Анастасия жена ивана грозного

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Захарьина-Юрьева.

Анастаси́я Рома́новна, урождённая Захарьина-Юрьева (1530 или 1532 — 28 июля (7 августа) 1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали отравленной, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Биография[править | править код]

Семья[править | править код]

Анастасия происходила из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми. Её отец, Роман Юрьевич Кошкин-Захарьев-Юрьев, был окольничим при Василии III, из-за своей ранней смерти особо ничем не отличившимся, а её дядя состоял при малолетнем Иване IV в качестве опекуна.

Днем её рождения, по-видимому, было 2 октября; её святой покровительницей, возможно, могла быть святая Устина (в честь которой посвящена одна из церквей храма Василия Блаженного)[1].

Благодаря браку Анастасии произошло возвышение рода Романовых, а в 1598 году, после пресечения московской линии Рюриковичей, близкое родство с последним царём Фёдором дало основания Романовым претендовать на престол. Избранный в 1613 году первый царь из дома Романовых Михаил Фёдорович — внучатый племянник Анастасии Романовны, внук её брата Никиты.

Свадьба[править | править код]

Была младшей из двух дочерей. После смерти отца в 1543 году жила с матерью. Будущая царица Анастасия славилась своей красотой. Очень невысокого роста, она обладала правильными чертами лица, длинными густыми тёмными волосами и, предположительно, тёмными глазами.

После своего венчания на царство (16 января 1547 года) 16-летний Иван решил жениться и в феврале того же года устроил смотр невест, выбрав Анастасию из большого количества претенденток, свезённых со всей Руси.

Относительно выбора невесты Иоанн повторил тот же способ, который был употреблён при первой женитьбе его отца Василия III и который существовал ещё у византийских императоров. По городам разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц — девиц на смотр наместникам; последние из них выбирали лучших и отсылали в Москву, а здесь между ними уже сам царь выбирал себе невесту. Из толпы собранных красавиц Иван Васильевич выбрал Анастасию Романовну Захарьину-Юрьеву[2].

Любопытно, что умерший в 1538 году брат покойного Романа, — Захарьин-Юрьев, Михаил Юрьевич, входил в число опекунов над малолетним Иваном Грозным, что возможно, дало «конкурсантке» некоторые преимущества.

Венчалась с царём 3 февраля 1547 года, таинство совершил митрополит Макарий.

Но не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства её, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, соединённые с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты.

Упоминают, что таким образом свершилось пророчество преподобного Геннадия Любимского и Костромского, данное вдове-боярыне Иулиании: «…быть её дочери царицею на Москве»[3]. (Позже св. Геннадий стал крёстным дочери Анастасии — Анны).

Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича

Сохранился Чиновный свадебный список бракосочетания царя Ивана IV Васильевича. В него входит Опись шкатулы с драгоценностями царицы Анастасии Романовны:

«Шкатула писана красками желтою, а по ней полосы черны, по сторонам окована. А в той шкатуле 3 скриночки да на верху в похоронке чепи золотые плоские, кресты, зарукавье, 2 пера жемчюжные с каменьи и з жемчюги велики, серги розными образцы цветки с каменьи розными, поясы золотые и жемчюжные, жемчюги которые из дому, образцы золотые, чепи золотые и иное чего, не можно вспомнити, потому что списки тому там же в шкатуле. В той же шкотуле коруна с каменьи различными и з жемчюги. Волосник с окатным жемчюги и с резным каменьем…»

Женитьба на неровне была плохо воспринята боярами. Например, князь Семён Лобанов-Ростовский обвинил Ивана Васильевича в том, что «их всех государь не жалует, великих родов бесчестит, а приближает к себе молодых людей, а нас ими теснит; да и тем нас истеснился, что женился, у боярина у своего дочерь взял… рабу свою. И нам как служити своей сестре?».

Жизнь в браке[править | править код]

По словам летописцев:

Англичанин Горсей пишет о ней аналогично: «Эта Царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что её почитали и любили все подчинённые. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом».
Почти не вмешивалась в дела супруга, но заслужила от недоброжелателей сравнение с нечестивой императрицей Евдоксией, гонительницей Златоуста — по аналогии с её неприязнью к Сильвестру. В посланиях к Курбскому царь упрекал бояр в ненависти к Анастасии, которую они сравнивали с Евдоксией; Сильвестру и его друзьям она была «единого ради малого слова непотребна». Курбский, говоря о смерти царицы, упоминает о клевете на Сильвестра и Адашева, «аки бы счаровали её оные мужи».

