Анатолий шаляпин биография личная жизнь

Эксперт + домашний мастер   + психолог   + экономист

6714

43 подписчика

Спросить

14 января 2020

Каждый актер уходит с экрана по-своему. Популярный в семидесятых советский артист театра и кино Анатолий Шаляпин исполнил в многосерийном телефильме «Тени исчезают в полдень» роль Митьки Курганова. Он снимался в мелодрамах, комедиях и драмах. В кинофильме «Президент и его внучка» он лишь ненадолго появился на экране.

Нередко артистическая судьба пробует на выносливость многих исполнителей, завоевавших признание зрителей. Не обошла такая проверка и Анатолия Константиновича Шаляпина.

Биография будущего артиста началась в 1948 году. Ребенок появился на свет в Москве 28 марта в обычной семье. Рядом с домом располагался ДК ЗИЛ. В нем активный и способный парнишка занимался в юннатском и хореографическом кружках.

В перерывах между танцами Шаляпин показывал приятелям сценки. Наблюдавший за учеником преподаватель порекомендовал ему отправиться в театральный кружок. Анатолия приняли в Народный театр, возглавляемый Сергеем Штейном в 11 лет. Через год его ввели в состав актеров спектакля «Конец Кондуита».

После школы Шаляпин не сомневался: он выбрал артистическую карьеру. Образование выпускник решил получить в Щепкинском училище. Его определили на курс Михаила Ивановича Царева. На первом же курсе студента пригласили в Малый театр. Дебютировал на сцене он в роли Мишки, слуги Городничего, в комедии «Ревизор». Это была первая роль со словами, а репетировал с ним сам Игорь Ильинский.

В театре лицедей оставался до 1969. После завершения учебы в «Щепке» Шаляпина направили в Тульский драматический театр имени Горького. На протяжении почти десятилетия артист играл в труппе столичного Экспериментального театра, возглавляемого Геннадием Юденичем. Репетиции начинались утром, обязательными были вокал, танец. Никакие подработки и тем более участие в съемках не поощрялись и не допускались.

Театр прекратил существование в 1980.  После этого Анатолий Константинович решил сменить вид деятельности.  Он начал работать режиссером культурно-массовых мероприятий во Дворце Культуры ЗИЛ. Его стараниями действовал клуб «Очаг», где руководитель играл роль Домового, поддерживающего беседы на любые темы. Все мероприятия, близкие к театру, получались у артиста занимательными и интересными. Он сочинял и сценарии для новогодних елок. Он был членом жюри КВН.

Анатолий Константинович стал администратором в хореографической школе для детей. Он составлял расписание занятий, искал преподавателей. Ученики принимали участие в спектаклях Музыкального театра Натальи Сац. Их задействовал в телепередаче, где был ведущим, и сам Шаляпин.

Пригласил артиста в Театр Луны его основатель, актер Сергей Проханов.

Шла работа над спектаклем «Мечты маленького Робинзона». В нем Шаляпину предложили сыграть Попугая. Постановка для детей удалась: шла она при постоянных аншлагах.  Затем была работа в «Путешествии дилетантов», «Фаусте», «Ночь нежна» и в «Византии».

За лучшую мужскую роль в 1999 артисту, исполнившему роль Подтягина в спектакле «Машенька», вручили на посвященном столетию со дня рождения Набокова Московском театральном фестивале приз.

Карьера в кинематографе началась с фильма «Двадцать лет спустя» в 1965. В нем артист сыграл Сашу Сергеева. По сценарию группу молодежи зимой 1919 оставляют заниматься подпольной работой в городе, занятом белогвардейскими войсками. Для отвода подозрений ребята ставят спектакль по произведению Александра Дюма.

Неудачей обернулась попытка расклейки листовок. Арестован Саша Сергеев. По найденному у него списку артистов контрразведка планирует проводить аресты. Из-под стражи задержанный бежит, успевая предупредить друзей об опасности.

