Алла шелест биография

Алла шелест биография thumbnail

Алла Шелест, с сайта Мариинского театра

Вадим Гаевский (советский и российский театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств РФ) отмечал, что время расцвета Шелест пришлось на годы культурного мракобесия, ждановских докладов, запрета на музыку и стихи, закрытия театров, преследование (и часто уничтожение) гениев. С этим Шелест столкнулась сразу после выпуска из училища. Она была любимой ученицей Елизаветы Павловны Гердт, а после ее отъезда Агриппины Яковлевны Вагановой. Придя в Кировский театр, Шелест попала в обстановку травли Вагановой, в результате которой Агриппина Яковлевна покинула пост руководителя балетной труппы театра. Во всем этом участвовали и ее бывшие ученицы. Но не Алла Шелест! И вот эту нравственную чистоплотность она сохранила на всю жизнь. Многие считали балерину гордячкой: она не участвовала ни в каких «компаниях», не просила ролей, не умела интриговать и воевать за «место под солнцем», не предавала. Когда ее в расцвете сил отправили на пенсию, она ушла молча, без скандала.

Во время Великой Отечественной войны, в блокаду Алла, как и Ваганова, остались в городе на Неве. Есть воспоминания Шелест о том, как она выступала в блокадном Ленинграде. Позже ее вместе с Вагановой эвакуировали по Дороге жизни в Пермь, где они присоединились к театру.

После войны в Кировском балете царствовала Наталья Дудинская, которая очень ревностно относилась к Алле Шелест. Дудинская обладала так называемым административным ресурсом, поэтому Шелест вынуждена была танцевать во вторых-третьих составах, либо исполнять второстепенные партии, которые, впрочем, она тоже любила. Она никогда не бралась за то, что ей было чуждо, и говорила, что танцевала только роли, которые ей нравились. Говорят, что многие ее поклонники, когда она исполняла уличную танцовщицу в «Дон Кихоте», приходили специально только на первый акт, и когда она танцевала Мирту, демонстративно приходили ко второму акту балета «Жизель», в котором Шелест была задействована. А партию «Жизели» она получила только на двадцатом году работы в театре!

За свою творческую жизнь Алла Шелест станцевала 35 главных партий. На нее почти не ставили современные хореографы. Обычно она вводилась в уже идущие балеты. Так, «Бахчисарайскому фонтану» шел девятый год, когда артистке поручили роль Заремы. И Татьяна Вечеслова, танцевавшая Зарему раньше, признала ее превосходство. Но нашелся хореограф, который ставил для Аллы Шелест. И это был Леонид Якобсон – еще одна трагическая фигура в истории советского балета. Символично, что гениальный Якобсон ставил для гениальной Шелест. В 1956 году хореограф поставил балет «Спартак», где балерина исполнила партию Эгины. В этой роли Шелест сделала героиню шекспировского масштаба. «Спартак» до сих пор есть в репертуаре Мариинского театра.

В 1959 году состоялась премьера программы «Хореографические миниатюры» в постановке Якобсона. В нее вошли номера, поставленные им раньше, в том числе «Слепая» на музыку Мануэля Понсе в аранжировке Яши Хейфеца (американский скрипач еврейского происхождения, родившийся в Российской Империи) с Аллой Шелест и Борисом Брегвадзе. Двенадцать миниатюр Якобсон поставил специально для этого спектакля. Алла Шелест также танцевала миниатюру «Вечный идол» на музыку Клода Дебюсси с партнером Игорем Чернышевым. В 1960 году была снят фильм-балет – экранизация «Хореографических миниатюр». Отрывок из фильма – миниатюру «Вечный идол» – показали в Мариинском театре на вечере, посвященном столетию Аллы Шелест (она родилась 26 февраля 1919 года). И даже по этой короткой записи можно оценить уникальный талант балерины и хореографа. Они значительно опередили свое время. Эта миниатюра – убедительное подтверждение того, что хореография Якобсона не просто современна, она – новаторская даже для сегодняшнего дня. А ведь этому балету 60 лет!

