Альгис жюрайтис биография личная жизнь

Альгис жюрайтис биография личная жизнь thumbnail

Альгис Марцелович Жюра́йтис (27 июля 1928, Рассеняй, Литва — 25 октября 1998, Москва, Российская Федерация) — советский, литовский и российский дирижёр. Народный артист РСФСР (1976). Лауреат Государственной премии СССР (1977), дирижёр Большого театра.

Биография[править | править код]

В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию (класс фортепиано С. Вайнюнаса), в 1958 — Московскую консерваторию (класс дирижирования Н. Аносова). В течение всей карьеры исповедовал романтическое направление в музыке.

Как дирижёр дебютировал в 1951 году в Литовском театре оперы и балета (опера С. Монюшко «Галька»). С 1947 года — концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории. С 1950 — концертмейстер, с 1951 — дирижёр Литовского театра оперы и балета. С 1955 года — дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. С 1958 года — дирижёр Москонцерта. С 1960 года — ГАБТ СССР. В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.

В равной степени отдавал дань увлечения и опере, и балету, музыке классической и современной. Его репертуар насчитывал более 60 названий. Он неоднократно выступал в роли дирижёра-постановщика, в частности, поставил оперы «Бал-маскарад» Дж. Верди (1979), «Сельская честь» П. Масканьи (1981, концертное исполнение), «Паяцы» Р. Леонкавалло (1982, концертное исполнение), «Вертер» Ж. Массне (1986), «Мазепа» П. Чайковского (1986). Постановкой «Вертера» дебютировала в режиссуре его жена Елена Образцова, с которой он неоднократно выступал и в Большом театре, и в концертных залах. Участвовал в постановке балетов «Спартак» А. Хачатуряна (1960), «Ванина Ванини» Н. Н. Каретникова, «Русские миниатюры» на сборную музыку, «Скрябиниана» на музыку Александра Скрябина в оркестровке Рогаль-Левицкого, (1962), «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна (1964), «Весна священная» (1965), «Асель» В. А. Власова (1967), «Видение Розы» на муз. К. М. фон Вебера (1967), «Лебединое озеро» (1969; римская Опера, 1977), «Икар» С. М. Слонимского (1971), «Иван Грозный» на муз. С. С. Прокофьева (1975, Париж), «Ангара» А. Я. Эшпая (1976; Государственная премия СССР, 1977), «Подпоручик Киже» на муз. Прокофьева (1977), «Ромео и Джульетта» (1978, Париж), «Раймонда» А. Глазунова (1984).

В отличие от большинства коллег Жюрайтис не использовал дирижёрскую палочку и управлял оркестром исключительно руками. Когда в Японии артиста спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую»[1].

Наиболее близкими друзьями дирижёра были оперные певцы Муслим Магомаев и Тамара Синявская[1].

По словам последней супруги Елены Образцовой, Жюрайтис был самым дорогим и любимым мужчиной её жизни; он обладал итальянским темпераментом, отдавал дань романтизму в искусстве и семейных отношениях, очень любил природу, до старости в нём жил ребёнок с присущими ему непосредственностью, детскими эмоциями и взглядом на мир. На склоне лет Жюрайтис крестился в православие с именем Александр[2].

В 1997 году Жюрайтис последний раз побывал на родине, дирижировал в Литовской национальной опере.

Скончался 25 октября 1998 года после диагностированного годом ранее в Литве онкологического заболевания.

Альгис Жюрайтис похоронен на Аксиньинском кладбище[3] в Одинцовском районе Московской области, неподалёку от загородного дома, где он жил вместе с Еленой Образцовой.

