Анатолий серов биография личная жизнь

Анатолий серов биография личная жизнь thumbnail

Ранняя гибель Анатолия Серова явилась «бомбой замедленного действия» в жизни его вдовы, актрисы Валентины Серовой, и сына, названного в честь отца

В 1939 году на экраны вышла комедия Константина Юдина «Девушка с характером». Вся страна влюбилась в исполнительницу главной роли – непосредственную и миловидную Валентину Серову. Мало кто знал, что молодая блондинка – уже вдова, а ее погибший муж – выдающийся летчик, Герой Советского Союза Анатолий Серов. Этой яркой паре был отпущен только год. После гибели Анатолия Константиновича оказалось, что все счастье своей маленькой семьи он унес вместе с собой.

Комбриг Анатолий Серов за учебой, 1938 год. Фото: wikimedia.org

Маленький Икар

Анатолий родился в 1910 году, в семье шахтеров, и все детство провел в темных штольнях, куда отец брал его с собой, пытаясь приобщить к горному делу. Когда ему было 12, учительница на уроке истории рассказала о его однофамильце, стрельце Серове, в 1699 году смастерившем крылья и совершившего хоть короткий, но полет. С тех пор мальчик заболел воздухоплаванием.

Опыты с самолетостроительством закончились плачевно: вывих голеностопа после прыжка на самодельных крыльях с бани уложил в кровать почти на месяц. Следующая разработка – воздушный змей – была не до конца продуманной, и ее подъемной силы оказалось недостаточно для того, чтобы поднять подростка в воздух. Может быть, и к счастью.

Из-под земли в небо

Зная о том, что в летные школы берут только лучших, он вгрызся в учебу, хоть до этого учился так себе. Потом с отличием закончил фабзавуч (средне-специальное заведение), стал передовиком производства и неугомонным общественником. Была еще проблема: с детства Толик был склонен к полноте. Так что приходилось практически изнурять себя тренировками, чтобы держаться в форме. Спасли лыжи. Ежедневно увеличивая дистанцию, парень дошел до отметки в 60 километров. Этот пробег стал для него обязательным.

В Первой объединенной теоретической школе летчиков и авиатехников, Вольск, 1929 год. Фото: wikimedia.org

В 1929 году по комсомольской путевке Анатолий поступил в летное училище. По окончании он сначала был младшим летчиком, а к ноябрю 1932 года стал уже командиром звена. Неожиданно его перебросили на Дальний Восток, где пересадили на новый истребитель. Освоив незнакомую для себя машину, Серов предложил звену новое дело: групповой пилотаж. Над ними смеялись, называли акробатами, но наработки Серова вскоре были оценены по достоинству и стали применяться в военной авиации.

Серов грезил небом. Именно поэтому, поступив в Военно-воздушную академию и поняв, что там готовят руководящие кадры, управляющие самолетами с земли, он написал рапорт с просьбой перевести его на работу, связанную с испытаниями летательных аппаратов. Просьбу удовлетворили, и Серов стал командиром звена при НИИ ВВС РККА.

Родриго Матео из «чатос»

В 1937 году Анатолий отправился в Испанию, где шла гражданская война. Под именем Родриго Матео он служил в эскадрилье «чатос», где зарекомендовал себя отличным, хоть и недисциплинированным бойцом. Чего стоил только несанкционированный вылет Серова, когда уже в небе обнаружилось, что ему придется сражаться не с одним противником, как он предположил, а с девятью! Тем не менее виртуозное владение машиной позволило продержаться в небе до подхода других истребителей. В ходе этого боя он серьезно повредил две машины противника, сам при этом получив около пятидесяти повреждений.

Во время службы в Испании Серов разрабатывал принципы и тактики ведения ночных боев. И снова над ним смеялись, но только поначалу. Вскоре его «ночные охоты» заставили франкистов прекратить ночные бомбардировки.

21 января 1938 года Серов вернулся в СССР, а уже 7 марта Калинин вручал ему Золотую Звезду Героя Советского Союза.