Со вступительным словом на вечере, посвященном 100-летию Аллы Шелест, выступила Лариса Ивановна Абызова – педагог Академии имени Вагановой. А затем лучшие артисты труппы исполнили отрывки из балетов, в которых в свое время блистала Алла Шелест. Открыл вечер белый акт из «Лебединого озера»: солировали Екатерина Кондаурова и Данила Корсунцев. Затем, во втором отделении, был исполнен знаменитый второй акт со сценой погони из балета «Легенда о любви». Солировали Екатерина Осмолкина, Владимир Шкляров, Виктория Терешкина, Юрий Смекалов. Без сомнений Терешкина – лучшая Мехменэ Бану на сегодняшний день. Невозможно не восхищаться ее чувством стиля.

В третьем отделении зрители увидели дивертисмент, который открыли балеты Якобсона – адажио из «Шурале» (исполнители Рената Шакирова и Алексей Тимофеев) и дуэт Эгины и Гармодия из «Спартака» (исполнители Злата Ялинич и Иван Оскорбин). В вечере принимал участие весь цвет труппы Мариинского театра: Алина Сомова, Андрей Ермаков, Мария Ширинкина, Ксандер Париш, Кимин Ким, Елена Евсеева и другие. Из Москвы приехали народная артистка России Мария Александрова и премьер Большого театра Владислав Лантратов, которые исполнили па-де-де из балета «Дон Кихот», а гости из Самары (Алла Шелест несколько лет была главным балетмейстером Куйбышевского театра) Марина Накадзима и Сергей Гаген исполнили па-де-де из балета «Пламя Парижа». Зрители расходились уже около полуночи в полном восторге от увиденного.

В фойе бельэтажа Мариинского театра к 100-летию Аллы Шелест была открыта выставка. В экспозицию вошли фотографии, сделанные во время исполнения ею различных партий, а также снимки ее родителей (удивительно красивые интеллигентные лица!), детские фото Аллы, совместные снимки с Улановой и Качаловым. В витринах были выставлены костюмы, в которых Шелест исполняла партии Жизели, Авроры, феи Сирени, и пуанты, которые она использовала исключительно для сцены венчания в партии Джульетты. На экране демонстрировался небольшой фильм (правда, почему-то без звука), где есть кадры из балета «Гаянэ».

ИРИНА  СОРИНА

Источник

Артистка балета. Прима-балерина Мариинского театра. Народная и заслуженная артистка РСФСР. Первая отечественная балерина, которая выехала на гастроли в Великобританию. В честь легендарной балерины появились традиционные шелестовские фестивали классического балета.

Алла Шелест родилась 26 февраля 1919 года в городе Смоленск. Девочка с детства увлекалась творчеством, танцами, театром. После школы уехала в Санкт-Петербург в Академию русского балета. Училась девушка у таких мастеров как Елизаветы Гердт и Агриппины Вагановой.

Читайте также:  Отец краско и его молодая жена

После получения диплома академии в 1937 году поступила в труппу Мариинского театра. Это важное для ее жизни событие совпало с отставкой художественного руководителя балетной труппы Вагановой. Тогда многие отвернулись от Агриппины Яковлевны, но Аллы не было в их числе. Танцовщица отказалась принимать участие в массовой травле.

Судьба наградила Шелест величайшим талантом, но вместе с тем не дала шанса реализовать его в полной мере. Когда девушка пришла в театр, там уже блистали Уланова, Дудинская, Вечеслова. Начинать оказалось невероятно непросто. Ей редко доставались ведущие партии, однако в короткие четыре года, которые отпущены артистке до войны, Алла успела обрести своего зрителя и стать балериной, на имя которой публика шла в театр.

Когда началась блокада Петербурга, Алла осталась в городе. У матери случился сердечный припадок, выехать им не удалось. Тем временем родной театр эвакуирован в Пермь. Но Шелест не переставала танцевать. Голодная, из последних сил выходила на сцену Филармонии. В этот период своей жизни балерина не раз оказывалась на грани смерти. Однажды ей предложили выступить в госпитале. Не желая оставлять мать одну, Алла отправилась на концерт вместе с ней. Вдруг раздался вой сирен, с неба полетели бомбы. Мать и дочь чудом остались живы. Но возвращаться им было некуда, от дома остался один фундамент.

В это время у матери случился второй сердечный припадок, Алла поняла, что может потерять ее. Семья решилась выехать из города по Дороге жизни, вместе с ними блокадный Санкт-Петербург покинула и Агриппина Яковлевна Ваганова.