Письмо в газеты «Правда» и «Литературная газета»[править | править код]

11 марта 1978 А. Жюрайтис подписал опубликованную в главном печатном органе КПСС — газете «Правда» — большую статью («открытое письмо») под названием «В защиту „Пиковой дамы“»[4], в которой резко выступил против постановки в парижском Гранд-Опера оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» в оригинальной интерпретации режиссёра Юрия Любимова (музыкальная обработка Альфреда Шнитке, дирижёр Геннадий Рождественский):

«…Разве позволительно советским гражданам устраивать средневековое аутодафе над обожаемым советским народом, любителями музыки всей земли Чайковским, выступая в роли инквизиторов? Разве пристойно предавать нашу святыню ради мелких интересов дешёвой заграничной рекламы… Это преднамеренная акция разрушения памятника русской культуры…. Не проявили ли соответствующие организации попустительство этому издевательству над русской классикой?.. Все, кому дорого великое наследие русской культуры, не могут не протестовать против безнравственности в обращении с русской классикой и не осудить инициаторов и участников издевательства над шедевром русской оперы»[5]

Статья вышла в канун последней — генеральной репетиции оперы. Аналогичная статья появилась тремя днями раньше (8 марта 1978) в наиболее читаемой газете советской интеллигенции — «Литературная газета».

Примечательна история знакомства А. Жюрайтиса с партитурой будущей оперы. А. Шнитке вспоминал, что оставил клавир в библиотеке оперы и на его основании Жюрайтис и написал статью. М. Я. Геллер сообщал, что А. Жюрайтис, дирижировавший в то время в парижской опере советской постановкой, без разрешения заглянул в партитуру.[6]

Статья имела далеко идущие последствия: Юрий Любимов был обвинён в извращении отечественной классики, ему был закрыт выезд в Париж на генеральную репетицию. Постановка оперы, в нарушение существовавших международных договорённостей, была сорвана, что вызвало громкий международный скандал и последующий бойкот официальных культурных мероприятий СССР со стороны парижской Гранд-опера и других культурных учреждений Западной Европы.

А. Шнитке полагал, что А. Жюрайтис не был инициатором статьи, а за всей этой интригой проглядывалась фигура секретаря ЦК КПСС по идеологии М. А. Суслова.[7]

Звания, премии, награды[править | править код]

  • Заслуженный артист РСФСР (1968)
  • Народный артист РСФСР (1976)
  • Лауреат Государственной премии СССР (1977)
  • Лауреат международного конкурса Академии Санта-Чечилия в Риме (1968).

Семья[править | править код]

Жюрайтис был женат четыре раза, имел двух детей[1].

Дочь — Аудроне Жюрайтите, музыковед, профессор Литовской академии музыки и театра.

Сын — Алексей.

Жена с 1982 года и до конца жизни — Елена Образцова (1939—2015), певица (меццо-сопрано), народная артистка СССР (1976), лауреат Ленинской и Государственных премий России, Герой Социалистического Труда.

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 Юбилей Елены Образцовой
  2. ↑ Телеканал «Культура», 18 января 2015 года. Запись интервью Е. В. Образцовой
  3. ↑ Могила А. М. Жюрайтиса
  4. ↑ «Правда», 1978, 11 марта
  5. ↑ там же.
  6. ↑ см.: Геллер М. Я. Российские заметки, 1969—1979. — М.: МИК, 1999
  7. ↑ Беседы с Альфредом Шнитке. — М.: «Классика XX», 2003. — ч. 2, с.172
Читайте также:  Катя климова биография личная жизнь дети

Ссылки[править | править код]

  • Альгис Жюрайтис на веб-сайте Большого Театра
  • Некролог в газете «КоммерсантЪ»
  • К 80-летию со дня рождения Альгиса Марцеловича Жюрайтиса (недоступная ссылка).
  • Е. М. Раскатова. «Борьба за сохранение национального культурного наследия»: Идеологические новации власти в 1970-е годы и художественная интеллигенция. — Вестник ИГХТУ, 2006/1, с. 32-41
  • ОЗП

Источник

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис познакомились на сцене и не расставались 20 лет. Об их любви в Большом театре ходили легенды. Неизмеримый талант и страсть – вот то, чем наградила Елену и Альгиса судьба.