После небольших ролей в «Похождениях зубного врача» и «Заблудшем» звездной стала работа в телесериале «Тени исчезают в полдень». В картине показана история жителей сибирской деревни. Начинается она с того, что в таежном селении прячутся под чужими документам и наследники богатых семей, мечтающие пережить сложные времени и дождаться возврата прежней власти. Однако перемен нет, а собственные дети не признают внушаемые родителями ценности. В телесериале Шаляпина утвердили на роль Митьки Курганова. Ради нее актер оставил Тульский театр.

Небольшую, но яркую роль выпивохи сыграл актер в кинофильме «Опасный возраст». По сюжету супруги Родимцевы решают расстаться, поняв что ничего общего спустя 20 лет после свадьбы у них не осталось. Однако сын не выдерживает сложившейся остановки и поступает учиться в мореходку, а заняться карьерой из-за развода и разъезда не могут ни жена, ни муж. Наркис Михайлович как прекрасный парфюмер-дегустатор приглашен для опознания аромата духов предполагаемой преступницы.

Получив травму, герой лишается способности слушать запахи. Уникальная способность восстанавливается после встречи с экс-супругой. С начал восьмидесятых до конца девяностых артисту поручали второстепенных персонажей. В некоторых фильмах его имени не указывалось в титрах, настолько малозаметными были его герои.

В приемщика посуды исполнитель перевоплотился в картине «Президент и его внучка». История начинается с гибели во время родов ребенка очень важной пациентки. Опасаясь разбирательства, доктор заменяет малыша на одну из девочек-двойняшек, появившихся на свет у другой пациентки.

Читайте также:  Бахтияр алиев биография личная жизнь

В обеих семьях дети получают имя Мария. Девочкам удается случайно встретиться спустя 12 лет и поменяться местами.  Одна осваивается в роскошном особняке президента, где живет с дедушкой ее родная сестра, другой предстоит знакомство с настоящей мамой.  В итоге девочки к лучшему меняют характер деда и начинают общаться друг с другом.

В двухтысячных Шаляпин продолжает сниматься в ролях второго плана. Он играл в «Дальнобойщиках» Зотова, появлялся в сериале «На углу у Патриарших» в образе бухгалтера и руководителя книгохранилища, снимался в «Сыщиках», «Желанной» и других проектах.

О своей личной жизни актер не рассказывает ничего. Он полностью уверен, что о том, что происходит за пределами сцены и экрана, посторонним знать не нужно.

Источники:

  • Жизнь и судьба Анатолия Шаляпина
  • Анатолий Шаляпин

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

Анатолий Константинович ШАЛЯПИН. Заслуженный артист России. Снимался в фильмах “Похождения зубного врача”, “Гнезда” (с Николаем Крючковым и Лидией Смирновой в главных ролях), “Бесстрашный атаман”, “Тени исчезают в полдень”, “Затяжной прыжок”, “Личная жизнь”, “Самый последний день”, в одном из фильмов сериала “Сыщики”. Ныне работает в московском Театре Луны Сергея Проханова.

Куда исчезают популярные некогда киноактеры? Каждый уходит с экрана по-разному: Ольга Гобзева и Леонид Каюров, например, приняли церковный сан, Наталья Варлей стала поэтессой, Олег Видов и Родион Нахапетов эмигрировали в США, отец и сын Ледогоровы уехали в Австралию, Надежда Румянцева некоторое время жила вместе с мужем-дипломатом за границей. Известного в начале семидесятых актера Анатолия Шаляпина, исполнителя роли Митьки в сериале “Тени исчезают в полдень”, судьба попробовала на излом и вытолкнула из артистической среды, ставя перед ним все новые и новые проблемы. Почти на тридцать лет Анатолий Шаляпин практически выбыл из кинематографа, но однажды в фильме “Президент и его внучка” в эпизодической роли приемщика стеклотары мелькнуло знакомое лицо…

– Так где вы были эти тридцать лет, Анатолий Константинович? Почему вас не было видно?