Как и было принято в теремах, занималась рукоделием, вышивая пелены, покровцы, плащаницы, воздухи для церквей. Некоторые из них сохранились по сей день.

Родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве.

Мастерская Анастасии Романовны[править | править код]

Царица активно со своими женщинами занималась вышиванием (см. Древнерусское лицевое шитьё), из её мастерской выходило множество произведений. «В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, которые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской Анастасии Романовой. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской»[5].

Произведения, выходившие из царской светлицы, отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. «В них нашли отражение, как свидетельствуют даты и вкладные надписи, моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам. Эти произведения знаменуют собой целую эпоху в художественной жизни Москвы»[5].

Читайте также:  Ольга кабо кинопоиск

Среди них:

  • надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского (ГММК),
  • преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ)
  • Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ)
  • плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ)
  • хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ)
  • завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское своё имя монастырь их Хиландар».

К созданию произведений привлекались знаменщики-иконописцы разных направлений: «исконно московские (покров „Святитель Иона, митрополит Московский“, хоругвь „Великомученик Димитрий Солунский“), т. н. макарьевской школы (покров „Преподобный Никита, столпник Переяславский“), псковичи (плащаница (ПИАМ)), южнослав. мастера (покров „Голгофа“ (СПГИАХМЗ)), что сыграло свою роль в процессе сложения общерусской культуры»[5].

  • Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров (ВСМЗ)

  • Плащаница, Старица

  • Пелена «Крест на Голгофе», Сергиев Посад

  • «Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь двухсторонняя, Переяславль-Залесский

Смерть[править | править код]

Её здоровье было подорвано частыми родами и болезнями. В 1559 году она серьёзно заболела. Во время этой болезни у царя случилось столкновение с кем-то из советников, которых он и так подозревал в нерасположении к Захарьиным и которые, сo своей стороны, считали Захарьиных главной причиной своего падения.

Из-за московского пожара 1560 года царицу увезли в село Коломенское, где она вскоре скончалась.

Версию об отравлении Анастасии поддерживает исследование её останков, проведённое в 2000 году по инициативе заведующей археологическим отделом музеев Кремля Татьяны Пановой. Вместе со специалистами из Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета здравоохранения Москвы геохимики провели спектральный анализ сохранившейся тёмно-русой косы царицы. В значительной концентрации обнаружены ртуть, мышьяк, свинец. По оценкам учёных, такого количества ртути, которая была главным ядом той эпохи, не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики (для которой типично было высокое содержание соединений ядовитого металла)[6][7]. «Ртуть зафиксирована не только в волосах, где она оказалась в огромном количестве — 4,8 миллиграмма (в перерасчёте на 100 граммов навески), но и в обрывках погребальной одежды (0,5 миллиграмма) и в тлене (0,3 миллиграмма)»[8]. Поднимался вопрос о реконструкции портрета царицы по черепу, но он оказался в недостаточно хорошем для этого состоянии[9].

Была похоронена в кремлёвском Вознесенском монастыре. На её похороны собралось множество народу, «бяше же о ней плач немал, бе бо милостива и беззлоблива ко всем»[4]. На похоронах Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах”. Всю жизнь он вспоминал об Анастасии с сожалением и сравнивал с ней последующих жён.

Тринадцать лет он наслаждался полным счастием семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной. Анастасия ещё родила сына, Феодора, и дочь Евдокию; цвела юностию и здравием: но в июле 1560 года занемогла тяжкою болезнию, умноженною испугом. В сухое время, при сильном ветре, загорелся Арбат; тучи дыма с пылающими головнями неслися к Кремлю. Государь вывез больную Анастасию в село Коломенское; сам тушил огонь, подвергаясь величайшей опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду, лазили по кровлям. Сей пожар несколько раз возобновлялся и стоил битвы: многие люди лишились жизни или остались изувеченными. Царице от страха и беспокойства сделалось хуже. Искусство медиков не имело успеха, и, к отчаянию супруга, Анастасия 7 августа, в пятом часу дня, преставилась… Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, любезнейшую Царицу. Когда несли тело в Девичий Вознесенский монастырь, народ не давал пути ни духовенству, ни вельможам, теснясь на улицах ко гробу. Все плакали, и всех неутешнее бедные, нищие, называя Анастасию именем матери. Им хотели раздавать обыкновенную в таких случаях милостыню: они не принимали, чуждаясь всякой отрады в сей день печали. Иоанн шёл за гробом: братья, князья Юрий, Владимир Андреевич и юный царь Казанский, Александр, вели его под руки. Он стенал и рвался: один митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напоминать ему о твёрдости христианина… Но ещё не знали, что Анастасия унесла с собою в могилу!

Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели, как увидим в следующей главе.

Последствия кончины[править | править код]

Единственный переживший отца сын Анастасии — царь Фёдор

Смерть Анастасии Романовны, наступившая при обстоятельствах, позволяющих предположить отравление, стала причиной резкого психологического кризиса Ивана Грозного; подозревая окружающих в её убийстве, он начал первую заметную кампанию против бояр и ближних советников (до 1560 года отношения Ивана с высокопоставленными придворными были уже достаточно напряжёнными).

Сам царь во втором послании к Курбскому писал: «…а и с женою меня вы про что разлучили? Только бы у меня не отняли юницы моея, ино бы Кроновы жертвы не было»[10]. Также Иван указывал, что «и отравами царицу Анастасию изведоша».

Читайте также:  Развод никиты ефремова

Князь Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывших советников, священника Сильвестра и А. Ф. Адашева. Доказательств прямых не было, кроме показаний польки Магдалены, тайной католички, жившей в доме Адашева, которые были добыты под пыткой[11]. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со святителем Макарием, митрополитом Московским, обвиняемые были осуждены.

Со смертью же царицы Анастасии царь стал гневлив и весьма блудлив: «умершей убо царице Анастасии нача царь яр быти и прелюбодействен зело»[4].

Дети[править | править код]

  1. Анна (10 августа 1549 — 20 июля 1550)
  2. Мария (17 марта 1551 — 8 декабря 1552)
  3. Дмитрий (Старший) (11 октября 1552 — 4 июня 1553), наследник отца, младенец случайно погиб
  4. Иван (28 марта 1554 — 19 ноября 1581)
  5. Евдокия (26 февраля 1556 — июнь 1558)
  6. Фёдор (11 мая 1557 — 7 января 1598), с 1584 царь[12].

В кинематографе[править | править код]

  • В фильме «Иван Грозный» (1944), актриса — Целиковская, Людмила Васильевна. По фильму Анастасия умирает от яда, подсыпанного Ефросиньей Старицкой.
  • В фильме «Царь Иван Грозный» (1991), актриса — Ольга Дроздова.
  • В 16-серийном телесериале «Иван Грозный» (2009), актриса — Мария Шашлова.

Примечания[править | править код]

Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист.

Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).

Список проблемных доменов

Источник

Царица Анастасия, Царица Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева (Анастасия Романова 1530—1560) — первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, мать царя Фёдора Иоанновича. Смерть царицы, которую считали убийством с помощью яда, тяжело отразилась на душевном состоянии Иоанна и была одним из обстоятельств, обостривших его борьбу с боярством.

Она была выбрана в жены царю из полутора тысяч красавиц, присланных со всех концов России. Она любила его, будущего кровавого Иоанна Грозного, смиренно и терпеливо, а он изменял ей с сотнями девиц, затравил голодным зверям ближайшего родственника Анастасии, называя саму царицу «девкою Настькой». Но царице Анастасии суждено стать единственной настоящей страстью в жизни Ивана Грозного, усмирив его буйный нрав, она стала самой любимой государыней России, а ее отчество «Романова» — царской фамилией на последующие 300 лет.

Царица Анастасия. Жена Ивана Грозного

… В 1547 году в московском Кремле проходил своеобразный конкурс красоты. Со всей страны собрались самые привлекательные девушки от 14 лет. Наместники царя заранее отсеяли большую часть претенденток на главный приз. Из полутора тысяч человек ко двору были допущены только 30 красавиц.

17-летний только что венчанный на царство государь Иван IV уже успел прославиться крутым нравом. Он широкими шагами проследовал вдоль шеренги напуганных девиц. К нему с 13 лет водили женщин для увеселения, но сегодня царь выбирал себе жену. «Ну-ка скажи, — обращается он к крошечной девице в массивном кокошнике, — хочешь ли стать царицей?» Та молчит — ни жива, ни мертва. «Робка больно, — заключает юный царь, — уведите».