В 1953 году Шелест стала первой советской балериной, которая выехала на гастроли в Англию. Ее танец произвел настоящий фурор. В эту поездку артистка познакомилась с примой-балериной лондонского Королевского балета Марго Фонтейн. В их следующую встречу в Санкт-Петербурге Шелест преподнесла танцовщице золотую брошь, а Фонтейн подарила своей подруге дефицитные в то время капроновые чулки.

В 1956 году Леонид Якобсон специально для балерины создал партию Эгины в «Спартаке». А затем поставил миниатюру «Вечный идол». Пока хореограф работал в театре, Алла смогла на время забыть о своей невостребованности.

О своем увольнении на пенсию Алла Яковлевна узнала, прочитав приказ на доске объявлений. Ей исполнилось всего 44 года. Уход со сцены артистка переживала болезненно, хотя вида не показывала. Женщина полностью окунулась в педагогическую деятельность. Теперь уже бывшая балерина преподавала не только в России, но и за рубежом.

Особый период жизни Шелест связан с Самарой. В 1966 году по приглашению главного балетмейстера Самарского театра Натальи Даниловой, Алла Яковлевна поставила на его сцене балет «Дон Кихот». А с 1970 по 1973 год занимала пост главного балетмейстера.

Всего за три года совместно с Рафаилом Вагабовым Шелест создала «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетную предосторожность» и «Жизель». Благодаря Алле Яковлевне, в труппе театра появились выпускницы Санкт-Петербургского хореографического училища.

Кстати, именно в Самаре, а не в Санкт-Петербурге в честь легендарной балерины появились традиционные шелестовские фестивали классического балета. Третий по счету, в 1997 году, приурочен к 60-летию творческой деятельности Аллы Яковлевны. К сожалению, до следующего фестиваля, как и до своего 80-летнего юбилея, балерина не дожила.

Алла Яковлевна Шелест скончалась 7 декабря 1998 года в Санкт-Петербурге. Похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Репертуар Аллы Шелест

1940 – Балет «Тарас Бульба» – Оксана, на Сцене ЛАТОБ имени С. М. Кирова, балетмейстер – Федор Лопухов
1946 – «Золушка» – Злюка , балетмейстер – Сергеев, Константин Михайлович
1951 – «Шурале» – Сюимбике
«Пламя Парижа». Мирель де Пуатье. Балетмейстер Василий Вайнонен, композитор Борис Асафьев.
1956 – «Спартак» – Эгина, балетмейстер – Леонид Якобсон
1957 – «Каменный цветок» Катерина, Хозяйка медной горы, ассистент балетмейстера, постановка – Юрия Григоровича
1961 – «Маскарад». Баронесса Штраль. Балетмейстер Борис Фенстер, композитор Л.Лапутин.
«Легенда о любви» – Мехменэ Бану, балетмейстер Юрий Григорович
«Лебединое озеро» – Одетта и Одиллия
«Баядерка» – Никия
«Ромео и Джульетта» – Джульетта, балетмейстер Леонид Лавровский
«Конек-Горбунок» – Царь-девица
«Жизель» – Жизель, Мирта
«Раймонда» – Раймонда
1943 – «Спящая красавица» – Аврора, Фея Сирени
«Вальпургиева ночь» – Вакханка
«Бахчисарайский фонтан» – Зарема
«Слепая» (на музыку Мануэля Понсе, в аранжировке Я. Хейфеца). «Поцелуй» (на музыку К.Дебюсси). «Вечный идол»(из триптиха на темы О. Родена, на музыку К. Дебюсси, партнер – И. Чернышев) – «Хореографические миниатюры» Л. В. Якобсона
«Шопениана» – «Прелюд» и «Седьмой вальс»
«Египетские ночи» – Клеопатра
«Лауренсия» (на музыку А. Крейна) – Лауренсия,Хасинта, балетмейстер Вахтанг Чабукиани.
«Дон Кихот» – Уличная танцовщица
Моно-балет «Перекресток» – «Муза поэта», балетмейстер Рафаил Вагабов, гитара – Пако де Лючия.