– После “Теней” восемь лет я проработал в Московском экспериментальном театре под руководством Геннадия Юденича. В то время это был достаточно известный театр, и его руководитель постоянно убеждал нас, что через энное количество лет мы завоюем Париж. Мы постоянно репетировали, ставили спектакли. Помню, на гастролях в Минске перед “Вестсайдской историей” подходы к театру охраняла конная милиция. Жуткое паломничество зрителей, народ валил на спектакли, проникал неведомо как… Мы верили, что завтра свершится это самое… Из года в год “завтра” все не приходило, но дисциплина в театре была железная: репетиции с десяти утра, вокал, танец, спектакль. Почти полный запрет на съемки и прочие побочные заработки. Одни не выдерживали подобной нагрузки и уходили, другие, вроде меня, оставались. Я к нагрузкам привык, закончил школу Малого театра, и дисциплина была для меня священной.

В 1980 году театр распался, а меня постигла личная трагедия – умерла мама. Она тяжело болела почти год, и я вынужден был уйти из театра и кино, чтобы за ней ухаживать. Начал страшно пить, но, когда мама умерла и на панихиду собрались все родственники, я сказал, что это моя последняя в жизни рюмка, – и разбил ее. С тех пор больше не пью. Позвонил Галине Польских, крестной моего первого сына, с просьбой помочь, другому позвонил, третьему – каждый занимается своим делом. Это когда в ресторане ВТО сидят за рюмкой и по пьяни говорят: “Толян, ты только позвони – мы все сделаем!” Но все это лишь собутыльники, которые затем куда-то исчезают. Не отказывают, но и не помогают. Звонил и вычеркивал фамилии из записной книжки. Потом эту книжку сжег…

И решил вообще уйти из театра и заняться административной деятельностью. Поставил на актерстве крест и ушел во Дворец культуры ЗИЛа, где начинал с двенадцати лет в народном театре под руководством Сергея Львовича Штейна. Оттуда вышли Алексей Локтев, Василий Лановой, Валерий Носик, Владимир Земляникин, Серафима Бирман, Леонид Якубович.

Ушел в ДК режиссером культурно-массовых мероприятий. Делал мероприятия, близкие театру, открыл театральный клуб “Очаг”, в котором был Домовым и мог вести любой диалог. Это было зрелищно и интересно. Стал писать сценарии новогодних елок, что давало мне возможность подрабатывать. Сергея Проханова знал еще раньше – по училищу, и он попросил меня помочь с балетным залом для постановки спектакля. Приглашал его в жюри на КВН. И на таких псевдотворческих контактах существовал. А когда у Проханова начал создаваться театр, он пригласил меня к себе. Нам достался уголок, где ничего еще не было, кроме детской хореографической школы, куда я устроился директором. В мои обязанности входило подготовить расписание, найти педагогов, получать деньги за обучение. Мои дети были заняты в спектаклях Музыкального театра Натальи Сац. Кроме того, я вел на телевидении передачу, в которой также старался их занимать.

Читайте также:  Дэнни модером биография личная жизнь

Театр строился, Сергей приступил к постановке спектакля “Мечты маленького Робинзона”, я помогал в качестве суфлера, как вдруг Проханова осенило: “А почему, собственно, я ищу актера на роль Попугая?! Иди ко мне в артисты!” Я категорически отказался – это болото, которое однажды меня затянуло, и я знал, что это такое. Долго сопротивлялся, пока Сергей мне не сказал: “Или на улицу, или актером в мой театр!” На улице было холодно, а дома – семья, согласился стать Попугаем. Детский спектакль “Мечты маленького Робинзона” проходил на ура, а Марина Райкина в “МК” написала: “Этого Попугая дети полюбили сразу и навсегда”. На сегодня это моя любимая роль, потому что дает возможность для импровизации – Попугай есть Попугай…

Постепенно я вновь втянулся в это “проклятое” дело. Далее меня ввели в “Византию”, “Ночь нежна”, “Путешествие дилетантов”, а в “Фаусте” работал еще с Анатолием Ромашиным. Жизнь наладилась. Я стал самым востребованным в театре человеком, чему, собственно говоря, рад.

– Нет сожаления, что так надолго пришлось уйти из актерской профессии?

– Во-первых, это не моя вина…

– Но годы-то упущены?..