Неожиданно взгляд Ивана падает на статную девушку в шубке, расшитой бисером. Длинная коса спускается из-под шапочки. Иван вспоминает, что видел ее уже не раз на богослужении и всегда она была красивее всех девиц в церкви. Так Анастасия Захарьина была выбрана в жены царю Ивану — будущему Иоанну Грозному.

Анастасия родилась в 1530-м году в семье окольничего Романа Юрьевича Захарьева-Кошки, не успевшего чем-либо прославиться из-за ранней смерти. Девочку воспитали мать и дедушка, ведавший при дворе царя внешней политикой. Ульяна — мать Анастасии, оставшись вдовой с двумя маленькими дочерьми, пошла за утешением к преподобному Геннадию Любимскому и Костромскому. Старец внимательно посмотрел на заплаканную женщину и сказал: «Не печалься, ведь быть твоей дочери царицей в Москве».

Пророчество

Бабушка Ивана Грозного — Анна Якшич прослышала об этом предсказании и навела справки об Анастасии. Оказалось, что дядя Анастасии приглядывал за будущим царем Иваном Грозным, когда тот был ребенком. Убедившись в хорошем происхождении девушки, Анна Якшич лично привела ее на смотр невест. Николай Карамзин пишет:

«Не знатность, а личные достоинства невесты оправдывали сей выбор, и современники, изображая свойства ее, приписывают ей все женские добродетели, для коих только находили они имя в языке русском: целомудрие, смирение, набожность,чувствительность, благость, соединенные с умом основательным; не говорят о красоте: ибо она считалась уже необходимою принадлежностию счастливой Царской невесты».

Пророчество сбылось и род Захарьиных-Юрьевых возвысился.

Бояре из окружения царя не приняли его брак с Анастасией, считая ее не достаточно знатной. Но простые жители Москвы, по утверждению летописцев, сразу полюбили царицу. Она была хороша собой и очень добра со всеми. Из своих средств она всегда помогала бедным. Не желая отходить от своих привычек, царь Иван IV изменяет ей с целым гаремом любовниц и пугает ее кровавыми забавами с дикими зверями. «Ты никакая царица — ты была девкой Настькой и ею осталась!», — кричал Иван на свою испуганную жену.

По легенде, как-то раз Анастасия попросила мужа взять во дворец своего родственника на работу. Иван Грозный взял его к себе придворным шутом и в тот же день затравил медведям.

Но мудрая царица Анастасия нашла способ утихомирить мужа, используя его суеверные и религиозные страхи. Под влиянием Анастасии Иван Грозный постепенно усмиряет свой нрав. Она заводит дружбу с митрополитом Макарием, который помогает ей в благотворном влиянии на царя. Вдвоем они уговаривают Ивана Грозного на паломническую поездку. После посещения монастырей царь один за другим отменяет смертные приговоры, отпускает заключенных и больше не травит людей голодными зверями.

Читайте также:  Ольга самохина фото актриса

«Эта царица была такой мудрой, добродетельной, благочестивой и влиятельной, что ее почитали и любили все подчиненные. Великий князь был молод и вспыльчив, но она управляла им с удивительной кротостью и умом», так писал английский путешественник Дорсет, побывавший в гостях у московского царя. Но к решению политических вопросов царица Анастасия не была допущена. Как пишет польский историк Вальшевский: «…влияние Анастасии на царя было преувеличено, как преувеличено все в этой легендарной стране».

Царица организовала мастерскую, в которой под ее руководством изготавливали церковную утварь. В управлении мастерской ей помогала ее мать — Ульяна большая мастерица по вышиванию жемчугом. Образцы работ из мастерской Анастасии уцелели, на них сохранились даты и описания важнейших исторических событий. В музеях России хранятся: портрет преподобного Никиты, столпника, плащеница с изображением несения к гробу тела Христа, оригинальная вышивка «Крест на Голгофе» и шитая золотом завеса царских врат «Богоматерь Одигитрия» и «Никита», хоругвь. Несколько произведений украшают храмы Афона. Афонские старцы получили их в дар в 1555 году.