Творчество Аллы Шелест

Балетмейстер-постановщик

1957 – «Каменный цветок», ассистент балетмейстера (на музыку С. С. Прокофьева)
1965 – «Дон Кихот». Куйбышевский театр оперы и балета. Хореография Горский-Петипа в редакции Шелест. 1967 театр Оперы и балета г. Тимишоара, Румыния.
1970 – «Жизель» – Тарту, Ванемуйне, 1973 Куйбышевский театр, 1975 Таллин, Эстония. Хореография Перро-Петипа в редакции Шелест.

Фильмография

1952 – Концерт мастеров искусств
1960 – «Хореографические миниатюры»
1989 – «Бумажные глаза Пришвина»

Сочинения

1964 – Алла Шелест. «Шекспир в моей жизни». – СПб, 1964. – (4).
1979 – Алла Шелест. «Диалектика педагогики». – СПб, 1979. – (11).
1982 – Алла Шелест. «Академия танца». – СПб, 1982. – (5).
1988 – Алла Шелест. «Сопричастность». – СПб: «Нева», 1988. – (9).

Награды и звания Аллы Шелест

Сталинская премия второй степени (1947) – за исполнение партии Злюки в балетном спектакле Золушка С. С. Прокофьева

Сталинская премия второй степени (1951) – за исполнение партии Сюимбике в балетном спектакле «Шурале»

Читайте также:  Какую программу ведет артем шейнин в настоящее время

Заслуженная артистка РСФСР (7 мая 1953)

Народная артистка РСФСР (22 июня 1957)

Семья Аллы Шелест

Первый муж – Юрий Григорович, знаменитый советский хореограф.

Второй муж – Рафаил Вагабов.

04.11.2020

Источник

Одарённая, трудолюбивая, невероятно артистичная Алла Шелест имела все шансы стать кумиром миллионов людей. Её ставят в один ряд с такими выдающимися балеринами, как Галина Уланова, Марина Семёнова, Майя Плисецкая. И всё же на долю Шелест не выпало даже малой доли той огромной популярности, которая была у её коллег по сцене. Что помешало артистке добиться всемирного признания? В день рождения балерины АиФ.ru рассказывает историю её жизни.

Портрет балерины Аллы Яковлевны Шелест, Виктор Михайлович Орешников, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет балерины Аллы Яковлевны Шелест, Виктор Михайлович Орешников, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Фото: Public Domain

Начало

Алла Шелест родилась 26 февраля 1919 в Смоленске. Её мать — внучка статского советника, отец — врач. Родители баловали ребёнка, но были не готовы к профессиональному выбору дочери. Однако она настояла на своём и поступила в известное Ленинградское хореографическое училище на улице Зодчего Росси. Первые шесть лет ей преподавала Гердт. Елизавета Павловна называла Аллу любимой ученицей. Но, когда до выпуска оставался всего один год, Гердт вынуждена была уехать в Москву. Обучением балерины занялась легендарная Агриппина Ваганова. Взаимопонимание с новым педагогом возникло не сразу. Она была строга и требовательна. Но, как истинный профессионал, Ваганова сразу же отметила природные данные своей новой подопечной: большой шаг, стремительное вращение, огромный прыжок. Агриппина Яковлевна доверила начинающей артистке партию Дианы в балете «Эсмеральда», и Алла не подвела учителя.

В 1937 году Шелест окончила обучение и попала в труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (сегодня Мариинский театр — прим. ред.). Это важное для её жизни событие совпало с отставкой художественного руководителя балетной труппы — Вагановой. Тогда многие отвернулись от Агриппины Яковлевны, но Аллы не было в их числе. Танцовщица отказалась принимать участие в массовой травле.

Судьба наградила Шелест невероятным талантом, но вместе с тем не дала шанса проявить его в полной мере. Когда она пришла в театр, там уже блистали Уланова, Дудинская, Вечеслова. Начинать было непросто. Ей редко доставались ведущие партии, однако в короткие четыре года, которые были отпущены артистке до войны, Алла успела обрести своего зрителя и стать балериной, на имя которой публика шла в театр.

Алла шелест биография

Испытание войной

Когда началась блокада Ленинграда, Алла осталась в городе. У матери случился сердечный припадок, выехать им не удалось. Тем временем родной театр был эвакуирован в Пермь. Но Шелест не переставала танцевать. Голодная, из последних сил она выходила на сцену Филармонии. В этот период своей жизни балерина не раз была на грани смерти. Однажды ей предложили выступить в госпитале. Не желая оставлять мать одну, Алла отправилась на концерт вместе с ней. Вдруг раздался вой сирен, с неба полетели бомбы. Мать и дочь чудом остались живы. Но возвращаться им было некуда, от дома остался один фундамент.