Роковое число

11 мая – значимый день в жизни Анатолия Серова. В 1938 году в этот день он женился на начинающей актрисе Валентине Половиковой. Роман был бурным, Анатолий сделал девушке предложение уже на третий день знакомства, а еще через неделю они расписались. Жить пришлось то в гостиницах, то искать съемное жилье, но к сентябрю 1938 заслуженному летчику, комбригу Серову выдали квартиру, принадлежавшую ранее маршалу А. И. Егорову, арестованному в марте по обвинению в шпионаже. Сильный, красивый, в самом расцвете сил, удачливый, обласканный властями, любящий свою работу, имеющий талантливую, любящую жену – Анатолий был счастливым человеком.

Валентина и Анатолий Серовы. Фото: wikimedia.org

Так прошел ровно год. 11 мая 1939 года на вечеринку по случаю годовщины совместной жизни Серовы пригласили немало народа. Но вместо праздника пришла беда.

В этот день Анатолий в последний момент заменил не явившегося на сборы подчиненного. Для тренировки летчицы Полины Осипенко нужно было практическое ознакомление с новой машиной, и для комбрига приготовили самолет. Первый вылет прошел успешно, но со второго самолет на базу не вернулся. Нашли его в 25 километрах от аэродрома. Очевидцы рассказали, что машина вошла в штопор при выполнении виража.

Причиной крушения была признана ошибка пилота. Действия экипажа охарактеризовали как «безобразные и преступные». Тогда нельзя было написать и слова о том, что сам испытываемый самолет был капризной машиной и не прощал малейшего отклонения от режима полета. Ведь «наши самолеты – самые лучшие!» А на самом деле там, где полет любой другой модели можно было бы выправить, УТИ-4 был безнадежен. Об этом говорит и статистика полетов 1939 года: с начала января по середину мая произошло 34 авиакатастрофы, в них погибли 70 человек, среди них пять Героев Советского Союза.

УТИ-4. Та самая капризная модель самолета, при обкатке которой погибли Анатолий Серов и Полина Осипенко. Фото: wikimedia.org

Осколки семьи

Валентина Серова с сыном Толиком. Фото: wikimedia.org

Спустя четыре месяца после торжественных похорон Анатолия в Кремлевской стене Валентина родила сына. Назвали его в честь отца, но счастья мальчику это в будущем не принесло. Он вырос трудным подростком, стал пироманом, неоднократно попадал в колонию за поджоги, а после и вовсе спился и умер в 35 лет.

Валентина снова вышла замуж. Ее супругом стал Константин Симонов, знаменитый поэт, писатель, общественный деятель.

Именно Валентине Симонов посвятил потрясающее стихотворение «Жди меня…».И, казалось, поначалу судьба пыталась как-то отплатить ей за раннее вдовство. Она прославилась после фильмов «Девушка с характером» и «Сердца четырех».

Но, как говорили, Валя не смогла никого полюбить так, как любила Анатолия Серова. Она не сумела справиться с воспитанием Толи, конфликтовала с собственной матерью, появились проблемы с алкоголем.

Кадр из фильма «Сердца четырех», 1941 год

В конце концов Симонов от нее ушел, ролей не стало. Серову нашли мертвой в разграбленной квартире за несколько дней до 58-летия.

Читайте также:  Фото аль пачино биография личная жизнь

Источник

Эксперт + Психолог   + Философ   + Медик

1018

13 подписчиков

Спросить

7 октября 2019

Биография этого человека – летопись подвигов и мечтаний наших дедушек. Анатолий Серов имел самую героическую и романтическую профессию, его супругой была одна из самых желанных женщин эпохи, быть похожим на него мечтали мальчишки. Он не дожил до Великой Отечественной Войны, но его вдова с киноэкранов призывала женщин верить в то, что их мужья и возлюбленные живы, ждать их и верить в победу.