У Анастасии родилось шесть детей. Первенец Дмитрий погиб. Его уронила в воду нерадивая нянька. Ходили слухи, что она была заслана врагами Ивана Грозного. Трое детей умерли от болезней. В то время любое недомогание лечили ртутью и прочими отравляющими веществами, что приводило к смерти пациентов. Взрослого возраста достигли только сыновья Федор и Иван. Несмотря на плохое здоровье и некоторую умственную отсталость Федора, царь возлагал на обоих сыновей большие надежды. В случае своей смерти он решил организовать опекунский совет при несовершеннолетних царевичах. В этот совет входили большей частью родственники царицы Анастасии.

Болезнь и смерть царицы Анастасии

Здоровье самой царицы было подорвано частыми родами. Смерть ее окутана легендами и различными версиями.

По одной из версий царица Анастасия заболела во время великого московского пожара. Он оказал пагубное действие на ее психическое состояние, поскольку предыдущий пожар спровоцировал восстание в Москве, когда Анастасия была свидетельницей многочисленных убийств. Даже сам Иван Грозный боялся московских пожаров и считал их небесной карой. «Государь сам тушил огонь, подвергаясь великой опасности: стоял против ветра, осыпаемый искрами, и своею неустрашимостию возбудил такое рвнение в знатных чиновниках, что Дворяне и Бояре кидались в пламя, ломали здания, носили воду», — пишет Карамзин.

Анастасию отвезли на лечение в Коломенское, где она вскоре и умерла. Ей не было и 30 лет. Иван Грозный обвинял всех и вся в смерти Анастасии. Он пытками выбивал информацию про то, кто мог убить его жену. В результате были осуждены Сильвестр и Адашев — бывшие фавориты и советники царя. При жизни царица не скрывала неприязненного отношения к ним обоим.

В 2000-ом году раскопки захоронения царицы позволили ученым исследовать ее останки. В ее волосах и одежде обнаружили яд. Было доказано, что содержание отравляющих веществ в остатках одежды и волос гораздо выше, чем при использовании принятой в те годы, ядовитой косметики. Сохранность останков не позволила достоверно установить внешность царицы Анастасии.

Хоронили царицу всей Москвой. «Никогда общая горесть не изображалась умилительнее и сильнее. Не Двор один, а вся Москва погребала свою первую, добрейшую Царицу», — отметил летописец. В тот день даже нищие отказывались от милостыни, чтобы полностью отдаться печали. Смерть царицы оказала на психику Ивана Грозного разрушительное влияние. На ее похоронах, по свидетельству современников, он рыдал и еле держался на ногах. «Тринадцать лет он наслаждался полным счастьем семейственным, основанным на любви к супруге нежной и добродетельной, — пишет историк Карамзин, — но еще не знали, что Анастасия унесла с собой в могилу! Здесь конец счастливых дней Иоанна и России: ибо он лишился не только супруги, но и добродетели».

«Он стал злоблудлив», — говорили в Москве. И не только блудлив, но и страшно жесток и подозрителен. Становление опричнины совпадает с датой смерти Захарьевой-Юрьевой. Она была погребена в Вознесенском монастыре московского Кремля. В 1929 году большевики взорвали монастырь. Но останки царицы были спасены от уничтожения, их перенесли в Архангельский собор Кремля. После смерти царицы Анастасии Иван Грозный вскоре женился. Православные каноны позволяют венчаться не более трех раз. Но жены Ивана Грозного жили не долго и он вступал в брак еще четыре раза тайно. При этом, по многочисленным свидетельствам тех времен, до конца жизни он вспоминал только свою первую жену. Но память о кроткой и мудрой Анастасии не приносила успокоения царю. Во время одного из припадков ярости он убил собственного сына Ивана — наиболее перспективного наследника престола.

В смутное время в 1612 году, когда после правления бездетного царя Федора прервалась ветвь Рюриковичей, бояре выбрали на царство последнего потомка царицы Анастасии. Первый царь из Дома Романовых — Михаил Федорович является ее внучатым племянником. Так отчество жены Ивана Грозного — Анастасии Романовны стало царской фамилией на 300 последующих лет.

В 2010-ом году глава Российского императорского дома великая княгиня Мария Владимировна Романова учредила в честь царицы Анастасии орден для награждения верных дочерей Отечества, отличившихся на полезных государству поприщах.

Источник