Ещё один обстрел балерина пережила вместе с Вагановой. Алла и Агриппина Яковлевна шли на улицу Росси, где прославленный педагог иногда занималась с оставшимися в городе артистами. Когда начали разрываться снаряды, Шелест неожиданно для себя самой стала делать батманы. Взрыв — взмах ноги. Другой — взмах ноги. А вместо пуантов — папины валенки 44-го размера. Балерина не могла остановиться, Ваганова тоже не знала, как утихомирить свою спутницу. Остаток пути до назначенного места женщины преодолели с причитаниями Агриппины Яковлевны и батманами Шелест.

Когда у матери случился второй сердечный припадок, Алла поняла, что может потерять её. Семья решилась выехать из города по Дороге жизни, вместе с ними блокадный Ленинград покинула и Ваганова.

Алла Шелест в образе Одиллии.

Алла Шелест в образе Одиллии. Фото: Commons.wikimedia.org/ www.plie.ru

Разрушенные мечты

После воссоединения с труппой театра Шелест стали давать ведущие партии. Именно там, в Перми, балерина станцевала Одиллию в «Лебедином озере», Гаянэ в одноимённой постановке Арама Хачатуряна. Когда война и эвакуация закончились, Алла вернулась в родной город с большими надеждами. Но талантливая артистка откровенно раздражала некоторых коллег. Особенно невзлюбила Шелест Наталия Дудинская. Её неприязнь обострилась после того, как Алле дали возможность станцевать главную партию в балете «Лауренсия». Изначально в этой роли блистала сама Дудинская. Казалось, что никто не сможет повторить, а тем более, превзойти её успех. Но Шелест сумела это сделать и тем самым нажила себя злейшего и при этом очень влиятельного врага. Ситуацию не смогли исправить даже симпатии вождя, однажды высказанные им под впечатлением от выступления балерины. Сталин посетовал, что талантливая артистка очень мало задействована в постановке.

Шелест всю жизнь находилась в тени ведущих солисток, ей доставались вторые и третьи составы, в крайнем случае она заменяла заболевших коллег. Как- то раз танцовщице, словно в насмешку, предложили исполнить партию Красной Шапочки в «Спящей красавице». Роль принцессы Авроры была за Дудинской, Улановой и Семёновой, Алла могла только мечтать о ней. Свою первую Жизель балерина станцевала лишь спустя 20 лет работы в театре!

Несмотря на все козни и угрозы, которые регулярно поступали в адрес артистки, она умела превратить свои второстепенные партии в главные. Некоторые зрители специально приходили на первый акт «Дон Кихота», где Шелест блистала в образе Уличной танцовщицы. Увидев любимую исполнительницу, они покидали театр.

Майя Плисецкая на лыжной прогулке. 1962 год.

Мимолётные успехи

Конечно, в биографии Аллы Шелест были и светлые моменты. В 1953 году она стала первой советской балериной, которая выехала на гастроли в Англию. Её танец произвёл настоящий фурор, чопорные британцы были в восторге. В ту поездку артистка познакомилась с примой-балериной лондонского Королевского балета — Марго Фонтейн. В их следующую встречу в Ленинграде Шелест преподнесла танцовщице золотую брошь, а Фонтейн подарила своей советской подруге дефицитные в то время капроновые чулки.

В 1956 году Леонид Якобсон специально для балерины создал партию Эгины в «Спартаке». А затем поставил миниатюру «Вечный идол». Пока хореограф работал в театре, Алла смогла на время забыть о своей невостребованности.

Читайте также:  Мария миронова чья дочь

Конечно, для такой творческой натуры, как Шелест, было вполне естественным поставить балет. Это желание она воплотила вместе со своим первым супругом Юрием Григоровичем. Их совместная работа — «Каменный цветок» — была представлена зрителям в 1957 году. Но на премьере спектакля балерина сидела в зале, а на сцене блистала Алла Осипенко. Пути Шелест и Григоровича разошлись после его переезда в Москву.