– Это сейчас понимаешь: годы упущены, кинематограф обошел стороной… Решил уйти из профессии, не оправдавшей себя. Когда учился в театральном училище имени Щепкина, думал, что актерское братство – сильное братство. Но в те времена подобного братства я не встретил, а, поскольку никогда не пользовался блатом, не имел “волосатой руки”, должен был пробиваться самостоятельно. Родом из рабоче-крестьянской семьи, я наметил себе путь артиста и шел к нему сам, считая, что так будет честно. Такова была моя идеалистическая позиция. И вот мне 28 марта исполнилось 55 лет. Звоню на радио, в газеты и скромно спрашиваю: “Есть актер Анатолий Шаляпин, ему исполнилось 55 лет. Не могли бы вы о нем рассказать?” Или 150 долларов просят, или говорят, что такого актера не знают.

– Так и на 60 лет спросят, кто это такой.

– Наверное, спросят, а в 55 даже разговаривать не желают – дата не круглая. Что сказать о моем сегодняшнем дне? Есть, конечно, волнения, тревоги, потому что Театр Луны делает ставку на молодежь. У Сергея Борисовича своя театральная студия, ему интересно работать с мальчиками и девочками. Думаю, это имеет смысл, а такие актеры, как я или Смирнитский, оказываются не у дел. И время мое уходит, правда, сейчас у меня на подходе три фильма, однако на смену приходят другие герои – выгодно быть горбатым, кривым, лысым, что важно для криминальных фильмов. Актеры романтического плана не востребованы. Надеюсь, пока. Надоест чернуха – они возвратятся. А где они сейчас? Думаю, и журналисты не знают, жив ли тот или иной артист, в каком он состоянии. Актеры же влачат существование жалкое: получают маленькую пенсию и, чтобы как-то прокормиться, подрабатывают концертами. И актеры хорошие! Порой великие!

– После эпизода в “Президенте и его внучке” о вас не вспомнили?

– Обо мне вообще не вспоминают! Меня не узнают. Иногда думаю: тридцать лет фильму “Тени исчезают в полдень”, его каждый год по два раза в месяц показывают по телевидению – и никому в голову не придет, что Митька – это актер Анатолий Шаляпин, который сейчас находится рядом…

– Знаете, когда говорю кому-нибудь: “Этот тот актер, который Купи-Продаю папироской на пароме…” – только тогда вспоминают, да и то не все!

– Естественно, за тридцать лет я здорово изменился, и все же есть в этом неузнавании некий секрет…

– У кого вы учились в “Щепке”?

– Я учился на курсе народного артиста СССР Михаила Ивановича Царева, в Малый театр попал с первого курса, когда ко мне подошел завтруппой и спросил: “Не хотели бы вы поработать в Малом театре?” Для студента-первокурсника это было событие! Пришел в Малый театр и стал работать, получил первую роль – Мишка, слуга Городничего. Роль со словами! 8 сентября был сбор труппы. Хожу по театру, смотрю – практика начиналась лишь с конца второго курса, студентов вводили в массовки. Увлекся, гляжу – десять минут первого! Опоздал! Вхожу в репетиционную комнату – сидит Игорь Владимирович Ильинский и ждет меня! “Извините,- спрашиваю,- здесь будет “Ревизор”?” “Да,- отвечает Ильинский,- я режиссер этого спектакля…” Мне хотелось провалиться сквозь землю! Заставить ждать меня самого Ильинского! Целых десять минут! Мне было стыдно до безумия! Стал просить прощения… Игорь Владимирович начал вводить меня в спектакль, а партнером моим был народный артист СССР Иван Александрович Любезнов.

Читайте также:  Юлия зимина биография личная жизнь муж

– И сколько же вы отработали в Малом театре?