Ни о какой любви Елена Образцова даже не мечтала. Разве что о любви к музыке. Худенькая девушка, дитя войны, на тонких длинных ногах, в которых самым толстым местом были колени, уверенной походкой, вопреки воле отца пришла поступать в консерваторию. Ее взяли без экзаменов: редкий случай – приемная комиссия мгновенно разглядела в ней будущую оперную звезду.

Ноты, пюпитры, репетиции до поздней ночи – Елена не бегала на танцы, как ее сверстницы, учила и учила. «Ленка, останешься в старых девах!» – подначивали однокурсницы. Между собой ее даже прозвали монашкой.

Елена Образцова -биография личной жизни

Елене Образцовой исполнилось двадцать шесть, и слова подруг могли стать пророческими в личной жизни Образцовой, не встреть она в гостях у друзей импозантного и серьезного мужчину, физика Славу Макарова. «Вот мой будущий муж», – пронеслось в голове Образцовой. Так и случилось. Вячеслав -Петрович был старше, умнее, лучше разбирался в жизни.

В их отношениях он сразу взял на себя роль наставника. Елене нравилось, что он одержим служением науке так же, как она – музыке. Они поженились и прожили счастливо семнадцать лет. Пока не грянул гром…

Альгис Жюрайтис – биография, личная жизнь

В их доме бывали коллеги Елены Образцовой по Большому театру, в том числе Альгис Жюрайтис, известный литовский дирижер. Елена старалась каждый раз приготовить особенный ужин – Альгис был очень худым и не ел мяса. Но это была не единственная его странность. В Большом театре над Жюрайтисом часто подтрунивали – вегетарианец, йог, аскет. Он был необыкновенным человеком, гениальным дирижером.

Никогда не использовал дирижерскую палочку, управлял оркестром с помощью рук. Когда в Японии поклонники спросили, почему он не пользуется палочкой, Жюрайтис со свойственным ему остроумием ответил: «Палочками я ем, а не дирижирую». Он сочетал в себе несочетаемое: литовское хладнокровие уживалось со взрывным итальянским темпераментом, тяга к романтизму соседствовала с крайней необщительностью, а интеллект и огромный багаж знаний об искусстве и мире – с детской непосредственностью в выражении эмоций.

Будучи всю жизнь близок к буддистским идеям, уже в зрелом возрасте Жюрайтис крестился в православие с именем Александр. Всю свою необычайную энергию этот человек выплескивал на сцене, у него были сотни тысяч поклонниц во всем мире. А вот с личным – не везло. Альгис трижды был женат, у него были дочь и сын, которым он признался однажды, что не создан для семейного счастья. «Для этого тоже нужен талант, а я больше талантлив в музыке», – сокрушался он.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис: личная жизнь: За кулисами Большого

Нельзя сказать, что Жюрайтис не обращал внимания на приму Большого, красавицу певицу Елену Образцову. Ведь она тоже была незаурядной личностью. Вот она выходит исполнять свою коронную арию в «Кармен». Публика ахнула: неслыханное дело – оперная дива стоит на сцене босиком! Нигде, ни в одном оперном театре мира такого еще не было.

«Ну, скажите мне, откуда у бедной безработной цыганки деньги купить бархатные туфли с серебряными пряжками?!» – объясняла Елена свой смелый поступок. Она вообще всегда была смелой, почти хулиганкой. Кто еще в зрелом возрасте рискнет попробовать себя в драматическом искусстве и сыграет в спектакле Виктюка, похудев для этого на 28 кг за два месяца?

А в 74 году на «Новой волне» в Юрмале Елена Образцова решила похулиганить и спеть вместе с рэпером Тимати, чем потрясла публику до глубины души… Нет, если Альгис и говорил, что не замечал эту Необыкновенную женщину, то конечно, лукавил.