О своём увольнении на пенсию Алла Яковлевна узнала, прочитав приказ на доске объявлений. Ей было всего 44 года. Уход со сцены артистка переживала болезненно, хотя вида не показывала. Она полностью окунулась в педагогическую деятельность. Теперь уже бывшая балерина преподавала не только в России, но и за рубежом.

Заслуженная артистка РСФСР Алла Шелест в роли царицы бала из балета на музыку Р.М. Глиэра «Медный всадник».

Заслуженная артистка РСФСР Алла Шелест в роли царицы бала из балета на музыку Р. М. Глиэра «Медный всадник». Фото: РИА Новости

Особый период жизни Шелест связан с Самарой (г. Куйбышев до 1991г. — прим. ред.). В 1966 году по приглашению главного балетмейстера Куйбышевского театра Натальи Даниловой Алла Яковлевна поставила на его сцене балет «Дон Кихот». А с 1970 по 1973 гг. заняла пост главного балетмейстера. Всего за три года совместно с Рафаилом Вагабовым Шелест создала «Лебединое озеро», «Семь красавиц», «Тщетную предосторожность» и «Жизель». Благодаря стараниям Аллы Яковлевны, в труппе театра появились выпускницы Ленинградского хореографического училища. Куйбышев для балерины — не только город, где она смогла реализовать себя как постановщик, здесь же она обрела и своё женское счастье, выйдя замуж за Рафаила Вагабова.

Кстати, именно в Самаре, а не в Санкт-Петербурге в честь легендарной балерины появились традиционные шелестовские фестивали классического балета. Третий по счёту, в 1997 году, был приурочен к 60-летию творческой деятельности Аллы Яковлевны. К сожалению, до следующего фестиваля, как и до своего 80-летнего юбилея, балерина не дожила. Она скончалась 7 декабря 1998. Спустя несколько лет в память о супруге Рафаил Вагабов написал роман, посвящённый творчеству Аллы Шелест, которому дал название одноимённой миниатюры Якобсона — «Вечный идол». Для многих Алла Яковлевна действительно была идолом, хотя ей так и не дали раскрыться в полной мере и стать балериной, чьё имя могло греметь не только на всю Россию, но и далеко за её пределами.

Агриппина Ваганова и ещё 9 выпускников Академии русского балета

Академия русского балета в Санкт-Петербурге названа в честь Агриппины Яковлевной Вагановой – выдающегося педагога и балерины. В начале XX века Ваганова стала солисткой Мариинского театра и за свои сольные вариации была прозвана «королевой вариации».

Академия русского балета в Санкт-Петербурге названа в честь Агриппины Яковлевной Вагановой – выдающегося педагога и балерины. В начале XX века Ваганова стала солисткой Мариинского театра и за свои сольные вариации была прозвана «королевой вариации».
© Агриппина Ваганова в партии Эсмеральды

Вацлав Нижинский родился в Киеве в 1889 году и после развода родителей вместе с матерью и братом переехал в Петербург, где поступил в балетную школу. С 1906 года выступал в Мариинском театре, после чего был приглашён Дягилевым для участия в балетном сезоне 1909, где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом.

Вацлав Нижинский родился в Киеве в 1889 году и после развода родителей вместе с матерью и братом переехал в Петербург, где поступил в балетную школу. С 1906 года выступал в Мариинском театре, после чего был приглашён Дягилевым для участия в балетном сезоне 1909, где снискал огромный успех. За способность к высоким прыжкам и длительной элевации его назвали человеком-птицей, вторым Вестрисом.
© Вацлав Нижинский в балете «Жизель»

Светлана Адырхаева родилась 12 мая 1938 г. в селе Хумалаг в Северной Осетии. В 1955 г. окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занималась у Варвары Мей (младшие классы) и Елены Ширипиной. В 1955-58 гг. танцевала в труппе Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И.Глинки, где дебютировала в партии Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография В. Бурмейстера, редакция Н. Трегубова), в 58-60 гг. — в Одесском государственном академическом театре оперы и балета.

Светлана Адырхаева родилась 12 мая 1938 г. в селе Хумалаг в Северной Осетии. В 1955 г. окончила Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия русского балета имени А. Я.Вагановой), где занималась у Варвары Мей (младшие классы) и Елены Ширипиной. В 1955-58 гг. танцевала в труппе Челябинского государственного академического театра оперы и балета имени М. И.Глинки, где дебютировала в партии Одетты-Одиллии («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография В. Бурмейстера, редакция Н. Трегубова), в 58-60 гг. — в Одесском государственном академическом театре оперы и балета.
© Светлана Адырхаева в балете «Спартак»

Жанна Аюпова окончила училище в 1984 году, а уже тремя годами позже стала солисткой труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова. Сейчас Аюпова работает педагогом-репетитором в Михайловском театре.