– Три года, пока учился в “Щепке”… С 1967 по 1969 год. А потом произошла история, о которой распространяться не хотелось бы, но которая стоила мне места не только в Малом театре, но и в Ленкоме. После Москвы была Тула, драматический театр имени Горького. Через год приезжаем на гастроли в Краснодар. Не успели даже распаковаться – телеграмма: “Вы утверждены в “Тени исчезают в полдень”. Если можете, вылетайте завтра”. Я с телеграммой к директору: “Ради Бога! Увольняйте!” И улетел на съемки. Причем фильма не было даже в перспективе, когда я написал письмо на киностудию “Мосфильм”: “Прочитал роман “Тени исчезают в полдень”. Роман интересный, многослойный, социальный. Считаю, его можно экранизировать. Если вдруг появится нужда во мне, то я хотел бы сыграть роль Митьки”. Это было написано за три года до начала съемок фильма. Послал письмо и забыл. Уже запустили фильм, начали снимать – и пригласили меня.

– Без проб?

– Абсолютно! Приезжаю. И первый мой съемочный день -знаменитая сцена, в которой я поджигаю Бориса Новикова. Волновался ужасно! Актеры какие! Новиков, Сергей Яковлев, Лев Поляков, Галина Польских! И самая игровая сцена. Начинаю втыкать папиросой – и делаю это тихонечко, осторожненько. А Борис Кузьмич чувствует – делаю что-то не то, стесняюсь: “Ты мене поджигай! Мне там ваты столько наложили, что не добересси!..” Окружили меня опытные актеры шутками-прибаутками и создали на съемочной площадке доброжелательную атмосферу, не волнуйся, мол, мы тебя принимаем…

– Режиссеры Усков и Краснопольский любят своих актеров, но почему тогда они пригласили в “Вечный зов” из “Теней” только Петра Вельяминова?

– Они хотели взять в “Вечный зов” всех, но худсовет сказал: “Получится путаница: в “Тенях” такая же семейная история, как в “Вечном зове”. У Краснопольского с Усковым я снялся в фильме “Сыщики” – сыграл авторитета Зубра в серии “Зубр”. Вот на что разменялись эти мастера. Постановщики такого масштаба, как они, хотели снимать фильм о Колчаке – но нет денег. Приходится размениваться, но, наверное, так надо, чтобы выжить. Но работать так нельзя. Молодые могут набивать себе руку на сериалах, Усков же с Краснопольским должны снимать классное кино.

– Актерство в вас было заложено с детства?

– Мне кажется, еще и не появился на свет, а уже был актером. Родился в Симоновском монастыре, в Москве, на Автозаводской. Большие башни XIV века. В одной из келий жила наша семья. Как мы туда попали – не знаю. Рядом был ДК ЗИЛа, куда я бегал в хореографический, юннатский и другие кружки. Обошел все! Задержался в танцевальном. А в перерывах между танцами показывал какие-то сценки. Однажды подзывает меня педагог: “Шаляпин! Тебе здесь делать нечего! Иди в театральный…” И пошел я в одиннадцатилетнем возрасте в театральный кружок – в отцовской шапке, валенках, за что меня сразу назвали Филиппком и… попросили подрасти. Подрос на один год – и оказался в спектакле взрослого театра. С Лешкой Локтевым, звездой фильма “Прощайте, голуби!”, мы играли в спектакле “Конец Кондуита”.

– Вас часто спрашивали по поводу родственных связей с великим певцом?

– Отвечаю, что вряд ли такое совпадение – случайность. Ивановых может быть миллиард, они произошли от Ивана, Петровых – тоже, но фамилия Шаляпин встречается значительно реже. Спросил как-то у отца: “Мы имеем какое-то отношение к Федору Шаляпину?” “Сначала сам свою фамилию сделай,- ответил отец,- потом на эту тему поговорим…” Хотя… Побывал как-то в музее Бахрушина, где стоит гипсовый бюст Федора Ивановича Шаляпина, стою и приравниваюсь. Проходит какая-то женщина и спрашивает: “Вы что?” “Ничего”,- отвечаю. “А вы,- говорит женщина,- на него похожи”. “Правда?”- удивился я. “Правда,- подтверждает женщина. – Как ваша фамилия?” Поэтому ваш вопрос остается открытым… Но однажды я попал в больницу, куда меня устроила… Ирина Федоровна Шаляпина.

Сергей ПАВЛЕНКО.

Источник