Толя родился в 1910 г. в Пермской губернии в многодетной семье шахтера. Его отец был высококлассным специалистом и борцом за справедливость. Такое сочетание не позволяло сослать мастера на каторгу за убеждения, но и в списке неблагонадежных Константин Серов значился. Революция 1917 г. открыла шахтеру новые перспективы – его назначили начальником каменоломни в поселок Богословск, куда он переехал сл всей семьей.

Город Карпинск. До 1933 г. он назывался Богословском

Сын шахтера школьную учебу недолюбливал, пока учительница на одном из уроков не рассказала о том, как в Средневековье некий стрелец Иван Серов смастерил крылья и смог на них взлететь. Мальчишка немедленно решил, что этот герой был его предком, а он сам просто обязан стать летчиком. В доказательство своего мнения Толя предпринял неудачную попытку повторить свершение легендарного стрельца. Его отругали, а позже отправили учится на сталевара.

В 1929 г. по лини комсомола на завод, где трудился Серов, пришло 3  путевки в Объединенную теоретическую школу летчиков и авиатехников г. Вольска. У Анатолия была мечта и ряд спортивных достижений, его и направили туда получать образование. В 1931 г. летчик Серов встал в строй 1-й истребительной эскадрильи, которая базировалась в Гатчине. Теперь у Толи новая цель – стать не хуже знаменитого Валерия Чкалова.

Валерий Чкалов – кумир Анатолия Серова

В 1933 г. молодого авиатора переводят на Дальний Восток. Тут он не только совершенствует свое мастерство высшего пилотажа, но и обучает ему молодежь. Спустя 2 года Анатолию Серову этого показалось мало – он подал рапорт с просьбой направить его на учебу в Военно-воздушную академию им. профессора Н. Е. Жуковского. На этот раз учеба не пошла, за партой было скучно. В 1936 г. наш герой попросился в летчики-испытатели и его направили в Научно-испытательный институт ВВС РККА.

Известия из охваченной войной Испании не давали покоя отважному пилоту – он был обязан сражаться там против фашизма. Анатолий Серов снова обратился к командованию с просьбой, которая была немедленно удовлетворена – Советский Союз помогал испанским антифашитам, направляя в страну военных специалистов. В начале 1937 г. бывший испытатель, а теперь истребитель был откомандирован в горячую точку.

Бойцы республиканцы. Гражданская война в Испании

Немедленно после приезда поучаствовать в боях пилоту не позволили, а первый боевой вылет закончился неудачно – он ввязался в бой с превосходящими силами противника и потерял машину. Командующий республиканских ВВС грозился отправить Серова обратно в Союз, но  в Брунетской наступательной операции авиатор доказал свое мастерство. Анатолий не расслаблялся, заслужив доверие и уважение командования, он занялся разработками новой тактики для истребительной авиации – ночными полетами.

Карьера отважного летчика сделала стремительный взлет: летом 1937 г. он стал командиром 1-й истребительной авиаэскадрильи. В следующем году он вернулся на Родину, где был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза и получил чин комбрига. Сбылась и мечта Анатолия познакомиться с Валерием Чкаловым. Не хватало только одного – любимой женщины. Будучи в гостях у легендарного авиатора Анатолия Ляпидевского Серов познакомился с молодой актрисой Валентиной Половиковой.

Анатолий и Валентина Серовы

Свадьбу сыграли через несколько дней после знакомства. Личная жизнь советского асса была похожа на сказку и привлекала внимание не только доброжелательно настроенных персон. Валентину назовут не самой идеальной женой. Связав свою жизнь с искусством, она все свое время посвящала творчеству и мало внимания уделяла семье, а после гибели супруга смогла снова встретить любовь. Было ли это правдой, или сплетникам резало глаза новое счастье овдовевшей актрисы, не известно.