Однажды в темных коридорах Большого театра Альгис подошел к Елене и предложил спеть оперетту. Она была занята – собиралась на гастроли в Италию, поэтому отмахнулась: «Замечательно, я вернусь, и мы споем». А когда вернулась, Жюрайтис вдруг объявил: концерт оперетты даем через три дня. Как через три дня?! Она же не репетировала ни минуты! А там тексты на немецком, которого она не знала. Елена накинулась было на Альгиса, но встретила его растерянный взгляд – беспомощный, как у ребенка. Он не подумал…

Елена Образцова на сцене

И тогда Елена совершила для него этот подвиг: поставила ноты и читала с листа, но концерт спела. Когда занавес опустился, Альгис пришел в гримерку к Елене. Ему не нужно было ничего говорить – она все поняла. Между ними как будто искра пробежала. Случилась любовь, которая разрушила всю предыдущую, налаженную личную жизнь.

Этому не предшествовало никаких ухаживаний, цветов, свиданий. Но они оба поняли, что должны быть вместе. «Все, что я делаю на сцене, – это о любви и ради любви. Когда человек перестает любить, он уже не может быть артистом. Певец обязан жить страстями, а не лежать в вате, боясь простудиться. Любовь – Божий дар, от которого нельзя отказываться», – говорила в интервью Елена Образцова.

Читайте также:  Лидия русланова биография личная жизнь мужья дети

В театре ничего не скроешь, об их романе быстро узнали, у людей был шок. Все привыкли, что Образцова очень скрытная и строгая и на легкомысленные поступки не способна. Ей говорили: «Ты с ума сошла! Зачем тебе Жюрайтис?»

Они катались вдвоем на машине, по вечерам бродили по улицам, взявшись за руки, словно подростки. А ведь Елене было 43, а Альгису – 54. Скрывать вспыхнувшие чувства было нелегко, особенно Образцовой. Но она переживала за реакцию дочери, которая в это время заканчивала школу. Решили дождаться, когда Леночка сдаст экзамены и поступит в университет. Но однажды Лена сказала матери: «По-моему, Альгис тебя любит». Образцова попыталась обернуть все в шутку, но дочь уже все поняла. И рассказала отцу…

«Слава, ну что ты молчишь?! Разве ты не хочешь меня удержать? Сделай что-нибудь!» – в отчаянии заламывала руки Елена. На что муж лаконично ответил: «Это любовь. Что тут сделаешь?» Она знала, что он прав. Ей было больно уходить из семьи, но без Альгиса жить, есть, дышать она уже не могла. Тогда состоялся концерт – самый ужасный в ее жизни. В зале сидели оба: Альгис и Вячеслав. Они ждали, когда она сделает свой выбор. А выбора у нее уже не было…

Уход к любимому обошелся Елене очень дорого: дочь Леночка осталась с папой и два года общалась с матерью только по телефону, называя ее Еленой Васильевной. Материнское сердце разрывалось на части. Такого удара она не ждала. Но Образцова решила бороться за своего ребенка. И пусть пришлось выслушивать много гадостей, страдать, но потом с Леночкой они стали лучшими подругами, жить друг без друга не могли. Елена знала, что рано или поздно дочь ее поймет. Так и случилось – когда та выросла, вышла замуж, а потом развелась с третьим своим мужем, родила сына…

Елена и Альгис прожили вместе двадцать лет, как один день. Не было ссор, размолвок, упреков. Их объединяла общее дело – музыка, они оба принадлежали искусству. Много ездили вместе и по заграницам, и по России, вместе ставили спектакли. Елена впервые почувствовала себя абсолютно счастливой: рядом с ней был не только любимый мужчина, но и единомышленник. Ей больше не нужно было выбирать между семьей и работой.

Не нужно доказывать свое право на служение искусству. Не нужно ничего объяснять – Жюрайтис понимал все по ее глазам. Цена, которую Образцова заплатила за свою любовь, себя оправдала. Альгис очень любил ее руки, не было дня, чтобы он не сделал супруге массаж и не перецеловал их. Когда они ссорились, Елена сердилась: «Не трогай меня!» А он говорил: «Но они же не виноваты!» – и показывал на ее руки. И она все прощала.