Галина Уланова была принята в Ленинградское хореографическое училище уже в девять лет. Её преподавателями были её мать Мария Романова и знаменитая Агриппина Ваганова.

Галина Уланова была принята в Ленинградское хореографическое училище уже в девять лет. Её преподавателями были её мать Мария Романова и знаменитая Агриппина Ваганова.
© Галина Уланова в роли Жизели

Рудольф Нуриев начал танцевать ещё в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. По окончании учёбы в 1958 году стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время – Мариинский театр).

Рудольф Нуриев начал танцевать ещё в детском фольклорном ансамбле в Уфе, а в 1955 году поступил в Ленинградское хореографическое училище. По окончании учёбы в 1958 году стал солистом балета театра имени С. М. Кирова (в настоящее время – Мариинский театр).
© Рудольф Нуриев в театре им. Кирова

Марфа Муравьева в Санкт-Петербургское театральное училище поступила уже в возрасте шести лет, где занималась там в том числе в классе Мариуса Петипа. Уже в возрасте десяти лет Муравьева танцевала партию амура в балете Перро «Мечта художника».

Марфа Муравьева в Санкт-Петербургское театральное училище поступила уже в возрасте шести лет, где занималась там в том числе в классе Мариуса Петипа. Уже в возрасте десяти лет Муравьева танцевала партию амура в балете Перро «Мечта художника».
© Марфа Муравьева в балете «Немеа, или Отомщённая любовь»

Русская балерина Любовь Егорова считается одним из наиболее значимых для французской балетной школы педагогов. Родилась 27 июля (8) августа 1880 года в Санкт-Петербурге. Была записана в метрическую книгу как «незаконнорожденная дочь царскосельской купчихи». В 1898 году закончила балетное отделение Петербургского театрального училища. Ученица Евгении Соколовой, выпускалась в классе Энрико Чеккетти, который специально для своего первого выпуска поставил балет «Урок танцев в гостинице» (Егорова вместе с одноклассниками Седовой, Обуховым и Фокиным танцевала Па-де-катр).

Русская балерина Любовь Егорова считается одним из наиболее значимых для французской балетной школы педагогов. Родилась 27 июля (8) августа 1880 года в Санкт-Петербурге. Была записана в метрическую книгу как «незаконнорожденная дочь царскосельской купчихи». В 1898 году закончила балетное отделение Петербургского театрального училища. Ученица Евгении Соколовой, выпускалась в классе Энрико Чеккетти, который специально для своего первого выпуска поставил балет «Урок танцев в гостинице» (Егорова вместе с одноклассниками Седовой, Обуховым и Фокиным танцевала Па-де-катр).
© Любовь Егорова, «Голубая георгина»

Одним из наиболее знаменитых в Европе и США выпускников академии им. Вагановой является 65-летний Михаил Барышников. В 1967-1974 годах он танцевал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, после чего, получив приглашение в труппу «Американского театра балета», стал «невозвращенцем».

Одним из наиболее знаменитых в Европе и США выпускников академии им. Вагановой является 65-летний Михаил Барышников. В 1967-1974 годах он танцевал в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова, после чего, получив приглашение в труппу «Американского театра балета», стал «невозвращенцем».
© Михаил Барышников и Лесли Брауни в фильме «Поворотный пункт»

Агриппина Ваганова и ещё 9 выпускников Академии русского балета

Академия русского балета в Санкт-Петербурге названа в честь Агриппины Яковлевной Вагановой – выдающегося педагога и балерины. В начале XX века Ваганова стала солисткой Мариинского театра и за свои сольные вариации была прозвана «королевой вариации».

Академия русского балета в Санкт-Петербурге названа в честь Агриппины Яковлевной Вагановой – выдающегося педагога и балерины. В начале XX века Ваганова стала солисткой Мариинского театра и за свои сольные вариации была прозвана «королевой вариации».
© Агриппина Ваганова в партии Эсмеральды

Вац</p></div><div class=