Новым местом службы Анатолия Серова стал пост начальника Главной летной инспекции. В начале 1939 г. он получил приказ ехать на учения в Рязань. Соседом по купе в поезде, которым летчик добирался до города, был поэт-песенник Евгений Долматовский. Попутчики разговорились. Как раз в это время снимался новый художественный фильм “Истребители”, режиссер которого Эдуард Пенцлин сомневался в  том, нужны ли в серьезной ленте про пилотов песни. Долматовский решил, что они просто необходимы, а после знакомства с Серовым, понял, о чем нужно писать. Работа над песнями была закончена в тот же день. Поэт заявился к авиатору в гостиницу среди ночи, он сел за фортепиано, чтобы сыграть и спеть песни, которые вскоре будет знать и любить каждый.

Кадр из фильма “Истребители” (1939 г.)

Утром 11 мая комбриг Анатолий Серов и майор Полина Осипенко поднялись в небо с Дягилевского аэродрома и не вернулись. Самолет и тела погибших летчиков нашли в поле в 25 километрах от Рязани. Отрабатывая сложный маневр, они сбавили скорость и моноплан ушел в штопор, из которого пилоты не смогли его вывести.

Вклад Анатолия Серова в тактику воздушного боя сложно переоценить. Настолько же важными для советской авиации были его испытательные полеты – на них он “объезжал” ту технику, которая вскоре будет защищать советское небо от гитлеровских хищников. Летчики, которых подготовил Серов, примут участие в сражениях Великой Отечественной Войны. Даже гибель героя послужила авиации – пилоты садились за штурвал несчастливого самолета с опаской и выявили технические недочеты нового истребителя.

Источники:

  • Герои страны
  • Гасырлар Авазы. Эхо веков
  • Нашей Родины красные соколы

Войти на сайт

или

Забыли пароль?
Еще не зарегистрированы?

This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

Источник

Приветствую читателей и посетителей своего канала. Подписывайтесь, чтобы иметь в своей ленте интересные материалы.

сын Анатолий Серов был очень похож на мать

Незадолго до Великой Отечественной войны молоденькая актриса вышла замуж за знаменитого лётчика-испытателя, проявившего героизм в Испанской войне, Анатолия Серова.

Они влюбились друг в друга мгновенно, и через 3 дня бурной любви Анатолий сделал Валентине предложение, а ещё через неделю они поженились.

Валентина Серова с мужем Анатолием Серовым

К сожалению, судьба отпустила им только год, но всё это время они были самыми счастливыми людьми на планете. Актриса была беременна, когда самолёт Серова не вернулся с учебного вылета при испытании самолёта.

Читайте также:  Баста биография личная жизнь дети

Это произошло в их годовщину свадьбы, как раз в тот день, 11 мая, когда они поженились, и собирались с друзьями отметить это событие. Но вместо праздника в дом пришла беда.

Валентина Серова с мужем Анатолием Серовым

Сталин распорядился устроить пышные похороны – лётчика-героя захоронили в Кремлёвской стене. Сам вождь очень сочувствовал молодой, красивой вдове, на поминках усадил её рядом с собой, и всячески опекал, и поддерживал.

Рождённого через 4 месяца сына, актриса решила назвать в честь отца, Анатолием. Многие отговаривали её – плохая примета называть ребёнка именем безвременно умершего родственника, можно навлечь проклятие, но, убитая горем вдова никого не слушала.

Жила она с маленьким Толей в выделенной ей квартире маршала Егорова, арестованного за шпионаж. Говорят, в эти годы у белокурой красавицы был роман с маршалом Рокоссовским.

В 40-м, перед самой войной в неё влюбился писатель Константин Симонов и посвятил ей самое романтично-трогательное произведение военных лет «Жди меня». А в 1943-м, когда он на несколько дней прибыл с фронта, они поженились.

Константин предложил актрисе усыновить Толю, но она не согласилась. Государство выплачивало большую пенсию на ребёнка за погибшего отца, и Серова не хотела её терять.

Между тем, отношения отчима с пасынком не складывались – мальчик рос совершенно неуправляемым, несмотря на то, что имел плохое зрение, заикался, и вообще был болезненным ребёнком.

Валентина Серова с мужем Константином Симоновым и сыном Толей

Кончилось всё тем, что Валентина, под давлением второго мужа отправила сына в интернат, очень далеко, за Урал – то есть брать его оттуда на выходные и каникулы не планировали.