Елена вспоминала: «Он был все время разный. Засыпая вечером, я никогда не знала, с каким человеком проснусь утром. Разговорить его было непросто – очень замкнутый был человек, но когда он начинал говорить, я просто заслушивалась. Вообще-то он молчун был и любил одиночество. Сначала я никак не могла этого понять: в нашем женском представлении, если любишь человека, хочется быть с ним как можно больше. Альгис очень меня любил, но ему хотелось одиночества: уходил на лыжах в лес или уезжал куда-то далеко на велосипеде… Потом я поняла его, и жизнь у нас наладилась».

Однажды во время гастролей Елена сидела в номере, ждала его звонка. И так рванулась к телефону, что сломала палец на ноге. В четыре часа ночи ее увезли в больницу, наложили гипс, и все концерты она пела в инвалидной коляске. Альгис в этой коляске ее возил по городу.

Он всегда дарил ей цветы. А иногда приходил домой и сообщал: «Сегодня я “Жизель” играл для тебя». И все адажио в «Лебедином» были для нее, она это знала. В антракте Альгис обязательно шел ей звонить, и это тоже был подарок. А она, когда могла, старалась заглянуть в антракте к нему в дирижерскую комнату. “Он лежал на диване в черных брюках и белоснежной рубашке, лицо у него было одухотворенное, и я его в эти минуты очень любила…” -признавалась Елена Образцова.

Страшный диагноз

Все оборвалось в одно мгновение. У Альгиса обнаружили рак, сделали операцию. Врач сказал Елене, что ему осталось три месяца. Он прожил полтора года… Все это время Елена была рядом с мужем, поддерживала его, строила планы. Уверяла, что он поправится, а у самой кошки скребли на душе. Наступила черная полоса: Елена упала на сцене и сломала руку, потом ограбили их квартиру и в завершение мук – умер Альгис.

Жить без него Образцова не хотела. Она оставила сцену, на два года сделалась отшельницей, пока друзья не втянули ее в работу. «Я очень любила моего мужа. Я и сейчас очень его люблю…» -постоянно говорила Елена.

…Елена Васильевна Образцова ушла из жизни 15 января 2015 года, пережив мужа Альгиса Жюрайтиса на шестнадцать лет. В память об этой гениальной паре остались записи концертов, интервью, телепередачи. Но главное, чему они научили нас своим примером, это то, что настоящая любовь есть, и она преодолеет все, если ее не предать.

Читайте также:  Певица чили биография личная жизнь

Источник

Когда она выходила на сцену театра, зал вставал. Ее голос, наделенный невероятной силой и красотой, заставлял людей плакать и смеяться, сопереживая ее героиням. В лучах славы Елены Образцовой можно было затеряться. Но рядом с ней находился не менее талантливый человек, чем она сама – ее муж Альгис Жюрайтис. Она принесла серьезную жертву в дар своему чувству. И точно знала, что все было не зря.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <

Электрический разряд

Елена Образцова в роли Кармен впервые вышла на сцену босиком. / Фото: www.voxxter.ru

У Елены Образцовой была хорошая семья. Муж, Вячеслав Макаров, был ученым, физиком-теоретиком. В то время, когда Елена Васильевна гастролировала по всему миру, он воспитывал дочь и занимался хозяйством. Альгис Жюрайтис часто бывал в их доме. Супруги старались поддержать его после развода, готовили для него специальные вегетарианские блюда, потому что мясо он не ел, слыл аскетом и увлекался йогой.

Ни Елена Васильевна, ни Альгис Марцелович не проявляли друг к другу никаких чувств, кроме дружеских. И даже представить себе не могли, что когда-нибудь станут мужем и женой.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <

Все случилось в один миг. Мужа Елены Васильевны отправили на картошку, и он попросил Альгиса встретить супругу с гастролей. Он вошел в купе с огромным букетом, дежурно поцеловал ее. И обоих поразило, будто электрическим разрядом. С этого момента вся их жизнь резко переменилась. Дальнейшее существование друг без друга казалось просто немыслимым.

