синефил. Не в папу. Мне интереснее пока то, что живьем: театр. 

Если бы я пересматривала что-то из Кайдановского-старшего, я бы выбрала «Сталкера». Мне кажется, это уже не актерская работа, а какая-то психофизическая акция, из области экстремального перформанса. 

Абсолютно согласен! Но мне кажется, он мог все. Режиссеры его за это и любили, вот только он их, кажется, не очень.

Когда вы даете интервью, часто думаете про себя: «О, все, вот сейчас про папу спросит»?

Нет, в Австрии особо много про папу не спрашивают — только в России, а я там редко бываю. А вот Ребекке как раз очень хорошо это знакомо. Ей постоянно напоминали о ее бэкграунде. Спрашивали, будет ли она еще сниматься в кино. Она ведь не только играла в кино, она еще делала детскую передачу, выпустила диск с песнями — и все это в возрасте от пяти до десяти лет. А потом сказала: все, идите вы, я хочу танцевать. И ей удалось переломить ситуацию. Сейчас ее танцевальная карьера настолько успешна, что про танец спрашивают даже чаще.

Ребекка занята в «Жар-птице»?

Да. Она танцует Василису. 

Австрийская пресса называет вас часто Traumpaаr — романтическая, идеальная пара. Есть что-то, что вас все еще удивляет в Ребекке?  

Нам сегодня задали такой же вопрос — мы давали парное интервью на радио перед премьерой. Я много чего наговорил, но вам скажу коротко: я никак не могу к ней привыкнуть. Она талантливая, чувствительная и очень зрелая женщина. Ей не надо много объяснять, она все понимает, что я иногда не в силах выразить словами.  

Видео: Andrey Kaydanovskiy / YouTube

Это уже не коротко. А Ребекку что в вас удивляет?

Она тоже об этом сказала. Ее удивляет, что я никогда не сдаюсь. Оказывается. Я и не знал. Ладно. 

А маленькая Руби, наверное, удивляет вас обоих — и в ежедневном режиме. 

Да, она так быстро растет. Уже читает по-русски. Долгое время считала, что на этом языке говорю только я, и отвечала мне всегда по-немецки. А потом мы приехали в Москву, и она увидела, что дети тоже используют этот язык, а не только ее папа, и тогда сразу заговорила по-русски. Теперь она читает уже на двух языках. И что еще меня в ней удивляет — она всегда точно знает, чего хочет. В свои пять. Да и в четыре знала, и в три. Директором будет. (Смеется.) Руби очень сильная. Как Ребекка. Правда, у них немножко разная сила, и поэтому, когда они вдруг сталкиваются, — хорошо, что на этот случай у них есть я. Я их развожу, и все сразу успокаиваются. 

Источник