Сдали, как в детский дом, и забыли, хоть родственники погибшего лётчика умоляли актрису отдать мальчика им. Не отдала, опять же из-за большой кремлёвской пенсии, чтобы не потерять её.

Пребывание в этом интернате, который и оказался режимным детским домом, сказалось на Анатолии самым худшим образом. Полное отсутствие любви, внимания и заботы близких людей, жёсткие условия содержания и воспитания, ещё больше озлобили парня, сделали совсем безнадёжным.

слева Толя Серов, его сестра Маша Симонова и сын Симонова от первого брака Алексей

Выйдя в 16 лет из этого заведения, Толя стал пить, связался с плохой компанией, вместе грабили магазины и случайных прохожих. Однажды, ограбив и спалив чужую дачу, ребята были пойманы и осуждены. От большого срока Анатолия спас возраст, но выйдя на свободу он опять взялся за старое.

Мать, к тому времени и сама крепко пьющая, отказала ему в прописке, и, при помощи очередного сожителя, выставила за порог. Парень скитался, неприкаянный, также пил и воровал.

Женился на молоденькой актрисе Дае Смирновой, но через полтора года бросил её, сильно беременную. Жил у друзей, таких же как он – да там и не жильё было, а притоны.

Валентина Серова

Опять попытался пойти к матери, но она не открыла дверь, и он со злости разбил железной трубой её машину. Потом решил уехать из Москвы к родственникам отца в город Серов, названный в его честь. Но, так мечтавшие усыновить его в детстве, дядюшки и тётушки теперь в ужасе шарахались от такого племянничка.

Анатолий Серов-младший не повторил славный путь своего отца, но получил вместе с его именем почти такую же короткую жизнь. Отец погиб в 29 лет при испытании боевого самолёта как герой, и был удостоен почестей. Его сын тихо умер в 35 лет спившимся алкоголиком, и никто, даже мать, не пришёл на его похороны.

А может, назови Валентина Серова сына другим именем, и судьба его сложилась бы по-другому. Как вы считаете?

Спасибо, что читаете. Если материал понравился, отблагодарите автора лайком ????

Вам может быть интересно:

Три главных мужчины в жизни первой в мире дрессировщицы хищников Маргариты Назаровой

Он называл её «Бэби» – поздняя любовь и двоеженство великого артиста Валерия Золотухина