Альгис Жюрайтис. / Фото: www.aveclassics.net

Это было больно. Елена Васильевна разрывалась между двумя чувствами: любовью к своей семье, которую ей предстояло разрушить и любовью к Альгису. Когда она попросила мужа сделать что-нибудь, помочь ей справиться, он лишь развел руками. Разве можно противостоять любви?

Когда она в очередной раз вернулась с гастролей, мужа с дочерью в квартире уже не было, они переехали на дачу. Переживали все. Дочь, переживавшая возраст, в котором мир бывает только черным или белым, без полутонов, долгое время не могла простить мать. Она отказывалась общаться с ней, а по телефону обращалась исключительно по имени отчеству.

Елена Образцова с дочерью. / Фото: www.pomnipro.ru

Но Елена Васильевна не могла себе позволить потерять единственного ребенка. Она постоянно звонила, передавала подарки, помогала материально. Но Лена-маленькая смогла понять маму, лишь сама пережив несколько разводов. Они все же стали подругами, Елена Образцова и ее дочь, тоже избравшая для себя профессию оперной певицы.

Любовь сквозь музыку и музыка сквозь призму любви

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис. / Фото: www.dp.ru

Ее называли Еленой Прекрасной и лучшей Кармен ХХ века, а она больше всего любила в русском репертуаре роль Марфы из оперы Мусоргского «Хованщина», а в зарубежном – Сантуццу из “Сельской чести”. Обе партии отражали внутренний мир самой актрисы, цельность, силу и глубину ее натуры, способность большой любви и страсти.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис на сцене. / Фото: www.drozdova-nina.ru

Альгис Марцелович мог бы затеряться в лучах ее славы, если бы сам не был сполна наделен талантом. Он дирижировал ярко и самозабвенно, одними пальцами. Она стояла на сцене в лучах софитов, а он вел ее сквозь музыку. Им было интересно вместе, потому что жили они, как одно целое. При этом они были настолько разными, что постороннему человеку было непонятным, как они живут вместе. Елена Васильевна была открытой, общительной, коммуникабельной. Она любила хорошие шутки и долгие уютные разговоры вдвоем

Елена Образцова. / Фото: www.facecollection.ru

Альгис Марцелович был очень закрытым и молчаливым. Иногда казалось, что он живет с какой-то неизбывной раной на сердце. Иногда ей удавалось разговорить мужа, тогда открывался ей его внутренний мир. Он мало говорил ей о любви, но купил кабриолет, чтобы катать ее по окрестным лугам: она очень любила аромат полевых цветов. Они проживали свою любовь, наслаждаясь каждым мгновением. Их чувства находили свое выражение в потрясающей музыке. И жизнь, и счастье казались вечными.

Альгис Марцелович, всю жизнь симпатизировавший буддисткой идеологии, на склоне лет вдруг принял христианство и был крещен в православии, получив имя Александр.

«Ибо крепка, как смерть, любовь…»

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис. / Фото: www.stihi.ru

В 1997 году у него диагностировали онкологию, а через год, 25 октября 1998 его не стало. Елена Васильевна скорбела два года. Помогла пережить ей утрату музыка. Музыка, так ярко отражавшая ее чувства.

Она продолжала любить его и после его ухода. Когда ей поставили страшный диагноз, Елена Васильевна не сдавалась. Она выходила на сцену пока были силы. А потом ушла в иной мир с надеждой, что там ей Бог даст еще попеть.

>> КУЛЬТУРОЛОГИЯ: Интересное о культуре, искусстве и жизни <

В память об этой паре остались записи с потрясающей музыкой, оттененной великолепным голосом Елены Прекрасной.

Елена Образцова и Альгис Жюрайтис в момент первой встречи не могли предположить, что будут когда-нибудь вместе. История взаимоотношений Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской служит доказательством существования любви с первого взгляда.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/010319/36084/

Источник