Как живёт сейчас 79-летний Гойко Митич – самый знаменитый индеец бывшего СССР

Источник

 11 мая 1939 года в небе над Рязанской областью в д. Высокое Рыбновского района произошла авиационная катастрофа, унесшая из жизни легендарную советскую летчицу Полину Осипенко и начальника главной летной инспекции ВВС РККА Анатолия Серова.
 Причины катастрофы, в которой погибли Полина Осипенко и Анатолий Серов до сих пор неизвестны. Двое Героев Советского Союза, две живые легенды – начальник главной летной инспекции ВВС РККА Анатолий Серов и мировая рекордсменка майор Полина Осипенко садятся в учебный самолет УТИ-4. Полина и Анатолий в тот день летели по приборам, имитируя полет в отсутствии видимости. Приборы, похоже, наврали, и самолёт ушел в штопор. О конструктивных недостатках самолета было известно, но в официальной версии катастрофы им не придали значения.
 Анатолий Серов был известен тем, что в ночном бою над Испанией сбил бомбардировщик Франко. Полина Осипенко – известная всей стране летчица-рекордсменка, настоящая легенда советской авиации.
 Полина родилась в селе Новоспасовка, окончила два класса церковно-приходской школы и отправилась работать. В 1929 году она окончила шестимесячные курсы птицеводов в Киеве по специальности «инструктор по организации птицеводческих ферм». Работала заведующей птицефермой в колхозе им. Котовского.
 Биографы Полины Осипенкоо рассказывают немало историй, которые рисуют жизнь женщины-летчицы в ореоле героической романтики. Одна из них повествует, как однажды на луг около птицеводческой фермы опустились два самолета. Все колхозники прибежали к самолетам. Полина увидела среди летчиков женщину. Это настолько ее поразило, что она решила научиться летать и сама.
 В 1926 году Полина вышла замуж за своего односельчанина – военного летчика, который сыграл важную роль в ее дальнейшей судьбе и во многом помог ей стать летчицей. В апреле 1931 года она уехала из Новоспасовки к своему мужу в Качу, где тот служил. Первая попытка Полины поступить в военную школу летчиков им. Мясникова не увенчалась успехом, и она устроилась работать официанткой в столовую, чтобы быть поближе к аэродрому. Полеты происходили на нескольких площадках, куда к полудню на самолете У-2 привозили стартовый завтрак. В этих полетах муж разрешал ей подержаться за управление.
 Полина не опустила руки, когда не смогла поступить в летную школу. Она каждый день упрашивала начальника принять ее на учебу. В итоге настойчивую девушку допустили к занятиям. Трудолюбивая девушка превзошла все ожидания учителей, продемонстрировав со временем великолепную технику пилотирования. Поразительно, что Полина, получившая скудное образование в начальной школе, сумела разобраться в сложных дисциплинах авиационного училища.
 После окончания школы военного пилота направили на службу в авиационную часть. Полина Осипенко неустанно совершенствовалась как летчица. Она была на редкость настойчива, упорна, трудолюбива. В одном из полетов она достигла рекордной высоты среди женщин в открытой кабине — 8804 метра.
 В 1936 году Полина Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: «Обещаю летать выше всех девушек мира!».
 Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня – мировой рекорд при полете с грузом: 7009 метров груз в одну тонну.
 2 июля 1938 года экипаж в составе Полины Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (беспосадочный перелет Севастополь–Архангельск). За свой подвиг Осипенко первой из женщин страны получила звание Героя Советского Союза.
 24-25 сентября 1938 года вместе с Валентиной Гризодубовой и Мариной Расковой Полина Осипенко совершила рекордный беспосадочный перелет на самолете «Родина» по маршруту Москва – Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре). А вскоре, в ноябре 1938 года, все члены экипажа были удостоены звания Герой Советского Союза.
 В мае 1939 года майор Полина Осипенко, работавшая тогда в летной инспекции, должна была принять участие в сборах командиров для тренировки в слепых полетах на курсах усовершенствования начальствующего состава.
 В первый день летчики работали в помещении с тренажером. Они по очереди занимали кабину и выполняли по приборам задание инструктора. На следующий день летали с инструкторами и только на третий день перешли к самостоятельным полетам.
 С утра 11 мая облака низко нависли над землей. Но полеты начались в точно указанное в графике время. Каждый самолет летал в отведенной ему зоне.
 По предложению Героя Советского Союза Анатолия Серова, также проходившего обучение на этих курсах, летчики разделились на пары: один находился в закрытой кабине, другой – в открытой, вместо инструктора. Потом менялись местами.
 Серов вылетел на задание с Полиной Осипенко. Сначала она находилась в закрытой кабине и вела машину вслепую. В это время Серов, сидя в передней открытой кабине, корректировал полет. После сел в закрытую кабину, место инструктора заняла Полина Осипенко. Самолет легко и красиво пошел в воздух. Но это был последний полет замечательных летчиков.
 Полёт был рассчитан на 40 минут, но в расчётное время лётчики на базу не вернулись. В 9 часов 40 минут на их поиски вылетел майор Литвинов, который обнаружил УТИ-4 Серова — Осипенко разбившимся между деревнями Высокое и Фурсово, в 25 километрах северо-западнее Рязани.
 Согласно свидетельствам многочисленных очевидцев, лётчик снизил самолёт до высоты 300—500 метров, после чего приступил к выполнению виражей. Первый вираж был выполнен успешно, но при переходе на второй пилот сильно задрал нос, вследствие чего машина потеряла скорость и свалилась в штопор. По тому, что колпак кабины Серова был откинут, а УТИ-4 вошёл в землю в начальной стадии пикирования было понятно — экипаж понимал, что происходит, и пытался вывести самолёт из штопора. Наручные часы лётчика, остановившиеся от удара, показывали время 9 часов 9 минут.
На основании проведённого расследования был сделан следующий вывод о причинах катастрофы:

Читайте также:  Владимир меньшиков биография личная жизнь

1) потеря высоты до 500—300 метров вместо заданной не ниже 1000 метров;
2) совершая полёт под колпаком, А. К. Серов совершил пилотажную ошибку на малой высоте, потеряв скорость, свалился в штопор;
3) инструктор-контролёр П. Д. Осипенко не сумела своевременно вмешаться в управление самолётом и скорректировать допущенную ошибку.

 В приказе НКО «О мерах по предотвращению аварийности в частях Военно-Воздушных Сил РККА» № 070 4 июня 1939 года действия комбрига Серова и майора Осипенко были охарактеризованы как «безобразное, больше того, преступное нарушение элементарных правил полётов, обязательных для каждого лётчика, и начальников — в первую голову».
 Таким образом, вся ответственность за катастрофу была возложена исключительно на экипаж самолёта. Безусловно, неоправданный риск со стороны комбрига Серова действительно имел место. Тем не менее, из расследования была полностью исключена техническая составляющая катастрофы. Многие советские лётчики и авиационные специалисты действительно отмечали серьёзные конструктивные недостатки истребителя И-16 и его учебной модификации УТИ-4. В частности лётчик-испытатель Ю. К. Станкевич отмечал:
 Вследствие неустойчивости самолёта даже небольшие продольные усилия «от себя», порядка 4-5 кг на установившихся режимах полёта для лётчика неприятны (утомляется рука). На фигурах возникают резкие перепады давления на ручку, неприятные для лётчика. Открытые щитки ухудшают продольную устойчивость и увеличивают усилия «от себя». При открытии щитков самолёт кабрирует, при уборке резко проваливается и имеет тенденцию к пикированию. …При переходе на большие углы атаки неустойчивость резко возрастает… При высоком выравнивании сваливается на правое крыло, эффект элеронов для парирования сваливания недостаточен.
 Зинаида Чалая в своей книге воспроизводит мнение анонимного эксперта о самолёте УТИ-4 как о чрезвычайно чуткой машине, требующей исключительной бдительности во время полёта и пилотирования. Малейшая оплошность, легко поправимая на другом самолёте, на этой машине влекла за собой аварию и даже катастрофу.
 Неудивительно, что число лётных происшествий в 1939 году, по оценке Главного военного совета РККА, «достигло чрезвычайных размеров». Только за период с 1 января по 15 мая 1939 года в 34 авиакатастрофах погибло 70 лётчиков. За тот же период времени было зафиксировано 129 аварий, в которых разбит 91 самолёт. С октября 1938 года по май 1939 года ВВС страны потеряли пять Героев Советского Союза — Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Осипенко.
 Ещё одной вероятной причиной катастрофы могла стать неудовлетворительная работа прибора «Пионер», являвшегося комбинированным указателем поворота и скольжения. Михаил Якушин вспоминал, что после первого вылета Полина Осипенко пожаловалась Серову на подозрительные показания прибора. Именно работу «Пионера» и планировал проверить Анатолий Константинович во время второго полёта. Неточные показания прибора в условиях слепого полёта вполне могли привести к штопору.
 В связи с трагической гибелью П.Осипенко и А.Серова в стране был объявлен траур, на фото в передовицах, вышедших 15 мая 1939 года, Сталин несет урну с прахом Серова к Кремлевской стене. Молотов несет урну с прахом Полины.
 

Летчики-асы - Полина Осипенко и Анатолий Серов. Как погибли Герои СССР

 После траурного митинга урны с прахом погибших под орудийный салют были торжественно захоронены в Кремлевской стене. Вечная им память!

Источник